Начальная шестерка. Малый образ



Повторяешь знак Вода, входишь в знак Вода. Потеряешь Путь. К несчастью.

 

Девятка вторая

В ловушке есть Опасность. Стремясь к малому, обретешь.

Девятка вторая. Малый образ

Стремишься к обретению малого. Еще не вышел из средины.

 

Шестерка третья

Попадаешь в ловушку за ловушкой, в Опасности ищешь опору. Вход в ловушку пещеры. Нельзя действовать.

Шестерка третья. Малый образ

Приходит ловушка за ловушкой. Окончишь отсутствием заслуг.

 

Шестерка четвертая

Кубок для вина и жертвенный сосуд для проса. Применяй простой кувшин, принимай бережно из окна. Закончится отсутствием неприятностей.

Шестерка четвертая. Малый образ

Кубок с вином, 2 бамбуковые плошки – это граница твердости и мягкости.

 

Девятка пятая

Ловушка не наполнится. В благоговении приближение к ровности. Отсутствие неприятностей.

Девятка пятая. Малый образ

Ловушка не наполняется. В средине еще нет великого.

 

Верхняя шестерка

Для связывания применяют веревки из 2 волокон и из 3 волокон. Помещают в колючий кустарник. 3 года не обретешь. Несчастье.

Верхняя шестерка. Малый образ

Верхняя Шестерка теряет Путь. Несчастье на 3 года.

 

29 | Толкование Чэн И

 

ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ. «Объяснение последовательности знаков» гласит: «Вещь не может преобладать бесконечно, поэтому принимается знаком ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ. Опасность – это также ловушка».

Невозможно, чтобы ПРЕОБЛАДАНИЕ длилось бесконечно. ПРЕОБЛАДАНИЕ достигает своего предела, и обязательно возникает Опасная ловушка. ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ следует за знаком БОЛЬШОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ, 28. Слово «двойная» говорит о вторичном возникновении, о повторе. В других чистых2 знаках удвоение не упоминается в названии, и только к знаку Вода, Опасность добавляется слово «двойная», «повторная». И в этом предупреждении как раз и заключается смысл этого знака: внутри ловушки есть еще одна ловушка, и значение этого велико.

Внутри каждого из 2 трехчленных знаков стоит 1 ян, а сверху и снизу от него расположены 2 инь. Ян наполненный, инь пустой, наверху и внизу не на что опереться. 1 ян попал в ловушку между 2 инь, поэтому возникает значение Опасной ловушки. Когда 1 инь располагается внутри 2 ян, возникает понятие СВЯЗНОСТИ, 30, зависимости. Всегда, когда ян занимает верхнее положение, это дает образ Остановки (знак Гора), когда посредине – это образ Ловушки (знак Вода), когда внизу – это образ Движения (знак Гром).

Когда инь наверху, это дает образ Радости (знак Водоем), когда посредине – это образ Примыкания, Зависимости, Связности (знак Огонь) и внизу – это образ Проникновения (знак Ветер). Знак ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ учит тому, как нужно действовать на Пути трудности и ловушки. Вода, твердая в середине, рождается прежде всего4, поэтому и является Водой. Ловушка – это тело Воды.

 

29 | Привязанные слова

 

ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ. Наличие доверия. Связываешь сердце. Воплощение. При действиях – наличие поощрения.

 

29 | ПС Исходный смысл

«Повторяющийся» – это повторяющийся дважды. Вода – это Опасность, образом которой является ловушка. Ян попадает в ловушку внутри инь. Вовне пустота, а внутри наполненность. В этом знаке вверху и внизу Опасность, значит, это двойная Опасность. Внутри каждого из знаков – полнота, так возникает образ наличия доверия и Воплощения сердца. Если движешься с доверием в сердце, то справишься с делом, будет успех, поэтому гадающему дается такое предсказание.

 

29 | ПС Толкование Чэн И

Сердцевина наполнена – это говорит о том, что внутри есть доверие и вера. Выражение «связываешь сердце» или «сердце в осознании связи», «Воплощение» означает, что тебе следует связать свое сердце целостной искренностью, тогда сможешь воплотить и исполнить задуманное. Предельная искренность способна проникнуть через Металл и камень, пройти через Воду и Огонь. Разве может быть какая-то опасная трудность, с которой она не справится?

Выражение «в действиях – наличие поощрения» говорит о том, что, действуя в целостной искренности, сможешь выйти из Опасности. В этом случае будет радостное поощрение – речь идет о том, что ты справишься, достигнешь успеха. Если не будешь действовать, то будешь постоянно находиться внутри Опасности.

 

29 | ПС Сводные толкования

Кун Инда говорит:

«Знак Вода обозначает Опасную ловушку. Слово „двойная“ указывает на что-то повторяющееся, привычное. Если не сталкивался с опасностями и трудностями, если не проходил через них, не научился действовать в этом, то не справишься. Поэтому необходимо привыкнуть к Опасности, и тогда это качество можно будет применить в любых обстоятельствах. Поэтому и говорится „привычная Опасность“. В других чистых знаках удвоения названия не происходит. Здесь же к слову „ловушка“ добавляется слово „повторный“ „повторяющийся“. Ведь Опасность требует повышенного внимания, поэтому для нее особо добавляется слово „повтор“ „упражнение“».

 

Ху Юань говорит:

«Этот знак входит в 8 чистых знаков, из них 7 называются просто именем знака, и только здесь добавляется иероглиф „повторный“. Почему? Знак Небо управляет Напряженностью, знак Земля управляет Послушностью, использование одного слова в названии способно исчерпывающе выразить их значение. В данном знаке и вверху, и внизу присутствует Опасность, что указывает на обстоятельства, когда трудности накладываются друг на друга. Для человека, который является государем, необходимо предусмотрительно накапливать опыт работы с опасными препятствиями, после чего он сможет справляться с ними. Поэтому мудрые люди, создатели Перемен, специально добавили иероглиф „повторяющийся“, „привычный“ к этому знаку».

