РИСОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ



Программа воспитания и обучения

 

Дети седьмого года жизни значительно отличаются от детей 5 лет: все ранее воспитанные у них качества личности и способности получают наиболее полное развитие. В последней группе детского сада подготовка к школьному обучению занимает ведущее место, и важность этого осознается самими детьми.

Необходимо прежде всего развивать способность наблюдать, чтобы дети могли самостоятельно рассматривать предметы. Главное в этом процессе – опора на приобретенный детьми опыт.

Воспитатель должен совершенствовать у детей умение анализировать те свойства предметов и явлений окружающей действительности, которые затем находят отражение в рисунках. Научив детей вычленять характерные свойства, педагог придает также большое значение умению охватить предмет или явление в целом. Так, обращая внимание детей на особенности весны, он выделяет яркость зелени, чистоту голубого неба, нежность первых цветов. А в целом способствует возникновению чувства радости от солнца, обилия света, свежести красок.

Рисование с натуры не является основным видом в этой группе, но оно имеет некоторые особенности. Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь они осваивают свойства, присущие конкретному предмету. Например, выбранная для рисования ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т.д. Дети должны заметить эти свойства и изобразить их. Несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.

Рисование занимает определенное место в занятиях по ознакомлению с природой. Дети наблюдают природные явления, замечают изменения в росте растений на участке детского сада, в группе и передают свои наблюдения в рисунке.

Знакомство с трудом, техникой, с явлениями общественной жизни должны находить более широкое отражение в рисунках, аппликации, лепке, так как изобразительная деятельность приобретает большое познавательное значение. Если, ранее внимание детей направлялось на красоту явлений и таким образом обогащался их эстетический опыт и развивалось эстетическое восприятие, то теперь эстетическая сторона явлений получает элементарные оценки, которые осознаются детьми. Более широкое знакомство с произведениями изобразительного искусства содействует развитию способности анализировать явления с эстетической стороны, самостоятельно находить красоту в жизни.

Педагог учит детей 6лет выражать снос понимание картин различного содержания, скульптуры малых форм, предметов декоративно-прикладного искусства. Дети начинают чувствовать их эстетические свойства, испытывают радость, волнение, восхищение при их восприятии; по предложению педагога и по своей инициативе выбирают те, которые им особенно нравятся.

В подготовительной к школе группе способность учиться приобретает еще более осознанный характер. Дети не только охотно выполняют указания воспитателя, но и сами находят возможность упражняться и том, что им не сразу дается, просит повторно объяснить, показать, задают вопросы, чтобы выяснить, как следует действовать. Любознательность детей приобретает целенаправленный характер, возрастают познавательная активность, самоконтроль и самооценка.

 

Рис. 7. «Полет в космос».

 

Воспитателю надо развивать индивидуальные познавательные интересы детей к технике, природе, тому или иному виду искусства, так как эти интересы влияют на содержание детских рисунков, лепки, аппликации.

В процессе рисования педагог направляет детей на дружелюбную и справедливую оценку работ товарищей, развивает у них умение выражать свое мнение. Он воспитывает у детей желание передавать другим все, чему научились сами, оказывать помощь своим товарищам. Например, на занятии дети рисуют декоративные узоры, используя различные элементы. Кто-то из них недавно пришел в группу и не смог освоить композицию узора. Вне занятий педагог может поручить одному из хорошо рисующих показать вновь пришедшему приемы рисования этого узора.

При выполнении коллективных работ дети 6 лет не только подчиняются условиям, которые для них устанавливает воспитатель, но и сами участвуют в продумывании этих условий, следят за их выполнением и стараются сделать все возможно лучше и точнее. В отдельных случаях детям, сидящим за одним столом, воспитатель поручает договориться о выполнении коллективной работы, разделить между собой обязанности. Он контролирует ход работы, однако предоставляет детям возможно большую самостоятельность.

Воспитатель учит детей самих планировать работу, то есть сначала подумать, представить содержание будущего рисунка, а затем уже начать рисовать. Следует учить детей планировать и в процессе выполнения работы: это повышает у ребенка самоконтроль за отдельными действиями, организует всю его деятельность.

