Политико-правовая теория И.Г. Фихтетеория Иогана Готлиба Фихте.



Один из представителей философии субъективного идеализма. То, что существует в сознании, то существует и в реальности. Понятие П нужно рассматривать только в том смысле, когда существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу, т.е. понятие право вытекает из отношений м/у разными людьми. Юр. Z вытекает из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из какого-либо морального принципа. П не основывается на морали, регулирует внешние поступки и внешнее поведение людей независимо от морали. Свобода требует защиты со стороны государства, и защита осуществляется через принятие, установление государством. Государство возникает в результате общественного договора, но, создавая государство, устанавливается принудительность правил внешнего поведения. Это принятие м/б только коллективным, а не индивидуальным, т.е. не избранным, а всеобщим. Предлагает существующую систему разделения властей дополнить еще одной - эфорат, которая надзирала бы за исполнительной властью и обладала правом отмены отдельных актов этой власти, если они нарушаются. Позднее отказался от этой идеи. Развивает идею народного .суверенитета, т.к. выше народа только Бог, Он поддерживает идею революционных изменений, т.е. признает право на восстание, но считает, что лучше использовать систему эволюционного реформирования.

«Замкнутое торговое государство» (частично совпадает с Мором и Кампанеллой) Замкнутое торговое государство - это государство, которое в принципе самодостаточно. Вся частная собственность разделяется в зависимости то результатов индивидуального труда. В этом государстве четко должны быть регламентированы все сферы жизнедеятельности человека. В таком государстве отсутствует свобода выбора профессии. Правительство существует для себя, чтобы в дальнейшем исчезнуть. Интеллигенция - это истинные наставники нации

Учение Гегеля о государстве и праве (1770-1831).

«Конституция Германии», «Философия права», «Философия духа», «О научных способах исс-ния естеств. права, его место в практической философии и его отношении к науке о позитивном правей»

 Выделяет S, объективный и абсолютный дух. S дух характеризует антропология, психология и феноменология. Объективный дух представлен П, моралью, нравственностью. Абсолютный дух - религия, искусство, философия. То действительно, что разумно. Он строит идеальную концепцию. Мировой дух - это идеал свободы. Свобода- объективна, свободная воля - субъективна, они выражаются в понятии П и государства. П и свобода здесь совпадают. П - это ступень и форма свободы. П как Z. В рамках особых прав выделяет П договора, где договор исходит из приговора, следовательно, договор не рассматривает как основание учреждения государства, поэтому Т общ. договора - это величайшее заблуждение, которое вызвало массу проблем в научном мире.

Рассматривает П частной собственности. Отрицает существование антиправового законодательства, т.к. оно не развилось до идеи свободы. 3 ступени развития понятия права или три формы образования свободной воли. Абстрактное П или право свободной личности - это право присуще каждому индивиду, это П быть лицом. Принцип: будь лицом и уважай др. в качестве лиц. Понятие наказания в учении об абстрактном П - это не только обязанность, но и П преступника, это П абстрактной свободной личности, которая сама определяет для себя вариант поведения (преступно или не действовать). Лишь в преступлении свободная воля выражается во вне, достигает объективности, т.е. становится предметом рассмотрения Z, т.к. сама по себе свободная воля лица не наказуема, лишь в поступке она наказуема. Мораль - это лишь одна сторона развития П. Абстрактное П и мораль приобретают действительность лишь в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном в виде семьи, гражданского общества и государства. Государство м/б только правовым. Неправового государства реально не существует, т.к. оно недействительно и неразумно. Это идеалистическая концепция Гегеля. Это не как есть, а как д/б.

Концепция государства: 1. государство как идея свободы. 2. государство как высшее П. 3. государство как конституционная монархия

Государство возникает из понятия П. Гражданское общество - это сфера реализации частных интересов отдельной личности. Гражданское общество еще не развилось до идеи свободы, оно еще противоречиво, раздираемо частными интересами. Гражданское общество еще вне права как типового и предшествует государству. Рассудок - следующая ступень государства. Признаки гражданского общества: 1.всегда обусловлено системой потребностей.

2. представлено правосудием и полицией.

Идея государства: 1. страна как отдельное государство. 2. представляет страну во взаимоотношениях между отдельными государствами. 3. государство представлено во всемирной истории

Сторонник конституционной монархии, разделения властей: 3 ветви + государева власть. Как власти подчиняются монарху, такое и единство этой власти, государства. Взаимоотношения строятся между государствами, где каждое государство – носитель суверенной воли. Если они пересекаются конфликт решается при помощи войны, здесь нравственный элемент войны в том, что защищается суверенная воля государства.

4 всемирноисторических мира у Гегеля: 1. Восточный: деспотия, в которой один свободен - деспот. 2. Греческий - аристократическая и демократическая республики, где некоторые свободны. 3. Римский. 4. Германский - конституционная монархия, в которой все свободны

Не исключает возможности давления в будущем русской нации в мире. Его учение окрестили правовым этатизмом, где право государства выше П человека; якобы он породил идеи тоталитаризма. Хотя вряд ли, т.к. он выступает за правовое гос-во, которое тоталитарным государством не является.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!