Начальная девятка. Малый образ



Наличие угрозы. Ценность прекращения. Не идешь против беды.

 

Девятка вторая

У колесницы отваливается ось.

Девятка вторая. Малый образ

Отваливается ось у колесницы. В равновесии – отсутствие неприятностей.

 

Девятка третья

Прекрасный скакун убегает. Ценность – в Верности в трудностях. Ежедневные занятия в управлении колесницей и в обороне. Ценность – в наличии куда уйти.

Девятка третья. Малый образ

Ценность в том, чтобы иметь куда отправиться. Наверху есть соединение с волей.

 

Шестерка четвертая

Молодой бычок с доской на рогах. В Замысле – счастье.

Шестерка четвертая. Малый образ

Шестерка четвертая. В Замысле – счастье. Наличие радости.

 

Шестерка пятая

Клыки выхолощенного вепря – к счастью.

Шестерка пятая. Малый образ

Шестерка пятая. К счастью. Наличие радости. Наличие восторга.

 

Верхняя девятка

Вот перекресток к Небесам. Воплощение.

Верхняя девятка. Малый образ

Вот и перекресток к Небесам. Великое действие на Пути.

 

26 | Толкование Чэн И

БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ. «Объяснение последовательности знаков» гласит: «После того как избавляешься от ЗАБЛУЖДЕНИЙ, наступает время сдержанности. Поэтому обстоятельства принимаются знаком БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ». Избавление от заблуждений создает возможность для возникновения действительных, настоящих вещей, после чего их можно сдерживать и накапливать. Поэтому БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ следует за ОТСУТСТВИЕМ ЗАБЛУЖДЕНИЙ, 25.

С точки зрения образов Небо находится внутри Горы, Небо сдерживается Горой, предельно великой вещью из предметного мира. Получается, что суть сдерживания – в Остановке и накоплении. Остановка, сдерживание и дает предметам возможность накапливаться. Когда Небо находится внутри Горы, оно останавливается и накапливает свою силу. Когда знак Гора останавливает знак Небо, возникает образ накопления и сдерживания в Остановке. Сначала останавливаешь, а потом получаешь возможность накопить.

 

26 | Привязанные слова

 

 

БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ. Ценность – в Верности. Не от семьи кормишься. Счастье. Ценность – в переходе через большой поток.

 

26 | ПС Исходный смысл

Поскольку знак Гора сдерживает знак Небо, можно говорить о том, что он сдерживает то, что является великим, наполненным янской Силой дыхания. Кроме того, внутри знак Небо, твердая Напряженность, вовне знак Гора, настоящее свечение славы. Это образ того, кто способен ежедневно обновлять свою Силу духа. Поэтому Сдерживание всегда говорит о великом.

Если говорить с точки зрения изменения знаков, то данный знак происходит из знака ВЫЖИДАНИЕ, 51, в котором Девятка с пятого уровня поднимается вверх. Если говорить с точки зрения тела знака, то Шестерка пятая (положение власти) имеет наибольшую Ценность. Если говорить с точки зрения Силы духа знака, то должен помнить, что сдерживаешь высшую Напряженность, и если не обладаешь великой правдой, то не справишься. Поэтому гадающему говорится: «Ценность – в Верности. Не от семьи кормишься. Счастье».

«Не от семьи кормишься» означает службу при дворе, государственную службу. Кроме того, Шестерка пятая находится в правильном созвучии с Двойкой знака Небо, поэтому гадающему говорится: «Ценность – в переходе через большой поток».

 

26 | ПС Толкование Чэн И

Нет ничего больше Неба. Оно находится внутри Горы, Гора располагается сверху и сдерживает, останавливает Небо. Поэтому и возникает образ НАКОПЛЕНИЯ, сдерживания предельно великого. Когда человек изучает искусство Пути и воспитывает Силу духа, накапливая ее внутри, тогда он сдерживает себя ради великого, и оно накапливается внутри человека. Любое накопление происходит через Сдерживание. Таков закон.

Когда в речи выделяется слово «БОЛЬШОЕ», это есть указание человеку на обретение правильного Пути. Поэтому говорится: «Ценность – в Верности». Если же ты увлекаешься сомнительными учениями и непроверенными знаниями, то можешь накопить много, но это многое будет неправильным, искаженным.

Если же Путь и Сила духа наполняют внутреннее, то, само собой, поднимаешься на верхнее положение и вкушаешь небесные дары. Если используешь их не только для себя – будет счастье, причем для всей Поднебесной. Если в таких обстоятельствах продолжаешь кормиться в семье, то это есть отрицание Пути, поэтому говорится: «Не в семье кормиться – к счастью». То, что ты сдерживаешь, является БОЛЬШИМ, Великим, поэтому необходимо действовать в соразмерности со временем и справляться с трудностями в Поднебесной – это и есть применение БОЛЬШОГО НАКОПЛЕНИЯ, поэтому Ценность – в переходе через большой поток.

Все эти смыслы присутствуют в знаке БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ. «Объяснение устройства знака» также говорит о Силе духа знака. На всех уровнях обыгрывается значение Остановки и сдерживания. На Пути Перемен следуй должному, бери понятное и близкое, не усложняя.

 

26 | ПС Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

Слова «Ценность – в Верности. Не от семьи кормишься. Счастье. Ценность – в переходе через большой поток» – это смысл знака, данный Вэнь-ваном. Что же касается слов «Твердость наверху и поощрение одаренных», то они были даны Конфуцием, так же как и образы к уровням. Конфуций продолжил разработку исходного смысла, данного Вэнь-ваном, и добавил свой. Однако в данный момент не будем пытаться полностью объяснить все вышеперечисленное.