Педагог воспитывает у детей критическое отношение к своим рисункам. Но только критическое отношение может вызвать неудовлетворенность, нежелание рисовать, лишить ребенка радости созидания. Поэтому важно формировать у детей умение не только замечать недостатки в работе, но и исправлять их, дополнять изображение, добиваясь большей выразительности, помогать детям устанавливать связи между усвоением умений и получаемым результатом работы, сознательно направлять свои усилия на создание рисунка, который был бы понятен другим и вызвал чувство радости, удовольствия.

Изображение предметов

При изображении предметов воспитатель развивает у детей умение передавать особенности характерной формы предметов и их частей, учит идти от общего к частному. Дети учатся передавать строение предмета, изображать человека и животных в покое и в движении.

Перечисленные выше задачи по обучению изображению предметов значительно сложнее тех, которые решались в старшей группе.

Надо уметь из окружающего нас мира предметов выбирать наиболее яркие, необычные, характерные. Воспитатель подбирает такие, которые имеют ясно выраженные части (например, игрушки), а также те, в которых более четко выделяется силуэт (разного вида керамическая посуда, вазы). Для того чтобы дети смогли по представлению создавать варианты изображений предметов, воспитатель организует рассматривание и обследование формы этих предметов детьми, а затем предлагает изобразить их в рисунке.

В подготовительной к школе группе нужно научить детей самостоятельно пользоваться разнообразной цветовой гаммой (контрастной, сближенной), уметь ее создавать. Дети узнают, что каждый цвет имеет много оттенков, учатся определять и передавать оттенки цвета, пользоваться смешением некоторых цветов для получения оттенков.

Педагог предлагает детям самостоятельно находить названия цветов: серо-голубой, желто-зеленый и пр. Он учит их отмечать изменяемость цвета предметов и явлений и передавать это в рисунках и аппликациях.

Например, наблюдая с детьми окружающие предметы в яркий, солнечный день, воспитатель обращает внимание на сочность, контрастность цветов (ярко-красный цветок как будто горит на солнце). Но вот солнце скрылось за тучу, и все вокруг изменилось: то, что было таким ярким, потускнело.

Умение пользоваться смешением цветов для получения оттенков дает ребенку возможность свободнее и разнообразнее использовать цветовую палитру. Воспитатель должен помочь детям в этом. Ребенок все более самостоятельно ищет оттенки для передачи пасмурного неба или нежно-розового; темной листвы деревьев или бледно-зеленых стеблей у цветов и т.д.

Составление узоров

На занятиях в подготовительной к школе группе воспитатель учит детей освоению некоторых элементов узора, характерных для народных орнаментов и современного декоративного искусства. Они составляют более сложные узоры на предметах разной формы на основе образцов декоративного искусства, как народного, так и современного (роспись по дереву, керамика, ткани, вышивки, кружева и пр.).

Освоение приемов украшения предметов быта дает возможность познакомить детей с различными вариантами узоров, которые характерны для той или иной вещи. Они быстро узнают, для чего создается украшение («узор для платья маме, кукле, сестре на день рождения» или «узор для красивой шапочки, тюбетейки, платочка»).

Воспитатель учит детей составлению декоративных композиций средствами рисунка и аппликации на основе современной декоративной росписи, ткачества, текстиля, керамики и пр., украшению предметов из глины, картона, папье-маше и других материалов. Дети приобретают умение рассматривать произведения искусства, анализировать входящие в узор орнаментальные элементы и композицию по форме и цвету, оценивать их по своему вкусу.

Благодаря использованию различных материалов эта деятельность выходит за рамки просто декоративного рисования и приобретает декоративно прикладной характер.

Воспитатель учит детей приемам сочетания в декоративной композиции разных материалов. Так дети могут создавать рисунки на ткани (по типу декоративной росписи).

Например, для участников хоровода нужно было украсить фартучки декоративным узором. Воспитатель показал, как можно быстро на слегка накрахмаленном материале нарисовать элементы узора или напечатать, используя готовую форму (клише – из пенопласта, полистирола).

Следует показывать детям не только таблицы, рисунки с изображением произведений прикладного искусства, но и чаще сами предметы искусства. Воспитатель должен стремиться познакомить детей с различными промыслами, чтобы обратить их внимание на разнообразие материала: глина, береста, дерево, ткань, стекло, камень, металлы, папье-маше, кость и т.д. Это позволит развить у них вкус, сознательно отдавать предпочтение тому или иному материалу.

