Сказания о Горе Бехдетском, крылатом Солнце



 

а) Миф о Горе Бехдетском принадлежит к числу основных древнейших египетских мифов. Его возникновение относится в главных чертах еще к отдаленному времени образования единого государства в долине Нила. Борьба главных героев мифа — враждующих за власть над всем Египтом богов Гора и Сета — в тот период отразила борьбу двух крупных территориальных объединений: Южного и Северного Египтов. В этой борьбе Гор первоначально олицетворял Северный Египет, так как его культ, по-видимому, возник в Бехдет — поселении, находившемся в Восточной Дельте (современный Телль эль-Баламун, около 20 км от Средиземного моря и в 25 км к юго-западу от Дамиэтты); см. [Gardiner, 1944, с.23-60; 1947, с.181]. В свою очередь, Сет олицетворял Южный Египет. Культ Сета с древнейших времен существовал в верхнеегипетском городе Небет (Омбос, около современного поселения Тух, на левом берегу Нила, почти против Коптоса); см. [Gardiner, 1944, с.23, примеч. 5; 1947, с.28-29]. В египтологической литературе раньше местом культа Сета ошибочно считали город Небит (Ком-Омбо) к северу от Элефантины.

Обстоятельства борьбы Юга и Севера до сих пор в точности не установлены. По-видимому, она проходила с переменным успехом и не прекратилась даже после объединения всего Египта в единое государство Менесом около 3200 г. до н.э. (см. примеч. «в» к этому сказанию).

В процессе этой борьбы культ Гора Бехдетского был перенесен на юг и уже ко времени III династии (XXX в. до н.э.) стал главным культом столицы II верхнеегипетского нома — города Эдфу (древнеегипетск. Эджбо), который отныне наряду со своим прежним именем стал называться Бехдет по имени первоначального места почитания Гора в Дельте (см. [Gardiner, 1944, с.23 и сл.; 1947, с.7]).

Гор Бехдетский и при переносе его культа в Эдфу сохранил свой характер солярного божества. В то же время, как покровитель объединенного Египта, Гор Бехдетский рано приобретает роль покровителя фараонов. Этим объясняется все увеличивавшаяся тесная связь культа Гора с египетским царским культом, отразившаяся, в частности, на иконографии Гора. Он изображается в обычном одеянии и головном уборе фараонов (хотя он и сохраняет при этом голову сокола — пережиток древнейших тотемистических представлений родового строя), получает свойственные царям Египта титулы: «благой бог» н «владыка Обеих Земель». В силу этих же причин миф о Горе (см. [Gardiner, 1944, с.48, примеч. 4, 49, 50]) Бехдетском приобретает некоторые особые черты: Гор объявляется сыном верховного бога Египта Ра, который, согласно мифу, некогда царствовал в Египте и сыновьями которого считались фараоны. Как старший сын Ра, Гор становится его верным и грозным защитником против всяких врагов. Этими врагами в мифе являются «мятежники», пытающиеся восстать против Ра и имеющие обычные для противников солярного божества образы водяных чудовищ —крокодилов, гиппопотамов, змей. Однако миф о Горе Бехдетском очень рано приобретает политический характер, так как под врагами Ра начинают подразумевать врагов царя. Это находит своеобразное отражение в ритуале Гора Бехдетского, в частности в мистериях эдфуского храма (см.гл. IV).

Следует отметить известную связь мифа о Горе Бехдетском с мифом об Осирисе. Когда последний получил всеегипетское распространение (см. гл. III), борьба Гора Бехдетского с Сетом стала сопоставляться с борьбой Гора, сына Исиды и Осириса, с Сетом — убийцей Осириса, и оба мифа тесно переплелись между собой. Неудивительно поэтому, что мы встречаем то Гора, сына Исиды, помогающим Гору Бехдетскому в борьбе с врагами Ра — крокодилами и гиппопотамами, то, наоборот, Гора Бехдетского оказывающим покровительство и поддержку Гору, сыну Исиды, в его борьбе со смертельным врагом его отца.

Полный текст мифа о Горе Бехдетском сохранился лишь от времен Птолемеев, хотя отдельные сведения о нем встречаются, в различных текстах гораздо раньше. Текст «Сказания» высечен среди других текстов, относящихся к мифу и культу Гора Бехдетского, на внутренней стороне западной стены храма Гора в Эдфу, построенного при Птолемеях. Текст представляет собой запись религиозной драмы, совершавшейся в храме, и сопровожден рельефами, воспроизводящими отдельные эпизоды драмы и помогающими ее истолкованию. Как показывает первый рельеф, участником этого культового представления был и фараон, который начинал его совершением ритуала «поднятия неба». Драматургическая обстановка мистерии и ее политический характер показаны в IV главе настоящей работы.

Последнее издание текста см. [Chassinat, 1931, с.108-132; 1934, табл. 518-5531; последний перевод [Fairman, 1935, с.26-36].

б) Я перевожу употребленное в данном месте текста неясное по транскрипции и значению слово  словом «бог», а не «царь», как это делает Фэрман [Fairman, 1935, с.27], потому что весь контекст показывает, что здесь имеется в виду Гор Бехдетский.

в) «Год 363 царя Верхнего и Нижнего Египта Ра-Хорахте» — эта датировка, по-видимому, свидетельствует о существовании своеобразной «эры правления Ра», связанной с мифом о боге Ра как первом царе Египта. Ньюберри высказал предположение о том, что исходной датой «эры Ра» считалось объединение Египта Менесом около 3200 г. до н.э. В таком случае 363 г. «эры Ра» приходился приблизительно на годы правления фараона II династии Периебсена, который был, видимо, представителем поклонников Сета, так как над его именем изображается животное Сета, а не сокол бога Гора, обычно возглавляющий титулатуру фараонов, начиная с I династии ([Newberry, 1922, с.40-46]; см. также [Gardiner, 1944, C.46J). Очевидно, объединение Египта Менесом не было еще настолько прочным, чтобы окончательно пресечь длительную борьбу отдельных частей долины Нила за господство над всей ее территорией. Торжество сторонников Сета при Периебсене было, однако, непродолжительным, и вскоре поклонники Гора опять и уже более прочно завладели престолом вновь объединенного ими под своей властью Египта. Характерно, что наряду с существованием «эры Ра» позднее появилась и «эра Сета», как об этом свидетельствует знаменитая «стела 400-го года правления Сета», найденная в Танисе [Струве, 1930, с. 188 и cл.; Montet, 1941, с. 111 и cл.].

г) Культ Астарты получает распространение в Египте начиная со второй половины Нового царства вследствие усиления связей Египта с Передней Азией. Одновременно Астарта появляется в египетских мифах (см. примеч. «о» к «Спору Гора с Сетом»), Как в мифе «Спор Гора с Сетом», так и здесь Астарта изображена дочерью Ра; возможно, что этому способствовало известное сходство образов Астарты и Хатор-Тефнут, любимой дочери Ра, его Ока, которая выступает в египетских мифах постоянной спутницей и защитницей своего отца. Думаю, что именно этим и объясняется тот факт, что Астарта изображена на рельефе храма Эдфу с головой львицы, т.е. так, как изображалась грозная дочь Ра, богиня Сохмет-Хатор-Тефнут.

д) Здесь происходит обычная в египетских религиозных текстах игра слов. Текст объясняет название города Эдфу — Эджбо — следующей .игрой слов. Ра говорит Тоту: «Мои враги наказаны», причем для слова «наказаны» здесь применен глагол «джеб».

е) Нехбет и Уаджит — богини-покровительницы Верхнего и Нижнего Египта.

ж) Итеру — египетская мера длины (греч. — схойн), равная 10.5 км.

з) В оригинале стоит слово «Hn.t», которое, как показал Гардинер [Gardiner, 1943, с.37 и cл.; 1947, с.116], следует переводить — «озеро», «бассейн». Ранее под этим словом понимали обычно «канал» (Wb.III, с. 105). Как известно, это слово с предшествующим «г» — «устье» — являлось наименованием местности, расположенной при устье канала, соединявшего Нил с Фаюмским озером (древнеегипетск. — Рехонэ, коптск. — Лехонэ, современный — Эль-Лахун). Фэрман и переводит данное место в тексте мифа как Лахун, не соглашаясь с Редером, который переводит его просто словом «канал». Мне думается, что здесь следует принять значение «озеро» и что текст имел в виду определенное озеро, а именно Меридово. Как видно из материала, приведенного в указанной статье Гардинера, Меридово озеро и называлось в древности «Озеро (Hn.t) города Мерур». С таким пониманием слова «Hn.t» в сказании о Крылатом Солнце вполне согласуется и весь контекст, а именно места всех битв Гора Бехдетского с его врагами последовательно расположены с юга на север, начиная от Эдфу (Эдфу, Фивы, Дендера, Хебену, Мерет — столица XIX нома, Нереф — некрополь Абусира эль-Мелек); враги, убегая по Нилу к северу после каждого поражения, «обращают свои лица» не к какому-нибудь определенному городу или местности, а в каждом подобном случае указывается лишь общее направление бегства врагов: Верхний Египет после Фив и соответственно «Нижний Египет от Озера до моря» — после Дендера и Хебену. Таким образом, как мне представляется, в этих двух последних случаях указано все пространство от Фаюма до моря, а отнюдь не определенный канал или Лахун.

и) Хебену — город на правом берегу Нила в XVI верхнеегипетском номе, современный Ком эль-Ахмар; см. [Gardiner, 1947, с.90-91].