 

Ху Бинвэнь говорит:

«Выражение „не от семьи кормишься“ означает, что одаренный человек вскармливается не в семье, а при дворе, где он осуществляет свое предназначение. Выражение „переход через большой поток“ также означает сдерживание, доведенное до крайней степени, которое переходит в проводимость. Если в словах присутствуют 2 знака „Ценность“ и 1 знак „счастье“ то им всем следует уделять внимание как 3 отдельным частям, составляющим целое. Не следует только одному из них отдавать предпочтение».

 

26 | Объяснение устройства знака

 

 

/ 1 / БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ. Твердость и Напряженность в полноте настоящего – сияние света. День за днем обновляешь свою Силу духа.

 

26 | ОУ / 1 Исходный смысл

Значение имени знака объясняется с точки зрения тел знака.

 

26 | ОУ / 1 Толкование Чэн И

Качество Духа составляющих знака объясняет сам знак. Тело знака Небо – твердое и Напряженное, тело знака Гора – это искренность правды. Если человек обладает качествами твердости и Напряженности, а также искренним доверием правде, тогда он будет способен к великому. Полнота настоящего дает свет и сияние, и в НАКОПЛЕНИИ вскармливание не прекращается, поэтому его Сила духа каждый день обновляется.

 

26 | ОУ / 1 Сводные толкования

Чжэн Жусе говорит:

«Слово „сдерживание“2 обладает 3 значениями. Когда оно понимается как НАКОПЛЕНИЕ, то это НАКОПЛЕНИЕ Силы духа. Когда оно говорит о питании, то это питание мудрости. Когда оно говорит о сдерживании, то это сдерживание Напряженности. Поэтому „Твердость и Напряженность в полноте настоящего – сияние света. День за днем обновляешь свою Силу духа“. Эти слова говорят о НАКОПЛЕНИИ и питании БОЛЬШОГО, великого. Питание одаренных людей, которое доходит до 10 000 людей, – это и есть воспитание БОЛЬШОГО, великого. Работа с предельно Напряженным в Поднебесной – это работа Четверки и Пятерки, которые способны сдерживать великое. Таким образом, „Объяснение устройства знака“ использует все 3 значения».

 

/ 2 / Твердость наверху и поощрение одаренных– в этом способность Останавливать Напряженность, такова великая правда.

 

26 | ОУ / 2 Исходный смысл

Слова к знаку объясняются с точки зрения изменений знака и тела знака.

 

26 | ОУ / 2 Толкование Чэн И

Выражение «твердость наверху» означает, что янская черта находится на Верхнем уровне, занимая положение выше государя, и в этом она придает Ценность одаренным. Остановка располагается над Напряженностью, так возникает способность останавливать Напряженность. Когда есть Остановка в Напряженности, то только великая правда способна к этому, и ничего более. Когда твердый ян находится наверху, то вместе с государем он ценит Силу духа одаренности, что способно останавливать предельно Напряженное – это и есть Путь великой правды.

 

26 | ОУ / 2 Сводные толкования

Во Чжунсяо говорит:

«БОЛЬШОЕ ВЛАДЕНИЕ, 14, – это знак обладания дарованиями. БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ – это знак НАКОПЛЕНИЯ дарований, поэтому говорится: „Твердость наверху и поощрение одаренных“».

 

Изречения по родам Чжу Си

Говорится, что способен Останавливать Напряженность, но не говорится, что Напряженность способна Останавливаться сама. Таким образом, здесь видно, что знак Гора сдерживает или накапливает знак Небо.

 

/ 3 / Не от семьи кормиться, счастье – таково питание одаренных.

 

26 | ОУ / 3 Исходный смысл

Вновь повторяется образ восхваления одаренных.

 

26 | ОУ / 3 Сводные толкования

Лян Инь говорит:

«Питание одаренных проявляется здесь как восхваление одаренных. Выражение „не от семьи кормиться“ означает получение жалованья на службе, что и есть питание одаренных».

 

/ 4 / Ценность – в переходе через большой поток. Созвучие с Небом.

 

26 | ОУ / 4 Исходный смысл

Вновь объяснение дается с точки зрения тела знака.

 

26 | ОУ / 4 Толкование Чэн И

В обстоятельствах БОЛЬШОГО НАКОПЛЕНИЯ человек должен накапливать и тем самым помогать Поднебесной. Тогда он не питается от семьи, и это приносит ему счастье. Имеется в виду, что он принимает жалование от Неба. Государство питает одаренных, и одаренные, таким образом, обретают действие на Пути. Выражение «Ценность – в переходе через большой поток» указывает на то, что в БОЛЬШОМ НАКОПЛЕНИИ полезно накапливать людей (то есть питать) и тем самым решать трудности Поднебесной.

Далее говорится о «Ценности перехода через большой поток» – это означает, что находишься в созвучии с Небом. Шестерка пятая – это государь, который находится в созвучии со срединным уровнем знака Небо внизу, и это есть государь, осуществляющий БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ. Если действуешь в созвучии со знаком Небо, значит, способен к большому действии. Нет таких трудностей, с которыми не можешь справиться.

 

26 | ОУ / 4 Сводные толкования

Ху Бинвэнь говорит:

«Выражение „Ценность – в переходе через большой поток“ часто используется в знаках, в которых есть знак Небо, Напряженность».