Передача связного содержания

На занятиях сюжетным рисованием воспитатель учит детей передавать относительную величину предметов, располагать изображения с учетом глубины пространства, использовать весь лист бумаги или выделять широкую полосу для изображения предметов, находящихся на земле.

При систематической целенаправленной работе у детей в конце года оказываются сформированными умения продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка так, чтобы она выражала содержание событий.

Дети 6 лет могут передавать в рисунке пространство: предметы, находящиеся ближе к нижнему краю листа, они изображают крупными и четкими контурами; предметы дальних планов рисуют меньшего размера. Важно показать детям, как по-разному можно располагать предметы на плоскости листа: на широкой полосе, на всем листе и т.д. в зависимости от содержания или замысла рисунка.

Технические навыки

Воспитатель должен научить детей свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка; плавным поворотом линии сперва в одну, затем в другую сторону рисовать двойной завиток в вертикальном и горизонтальном положении и пр., уметь производить движение всей рукой при рисовании длинных линий, больших предметов и кистью руки или вовсе одними пальцами при рисовании коротких линий, мелких предметов или их частей, элементов узора, закрашивании мелких деталей рисунка (при спокойно лежащей кисти руки – как при письме). Научить свободно рисовать концом кисти тонкие липни в разных направлениях и с разными поворотами. Дети овладевают произвольным изменением наклона кисти при рисовании цветом больших плоскостей, начиная сверху и сгоняя краску сверху вниз, держа при этом кисть плашмя; покрывать цветом большие плоскости (светлым тоном), используя легкий нажим на карандаш и держа его боковой очинённой стороной к бумаге (пользуются при этом широким размахом руки). Учить детей равномерно усиливать и ослаблять силу тона при рисовании карандашом; осваивать технику рисования акварелью: смачивать краски водой, наносить краски на палитру для разведения водой и смешения, достаточно насыщать кисти краской для выполнения части рисунка. Дети должны научиться рисовать цветными восковыми мелками, угольным карандашом, сангиной (При условии, если такие материалы удастся приобрести.).

Основные технические навыки в рисовании были приобретены детьми в предшествующей группе. Поэтому сейчас главное внимание воспитатель обращает на свободное, самостоятельное владение разнообразными навыками при закрашивании карандашами, красками, при рисовании линейного контура.

Воспитатель учит детей видеть красоту линий, форм, элементов узора и замечать особенности очертаний, легкость нажима при штриховке. Все эти эстетические качества рисунка обогащают процесс рисования. Постепенно ребенок сам начинает использовать их и рисунке, отчего он становится красивее, изящнее, выразительнее.

 

Прохождение программы

 

I квартал

Рисование в осенний период связано с впечатлениями, событиями из жизни самих детей и жизни взрослых, которую они имеют возможность наблюдать и посильно в ней участвовать. Одно из впечатляющих событий осени – сбор урожая на огороде, в плодовом саду. Бели дети собирали овощи, фрукты, у них образуются ясные представления об их форме и они могут достаточно правдиво изобразить эти предметы («подарки осени»). Как и в средней группе, дети учатся определить и передавать характерную форму, ее особенности и детали. Новым является особое внимание к разнообразию формы.

Дети передают также в рисунках яркость и пышность последних осенних цветов, осеннюю окраску листвы деревьев. Это цветовое богатство лучше всего выразить красками. Осенние цветы – ноготки, немахровые георгины, цинии, астры – дети изображают с натуры. Перед ними сразу ставится новое требование – передача характерных особенностей именно этого, наблюдаемого цветка: стебель может быть прямой или наклонный, листья узкие, продолговатые или зубчатые, лепестки цветка – сужающиеся к концу или расширяющиеся. Хорошо подобрать два разных цветка, например астру и цинию, сравнить их между собой и передать в рисунке различия по форме, строению, цвету.

Перед изображением цветов воспитатель направляет детей на самостоятельный выбор формата бумаги, спрашивая их, на каком листе удобнее и красивее расположить эти цветы. Дети будут учиться соотносить форму предмета с форматом листа, и композиции станут разнообразнее.

