Политические идеи П.Я. Чаадаева (1794-1856).



«Философические письма», «Аналогия сумасшедшего»

1. Россия есть государство вне европейского пути развития. Мы - наследники уходящего с политической авансцены Востока

2. Отсутствие прогрессивной социальной и культурной традиции в России как следствие ведет к отсутствию законности, порядка и дисциплины

Бутаков: все то, что происходит в России, происходит из-за того, что голова России гнилая, а народ дисциплинированный, но он видит все, что происходит наверху. Человек понимает, что его труд не оценивается по достоинству и соц. потребности не удовлетворяются, следовательно, не будет работать честно и добросовестно. Развитие в России будет только- тогда, когда будет уважаться нормально любой честный труд, когда шкала ценностей была выстроена через труд, а не через блат.

3. Православие в России не создает той системы гармонии, которую создает католический мир: гармония религии с наукой, политикой, духовными преобразованиями в обществе. Т.е. католический мир более приземлен, более затрагивает интересы человека, а православный мир больше затрагивает внутреннее душевное развитие, а не совершенствование мира.

4 . В России социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы будут его противника

5. Демократизация политических институтов государства, всеобщее избирательное право

6. Идея принципиального невосприятия самодержавия в России Он намного опередил свое время. Был признан сумасшедшим.

Политико-правовые воззрения западников и славянофилов.

В 40-60 годы XIX века в общественном движении России приобрели значительный вес два противостоявших друг другу политических течения славянофилы и западники.
Первые выступали против того, чтобы Россия следовала Западу, отстаивая тезис о ее самобытности. Вторые, напротив, призывали перенять общеевропейский путь, отвергая специфику российского будущего.
К славянофилам принадлежали писатели, публицисты К.С.Аксаков, братья И.В.и П.В.Киреевские, А.С.Хомяков и другие. Их политические взгляды были тесно связаны и переплетались со специфической и религиозно-философской и социологической концепцией.
Славянофилы стояли за сохранение царского самодержавия и стремились представить монархический идеал как идеал народный, делающий неприемлемыми в России и революцию, и конституционализм, не говоря уже о республике. Боязнь революции и демократических преобразований привела славянофилов к негативной оценке декабристов, яростной борьбе против революционно-демократической идеологии. Вместе с тем славянофилы не были лишены некоторой доли оппозиционности правительства, высказывались против угнетательской системы правительства, критически оценивали царствование Николая I , как господство насильственной, «ложной системы». Все это имело в своей основе ту же тенденцию противопоставить ей идеальный «народный монархизм», совместимый с «автономией общественной жизни народа».
Западники - П.В.Анненков, И.В.Вернадский, Б.Н.Чичерин и другие публицисты, писатели, ряд представителей университетской юридической науки - занимали по отношению к проблемам конституционализма и путей будущего развития России противоположную славянофилам позицию.
Конституционализм западников, как правило, укладывался в схему буржуазно-либерального ограничения царской власти, негативного отношения к революции и демократии, разрабатывался в расчете на реформы «сверху».
Б.Н.Чичерин в лекциях по истории политических учений в Московском университете и опубликованным на их основе пятитомном курсе разворачивал широкую картину истории политико-правовой мысли (только в западных странах, а не в России).
Либерализм западников и либерализм славянофилов разнороден и значительно различается в его практическом преломлении, но оба направления противостояли прогрессивным идеям революционной демократии в России.

Политические и правовые взгляды И. Бентама.

В 30-х гг. XIX в. в Англии возникает рабочее движение за демократическую конституцию – чартизм. Своеобразную концепцию права и государства этого периода разрабатывал Иеремия Бентам. Еще в первых своих произведениях он отвергал теорию естественного права. Он писал, что содержание естественного права неопределенно и всеми толкуется по-разному. Бессмысленным и химеричным является и понятие «общественный договор», т.к. государства создавались насилием и утверждались привычкой. Идея прав личности ведет к обоснованию анархии, сопротивлению государственной власти. «Право», противопоставляемое закону, «является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства». Право – выражение воли суверена. Право – это повеления и запреты, установленные государством и обеспеченные санкцией. Субъективные права – детище закона; вне повелений суверена нет никаких прав личности. «Естественные права» – это «анархические софизмы», произвольные оценки закона и его действия.

Бентам был сторонником ясного и доступного законодательства. Английская система «общего права», основанная на судебных прецедентах, – непонятная. Бентам подготовил полный кодекс законов, включающий гражданское, уголовное и конституционное право. Реальное право лишь то, которое установлено государством. Однако существующее законодательство архаично и несовершенно. Оно должно найти непоко лебимую основу в чувствах и опыте. В поисках этой основы Бентам разрабатывает теорию утилитаризма. Интересы отдельных лиц – единственно реальные интересы. Частная собственность и конкуренция – необходимы.

Закон сам по себе – зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание). При его осуществлении возможны ошибки. Главный предмет заботы законодательства – частная собственность. Обеспечение безопасности противоречит равенству и свободе.

Законодательство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими; по теории утилитаризма стороны сами, руководствуясь «моральной арифметикой», определяют условия договора, исходя из собственной пользы.

Бентам – сторонник свободной конкуренции, противник государственной регламентации хозяйственной жизни. Его беспокоило угнетенное положение рабочего класса, рост числа неимущих. Поэтому государство должно помогать беднякам.

Бентам ратовал за реформу права, его кодификацию, отмену ряда феодальных институтов, за совершенствование системы наказаний, уделял значительное внимание вопросам процесса, теории доказательств и т.п. Взгляды на форму правления менялись. Вначале он одобрял конституционную монархию в Англии, высказывался за высокий имущественный ценз. Резко осуждал демократию. Затем критикует монархию; за демократию. Он осуждал агрессивные войны и колониальный режим.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 439; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!