Текст объясняет происхождение названия Хебену опять созвучием последнего с глаголом «хебен» — «отгонять».

к) В имени жреца Гора в Хебену текст вскрывает связь с мифом о победе Гора над Сетом. Как указывалось в описании рельефа, иллюстрирующего данный эпизод текста, Гор изображен стоящим на антилопе, которую он пронзает копьем. Об антилопе как одном из воплощений Сета см. [Bonnet, 1952, с.40].

л) Хет — «палка» — мера длины, равная 100 локтям, т.е. 52 м.

м) Мерет — столица XIX верхнеегипетского нома Меру (Оксиринх). Здесь почитался Сет, о чем свидетельствует ряд текстов (см. [Gardiner, 1947, с.110]); очевидно, вследствие этого текст сказания и помещает одно из наиболее упорных сражений Гора именно в номе Меру.

н) О Пер-Реххеви см. [Gauthkur, 1925].

о) Тиби — пятый месяц египетского календаря.

п) Бэ — условное обозначение для Сета, употребляемое в поздний период, чтобы не называть его имени (Wb.I, c.410). Б.А.Тураев истолковывает это обозначение как «место» [Тураев, 1912, с. 239].

р) Характерно, что именно деревья «има» (финиковая пальма) или их ветви ставили как раз на носу священной ладьи во время коронационных мистерий, см. [Sethe, 1928a, с. 125]. Дерево «има» было связано с культом Осириса [там. же, с.139].

с) Дерево «шенедж» — акация, — согласно легенде, росло у гробницы Осириса [Wb.IV, с.521].

т) Нереф — некрополь у Абусир эль-Мелек (Wb.II, с.916). Гардинер приводит ряд материалов как в пользу такого определения Нерефа, так и в пользу сопоставления его с Гераклеополем [Gardiner, 1947, с. 114]. Мне все же представляется, что отождествление Нерефа с некрополем Абусир эль-Мелек более убедительно. «Великий бог в Нерефе» — Осирис.

у) Красный цвет как цвет огня и пустыни вообще был присвоен Сету, которому были посвящены красные, т.е. рыжие, животные. Рыжие люди также считались принадлежавшими Сету. Отсюда понятно употребление в ритуале фигурки гиппопотама из красной яшмы для олицетворения Сета.

ф) Гелиополь, называвшийся «Северный Он» в противоположность «Южному Ону» — Гермонтису.

х) Тэль-Чару (Силэ) — город в Восточной Дельте, столица XIV нижнеегипетского нома; местное львинообразное божество было сопоставлено с Гором; см. [Gardiner, 1947, с.202].

ц) Шас-херет — местность в Нубии; см. [Fairman, 1935, с.35, примеч. 2; Saunneron, Yoyotte, 1952, с.177].

ч) Снова игра слов: Вават — Нубия и глагол «вава» — «злоумышлять».

ш) Нехбет и Буто — богини-покровительницы Верхнего и Нижнего Египта.

 

Победа Гора

 

а) Этот миф является интересным свидетельством переплетения сказания о Горе Бехдетском и о Горе, сыне Исиды (см. примеч. «а» к «Сказанию о Горе Бехдетском»). Хотя главное действующее лицо данного мифа, бог Гор, и носит иногда эпитеты Гора Бехдетского, однако совершенно ясно, что здесь изображен Гор, сын Исиды и Осириса. Это видно и по всему содержанию мифа, и по эпитетам Гора, и по тому, что его сопровождает его мать Исида. Текст мифа высечен на внутренней стороне восточней стены храма Гора в Эдфу, построенного Птолемеями. Текст является религиозной драмой, совершавшейся на священном озере храма Гора в Эдфу, так называемом «озере Гора» (см. [Blackman, Fairman, 1944, с.16-17]).

Издание текста [Chassinat, 1931, с.60-90; 1934, табл.494-514]. Перевод текста с комментариями см. [Blackman, Fairman, 1942, с.32-38; 1943, с.2-36; 1944, с.5-22, 79-80]. Однако ни порядок строк, принятый в иероглифической транскрипции в издании Шассина, ни порядок строк в переводе Блэкмана и Фэрмана мне не представляется всегда убедительным. Изучение фотографий, той части стены храма Гора в Эдфу, где высечены тексты и рельефы мифа «Победа Гора» и «Сказания о Горе Бехдетском, Крылатом Солнце», показывает, что обе драмы построены одинаково. Сначала в обоих случаях идет нечто вроде введения, как бы излагающего содержание произведения:. в «Сказании о Горе Бехдетском» — это табл. 196-194, в мифе о победе Гора — табл. 519-518. Здесь даны все главные действующие лица. Затем слева (тексты и рельефы развертываются справа налево), после текста с титулом фараона, и там и тут начинается связный текст, явно излагающий начало действия драмы, ибо он так и озаглавлен: «Начало». Отсюда ясно, что текст с титулом фараона читается именно последним в каждом рельефе и что столбцы связного текста после каждого рельефа, содержащие, между прочим, хоровые партии, должны читаться после рельефа, т.е. после его текстов. Рельефы же изображают каждый раз само действо драмы, а тексты около фигур и над ними — тексты речей, произносимых действующими лицами во время действа. Тот факт, что в столбцах текстов, идущих после рельефов, повторяются (в хоровых партиях) те самые наименования гарпунов Гора, которые были уже изображены и упомянуты в речах действующих лиц в текстах на рельефе, также показывает, что эти столбцы текстов должны читаться после соответствующего рельефа. На эти факты не обратил внимания Э.Дриотон, который в своей работе, посвященной разбираемому тексту [Drioton, 1948], не соглашаясь с реконструкцией драмы, предложенной Блэкманом и Фэрманом, пытается дать свой вариант расположения текста. При этом он прибегает к совершенно произвольной группировке текстов, что, разумеется, неприемлемо и не дало убедительных результатов.

6) Намек на неизвестный миф, согласно которому Гор установил небо на четырех столбах. В этом свете становится понятно и то, что четыре сына Гора (Амсет, Дуамутеф, Кебехсенуф и Хапи) постоянно называются столбами неба, еще начиная с Текстов пирамид, и олицетворяют собой четыре страны света.

в) Шмуну — столица XV верхнеегипетского нома; главным богом города был Тот; вследствие сопоставления греками Тота с Гермесом Шмуну стал называться в греко-римском Египте Гермополем.

г) См. примеч. «е» к «Спору Гора с Сетом».

д) Месен — одно из названий города Эдфу, перенесенное сюда (наряду с Бехдет; см. примеч. «а» к «Сказанию о Горе Бехдетском») одновременно с появлением в Эдфу культа Гора Бехдетского. Основной же Месен находился в Дельте, около Чару, близ восточной границы; см. [Gardiner, 1947, с.203; 1944, с.26; Sethe, 1930, § 162; Blackman, Fairman, 1943, с.32].

е) Указание на политический характер, приданный драме жречеством.

ж) Исида в ряде текстов называется Скорпионом Месена, однако точное значение этого эпитета и его мифологическое объяснение еще не выяснены. Возможно, что это следует сопоставить с мифом о семи скорпионах, защитниках Исиды (см. перевод).

з) Вечсет-Гор :— «Престол Гора», название Эдфуского (II верхнеегипетского) нома.

и) В оригинале стоит иероглиф человека с систром в одной руке и менат в другой. Так изображаются певицы, приветствующие божество, или царевны, приветствующие фараона. Отсюда — принятый мною перевод.

к) В оригинале — «души Ра», обычное наименование для культовых рукописей.

л) Обитатели болот Дельты.

м) Alliot, 1946, с. 113.

н) Хент-Йабет. «Передний Востока», название XIV нижнеегипетского нома; столица его — Чару, с главным богом Гором в образе льва [Gardiner, 1947, с.200-204].

о) Мин — бог плодородия, главный бог города Коптоса; сопоставлялся с Гором, сыном Исиды.

п) Онурис, точнее Анхур, бог-воитель, покровитель охоты и войны, сопоставлявшийся с богом воздуха Шу и в качестве такового считавшийся супругом богини Тефнут (см. гл. II).

р) Новый год совпадал с появлением звезды Сотис.

с) Хеммис — по мифам, место рождения бога Гора, сына Исиды. Вопрос о локализации этого места до сих пор не может считаться решенным. Литературу по этому вопросу см. [Gardiner, 1947, с. 190; 1944, с.52 и сл.].

т) «Человек первого листа лотоса» — не вполне ясный по значению эпитет. Возможно, что он связан с мифом о рождении солнца из лотоса (см. гл.II). Материалы по этому эпитету собраны Блэкманом и Фэрманом [Blackman, Fairman, 1943, С.20, примеч. 5].

у) Намек на то, что Гор, сын Осириса и Исиды, еще очень молод.

ф) Указание на обряд очищения, который должны были совершить жрецы, прежде чем приступать к ритуалу или даже к исполнению наиболее важных его моментов.

х) Электр — сплав золота.

ц) В подлиннике: «верхнеегипетские зеленые камни»; имеется в виду амазонит (см. [Lukas, 1934, с.39]).

ч) См. примеч. «х» к «Сказанию о Горе Бехдетском, Крылатом Солнце».

ш) Блэкман и Фэрман считают эту строчку интерлюдией. Думается, что мы слишком еще мало знаем о порядке представления египетских мистерий, чтобы говорить таким образом.

щ) Шесму — бог, имевший функцию палача богов (см.: Словарь египетского языка. VI, с.538, 4).