Осенняя природа интересна и для наблюдения и для изображения. Окраску осенних деревьев дети могут передать после наблюдений, по памяти. Впечатления, полученные при этом, должны быть настолько отчетливыми и полными, чтобы в рисунках нашли отражение свойства, присущие той или иной породе дерева. Лучше поэтому сперва понаблюдать одно дерево, например березку: отметить и особенности ее строения, и цвет листьев, и белизну коры. После этого хорошо понаблюдать клены с их темными стволами и богатством оттенков цвета листвы. Нарисовав затем и другое дерево, дети могут выразить свое общее впечатление от осеннего леса или парка. При этом они привносят и те впечатления, которые получил каждый из них в отдельности, что лучше заметил.

Желательно, чтобы картина осеннего парка не представляла собой поставленных в один ряд деревьев. Детям следует предложить подумать о возможностях расположения деревьев, кустарников, поляны, дороги и пр. С этой целью полезно показать им несколько картин (можно и из книг), в которых по-разному расположены деревья и кустарники, изображены разные породы деревьев и включены другие предметы, с которыми дети уже знакомы.

Картины даются не для копирования, а только для рассматривания и разговора о расположении изображений. Когда дети приступают к рисованию, картины убирают.

Не обязательно требовать от всех детей деления листа на две части, одна из которых будет изображать землю, а другая – небо. Весь лист может представлять собой землю, на которой растут деревья и кустарники. Важно, чтобы дети поняли, что одни деревья рисуются ближе к переднему краю листа, другие дальше от него, и так передается глубина пространства. Все деревья дети пока будут изображать одинаково крупными или мелкими, независимо от их удаления.

Обучая детей композиционным умениям, следует обращать их внимание на расположение предметов в иллюстрациях, а также при анализе детских рисунков.

Следует побуждать детей, кроме явлений природы, изображать здания, транспорт, улицы села или города. Новое содержание требует и нового запаса впечатлений, проведения наблюдений вне детского сада.

Темой детских рисунков могут быть объекты родного города или села, жизнь людей, их труд. Особенно часто дети изображают здания различной формы, пропорций.

Дети могут выполнять коллективную работу по типу той, которая делалась в старшей группе. Теперь она будет разнообразнее по содержанию. К изображению зданий позже добавляются другие предметы, появляются детали. Основная работа может быть выполнена на занятии, а дополнения – в свободное время отдельными детьми вместе с воспитателем. Воспитатель иногда организует рисование по двое (на одном листе).

Автомобили разного назначения, самолеты, вертолеты дети могут как вырезывать, так и рисовать. Натурой послужат разнообразные и хорошо выполненные игрушки после наблюдения машин на улице. Рисовать такого рода предметы лучше простым карандашом с последующим раскрашиванием цветными карандашами.

Воспитатель должен уметь разнообразить содержание и тематику рисунков в этот период, используя впечатления, полученные детьми во время наблюдений природы и явлений окружающей действительности, как в детском саду, так и вне его. На содержание рисунков влияют также художественные впечатления, полученные детьми после посещения цирка, театра, после просмотра кинофильмов, телевизионных передач.

Декоративное рисование лучше начинать с украшения предметов симметричной формы. Если знания и умения у детей хорошие, можно дать на выбор предметы разной формы и напомнить, как надо их украшать. Полезно до занятия вывесить в групповой комнате ряд образцов. На этих образцах воспитатель выясняет, что общего в узорах и что различно, что детям особенно нравится, кажется красивым. После этого создаются узоры по замыслу.

В узоры можно ввести элементы осенней природы – желтые и красные листья, ягоды рябины и пр. Ветка с листьями или ягодами может быть помещена в середине круга или многоугольника, а по краю сделано украшение в виде маленьких листочков, отдельных ягод и пр.

Для декоративного рисования воспитатель дает детям предметы различной формы, вырезанные из бумаги.

Поздняя осень, когда листья с деревьев уже облетели и часто идет дождь, создает иное настроение, чем ранняя золотая осень. Дети рисуют красками небо, покрытое серыми тучами, мокрую темную землю, лужи, в которых плавают последние листья, голые почерневшие деревья, ветреный день с дождем, когда ветки деревьев гнутся в одну сторону. Такое содержание рисунка вызовет необходимость познакомиться с несколькими оттенками серого цвета: более темного и светлого, серо-голубого (вода в лужах), серо-желтого (увядшая трава).

