Политическое и правовое учение Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632-1677)



Один из основоп-ков рационалистической доктрины П. Работы: «Богословско-полит. трактат», «Полит. трактат», «Этика, доказанная геометрическим методом». 1. Естественное П 2. Понятие верховной власти 3. Понятие свободы 4. Пределы дозволенного поведения государства. 5. Формы правления. 6. Немного о войне и мире.

Приверженец учений Пифагора и дедуктивно - аксиоматическое, математические геометрические методы основополагающие.

Естественное право: 1. Z природы, данные богом открываются разумам человека, т.е. он раскрывает идею послед-ого изучения мира.

2. И природа, и естеств. право определяет отношение человека к человеку как врага («война всех против всех», «человек чел. враг»)

3. Все люди равны по рождению, но не равны по возможностям. 4. Договорная основа происхождения государства - это итог самосохранения челов. общества. 5. Открыл всеобщий Z: из двух благ выбирают большее, из 2-х зол выбирают меньшее. 6. Критиковал Т политики, т.к. в ее основе идеальное, а не реальное «не надо ничего открывать, все и так существует». Верховная власть: 1. Это власть, установленная свободным народом, а не приобретенная по П войны. 2. Это тождество государства и суверенитета. 3. Непоколебима, если даже она калека. 4. Лишь она знает, как должно следовать и как не должно следовать. 5. Гражданское П, уст. верховной властью есть следствие естественного П. Соотношение гражд. состояния и ест. П гос. суверенитет есть высшее суверенное право государства, человек, вступая в ГС не теряет естественного П. Понятие свободы: 1. Человек свободен, т.к. он руководствуется разумом. 2. Свобода - это разумная необходимость. 3. Цель любого государства - свобода. Вывод: если гос. власть нарушает уст. договорной порядок, то у людей возникает право на сопротивление. Соотношение суверенитета и свободы для него это понятия тожд. в части понятия государства. Пределы дозволенного поведения государства: 1. Определение обществ. пользы/общ. интереса. 2. Предел дозволенности опр-ся природой самих подданных. Чел. либо боится угрозы Г либо согласен со своим гражд. состоянием. 3. Понятием государства не м/б то, против чего негодует, выступает большинство. 3 формы правления: 1. Демократия (более оптимальная) 2. Монархия 3. Аристократия 2 последних более реальные. Оптим. форма гос. устройства – фед. арист. республика. Немного о войне и мире: 1. Чем большее количество государств вступает мирный договор, тем ниже степень страха и недоверия между ними. 2. Вопросы войны и мира опр. пользой государства

Политико-правовое учение Гоббса (1588-1679).

 «Философское начало учения о гражданине», «Левиафан».1. Естественным состоянием существования развития человеческого общества является война всех против всех, основу этой войны составляют 2 вещи: эгоизм и коллективизм. Преодоление этого противоречия в том, что человеческий страх, его инстинкт самосохранения соединился с естественным разумом, что приводит к установлению естественных законов (около 15 Z):

- необходимо стремиться и следовать миру. - Каждый должен отказаться от своих прав в той мере, в которой это необходимо для интересов мира и самозащиты. - Каждый должен соблюдать заключенные соглашения, это является источником справедливости. - Не делай другим того, чего не желаешь себе.

Естественный Z - это свобода делать что-либо или не делать что- либо. Позитивный Z - это предписание делать что либо или не делать что либо.

Естественный Z это разум, а позитивный Z это сила.

Государство. Учреждение государства происходит только для того, что бы преодолеть естественное состояние войны всех против всех. «Лучше политический абсолютизм, чем постоянные, необузданные конфликты частных интересов» Государство для Гоббса есть абсолютный гарант существования и обеспечения реализации естественного Z.

2 формы государства: 1. Политические формы. 2. Приобретенные по праву войны (основанные на приобретении с помощью силы).

формы правления: 1. Демократия 2. Аристократия 3 . Монархия

Считал монархию оптимальной формой и являлся сторонником абсолютной монархии. С его точки зрения монарх стоил над законом и ему по существу принадлежит монополия на жизнь и смерть его подданных. Основной долг монарха - забота о народе. Народ обладает правом на восстание, но лишь тогда, когда действия монарха реально угрожают жизни подданного. Установил аналогию м/у государством и человеческим организмам.

Учение Локка о государстве и праве(1632-1704)

1668 г. устанавливается конституционная монархия в Англии. «2 трактата о государственном правлении». Общие позиции: 1. Является основоположником раннебуржуазной доктрины либерализма. 2. Его учение занимает компромиссное положение м/у крайне правыми (кальвинисты) и крайне левыми.

Поддерживал следующие общие идеи: 1. Идея естественного права. 2. Идея права народа на восстание против тирана. 3. Народный суверенитет.

4. Общественно договор. 5. Сбалансированность властей.

3 блока: 1. Государство. 2. Z. 3 . Разделение властей

Государство: 1. Государство - это совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между людьми и наказывать преступников,

2. Лишь в государстве существует политическая власть, существо которой в том, что бы принимать законы и обеспечивать их реализацию.

3. Наличие государства не исключает прав личности, а наоборот призвано укреплять их.

4. Неотчуждаемые права личности - это граница, до которой может действовать государство. К неотчуждаемым правам относятся: - право народа на восстание. - право народа (нации) на определение оптимальной формы правления. - Право на жизнь.

Z. 1. Это мера дозволенного поведения и одновременно конституирующий признак государства. Закон должен быть стабилен и длителен во времени, Z д/б обязателен к исполнению для всех граждан государства. 2. «Нельзя достичь блага всех не защитив свободу каждого». При этом свобода это все то, что определено Z.

Разделение власти: Формирует классическое разделение властей и дает характеристики:

1. Законодательная власть - власть верховная, но не абсолютная, только она вправе принимать законы.

2. Административная власть - самостоятельна в рамках принятого Z.

3. Судебная власть - независима при принятии решения о законности или незаконности поведения человека. Впервые научно проводит соотношение народного суверенитета и суверенитета государя.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!