 

26 | ОУ / 4 Замечание Ли Гуанди

«Восхваление одаренных» и «Остановка Напряжения» – эти значения можно видеть на всех 6 уровнях. Однако Конфуций, объясняя знак, говорит о твердости, Напряженности и настоящей правде, так как нет ничего больше, чем Небесная Сила духа, а твердость и Напряженность – это и есть Небесная Сила духа. Если человек стремится накапливать Небесную Силу духа, то должен сохранять Верность правде. Приходя к постижению Небесной Силы духа, должен тщательно воспитывать в себе ясность и чуткость, мудрость и знание, такова Верность правды – это то, с помощью чего совершаешь начало и завершаешь конец. Так, в знаке Небо 10 000 сущностей получают начало, а в знаке Гора – обретают конец. Это самое великое значение, поэтому объясняется именно оно.

 

26 | Большой образ

 

 

Небо находится внутри Горы. БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ. Благородный государь, используя этот образ, с помощью великих знаний заранее обговаривает действие своего ухода и с помощью сдерживания накапливает свою Силу духа.

 

26 | БО Исходный смысл

Небо находится внутри Горы. Не обязательно, чтобы в мире мы встречали подобное явление, но данный образ выражает некую мысль, значение знака.

 

26 | БО Толкование Чэн И

Небо предельно велико, при этом находится внутри Горы. Так появляется образ сдерживания, накопления предельно великого. Благородный государь, наблюдая этот образ, делает великим свое накопление и сдерживание. В питании великого через сдерживание он опирается на учение и достигает величия. Он обучается на примерах древних правителей, проверяет их решения и взирает на их дела, вдумывается в их слова и стремится постичь их состояние. Он познает и обретает их опыт и через накопление создает свою Силу духа. В этом и есть значение БОЛЬШОГО НАКОПЛЕНИЯ.

 

26 | БО Сводные толкования

Ян Ши говорит:

«Благородный государь обладает многими знаниями и заранее выражает в речах движения своего ухода, то есть своих действий. Во всем, что он слышит и видит, он опирается на этот закон и тем самым накапливает Силу духа. Накопление Силы духа – это и есть БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ. Это есть учение, которое способен применять благородный государь».

 

Цю Фуго говорит:

«В БОЛЬШОМ НАКОПЛЕНИИ говорится о накоплении Силы духа. В МАЛОМ НАКОПЛЕНИИ, 9, говорится о желании видеть внешние знаковые узоры для того, чтобы питать Силу духа. Если стремишься питать Силу духа через внешнее, значит, это МАЛОЕ НАКОПЛЕНИЕ, а Сила духа – одна».

 

Чжан Сицзы говорит:

«Небо находится внутри Горы. Так Небо сдерживает, накапливая, свою Силу дыхания. Внутри Горы есть

Гром, дождь, облака и Ветер3. И все это происходит на Небе».

 

26 | Начальная девятка

 

 

Наличие угрозы. Ценность – в прекращении.

 

26 | НД Исходный смысл

Три ян знака Небо сдерживаются, Останавливаются знаком Гора, что определяет значение как внутреннего, так и внешнего знаков. Начальная Девятка сдерживается Шестеркой четвертой, поэтому в гадании говорится об угрозе и Ценности в Остановке, прекращении.

 

26 | НД Толкование Чэн И

БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ. Знак Гора сдерживает знак Небо, накапливая его силу, поэтому на всех 3 уровнях знака Небо присутствует смысл Остановки. 3 уровня знака Гора на самом деле берут на себя функцию сдерживания. Начальный янский уровень находится в теле Напряженности Неба и располагается в самом низу. По своей природе он стремится к продвижению вверх. Но Шестерка четвертая в верхнем знаке сдерживает, Останавливает ее. Из этого появляется образ угрозы: желает продвигаться, но Ценность для нее будет в том, чтобы прекратить движение.

Часто четвертый и Начальный уровни поддерживают друг друга при наличии правильного созвучия. В БОЛЬШОМ НАКОПЛЕНИИ у них есть взаимное сдерживание и Остановка. Верхний и третий уровни – оба янские, поэтому у них есть единство воли, ведь ян – это сущность, которая всегда продвигается вверх. У них есть образ объединения воли и нет значения взаимного сдерживания.

 

26 | НД Сводные толкования

Цай Цин говорит:

«Начальная Девятка из-за чрезмерности ян (янская черта на янском уровне) стремится к продвижению, но не может самостоятельно управлять им, поэтому дается предостережение о том, что при продвижении может быть угроза, Ценность будет только в том, чтобы прекратить двигаться. Так, на уровне Девятки второй также говорится о прекращении движения, когда у колесницы отваливается ось. Ось – это середина».

 

26 | Начальная девятка. Малый образ

 

 

Наличие угрозы. Ценность прекращения. Не идешь против беды.

 

26 | НД.МО Толкование Чэн И

Если чувствуешь наличие опасности, то нужно прекратить. Нельзя идти по Пути опасности и угрозы, в беде двигаться дальше. Если неправильно оцениваешь свое положение и продвигаешься, тогда обязательно будет беда.

 

26 | Девятка вторая

 

 

У колесницы отваливается ось.

 

26 | Д2 Исходный смысл

Движение Девятки второй сдерживается Шестеркой пятой. Она пребывает в равновесии, посредине, поэтому способна управлять собственным продвижением. Поэтому возникает образ снятой оси.

 

26 | Д2 Толкование Чэн И

Двойка сдерживается и останавливается Шестеркой пятой. Несмотря на то что она твердая и находится в теле знака Напряженности, она пребывает на Пути срединности и равновесия, поэтому в Остановке Продвижения не делает ошибок. Хотя воля ее направлена на продвижение, она правильно оценивает то, что продвижение невозможно, таким образом, останавливается и не движется. Это подобно тому, как с колесницы сняли колесную ось, обездвижили ее.