э) Вся эта речь Исиды содержит воспоминания о том времени, когда она скрывалась с младенцем Гором в болотах Дельты от преследований Сета (см.гл. III, а также перевод мифа «Исида и Гор в болотах Дельты»). Однако сообщаемые здесь подробности возвращения Исиды с сыном в Египет не встречаются в других текстах и являются интересным дополнением.

ы) Хентихети — бог нижнеегипетского города Атрибис.

ю) Хеджхетеп — бог прядения и ткачества.

я) О сопоставлении Исиды с ладьей, см. [Blackman, Fairman, 1943, 29, с.18, примеч. 6; 1944, 30, с.17].

 

Список сокращений

 

 

ВДИ —   Вестник древней истории. М.

ВИРА —   Вопросы истории религии и атеизма. М.

ГАИМК    —   Государственная Академия истории материальной культуры

ГЭ  —   Государственный Эрмитаж

ДАН —   Доклады Академии наук СССР. М.

ЗКВ —   Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. Л.

ИАН —   Известия Академии наук СССР. М.

Кн.м. —.  Книга мертвых

П.к. —   Палермский камень

СЕК —   Сборник египтологического кружка при ЛГУ. Л.

ТОВЭ —   Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа. Л.

ABAW      —   Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Klasse. Munchen

AE —   Ancient Egypt. L.

АО —   Der Alte Orient. Lpz.

APAW       —   Abhandlungen der Preubischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Klasse. B.

ArOr —   Archiv Orientalny. Praha

ASAE —   Annales du Service des Antiquites de 1'Egypte. Le Caire

BIE —   Bulletin de I'lnstitut d'Egypte. Le Caire

BIFAO      —   Bulletin de I'lnstitut francais d'archeologie orientate. Le Caire

BM —   The British Museum

EMMA      —   Bulletin of the Metropolitan Museum of Art. N.Y.

CO —   Catalogue General des antiquites egyptiennes du Musee du Caire

CdE —   Chronique d'Egypte. Bruxelles

EMAE—   Maspero G. Etudes de mythologie et d'archeologie egyptiennes. P.

FuF —   Forschungen und Fortechritte. B.

GM —   Gottinger Miszellen. Gbttingen

JA  —   Journal asiatique. P.

JEA —   The Journal of Egyptian Archaeology. L.

JMFA —   The Journal of the Museum of Fine Arts, Boston. Boston

JNES —   Journal of Near Eastern Studies. Chicago

LD I-VI     —   Lepsius C.R. Denkjnaeler aus Aegypten und Aethiopien. Abt.I-VI. В., 1849-1858.

Man —   Man. A Monthly Record of Anthropological Science. L.

MAS —   Munchener Agyptologische Studien. B.

MDAIK     —   Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Institute, Abteilung Kairo. Wiesbaden

MDIAK     —   Mitteilungen des Deutschen Instituts fur agyptische Altertumskunde in Kairo. Wlen

ME —   Le Musee Egyptien. Recueil de monuments et de notices sur les fouilles d'Egypte. Le Caire

MIFAO     —   Memoires publics par les membres de I'lnstitut francais d'archeologie orientate. Le Caire

MMAFC    —   Memoires publics par les membres de la Mission Archeologique Francaise au Caire. Le Caire

MVAG      —   Mitteilungen der Vorderasiatisch-Aegyptischen Gesellschaft. Lpz.

NGG —   Nachrichten von der koniglich Gesellschaft der Wissenschaften zu Gottingen. Philologisch-histori-sche Klasse. B.

OICC —   The Oriental Institute of Chicago Communications. Chicago

Or.  —   Orientalia. Roma

P.               — Papyrus

P. Berlin 3014 —   [Moret, 1902]

P. Berlin 3049, 3050, 3053 —   [Hierat. Pap.II]

P. Berlin 3055 —   [Hierat. Pap.I]

P. Boulaq 17. —  [Grebaut, 1875]

P. Chester Beatty I —   [Gardiner, 1931]

P. Ermitage 1115   —   [Golenischeff, 1913]

P. Harris Mag —   [Lange, 1927]

P. Harris 500 —   [Budge, 1923]

P. Salt —   [Тураев, 1916, 1917]

PSBA —   Proceedings of the Society of Biblical Archaeology. L.

Pyr.            —  Тексты пирамид

RA —   Revue archeologique. P.

RdE — Revue d'egyptologie. P.

REA — Revue de 1'Egypte ancienne. P.

RHR — Revue de 1'histoire des religions. P.

RT              — Recueil de travaux relatifs a la philologie et a 1'archeologie egyptiennes et assyriennes. P.

SAK —   Studien zur altagyptischen Kultur. Hamburg

SASAE      —   Supplement aux Annales du Service des antiquites de 1'Egypte. Le Caire

SBAW       — Sitzungsberichte der Koniglich Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historiche Klasse, Munchen

SPAW —   Sitzungsberichle der Koniglich Preusischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historleche Klasse. B.

TSBA —   Тransactions of the Society of Biblical Archeology. L.

Urk.I —   Sethe K, Urkunden des Alten Reiches. 2. Aufl. Lpz., 1932-1933

Urk.II —   Sethe K. Hieroglyphische Urkunden der griechisch-romischen Zelt. Lpz., 1904

Urk.III       —   Schafer H. Urkunden der alteren Athiopienkonige. Lpz., 1905

Urk.IV       —   Sethe K., Helck W. Urkunden der 18. Dynastle. Bd.1-10. Lpz., 1906-1910; В., 1955-1961

Urk.V —   Grapow H. Religiose Urkunden. Lpz., 1915-1917

Wb. —   Erman A., Grapow H. Worterbuch der agyptischen Sprache. Bd. I-V. Lpz., 1926-1931

ZAZA —   Zeitschrift fur agyptische Sprache und Altertumskunde. Lpz.-B.

 

Список использованной литературы

 

Авдиев, 1948, 1953 — Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1948; 2-е изд., М., 1953.

Антес, 1977 — Антес Р. Мифология в древнем Египте. — Мифологии древнего мира. М., 1977.

Берлев, 1969 — Берлев О.Д. «Сокол, плывущий в ладье», иероглиф и бог. — ВДИ. 1969, № 1.

Большаков, 1986 — Большаков А.О. Системный анализ староегипетских гробничных комплексов. — ВДИ. 1986, № 2.

Большаков (в печати) — Большаков А.О. Развитие представлений о «загробных мирах» в древнем Египте. — Мероэ. Страны Северо-Восточной Африки и Красноморского бассейна в древности и раннем средневековье. Проблемы истории, языка и культуры. Вып. 5 (в печати).

Викентьев, 1917 — Викентьев В.М. Древнеегипетская повесть о двух братьях. М., 1917.

Волков, 1917 — Волков И.М. Древнеегипетский бог Себек. Пг., 1917.

Евгенова, 1931— Евгенова В.И. Магический папирус Salt 825 Британского музея как источник изучения египетских мистерий «защит». — ИАН. 1933, №6-7.

Коцейовский, 1913 —Коцейовский А.Л. Иератическая часть берлинского папируса 3008. Призывания Исиды и Нефтиды. СПб., 1913.

Коцейовский, 1917 — Коцейовский А.Л. Тексты пирамид. Одесса, 1917.

Лившиц, 1948 — Лившиц И.Г. Новый вариант мифа о рождении и гибели солнца. — ВДИ. 1948, № 3.

Лукас, 1958 — Лукас А. Материалы и ремесленные производства древнего Египта. М., 1958.

Лурье, 1939 — Лурье И.М. Элементы животного эпоса в древнеегипетских изображениях. — ТОВЭ. Т.1. 1939.  '

Лурье, 1940 — Лурье И.М. История техники древнего Египта. — Очерки по истории техники Древнего Востока. М.—Л., 1940.

Лурье, 1950 — Лурье И.М. Дневник фиванского некрополя от 29 года Рамсеса III. — ВДИ. 1950, № 4.

Марр, 1918 — Марр Н.Я. Ossetica-Japhetica. — ИАН. 1918.

Матье, 1926 — Матье М.Э. Религия египетских бедняков. — Религия и общество. Л., 1926.

Матье, 1930 — Матье М.Э. Формула m rn.k — ЗКВ. Т.4. 1930.

Матье, 1936 — Матье М.Э. Следы матриархата в древнем Египте. — Труды Института антропологии, археологии и этнографии. Т.4. Л., 1936.

Матье, 1940а — Матье М.Э. Мифы древнего Египта. Л., 1940.

Матье, 19406 — Матье М.Э. Древнеегипетские мотивы на тканях византийского Египта. — ТОВЭ. Т.З. 1940.

Матье, 1941 — Матье М.Э. Искусство Среднего царства. Л., 1941.

Матье, 1947а — Матье М.Э. Тексты пирамид — заупокойный ритуал. (О порядке чтения Текстов пирамид). — ВДИ. 1947, № 4.

Матье, 19476 — Матье М.Э. Роль личности художника в искусстве древнего Египта. — ТОВЭ. Т.4. 1947.

Матье, 1953 — Матье М.Э. О периодизации истории амарнского искусства. — ВДИ. 1953, № 3.

Матье, 1954 — Матье М.Э. Из истории семьи и рода в древнем Египте. — ВДИ. 1954, № 3.

Матье, 1956а — Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. Л., 1956.

Матье, 19566 — Матье М.Э. Из истории свободомыслия в древнем Египте. — ВИРА. Т.З. 1956.