 

Су Ши говорит:

«Вода – это Опасность. То, с помощью чего движутся по воде, является отрицанием воды. Только Вода способна повторно действовать в Опасности. Название знака говорит о повторяющейся, привычной Опасности, потому что смысл берется из Воды».

 

Люй Далинь говорит:

«В 8 знаках Небо – это Напряженность, Земля – Послушность, Гром – Движение, Гора – Остановка, Огонь – Свет, Вода – Опасность, Ветер – Проникновение, Водоем – Радость. Из них только Опасность не обладает счастливым качеством Духа, поэтому государь не обладает этим качеством, но работает с ним. Поэтому имя ей дается ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ, ПОВТОРНАЯ ОПАСНОСТЬ. Это означает, что все еще раз нужно проверить и просчитать второй раз. Это дела, которые выпадают на долю государя».

 

Cюэ Вэньци говорит:

«Вода не применяет вещи. Ее действие – это повторение, упражнение, поэтому и имя ее отличается от других знаков. В названии знака будто бы упоминается и сама Вода, и человек, применяющий Опасность знака Вода».

 

Чжан Цзюнь говорит:

«Слово „повторный“ указывает на то, что в повторе обстоятельств нет пробела. Повторяя Опасность, упражняешься в Опасности и сможешь выйти из Опасности. Когда ян находится в ловушке внутри инь, нужно уметь справляться с Опасностью, чтобы исполнить задуманное и развиваться дальше. Поэтому говорится об упражнении в Опасности, о повторе Опасности».

 

Чжэн Жусе говорит:

«В упражнении обязательно возникает оттенок повторения. Вода – это предельно Опасная сущность, но если привыкнуть упражняться в воде, то не утонешь. Упражнения в Опасностях и трудностях уберегают душу от самодовольства».

 

Ли Шуньчэнь говорит:

«Средний уровень знака Вода наполнен, он представляет собой искренность. Средний уровень знака Огонь пустой, и он представляет собой свет. Внутри полнота – таково применение знака Вода. Внутри пустота – таково действие знака Огонь. В действии Перемен следует руководствоваться средним, внутренним уровнем знаков Вода и Огонь и действовать, полагаясь на искренность и свет. Поэтому мудрые люди в древности видели в них учение сердца».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«В других знаках Книги Перемен слово „Воплощение“ обычно относится к предсказанию. Здесь же говорится, что в середине полнота, и поэтому„в наличии доверия Воплощение задуманного в связывании сердца (сознания)“ В других знаках слово „Воплощение“ означает Воплощение дела, здесь же говорится о Воплощении сердца. Янская наполненность – это образ наличия доверия. Янская середина – это образ Воплощения сердца».

 

Чжан Хуан говорит:

«Среди 64 знаков Книги Перемен только знак Вода указывает на сердце, на сущность человека. Подобно тому, как 1 ян удерживается между 2 инь, так же и сердце находится точно в середине тела. Когда говорится о том, что сердце человека на Пути пребывает в непроявленности и тонкости, то речь идет именно об этом».

 

У Юэфэн говорит:

«Знак Вода обозначает ян в ловушке внутри инь. С внутренней полнотой, с внутренним доверием ян пребывает в Опасности. Наличие доверия приводит к установлению искренности. Выражение „Воплощение сердца“ указывает на постижение света. Тело сердца (сознания) – это покой и постоянство Ясности. Таковы обстоятельства, когда 1 ян хранится между 2 инь. Действие и движение сердца состоит в том, что оно движется постоянно, без передышки. Это то же самое, как между 2 инь 1 ян движется в потоке.

Один ян – это изначальное, исходное тело движения в потоке^ 2 инь разделяют его движение, являются границей. Поток течет, не переходя за ограничение. Так происходит постоянная смена движения и покоя. Ян течет спокойно, от покоя к движению. В этом спокойствии возникает значение наличия доверия, а значение Воплощения сердца вытекает из повторяющейся Опасности. Воистину велико значение ДВОЙНОЙ ОПАСНОСТИ».

 

29 | Объяснение устройства знака

 

 

/ 1 / Повторяющаяся ловушка, ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ.

 

29 | ОУ / 1 Исходный смысл

Объясняется значение имени знака.

 

29 | ОУ / 1 Сводные толкования

Кун Инда говорит:

«Объясняется значение понятия повторяющейся ловушки. Опасность – это трудность. Если трудность не повторяется дважды, то не нужно и говорить об этом второй раз. Здесь же опасность присутствует дважды, она очень велика, и если не повторять это нарочно, то не сможешь справиться. Поэтому в „Объяснении“ говорится: „Повторяющаяся ловушка, ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ“».

 

/ 2 / Вода течет и не заполняет. Действуешь в Опасности, но не теряешь своей веры.

 

29 | ОУ / 2 Исходный смысл

Слово «вера» указывает на твердость срединных уровней. Объясняется, что в подобных обстоятельствах внутри действительно должна быть полнота, а в действиях– наличие постоянства.

 

29 | ОУ / 2 Толкование Чэн И

Выражение «повторяющаяся ловушка» говорит о ДВОЙНОЙ ОПАСНОСТИ. Ловушка есть и наверху, и внизу, то есть 2 Опасности накладываются друг на друга. Начальная Шестерка – это яма в ловушке, то есть внутри ловушки есть еще яма – такова ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ. Выражение «вода течет и не заполняет» означает, что ян движется внутри Опасности, не выходя из нее. Природа Воды – двигаться в потоке, она движется и не заполняет яму. Когда же яма наполнится, тогда сможешь выбраться из нее. Если, находясь в Опасности, не теряешь своей веры, значит, действуешь как янская твердость внутри, в середине. Если не теряешь своей веры, значит, сможешь заполнить ловушку. Так действует наличие доверия.

 

29 | ОУ / 2 Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

Говорится о Воде в яме, которая не наполняется. Если же Вода заполняет яму-ловушку, тогда она выливается вовне.

