Начальная девятка. Малый образ



Взираю на мою открытую челюсть. Разве этого достаточно, чтобы Ценить это?

 

Шестерка вторая

Перевернутое ПИТАНИЕ. ПИТАНИЕ на холме. Поход – к несчастью.

Шестерка вторая. Малый образ

Шестерка вторая. Исправительный поход – к несчастью, потому что в движении делаешь ошибку по соответствию родам.

 

Шестерка третья

Нарушение ПИТАНИЯ. В Верности – несчастье. 10 лет нельзя применить. Ниоткуда нет Ценности.

Шестерка третья. Малый образ

10 лет нельзя применить. Великое противоречие на Пути.

 

Шестерка четвертая

Перевернутое ПИТАНИЕ – к счастью. Тигр смотрит пристально-пристально, хочет броситься следом. Отсутствие неприятностей.

Шестерка четвертая. Малый образ

В перевернутом ПИТАНИИ – счастье. Наверху сознание дарует свет.

 

Шестерка пятая

Нарушение закона пребывания. В Верности – счастье. Нельзя переправляться через большой поток.

Шестерка пятая. Малый образ

Пребывание в бедности – к счастью. Послушность – в следовании верху.

 

Верхняя девятка

Исходи из ПИТАНИЯ. В угрозе – счастье. Ценность – в пересечении большого потока.

Верхняя девятка. Малый образ

На выходе из ПИТАНИЯ – угроза. Счастье. В великом – наличие радости.

 

27 | Толкование Чэн И

ПИТАНИЕ. «Объяснение последовательности знаков» гласит: «После того как сущность накопилась, ее можно питать и воспитывать. Поэтому и принимается знаком ПИТАНИЕ». Если сущности накопили силы в должной мере, их обязательно нужно воспитывать. Если нет ПИТАНИЯ, то сущность не может продолжать существование, поэтому знак ПИТАНИЕ следует за знаком БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ, 26. Наверху находится знак Гора, внизу знак Гром. Вверху и внизу располагаются янские уровни, которые с двух сторон окружают 4 инь.

Наверху – Остановка, а внизу – Движение. Снаружи – полнота, а внутри – пустота. Это образ челюстей, а челюсти – это и есть то, чем питают, то есть ПИТАНИЕ. Ежедневно человек принимает питье и пищу через челюсти, питает свое тело, поэтому знак называется также ЧЕЛЮСТИ. Мудрые люди, создавая знаки, пытались обратить внимание на значение понятия «ПИТАНИЕ». В благословенном устройстве мира Небо и Земля питают и вскармливают 10000 вещей. Мудрые люди питают одаренных и через это доносят свои знания до 10000 людей. Воспитывая людей, мудрецы ПИТАЮТ жизнь, через общение ПИТАЮТ их внешнюю форму, ПИТАЮТ Силу духа, и все это Путь, переданный в знаке ПИТАНИЕ.

Когда в Движении есть Остановка, это дает ритм, меру распространения, и это есть круговорот ПИТАНИЯ жизни. Пища и питье, одежда и облачение – это то, что питает внешний облик, плоть. Торжественные обряды, осмысленное поведение, движение совести – это то, что питает Силу духа. Тем самым питается человек.

 

27 | Привязанные слова

 

 

ПИТАНИЕ. В Верности – счастье. Взираешь на челюсти, как сами они стремятся наполнить рот.

 

27 | ПС Исходный смысл

Челюсти – это то, что создает рот. С помощью рта едят, чтобы питать себя, поэтому и возникает понятие ПИТАНИЯ. Верхний и нижний уровни – это 2 янские плотные черты. Между ними 4 иньских пустых уровня. Вовне – плотность, а внутри – пустота. Наверху знак Гора – это Остановка, Неподвижность, а внизу знак Гром – это Подвижность, толчок. Так возникает образ челюстей и понятие ПИТАНИЯ.

Выражение «в Верности – счастье» означает, что гадающий должен следовать правде, тогда ему будет сопутствовать удача. Слова «взираешь на челюсти» указывают на то, что необходимо наблюдать Путь, на котором происходит ПИТАНИЕ. Выражение «сам стремишься наполнить рот» говорит о том, что необходимо наблюдать искусство, которое питает тело. Таким образом ты обретешь правду и получишь счастье.

 

27 | ПС Толкование Чэн И

На Пути ПИТАНИЯ правда приводит к счастью. Питая себя, питая Силу духа, питая других, человек на Пути правды всегда достигает счастья. Небо и Земля, созидая, питают и вскармливают 10 000 сущностей таким образом, что каждая из них получает должное. Здесь правильность, соответствие являются главными. В созерцании челюстей сам стремишься к ПИТАНИЮ. Это значит, что созерцаешь и взираешь на тот Путь, на котором человек питает себя, ищет источники продления жизни. На этом Пути можно увидеть добро и зло, несчастье и счастье.

 

27 | ПС Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

Необходимо, чтобы ПИТАНИЕ было правильным, тогда будет счастье. Слова «взираешь на челюсти» говорят о том, что ты созерцаешь, каким образом следует питать Силу духа – правдой или неправдой. Высказывание «рот сам ищет наполнения», сам стремится к наполнению, говорит о том, что человек взирает, правильно ли питается его тело.

 

Линь Сиюань говорит:

«ПИТАНИЕ бывает 2 типов. Первый – когда человек питает природу, второй – когда питает себя2. Не может быть так, чтобы они оба были неправильными. Поэтому созерцание Пути ПИТАНИЯ подобно воспитанию мудрости и одаренности. Высказывание „сам стремишься наполнить рот“ говорит о том, что человек должен уделять большее значение движению по Пути и меньшее – телу, в этом воспитание правильности. Если стремишься к удовлетворению рта и тела, но пренебрегаешь движением по Пути, то это неправильно. Все, что правильно, приводит к счастью. Все, что неправильно, приводит к несчастью».