Матье, 1958 — Матье М.Э. К проблеме изучения Текстов пирамид. — ВДИ. 1958, № 4.

Матье, 1960 — Матье М.Э. Проблема изучения книги мертвых. М., 1960 (XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР).

Мещерский, 1929 — Мещерский Н.А. К палеографической датировке древнеегипетских текстов, содержащих проклятия. — ДАН. 1929.

Морэ, 1914 — Мора А. Цари и боги Египта. М., 1914.

Недельский, Францов, 1934 — Недельский В., Францов Ю. Миф о страдающем боге. Л., 1934.

Ольдерогге, 1929 — Ольдерогге Д.А. О названии обелиска. — СЕК. Т.2. 1929.

Ранович, 1950 — Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л., 1950. (

Рубинштейн, 1938 — Рубинштейн Р.И. CXXV глава Книги Мертвых. — Ученые записки Педагогического института им.Герцена. T.XI. Л., 1938.

Рубинштейн, 1948 — Рубинштейн Р.И. Внутренняя политика фараона Ахтоя Уахкара. — ВДИ. 1948, № 4. .

Рубинштейн, 1950 — Рубинштейн Р.И. Поучение гераклеопольского царя своему сыну. — ВДИ. 1950, № 2.

Струве, 1930 — Струве В.В. Манефон и его время, гл.II. — ЗКВ. Т.4. 1930.

Тураев, 1898 — Тураев Б.А. Бог Тот. СПб., 1898.

Тураев, 1912 — Тураев Б.А. История классического Востока. Т.2. СПб., 1912.

Тураев, 1913а — Тураев Б.А. История древнего Востока. Т.1. СПб., 1913.

Тураев, 19136 — Тураев Б.А. Дверцы наоса с молитвами Тауэрт. — Памятники Музея изящных искусств имени императора Александра III в Москве. Вып.III. М., 1913.

Тураев, 1916 — Тураев Б.А. Египтологические заметки, VIII. Текст магического папируса Salt 825 Британского музе:т. — ИАН. 1916.

Тураев, 1917 — Тураев Б.А. Магический папирус Salt 825 Британского музея. — Записки Классического отделения Археологического общества. Т.9. Пг., 1917.

Тураев, 1920 — Тураев Б.А. Египетская литература. Т Л. М., 1920.

Тураев, 1935 — Тураев Б.А. История древнего Востока. T.I—И. Л., 1935.

Франк-Каменецкий, 1917-1918 — Франк-Каменецкий И.Г. Памятники египетской религии в Фиванский период. I—II. М., 1917-1918.

Францов, 1929 — Францов Ю.П. Змеиный остров в древнеегипетской сказке. — ИАН. 1929.

Францов, 1930 — Францов Ю.П. Древнеегипетские сказки о верховных жрецах. — Фольклор. Вып.2-3. М., 1930.

Фрэзер, 1928 — Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1928.

Энгельс, К истории — Энгельс Ф. К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Лениан, Морган). — Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т.22.

Энгельс, Происхождение — Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.21.

 

Aldred, 1949 — Aldred С. Old Kingdom Art in Ancient Egypt. L., 1949.

Alliot, 1946 — Alliot G. Les rites de ia chasse au filet au temple de Karnak, d'Edfou et d'Esneh. — RdE. 1946, t.5. Amelineau, 1905 — Amelineau E. Le role des serpents dans les croyances religieuses de l'Egypte. — RHR. 1905, t.51-52.

Anthropos — Anthropos. Revue Internationale d'ethnologie et de linguistique. Wien. Badawy, 1948 — Badawy A. Le dessin architectural chez les anciens Egyptiens. Le Caire, 1948.

Barguet, 1952 — Barguet P. Les steles du Nil au Gebel Silsileh. — BIFAO. 1952, t.50.

Barguet, 1953 — Barguet P. L'origine et la signification du contrepoids de colier-menat — BIFAO. 1953, t.52.

Baumann, 1936 — Baumann H. Schopfung und Urzeit im Mythen der afrikanischen Volker. В., 1936.

Benedite, 1889 — Benedite G. Tombeau de la reine Thiti. — MMAFC. T.5, 1889.

Benedite, 1894 — Benedite G. Tombeau de Neferhotpou. — MMAFC. T.8, 1894.

Bissing, 1932 — von Bissing W.F. Eine Affengruppe des Mantimehe aus Theben. — ZASA. B.68, 1932.

Bissing, Kees, 1922 — von Bissing W.F., Kees H. Untersuchungen zu den Reliefs aus dem Re-Helligtum des Rathures. — ABAW. XXII/1. 1922

Blackfflan, 1920 — Blackman A.M. Sacramental Ideas and Visages In Ancient Egypt. — RT. T.39, livr.1-2, 1920.

Blackman, 1945 — Blackman A.M. The King of Egypt's Grace Before Meal. — JEA. 1945, voi.31.

Blackman, Fairman, 1942, 1943, 1944 — Blackman A.M., Fairman H.W. The Myth of Horus at Edfou II. — JEA. 1942, vol.28; 1944, vol.29; 1944, vol.30

Bolshakov, 1991 — Bolshakov A.O. What did the Bust of Ankh-haf Originally Look Like. — JMFA. 1991, vol.3.

Bolshakov, 1995 — Bolshakov A.O. New Observations on the So-called «Reserve Heads». — Seventh International Congress of Egyptologists. Abstracts of Papers. Oxf., 1995.

Boeser, 1911 — Boeser P.A. Beschreibung der agyptischen Sammlung des niederlandischen Reichsmuseums der Altertumer in Leiden. B.IV. Leiden, 1911.

Bonnet, 1952 — Bonnet H. Reallexikon der agyptischen ReUgionsgeschlchte. В., 1952.

Borchardt, 1907 — Borchardt L. Das Grabdenkmal des Konigs Ne-user-re. Lpz., 1907.

Borchardt, 1910 — Borchardt L. Das Grabdenkmal des Konigs Sahu-re. B.I-II. Lpz., 1910.

Borchardt, 1911, 1925, 1930 — Borchardt L. Statuen und Statuetlen von Konigen und Privatleuten im Museum von Kairo. B. T.I, 1911; T.II, 1925; T.III, 1930.

Borchardt, 1923 — Borchardt L. Portrats der Konigin Nofret-ete. Lpz., 1923.

Borchardt, 1926 — Borchardt L. Jubilaumsbilder. — ZASA. Bd.61, 1926.

Borchardt, 1936 — Borchardt L. Jahre und Tage der Konigs-Jublaen. — ZASA. Bd.72, 1936.

Boreux, 1932 — Boreux Ch. Musee du Louvre. Departement des anttquite's egypttennes. Guide-catalogue sommaire. T.I. P., 1932.

Breasted, 1901a — Breasted J.H. Zur Hb-cd Frage. — ZASA. Bd.39, 1901.

Breasted, 19016 — Breasted- J.H. The Obelisks of Thutmose III. — ZASA. Bd.39, 1901.

Breasted, 1912 — Breasted JM. Development of Religion and Thought in Ancient Egypt. L., 1912.

Breasted, AR I-IV — Breasted J.H. Ancient Records of Egypt. Vol.I-IV. Chicago, 1927.

Brugsch, 1877 — Brugsch H. Drei Festkalender des Tempels von Apollinopolis Magna. Lpz., 1877.

Brugsch, 1878 — Brugsch. H. Reise nach der grossen Oase el Khargeh. Lpz., 1878.

Brugsch, Thes.I-VI — Brugsch H. Thesaurus Inscriptorum Aegyptiacarum, Abth. I-VI. Lpz., 1883—1891.

Bruyere, 1930 — Bruyere B. Mert Seger a Deir el-Medineh. Le Caire, 1930 (MIFAQ, t.58).

Bucher, 1932 — Bucher P. Les textes des tombes de Thoutmosis III et d'Amenophis II. T.I. Le Caire, 1932 (MIFAO, t.60).

de Buck, 1935, 1938 — Buck A. de. The Egyptian Coffin Texts. Chicago. Vol.1, 1935; Vol.11, 1938.

de Buck, 1948 — Buck A. de. On the Meaning of the Name Hepi. — Orient Nederlandica. Leiden, 1948.

Budge, 1894 — Budge E. Facsimile of the Papyrus of Ani in the Britich Museum. L., 1894.

Budge, 1895 — Budge E. The Book of the Dead. Papyrus of Ani. L., 1895.

Budge, 1898 — Budge E. The Book of the Dead. The Chapters of Coming Forth by Day. Vol.I-II. L., 1898.

Budge, 1899 — Budge E. Facsimiles of the Papyri of Hunefer, Anchai, Karacher and Netchemet. L., 1899.

Budge, 1904 — Budge E. The Gods of the Egyptians. Vol.I-II. L., 1904.

Budge, 1906 — Budge E. The Egyptian Heaven and Hell. L., 1906.

Budge, 1910 — Budge E. Egyptian Hieratic Papyri in the British Museum. L., 1910.

Budge, 1911 — Budge E. Osiris and the Egyptian Resurrection. Vol.I-II. L., 1911.

Budge, 1912 — Budge E. Legends of the Gods. L., 1912.

Budge, 1923 — Budge E. Facsimilies of Egyptian Hieratic Papyri in the British Museum. 2 Ser. L., 1923.

Budge, 1929 — Budge E. The Rosetta Stone in the British Museum. L., 1929.