 

Ху Бинвэнь говорит:

«Качество знака Вода объясняется в 2 выражениях: „течет и не наполняется“,„действует в Опасности и не теряет своей веры“. Тело Воды целостное, неразделимое, и в действии она имеет постоянство. Таково значение слов „наличие доверия“».

 

Юй Фань говорит:

«Вода знака Вода – это текущая вода, день и ночь она течет без остановок. Течет, но не наполняет, вливается в море, но не переполняет его. Вода в своем течении делает петли, огибая препятствия, поэтому, следуя потоку, не знаешь, где встретишься с Опасностью. Но в конечном счете она доходит до моря. Разве не в этом смысл выражения „движешься в Опасности, но не теряешь свою веру“?»

 

Лян Инь говорит:

«Течет и не наполняется. Если наступает время Остановки – останавливается. Наполняет, а потом продвигается дальше. Если наступает время Движения, то движется. Если в яме, в Ловушке способен остановиться, значит, обладаешь верой. Если способен двигаться, значит, совершаешь подвиг. Так государь действует на Пути Опасности».

 

/ 3 / Связываешь сердце Воплощением, тогда через равновесие – твердость. В движениях – наличие поощрения, в уходе – наличие подвига.

 

29 | ОУ / 3 Исходный смысл

Твердость находится в равновесии средины – это есть образ Воплощения сердца. Если уходишь в таком состоянии, тогда обязательно будет подвиг.

 

29 | ОУ / 3 Толкование Чэн И

Если связываешь свое сердце, то можешь Воплотить и проникнуть. Делается это через равновесиетвердости. Наполненность внутри – это образ наличия доверия, это Путь предельной искренности. Разве может он не проникнуть во что-либо, то есть не Воплотить?

Если с равновесием в твердости идешь по Пути, то сможешь справиться с трудностями и исполнить все через проникновение в дела. Если в уходе способен быть твердым и сохранять равновесие, тогда сможешь совершить подвиг. Конечно, от этого будет похвала и радость. Если же остановишься, не будешь двигаться, тогда постоянно будешь пребывать в трудности. Поэтому подвиг пребывания в ОПАСНОСТИ состоит в способности идти, двигаться.

 

/ 4 / На Небе Опасность – не можешь подняться. На Земле Опасность – в горах и потоках, холмах и возвышенностях. Правители и князья предусматривают Опасность для того, чтобы удержать свою страну. Воистину применение времени Опасности велико есть!

 

29 | ОУ / 4 Исходный смысл

Предельно ясно выражается и восхваляется величие этого времени.

 

29 | ОУ / 4 Толкование Чэн И

Когда высокое не может подняться, это означает Опасность для Неба. Горы и потоки, холмы и возвышенности – это Опасные и непроходимые места на Земле. А правители и князья – это люди, которые разбираются с человеческими делами. Они нарочно строят холмы, валы и стены, рвы и каналы, для того чтобы сохранить страну и свой народ. Таким образом, бывает время, когда нужно нарочно создавать Опасные вещи и применение этого знания очень велико, поэтому время Опасности восхваляется, ведь иногда Опасность позволяет сохранить жизнь. Горы и реки, стены и водоемы – это великие Пути для создания Опасностей. Если находишься высоко, значит, видишь все ясно, поэтому способен различать, ставя границу между верхом и низом, – все это есть применение условий Опасности.

 

29 | ОУ / 4 Сводные толкования

Ван Инлинь говорит:

«Великие правители древности создавали Опасные вещи: рвы и ямы, насыпи и холмы, чтобы сохранять свою страну».

 

Юй Фань говорит:

«Слово „применение“ означает, что есть время, когда нужно действовать, и действовать необычными способами».

 

29 | ОУ / 4 Замечание Ли Гуанди

Слова к знаку объясняют значение ДВОЙНОЙ ОПАСНОСТИ, или повторения Опасности. А «Объяснение устройства знака» дает значение применения Опасности. Повторение Опасности означает упражнение в трудных и сложных делах, которых ты не избегаешь и таким образом устанавливаешь великую основу для развития личности.

А применение Опасности говорит о понимании Опасности природы: высоких гор, бурных рек, глубоких ущелий. И в этом есть великая сила управления вещами. Когда действует Опасность, в человеке действуют Верность и правда. Верность правде – это латы и шлем. Обряд и совесть – это пики и копья. В этом смысл применения Опасности. Для человека, князя, правителя, нет ничего большего, чем создавать Опасность для сохранения страны.

Таким образом, он применяет Путь Неба через награды и наказания. Никто не осмеливается действовать против такого человека, так же как никто не осмеливается проникнуть сквозь толщу Земли и преодолеть высоту Неба. У каждого из 8 основных знаков есть добрая Сила духа. И Сила духа знака Вода, Опасность заключается как раз в ловушке, поскольку ловушка создает условия для применения Силы духа.

 

29 | Большой образ

 

 

Вода прибывает, не прекращаясь. Двойная яма. Благородный государь, глядя на этот образ, движется в постоянстве Силы духа и в делах применяет учение.

 

29 | БО Исходный смысл

Управляя собой, управляешь другими. Если справляешься с Опасностью внутри себя, значит, сможешь справиться с Опасностью вовне. В этом смысл двойного повторения знака Вода. Справляясь с Опасностью внутри и вовне, успокоишь всю Поднебесную.

 

29 | БО Толкование Чэн И

Вода течет и наполняет все вокруг. Знак Вода повторяется дважды. Так возникает образ Воды, которая все время прибывает. Вода начинает прибывать с капли и постепенно становится широкой, наполняет большие реки и моря. Она прибывает с постоянной скоростью, не ускоряясь. Природа Воды такова, что она устремляется вниз, в этом ее достоверность и постоянство. Благородный государь, созерцая образ двойного знака Вода, опирается на ее постоянство и длит действие своей Силы духа в ровном нарастании, усилении. Если Сила духа человека действует непостоянно, значит, он допускает лицемерие. В своем постоянстве нужно быть подобным прибывающей Воде.