Рисунки, выполненные в разные периоды осени, рассмотреть с детьми и отметить, чем они отличаются: в одних яркая цветовая гамма, в других совсем другой колорит. Так, свои впечатления об окружающем дети передают в рисунках, используя для этого различные изобразительно-выразительные средства (ритм, колорит, композицию).

В 1 квартале дети получают некоторые новые знания и умения, кроме того, от них требуется разнообразное применение тех умений, которые они приобрели ранее.

Особой организации в подготовительной к школе группе требуют занятия по замыслу детей. Воспитатель учит не только придумывать тему для рисунка, но и представлять себе, как работа будет выглядеть, что и где будет размещаться, какими будут изображения. Конечно, многое еще дополнится в процессе рисования, но ребенок должен знать, с чего ему начинать и что учитывать, выполняя первое изображение. Планировать дети могут не только на словах и в уме, но и намечая на бумаге места некоторых изображений. Дети лучше понимают, что и где надо будет рисовать, выполняя иллюстрации на сюжеты сказок, стихов и рассказов.

Важно направить внимание детей на события окружающей жизни, использовать их личный опыт. Поэтому можно предложить изобразить что-либо из впечатлений выходного дня, из летних впечатлений и т.д. Нужно также приобщать детей к интересам, которыми живет вся страна: полеты космонавтов, строительство жилых зданий, сооружение мостов и пр.

Ярко проявляется творчество детей в процессе иллюстрирования сказок, которые они сами сочиняют. Сюжеты очень разнообразны: это сказки про зайчат, и про сову, и про волшебный теремок и т.д.

По рисункам, выполненным на эти сюжеты, дети с интересом потом вновь сочиняют разные истории, как бы продолжая спои сказки.

В конце I квартала помыслы детей воспитатель сосредоточивает на празднике Октября. Более широко, чем раньше, он предлагает отразить впечатления от украшенного города или села, впечатление от демонстрации, от праздника в детском саду. Надолго запоминается детям салют. А тем, кто сам не видел салюта, воспитатель может показать на картинах, а затем предложить нарисовать.

Для этого он дает темную бумагу. Так как самое интересное – огни салюта, то педагог советует внизу листа нарисовать темные здания, а большую часть листа отделить для изображения пучков огней салюта. Следует побеседовать с детьми о том, какого цвета огни, как они взлетают букетом и расходятся по небу, а потом падают вниз, описав дугу. Можно слегка наметить карандашом место каждого пучка и дуги, по которым они разлетаются, а потом рисовать красками.

Выбрав наиболее красочные, яркие рисунки, воспитатель может сделать с детьми панораму праздничного салюта и украсить ею групповую комнату.

II квартал

Зимняя природа дает богатый материал для рисования. Воспитатель предлагает различные темы о зиме, предварительно проводя наблюдения во время прогулок, а также рассматривая картины художников. Педагог обращает внимание детей на своеобразие зимнего колорита: обилие белого снега и темные силуэты деревьев. Предметы на белом снегу кажутся наиболее четкими и контрастными.

В рисунках о зиме дети могут изобразить веселые игры, лепку снежной бабы, катание на лыжах, на санках, игры в снежки. При выполнении рисунка нужно использовать повседневные наблюдения участка детского сада и предложить детям передать характерные для него постройки, расположение деревьев и кустарников, изгородь и пр. При рисовании детей нужно рекомендовать иметь в виду конкретных воспитанников группы и стараться передать особенности их одежды.

На фоне зимнего пейзажа происходит действие многих русских сказок, например «Лиса и волк», «Морозко», «Снегурочка» и др. Иллюстрируя их, дети могут передать характеристику действующих лиц, обстановку, изобразить действия животных и людей. В этих рисунках большое значение имеет расположение предметов и персонажей: при правильном расположении содержание становится более понятным и выразительным.

