Политико-правовое учение Дж. Мэдисона идеи Джеймса Мэдисона.



Джеймс Мэдисон, участник Филадельфийского конвента 1787г. Сборник статей федерализма - комментарий Конституции. Ж. Ж. Руссо: «Небольшие размеры республики позволяют ей самодостаточно развиваться». Джеймс считал наоборот, что маленькая республика приведет к Гражданской войне и краху республики. По его мнению, именно большая республика с сильным средним классом имеет место существования. Учение о факции - оппозиционные группы, группы давления. Изначально факцию считали фракцией, т.е. политической группой, но Медисон понимал по-иному. Факция более многоликое явление, чем фракция. Если фракция - это способ политического воздействия, то факция - способ организации общества, где есть естественное стремление людей к удовлетворению естественного интереса и подчинение лидеру, который наиболее соответствует их взглядам. В целом Мэдисон относится отрицательно к факции, т.к. их множество приводит к разобщенности общества, усиливает разницу м/у людьми. Возникновение факции между тем, как оппозиционных групп, неизбежно, но этот процесс можно регулировать со стороны государства.

Способы: 1. путем нормативной регламентации устранить причины и условия для появления факции, т.е. объединения людей;

2. регламентация осуществляется функциями своей деятельности.

У него тоже была концепция сдержек и противовесов. Считал созданную в США систему наиболее оптимальной, где есть конкуренция властей и взаимное сдерживание Чрезмерное влияние занимает фигура Президента

Историческая школа права в Германии.

Историческую школу права представляли профессор права в Геттингене Густав Гуго (1764-1844), профессор Берлинского университета Фридрих Карл Савинъи (1779-1861) и его ученик Георг Фридрих Пухта (1798-1846). Они выступили с критикой рационализма теории естественного права, веры во всесилие закона. Поводом стало требование юриста А.Ф. Тибо о создании для феодально-раздробленной Германии единого гражданского кодекса (по образу Кодекса Наполеона).
Отвергая концепцию общественного договора, представители школы утверждали, что государства возникали и развивались другим путем, таких договоров никогда не было. Общественный договор практически невозможен, так как миллионы незнакомых людей не могли вступить в соглашение и договориться о подчинении государству, учреждениям, а также повиноваться неизвестным лицам. К тому же теория общественного договора вредна, так как власть не будет прочной, если обязанность повиноваться зависит от договора.
Поэтому право создается не волей законодателя, а в результате процесса медленного развития человечества и общественных отношений. Его начало теряется в доисторическом прошлом. При этом законодатель - не творец права, а выразитель народного духа, который можно познать лишь с помощью истории народа. Создать новое право и ликвидировать старое также невозможно, как создать язык или отменить диалекты.

Объясняя появление права, Пухта полагал, что первоначально право существовало в форме обычая, который вытекал из народного духа, народного сознания, затем для появления обычая в "твердой форме" создается законодательство, следом возникает юриспруденция, право юристов, раскрывающее юридические положения, лежащие в глубине народного духа, но не выраженные явно обычаем и законом. Законодатели и юристы не создают нормы права, а лишь дополняют право, содействуют раскрытию народного духа, выражают народное правосознание.
Таким образом, главная идея исторической школы права - отрицание творческого законодательства, возможности революционных преобразований, критика веры в обновляющую роль закона и законодательства. Однако представители школы внесли в теорию поступательного развития политико-правовой науки элементы историзма. Так, Савиньи, применив исторический подход к изучению римского права Средних веков, утверждал, что оно не погибло в III-V вв., а видоизменилось в соответствии с "духом народа".
Достижением является и попытка юристов исторической школы обнаружить закономерности истории права, рассмотреть ее как объективный процесс, не всегда зависящий от законодателя, утверждение, что право создается не кабинетным путем, а объективным процессом жизни общества, заново и произвольно не устанавливается.
Главная проблема ученых и законодателей состоит в открытии "общего убеждения народа" (Савиньи) или "народного убеждения" (Пухта), в выражении его в идеальном законодательстве, которое и было бы положительным правом на вечные времена.

Время правления Александра I способствовало появлению оппозиционных организаций, объединившихся в общества: «Орден русских рыцарей» (1815), «Союз спасения» (1818), «Союз благоденствия» (1818) и, наконец, на основе распадения последнего Северное и Южное общества. Их участники составляли программы, предусматривающие различные варианты изменения российской абсолютной монархии и ликвидации крепостного права.

Павел Иванович Пестель в целях преобразования общества и государства вступает в тайные союзы и впоследствии становится организатором и главой Южного общества, для которого и создает «Русскую правду» в качестве теоретической программы дальнейших действий. По своим философским взглядам П.И. Пестель был материалистом и атеистом. В своих социальных взглядах он исходил из положения о естественном равенстве всех людей и взаимно стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Государственная организация в России не служит достижению общественного благоденствия и потому характеризуется Пестелем как «зловластие», приносящее стране и народу унижение, ниспровержение законов и в конечном итоге – гибель самого государства. «Русская правда» предлагает план социальных и политических преобразований в России, а также совокупность средств по его реализации. Социальная программа П.И. Пестеля радикальна. Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей. Политическим идеалом П.И. Пестеля является республика. В организации верховной власти в государстве Пестель различает верховную законодательную власть и управление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вечу, исполнительная – Державной думе, а надзор за их деятельностью – Верховному собору, которому принадлежит блюстительная власть. В «Русской правде» уделяется большое внимание обоснованию необходимости введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т. д.

Со своими проектами Конституции выступил глава Северного общества Никита Михайлович Муравьев (1796–1843). Н.М. Муравьев был глубоко религиозным человеком, и в его учении доводы естественно-правовой доктрины переплетаются с положениями новозаветного учения. С позиций школы естественного права и теории договорного происхождения государства Н.М. Муравьев осуждал монархию, считая такую форму правления противоестественной. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя. Каждый народ образует свое государство по договору, но при этом он сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права. Первым мероприятием в ряду преобразований, провозглашенных Н.М. Муравьевым, была отмена крепостного права. Формой правления, наилучшей именно для России, Н.М. Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, которое создает необходимые гарантии для взаимоконтроля высших властей в государстве.

Законодательная власть вручена Народному вечу, «составленному из двух палат: Верховной Думы и Палаты представителей». Избирательным правом пользуются все совершеннолетние жители (кроме лиц, находящихся в частном услужении), имеющие движимое или недвижимое имущество. Верховная Дума избирается сроком на 6 лет и каждые два года обновляется на одну треть своего состава при общем количестве, равном 45 членам. Палата представителей состоит из 450 членов и избирается сроком на 2 года.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 474; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!