Благородный человек постоянно повторяет свои усилия, распространяя призывы к учению. В деле правления необходимо добиться того, чтобы каждый человек из народа услышал приказы государя и понял их суть. Только тогда народ будет подчиняться естественно и непротиворечиво. Поэтому мудрый правитель 3 раза отдает приказ и 5 раз его повторяет. Если же сообщает слишком быстро, так, что народ не услышал, и наказывает за то, что приказ не был выполнен, то так ничего не получится и правитель не сможет воплотить задуманное. Поэтому образ прибывающей Воды очень полезен.

 

29 | БО Сводные толкования

Сыма Гуан говорит:

«Вода течет потоком, который никогда не заканчивается. Так же и учение мудрецов течет в этом мире, не прерываясь и не останавливаясь. Так в Поднебесной создается преемственность великой одаренности. Благородный человек действует в постоянстве Силы духа и повторяет осуществление учения».

 

Су Ши говорит:

«Для исполнения дел сначала требуется поучение, после чего можно думать о Воплощении высшего учения. Благородный государь, пребывая в постоянстве мира, действует своей Силой духа и поэтому, сталкиваясь с Опасностью, не меняется. В повторении Опасности он повторяет учение, поэтому, сталкиваясь с Опасностью, способен быть в созвучии с требованиями времени».

 

Лу Тянь говорит:

«В знаке СВЯЗНОСТЬ, 30, двойной Огонь, говорится: „Ясность действует дважды“. В знаке ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ говорится: „Вода приходит, прибывая волнами“. Это значит, что она поднимается вверх и действует, движется вниз и прибывает».

 

Ван Чжунчуань говорит:

«Два знака Вода – это есть образ Воды, прибывающей волнами. Так действует образ повторяющейся Воды. Знак Вода наверху означает крайнее наполнение, после которого он спускается к нижнему знаку Вода. Мэн-цзы говорит об этом, что сначала происходит наполнение, а потом уже продвижение. В таких обстоятельствах наполнения и продвижения ты не оставляешь своей работы ни днем ни ночью. Поэтому благородный государь в действии Силы духа прежде всего ценит наличие постоянства. В деле обучения он ценит усвоение через повторение. Таким образом, он не бросает своей работы ни днем ни ночью».

 

Юй Фань говорит:

«Действуешь в постоянстве Силы духа. Это значит, что в действии Силы духа есть постоянство и неизменность. Если в повторении продвигаешь учение, значит, что в деле обучения не прекращаешь наставления».

 

29 | Начальная шестерка

 

 

ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ. Входишь в Опасную ловушку пещеры. Несчастье.

 

29 | НШ Исходный смысл

Иньская мягкость располагается внизу ДВОЙНОЙ ОПАСНОСТИ – эта ловушка еще более глубока, ниже земли, поэтому гадающему дается такой образ.

 

29 | НШ Толкование Чэн И

Начальная иньская мягкость располагается на нижнем уровне Опасности знака Вода, ловушка. Мягкость и слабость не имеют поддержки сверху. Кроме того, уровень располагается на неуместном положении, поэтому Шестерка не способна выйти из Опасности, напротив, попадает в еще более глубокую Опасность. Слово «пещера» указывает на еще более Опасное и глубокое место в яме. Получается, будто находишься внутри двойной ямы, входишь в еще более глубокое отверстие внутри пещеры. Очевидно, что отсюда вытекает несчастье.

 

29 | НШ Сводные толкования

Чжан Пзюнь говорит:

«Инь располагается в самом низу двойного знака Вода. Заблудившись, не знаешь, как вернуться, и так упражняешься в плохом, повторяешь плохое, поэтому и приходишь к несчастью, теряешь правильный Путь. В „Толковании Привязанных слов“ говорится: „Маленький человек идет в Опасности извилистыми путями“. Это слова о Начальной Шестерке».

 

29 | Начальная шестерка. Малый образ

 

 

Повторяешь знак Вода, входишь в знак Вода. Потеряешь Путь. К несчастью.

 

29 | НШ.МО Толкование Чэн И

Входишь в повторяющуюся Опасность знака Вода, то есть входишь в ловушку, поэтому теряешь Путь, отчего и происходит несчастье. Если способен выйти из ловушки, то не потеряешь Пути.

 

29 | НШ.МО Сводные толкования

Чжу Чжэнь говорит:

«Благородный государь, пребывая в Опасности, должен не терять правильного Пути. Только такой может выйти из Опасности. Начальная Шестерка занимает неправильное положение, поэтому теряет Путь и неспособна выйти из Опасности. Теряет Путь и приходит к несчастью».

 

Цянь Чжили говорит:

«Если движешься в Опасности, но не утрачиваешь своей веры, то сможешь найти Путь выхода из Опасности. Если же маленький человек движется в Опасности, то начинает кривить и плутать, поэтому Начальная и Верхняя Шестерки приходят к несчастью из-за утраты Пути».

 

29 | Девятка вторая

 

 

В ловушке есть Опасность. Стремясь к малому, обретешь.

 

29 | Д2 Исходный смысл

Находишься внутри ДВОЙНОЙ ОПАСНОСТИ. Еще не можешь выйти из ловушки, поэтому и появляется образ наличия Опасности. Однако твердость владеет срединой, равновесием, поэтому гадающему говорится, что «стремясь к малому, обретешь».

 

29 | Д2 Толкование Чэн И

Двойка находится в ловушке между 2 инь вверху и внизу. Это, конечно же, предельная Опасность. Поэтому и особо подчеркивается наличие Опасности. Однако качество ее – это равновесие твердости, пребывающей в средине. Хотя она не способна выйти из Опасности, но мало-помалу способна сама справляться с ней. Поэтому и говорится, что, стремясь к малому, обретешь. В обстоятельствах Шестерки второй государь, пребывая в трудностях, должен в первую очередь заботиться о собственной безопасности, таково равновесие твердости. Если твердость сохраняет равновесие, значит, способна в движении не терять должного.