Воспитатель обращает внимание детей на изображение сказочных персонажей и всего, что их окружает. Поэтому он советует дополнять рисунок некоторыми деталями. Так, например, волшебный сундучок Машеньки в сказке «Морозко» может быть украшен ярким декоративным узором. Снегурочку, которую дети изображают с большой любовью и симпатией, советует нарядить в красивую шубку, сарафан. Именно в процессе рисования но сказкам ребенок наиболее полно может выразить свое отношение к действующим лицам, передавая это цветовой гаммой.

Воспитателю следует развивать у детей эстетические чувства через эмоциональное отношение к изображаемому.

Радостное для детей событие – праздник новогодней елки. В период подготовки к нему дети получают много ярких впечатлений, которые можно отразить в рисунках. Они уже умеют рисовать елку, теперь их внимание обращается на строение еловой ветки. Для рисования с натуры, которое можно провести и красками, и карандашами, приготовляются маленькие веточки елки. Лучше прикрепить их на листы белой бумаги и раздать по столам. Дети должны хорошо рассмотреть свою веточку. Воспитатель направляет рассматривание, задавая детям вопросы: прямая ветка или изогнутая, сколько у нее разветвлений, как они отходят от основной ветки, как расположены иголки хвои, как заканчивается каждая веточка. После того как дети хорошо рассмотрят ветку, педагог спрашивает, с чего надо начинать рисовать, как расположить на листе бумаги основную ветку, чтобы все поместилось и было красиво. Рисунок дети выполняют самостоятельно. После рисования они вновь рассматривают веточку и сравнивают с той, которую нарисовали.

В рисунках по замыслу можно предложить отразить впечатление елочного базара, изобразить, как родители несут елки, как дети радуются, что им купили елки, и т.д.

На занятиях декоративным рисованием дети делают поздравительные открытки и билеты. Лучше всего предоставить им возможность придумать содержание самим, но предварительно следует побеседовать о том, что и как можно нарисовать на маленькой открытке. Можно до занятия показать удачные рисунки других детей того же возраста или подходящие рисунки художников.

Воспитатель также может попросить детей принести новогодние открытки, приносит сам, и все вместе они их рассматривают, находят наиболее красивые, яркие. Затем дети рисуют самостоятельно. Они используют различные мотивы: снежинки, елочные веточки, украшенные игрушками, Дед Мороз, Снегурочка и др.

Предварительно воспитатель может протонировать бумагу, чтобы пригласительные билеты получились праздничными, нарядными. Дети затем к каждому фону подбирают цветовую гамму.

После праздника в детском саду в сюжетных рисунках находят отражение участвовавшие в нем персонажи: Дед Мороз, Снегурочка, зайчики, снежинки; персонажи из сказок: Аленушка, Красная Шапочка, мальчик с пальчик и др.

В каждом детском саду праздник приносит свои впечатления. Чтобы дети могли отразить их, воспитатель должен помочь передать и особенности костюмов, и танцевальные движения (одна рука или обе закругленно подняты, нога поставлена на каблук и отставлена и др.), и различие в росте, например Деда Мороза и Снегурочки, и общую красочность праздника.

Центром композиции рисунка является украшенная елка, которую дети седьмого года могут изобразить более детально и тщательно, более выразительно, чем младшие. Для рисунка, отражающего праздник елки, следует дать большие листы бумаги, чтобы елка была достаточно крупной и можно было на ней нарисовать различные игрушки. На следующем занятии можно вокруг елки нарисовать персонажей праздника. В процессе выполнения такого рисунка дети переговариваются между собой, советуются с воспитателем, припоминают эпизоды праздника, отдельные песни, пляски.

В конце II квартала хорошо организовать в зале выставку работ детей подготовительной к школе группы для всех воспитанников детского сада. Экспозиция делается вместе с детьми. Когда все будет готово, надо устроить торжественное открытие выставки. Показывают выставку дети-авторы. Предварительно с ними проводится беседа о том, что надо показывать работы всех детей, стараться указать посетителям на то, что в них интересного и красивого. Можно выделять «экскурсоводов» для показа выставки детям разного возраста, родителям, работникам детского сада.

Выставки детских работ можно посвящать одной теме или разделу, например декоративному рисованию.

Декоративное рисование во II квартале строится главным образом на украшении вещей, выполненных из бумаги, картона, папье-маше и вылепленных из глины.