 

26 | Девятка вторая. Малый образ

 

 

Отваливается ось у колесницы. В равновесии – отсутствие неприятностей.

 

26 | Д2.МО Толкование Чэн И

У колесницы отваливается ось, и ты не можешь двигаться. Но при этом обретаешь срединный Путь и не теряешь должного, поэтому не будет ошибок и погрешностей. В достижении добра нет ничего более доброго, чем равновесие в твердости. Если же обретаешь равновесие в мягкости, то и здесь не будет ошибок. При этом равновесие янской твердости обладает способностью достигать, добиваться.

Начальная Девятка в своем расположении не обладает равновесием, поэтому ей дается предостережение о том, что обязательно будет опасность. Двойка обретает равновесие, в продвижении останавливается, поэтому у нее отсутствуют ошибки и погрешности. Слова ограничиваются указанием на то, что у колесницы отваливается ось, это приведет к тому, что ты не сможешь перемещаться. Если не уедешь, тогда не будет ошибок. Рост и упадок происходят во времени, сила и слабость проявляются в способностях. Тот, кто изучает Перемены, должен глубоко вдумываться в это.

 

26 | Д2.МО Сводные толкования

Люй Цзуцянь говорит:

«Двойка, будучи твердой, пребывает внутри. Для внутренней Силы дыхания свойственно удержание от движения. Двойка знает, что должно и что нельзя. Она сама снимает ось с колесницы, чтобы остановить движение. Это и есть пребывание в равновесии, которое дает отсутствие ошибок».

 

26 | Девятка третья

 

 

Прекрасный скакун убегает. Ценность – в Верности в трудностях. Ежедневные занятия в управлении колесницей и в обороне. Ценность – в наличии куда уйти.

 

26 | Д3 Исходный смысл

Тройка, будучи янской, пребывает на пределе Напряженности, занимая твердое положение. Здесь сдерживание доходит до предела и превращается в проводимость. Кроме того, она находится в созвучии с янским уровнем наверху, который не сдерживает ее, они вместе продвигаются, поэтому возникает образ «прекрасный скакун убегает».

Однако избыточная твердость с необходимостью нуждается в сдерживании. Поэтому дается предостережение о Верности в трудностях и ежедневных упражнениях. Тогда Ценность будет в том, чтобы иметь куда двигаться.

 

26 | ДЗ Толкование Чэн И

Тройка твердая находится на пределе Напряженности. Кроме того, сущность Верхней Девятки также стремится к движению. Тройка подходит к границе Остановки, поэтому нуждается в изменении. Третий и Верхний уровни не могут сдерживать и накапливать друг друга, воли у них одинаковы, поэтому они продвигаются вперед. Это продвижение подобно бегу прекрасной лошади, которая стремительно скачет вдаль.

Тем не менее на границе со знаком Остановка не следует держаться за свою способность к Напряженности, лучше воспитать в себе способность к замедлению и осторожности. Поэтому необходимо решать трудные дела ради Пути Верности правде. Колесница – это предмет для передвижения. Упражнения в обороне – это необходимая мера безопасности. После достаточного количества упражнений в управлении колесницей и в обороне будет Ценность в том, чтобы иметь куда отправиться.

Тройка в теле знака Небо располагается правильно и способна сохранять Верность. Из-за ее избыточного стремления к движению ей дается предостережение, чтобы она не забывала о трудностях и не теряла своей Верности. Если воля чрезмерна, то обязательно будут ошибки, поэтому нельзя пренебрегать предостережением.

 

26 | ДЗ Сводные толкования

Сян Аньши говорит:

«Начальная Девятка находится в созвучии с четвертым уровнем, поэтому говорится о молодом (Начальном) бычке. Девятка вторая в твердости пребывает на мягком положении, не имеет силы, поэтому на уровне Шестерки пятой говорится о выхолощенном вепре. Девятка третья и Девятка Верхняя – обе твердые и стремительные, поэтому говорится о прекрасном скакуне».

 

26 | Девятка третья. Малый образ

 

 

Ценность в том, чтобы иметь куда отправиться. Наверху есть соединение с волей.

 

26 | ДЗ.МО Толкование Чэн И

Ценность – в наличии куда отправиться, потому что есть соединение с твердой волей уровня верхнего знака. Верхняя Девятка, янская по природе, продвигается вперед, и на ней НАКОПЛЕНИЕ достигает предела. Поэтому она не сдерживает Тройку внизу. Их устремления воли соединяются, и вместе они продвигаются вперед.

 

26 | Д3.МО Сводные толкования

Чжао Жумэй говорит:

«Если есть созвучие между инь и ян, то они вступают во взаимодействие. Если же инь и ян не вступают в соединение, значит, речь идет о соединении воли».

 

26 | Шестерка четвертая

 

 

Молодой бычок с доской на рогах. В Замысле – счастье.

 

26 | Ш4 Исходный смысл

Слово «молодой» указывает на бычка, у которого маленькие рожки. Доска надевается на рога, для того чтобы бычок не бодался. В одном из стихов «Книги песен» упоминается о такой доске. Получается, что, когда сдерживают молодого бычка, управляют еще молодой, несозревшей силой. Сдерживание яростной силы – это образ удачи, счастья. Поэтому говорится: «В Замысле – счастье», это означает счастье от большого добра.

В «Записках для учения» говорится, что это есть, во-первых, предостережение, когда еще нет беды, и, во-вторых, готовность к предварительным действиям, которая также несет в себе значение удовольствия. Таково значение.