 

29 | Д2 Сводные толкования

Ян Ши говорит:

«„Стремиться“ – значит проявлять свою волю. Несмотря на опасность вовне, в сознании постоянно помнишь о Воплощении воли, поэтому и говорится: „Стремясь к малому, обретешь“».

 

Чэнь Жэньси говорит:

«Слова к уровню говорят, что стремиться нужно к малому, не нужно стремиться к большому, поскольку изначально сами знаки, сами обстоятельства лишены возможности получить большое. Так и большой поток создается из слияния малых струек. Слова „стремясь к малому, обретешь“ описывают усилие человека, который не ждет, пока появится вода, а сам копает источник ради малой струйки, вытекающей из земли».

 

29 | Д2 Замечание Ли Гуанди

Правильность этих толкований в том, что человек, учась делать дела, должен стремиться действовать мало-помалу. Так же и малые струйки воды, сливаясь, создают большой поток. Такова основа движения в обстоятельствах Опасности.

 

29 | Девятка вторая. Малый образ

 

 

Стремишься к обретению малого. Еще не вышел из средины.

 

29 | Д2.МО Толкование Чэн И

Ян находится в Опасности между 2 инь, находится в ловушке, но при этом обладает способностью к твердому равновесию, поэтому обретает твердую основу в ловушке и не попадает в еще более глубокую Опасность. Поэтому он стремится обрести малое, ведь большое ему еще не доступно. Однако ян не способен еще выйти из Опасности внутри знака Вода.

 

29 | Д2.МО Сводные толкования

Го Юн говорит:

«Цельная черта знака Вода находится в середине. Это тот ян, который теряется знаком Огонь, поэтому Образ говорит, что еще не вышел из средины. Как только вышел, значит, оставил середину».

 

Cюэ Вэньци говорит:

«Благородный государь не действует в Опасности, истощая себя. Его еще не истощила эта Опасность, но у него уже нет сил резко выйти за пределы Опасности. Благородный государь просто сохраняет спокойствие в своем сердце, находясь в середине Опасности. Находясь в Опасности, он день и ночь думает о том, как выйти из Опасности, и стремится к обретению великого, основываясь на опыте обретения малого. Поэтому и говорится о наличии доверия и о Воплощении сердца в малом».

 

29 | Шестерка третья

 

 

Попадаешь в ловушку за ловушкой, в Опасности ищешь опору. Вход в ловушку пещеры. Нельзя действовать.

 

29 | Ш3 Исходный смысл

Шестерка третья – это мягкость, в которой нет равновесия и правильности положения. Она действует внутри повторяющихся ловушек. Это значит, и в приходе, и в уходе – везде Опасность. Впереди Опасность и позади Опасность, глубокая ловушка. Конечно, в таких обстоятельствах нельзя действовать.

 

29 | Ш3 Толкование Чэн И

Шестерка третья находится в знаке на границе 2 ловушек. Иньская мягкость располагается на уровне, где нет равновесия и правды, поэтому ей нет добра ни в продвижении, ни в отступлении, невозможно действовать в таких условиях. Если она приходит вниз, то входит в середину Опасности. Если она уходит вверх, то попадает в повторную Опасность.

Везде в продвижении и в отступлении для нее Опасность, поэтому и говорится: «Приходит ловушка за ловушкой». Но и находиться на месте – тоже опасно. Пытаешься опереться на что-то твердое, но все вокруг тебя неспокойно, неустойчиво. Так попадаешь в еще более глубокую ловушку, о чем говорится: «Попадаешь в ловушку в пещере». Конечно, находясь на Пути Тройки, нельзя действовать, потому и дается такое предостережение.

 

29 | Ш3 Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

Выражение «хочешь облокотиться, опереться» указывает на то, что и впереди, и позади – везде Опасность. Приходишь вниз – там Опасность. Уходишь вверх – там тоже Опасность. И в уходе, и в продвижении вперед – везде Опасность.

 

Ван Шэньцзы говорит:

«Опасность нижнего знака уже дошла до конца, Опасность верхнего знака только собирается возникнуть. И в продвижении, и в отступлении – везде Опасность. Лучше всего остановиться на этом месте и временно передохнуть. Слово „облокотиться“ указывает на то, что хочется отдохнуть, но нет покоя.

Если способен остановиться на этом уровне, то избегнешь еще большего проникновения внутрь глубокой ловушки. Если же продолжаешь продвигаться, то Опасность становится более глубокой, значит, нельзя действовать. Нужно остановиться, прекратить действовать».

 

29 | Шестерка третья. Малый образ

 

 

Приходит ловушка за ловушкой. Окончишь отсутствием заслуг.

 

29 | Ш3.МО Толкование Чэн И

На этом уровне и впереди, и позади, и в продвижении, и в отступлении видишь Опасность. Если на этом Пути теряешь спокойствие, то только сильнее погрузишься в Опасность. Разве в этом могут быть какие-либо заслуги? Уровень пребывает в мягкости, неравновесии и на неправильном положении. В этом случае, несмотря на то что Шестерка третья находится на ровной и безопасной земле между 2 ловушками, все равно у нее будут сожаления и неприятности.

Если же человек находится в Опасности, то он собирает внутренние силы и стремится выбраться из ловушки. Это стремление приводит к еще большему истощению и потере сил. Поэтому мудрый человек предостерегает: если ты находишься на этом положении Тройки, то лучше не действовать.

 

29 | Шестерка четвертая

 

 

Кубок для вина и жертвенный сосуд для проса. Применяй простой кувшин, принимай бережно из окна. Закончится отсутствием неприятностей.