 

Чэнь Чэнь говорит:

«Когда накапливаешь осознанность, чтобы питать свою Силу дыхания, и уменьшаешь желание, чтобы питать свое сердце, тогда удерживаешь Путь мудрости и избегаешь пустоты и отсутствия. Когда вникаешь в учение мудрецов и не растекаешься в искусствах и числах, тогда питаешь Силу духа, и это правильно. Если не позволяешь бедности и низкому положению, голоду и жажде повредить свое сознание, не соблазняешься голосом и цветом, запахом и вкусом, не допускаешь, чтобы излишки затопили твою истинную природу, значит, правильно питаешь свое тело».

 

Лу Цюань говорит:

«Слова „взираешь на челюсти“ означают изучение, в чем добро и недобро. Слова „сам стремишься наполнить рот“ означают, что сам берешь это знание».

 

27 | ПС Замечание Ли Гуанди

То, что само питает себя, – это Сила духа. При этом Сила духа питает себя через созерцание. Тело – это то, что не может питать самое себя, но нуждается во внешнем источнике пищи.

 

27 | Объяснение устройства знака

 

 

/ 1 / ПИТАНИЕ. В Верности – счастье. Питаешь правду, и потому счастье. Обозреваешь ПИТАНИЕ, взираешь на то, чем оно питается. Само стремится к наполнению рта, взираешь на то, как само себя питает.

 

27 | ОУ / 1 Исходный смысл

Здесь объясняются слова к знаку.

 

27 | ОУ / 1 Толкование Чэн И

Выражение «в Верности – счастье» указывает, что нужно верить в правильность того, чем питают, и тогда будет счастье. Слова «то, чем питают» говорят о человеке, который питает, и о Пути ПИТАНИЯ. Выражение «само стремится к наполнению рта» указывает, что в этом и есть Путь, который сам стремится питать тело. Во всех случаях правда приводит к счастью.

 

27 | ОУ / 1 Сводные толкования

Ли Шуньчэнь говорит:

«В древности природу человека определяли по тому, чем он питается: великое или малое питает его, его тело и его Дух. Обязательно смотрели на то, чем он себя питает, ибо тот, кто уделяет внимание воспитанию совести на Пути, пренебрегает ПИТАНИЕМ рта и плоти, а питает великое. Если же человек торопится питать плоть и пренебрегает осмысленностью, то он питает малое. Если питает тело величия, значит, это великий человек. Если же питает тело малого, значит, маленький человек. То, что Небо дает, вначале не имеет разницы между малым и великим, но то, чем питается человек, имеет отличия, поэтому и достижения людей также различаются».

 

Гу Цзяцзе говорит:

«Выражение „обозреваешь ПИТАНИЕ“ указывает на необходимость смотреть на то, чем оно питает и чем оно питается само».

 

27 | ОУ / 1 Замечание Ли Гуанди

В этих суждениях за основу берутся понятия добра и не-добра, именно их питают.

 

/ 2 / Небо и Земля питают 10 000 сущностей, мудрецы питают одаренных и распространяют правду среди 10 000 народов. Время ПИТАНИЯ воистину велико есть!

 

27 | ОУ / 2 Исходный смысл

В этих словах Путь ПИТАНИЯ выражается и восхваляется предельно ясно.

 

27 | ОУ / 2 Толкование Чэн И

Мудрый человек предельно ясно выражает Путь ПИТАНИЯ и восхваляет его величие. Путь Неба и Земли питает и вскармливает 10 000 сущностей. Он должен быть правильным, и этого достаточно. Мудрый человек осуществляет ПИТАНИЕ мудрых и одаренных, разделяя знание Неба и показывая всем достойным, как питаться Небесным даром. Таким образом, ПИТАНИЕ истины достигает 10 000 народов. Так ПИТАНИЕ одаренных становится ПИТАНИЕМ 10000 народов, потому что между Небом и Землей есть множество видов сущностей, но если нет ПИТАНИЯ, то никто не сможет выжить.

Мудрые люди, осознавая Путь Неба и Земли, способствуют тому, что должно быть между Небом и Землей, и тем самым питают Поднебесную. Благодаря мудрецам все в Поднебесной – и птицы, и звери, и травы, и деревья – получает правильное управление и ПИТАНИЕ, соотносясь с Путем Неба и Земли. Поэтому мудрец и восхваляет подвиг Неба и Земли и мудрых людей, говоря, что время ПИТАНИЯ воистину велико есть! Можно говорить о значении времени, можно говорить о применении времени, как в некоторых других знаках, здесь же говорится только о том, что время великое. Время рождения и ПИТАНИЯ 10000 сущностей действительно велико.

 

27 | ОУ / 2 Сводные толкования

Чжао Жумэй говорит:

«Мудрый человек сначала стремится служить, действовать, а потом уже питать себя, поэтому только и говорится, что питает одаренных, и все. Когда одаренные люди получают то, что их питает, то в своей человечности обязательно доводят это до 100 семей, до всех».

 

27 | ОУ / 2 Замечание Ли Гуанди

В знаке говорится о восхвалении одаренных и ПИТАНИИ одаренных – это происходит, когда Шестерка пятая и Верхняя Девятка встречаются друг с другом. Так, например, в знаках

БОЛЬШОЕ ВЛАДЕНИЕ, 14, БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ, 26, ПИТАНИЕ и ЖЕРТВЕННИК, 50. В этом знаке возникает значение «вскармливания», поскольку Шестерка пятая опирается на силу Верхней Девятки, питая ею людей, поэтому говорится: «Мудрецы питают одаренных и распространяют правду среди 10 000 народов».