Надо объяснить построение узоров на разных объемных формах в соответствии с использованием данного предмета. Украшение может состоять не только в нанесении узора, но и в декоративной окраске частей предмета.

Предварительно воспитатель может рассмотреть с детьми ряд вещей (коробочки, шкатулки, блюда, чашки и т.д.) с различным узором: по краям предмета, по всей его поверхности. Дети замечают, как ритмично повторяются одни и те же элементы орнамента.

III квартал

Зимой в рисунках детей преобладали картины природы, сказочные и праздничные персонажи. При этом наиболее отчетливо выступала задача эстетического воспитания, развития чувства цвета и композиции, выразительности образов и передачи сюжета.

Март приносит новые впечатления. На окне детского сада расцветает яркий колокольчик амариллиса, появляются первые весенние цветы (тюльпаны, нарциссы). Можно предложить детям нарисовать их с натуры.

В начале марта отмечается Международный женский день, и дети готовят подарки самого разнообразного характера. Важно при этом, чтобы они вносили в их выполнение свою инициативу и выдумку, а не повторяли бы полностью того, что предложил воспитатель.

День 8 Марта вызывает у детей определенный строй мыслей и чувств о маме, женщинах.

«Как я помогаю маме» – излюбленная тема, которую хорошо можно выразить в рисунке. Изображение труда обязательно требует передачи движения; при этом оказывается недостаточным изменить положение рук или ног; при многих трудовых действиях сгибается и корпус. Увидеть это помогают наблюдения за работой на участке, специально организованные наблюдения в группе. Перед занятием кому-нибудь из детей предлагается показать положение корпуса при стирке, подметании пола и т.д. Все наблюдают, как он это делает, и думают, как это изобразить. Сперва дается изображение в лепке, так как пластичная глина легче подчиняется сгибанию, затем это содержание дети передают в рисунке.

 

Рис. 8. «Как и помогаю маме».

 

Образ любимой мамы также может быть отражен в рисунках. Такие темы, как «Моя мама самая красивая», «Я рисую маму», любимы детьми. Перед праздником в детском саду, посвященном женскому дик», воспитатель устраивает выставку рисунков-«портретов» мам.

Во многих местах нашей страны традиционным цветком Международного женского дня стала мимоза. Небольшая веточка мимозы может быть красиво нарисована детьми на цветной темной бумаге. Для выполнения этого рисунка лучше использовать гуашь, а не акварель. Воспитатель обращает внимание детей на цвет листьев мимозы серо-голубоватый, а не ярко-зеленый. Как и в других рисунках с натуры, он заботится о красивом расположении ветки на листе. Если возможно, отдельные веточки даются по столам, и каждая пара детой передает особенности своей ветки.

Для декоративного рисования вводятся овал, удлиненный прямоугольник. Посередине помещается какое-либо изображение, например ветки цветущей мимозы пли ветки с птицами, летящего голубя и пр., а по краям тонкий не крупный узор. Такой рисунок может быть выполнен и на крышке шкатулки, коробки.

Воспитатель знакомит детей с узорами на изделиях народных мастеров, например Хохломы, в которых черным, красным и золотым цветами нарисованы тонкие травы, листочки, завитки, кисти ягод и цветов. Обращает внимание детей на изгибы веток в этих узорах, на завитки, направленные в разные стороны. Предлагает им поучиться рисовать кисточкой завитки и изогнутые линии стеблей и листьев. Дает схему построения рисунка: на полоске посередине вдоль наносится прямая линия (или волнистая), вправо и влево от нее на равном расстоянии рисуют завитки. Воспитатель показывает, как надо держать руку с кистью и как ею действовать, рисуя завиток, – кисть руки должна свободно поворачиваться вправо и влево.

Затем дети украшают завитки листьями, ягодами, цветами по своему замыслу.

На последующих занятиях выполняются декоративные рисунки с более разнообразными способами включения завитков. Можно сделать узор по типу хохломского и в характерных для него цветах. Так как для декоративного рисования детям даются новые формы, то они знакомятся с названием этих форм и сравнивают их со старыми.

С наступлением весны проводятся новые наблюдения на улицах. Специальная экскурсия может быть организована на стройку. Желательно повторить наблюдение, прежде чем давать рисование на эту тему, чтобы впечатления были конкретными и четкими. Тогда в рисунках дети изобразят не отдельные дома, а картину строительства: труд людей с помощью машин, подъемные краны и т.д.

