Политические воззрения А.М. Курбского



Андрей Курбский. Основные произведения: «Письма Д.М.Курбского», первое - Ивану Грозному, и еще два.  В 30 лет бежал и пошел на службу к Черному Родзевилу. Был блестящим воеводой. С Грозным были друзьями, но колебания в психике Грозного привели к ссоре. Основные позиции:

1. Критика разгона Рады, он видел два направления в развитии России:а) создание сословно-представительного правления на основе соборности в центре и на местах. б) Введение принципа неограниченного правления (опричнина),

2. Впервые сформулировал право на восстание: приближение конца насилия.

3. Понятие «беззаконие» - это не только не соблюдение закона, но и принятие заведомо неисполнимого закона.

4. Критика правосудия, в первую очередь вынесение заочных приговоров, в т.ч. смертной казнь, принцип ответственности до 7 колена, презумпция невиновности, пытки и выколачивание признаний. «Никогда не берите себе советника умнее себя».

Политические взгляды Ивана Грозного

Иван Грозный. Заложил основы российского государства. Основные идеи: 1. Введение опричнина как особой формы гос. службы (была также земщина - 1554 г). Опричнина формировалась как институт без прямого влияния наследования, происхождения, т.е. разночинная. 2. Единственным законным основанием для занятия престола является наследование. 3. Создание мощного централизованного государства с жесткой вертикалью власти («от моря -до моря» - каспийское и белое моря). 4. Абсолютная власть монарха, ничем не ограниченная. Монарх сам себе Z, не м/б преступен, неподсуден, если согрешит, то ответит перед Богом. 5. Безусловное подчинение церкви светской власти. 6. Создание мощного войска, способного вести и обеспечивать наступательную политику России в мире (Казанский, Астраханский поход), увеличилась территория. 7. Правосудие под монархом. Монарх как главный, верховный судья. 8. Жесточайшее преследование инакомыслия, оппозиции, т.е. введение идеологического и политического террора. 9. Ввел принцип коллективной ответственности до 1 колена.

Общая характеристика политических и правовых учений европейского Просвещения.

Просвещение — влиятельное обще культурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.

Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них основные свои надежды на пришествие «царства разума» связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей и с ликвидацией реакционных феодально-аристократических установлений, нравов, традиций. Просветители стремились доказать, что прогресс истины непосредственно сопряжен с исторической поступью свободы, что он приближает наступление свободы для всех людей.

Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, на преодоление темноты и невежества масс и на внедрение в общественную жизнь ценностей, основанных на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального и эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, а также качеств истинного человека и гражданина.

Отмеченные моменты присутствовали в Просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, колоний Северной Америки и других стран, хотя и в разных формах, пропорциях, отражая национальные и общественно-исторические особенности соответствующих государств, взаимодействуя с иными идеологическими факторами. Просвещение и создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и направление развития науки о государстве и праве, образуя один из самых значимых для нее духовных факторов.

Просвещение зародилось и поднялось в XVII в. (ранний этап), но свои наиболее выразительные черты оно обрело в XVIII в. Вданный период в авангарде просветительского движения — особенно в том, что касалось разработки политико- юридической проблематики — находились выдающиеся французские мыслители.

на идеологию Просвещения, в частности на его политико-правовые проекты, явился консерватизм, представлявший собой романтическое мировоззрение, ориентированное на защиту шедших из глубины веков традиционных устоев общественной жизни. Будучи комплексом охранительных по своей направленности взглядов, он всячески отрицал необходимость радикальной ломки этих устаревших устоев. Политические и юридические идеи сторонников консерватизма сделались заметным и неотъемлемым элементом европейской политико-правовой мысли конца18 — начала XIX в.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!