 

27 | Большой образ 

 

Под Горой есть Гром. ПИТАНИЕ. Благородный государь, созерцая этот образ, сохраняет осторожность в речах и высказываниях, умеренность в питье и пище.

 

27 | БО Исходный смысл

Эти два усилия (осторожность в речах и умеренность в питье и пище) питают Силу духа и питают свершение дела.

 

27 | БО Толкование Чэн И

Здесь говорится с точки зрения 2 тел: знак Гром находится под знаком Гора. Гора питает множество сущностей, живущих на ней, и от воздействия знака Гром все они приходят в движение в своих корнях и почках. Растения выпускают ростки, и это есть образ ПИТАНИЯ. Если говорить с точки зрения верха и низа, то Гора – это Остановка, а Гром – это Движение. Наверху Остановка, а внизу Движение. Это есть образ работающих челюстей. Если говорить с точки зрения облика знака, то наверху и внизу располагаются 2 ян, а посредине между ними содержится 4 инь. Вовне наполнено, а внутри пусто. Это есть образ рта, обрамленного челюстями. Рот – это то, через что питается тело.

Поэтому благородный государь взирает на этот образ и тем самым питает свое тело. Он осмотрителен в речах и высказываниях и тем самым питает свою Силу духа. Он сдержан в питье и пище и тем самым питает свое тело. Образ ПИТАНИЯ возникает не просто из-за подобия рту и челюстям, но и из-за того, что для успешной деятельности нет ничего более великого, чем высказывания и речь, питье и пища. Существуют соответствия между устройством тела и устройством Поднебесной.

Речь в теле соответствует указаниям, приказам, учениям и наставлениям в Поднебесной. При этом все они происходят из тела, являются плодом усилий тела. Если ты будешь осмотрителен в том, что касается пищи и речи, тогда будешь делать то, что должно, и избежишь ошибок.

То, что для тела является питьем и пищей, для Поднебесной – собрание природных богатств и товаров, произведенных человеком. Это то, чем питается человек. Если ты сдержан в этом, значит, поступаешь правильно, и не будет тебе вреда. Таким образом, в этом знаке продвигается Путь ПИТАНИЯ. Питается Сила духа правителя, питается Поднебесная, и не остается ничего, что не следовало бы этому Пути.

 

27 | БО Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

Поговорка гласит: «Беда выходит изо рта, а болезнь входит в рот». Это чрезвычайно точное высказывание. Для его объяснения в древности использовался образ челюстей. Смысл его в том, чтобы быть осмотрительным в речах и высказываниях, сдержанным в питье и пище.

 

Фэн И говорит:

«Нижнее тело знака – это Гром и его Движение. Когда он выходит вовне, начинается гроза, и нужно быть осмотрительным. Верхнее тело знака – это Гора и ее Остановка. Она ограничивает то, что приближается в ней. Таковы образы осмотрительности и ограничения в речах и пище».

 

Чжао Жумэй говорит:

«Голос Грома – это образ речи, а ПИТАНИЕ Горы представляет собой питье и пищу. Речи и слова, питье и пища входят и выходят через челюсти».

 

Хэ Кай говорит:

«Рот обрамляется челюстями и щеками. Рот наиболее точно выражает действие этого знака, и поэтому говорится: будь осмотрительным в изречении слов и ограничивай себя в пище и питье. Все твои слова оказывают влияние на твою жизнь и жизнь окружающих тебя людей. Что же говорить об указах и наставлениях правителя! Во всем этом нужно быть осторожным и осмотрительным. Что касается питья и пищи, то движение всех богатств, налогов и товаров страны должно быть управляемо и ограничено. Нельзя забывать о тонкости этого».

 

27 | Начальная девятка

 

 

Оставь свою волшебную черепаху и наблюдай, как движутся мои челюсти. Несчастье.

 

27 | НД Исходный смысл

Волшебная черепаха – это вещь, которую нельзя есть3. Слова «движутся мои челюсти» говорят об открытом рте. Это образ, который указывает на желание есть. Начальная Девятка, янская, твердая и находится внизу. Она может не есть, так как находится в созвучии с иньской Шестеркой четвертой. Но она движима желанием, и это Путь несчастья. Поэтому таков образ гадающему.

 

27 | НД Толкование Чэн И

Начальная Шестерка знака НЕЗРЕЛОСТЬ, 4, является главным уровнем и указывает на то, что тебе нужно воспитывать НЕЗРЕЛОСТЬ. В Начальной Девятке знака ПИТАНИЕ также говорится о внешнем человеке: «Оставь твою волшебную черепаху и созерцай мою отвисшую челюсть». Имеется в виду, что я предлагаю тебе. Начальная Девятка как раз и является отвисшей челюстью.

Начальный уровень – твердый и правильный, поэтому его способности и знания могут дать правильное ПИТАНИЕ. Волшебная черепаха сопоставляется с просветленной мудростью, поскольку она способна не искать ПИТАНИЯ вовне, долго оставаться без пищи. Несмотря на это, Начальный ян пребывает в теле Движения Грома и находится в обстоятельствах ПИТАНИЯ, поэтому у него возникают желания.

К тому же четвертый уровень откликается ему, движения его воли направлены вверх, и он не способен себя сдерживать. Желание его такое, что отвисает челюсть, сердце приходит в движение, поэтому обязательно будет ошибка, потеря себя. И если блуждаешь в желаниях и теряешь себя, если, будучи янским, следуешь за инь, то каким образом ты достигнешь чего-то хорошего? «Отвисшая челюсть» говорит о том, что человек видит пищу и хочет ее, тогда у него движется челюсть и капает слюна, отсюда появляется такой образ.