Специально следует познакомить детей со Спасской башней Кремля. Дети, живущие в Москве, имеют возможность поехать на Красную площадь и посмотреть башню и стены Кремля, послушать бой курантов, подойти к Мавзолею Ленина, окруженному голубыми елями. Остальных детей можно знакомить с Кремлем только по картинкам. Да и тем, кто побывал на площади, нужно посте этого показать изображение Кремля чтобы разобраться встроении башни. После итого целесообразно предложить воспроизвести конструкцию башни и аппликации.

Когда дети усвоит пропорции частей башни, им  легче будет передавать ее в рисунке. Потребность в этом возникает в связи с первомайскими торжествами. Теперь дети могут изобразить и салют над Кремлем, и солнце, и летающих белых голубей, и взвивающиеся разноцветные шары.

К празднику 1 Мая воспитатель с детьми может выполнить коллективную декоративную композицию красками. Общий замысел композиции принадлежит воспитателю. Он делает эскиз в малом размере и показывает детям, обсуждает детали и распределяет работу. Для получения цельною результата дети должны выполнять известные условия композиции: в середине давать крупное изображение, а по краям мелкие; использовать для рисунка в середине и по краю установленные цвета; обязательно включать в рисунок тот или иной элемент, например завитки, мазки, точки.

 

Рис. 9. «Как мы работаем на участке».

 

Май – месяц распускания лесных и полевых цветов, весенних посадок. Все, что дети могут наблюдать сами, о чем им читают и рассказывают, находит отражение в изобразительной деятельности.

Внимание детей направляется на отражение жизни детского сада, который они скоро покинут. «Что больше всего ты любишь в детском саду?» – такой может быть тема для рисования по замыслу. Кроме того, проводится зарисовка частей комнаты: одна подгруппа детей рисует одну стену и то, что около нее помещается, другие подгруппы – другие стены. Требуется передать при этом величинные и пропорциональные отношения между вещами, расположение их по отношению друг к другу.

Воспитатель может предложить детям и другое творческое задание: «Какой рисунок ты хочешь подарить детскому саду?» Дети рисуют то, что им особенно запомнилось, что особенно нравится, что очень интересно. Дети дружно жили в детском саду, и каждый может нарисовать своего лучшего друга.

Эти рисунки выпускников надо особенно беречь. Их могут рассматривать дети, которые вскоре станут посещать подготовительную группу.

В III квартале заканчивается прохождение программы по рисованию.

За время пребывания в подготовительной к школе группе дети получают возможность богато и разнообразно выражать в рисунке свои замыслы. У них развиваются способности выполнять разнообразные работы, начиная от миниатюрных поздравительных открыток до больших коллективных панно.

Разного рода занятия проводятся в определенном порядке. Два раза в месяц, как правило, проводится рисование с натуры, два раза декоративное, а также занятия по предварительному наблюдению и по воображению на основе прочитанного, и два раза по замыслу детей. Нередки случаи, когда рисование по предварительному наблюдению или по литературному произведению занимает два занятия подряд. При этом общее количество занятий рисованием с натуры и декоративным сохраняется. Иногда такое соотношение может немного нарушаться в пользу того или другого вида, если этого требует усвоение программы.

 

Методы и приемы обучения

 

Методы обучения, применяющиеся в подготовительной к школе группе, направлены на развитие самостоятельности и активности детей. Приступая к занятию, дети должны быть готовы не только смотреть, что им показывают, и слушать, что говорят, но и отдавать себе отчет в том, что видят и что слышат. Воспитатель чаще задает вопросы, чем объясняет сам. Детей не только спрашивают, но и вызывают для показа, для объяснения на наглядном материале. Дети учатся отвечать и объяснять другим. Необходимость рисовать на глазах у всех для показа и пояснения способа работы приучает действовать быстрее, быть находчивым.

Изобразительная деятельность связывается с различными моментами и событиями детской жизни. Развивается воображение, наблюдательность, умение придумать и передать в изображении сказочный образ. Чем богаче впечатления, тем легче придумать содержание рисунка.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 1242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!