ПРОБЛЕМАТИКА ЦИКЛА Г. ФЛОБЕРА «ТРИ ПОВЕСТИ»



 

1. Проблемно-тематическое содержание творчества Флобера: «мир цвета плесени» и «роскошные» сюжеты.

2. Вклад Флобера в развитие жанра реалистического рассказа.

3. Трансформация житийного сюжета в «Легенде о святом Юлиане Милостивом».

4. Образ «маленького человека» в рассказе «Простая душа».

5. «Библейский» рассказ «Иродиада».

6. Религиозно-философская проблематика цикла.

 

Литература

1. Кузьмин Б.А. Эстетическая теория и творческая практика Флобера // Кузьмин Б.А. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке. Статьи о литературе. М.,1977.

2. Кучборская Е.П. „Крайности искусства нашей эпохи“ // Кучборская Е.П. Эмиль Золя — литературный критик. М.,1978.

3. Пузиков А.И. Идейные и художественные искания Флобера // Пузиков А.И. Портреты для французских писателей. Жизнь Золя. М.,1981.

 

Методические комментарии:

«Три повести» предлагается рассмотреть как цикл: внешне автономные рассказы, не имеющие, казалось бы, ни тематической, ни сюжетно-композиционной связи, обретают религиозно-философский «сверхсмысл». При анализе цикла предлагается обратить внимание на общие всем трем рассказам мотивам святой и греховной жизни, простоты веры и мещанско-фарисейского обмана. Флобер не предлагает однозначных ответов на сложнейшие религиозно-философские вопросы, но предлагает задуматься над ними читателю, намечая смысловые ассоциации трех произведений.

 

Тематика самостоятельных и контрольных работ

  1. Проблема судьбы в романах Стендаля «Шагреневая кожа» и Бальзака «Шагреневая кожа».
  2. Пример Наполеона в жизненном становлении героев романа «Красное и черное» и «Пармская обитель».
  3. «Пограничные» испытания (тюрьма, смертный приговор) и момент жизненного выбора в произведениях Стендаля.
  4. Жюльен Сорель и Люсьен Шардон как варианты героя карьеры: общее и особенное.
  5. Специфика женских персонажей Стендаля и Бальзака (вариант: Стендаля и Мериме).
  6. Варианты страстного и бесстрастного человека в творчестве Бальзака и Стендаля.
  7. Проблема талантливости и гениальности в рассказе Бальзака «Неведомый шедевр».
  8. Фаустовский мотив сделки с дьяволом в творчестве Бальзака («Шагреневая кожа» или «Утраченные иллюзии»).
  9. Романы «Отец Горио» Бальзака и «Преступление и наказание» Достоевского: образы Растиньяка и Раскольникова.
  10. «Невидимый» автор или «госпожа Бовари – это я». Проблема авторского присутствия и авторской оценки в романе Флобера «Госпожа Бовари».
  11. Проблема брака и супружеской измены в романе Флобера «Госпожа Бовари» и новелле Мериме «Двойная ошибка».
  12. Мотивы простодушия в произведениях Флобера: Фелисите и Шарль Бовари.
  13. Проблема греха и святости в «Легенде о Юлиане Милостивом» и «Искушении святого Антония» Флобера.
  14. «Ванина Ванини» и «Кармен»: тема любви, специфика женских образов у Стендаля Мериме.
  15. Религия и гуманистические ценности в «Хронике времён Карла IX» и новелле «Арсена Гийо» Мериме.
  16. Проблема человеческого бессилия и всесилия зла в творчестве Бодлера.
  17. Образы детей в романах «Приключения Оливера Твиста» и «Домби и сын» Диккенса.
  18. Образы чудаков в романах «Посмертные записки Пиквикского клуба» и «Домби и сын».
  19. «Диккенсовская героиня»: стереотип или художественное открытие Диккенса? (романы «Домби и сын» и «Холодный дом»).
  20. Скрудж Диккенса и Гобсек Бальзака: социальная общность и национальная специфика героев.
  21. Сущность английского «рождественского» типа культуры (по циклу «Рождественских повестей» Диккенса и одному из романов).
  22. Роман «Большие надежды» как «недостающая глава из книг снобов» (Честертон). Сходство и различие героев Диккенса («Большие надежды») и Теккерея («Книги снобов»).
  23. Теккерей и Стендаль: специфика разработки темы тщеславия в английском и французском реализме (на примере «Книг снобов» и «Красного и черного»).
  24. Обращение к религии позднего Гейне: реальность или ироническая маска? На материале сборника «Романсеро».
  25. Проблема зла и борьбы со злом в романе «Моби Дик» Мелвила.
  26. Философский смысл и система художественных приемов в книге Уитмена «Листья травы».

 

5. Перечень вопросов, выносимых

на итоговую аттестацию (зачет)

1. «Красное и чёрное» Стендаля как социально-психологический роман.

2. Особенности реализма и романтизма в «Итальянских хрониках» Стендаля (на примере рассказа «Ванина Ванини»).

3. Концепция «Человеческой комедии» Бальзака (на примере статьи «Предисловие» к «Человеческой комедии» и 1-2 произведений на выбор).

4.  Повесть «Гобсек» Бальзака: соотношение реалистических тенденций и романтических традиций.

5. Тема отцов и детей в романе «Отец Горио» (или «Евгения Гранде») Бальзака.

6.  «Утраченные иллюзии» Бальзака как «роман карьеры».

7. Специфика «Философских этюдов» Бальзака.

8. Концепция реализма Флобера и проблематика романа «Госпожа Бовари».

9. Особенности реализма в историческом романе Флобера «Саламбо»

10.  «Три повести» Флобера как цикл.

11. Проблема роли народа и личности в романе Мериме «Хроника времен Карла IX».

12. Реалистические новеллы Мериме о Франции.

13. Экзотические мотивы новелл Мериме.

14. Книга Бодлера «Цветы Зла»: особенности проблематики и поэтики.

15. Традиции «романа больших дорог» в «Посмертных записках Пиквикского клуба» Диккенса.

16. «Лондонский» роман Диккенса («Приключения Оливера Твиста» или «Холодный дом»).

17. Тема отцов и детей в романе «Домби и сын» Диккенса.

18. Нравственнно-философская концепция «Рождественских повестей» Диккенса.

19. Символика повести Диккенса «Колокола».

20. Тема снобизма в творчестве Теккерея («Книги снобов» или «Ярмарка тщеславия»).

21. Женские персонажи в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр».

22. Художественное новаторство поэзии Уитмена («Листья травы»).

 

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 444; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!