 

27 | НД Сводные толкования

Ван Би говорит:

«Выражение „отвисшая челюсть“ указывает на открытый рот, готовый принять пищу. То, что ян находится внизу, указывает на желание и является началом знака Движение. Не может питать себя сам, приходит в движение и стремится найти ПИТАНИЕ. В успокоении тела нет ничего лучше, чем отсутствие соперничества. В совершенствовании себя нет ничего лучше, чем охрана и защита себя.

Когда удерживаешь Путь, тогда богатство приходит. Если же стремишься получить жалование, тогда приходит позор. Если не способен сохранять Верность изначальной причине своей деятельности, если не способен удержать целостность своей Силы духа, если бросаешь свою волшебную черепаху, которая является образом знания, и завидуешь моей отвисшей челюсти, торопливо стремишься получить ПИТАНИЕ, то неизбежно придешь к несчастью».

 

Су Ши говорит:

«Питать человека – это действие ян, питаться от человека – это действие инь. Государь осуществляет действие ПИТАНИЯ по отношению ко всем подданным, а они питаются от него».

 

27 | Начальная девятка. Малый образ

 

 

Взираю на мою открытую челюсть. Разве этого достаточно, чтобы Ценить это?

 

27 | НД.МО Толкование Чэн И

Девятка находится в теле Движения знака Гром. Ее образ – отвисшая, открытая челюсть. Он говорит о том, что скоро начнется движение воли инь, со второго уровня, и воля эта движется. Эта воля приводится в движение желанием. У Начальной Девятки есть твердость и способность к просветленному знанию. Тем не менее она закончит тем, что сама совершит ошибку, которая приведет к потере. Поэтому твой дар и способности не за что ценить, нет возможности оценить их.

Ведь в человеке ценится твердость тогда, когда он способен не подчиняться своим желаниям. Ценится ясность, потому что он способен озарять все вокруг себя, не теряя понимания правды. Если же твои желания искушают тебя, то появляются сомнения, из-за которых ты потеряешь свою правду, – откуда тогда будут твердость и ясность? Безусловно, это качество поведения инь.

 

27 | НД.МО Сводные толкования

Ян Цзянь говорит:

«Здесь объясняется, что в основе твоей жизни есть прекрасное и знатное. Но бывает так, что, когда смотришь на свою движущуюся челюсть, забываешь обо всем и теряешь то, что в тебе определяется как знатное».

 

Люй Дань говорит:

«У Мэн-цзы есть такие слова: „Тот, кто питает свое великое тело, – это великий человек, а тот, кто питает свое малое тело, – это маленький человек“. Еще говорится: „Человек пищи и питья – это низкий человек“. Начальная Девятка изначально обладает Силой духа ян и величием. Ее знатность можно ценить. Но она забывает о своем величии внутри себя и проявляет вовне свою малость. В таком случае разве люди не будут смотреть на тебя, как на низкого? Поэтому и говорится: им не за что тебя ценить».

 

27 | Шестерка вторая

 

 

Перевернутое ПИТАНИЕ. ПИТАНИЕ на холме. Поход – к несчастью.

 

27 | Ш2 Исходный смысл

Этот мягкий уровень стремится питаться от Начальной твердости, поэтому челюсти будто бы переворачиваются, что нарушает естественный ход вещей. Если стремишься питаться от Верхней Девятки, то возникает образ ПИТАНИЯ на возвышении – на холме. Поход наверх лежит через множество инь, поэтому он приносит несчастье. Холм – это возвышение почвы. Это образ верха.

 

27 | Ш2 Толкование Чэн И

Женщина не способна питать сама себя, она должна следовать за мужчиной. Инь не способен стоять сам, он должен следовать за ян. Двойка иньская, мягкая, не способна сама себя питать, она ищет ПИТАНИЯ у твердости. Сын Неба питает Поднебесную. Удельные князья питают удельные страны. Слуга, чиновник кормится от жалования вышестоящего государя. Народ полагается на ПИТАНИЕ оттех, кто им управляет. И всегда верх питает низ, это правильный закон.

Двойка не способна питать себя. Она стремится питаться от твердости ян. Когда она обращается вниз и ищет ПИТАНИЯ у Начального уровня, тогда порядок переворачивается с ног на голову, поэтому и говорится «перевернутое ПИТАНИЕ». Если же она стремится питаться на холме, от Верхней Девятки, тогда уход обязательно принесет несчастье.

В знаке только 2 ян. Так как недопустимо искать ПИТАНИЯ от Начального уровня, стремишься питаться от Верхней Девятки. Но уход наверх приносит несчастье. Во время ПИТАНИЯ взаимное созвучие говорит о взаимном ПИТАНИИ. Верх не находится во взаимодействии со вторым уровнем, и просить у него ПИТАНИЯ – значит допускать несоответствие Пути и бессмысленные движения. Слова «перевернутое ПИТАНИЕ», таким образом, говорят о нарушении законов.

Если необдуманно пытаешься получить ПИТАНИЕ сверху, получишь только несчастье, навлечешь позор на себя и потерпишь неудачу. Шестерка вторая, срединная и правильная, обычно свидетельствует о счастье. Здесь же говорится о несчастье, потому что время таково. Иньская мягкость не способна питать саму себя, но Начальный и Верхний уровни также не могут питать ее.

 

27 | Ш2 Сводные толкования

Сян Аньши говорит:

«Двойка и Пятерка обретают равновесие, но не могут питать себя, наоборот, ищут ПИТАНИЯ от уровней, которые лишены равновесного положения. Это противоречит законам постоянства. Выражение „на холме“ указывает на знак Гора».

