Учение Цицерона о государстве и праве



Цицерон (106-43 г до н.э.) Основные работы: «О государстве», «О Z» «Государство это достояние и дело народа» Государство он определит через понятие республика (дело народа). В основе государства народ как соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов под влиянием взглядов Аристотеля, он считает, что семья это основная ячейка общества, из которой возникает государство. Под влиянием взглядов Платона и Аристотеля считает, что государство и право имеет божественный характер и основано на всеобщем разуме и справедливости. Выделяет следующие формы правления: 1. Царская власть 2. Аристократия 3. Демократия

Оптимальной является смешанная форма, это сочетание признаков 1 и 2 , как следствие прочное государство обеспечивает равноправие граждан.

Римские юристы.

Усилиями римских юристов была создана новая наука - юриспруденция. В их поле зрения находился широкий круг проблем общетеоретического и отраслевого характера. Особое значение как для самого римского права, так и для последующей истории права имела основательная разработка ими юридическим вопросам имущественных отношений с позиций защиты интересов частной собственности. Они, по сути, разработали юридическую основу права человек на собственность.

В античном Риме занятие правом на началах было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Около 300 г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов.Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связан с именем Гнея Флавия.

Тем не менее, занятия правом, светская юриспруденция, "гражданская мудрость" продолжает оставаться, по словам известного римского юриста Ульпиана, "святым делом", а юристы - как бы жрецами. Ульпиан дает следующее объяснение этому: "За заслугами нас называют жрецами, так как мы заботимся о правосудии, уведомляем понятия доброго и справедливого, видособлюючы справедливое от несправедливого, отделяя дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые дела делались не только из страха наказания, но и путем поощрения ".

Юристы здесь выступают, как специалисты в области всех социальных норм и социальных отклонений в целом, а юриспруденция - как наука о все эти нормы и аномалии, как познания их сути, причин, роли и последствий, как исследование форм и средств установления и поддержания нормативного порядка и надлежащего наказания за его нарушение.

При рассмотрении тех или иных дел юристы интерпретировали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям естественного права и справедливости и в случае коллизии часто изменяли старую норму, с учетом новых представлений о справедливости и справедливое право. Такая правоперетворююча, а иногда и правотворческая интерпретация римских юристов мотивировалась поисками такой формулировки предписания, которое дал бы в изменившихся обстоятельствах сам законодатель. Принятие правовой практикой новой интерпретации означало признание ее содержания, как новой нормы права, а именно нормы jus civile (гражданское право), что в узком смысле означало право юристов, а в широком - охватывало также обычное право, законодательство народных собраний и преторского права.

Признание римскими юристами реальности естественного права, которое включается в право вообще, и, в то же время, отсутствие в римском правопонимания специального понятия позитивного права (как отрицание естественного права, его своеобразной противоположности) означало, что в трактовке римских юристов естественное право, как и любое другое право, которое они признавали, относится к действующего права и является его специфической составной частью (компонентом и свойством права вообще), а не только теоретико-правовой конструкцией и категорией, не только "чистым" понятием, внешним для нормы права и принципов фактически действующего права.

Это обстоятельство четко присутствует в различных классификациях и определениях права, его давали, римские юристы. Так, Ульпиан в своем разделении (ставший классическим) всего права на публичное (право, которое "касается положения Римского государства") и частное (право, которое "касается пользы отдельных лиц") отмечает, что, в свою очередь, "частное право делится на три части, поскольку оно состоит из естественных предписаний, из (предписаний) народов и (предписаний) гражданских ". "Части" - это не изолированные и автономные разделы права, а взаимодействующие и взаемовпливаючи компоненты и свойства, теоретически отделяемые в структуру реально действующего права в целом.

Требования и свойства естественного права пронизывают собой не только гражданское право, но и право народов (jus gentium), которое означает право, общее для всех народов, а также, частично, и право международных отношений. "Право народов, - отмечает Ульпиан, - это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для живых существ, а первое - только для людей в их отношениях между собой". То есть, право народов выступает, как часть естественного права, и различие между ними проводится только по кругу субъектов. Римский юрист Гай подчеркивает: "Все народы руководствуются законами и обычаями, пользуясь частично своим собственным, частью правом, общим для всех людей".

Идею взаимосвязи и единства различных составляющих права наиболее четко выразил юрист Павел: "Слово" право "используется в нескольких смыслах: во-первых," право "означает то, что всегда является справедливым и добрым, - такое естественное право. В другом смысле "право" - это то, что полезно всем или многим в некоем государстве, - это гражданское право. Все эти понимания одновременно присутствуют в общем понятии "права".

Включение римскими юристами естественного права в понятие права в целом соответствует их основополагающую представлении о праве, как моральное явление.

Ульпиан в начале своих "Институций" подчеркивает: "Тому, кто занимается правом, необходимо, прежде всего, выяснить, откуда возникло понятие права. Оно берет свое начало от справедливости, поскольку, как объяснил Цельс, право есть дело добра и соответствия ".

Творчество римских юристов оказало глубокое влияние на дальнейшее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции, так и той ролью, которая выпала на долю римского права в дальнейшей истории права. И в кодификации Юстиниана (30-е годы VI век), и в других актах, которые играли роль действующего права, положения римских юристов занимали определяющее место.

В конце XI в. центром развития тогдашней юриспруденции становится университет в Болонье. Главное внимание при изучении права уделялось толкованию (глосса) кодификации Юстиниана и особенно Дегест. Отсюда и название этого направления - школа глоссаторив. Аналогичный подход развивался и в других университетах (в Падуе, Пизе, Париже, Орлеане). Избранные глоссы всей школы были выданы в середине XIII в. Аккурсиусом.

Комментаторы (постглоссаторы), сменившие глоссаторам в XIII-XV века, главное внимание уделяли толкованию самых Глосс, а также проявляли значительный интерес к учению римских юристов о естественном праве. Они трактовали естественное право, как вечное и разумное право, которое вытекает из "природы вещей", и отстаивали его примат и верховенство над положительным правом.

Деятельность глоссаторив и комментаторов в значительной степени способствовала процессу рецепции римского права в Западной Европе.

Учение и теоретические разработки римских юристов находили свое отражение и интерпретацию в творчестве всех выдающихся представителей правовой мысли Европы, и многие современные понятий, терминов и юридических конструкций берет свои истоки в работах римских авторов, в римском праве.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!