Учение Фомы Аквинского о государстве и праве



Фома Аквинский (1225-1274 г) Работы: «О правлении властителей» «Сумма теологии» Рассматривая государство, считает, что деятельность монарха схожа с активностью бога «Как бог вносит сначала в мир организованность и стройность, так и монарх сначала создает государство, а затем им управляет». Он оправдывает и считает необходимым вмешательство клира в дела правления. 3 элемента гос. власти:

1. Сущность власти 2. форма происх-ния власти 3. исп-ние власти

1. Заключается в отношениях господства и подчинения, данный порядок заведен богом, значит власть это божественное установление. 2 Конк. формы конституирования власти м/б дурными и несправедливыми. 3. Пользование гос. власти м. выражаться в злоупотреблении ею. Из этого следуют выводы: 2 и 3 элементы гос. власти могут быть лишены печати божественности. Развивая идею господства церкви считает, что насколько действия правителя отклоняются от воли церкви, настолько они противоречат интересам церкви, что позволяет подданным оказывать этим действиям сопротивление. Но это право может быть реализовано ими только с согласия церкви и папства. Идеальная форма правления - монархия, т.к. она наиболее сходна с мирозданием и человеческим организмом, где голова руководит всем телом. На протяжении всей истории  именно монархические государство были наиболее устойчивыми и преуспевающими. 2 разновидности монархии: 1. Абсолютная (вся власть в руках) 2. Полит (власть основывается на Z и правитель принимает решение с учетом общего решения крупных феодалов). Т Z: Все Z связаны нитями субординации, а не существуют отдельно. На верху пирамиды: 1. Вечный Z (универсальные Z, общие принципы божественного разума, заключенные в боге, а остальные Z производны от него). 2. Естественный Z как отражение вечного Z в человеческом разуме. 3. Человеческие (позитивные Z, которые конкретизируют естественный Z). Считает, что третий может менять свое содержание, при этом общее в человеческих законах различных стран образует право народов, а специфические - право граждан того или иного государства. Источником первого является библия. Он необходим по 2 причинам: - третий не способен полностью истребить зло. - Задача первого помочь человеку достичь представлений о правде и справедливости. Второй он определяет через понятие справедливости, под кот. подразумевает воздаяние каждому по заслугам. Равенство - это то, что рождает третий. Правовым третий будет только тогда, когда он не противоречит второму.

Политические идеи средневековых ересей.

Монополия христианской церкви на идеологию, политику, а в последствии и право, установившаяся после признания христианства в качестве официальной религии, не могли не подвергнуться критике. Течения, отступившие от официальной одобрения догматов христианской религии, получили названия ересей (в переводе с греческого - "учение").

Ереси имели свои гносеологические и социально - политические корни. Гносеологические корни представляли собой естественное стремление мыслящего человека объяснить при помощи разума основные догматы христианской веры (о троичности божества и богочеловечности Христа). Социально - политические корни исходили от недовольства масс, страдавших от эксплуатации и насилия.

Характеристика содержания ересей может быть только конкретно-исторической, т.к. на различных этапах они существенно отличались. Однако можно выделить и некоторые общие черт: все ереси видели идеал в раннем христианстве, только более умеренные из них ограничивались усилиями переустройства религиозно - церковной жизни, а более радикальные - всех сфер жизни общества. Ереси возникают в центрах интеллектуальной жизни общества, которые совпадают с центрами развития ремесла и торговли, а значит, и социально-политической жизни.

К IV в. сосредоточились в Восточном Средиземноморье. Развивающиеся города востока дали богатый спектр ересей: Арианство (Александрия), Несторианство (Константинополь), Донатизм (Карфаген) и др.