 

Хуан Гань говорит:

«Шесть уровней знака ПИТАНИЕ находятся либо в перевернутых, либо в противоречивых отношениях. Когда ищут ПИТАНИЕ наверху, тогда говорится о перевернутом ПИТАНИИ. Когда ищут ПИТАНИЕ внизу, тогда указывается на противоречие. Шестерка вторая тянется к Начальному уровню и стремится к Верхнему, поэтому выражение „перевернутое ПИТАНИЕ“ говорит о нарушении закона. Гадательные слова говорят, что поход – к несчастью. На уровне Шестерки третьей говорится о нарушении ПИТАНИЯ, хотя у нее есть правильное созвучие с Верхней Девяткой. Однако цель ее устремлений – питать себя, поэтому несчастье.

На уровне Шестерки четвертой вновь говорится о перевернутом ПИТАНИИ. Она находится в правильном созвучии с Начальным уровнем, полагается на ПИТАНИЕ снизу, от Начальной. Однако она ищет ПИТАНИЯ, чтобы питать других людей, поэтому, несмотря на перевернутое ПИТАНИЕ, обретает счастье. На уровне Шестерки пятой говорится о нарушении законов, потому что она стремится сблизиться с Верхней Девяткой, с уровнем без положения. Однако она также стремится питать людей, поэтому пребывает в Верности, и здесь также счастье».

 

27 | Шестерка вторая. Малый образ

 

 

Шестерка вторая. Исправительный поход – к несчастью, потому что в движении делаешь ошибку по соответствию родам.

 

27 | Ш2.МО Исходный смысл

У Начальной и Верхней черт нет соответствия с родом всех инь знака.

 

27 | Ш2.МО Толкование Чэн И

Следуешь за Верхней твердой чертой, которая отвечает за исправительный поход, но в этом для тебя несчастье, поскольку не соответствуешь ее роду, не совпадаешь по качествам. В уходе вверх теряешь свой разряд и поэтому обязательно получишь несчастье. Слово «движение» как раз и означает этот уход.

 

27 | Шестерка третья

 

 

Нарушение ПИТАНИЯ. В Верности – несчастье. 10 лет нельзя применить. Ниоткуда нет Ценности.

 

27 | Ш3 Исходный смысл

Иньская мягкость не имеет здесь равновесия и правды, располагается на пределе знака Движение, это есть нарушение ПИТАНИЯ, поэтому все равно будет несчастье. Гадающему дается такой образ.

 

27 | Ш3 Толкование Чэн И

Путь ПИТАНИЯ приносит счастье только через правду. Тройка, будучи по своему качеству мягкой, располагается не посередине, не обладает правдой, кроме того, находится на пределе знака Гром. Это значит, что мягкость порочна и неправильна, да еще и стремится к движению. Такое ПИТАНИЕ приводит к нарушениям Пути, тем самым вызывает несчастье. Если получать ПИТАНИЕ правильно, тогда то, что питается, всегда будет обретать счастье. Стремление искать и использовать ПИТАНИЕ для людей должно соотноситься с совестью. Питать самого себя – значит создавать свою Силу духа. Тройка нарушает правильный Путь ПИТАНИЯ, поэтому дается предостережение о том, что лучше не применять такое ПИТАНИЕ предельно долгий срок. 10 – это полный круг чисел, первая десятка, и это означает, что нельзя использовать до самого конца. И ниоткуда, что бы ты ни предпринял, не будет тебе Ценностей.

 

27 | Ш3 Сводные толкования

Чжан Ши говорит:

«Действуешь в пороке, любишь двигаться, радуешься своим связям наверху, нарушаешь закон ПИТАНИЯ, вредишь самому принципу ПИТАНИЯ, и нет большего вреда для правильности ПИТАНИЯ. Поэтому и несчастье».

 

Ян Ши говорит:

«Если ПИТАНИЕ правильное, тогда счастье. Поскольку Шестерка третья, неравновесная и неправильная, находится на пределе Движения, то нарушается правильность ПИТАНИЯ. Выражение „10 лет нельзя применять“ означает, что до самого конца нельзя применять. Откуда же возьмется Ценность?»

 

Чжэн Жусе говорит:

«Третий уровень находится в правильном созвучии с верхом. Если обретаешь то, чем можешь питать себя и других, то не бывает большего несчастья, чем на уровне Тройки, поскольку у нее нет срединности, нет правильности положения и находится она на пределе Движения. Поэтому она ищет ПИТАНИЯ у других, но ниоткуда не может найти Ценности. Это называется нарушением правильности ПИТАНИЯ, это Путь несчастья.

„10 лет нельзя применять, ниоткуда не будет Ценности“ – в этом выражении дается предостережение, потому что слишком много желаний, необдуманных движений. Это свидетельствует о том, что есть нарушения, противоречащие закону. Так работает образование смысла в Переменах».

 

27 | Шестерка третья. Малый образ

 

 

10 лет нельзя применить. Великое противоречие на Пути.

 

27 | Ш3.МО Толкование Чэн И

В этом есть предостережение от того, что не сможешь применить до конца, полностью. На этом Пути может быть противоречие закону и осознанности, совести, долгу.

 

27 | Ш3.МО Сводные толкования

Сян Аньши говорит:

«На уровне Четверки говорится, что в перевернутом, нарушенном ПИТАНИИ – Верность. Слова к знаку говорят: „ПИТАНИЕ. В Верности – счастье“ то есть Верность также к счастью. Слова к Тройке гласят: „Нарушение ПИТАНИЯ. В Верности – несчастье“. Только здесь даются слова, противоположные по смыслу значению всего знака, и поэтому говорится: „Великое противоречие на Пути“».

 

27 | Шестерка четвертая

 

 

Перевернутое ПИТАНИЕ – к счастью. Тигр смотрит пристально-пристально, хочет броситься следом. Отсутствие неприятностей.

