Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв.



Строить юридическую науку на светской основе в Германии первым начал Самуил Пуфендорф(1632-1694 гг.). У него естественное право выглядело универсальной социальной этикой, нормы которой должны были регулировать поведение всех людей независимо от их ранга и имущественного положения, государственной принадлежности и политических убеждений. Всем без исключения индивидам свойственно нечто их объединяющее - стремление к жизни с ближним.
Исходным пунктом построений является концепция естественного, догосударственного общества. В естественном общежитии нет «войны всех против всех». Бог - инициатор создания государства. Но этот желаемый самим богом институт не может возникнуть без предварительного свободного согласия людей. Правовые основания государства суть два договора: собственно договор и постановление. По первому договору отдельные индивиды соединяются в устойчивое целое. Затем они выносят постановление о приемлемой для них форме правления. Это постановление обязывает избранного властителя заботиться о благе народа, а граждан - подчиняться власти. Душу государства составляет отчуждаемая народом правителю единая верховная власть, которая имеет неограниченные полномочия. Он отдавал предпочтение абсолютной монархии, т.к. в ней наилучшим образом смогут осуществляться цели государства.
Назначение государства - быть надежной порукой порядка и спокойствия в человеческом роде. Оно должно твердо поддерживать внешнюю безопасность людей, не позволять церкви вмешиваться в практическую мирскую деятельность; прерогатива духовенства - убеждения и совесть человека. Государство неизбежно ущемляет естественную свободу граждан, но не отменяет ее совсем. Оставшаяся часть естественных свобод (свобода вероисповедания, право собственности и т.д.) неприкосновенна; это область частной жизни индивида.
Борьбу за освобождение юриспруденции из тенет богословия продолжил Христиан Томазий (1655-1728). Государство, по его мнению, возникло из договора в результате того, что на пути людей, не знавших частной собственности и жаждавших блаженной жизни, появились различные препоны.
Томазий проводит различие между правом и моралью. Специфическим признаком нормы права является ее принудительность, возможность навязывания права физической силой. Нравственность обращена к отдельному человеку и воздействует на внутренний мир индивида; право оберегает внешний мир и регулирует отношения между многими людьми. Он ставил мораль выше права.
Христиан Вольф (1679-1754) - немецкий энциклопедист. Лейтмотив его учения - тезис о влечении человека к счастью. Бог вдохнул в людские души тягу к совершенствованию. Она заставляет делать добро, избегать зло и предпочитать лучшее худшему.
Происхождение и сущность государства Вольф рисует примерно в том же духе, что Пуфендорф и Томазий. Вольф был против произвола и безграничного княжеского абсолютизма, подчеркивая пользу сословного представительства в монархиях.

Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича

 (1616-1683)

1661-1676гг. - ссылка в Тобольске. 1683г1. - погиб при захвате венгерской крепости. Трактат «Политика»

Государство:- Власть семей божественную природу происхождения. Король - это явление божественное; он философ, мудр и т.п.

- Основной принцип преемственности власти - наследование, который не учитывают женщины и иностранцы. - Главная обязанность короля это 4 вещи: обеспечение веры, суд, мир, дешевизна. - 3 формы правления правильные и неправильные.

1. самовладство (идеальная форма) (п.) - тирания (н.) 2. власть боярская (п.) - олигархия (н.) (представительская) 3. общевладство (п.) - анархия (н.)

- отрицал республику - сумма гарантий непревращения самовладства в тиранию: король-философ, хорошие Z, нормативная регламентация всех сословий и чинов. - выделял 2 формы рабства: социальное (крепостничество), политическое (подданство).

Z: 1. Хороший Z - это божественный, естественный, соответствующий природным установлениям. 2. Z есть тождество справедливости. 3. Каков Z, гаков и порядок в обществе. 4.Король не подсуден, т.е. Z для всех, кроме кроля. 5. Санкции российского законодательства, => смягчить

Гражданское право и судебная систем: 1. нужно ввести права: - на городское самоуправление и частично может быть избранной, а частично назначенной; - право ремесленников на цеховые объединения; - право крестьян на свободный труд; - организация планирования производства;

- рациональное размещение производительных сил; - рациональное использование богатств природы;

«Россию нужно понять, что не сырье, а продукт главное для нее.»

Судебная система д/б трехзвенной: боярский суд, приказные суды (суд воеводы), городские суды. Допускал выборность и коллегиальности судий.

Вопросы войны и мира. 3 правила войны: без объявления не нападать; послов не убивать; наемников не брать.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 427; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!