Buhl, 1959 — Buhl M.L. The Late Egyptian Anthropoid Stone Sarcophagi. Kobenhavn, 1959.

Capart, 1900—1901 — Capart J. La deesse thebane Meritsakro. — Revue de 1 Universite de Bruxelles. Bruxelles, 1900—1901, t.VI.

Capart, 1927 — Capart J. Documents pour servir a l'etude de l’art egyptien. T.I. P.,

1927.

Capart, 1930 — Capart J. Note sur un fragment de bas-relief au British Museum. — BIFAO. 1930, t.30.

Carter, 1928, 1934 — Carter H. Tut-ench-Amun. Lpz. Bd.II, 1928; Bd.III, 1934.

Carter, Gardiner, 1917 — Carter H., Gardiner A.H. The Tomb of Ramses IV and the Turin Plan of a Royal Tomb. — JEA. 1917, vol.4.

Cerny, 1952 — Cerny J. Ancient Egyptian Religion. L., 1952.

Cerny, 1955 — Cerny J. A Note on the Recently Discovered Boat of Cheops. — JEA. 1955, vol.41.

Champollion, 1833 — Champollion J.-F. Monuments de l'Egypte et de la Nubie. P., 1833.

Chassinat, 1916—1017 — Chassinat E. La mise a mort rituelle d'Apis. — RT. T. 38, 1916—1917.

Chassinat, 1931, 1932, 1934 — Chassinat E. Le temple d'Edfou. P. T. VI, 1931; T.XII, 1934; T.XIII, 1932.

Chevrier, 1926, 1927, 1930, 1931, 1938 — Chevrier H. Raport sur les travaux de Karnak. — ASAE. T.26, 1926; T.27, 1927; T.30, 1930; T.31, 1931; T.38, 1938.

Daressy, 1901 — Daressy G. Ostraca. Le Caire, 1901.

Daressy, 1902 — Daressy G. Fouilles de la Vallee des Rois. Le Caire, 1902.

Daressy, 1909 — Daressy G. Cercueils des cachettes royales. Le Caire, 1909.

Daressy, 1916 — Daressy G. Stele de la XIX dynastic avec textes du Livre des Pyrimides. — ASAE. T.I6, 1916

Daumas, 1953 — Daumas FT. Le trone d'une statuette de Pepi Ier. — BIFAO. 1953, t.52.

Davies Nina, 1920 — Davies Nina: The Tomb of Antefoker. L., 1920.

Davies Nina, Gardiner, 1915 — Davies Nina, Gardiner A.H. The Tomb of Ametiemhet. L., 1915.

Davies Nina, Gardiner, 1926 — Davies Nina, Gardiner A.H. The Tomb of Huy. L., 1926.

Davies Norman, 1904—1905 — Davies Norman de G.The Rock Tombs of El Amarna. Vol.II-III. L.. 1904—1905.

Davies Norman, 1923 — Davies Norman de G. Akhenaten at Thebes. — JEA. 1923, vol.9.

Davies Norman, 1929 — Davies Norman de G. The King as a Priest of the Harvest. — BMMA. 1929, vol.24, section 1.

Davies Norman, 1930 — Davies Norman de G. The Egyptian Expedition 1929—1930. The Work of the Graphic Branch of the Expedition. — BMMA. 1930, vol.25, section 2.

Davies Norman, 1937 — Davies Norman de G. Two Ramesside Tombs at Thebet. N.Y., 1937.

Davis, 1908 — Davis Th.M. The Funeral Papyrus of Iouiya. L., 1908.

Davis, 1912 — Davis Th.M.The Tombs of Harmhabi and Touankhamanou. L., 1912.

Drioton, 1928 — Drioton E. Religion et magie. — REA. 1928, t.l.

Drioton, 1929 — Drioton E. Une scene des mysteres d'Horus. — REA. 1929; t.7.

Drioton, 1941 — Drioton E. Rev. [Grdseloff, 1941]. — ASAE. T.40, 1941.

Drioton, 1942 — Drioton E. Le theatre egyptien. Le Caire, 1942

Drioton, 1947 — Drioton E. [Рец.на: Vandier J. La famine dans l'Egypte ancienne]. — RA. 1947, 6 ser., t.27.

Drioton, 1948— Drioton E. Le texte dramatique d'Edfou. Le Caire, 1948 (SASAE 11).

Drioton, Vandier, 1946 — Drioton E., Vandier J. L'Egypte. P., 1946.

Dumichen, 1866 — Dumichen J. Historische Inschriften altagyptischer Denkmaler. Bd.II. Lpz., 1866.

Ebers, 1877 — Ebers G. Ein strophische angeordnete Text. — ZASA. Bd.15, 1877.

Ellis, 1890 — Ellis A.B. The Ewe-Speaking Peoples of the Slave-Coast of West-Africa. L., 1890.

Emery, 1938 — Emery W. The Tomb of Hemaka. Le Caire, 1938.

Erman, 1894 — Erman A Die Entstehung eines «Totenbuchtextes». — ZASA. Bd.32, 1894.

Erman, 1900 — Erman A. Gebete eines ungerecht Verfolgten und andere Ostraca aus den Konigsgrabern. — ZASA. Bd.38, 1900.

Erman, 1901 — Erman A. Zauberspruche fur Mutter und Kind. В., 1901.

Erman, 1911a — Erman A. Hymnen an das Diadem der Pharaonen. В., 1911.

Erman, 1911b — Erman A. Denksteine aus der thebanische Graberstadt. В., 1911.

Erman, 1934 — Erman A. Die Religion der Agypter. 3. Aufl. B.-Lpz., 1934.

Erman, Ranke, 1923 — Erman A., Ranke H. Aegypten und agyptishe Leben. Tubingen, 1923.

Fairman, 1935 — Fairman H.W. The Myth of Horus at Edfou I. — JEA. 1935, vol.21.

Fakhry, 1943 — Fakhry A. A Note on the Tomb of Kheruef at Thebes. — ASAE. T.42, 1943.

Fakhry, 1954 — Fakhry A. The Excavations of Shofru's Monuments at Dahshur. — ASAE. T.52, 1954.

Faulkner, 1933 — Faulkner И.О. The Papyrus Bremner-Rhind. Bruxelles, 1933.

Faulkner, 1936 — Faulkner R.O. The Bremner-Rhlnd Papyrus, I. — JEA. 1936, vol.22. Faulkner, 1937 — Faulkner R.O. The Bremner-Phind Papyrus, II. — JEA. 1937, vol.23.

Firth, 1927 — Firth C. Excavations at Saggara. — ASAE. T.27, 1927.

Foucart, 1935 — Foucart O. Le tombeau d'Amonmes. Le Caire, 1935 (MIFAO, t.57, fasc.3).

Frankfort, 1927 — Frankfort H. Preliminary Report on the Excavations at Tell el-Amarna. — JEA. 1927, vol.13.

Frankfort, 1933 — Frankfort H. The Cenotaph of Seti I at Abydos. Vol.I-H. L., 1933.

Gardiner, 1905 — Gardiner A.H. Hymns to Amon from a Leiden Papyrus. — ZASA. Bd.42, 1905.

Gardiner, 1911 — Gardiner A.H. The Goddess Nekhbet at the Jubilee Festival of Ramses III. — ZASA. Bd.48, 1911.

Gardiner, 1931 — Gardiner A.H. The Chester Beatty Papyri, № 1. L,, 1931.

Gardiner, 1943 — Gardiner A.H. The Name of Lake Moeris. — JEA. 1943, vol.29.

Gardiner, 1944 — Gardiner A.H. Horus the Behdetite. — JEA. 1944, vol.30.

Gardiner, 1948—1949 — Gardiner A.H. The Goddess Nekhbet at the Jubilee Festival of Ramses III. — AZ. 1948—1949.

Gardiner, 1947 — Gardiner A.H. Ancient Egyptian Onomastica. Text. Vol.11. .Oxf., 1947.

Gardiner, 1950 — Gardiner A.H. Egyptian Grammar. 2 ed. Oxf., 1950.

Gauthler, 1925 — Gauthier H. Dictionnaire des noms geographiques, contenus dans les textes hierogiyphiques. Т.II. Le Calre, 1925.

Gauthier, 1931 — Gauthier H. Les fetes du dieu Min. Le Caire, 1931.

Golenischeff, 1877 — Golenischeff W. Die Metternichstele. Lpz., 1877.

Golenischeff, 1913 — Golenischeff W. Les papyrus hieratiques №№1115, 1116A et 1116B. Lpz., 1913.

Grapow, 1914 — Grapow H, Zwei Fragmente einer Handschrift des Nilhymnus in Turin. — ZASA. Bd.52, 1914.

Grapow, 1931 — Grapow H. Die Welt vor Schopfung. — ZASA. Bd.67, 1931.

Grapow, 1935 — Grapow H. Die Himmelsgottin Nwt als Mutterschwein. — ZASA. Bd.71, 1935.

Grapow, 1937 — Grapow H. Das Alter des Osirishymnus zu Paris. — ZASA. Bd.73,1937 Grebaut, 1875 — Grebaut E. Hymne a Amon-Ra des papyrus egyptiennes du Musee de Boulaq. P., 1875.

Grdseloff, 1941 — Grdseloff B. Das agyptische Retaigungszelt. Le Caire, 1941.

Griffith, 1899 — Griffith F.Ll. The Inscriptions of Siut and Rifeh. L., 1899.

Griffith, 1919 — Griffith F.Ll. The Jubilee of Akhenaton. — JEA. 1919, vol.5.