 

27 | Ш4 Исходный смысл

Мягкость пребывает в верхнем знаке и обретает правду. Кроме того, созвучие с Начальным уровнем также правильное. Шестерка полагается на поддержку снизу и раздает ПИТАНИЕ вниз, поэтому хотя и перевернутое ПИТАНИЕ, а все равно – счастье. Выражение «тигр смотрит пристально-пристально» говорит о том, что большое внимание направлено сверху вниз. А слова «хочет броситься вслед» указывают на стремление продолжать. Если способен таким образом вести себя, то не будет неприятностей.

 

27 | Ш4 Толкование Чэн И

Четверка занимает положение над простыми людьми, положение большого чиновника. При этом мягкость Шестерки четвертой не способна сама себя питать, как же она может питать Поднебесную? Начальная Девятка, будучи твердой, пребывает внизу, это одаренный человек из народа. Она находится в отношении созвучия с Шестеркой четвертой, мягкой, послушной и правильной, которая способна слушаться Начальную Девятку и полагается на ПИТАНИЕ от нее.

Когда верх питает низ – это Послушность. Здесь же мы видим противоположный подход, когда просят ПИТАНИЯ у низа, поэтому говорится о перевернутом ПИТАНИИ. Однако сам не справляешься со своими обязанностями, просишь помощи у одаренного человека, который располагается внизу, следуешь за ним, подчиняясь. Именно так справляешься со своими делами, и через это Поднебесная получает ПИТАНИЕ. Поэтому и счастье.

Когда занимаешь высокое положение, имеешь Силу духа и устрашающий взгляд, тогда народ почитает тебя. В таких обстоятельствах можешь действовать, совершать дела, поскольку сердца людей подчиняются и следуют тебе. Здесь же мягкость четвертого уровня лишена внушительной строгости. Поэтому может вызвать к себе легкомысленное отношение народа, поэтому необходимо питать свою мощь и внушительный взгляд. Об этом говорится в словах «тигр смотрит пристально-пристально». При таком взгляде люди не смогут относиться с легкомыслием.

Кроме того, на этом положении нужно быть предельно последовательным и постоянным в своих действиях, подобно тому как «тигр хочет броситься следом». Это выражение указывает на то, что необходимо действовать, обязательно предпринимая последовательные шаги, не уставать и не отказываться от задуманного, тогда с этими делами можно справиться. В обратном случае обязательно потерпишь неудачу в своих начинаниях по наведению порядка.

Если ищешь поддержки, ПИТАНИЯ от людей, но нет в тебе последовательности, тогда придешь к истощению и опустошению. Если же в тебе есть внушительность, строгость, последовательность и неотступность, тогда, конечно, будет отсутствие неприятностей.

На уровне Двойки перевернутое ПИТАНИЕ приводит к несчастью. На уровне Четверки оно приводит к счастью. Почему так? Двойка находится наверху и, наоборот, желает питаться от низа. А низ не находится в созвучии с Двойкой, поэтому и говорится о нарушении законов. Четверка же располагается наверху, а при этом в знатности своей способна снизойти к низу и правильно применить одаренного человека, поэтому не отказывается от своего Пути, направляет свою волю на созвучие с низом и дарует благо народу. Разве может быть большее счастье?

На нижних уровнях питают плоть, тело. На верхних уровнях, начиная с Четверки, пита ют Силу духа и совесть. Если государь принимает ПИТАНИЕ от слуг и, находясь на положении власти, зависит в своем ПИТАНИИ от низов, то тем самым он обязательно питает Силу духа.

 

27 | Ш4 Сводные толкования

Су Ши говорит:

«Начальный уровень получает ПИТАНИЕ от Четверки – это несчастье. Четвертый уровень получает ПИТАНИЕ от начального – это счастье».

 

Ю Цзо говорит:

«Когда верх питает низ – это правильное ПИТАНИЕ. Если находишься наверху и обращаешься за ПИТАНИЕМ вниз, то это перевернутое положение. Двойка и Четверка обе говорят о перевернутом ПИТАНИИ. Однако воля Двойки устремлена вовне – на внешние предметы, а воля Четверки направлена вовнутрь – на Путь. Поэтому в Четверке перевернутое ПИТАНИЕ – к счастью. На уровне Двойки поход – к несчастью».

 

Изречения по родам Чжу Си

Пристальный-пристальный взгляд говорит о тигре, который сосредоточенно смотрит вниз. Выражение «хочет броситься вслед» означает, что на Пути ПИТАНИЯ людей внизу нельзя отказываться от продолжения поисков, нельзя поддаваться усталости. В этом случае сможешь питать людей и не истощаться.

 

У Чэн говорит:

«Для принципов внутреннего ПИТАНИЯ лучшим образом служит черепаха. Что касается поисков питания вовне, то нет никого более подходящего, чем тигр. Эти образы используются на Начальном и четвертом уровнях. Четверка снисходит вниз к Начальному уровню и стремится в сердце обрести Ценность, прибавление, поэтому она подобна тигру, который смотрит и после этого находит ПИТАНИЕ. Она сосредоточена на одном и не отвлекается на другое. Ее желание найти пищу не ослабевает. Это свидетельствует об отсутствии нарушения и самообмана, поэтому обретаешь Путь пребывания наверху и нахождения поддержки внизу».

 

Линь Сиюань говорит:

«Если, обращая свое сердце вниз к одаренным людям, теряешь сосредоточенность, тогда одаренные не будут с радостью следовать Пути добра. Если в поиске ПИТАНИЯ теряешь последовательность, тогда, получив что-то, быстро остынешь и погрузишься в самодовольство».

 

27 | Шестерка четвертая. Малый образ

 

 

В перевернутом ПИТАНИИ – счастье. Наверху сознание дарует свет.

