Боден и его учение о государстве



Жан Боден (1530-1596 г). Основные произведения; «6 книг о республике» (его имя это синоним суверенитета)

1. Особенность учения о государстве в том, что рассматривалось государство как семья. Семья - это основная социальная ячейка в обществе. Государство - это множественность семей, управляемая сувереном в соответствии с правом. Организация правления в семье является достаточно оптимальной. Оптимальная форма правления для него это королевская власть с элементами демократии и аристократии. Право и справедливость два взаимосвязанных понятия, но два других понятия: норма и приказ - Право базируется на справедливости, норма на приказе. Суверен не создает право, он создает норму, а значит приказ. Восприятие власти, т.е. государства - народ вправе передать власть от одного гражданина к другому как свое собственное имущество. Поэтому суверен один из граждан.

2. Понятие суверенитета. Суверенитет - длительность, постоянность, неограниченность. Выражается в 5 чертах (т.е. власть суверенна, когда обладает чертами): 1. Издание Z 2. решение Z войны и мира 3. назначение должностных лиц 4. суд последней инстанции 5. П на помилование

3. Выделение 3 типов государства: 1. Законное государство, подданные управляются Z суверена, принимаемыми в соответствии с Z природы, с сохранением естественного П подданных, значит у них есть П убрать суверена, если его Z не соответствуют Z природы. 2. Вотчинное (сеньориальное) государство, правление силой оружия по принципу силы. 3. Тираническое государство - правитель отвергает синьориат, естественное П подданных и распоряжается их имуществом как своим собственным. Для Бодена государство - цель, для Макиавелли - средство.

Томас Мор, Талаза Кампанелла,

Томас Мор (1476-1535 гг). Юрист, государственный деятель, лорд канцлер Англии, хранитель печати.

1516-1571 г опубликована книга «Утопия». Основные идеи: Последователь Платона, выписывает модели идеального управления и идеального общества по принципам:

1. Ликвидация гос. собственности. 2. Обязательность труда. 3. Общность имущества. 4. Выборные системы правления.

1. 30 семей избирали феларха, 10 фелархов - протофеларха, собрание фелархов - пожизненного принцепса из 4-х кандидатур, предложенных городом.

2. Сенат, который избирается населением

Томаза Кампанелла (1561-1639) «Город солнца», 29 лет сидел в одиночной тюрьме, где написал книгу.

Основные идея: Взаимосвязь соц. управления с определенным видом человеческой деятельности. В городе солнца 7 систем управления, военное управление - мощь, во главе которой правитель, который назначает 3-х начальников, каждый из которых назначает 3-х других. Наука - мудрость, воспроизводство - любовь и др. Во главе этого города метафизик, который будет править, пока не поятся более умный.

Учение Гуго Гроция о государстве и праве (1583-1645 г)

Основоположник 3 осн. мировых идеолог.систем: 1. Рационалистич. доктрина происхождения Г и П. 2. Отец современного м/н права. 3. Идея единого м/н правопорядка. Осн. работы: «О праве войны и мира» 3 тома, «О праве добычи», «Введение в изучение права Голландии».

Осн. позиции: 1. Т естественного П и юриспруденции. 2. Понятие государства, его сущность. 3. Формы правления. Учения о войне и мире: 1: 1. Впервые стал анализировать Г и П не с позиций политики, а юриспруденции. Четко развел предмет юриспруденции и полит. науки. Предметом юриспруденции является право и справедливость, полит. науки - польза и целесообразность. 2. Зафиксировал, что юриспруденция состоит из 2 частей: а) естественная, неизменяемая, вытекающая из чел. природы; б) это та, источником которой является воля человека (волеустановленное П), кот. разделил на 2 части: - установление государства договором, - божественное П, гос. Z, П народов. 3. Волеустановленное П д. всегда соотв-вать естественному, разрушение этого соответствия ведет к несправедливости. 4. Естеств. П является основанием и критерием в определении должного и не должного в отношениях между людьми. 5. Естественное П - это право данное, вытекающее из человеческой природы в общении с ему подобными и установление на этой основе правил общежития, которые собственно и являются источником П. 6. Естественное право незыблемо и вечно и даже его законодатель - Бог не в состоянии его исправить. 7. Матерью естественного права является сама природа человека. 8. Соотношение права и силы есть соотношение естест. права и волеустановленного права. 9. Причиной возникновения и бытия всех полит. явлений выступает само естест. П, по отношении к которому польза и целесообразность есть лишь следствие. Учение о государстве: 1. Договорная природа происхождения Г есть результат логичного развития чел. общества, а не страх перед возможным насилием, уничтожением человека человечеством. 2. Частная соб-ть  имеет договорную природу происхождения, договорность проявляется по след. основным: - Раздел (мое и не ваше). - Молчаливое согласие по факту владения (включая воровство). - Договорная природа происхождения государства нивелирует право подданных на сопротивление и оно возможно лишь в искл. случаях. Понятие государства: Г - это союз свободных людей, заключаемый ради соблюдения права и во имя общего. Следует 2 традиции:

1. Аристотелевская (гос-во как высшая и совершенная форма общения людей) 2. Цицерон (простая общность людей и функция защиты, общей пользы). Г чисто человеч. образование, одобренное богом. 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 415; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!