Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименования обеспечиваемых (последующих) дисциплин | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | История зарубежной литературы конца XIX – начала ХХ вв. | + | + | + | + | + | + |
2. | История зарубежной литературы ХХ в. | + | + | + | + | + | + |
3. | История зарубежной журналистики | + | + | + | + |
Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практ. занятия | Лаб. занятия | Семи-нары | СРС | Всего |
1. | Истоки и пути формирования классического реализма XIX века. | 2 | 2 | ||||
2. | Открытия психологического и социального романа Стендаля и О.Бальзака, развитие новеллы в творчестве П. Мериме. | 4 | 8 | 12 | |||
3. | Развитие творческой манеры Ч.Диккенса и У. Теккерея. | 4 | 6 | 10 | |||
4. | Развитие реализма в произведениях Г.Флобера. | 2 | 2 | 4 | |||
5. | Народная песня Беранже. Поэзия середины века и Ш. Бодлер. | 2 | 2 | ||||
6. | Поздний американский реализм. Художественно-философское творчество Ф.Эмерсона и Г.Торо, романистика Н.Готорна и Г.Мелвиллла, поэзия У.Уитмена. | 2 | 2 |
Блоки и темы лекционного курса
I . Истоки и пути формирования классического реализма XIX века.
1. Периодизация литературного процесса.
2. Основные исторические события второй трети XIX века и их влияние на литературный процесс.
|
|
3. История термина «реализм» и теоретические манифесты реализма. Реализм и классицизм. Реализм и романтизм. Реализм и натурализм. Реализм и символизм.
4. Отражение в реалистической литературе закономерностей социально-экономического развития, взаимосвязь литературы реализма с открытиями в области естественнонаучной и общественной мысли.
5. Политический контекст июльской революции и режима 1830-1848 г.г. Возникновение реализма на фоне борьбы классицистов и романтиков. «Романтический» генезис реалистического направления. Трактаты «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и принцесса Клевская» Стендаля как программные выступления на «пограничье» романтизма и реализма. «Предисловие к «Человеческой комедии»» Бальзака – реалистический манифест. «Литература образов» и «литература идей» в статье Бальзака «Этюд о Бейле».
6. Литература 1848-1871 г.г.: политический фон периода «второй империи». Программа реализма Шанфлёри и Дюранти. Значение реалистической живописи Курбе для развития канонов реализма. Эстетические взгляды Флобера. Концепция «чистого искусства» и натурализм.
II . Открытия психологического и социального романа Стендаля и О.Бальзака, развитие новеллы в творчестве П. Мериме.
|
|
- Философско-исторические, политические и эстетические взгляды Стендаля в контексте традиций Просвещения.
- Дневниковая, автобиографическая, путевая проза Стендаля. Работы по истории искусства. Психологический трактат «О любви» и его значение для становления психологической прозы писателя.
- Роман «Красное и чёрное»: символический смысл названия и подзаголовка, новый тип героя, взаимосвязь любовной трагедии с общей проблематикой эпохи. Жанровая специфика: «роман воспитания», роман карьеры, любовный, политический роман.
- Роман «Люсьен Левен» и его место в художественной эволюции Стендаля.
- Италия Стендаля. Роман «Пармская обитель» как развёрнутая трансформация одной из хроник. Личность героя в контексте «большой» и «малой» истории. Смысл названия. Мотивы любви-страсти. Женские образы Стендаля. Критический взгляд на монархические режимы периода Реставрации. Стендаль и Толстой: мастерство изображения батальных сцен.
- Эволюция творческого метода Бальзака: от «неистового романтизма» к классическому реализму.
- Реалистический «роман-река» Человеческая комедия» (1829-1850): основные принципы и структура. Художественно-научный подход к описанию и анализу действительности.
- «Шуаны»: традиции Вальтера Скотта в романтико-реалистическом преломлении Бальзака.
- Философская символика романа «Шагреневая кожа»: соотношение разума и страстей в человеческой жизни, проблема предопределения.
- «Гобсек» и «Евгения Гранде»: варианты образа буржуа в «Человеческой комедии».
- «Отец Горио» Бальзака как роман сюжетных «перепутий».
- Негативная эволюция характера молодого человека в «романах карьеры» (дилогия «Утраченные иллюзии» – «Блеск и нищета куртизанок»).
- Литературные мистификации в духе романтизма. Пародия на классицизм в «Театре Клары Газуль». Мистификация сербских народных песен «Гюзла» и их переложение Пушкиным в «Песнях западных славян».
- Реалистическая модель исторической драмы («Жакерия»). Реалистическая модель исторического романа у Мериме («Хроника времён Карла IX») – полемика с традициями Вальтера Скотта. Соотношение жанров романа и хроники. Проблема народа и личности в истории.
- Ранний период творчества Мериме-новеллиста. Сборник «Мозаика».
- Зрелый период формирования канонов реалистической новеллы (1833-1845). «Рамочная» композиция, элипсная конструкция, «романизация» новеллы «Мериме».
- Интерес Мериме к славянской культуре. Сербский эпос в мистификационной интерпретации Мериме. Русская литература и культура в сознании Мериме как критика и переводчика. «Балто-славянская» новелла Мериме «Локис».
|
|
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!