 

27 | Ш4.МО Толкование Чэн И

Шестерка четвертая находится в созвучии с Начальным ян и стремится получить от него ПИТАНИЕ, низ питает верх – это образ перевернутого ПИТАНИЯ. Но даже здесь ты обретаешь счастье, поскольку связываешь свою судьбу с ян, обретаешь созвучие с твердым ян и потому справляешься со своим делом. Твоя Сила духа находится наверху, поэтому способен действовать. От этого свет разливается по всей Поднебесной, и счастье становится еще большим.

 

27 | Ш4.МО Сводные толкования

Гу Цзяцзе говорит:

«Питаешь до самого низа, таким образом раздаешь свет. Это значит, что питаешь одаренных и доходишь до народа».

 

27 | Шестерка пятая

 

 

Нарушение закона пребывания. В Верности – счастье. Нельзя переправляться через большой поток.

 

27 | Ш5 Исходный смысл

Шестерка пятая иньская, мягкая, неправильная, находится на положении власти и неспособна питать людей. Наоборот, она зависит от Верхней Девятки в своем ПИТАНИИ. Поэтому дается этот образ.

Шестерка пятая во время ПИТАНИЯ располагается на положении государя. Государь должен питать Поднебесную, однако, будучи мягким по своей природе, он не обладает достаточной силой, чтобы питать Поднебесную. Выше Шестерки пятой есть одаренный человек, обладающий твердостью ян, поэтому она послушно следует за ним и полагается на него, чтобы питать себя и тем самым помогать наводить порядок в Поднебесной. Государь же – это тот, кто питает людей. Если же он полагается на других людей в ПИТАНИИ, значит, действует против законов постоянства.

Верхний уровень – это положение наставника, которому необходимо сохранять Верность, быть искренним в вере. В таком случае сможешь поддерживать и сохранять свое тело и распространять благо в Поднебесной, поэтому и счастье. Природа иньской мягкости не обладает Верностью и качеством твердости, поэтому в предостережении особо говорится о том, что если способен пребывать в Верности, тогда будет счастье. Мягкой Шестерке пятой нельзя пребывать на границе между миром и трудностями, поэтому говорится: «Нельзя переправляться через большой поток». Если в трудное время у правителя нет твердости и ясности, то он не сможет удержать власть. В этом глубокое предостережение государю.

 

27 | Ш5 Толкование Чэн И

Если государь опирается на слугу, на Верхнюю Девятку, значит, слуга предоставляет всего себя с полной искренностью, сохраняет Верность на Пути.

 

27 | Ш5 Сводные толкования

Цю Фуго говорит:

«На пятом уровне не говорится о довольстве, которое происходит из четвертого уровня. Здесь не говорится о ПИТАНИИ, потому что ПИТАНИЕ приходит сверху».

 

Линь Сиюань говорит:

«Не способен питать людей, а наоборот, полагаешься на Верхнюю Девятку, для того чтобы самому питаться от людей, поэтому

появляется образ противоречия законам постоянства. Однако если не способен питать людей, но полагаешься на одаренных людей, то и сам начинаешь питать, так возвращаешься на правильный Путь.

Поэтому пребывание в Верности приносит счастье. Если в таких обстоятельствах не применяешь людей, а применяешь самого себя, то берешь на себя слишком большую ответственность и в конце концов не сможешь справиться. Поэтому говорится, что нет Ценности в пересечении большого потока, не будет сил добраться до другого берега, поэтому не нужно и пытаться идти через большой поток».

 

27 | Шестерка пятая. Малый образ

 

 

Пребывание в бедности – к счастью. Послушность – в следовании верху.

 

27 | Ш5.MO Толкование Чэн И

Выражение «пребывание в бедности – к счастью» означает, что способен быть бесконечно послушным одаренному человеку Верхней Девятки. Тем самым ты можешь питать Поднебесную.

 

27 | Ш5.МО Сводные толкования

Чжан Цингуй говорит:

«Пятерка обладает качеством мягкой послушности, поэтому следует за одаренным человеком Верхней Девятки. Так, государь людей, полагаясь на мудреца, способен питать Поднебесную. Благородный государь осознает, что следует питать одаренных людей и через это достигает в делах 10 000 народов».

 

27 | Верхняя девятка

 

 

Исходи из ПИТАНИЯ. В угрозе – счастье. Ценность – в пересечении большого потока.

 

27 | ВД Исходный смысл

Шестерка пятая полагается на Верхнюю Девятку в ПИТАНИИ в надежде питать других людей. Следовательно, на Верхней Девятке лежит большая ответственность, поэтому упоминается угроза, но в конце концов счастье. Янская твердость находится наверху, поэтому «Ценность – в пересечении большого потока».

 

27 | ВД Толкование Чэн И

Верхняя Девятка – это твердость Силы духа. Располагается на положении, где есть ответственность наставника. Государь, Шестерка пятая, мягкая, послушная, следует за Верхним уровнем и полагается на него в своем ПИТАНИИ. Поэтому ему приходится брать на себя ответственность за Поднебесную. И Поднебесная, опираясь на него, получает ПИТАНИЕ. Будучи слугой, он принимает на себя высокие обязанности, поэтому, конечно, ощущает опасность и угрозу, но это приведет его к счастью. Это подобно великим советникам древности, которые в стараниях своих испытывали страх, но в конце концов обретали счастье.

Ведь если способностей государя недостаточно и он полагается на советника, то тот и должен принять на себя великий груз ответственности за Поднебесную, полностью используя свои способности в преодолении трудностей и установлении порядка. Поэтому говорится: «Ценность – в пересечении большого потока». На этом уровне необходимо действовать с напряжением всех сил, при этом быть предельно искренним и сохранять Верность государю, не считаясь с корыстными соображениями, и не забывать об ответственности и угрозе.

 

27 | ВД Сводные толкования

Ван Би говорит:

«Ян находится наверху и опирается на 4 инь. Инь не способен сам быть хозяином, он обязательно собирается вокруг ян, поэтому нет никого, кто отсюда не получал бы ПИТАНИЯ».

