VI . МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



 

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий и аудиторному оборудованию

 

Лекционные аудитории должны иметь оборудование, необходимое для проведения интерактивных лекций – видеопроектор, экран настенный и др.

 

Требования к специализированному оборудованию

 

Специализированное оборудование для учебного курса не требуется.

 

Требования к специализированному программному обеспечению

 

Специализированное программное обеспечение для дисциплины не требуется.

 

Требования к перечню и объему расходных материалов

 

Маркеры для доски, фломастеры цветные, губки, бумага формата А4, канцелярские товары, картриджи принтеров, диски, флеш-накопители и др. в объёме, необходимом для организации и проведения занятий (по заявкам преподавателей, подаваемым в установленные сроки).

 

VII . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. В процессе подготовки к промежуточному и итоговому контролю следует особое внимание уделять знанию художественных текстов, которые рекомендуется читать еще до начала лекционных занятий, а тексты, прочитанные в прошлом, рекомендуется перечитывать или в крайнем случае восстанавливать в памяти «узловые» моменты повествования. Рекомендуется ведение специальных читательских дневников, в которых не только фиксировались бы основные имена, события, выписывались цитаты, но отражались бы рефлексии при прочтении произведения.

2. Для полноценного восприятия лекционного курса необходимо знание содержания произведений и предварительное прочтение соответствующих глав учебников (см. список).

3. При подготовке к практическим (семинарским) занятиям необходимо читать и конспектировать соответствующие теме статьи и монографии, прочитывать методические комментарии преподавателя и продумывать варианты ответов по каждому пункту практического занятия (см. «Планы практических занятий…»).

4. Контрольные работы (см. соответствующий раздел) являются обязательной частью самостоятельной работы студентов. Они выполняются в ходе семестра и должны иметь характер аналитического исследования. Если экзаменационные ответы предполагают общее системное знание материала, то содержанием контрольных работ должна быть углубленная разработка определенной исследовательской проблемы. Контрольные работы предполагают самостоятельное размышление, включающее формулировку собственной точки зрения и аргументацию. На выбор предлагаются 26 тем (см. список тем контрольных работ). По согласованию с преподавателем возможно утверждение темы вне списка.

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

  1. В начале курса следует обратить внимание студентов на словарное определение понятия «реализм» и функционирование термина в литературно-критической мысли XIX века. Следует указать на многозначность понятия (два диаметрально противоположных значения в эпоху Средневековья и в Новое время) и национальную специфику его восприятия в разных странах (французской, английской, немецкой, русской, польской и других литературах). Писателями-реалистами акцентируется, с одной стороны, «отражательная» функция реализма, жанр романа рассматривается как своеобразное «зеркало» эпохи, с другой стороны, реализм понимается как искусство воспроизведения действительности посредством типизации, «селекции» фактов действительности, движения от случайного к закономерному, например, в способности «индивидуализировать типическое и типизировать индивидуальное».

 

  1. Термин «реализм» следует рассматривать в сопоставлении с обозначениями других художественных методов (романтизм, натурализм, символизм и др.). Это важно, поскольку первая часть изучаемого периода (1930-1948) характерна взаимодействием реализма с романтизмом, а вторая часть (1948-1970) – соответственно с натурализмом, символизмом и импрессионизмом. На лекциях и семинарских занятиях следует обращать внимание студентов на «пересечение» этих художественных методов в творчестве писателей.

 

  1. На лекциях даётся историко-литературный обзор эпохи, характеризуется своеобразие литературного процесса в разных странах, аналитически разбираются наиболее показательные произведения. Самостоятельная работа студентов включает подготовку к практическим занятиям, изучение по материалам учебников тем лекционного курса и написание в ходе семестра контрольных работ. Практические занятия посвящены подробному рассмотрению избранных произведений разных жанров – рассказа «Ванина Ванини» Стендаля, новеллы «Кармен» Мериме, рассказа «Неведомый шедевр» и повести «Гобсек» Бальзака, романа «Домби и сын» Диккенса и «Книг снобов» Теккерея.

 

  1. Основополагающая роль в самостоятельной подготовке студента к лекциям и практическим занятиям принадлежит знанию художественных текстов. Следует добиваться понимания студентами произведения в контексте творчества писателя и литературной эпохи в целом. Особая роль отводится знанию программных теоретических выступлений писателей. Особую роль в изучении курса играет сравнительно-сопоставительная методика (в частности, сопоставление творческих принципов Стендаля и Бальзака, Стендаля и Мериме, Бальзака и Флобера, Диккенса и Теккерея, – что помогает более глубокому освоению курса).

 

3. Критерии итоговой оценки

 

На итоговом зачете студент получает:

 

- «зачтено» - если отвечает на 60-100 % вопросов зачетного задания, понимает закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в контексте изучаемой эпохи, характеризует художественное своеобразие произведения и творчество писателя в целом, владеет основными методами литературоведческого анализа и интерпретации художественного текста, владеет терминологическим аппаратом и не имеет задолженностей по П/З.

 

- «не зачтено» - если отвечает на 30 % (и менее) вопросов зачетного задания, имеет задолженности по П/З, крайне слабо владеет основными методами литературоведческого анализа, терминологическим аппаратом и не подготовлен к экзамену.

 

В случае ответа на 30-60 % вопросов зачетного задания преподаватель задает дополнительный вопрос, от ответа на который зависит окончательная оценка.

       

Разработчик:

 

Российский государственный университет имени И. Канта, г. Калининград Доцент кафедры зарубежной филологии Л.А. Мальцев

 

Эксперты:

 

Российский государственный университет имени И. Канта, г. Калининград Ведущий менеджер ООП факультета филологии и журналистики С.Н. Бабулевич

 

Российский государственный университет имени И. Канта, г. Калининград Председатель Учебно-методического совета факультета филологии и журналистики И.А. Трофимова

 


[1] См. приложение Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 031300 «Журналистика».

* Звездочкой здесь и далее указаны тексты для первоочередного прочтения.

[2] Здесь и далее используются сокращения для обозначения читальных залов №1 (ч.з.1), №4 (ч.з.4), абонемента научной литературы (НА), абонемента художественной и научно-популярной литературы (АХЛ), абонемента учебной литературы (УБ) библиотеки РГУ им. Иммануила Канта. Также используется сокращение для обозначения книжных фондов Калининградской областной универсальной научной библиотеки (ОУНБ).


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!