 

26 | Ш4 Толкование Чэн И

С точки зрения положения Четверка внизу находится в созвучии с Начальным уровнем и сдерживает его. Начальный уровень – это ян в мельчайшем проявлении, тончайший и невидимый. Такой силой легко управлять, легко ее ограничивать. Это подобно молодому бычку, которому на рога кладут доску, чтобы он не бодался. Это образ того, как большое добро приводит к счастью.

На Пути сдерживания Четверка находится в теле знака Гора на правильном положении и владеет правдой. Это говорит о том, что правильная Сила духа располагается на положении большого сановника, в обязанности которого как раз и входит осуществлять сдерживание искривляющих, порочных начинаний в сознании государя наверху, а внизу сдерживать и останавливать злых людей. Легко останавливать зло, когда оно еще в самом начале. Когда же оно входит в полную силу, то с ним трудно справиться, даже мудрым людям тяжело противопоставляться ему, нельзя избежать наказаний и казней.

Нет ничего лучше, чем остановить яростную силу в начале, так же как надеть на рога молодому бычку доску, мешающую бодаться, тогда в Замысле будет счастье. Природа бычка такова, что он любит пробовать свои рога, поэтому он нуждается в сдерживающем приспособлении. Тогда его склонность бодаться не будет развиваться, он не причинит никакого вреда и сам не пострадает. Для Шестерки четвертой, которая способна сдерживать зло вверху и внизу до того, как оно развилось, это, конечно же, счастье и удача от большого добра.

 

26 | Ш4 Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ нижнего знака означает, что сам способен сдерживать себя и не двигаться вперед. В верхнем знаке значение сдерживания возникает из-за того, что способен сдерживать другого. При этом четвертый уровень, сам мягкий и занимающий положение мягкости, не тратит много силы на сдерживание. Пятый уровень занимает положение твердости, поэтому ему нужно особое усилие, чтобы остановить продвижение. Когда, будучи мягким, находишься на положении власти и получается право на ограничения, то это, конечно, приводит к счастью. Однако это не такое полное счастье, как на четвертом уровне: «В Замысле – счастье».

 

26 | Шестерка четвертая. Малый образ

 

 

Шестерка четвертая. В Замысле – счастье. Наличие радости.

 

26 | Ш4.МО Толкование Чэн И

Усилие верхнего знака Гора состоит в том, чтобы остановить то, что накопилось внизу. Внизуже речь идет о «ежедневных занятиях обороной»4. Поэтому Четверка не обязана прилагать больших усилий для сдерживания. Даже небольшое усилие приведет к счастью и большому добру. Не делаешь усилий и не наносишь вреда ограничениями, поэтому может быть радость.

 

26 | Шестерка пятая

 

 

Клыки выхолощенного вепря – к счастью.

 

26 | Ш5 Исходный смысл

Ян внизу продвинулся на второй уровень. Остановить его не так легко, как Начальный уровень. Однако мягкость Шестерки пятой пребывает в равновесии и при этом занимает положение власти, тем самым также получает возможность ограничения и Остановки. Таков образ этого уровня. Однако хотя и говорится о счастье, но не о счастье в Замысле, то есть не о Великом счастье.

 

26 | Ш5 Толкование Чэн И

Шестерка пятая располагается на положении государя, она останавливает и сдерживает все пороки Поднебесной. Множество разнородных явлений возникает из порочных желаний, возникающих в сердце. Правитель людей применяет силу, чтобы ограничить эти движения. Мудрый правитель рассматривает все бесконечное множество сознаний как единое сознание.

На Пути БОЛЬШОГО НАКОПЛЕНИЯ приходишь к необходимости наказаний и казней, тогда единое сознание всех сущностей подчиняется без больших усилий, поэтому возникает образ клыков выхолощенного вепря. Вепрь, кабан – это сущность, которая обладает твердостью и подвижностью. И клыки делают его опасным и жестоким. С помощью собственной твердости и силы сложно остановить его подвижную ярость. Даже если свяжешь его веревками, не сможешь заставить его измениться.

Если же выхолостить его, убрать его мужскую силу, тогда твердость и подвижность его прекращаются, хотя клыки и остаются. Когда действуешь таким образом, с осознанием закономерностей, тогда, конечно же, будет счастье.

Государь берет смысл этого за образец управления, понимая, что со злом в Поднебесной нельзя справиться силой. Поэтому он ищет возможности воздействовать на главное, на причину события, с тем чтобы перекрыть источник неповиновения. Так он может избегать жестких наказаний и строгих законов, а зло прекращается само собой. Так же и с воровством: если человек видит выгоду, то сердце его приходит в движение. Если человек испытывает холод и голод, то, даже каждый день применяя жестокие наказания, разве сможешь справиться с бесконечным количеством желаний, обуревающих простых смертных?

Мудрые люди владели искусством управления человеческими желаниями, они не отдавали предпочтения устрашающим наказаниям, а сосредотачивали свои усилия на совершенствовании воспитания с тем, чтобы люди знали Путь честности и стыда, Путь питания и истощения. Путь прекращения зла находится в знании его корня. Если понимаешь его суть, то не нужно применять строгих наказаний, а нужно воздействовать на причину зла. Это то же самое, что и злобный вепрь: нельзя справиться с его клыками, нужно убрать его мужскую силу, чтобы убрать его ярость.

 

26 | Шестерка пятая. Малый образ

 

 

Шестерка пятая. К счастью. Наличие радости. Наличие восторга.

 

26 | Ш5.МО Толкование Чэн И

Если, будучи на месте правителя, не способен остановить зло своей Силой духа, тогда применяешь неумеренные наказания и идешь против желаний народа. В этом – большой вред и отсутствие заслуг. Если знаешь свой корень, исток своей Силы духа, тогда можешь применять Путь ограничений. Таким образом, не утомляешься сам и не наносишь вреда другим. Так в Поднебесной наступает праздник, богатство и счастье.