 

Ли Шуньчэнь говорит:

«В знаке ДОВОЛЬСТВО, 16, на уровне Девятки четвертой говорится: „Исходи из ДОВОЛЬСТВА“, а здесь говорится: „Исходи из ПИТАНИЯ“, что можно понимать как „отсюда исходит ДОВОЛЬСТВО“ и „отсюда исходит ПИТАНИЕ“. Поскольку четвертый уровень ниже пятого, то здесь возникает мысль о возможности сомнений. Верхняя Девятка также утратила равновесие, поэтому возникает ожидание угрозы и отсутствия спокойствия».

 

Цю Фуго говорит:

«Ян наполнен, инь пуст. Наполненность питает людей, пустота просит ПИТАНИЯ. Поэтому 4 инь просят ПИТАНИЯ от ян. Однако возможность ПИТАНИЯ находится на самом верху. В знаке всего 2 янских уровня, среди них Верхний является главным, поскольку Начальный ян, еще не имеющий должной силы, тоже просит ПИТАНИЯ, поэтому непосредственно на Верхнем уровне говорится: „Отсюда исходит ПИТАНИЕ“».

 

27 | Верхняя девятка. Малый образ

 

 

На выходе из ПИТАНИЯ – угроза. Счастье. В великом – наличие радости.

 

27 | ВД.МО Толкование Чэн И

Верхняя Девятка способна брать на себя большую ответственность, поэтому она способна применять устрашение и угрозу. Но от этого Поднебесная получит ПИТАНИЕ для своей Силы духа. В этом, безусловно, радость от обладания большим богатством.

 

27 | ВД.МО Сводные толкования

Ван Чжунчуань говорит:

«На уровне Девятки четвертой знака ДОВОЛЬСТВО, 16, говорится, что Поднебесная руководствуется ДОВОЛЬСТВОМ и слова таковы: „В обладании великим – обретение“. На уровне Верхней Девятки знака ПИТАНИЕ Поднебесная руководствуется ПИТАНИЕМ. Поэтому и говорится: „В обладании великим – радость“».

 

Сян Аньши говорит:

«Уровни Шестерки пятой и Верхней Девятки становятся понятны через объяснения „Малого образа“. На пятом уровне говорится, что пребывание в бедности – к счастью, эти слова указывают на неспособность удерживать себя. В Верности Пятерка подчиняется верху, поэтому и говорится: «Пребывание в Верности – к счастью». Это значит, что Пятерка в Послушности следует верху. Верхняя Девятка применяет угрозу и получает счастье, она не способна сама себе принести счастье, без усилий, без угроз. Если она получит полномочия в управлении от Шестерки пятой, тогда для нее будет счастье. Поэтому и говорится: „На выходе из ПИТАНИЯ – угроза. Счастье. В великом – наличие радости“».

 

27 | Общие выводы

 

У Юэфэн говорит:

«Умение питать – это и есть Путь. Питать людей – это справедливость, а питать себя – это корысть. На Пути ПИТАНИЯ себя величайшим является ПИТАНИЕ Силы духа. ПИТАНИЕ тела является малым. 3 уровня знака Гора питают людей, 3 уровня знака Гром питают себя. Начальная Девятка, Шестерка вторая и Шестерка третья питают плоть, и это есть их корысть и малое дело. Шестерка четвертая, Шестерка пятая и Верхняя Девятка – все питают свою Силу духа, тем самым питая людей.

Это справедливое и великое дело. Справедливое и великое приводит к счастью, ибо тем самым обретается правильность ПИТАНИЯ. Корыстное и малое приводит к несчастью, ибо в них теряется Верность и правда ПИТАНИЯ. Разве можно не созерцать ПИТАНИЕ и не искать в нем, где есть правда, а где ложь?»

 

27 | Примеры гаданий

 

 

Отклик вселенной

 

ГАДАТЕЛЬ. Чжан Яншэн, тайваньский ученый, исследователь Книги Перемен, XX век.

 

ВОПРОС. Однажды во время занятий ученик спросил у учителя Чжан Яншэна, как правильно изучать Книгу Перемен.

 

 

Слова к знаку

Привязанные слова

ПИТАНИЕ. В Верности – счастье. Взираешь на челюсти, как сами они стремятся наполнить рот.

 

СУЖДЕНИЕ. Господин Чжан тут же сказал: «Сейчас ты задал очень хороший вопрос. Я могу ответить тебе, что знак ПИТАНИЕ как раз указывает на необходимость самостоятельного воспитания своего Духа. Кроме того, я вижу, что обстоятельства твоей жизни должны измениться, из-за чего ты сам должен будешь искать средства, чтобы продолжить учебу». В этот момент неожиданно выключилось электричество, все огни в столовой погасли. Ученики стали искать свечу, зажгли ее, чтобы продолжать делать заметки.

Чжан Яншэн подождал, пока все успокоятся, и сказал: «Вот я только что озвучил, что в знаке ПИТАНИЕ говорится о необходимости самому добывать себе пропитание, самому действовать, и вы тут же проявили самостоятельность в своих действиях ради получения знаний, ради продолжения учебы». Ученики рассмеялись.

 

СПОСОБ ТОЛКОВАНИЯ. Традиционное толкование слов к знаку.

 

РАЗБОР. Чжан Яншэн построил знак на основании времени вопроса и получил знак ПИТАНИЕ, составленный образами Горы и Грома.

Чжан Яншэн вынес суждение о необходимости самостоятельных усилий для продолжения учебы на основании слов к знаку: «Взираешь на челюсти, как сами они стремятся наполнить рот». В данном знаке нужно действовать самому, чтобы питать себя.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!