Политические идеи Н.М. Карамзина (1766-1826).



В 1803 г. был официально назначен Александром I историографом России. «История государства Российского», «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношении» - 2-е важное произведение. «Вестник Европы» - первый политический журнал, который он издавал. Основные идеи: 1. каждый народ должен созреть для своей республики. 2. фактор Московского Великого княжества или фактор Петра I рассматривал, что история России не имеет связи развития. У Росси есть свой путь развития. Обширность территории, населения, опыт подтверждает, что Россия является многонациональной страной. 3. Монархия - естественный фактор развития России, но не обязательно наследственная. 4. Выступал против разделения властей, т.к. разделение законодательной и исполнительной власти равно как 2 льва в клетке. Самодержавие - оптимальная форма правления. Государь соединяет в себе отеческое и патриархальное начало.

Идеи по государственно-П институтам: 1. развитие гос. службы на основе таланта и способности. 2. принцип единоначалия - оптимальный

3. нужно отобрать 50 умных мужиков, назначить губернаторами, и Россия заживет по-новому. 4. в отличии от Сперанского считал, что новые учреждения создавать не нужно, нужно усовершенствовать старые по 2 направлениям: а) максимальный учет обычаев и традиций России б) борьба с вечным злом российской бюрократии: взятки и волокита.

5. Россия должна строиться на основании естественных и позитивных Z, т.е. понятие правды и Z д/б равно

6. Всеобщее образование, но утилитарное, т.е. купцу - арифметику, судье – основы юриспруденции и не нужно римское право «непросвещенные народы всегда требуют свободы и независимости, просвещенные - порядка и процветания». Он выступал против отмены крепостного П и объяснял так: 1. необходимо сделать аграрные отношения цивилизованными. 2. постепенное сохранение крепостного П и его цивилизация приведет к постепенному созреванию крестьянина для свободного труда.

Политические программы декабристов.

Время правления Александра I способствовало появлению оппозиционных организаций, объединившихся в общества: «Орден русских рыцарей» (1815), «Союз спасения» (1818), «Союз благоденствия» (1818) и, наконец, на основе распадения последнего Северное и Южное общества. Их участники составляли программы, предусматривающие различные варианты изменения российской абсолютной монархии и ликвидации крепостного права.

Павел Иванович Пестель в целях преобразования общества и государства вступает в тайные союзы и впоследствии становится организатором и главой Южного общества, для которого и создает «Русскую правду» в качестве теоретической программы дальнейших действий. По своим философским взглядам П.И. Пестель был материалистом и атеистом. В своих социальных взглядах он исходил из положения о естественном равенстве всех людей и взаимно стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Государственная организация в России не служит достижению общественного благоденствия и потому характеризуется Пестелем как «зловластие», приносящее стране и народу унижение, ниспровержение законов и в конечном итоге – гибель самого государства. «Русская правда» предлагает план социальных и политических преобразований в России, а также совокупность средств по его реализации. Социальная программа П.И. Пестеля радикальна. Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей. Политическим идеалом П.И. Пестеля является республика. В организации верховной власти в государстве Пестель различает верховную законодательную власть и управление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вечу, исполнительная – Державной думе, а надзор за их деятельностью – Верховному собору, которому принадлежит блюстительная власть. В «Русской правде» уделяется большое внимание обоснованию необходимости введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т. д.

Со своими проектами Конституции выступил глава Северного общества Никита Михайлович Муравьев (1796–1843). Н.М. Муравьев был глубоко религиозным человеком, и в его учении доводы естественно-правовой доктрины переплетаются с положениями новозаветного учения. С позиций школы естественного права и теории договорного происхождения государства Н.М. Муравьев осуждал монархию, считая такую форму правления противоестественной. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя. Каждый народ образует свое государство по договору, но при этом он сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права. Первым мероприятием в ряду преобразований, провозглашенных Н.М. Муравьевым, была отмена крепостного права. Формой правления, наилучшей именно для России, Н.М. Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, которое создает необходимые гарантии для взаимоконтроля высших властей в государстве.

Законодательная власть вручена Народному вечу, «составленному из двух палат: Верховной Думы и Палаты представителей». Избирательным правом пользуются все совершеннолетние жители (кроме лиц, находящихся в частном услужении), имеющие движимое или недвижимое имущество. Верховная Дума избирается сроком на 6 лет и каждые два года обновляется на одну треть своего состава при общем количестве, равном 45 членам. Палата представителей состоит из 450 членов и избирается сроком на 2 года.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!