Grifflth, 1922 — G[rtffith F.Ll.] [Appendix to] Weigall A. The Mummy of Akhenaton. — JEA. 1922, vol.8.

Griffiths, 1966 — Griffiths /.C.The Origins of Osiris. В., 1966 (MAS 9).

Griffiths, 1980 — Griffiths J.G, The Origins of Osiris and his Cult. Leiden, 1980.

Gunn, 1916 — Gunn B. The Religion of the Poor in Ancient Egypt. — JEA. 1916, vol.3.

Gunn, 1923 — Gunn B. Notes on the Aten and his Names. — JEA. 1923, vol.9.

Habachi, 1943 — Habachi L. Sais and its Monuments. — ASAE. T.42, 1943.

Harpur, 1987 — Harpur Y. Decoration in Egyptian Tombs of the Old Kingdom. L.-N.Y., 1987.

Hassan, 1955 — Hassan S. The Causeway of Wnis at Saqqara. — ZASA. Bd.80, 1955.

Hayes, 1933 — Hayes W.C. Excavations at Lisht — BMMA. 1933, vol.28, section 2.

Helck, 1954a — Helck W. Bemerkungen zum Ritual des Dramatischen Ramesseumpapyrus. — Or. 1954,123.

Helck, 1954b — Helck W. Herkunft und Deutung einiger Zuge des fruhagyptischen Konigsbildes. — Anthropos. 1954, Bd.49. Heft 5-6.

Hermann, 1940 — Hermann A. Die Stelen der thebanischen Felsgraber der 18. Dynastie. Gluckstadt — Hamburg — New York, 1940.

Hierat. Pap. I, II — Hieratische Papyrus aus den Koniglichen Museen zu Berlin, Bd.I-H. Lpz., 1901-1902.

Hodjash, Berlev, 1982 — Hodjash S., Berlev O. Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin Museum of Fine Arts. Moscow-Leningrad, 1982.

Holscher, 1912 — Holscher U. Das Grabdenkmal des Konigs Chephren. Lpz., 1912.

Hopfner, 1913 — Hopfner Th. Der Tierkult der alten Agypten. Wien, 1913.

Hopfner, 1922-1925 — Hopfner Th. Fontes historiae religionis aegyptiacae. Roma, 1922-1925.

Hopfner, 1940 — Hopfner Th, Plutarch uber Isis and Osiris. T.I.. Die Sage. Prague, 1940.

Hornblower, 1936 — Hornblower L. Osiris and his Rites. — Man. 1936, vol.37.

Hornblower, 1941 — Hornblower L. Osiris and the Fertility Rites. — Man. 1941, vol.41.

Hornblower, 1945 — Hornblower L. The Establishing of Osiris. — Man. 1945, vol.45.

Hornung, Staehelin, 1974 — Hornung E., Staehelin E. Studien zum Sedfest. Geneve, 1974.

Horrack, 1866 — Horrack Ph./. Les lamentations d'Isis et Nephtis. P., 1866.

Irstam, 1944 — Irstam T. The King of Ganda. Stockholm, 1944.

Janssen, 1948 — Janssen J.M.A. Annual Egyptological Bibliography, 1947. Leiden, 1948.

Jequier, 1894 — Jequier G. Le livre de ce qu'il у a dans l’hades. P., 1894.

Jequier, 1918 — Jequier G. Quelques objets appartenant au rituel funeralre sous le Moyen Empire. — BIFAQ. 1918, t.15.

Jequier, 1925 — Jequier G. A propos de la dance des Mouaou.— REA, T.I, 1925.

Jequier, 1936, 1938, 1939 — Jequier G. Le monument funeraire de Pepi II. Т.1-III., Le Caire, 1936, 1938, 1939.

Jequier, 1946 — Jequier G: Considerations sur les religions egyptiennes. Neuchatel, 1946. Jirka, 1952 — JirkaA. Bemerkungen zu den agyptischen sogenannten «Achtungstexte». — ArOr. 1952, t.20.

Junker, 1910 — Junker H. Die Stundenwachen in den Osirismysterien. Wien, 1910.

Junker, 1911 — Junker H. Auszug der.Hathor-Tefnut aus Nubien. В., 1911.

Junker, 1929 — Junker H. Giza I. Wien und Leipzig, 1929.

Junker, 1940— Junker H. Der Tanz der Mww. Le Caire, 1940 (MDIAK, Bd.9).

Kamal, 1938 — Kamal M. The Stela of shtp-ib-ra in the Egyptian Museum.— ASAE. T.38, 1938.

Kees, 1912 — Kees H. Der Opfertanz des agyptischen Konigs. Munchen, 1912.

Kees, 1914 — Kees H. Nachlese zum Opfertanz. — ZASA. Bd.52, 1914.

Kees, 1922a — Kees H. Die Schiangensteine und ihre Beziehungen zu den Reichsheiligtumern, — ZASA. Bd.57, 1922.

Kees, 1922b — Kees H. Ein alter Gotterhymnus als Begieittext zur Opfertafel. — ZASA. Bd.57, 1922.

Kess, 1926 — Kees H. Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Agypter. Lpz., 1926.

Kees, 1938 — Kees И, Die Opfertanzdarstellung auf einem Siegel des Konigs Usaphaios. — NGG. Bd.3, № 2, 1938.

Kees, 1949 — Kees H. Ein Sonnenheiliglum im Amonstempel von Karaak. — Or. 1949, t.18.

Kees, 1952 — Kees H. Dreissigjahrfest — [Bonnet, 1952, c.158-160].

Kees, 1953 — Kees H. Das Priestertum im agyptiechen Siaat. Leiden-Koln. 1953.

Keimer, 1943 — Keimer L. Un bas-relief de Karnak. — ASAE. T.42, 1943.

Klasens, 1952 — Klasens A. A Magical Statue Base in the Museum of Antiquities of Leiden. Leyde, 1952.

Kueniz. 1930 — Kuentz Ch. La bataille de Qadesh. Le Caire, 1930.

Lacau, 1910 — Lacau P. Textes religieux egypticns. T.I P., 1910.

Lacau, 1921—1922 — Lacau P. Lea statues guerlsseuses dans 1'ancienne Egypte. P., 1921—1922.

Lange, 1927 — Lange O. Der magische Papyrus Harris. Kopenhagen, 1927. Lange, 1939 — Lange O. Agyptlsche Kunst. Zurich-Berlin, 1939.

Lange, Schafer, 1902, 1908 — Lange O., Schafer H. Grab- und Denksteine des Mittleren Reichs im Museum von Kairo. В. Т.2, Text, 1908; T.4, Tafeln, 1902.

Lansing, 1933 — Lansing A. The Gyptian Expedition 1931-1932. The Museum's Excavations at Lisht. — BMMA. 1933, vol.28, section 2.

Lanzone, 1881—1885 — Lanione R. Diztonario di mitologia egizia. T.1-2. Torino, 1881—1885.

Lauer, 1930 — Lauer J.-Ph. Remarque sur tes monuments du roi Zoser a Saqqarah. — BIFAO. 1930, t.30.

Lauer, 1936—1939 — Lauer J.-Ph. La pyramide a degres. T.I-III. Le Caire. 1936— 1939.

Lauer, 1949 — Lauer J.-Ph. Note compleinentaire sur le temple funeraire de Kheops. — ASAE. T.49, 19494

Leclant, 1952 — Leclant J. Scenes de la fete Sed de la divine adoratrice Chepenopet. — Or. 1952, t.21.

Leclant, 1956 — Leclant J. La «mascarade» des boeufs gras et le triomphe de 1'Egypte. — MDAIK. 1956, Bd.14.

Lefebure, 1874—1875 — Lefebure E. Le mythe oslrien. — Etudes egyptologiques. T.3-4, 1874—1875.

Lefebure, 1886a, 1889 — Lefebure E. Les hypogees royaux de Thebes. — MMAFC. T.2-3, 1886—1889.

Lefebure, 1886b — Lefebure E. Le tombeau de Seti I. — MMAFC. T.2, 1886.

Lefebure, 1883 — Lefebure E. Un chronique solaire. — ZASA, Bd.21, 1883.

Lefebure, 1890 — Lefebure E. Les hypogees de Thebes. — MMAFC. Т.III.. 1890.

Lefebure, 1895 — Lefebure E. Etude sur Abydos. Un Dialogue des morts: le chapitre d'amener la barque. — PSBA. Vol.17,1895.

Lefebure, 1921 — Lefebure G. Textes du tombeau de Petosiris. — ASAE. T.21, 1921.

Lefebvre, 1930 — Lefebvre G. La statue «guerisseuse» du Muse'e du Louvre. — BIFAO. 1930, t.30.

Ledrain, 1879—1881 — Ledrain G. Les monuments egyptlens de la Bibliotheque Nationale. Fasc.1-2. P., 1879—1881 (Bibliotheque de CEcoIe des Hautes Etudes, fasc.38, 47).

Legrain, 1903 — Legraln G, Second rapport sur les travaux executes a Karnak. — ASAE. T.4, 1903.

Legrain, 1929 — Legrain G. Les temples de Karnak. Bruxelles, 1929.

Lemm, 1896 — Lemm O. Hieratische Papyrus aus den Kon, Museum zu Berlin. Lpz., 1896.

Le Page Renouf, 1895 — Le Page Renouf P. Book of the Dead. — PSBA. Vol.17, 1895.