 

26 | Ш5.МО Сводные толкования

Люй Далинь говорит:

«Шестерка четвертая и Шестерка пятая сдерживают твердость и Останавливают Напряженность с помощью мягкости. Корова – очень доброе животное, но ее твердость проявляется в ее рогах. Твердость кабана – в его клыках. Начальная Девятка находится в начале знака Небо, Напряженность. Ее Напряженность еще не проявилась, она подобна молодому бычку, который слишком игрив, его силу сдерживают, надев доску на рога. В этом – воспитание быка, который должен сдерживать свою Напряженность. Если он воспитан, тогда ограничение можно прекратить и без жестоких мер. Если сущность спокойна и послушна, тогда можно ею управлять и воспитывать. В этом и будет радость. Девятка вторая пребывает в самом сердце Напряженности знака Небо, на втором уровне Напряженность присутствует в полной мере.

Шестерка пятая говорит о клыках выхолощенного вепря, то есть о звере, лишенном своей животной силы. Шестерка пятая пребывает на месте власти и удерживает середину, находясь в созвучии с Двойкой. Она способна Путем мягкости управлять Силой дыхания жестокой твердости. Образом этому служит выхолощенный вепрь: несмотря на то что его клыки твердые, он никому не будет угрожать. Поэтому и говорится о наличии большой радости».

 

Сян Аньши говорит:

«Радость пребывает только внутри личности. Ликование достигает и других людей. Пятерка пребывает на положении государя, поэтому ее влияние распространяется на многих людей. Если говорить о Пути Остановки, сдерживания, то Пятерка останавливает Начальную черту, и в этом большое добро. У Четверки есть счастье в Замысле, а Пятерка достигает этого счастья и этим вызывает ликование».

 

Цай Цин говорит:

«Пятерка отличается от Четверки легкостью усилия, поскольку усилие НАКОПЛЕНИЯ подходит к концу, время заканчивается. Четверка отличается от Пятерки широтой Замысла – таково ее место помощника государя».

 

26 | Верхняя девятка

 

 

Вот перекресток к Небесам. Воплощение.

 

26 | ВД Исходный смысл

Прекрасное выражение «вот перекресток к Небесам» говорит о том, что отсюда воистину можно проникнуть куда угодно5. Сдерживание дошло до предела и изменилось в проникновение. Повсюду открыта широкая дорога, на которой нет препятствий, поэтому гадающему дается такой образ.

 

26 | ВД Толкование Чэн И

Явление БОЛЬШОГО НАКОПЛЕНИЯ достигло своего предела и обернулось в противоположность. Таков постоянный закон. Когда сдерживание достигает предела, возникает исполнение, возможность Воплощения. В МАЛОМ НАКОПЛЕНИИ, 96, сдерживают малое, поэтому оно завершается по достижении своего предела7. В БОЛЬШОМ НАКОПЛЕНИИ сдерживают великое, поэтому оно рассеивается по достижении своего предела. Предел приводит к тому, что должно быть изменение. Кроме того, янская природа движется наверх и поэтому рассеивается в Небе.

Перекресток к Небесам – это перекресток дорог, которые лежат в пустоте пространства. В Дыхании облаков летящие птицы приходят и уходят по ним, поэтому говорится: «Перекресток в Небесах». Исполнение на перекрестке в Небесах говорит о том, что возможность Воплощения велика и всеобъятна и нет на ней никаких препятствий. На Пути сдерживания происходят изменения, которые приводят к Воплощению. Это не есть Воплощение на Пути сдерживания, это Воплощение действия.

 

26 | ВД Сводные толкования

Чжан Пзюнь говорит:

«Твердость находится наверху, именно о ней говорится: „Вот“. Указание „вот“ говорит о том, что ты можешь справиться со своими обязанностями».

 

Ван Чжунчуань говорит:

«В „Объяснении устройства знака“ говорится: „Твердость наверху, и поощрение одаренных“ Это как раз и есть качество Верхней Девятки. Янская Сила духа пребывает над пятым уровнем. Поэтому Пятерка оценивает ее по достоинству. Отсюда и возникает образ „вот перекресток в Небеса“. Перекресток в Небеса – это область, которая указывает на возможность проводимости, проникновения. Внизу 3 ян продвигаются вверх. Об этом на уровне Девятки третьей говорится: „Прекрасный скакун убегает“.

Еще говорится: „Соединяется воля с верхним уровнем“ эти слова относятся к одаренному человеку, указывают на его Путь, который приводит к Воплощению. Он принимает на себя обязанность и ответственность за все требования Поднебесной. Поэтому главной сутью правления является дорога одаренности, накопление одаренных. И если одаренный государь владеет своей волей, то нет ничего более мощного в Воплощении, чем это».

 

У Чэн говорит:

«В записях поздней династии Хань встречается такая фраза: „В обязанность перекрестка к Небесам входит Воплощение великого Замысла“. Слово „обязанность“ записывается как груз или ноша, которая кладется на плечи. Поэтому слова „берешь на себя дорогу к Небесам“ нужно понимать в том же смысле, что и фразу „берешь на себя отдых Неба или судьбу Неба или дракона Неба“ из„Книги песен“.