 

29 | Ш4 Исходный смысл

Ученые прежних лет считали, что «кубок для вина и жертвенный сосуд» – это одна фраза, а «применяй простой сосуд для проса» – это другая фраза. Здесь мы следуем такому прочтению. В «Чжоуских обрядах» есть такая запись: «В большом обрядовом действии нужно трижды прибавлять жертвенный напиток. Это обязанность учеников. В левой руке держат пустой сосуд, в правой руке держат ковш с вином, которое вливают в сосуд посолонь». В этом смысл слов к Шестерке четвертой.

Девятка пятая – это положение власти. Шестерка четвертая приближается к ней во время действия Опасности, при этом находится на границе между твердостью и мягкостью, поэтому получает возможность совершить только скудный обряд, когда прибавлять нужно только с искренностью сердца, а не за счет внешней роскоши. Образом искренности сердца служит окно – маленькое отверстие, через которое нельзя войти человеку, но через него дом принимает свет. Действуя таким образом, закончишь отсутствием неприятностей, несмотря на трудности и препятствия в начале. Гадающему дается такое предсказание.

 

29 | Ш4 Толкование Чэн И

Шестерка четвертая обладает качеством иньской мягкости и внизу не имеет помощи, отклика, поэтому не способна справиться с Опасностями Поднебесной. Но при этом она располагается на высоком положении, поэтому уровень описывает действия высокопоставленного чиновника в Опасности. Большой сановник при наступлении трудностей только с предельной искренностью может рассчитывать на доверие со стороны государя. Он должен стремиться сохранить прочность связи, не допускать отклонений, тогда он будет способен раскрыть свет в сердце государя. В этом случае будет отсутствие неприятностей.

Если кто-то хочет добиться искреннего доверия сверху, то он должен быть предельно честным. Если же слишком много церемоний, обрядовых вещей, если большое внимание уделяется украшениям, то искренность уходит, поэтому здесь речь идет о простом, незамысловатом обряде. Говорится, что не нужно ценить поверхностную роскошь, а ценить нужно искреннюю, настоящую правду. Поэтому применяешь 1 кубок для вина и 2 плошки для еды. Обрядовый сосуд сделан из простой глины, таково предельное выражение вещественности.

И если ты в своем поведении настолько же прост и правдив, то способен принимать бережно то, что тебе дается через окно. Выражение «бережно принимать» говорит о том, что ты в своем продвижении исходишь из Пути государя. «Окно» указывает на значение раскрытия и проникновения, потому что окно делают для проникновения света. Если окно употребляется в обряде, то оно служит свету, исходящему из сердца государя. В «Книге песен» говорится: «Небо – это окно к народу, подобное отверстию света». Слуга людей, соединяясь с Путем государя через преданность и веру, должен выходить к народу из места ясности.

Бывает так, что сердца человеческие закрыты, а бывает, что есть проникновение. Когда они закрыты, затенены, то это место темное, а когда есть проникновение, открытость, значит, в них есть свет и Ясность. Нужно стремиться к этому свету, к ясным местам и возвещать о них. Если в сердце твоем есть стремление к искренности, то это подобно тому, что «принимаешь бережно через окно». Если способен вести себя так, то даже и во время трудной Опасности окончишь отсутствием неприятностей.

Если же сердце государя закрыто радостями и горестями, то сановнику следует вразумлением удалить это опьянение радостями. Это возможно сделать через те дела, в которых нет омраченности, в этих делах нужно сблизиться с государем, чтобы дать ему возможность достичь просветления в сердце. Мудрецы древности были способны увещевать и воспитывать государя, только опираясь на его Ясность. Если же будешь действовать силой и давлением, то столкнешься с противодействием. Только тогда сможешь достичь успеха в очищении сердца, когда действуешь в мягкости и целостности, в Ясности различения и осознании света.

Так, например, мы знаем несколько примеров в истории, когда правитель желал внести изменения в установленный порядок из-за любви к одному из своих сыновей: либо поменять закон наследования престола, либо утаить сына от тяжелых обязанностей посла и заложника. Такова омраченность личной любовью. Те сановники, которые взывали к правителю, указывая ему на его ошибки, не могли достичь успеха, поскольку исходили из того же чувства любви правителя в своих увещеваниях. Разве мог он услышать их? В любви к сыну правитель желал ему знатности, богатства, наслаждений и долгой жизни, и в сердце его в этой области была полная Ясность.

Только тот наставник, который поменял план действий и стал увещевать, указывая на другие интересы государя, не омраченные личной привязанностью, был услышан. И это не только потому, что он обратился к государю таким образом, а потому, что он дал государю новый смысл, новую Ясность. Потому что в поучении нужно обращаться к достоинствам человека, к тому, чем он владеет, что он умеет, в чем он искренен. Ведь это именно та область, где существует сердечная Ясность. И если мудрец, полагаясь на Ясность сердца, входит в сознание человека, то после этого развивает его способности. Это то, о чем Мэн-цзы5 говорил: «Через совершенство Силы духа достигать способностей и качеств».

 

29 | Ш4 Сводные толкования

Ван Би говорит:

«Располагаешься в ДВОЙНОЙ ОПАСНОСТИ, но ступаешь правильно, мягкостью ступаешь по мягкости, в поступи обретаешь свое место, тем самым принимаешь благословение от Пятерки. Пятерка также обретает правильное место, твердостью пребывая на твердости. И твердость, и мягкость обладают своим местом. Кроме этого, нет других созвучий. Устанавливается связь только через взаимное притяжение. Здесь ясность веры становится еще более явной, и не сохраняется внешних украшений.

Когда у тебя есть только 1 кубок вина и 2 плошки еды, есть сосуд для приношений из простой керамики, то обращаешься с этим чрезвычайно бережно, сам вносишь через окно.

Действуя так, станешь образцом поведения для правителей и князей, сохранишь для них алтари и храмы предков и тогда закончишь отсутствием неприятностей».

