Политико-правовое учение Сократа



Выступает как критик софистов за злоупотребление формально-логичными мыслями. Не может быть естественное право человека и полисный закон различны. Оба относятся к единому разумному началу. ПолисныйZ - это творение человека, естественный - божественное. Не проводит различия между правом и законом. Эти понятия совпадают, т.к. оба всегда выражают требования справедливости и разума.

2 крупные школы: 1. Идеалистического мировоззрения (Платон) 2. Материалистического мировоззрения (Аристотель)

Сократ представитель идеализма. Править в государстве должны знающие, т. е. наиболее опытные и мудрые люди. В государстве нужно избегать крайностей. Это основа для справедливого государства. Государство как и Z имеют идеальный характер и основаны на естественных процессах и полисном законе, а значит имеет нравственно - разумную сущность.

Политико-правовое учение Платона(427-347 гг до н.э.)

Основные работы: «Государство» «Политик» «Софист» «Z»

Так же как и Сократ, т.к. он его ученик, развивает концепцию идеального справедливого правления. Всех людей в зависимости от трех начал человеческой души разделил на 3 группы: 1. Присуще яростное направление человеческой души - воины. 2. Разумное - правители. 3. Вожделеющие - производители (землевладельцы, ремесленники)

Понятие справедливости заключается в том, что каждый человек должен заниматься своим делом и не вмешиваться в дела других. В полисе все сословия подчинены друг другу, т.к. «к одним людям при рождении более примешано золото (правители), к другим - серебро (воины), к третьим медь и железо (производители)». Выступает против крайностей бедности и богатства в государстве. «Идеальное  государство - это правление философов и действие справедливых Z», значит Платон сторонник аристократического правления - правления лучших и знающих. Он одним из первых разработал циклические смены форм правления: появление новых форм правления, все более жестких, связано с прогрессирующей порчей государственности.

1 форма. Аристократия (наиболее идеальная) т.к. это власть лучших и немногих, то в процессе развития такой власти выделился человек, являющийся наибольшим лидером, который подавляет остальных. 

2 форма - тимократия (власть одного), это государство, которое постоянно находится в войне;

3 форма - олигархия. Война при второй форме не является бесконечной и сопровождается обогащение определенных людей - это правление богатых, эта форма сопровождается появлением огромных богатств у одних и бедностью у других, осуществляется государственный переворот.

4 форма - демократия правление всех. Это не идеальная форма, т.к. не может обеспечить упорядоченного и единого управления. Бедняки получают свободу и в результате пресыщения ею происходит закабаление, рабство, 

отсюда 5 форма - тирания, которая приводит к 1 форме.

Платон подразделяет все формы правления на: 1. Законные 2. Незаконные

Законные - монархия (власть одного) - это царская власть. Незаконные – тирания. Законная власть немногих - аристократия, незаконная - олигархия.

Демократия (власть всех) может быть законной и незаконной.

Политико-правовое учение Аристотеля

Основные работы «Этика» «Политика» «Афинская политика»

Самостоятельно разрабатывает науку о политике. Этика как учение о прекрасном - основа политики. В основе этики 2 вида справедливости

1. Уравнивающая, которая присутствует - при заключении гражданско-правовых сделок и договоров

2. Распределяющая, которая присуща государству, в котором происходит деление общественных благ по достоинству и вкладу каждому в их создание.

Государство - это продукт естественного развития человека, это высшая форма человеческого общения. Человек и общение м/у людьми всегда имеет полит.характер. В государстве завершается генезис полит.природы человека. «Политика это учение о справедливости и равенстве в человеческом и гос. общении». Он критикует Платона за его учение о 3-х началах. Выступает с защитой частной собственности, семьи и прав индивидов. Считает, что основа ч/с находится в природе человека, в естественной природе человека к самому себе. Рассматривает государство и его признаки через понятие гражданин. Гражданин это тот кто имеет П участвовать в законосовещании и судебной власти данного государства. Для каждой формы правления и государства присуще свое понятие гражданина в зависимости от той суммы П, которая предоставляется в данном государстве. Формы правления подразделяют на: 1. Правильные. 2. Неправильные. Правильные всегда направлены на достижение обществ.блага, а второе в качестве цели ставит личное благо отд. человека или группы лиц. 1.Монархия, аристократия, полития , 2 Тирания, олигархия, демократия. Идеальная форма правления - полития. В его понимании это смеш. форма правления, в кот.сочетаются признаки олигархии и демократии. «Полития - правление большинства в инт. общей пользы» Выступает с критикой войны, т.к. считает, что сам принцип войны м. считать противным идеи права, справедливости. Поддерживает идею Сократа и Платона о равенстве справедливости и законности, т.о. не проводит различия между правом и законом, считая что они сущ-ют только когда, соот-ют принципам справедливости. Право он называет полит.правом. Право имеет политический характер исходя из политической природы человека. Делит право на 2 направления1. Естественное (заложено природой). 2. Волеустановленное (Обычай)Полисный Z должен соответствовать первому. Считает, что полит.правление, это всегда правление Z, а не людей. В основе гос-ва власть Z, а не людей.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 528; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!