Первые ереси возникли на почве так называемых трилитарных споров, т.е. полемики по вопросу об истолковании догмата о троичности божества. Официальная церковь защищала краеугольный догмат христианской веры о святой троице (Отец, сын и дух святой - суть "то же самое" триединое божество), а ее оппоненты доказывали, что бог-сын, т.е. Иисус Христос, не может быть равен богу-отцу, а лишь подобен ему (анриане), причем некоторые из еретиков видели в Христе только человеческую породу (несториане). В политическом плане первые ереси хотя иногда и смыкались с широким народным движением (донатизм), но чаще отражали пассивный социальный протест, этические противоречия и сепаратистские устремления отдельных провинций Восточной префектуры.

Второй значительный всплеск еретических учений связан с подъемом ремесла и торговли в городах Западной и Южной Европы в XI -XII вв.

В западных областях Болгарии (ныне Босния) возникает движение Богомилов (богомольцев); в Ломбардии, на севере Италии появляются Патерены; в Лионе, на юге Франции - Вальденсы (последователи Пьера Вальдо, богатого купца, который отдал свое имущество беднякам), а в Лангедоке, тоже на юге Франции - Альбигойцы. В истории все эти ереси вошли под названием "Катары" (чистые).

Богомилы обратили внимание на то, что уже в самом начале Нового завета ясно сказано о двух потусторонних силах: доброму богу Христу противостоит злой дьявол, которому, как там же сказано, принадлежат все царства мира. Из сопоставления этих идей с текстом: "никто не может служить двум господам ... не может служить богу и маммоне (богатству)", с неприложностью следует, что дьявол (злой бог) и есть богатство. Выводы из этого делались достаточно конкретные: в богомильские сказаниях образно описано как дьявол, когда изгнанный из рая Адам, стал пахать землю, взял с него кабальную записку - на него самого и на все его потомство, поскольку земля присвоена им, дьяволом. С тех пор крестьяне и пребывают в кабале у слуг дьявола, захвативших пахотные земли.

По своему богословскому содержанию ереси катаров были направлены на критику основ католической догматики. Продолжая традиции ариан, катары выступили против ортодоксальной трактовки трилитарного вопроса. От несториан они унаследовали очень высокие требования к миру. Средневековое духовенство не соответствовало нравственным требованиям катаров, поэтому за ними не признавалась роль посредника между богом и мирянами.

Новым элементом учения стало отрицание церковного культа и семи христианских таинств, требования дешевой церкви - без церковной десятины, без многочисленного клира, без крупной феодальной собственности.

Для искоренения ереси организовали ряд крестовых походов (альбигойские войны), учредили инквизицию и нищенствующие ордена (домиканцы и францисканцы). Наконец, стремясь выбить из рук еретиков грозное оружие -священное писание, папа Григорий VII издал буллу (1231 г.), запрещавшую мирянам читать Библию.

Во второй половине XIV -XV в. - новый подъем религиозного диссиденства. В еретических движениях отчетливо вырисовывались два самостоятельных течения: бюргерская и крестьянско-плебейская ереси. Брюгерская ересь выражала интересы горожан и части низшего дворянства, была направлена главным образом против попов, на богатства и политическое положение которых она нападала. Эта ересь требовала восстановления простого строя раннехристианской церкви, упразднения монахов, прелатов, римской курии. Видные представители: доктор богословия и профессор Оксфордовского университета в Англии Джон Уиклиф (1324 -1384 гг.) и чешский теолог Ян Гус (1371 -1415 гг.).

Широкие массы городских низов и крестьянства привлекали идеи возврата к простому строю раннехристианской церкви и особенно переустройства жизни на началах социальной справедливости. Плебейские еретические движения представлены выступлениями странствующих священников лоллардов в Англии (требовали передачи земли крестьянским общинам и освобождения от крепостничества. Пытались на практике реализовать простой, аскетический образ жизни ранних христиан). И табористов во главе с Яном Жижкой в Чехии.

Объединенными усилиями церковных и светских властей и лолларды и табориты были разгромлены.

Вывод: Несмотря на разгром, оппозиционные церкви идеи сохранились в народе. Они подготовили почву, а частично вышли в духовный арсенал широкого общественно-политического движения в ряде стран Западной и Центральной Европы, известного в истории как Реформация.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!