 

Цу Идин говорит:

«В обстоятельствах ДВОЙНОЙ ОПАСНОСТИ пребываешь в месте, наполненном страхами, но сближаешься с Пятеркой, принимаешь в себя ян и совершенствуешь в себе чистую искренность, продвигая свою Верность и веру. Тогда окончишь отсутствием страхов».

 

Го Юн говорит:

«Обладание доверием – это есть Сила духа знака Вода. Государь, действуя в Опасности, не теряет своей веры и тем самым берет за образец Силу духа этого знака. 1 кубок с вином, 2 плошки с едой, утварь из простой керамики – это предельно малые вещи. Если способен в пустоте внутреннего равновесия, вместимости, быть предельно искренним и быть в сообщении, в соединении с направлением развития Неба, то государь не посчитает это нарушением обряда.

Здесь речь идет о том, как применять Путь наличия доверия. В „Толковании Привязанных слов“ говорится: „Если есть ясная вера, если ты в приношении используешь простые дары и непритязательную утварь, то, делая приношения духам и богам, устыдишь правителей и князей. Только так, и ничего другого. В обрядовом приношении главным является искренность“».

 

Шэнь Мэнси говорит:

«Слова „кубок с вином, 2 плошки и глиняный сосуд“ повторяют слова к знаку УБАВЛЕНИЕ, 41: „2 плошки можно применять для приношения“. Говорится, что не надо действовать, используя многочисленную обрядовую утварь, лучше уделить больше внимания искренности и правде. Слова „принимай бережно через окно“ повторяют слова к знаку РАЗЛАД, 38: „Встретишь хозяина в переулке“. Речь идет о том, что боковыми путями приходишь к сообщению с государем. Шестерка четвертая располагается на положении большого сановника. Это значит, что в Опасности ловушки, действуя искренне и правдиво, пусть даже и через окно, заключит союз и закончит отсутствием неприятностей. И это возможно только во время знака РАЗЛАД и во время знака ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ».

 

Хэ Кай говорит:

«„Бамбуковая плошка“ – это вспомогательный предмет. Об этом в „Книге обрядов“ говорится: „Великий сановник Сына Неба выходит встречать удельных князей, применяет кубок страны и помогает ему плошкой еды“».

 

29 | Шестерка четвертая. Малый образ

 

 

Кубок с вином, 2 бамбуковые плошки – это граница твердости и мягкости.

 

29 | Ш4.МО Исходный смысл

В книге «Объяснение текста»6 говорится, что в исходном тексте нет слова «два», и мы согласны с этим толкованием.

 

29 | Ш4.МО Толкование Чэн И

Кубок с вином и 2 плошки – это есть образ предельной целостности и простоты, который используется при совершении обрядов. Твердость и мягкость соединяются в этом. Если способен обладать этими качествами на своем Пути, то без ущерба сможешь дойти до конца и сохранить себя. Если государь и слуга в соединении применяют твердость и мягкость, то способны крепко держать Поднебесную, потому что между ними есть искренность и правда. Твердость и мягкость указывают на уровни Четверки и Пятерки, то есть на соединение государя и слуги.

 

29 | Ш4.МО Сводные толкования

Ван Би говорит:

«Твердость и мягкость друг к другу тянутся и способны породниться. Это и есть граница соединения».

 

29 | Девятка пятая

 

 

Ловушка не наполнится. В благоговении приближение к ровности. Отсутствие неприятностей.

 

29 | Д5 Исходный смысл

Несмотря на то что Девятка пятая находится в самом центре ловушки, она применяет янскую твердость, равновесие и правду, располагаясь на положении власти. К тому же окончание времени ДВОЙНОЙ ОПАСНОСТИ уже не за горами, поэтому образ гадающему такой.

 

29 | Д5 Толкование Чэн И

Девятка пятая находится внутри ловушки, она уже заполнила ее, поэтому сверх того не может быть наполнения. Наполнение ловушки доверху приводит к выравниванию поверхности и нахождению выхода. «Благоговение» относится к слову «приближение». В знаке ВОЗВРАТ, 24, говорится: «Не приближаешься к сожалению». Это значит, что в конце обязательно придешь к ровному и будет отсутствие неприятностей. Глагол «не наполнится» значит, что еще нет ровного, что все еще находишься внутри Опасности, еще не обрел отсутствие неприятностей.

Девятка пятая, твердая и уравновешенная, располагается на положении государя, поэтому способна справиться с опасностью, однако внизу у нее отсутствует помощь. Двойка также уловлена между 2 инь, не способна вырваться. Остальные 4 уровня – иньские, мягкие, у них нет возможности помочь в опасности. У повелителя людей есть великие способности, но разве может он один справиться с опасностями в Поднебесной? Обязательно нужно достичь ровного места, то есть найти выход из ловушки, тогда обретешь отсутствие неприятностей.

 

29 | Д5 Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

Слово «благоговение» не встречается в других местах Книги Перемен. Его нужно толковать именно как качество действия приближения. В знаке ВОЗВРАТ, 24, говорится о таком же качестве движения7.

 

Юй Янь говорит:

«Ловушка не наполняется, потому что есть поток Воды. В толковании „Объяснение устройства знака“ об этом говорится: „Вода течет, но не переполняет“. Не наполняется, следовательно, в движении приближается к ровному, и поэтому будет отсутствие неприятностей».

 

Хэ Кай говорит:

«Слово „благоговение“ относится к приближению. Похоже на то, что оно обозначает постепенное нарастание способности. Способность – это качество ровности. Если приближаешься к ровному, то закончишь отсутствием неприятностей. В „Объяснении устройства знака“ об этом говорится: „Вода течет, но не наполняет“».

 

29 | Д5 Замечание Ли Гуанди

Качество Духа Воды таково, что она постоянно стремится к движению и избегает переполнения. Даже тоненькие мелкие струйки источника не прерывают движения ни на мгновение. Хотя объемы Воды велики, невозможно сосуд переполнить Водой.