Lepsius, 1842 — Lepsius Л Das Todtenbuch der Agypter. Lpz., 1842.

Lepsius II, III, IV — Lepslus R. Denkmaeler aus Aegypten und Aethloplen. Abth. II, III, IV. В., (circa 1850).

Liblein, 1895 — Ueblein J. Le livre egyptien «Que mon nom fleurtsse». Lpz., 1895.

Lucas, 1934, 1948 — Lucas A. Ancient Egyptian Materials and Industries. L., 1934; 3 ed., L., 1948.

Luddeckens, 1943 — Luddeckens E. Untersuchungen uber religiose Gehalt, Sprache und Form der agyptischen Totenklagen. Wten, 1943 (MDIAK, Bd.ll).

Mariette, 1869—1880 — Mariette A. Abydos. T.I-II. P., 1869—1880.

Mariette, 1870 — Mariette A. Denderah. Description generate du Grand Temple de cette ville. T.I. P., 1870.

Mariette, 1872 — Mariette A. Les papyrus egyptiens du Musee de Boulaq. P., 1872, Maspero, 1879 — Maspero G. Etudes sur quelques peintures et sur quelques textes relatifs aux funerailles. — Maspero G. Etudes egyptiennes. T.1. P., 1879.

Maspero, 1882, 1883 — Maspero G. La pyramide du roi Ounas. — RT. T.3, 1882; T.4, 1883.

Maspero, 1889 — Maspero G. Trois annees de fouilles dans les tombeaux de Thebes et de Memphis. — MMAFC. T.I, 1889.

Maspero, 1893a — Maspero G. Le Livre, des Morts. — EMAE. T.I, 1893.

Maspero, 1893b — Maspero G. De quelques cultes et de quelques croyances populaires des egyptiens. — EMAE. T.2,1893.

Maspero, 1894 — Maspero G. Les inscriptions des pyratnides de Saqqarah. P., 1894.

Maspero, 1895—1897 — Maspero G. Histoire ancienne des peuples d'Orient classique. T. I-II. P., 1895—1897.

Maspero, 1907 — Maspero G. Statue du Pharaon Montouhotpou decouverte a Delr el-Bahari en decembre 1901. — ME. T.2, 1907.

Maspero, 1912a — Maspero G. Essais sur Part egyptien. P., 1912.

Maspero, 1912b —Maspero G. Hymne au Nil. Le Caire, 1912.

Maspero, 1914 — Maspero G. Guide du visiteur au Musee du Caire. 3 ed. Le Caire, 1914.

Maspero J., 1923 — Maspero J. Histoire dee patriarches d'Alexandrie. P., 1923.

Mercer, 1949 — Mercer S. Etudes sur les origines de la religion de PEgypte. L., 1949.

Meyer, 1907—1909 — Meyer Ed. Geschichte des Altertums. 2. Aufl. Bd.I. Stutgart Berlin, 1907—1909.

Moller, 1901 — Moller G. Das Hb-cd des Osiris each Sargdarstellungen des Neuen Reiches. — ZASA. Bd.39, 1901.

Mond, Myers, 1940 — Mond R., Myers O.H. The Temples of Armani. L., 1940.

Montet, 1941 — Montet P. Le drame d'Avaris. P., 1941.

Montet, 1942 — Montet P. Tanis. P.. 1942.

Montet, 1952 — Montet P. Dieux et pretres Indesirabies. — RHR. 1952,1.141.

Moret, 1902 — Moret A. Le rituel du culfe journalier divin en Egypte. P., 1902.

Moret, 1903—Moret A. Du charactere religieux de la royalile pharaonique. P., 1903.

Moret, 1905 — Moret A. Mysteres Egyptiens. 1 ed. P., 1905.

Moret, 1915 — Moret A. Horus Sauveur. — RHR. 1915, t.75.

Moret, 1917 — Moret A. Le lotus et la naissance des dieux en Egypte. — JA. 1917, t.9.

Moret, 1922 — Moret A. Mysteres egyptiens. 2 ed. P., 1922.

Moret, 1927 — Moret A. Mise a mort du dieux en Egypte. P., 1927.

Moret, 1931 — Moret A. 1st legende d'Osiris a l'epoque Thebaine d'apres l'hymne a Osiris du Louvre. — BIFAO. 1931, t.30.

Morgan, 1895 — Morgan J. de. Fouilles a Dahchour. [T.I]. Viena, 1895.

Muller, 1899 — Muller W. Max. Die Liebespoesie der alien Aegypter. Lpz., 1899.

Murray. 1914 — Murray M. Evidence for the Killing the King in Ancient Egypt. — Man. 1914, vol.12.

Murray, 1932 — Murray M. An Early Sed Festival. — AE. 1932.

Murray, 1934 — Murray M. Ritual Masking. — MIFAO. T.66, 1934.

Myth. XII — Mythology of all Races. Vol.XII. Boston, 1918.

Nagel, 1929 — Nagel G. Set dans la barque Solaire. — BIFAO. 1929, t.28.

Naville, 1870 — Naville Ed. Textes relatifs au mythe d'Horus. Geneve, 1870.

Naville, 1875 — Naville Ed. La litanie du Soteil. Lpz., 1875.

Naville. 1876 — Naville Ed. La destruction des hommes par les dieux. — TSBA. Vol.4. 1876.

Naville, 1881 — Naville Ed. Das aegypfische Todtenbuch der XVIII. bis XX. Dynastic. Bd.I. В., 1881.

Naville, 1885 — Naville Ed. L'inscription de la destruction des hommes dans le tombeau de Ramses III. — TSBA, Vol.8. 1885.

Naville, 1894 — Naville Ed. Budastis (1887-1889). L., 1894.

Naville, 1898 — Naville Ed. The Temple of Deir el Bahari. Pt.3. L., 1898.

Naville, 1904 — Naville Ed. A Mention of the Flood in the Book of the Dead. — PSBA. Vol.26. 1904.

Naville, 1907—1910 — Naville Ed. The XI-th Dynasty Temple at Deir el Bahari. Pt.I-II. L., 1907—1910.

Naville. 1925—1927 — Naville Ed. Le chapitre 112 du Livre des morts. — REA. 1925—1927, t.l.

Nelson, 1931 — Nelson H. The Epigraphic Survey 1928-1931. Medinet Habu Reports. — OICC. № 5, 1931.

Nelson, 1949 — Nelson H. The Rite of «Bringing the Foot» as Portrayed in the Temple Reliefs. — JEA. 1949, vol.35.

Newberry, 1922 — Newberry P. The Set Rebelion at the II-nd Dynasty. — AE. 1922.

Petrie, 1896 — Petrie W.M.FL Koptos. L., 1896.

Petrie, 1900, 1901 — Petrie W.M.Fl. The Royal Tombs of the First Dynasty. Pt.I. L., 1900. The Royal Tombs of the Earliest Dynasties. Pt.II. L., 1901.

Petrie, 1906 — Petrie W.M.Fl. Researches in Sinai. L., 1906.

Petrie, 1909 — Petrie W.M.Fl. Palace of Apries. L.. 1909.

Petrie. 1923a — Petrie W.M.Fl. Lahun II. L., 1923.

Petrie, 1923b — Petrie W.M.Fl. A Portrait of Menkaura. — AE. 1923, № 1.

Piankoff, 1940 — Piankoff A. Les differents Livres dans les tombes royales du Nouvel Empire. — ASAE. T.40, 1940.

Piehl, 1880 — Piehl K. Petite notes de critique. — RT. T. 2, 1880.

Pieper, 1929 — Pieper M. Die grosse Inschrift des Konigs Neferhotep in Abydos. Lpz., 1929 (MVAG. Bd.32, H.2).

Fillet, 1929 — Pillet M. Quelques bas-reliefs inedits d'Amenhotep IV — Akhenaton. — REA. T.2, 1929.

Pleyte, Rossi, 1869-1877 — Pleyte W., Rossi F. Papyrus de Turin. Leide, 1869-1877.

Plut., De Iside — Uber Isis und Osiris. T.I-II. Ubersetzung und Kommentar von Ph. Hopfner. Praha, 1940.

Porter, Moss, I-V — Porter В., Мoss R. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs and Paintings. Voi.I-V. Охf. 1927—1937.

Posener, 1939a — Posener G. Nouvelles listes de proscription. — CdE. 1939, № 27.

Posener, 1939b — Posener G. .Nouveaux textes hieYatiques de proscription. — Melanges Syriens offerts a Rene Dussaud. T.I. P., 1939.

Posener, 1940 — Posener G. Princes et pays d'Asie et de Nubie. Bruxelles, 1940.

Pratt, 1925, 1942 — Pratt I. Ancient Egypt. N.Y., 1925. A Supplement. N.Y., 1942.

Prisse, 1847 — Prisse d'Avennes A. Monuments egyptiens. P., 1847.

Pleyte, Rossi, 1869—1877 — Pleyte W. et Rossi F. Papyrus de Turin. Leide, 1869— 1876.

Quibell, 1900 — Quibell J.. Hierakonpolis. Pt.I. L., 1900.

Quibell, 1908 — Quibell J. Excavations at Saqqara. [Vol.2]. Le Caire, 1908.

Ranke, 1920 — Ranke H. Das altagyptische Schlangenspiel. Heidelberg, 1920.

Ricke, 1950 — Rickem H, Bemerkungen zur agyptischen Baukunst des Alien Reichs. — Beitrage zur agyptischen Bauforschung und Altertumskunde. H.5, Kairo, 1950.