В БОЛЬШОМ НАКОПЛЕНИИ 1 ян останавливается вовне, а 3 ян накапливаются и сдерживаются внутри. Если сдерживание достигает предела, тогда наступает рассеяние. Когда остановка доходит до предела, тогда происходит движение. Поэтому Верхняя Девятка приводит к окончанию сдерживания, несмотря на то что она находится в теле знака Гора, Остановка. Следовательно, здесь нет остановки, а есть движение».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«Если сдерживание служит орудием развития и продвижения, то оно больше не может называться БОЛЬШИМ НАКОПЛЕНИЕМ. Только когда достигаешь предела сдерживания, возникает проводимость, возникает необъятность дорог, на которых нет препятствий. Это подобно перекрестку в Небе. Если долго применять усилие и сохранять Верность Напряженности правды, то однажды тебе откроется широта, и ты сможешь проникнуть повсюду. Если хорошо понял смысл предыдущих слов, тогда узнаешь, как действовать и двигаться, обладая качеством Духа сдерживания. В этом значение сдерживания ради действия».

 

Цай Цин говорит:

«Созерцаешь, как сдерживание доходит до предела и становится Воплощением проникновения. Понимаешь, что государь страдает от необходимости подчиняться, его время еще не пришло. Но если не будешь страдать от сгибания, то не сможешь и выпрямиться».

 

26 | ВД Замечание Ли Гуанди

Иероглиф «вот» в некоторых случаях трактуется как «обязанность», «нагрузка на плечи». Толкователь Чэн И считает, что этот иероглиф добавлен ошибочно. В «Исходном смысле» это просто слово, которое начинает фразу. Некоторые другие толкователи также понимают его как «нагрузку». Слова «твердость наверху ценит одаренных» относятся к Верхней Девятке, которая является хозяином знака Гора. Таким образом, на Пути одаренности возникают великая проводимость и Воплощение. Именно в этом ключе следует понимать слова «не от семьи кормишься».

Верхняя Девятка, хозяин знака Гора, способна быть в созвучии с Небом и останавливать Напряженность. Так же следует толковать слова «Ценность – в переходе через большой поток». Поэтому перекресток в Небеса как раз служит уподоблением этому проникновению. Обязанность или нагрузка на перекрестке к Небесам говорит о том, что приходит время для проникновения. И в «Толковании смешанных знаков» об этом же говорится: «Время БОЛЬШОГО НАКОПЛЕНИЯ».

 

26 | Верхняя девятка. Малый образ

 

 

Вот и перекресток к Небесам. Великое действие на Пути.

 

26 | ВД.МО Толкование Чэн И

Почему говорится о перекрестке на Небесах? Потому что в этой точке нет никаких препятствий и удержаний, следовательно, есть движение по великой дороге в зависимости от своего выбора. Перекресток к Небесам – это чрезвычайно сильное высказывание. Поэтому в Образе есть оттенок вопроса: «Где же находится перекресток к Небесам?» Перекресток на Небе – это образ великой проходимости, великой способности двигаться по Пути без ограничений, образ широты и отсутствия препятствий.

 

26 | ВД.МО Сводные толкования

Юй Чжа  говорит:

«Когда Путь БОЛЬШОГО НАКОПЛЕНИЯ завершен, дорога для достойных идет во все 4 стороны. Об этом в словах к уровню и говорится: „Где же перекресток к Небесам? Воплощение“.

В „Объяснении устройства знака“ говорится: „Твердость наверху и поощрение одаренных“. В этом проявляется наработка великого сдерживания. Твердость Верхней Девятки побуждает волю человека идти по Пути достойных людей. Поэтому в словах к знаку и говорится, что в Поднебесной нет достойных, которые кормятся от своей семьи, они идут на государеву службу. Побуждать достойных – это есть обязанность Верхней Девятки. Если в Поднебесной не остается достойных людей, которые кормятся от своей семьи, тогда великий Путь движется. Что может быть более полным, чем это?»

 

Чэнь Гай говорит:

«Перекресток на Небесах восхваляет достойных. В обстоятельствах БОЛЬШОГО НАКОПЛЕНИЯ Верхняя Девятка в одиночестве находится наверху, а мягкая Пятерка восхищается и поощряет ее. Именно Верхняя Девятка накапливает полноту Силы духа. Она поощряет и удерживает многих достойных мужей с тем, чтобы они собирались при дворе правителя. Тогда будет Воплощение на перекрестке к Небесам. Это и есть ее обязанность. Если на Пути сдерживания смог дойти до этого качества, тогда для тебя не останется закрытых дорог. Поэтому и говорится: „Великое действие на Пути“».

 

Люй Цзуцянь говорит:

«Когда НАКОПЛЕНИЕ доходит до предела, тогда происходит рассеивание. Чтобы удерживать накопленное от рассеяния, надо обладать поистине огромной Силой духа. Только великий помощник и мудрец может помогать правителю с тем, чтобы развивать накопленное. Его деятельность подобна перекрестку на Небе. Об этом Конфуций и говорит: „Великое действие на Пути“. Верхняя Девятка обретает движение на Пути в соответствии со временем. Об этом идет речь».

 

Хэ Кай говорит:

«Если полнота пребывает в теле, это определяется как Сила духа. Если полнота выходит в мир, это определяется как Путь. Движение по Пути может быть великим; очевидно, что Воплощение на этом Пути будет успешным. Слова „Объяснения устройства знака“„не от семьи кормишься – к счастью, и Ценность – в переправе через большой поток“ говорят именно об этом».

 

26 | Общие выводы

 

Ху Бинвэнь говорит:

«В других знаках ценится созвучие между инь и ян, а здесь ценится взаимное сдерживание, то есть отсутствие созвучия. Внутренний знак принимает на себя действие сдерживания, поэтому внутри возникает значение сдерживания самого себя. Во внешнем знаке способен сдерживать другого, в этом смысл внешнего знака. И только третий и Верхний уровни, которые располагаются на пределе внешнего и внутреннего знаков, достигая предела сдерживания, обретают проходимость. Поэтому здесь нет значения Остановки».