Только Двойка и Пятерка, твердые и срединные, в своем качестве Духа похожи на это. Поэтому на этих уровнях говорится о малом обретении и отсутствии наполнения.

 

29 | Девятка пятая. Малый образ

 

 

Ловушка не наполняется. В средине еще нет великого.

 

29 | Д5.МО Исходный смысл

Есть Сила духа срединности, но у нее нет созвучия.

 

29 | Д5.МО Толкование Чэн И

Девятка пятая, твердая и срединная, достигла положения власти. Таким образом, она способна справляться с трудностями Поднебесной. Но нужно помнить, что в знаке Вода ценится не наполнение до самого верха. Если Вода переполняет, в этом и есть усиление Опасности. Если же не способен быть спокойным в Опасности, значит, движешься по Пути твердости, в котором нет величия и света. Если в обстоятельствах Опасности государь и слуга не объединят свои силы в согласии, разве смогут они справиться? Путь Пятерки еще не является великим, поскольку у него еще нет верного слуги, поскольку нет созвучия с низом.

 

29 | Д5.МО Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

Вода может быть ровной, гладкой, неподвижной, только находясь в яме, ловушке знака Вода. Яма не способна заполнить сама себя. Поэтому и говорится: не наполняется. Наполнение подразумевает подъем на высоту, здесь же уровень находится посередине. Поскольку яма здесь еще не наполняется, поэтому еще и нет величия.

 

Сян Аньши говорит:

«Вода течет и не наполняет. Здесь приток Воды еще не прерывается. Это означает, что еще нет полноты. Ловушка не наполняется, поэтому в середине еще не достигли полного наполнения, то есть величия».

 

Лу Чэньи  говорит:

«На уровне Двойки говорится, что есть обретение малого, а на уровне Пятерки, соответственно, нет еще величия».

 

29 | Верхняя шестерка

 

 

Для связывания применяют веревки из 2 волокон и из 3 волокон. Помещают в колючий кустарник. 3 года не обретешь. Несчастье.

 

29 | ВШ Исходный смысл

Иньская мягкость пребывает на пределе Опасности, поэтому образ гадающему такой – полный Опасности.

 

29 | ВШ Толкование Чэн И

Верхняя Шестерка в мягкости пребывает на пределе ОПАСНОСТИ. Здесь ловушка очень глубока. Для описания этого берется образ тюрьмы, заточения8. Связывают тебя веревками из 2 и 3 волокон, помещают тебя в колючие кусты. Все это говорит о том, что ты не можешь выбраться из глубокой-глубокой ямы. Также говорится, что заточение будет длиться 3 года. Поэтому и несчастье очевидно.

 

29 | ВШ Сводные толкования

Ван Би говорит:

«Тюрьма – это место, специально предназначенное для того, чтобы думать о своих ошибках. Если совершенствовать себя на протяжении 3 лет, тогда можно обрести возвращение. Поэтому и говорится: „3 года не обретешь, несчастье“».

 

У Чэн говорит:

«В трактате „Чиновники династии Чжоу“, в главе „Наблюдающий за тюрьмами“ говорится: „Когда наказываешь людей за большие преступления, старайся исправить их, тогда через 3 года сможешь отпустить. Если не можешь исправить, тогда нужно применять казни“. Выражение„3 года не обретешь“ как раз и указывает на большое преступление, которое требует долгого осмысления».

 

29 | ВШ Замечание Ли Гуанди

Слово «не обретешь» означает, что не сможешь обрести свой Путь. Если же сожалеешь об ошибках, значит, сможешь обрести Путь. Исправление ошибок требует пребывания в одиноком заключении на протяжении 3 лет. Мудрецы наставляют людей, подвигая их сердца к терпению, для того чтобы они закаляли свой Дух в лишениях. Несмотря на то что тяжкое преступление уже совершено, преступника ждут еще большие испытания и несчастья, если он не переосмыслит свое поведение в сердце своем.

 

29 | Верхняя шестерка. Малый образ

 

 

Верхняя Шестерка теряет Путь. Несчастье на 3 года.

 

29 | ВШ.МО Сводные толкования

Чэнь Жэньси говорит:

«Вода течет, но не наполняет. Как только наполнить, тогда перельется через край и будет заполнять пространство вокруг. Таков образ наводнения. Это и есть большое несчастье, которое длится 3 года. Его сложно преодолеть, поэтому „Малый образ“ заканчивается словами именно о несчастье. Если обстоятельства очень серьезны и длятся долго, то в Книге Перемен об этом говорится как о 3 годах либо как о 10, например „3 года не поднимешься“ и „через 10 лет будет зачатие“. Указание на точный срок каждый раз выбирается в зависимости отдела».

 

Чжу Чжэнь говорит:

«Верхняя Шестерка не обладает способностями, чтобы выйти из Опасности. Она находится в обстоятельствах крайнего развития Опасности, что подобно человеку в ловушке, в тюрьме. Он сидит и думает о своих ошибках. Он совершил преступление и подвергается наказанию, эти обстоятельства ясны, прозрачны: 3 года пройдет– и он выйдет. Если же он будет стремиться выбраться из тюрьмы и станет предпринимать неправильные действия для этого, то увязнет в наказании еще глубже. Тогда, даже по прошествии 3 лет, разве сможет он обрести избавление?»

 

29 | Общие выводы

 

Гун Хуань говорит:

«Знак Вода указывает на изначальную Опасность для ян. Но слова ко всем уровням предупреждают об Опасности вне зависимости от того, иньская черта действует или янская. На уровне Двойки говорится о малом достижении, а на уровне Пятерки – о приходе к ровному. Это означает, что здесь ян может выбраться из ловушки. На Начальном и третьем уровнях говорится, что попадаешь в яму, а на Верхнем – что 3 года не обретешь. Это означает, что инь в обстоятельствах Опасности еще больше усугубляет свое положение. Как мы видим, в Переменах по-разному может образовываться смысл знаков и уровней».

 

29 | Примеры гаданий

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!