Ricke, 1954 — Ricke H. Baugeschichtlicher Vorbericht uber die Kultanlagen der sudlichen Pyramlde des Snofru in Dahschur. — ASAE. T.52, 1954.

Rochemonteix, 1897 - Rochemonteix, marquis de. Le temple d'Edfou. Т.Н. P., 1897.

Roeder, 1933 — Roeder G. Die Kosmogonie von Hermopolis. — Egyptian Religion. Vol.1. N.Y., 1933.

Roeder, 1952 — Roeder G. Volksglaube im Pharaonenreich. Stuttgart, 1952.

Rusch, 1924 — Rusch A. Die Stellung des Osiris im theologischen System von Heliopolis. Lpz., 1924 (АО, Bd.24, H.I).

Rusch, 1925 — Rusch A. Ein Osirisrituial in den Pyramidentexten. — ZASA. Bd.60, 1925.

Rusch, 1931 — Rusch A. Doppelverslonen In der Uberlieferung des Osirismythus in den Pyramidentexten. — ZASA. Bd.67, 1931.

Sauneron, Yoyotte, 1952 — Sauneron S., Yoyotte J. La campagne Nubienne de Psammetique II et sa signification historique. — BIFAO. 1952, t.50.

Schafer, 1902— Schafer H. Ein Bruchstiick altagyptischen Annalen. В., 1902 (An-

hang zu APAW).

Schafer, 1904 — Schafer H. Die Mysterien des Osiris in Abydos unter Konig Sesostris III. Lpz., 1904.

Schafer, 1919 — Schafer H. Die Anfange der Reformation Amenophis des IV. В., 1919 (SPAW, 1919).

Schafer, 1931 — Schafer H. Amarna in Religion und Kunst. Lpz., 1931. Schafer, Andrae, 1925— Schafer H., Andrae W. Die Kunst des Allen Orients. В.,

1925.

Scharff, 1922 — Scharff A. Aegyptische Sonnenlieder. В., 1922.

Scharff, 1947 — Scharff A. Prune Vorstufen zum «Kornosiris». — FuF. 21/23, 1947.

Scharff, 1948 — Scharff A, Die Ausbreituog des Osiriskultes in der Fruhzeit und wahrend des Alten Reiches. Munchen, 1948 (SBAW, 1947, H.4).

Schiaparelli, 1881-1890 — Schiaparelli E. Ubro del funeralli. T.I-VI. Firenze, 1881-1890.

Schiaparelli, 1923 — Schiaparelli E. Relazione sul lavori della Missione Archeologica Italiana in Egitto. T.I. Explorattone delta «Valla delta Regine». Torino, 1923.

Schmidt, 1991 — Schmidt H. Zur Determination und Ikonographie der Sogenannten Ersatzkopfe. — SAK. Bd. 18, 1991.

Schott, 1929 — Schott S. Urkunden mythologischen Inhalts. Bd.I. Lpz., 1929.

Schott, 1934 — Schott S. The Feasts of Thebes. — OICC. № 18, 1934.

Schott, 1945 — Schott S. Mythe und Mythenbildung im alien Aegypten. Lpz., 1945.

Schott, 1950 — Schott S. Bemerkungen zum agyptischen Pyramidenkult. — Beitrage zur agyptische Bauforschung und Altertumskunde. H.5. Kairo, 1950.

Scott, 1951 — Scott N. The Metternich Stela. — BMMA. Vol.9, 1951.

Seele, 1945 — Seele K. Horus on the Crocodiles. — JNES. 1945. vol.6.

Sethe, 1898 — Sethe K. Altes und Neues zur Geschichte der Thronstreitigkeiten unter den Nachfolgern Thutmosis I. — ZASA. Bd.36, 1898.

Sethe, 1905 - Sethe K. Beitrage . zur alteatten Geschichte Agyptens, Lpz., 1905.

Sethe, 1908-1922 — Sethe X. Die altagypnsche Pyramidentexte. Bd.I-IV., Lpz., 1908—1922.

Sethe, 1921 — Sethe K. Beitrage zur Geschichte Amenophis IV. — NGG. Jahr 1921,

1921. Sethe, 1923 — Sethe K. Die Spruche fur das Kennen der Seelen der heiligen Orte. — ZASA. Bd.58, 1923.

Sethe, 1926 — Sethe K. Die Achtung feindlicher Fursten, Folker und Dinge auf altagyptische Tongefasscherben des Mittleren Reiches. В., 1926 (АРAW, 1926, №5).

Sethe, 1928a — Sethe K. Dramatieche Texte zu altagyptischen Mysterienspielen. Lpz., 1928.

Sethe, 19286 — Sethe K. Atum als Ichneumon. — ZASA. Bd.63, 1928.

Sethe, 1928в — Sethe K. Altagyptische Vorstellungen vom Lauf der Sonne. В., 1928 (SPAW).

Sethe, 1929 — Sethe K. Atum und die acht Urgotter von Hermopolis. В., 1929.

Sethe, 1930 — Sethe K. Urgeschichte und alteste Religion der Agypter. Lpz., 1930.

Sethe, 1935—1939 — Sethe K. Ubersetzung und Kommentar zu den altagyptischen Pyramidentexte. I-IV. Gluckstadt-Hamburg. 1935—1939.

Shorter, 1938 — Shorter A. Catalogue of the Egyptian Religious Papyri in the British Museum. L., 1938.

Spellers, 1922—1924 — Spellers L. Les Texte des pyramides egyptiennes. T.I-2. Bruzelles, 1922—1924.

Spiegel, 1953 — Spiegel J. Das Werden der altagyptischen Hochkultur. Heidelberg, 1953.

Spiegel, 1956 — Spiegel J. Das Auferstehungsritual der Unaspyramide. — ASAE. T.53, 1956.

Spiegeiberg, 1917 — Spiegelberg W. Varia. — ZASA. Bd.53, 1917.

Steindorff, 1901 — Steindorff G. Grabfunde des Mittleren Reichs U. В., 1901. Steindorff, 1938 — Steindorff G. Die Grabkammer des Tutanchamun. — ASAE. T.38, 1938.

Stracmans, 1952 — Stracmans M. Nout et Kroner — ArOr. 1952, vol.20.

Stracmans, 1953 — Stracmans M. Un rite d'initiation a masque d'animal dans la plus ancienne religion egyptienne? — Annuaire de 1'Institut de philologie et d'histoire orientates et slaves. T.12 (1952). Bruxelles, 1953.

Strudwick, 1984 — Strudwick N. Some Remarks on the Disposition of Texts in Old Kingdom Tombs with Particular Reference to the False Door. — CM. H.77, 1984.

Tessmann, 1913 — Tessmann G. Die Pangwe. В., 1913.

Tylor, Griffith, 1894 — Tylor J.J., Griffith F.Ll. The Tomb of Paheri at El-Kab. — Naville E. Ahnas el-Medineh. L., 1894.

Vandier, 1944 — Vandier J. Quelques remarques sur les scenes de pelerinades aux villes saintes. — CdE. 1944, t37.

Vandier, 1949 — Vandier J. La religion egyptienne. P., 1949.

Vandier, 1952, 1954 — Vandier J. Manuel d'archeologie egyptienne. T.l-2. P., 1952, 1954.

Vikentiev, 1951 — Vikentiev V. Deux rites du jubile royal a 1'epoque protodynastique. — BIE. 1951, t.32.

Virey, 1889 — Virey Ph. Le tombeau de Rekhmara. — MMAFC. T.5, 1889.

Virey, 1899 — Virey Ph. Le tombe des vignes. — RT. T.21, 1899.

Volten, 1945 — Volten A. Zwei altaegyptische poUtische Schriften. Kobenhavn, 1945 (Analecta aegypotiaca, t.4).

Walle, 1953 –Van de Walle B. La appe d'Horus decouverte par J.Bruce a Axoum. — CdE. 1953, t.56.

Weigall, 1906 — Wiegall A. A Report on the Excavations of the Funeral Temple of Thutmosis III at Gurneh. — ASAE. T.7, 1906.

Wiedemann, 1890 — Wiedemann A. Die Religion der alten Agypter. Munster, 1890.

Wreszinski, 1908 — Wreszlnski W. Das Buch von Durchwandein der Ewiekeit nach einer Stele im Vatikan. — ZASA. Bd.45, 1908.

 

 

Научное издание МАТЬЕ МИЛИЦА ЭДВИНОВНА

ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ ПО МИФОЛОГИИ И ИДЕОЛОГИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Утверждено к печати редколлегией серии «Исследования по фольклору и мифологии Востока»

Редактор Н.В.Баринова Младший редактор Г.С.Горюнова

Художник Л.С.Эрман Художественный редактор Б.Л.Резников

Технический редактор Е.А.Пронина

Корректоры Е.В.Карюкина, И.И.Чернышева

Компьютерный набор Г.С.Горюновой

Компьютерная верстка В.С.Свитковой

ЛР № 020910 от 02.09.94 ИБ № 17388

 

Сдано в набор 19.06.95

Подписано к печати 25.03.96

Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная

Печать офсетная. Усл. п.л. 20,5

Усл. кр.-отт. 20,5. Уч.-изд. л. 23,2

Тираж 2000 экз. Изд. № 7413

Зак. № 83. «C»-1

 

Издательская фирма «Восточная литература» РАН

103051, Москва К-51, Цветной бульвар, 21

3-я типография РАН 107143, Москва, Б-143, Открытое шоссе, 28


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!