 

Е Лянфэн говорит:

«В словах к знаку обыгрываются 2 значения – сдерживание как Остановка и сдерживание как накопление. И в „Большом образе“ особо рассматривается значение сдерживания как накопления, а в словах к 6 уровням специально берется значение сдерживания как Остановки. Начальная Девятка стремится к продвижению, поэтому в ней наличие угрозы, и Ценность только в остановке движения. Это значит, что нужно остановиться, когда понимаешь, что есть трудности.

Девятка вторая в своем сдерживании обретает срединный Путь, поэтому способна снять оси и не двигаться, способна вовремя остановиться. Девятка третья соединяет свою волю с Верхним уровнем и в продвижении становится подобна прекрасному скакуну, который уносится вдаль. Это образ достижения предела в сдерживании, которое приводит к проникновению, к проводимости. При этом дается предостережение о необходимости ежедневных упражнений и сохранения Верности. Человек в стремлении вперед должен помнить об этом.

Шестерка четвертая принимает на себя обязанности БОЛЬШОГО НАКОПЛЕНИЯ, она способна останавливать зло в начале, которое уподобляется молодому бодливому бычку с доской на рогах. Так возникает предсказание счастья и большого добра. Шестерка пятая обладает Путем управления злом, сдерживания зла, поэтому образом этого уровня являются „клыки выхолощенного вепря“. Счастье этого уровня отличается от счастья четвертого уровня по силе. В Шестерке четвертой – счастье великого Замысла, и в толковании говорится о наличии радости.

В Шестерке пятой – счастье, и говорится о наличии празднества. Почему так? Ответ лежит в том, насколько сильно проявляет себя уровень: на четвертом уровне легко применять силу, он находится на границе между Напряженностью и Остановкой, поэтому говорится: „Счастье великого Замысла“. Умение сдерживать зло может быть всеобъятным или же узким. На уровне власти – в Шестерке пятой – оно, конечно же, является широким, поэтому говорится „наличие празднества“ празднество означает широту применения.

На уровне Верхней Девятки говорится о Воплощении, потому что здесь сдерживание достигает предела и превращается в великую проводимость, так возникает образ перекрестка к Небесам. „Облака движутся, дождь питает, и в Поднебесной создается мир“. Не это ли есть движение по великому Пути?»

 

26 | ОВ Замечание Ли Гуанди

Выражения «наличие угрозы», «снятые оси» и «кормиться в семье» имеют смысл препятствия, Остановки перед большим потоком. «Доска на рогах молодого бычка» и «выхолощенный вепрь» похожи на управление нерадивыми, глупыми, это меры по преодолению трудностей.

Что касается «великолепного скакуна, который убегает», то это образ начала проникновения и восстановления способности к Воплощению. Все это подобно тому, как на Пути развития и применения одаренности избегаешь разного рода опасностей. Об этом Пути и говорится: «Ежедневно упражняешься в управлении колесницей и в обороне», что в конечном итоге приводит к перекрестку на Небесах. После этого на великом Пути, который приобретает качества ровности, уходят все препятствия и опасности, и значения всех уровней знака соединяются воедино.

 

26 | Примеры гаданий

 

 

Гадание на судьбу

 

ГАДАТЕЛЬ. Такасима, известный японский гадатель, эпоха Мэйдзи (1868–1912).

 

ВОПРОС. Некий чиновник попросил Такасиму погадать на судьбу. В результате был получен знак БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ, составленный образами Горы и Неба, с Начальным переменным уровнем, переходящий в знак БРОЖЕНИЕ, 18.

 

 

Переменный уровень

Начальная девятка

Наличие угрозы. Ценность – в прекращении.

 

СУЖДЕНИЕ. В данном знаке Гора представляет собой малое, оно сдерживает величие Неба, потому называется БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ. В данном случае Начальный уровень – это ян, который занимает янское положение. Он обладает мощью и высокой способностью к продвижению и находится в созвучии с четвертым иньским уровнем, который обладает достаточной слой, чтобы останавливать и накапливать Начальный ян. Это говорит о том, что Замыслы и мечтания сильны, но их будет трудно воплотить. Если будешь продвигаться дальше в осуществлении Замыслов, то, возможно, будет беда.

 

СПОСОБ ТОЛКОВАНИЯ. Традиционное толкование слов к переменному уровню и знаку.

 

РАЗБОР. Сначала делается анализ тела знака. В знаке БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ верхний знак – это Гора, нижний знак – это Небо. Это значит, что Гора своей малостью пытается остановить величие Неба. В жизни человека это указывает на то, что есть некоторые начинания, но нет сил, чтобы их осуществить.

Потом толкуется положение переменного уровня. Янский уровень находится на янском положении – это значит, что есть определенная сила. Он созвучен с Шестеркой четвертой – это инь, который располагается на иньском положении. Однако Начальный ян находится внизу, а четвертый инь находится наверху. Получается, что сила способна остановить непродуманные движения Начального ян.

Слова к Начальному уровню гласят: «Наличие угрозы. Ценность – в прекращении». Текст вполне однозначно советует прекратить усилия, поскольку велика вероятность опасности: прекрати, и только тогда будет Ценность.

 

СБЫВАЕМОСТЬ. Этот человек не последовал совету и продолжил воплощение своих замыслов. Он стремился занять высокопоставленную должность, которую занимал другой человек, и не прислушался к предупреждениям коллег. Знаменательно, что через 3 дня после этого гадания его задержала полиция. Тогда он раскаялся и прозрел, насколько таинственными и великими являются законы Перемен.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!