Начальная шестерка. Малый образ



Начальная Шестерка. Восхваление ДОВОЛЬСТВА. Воля истощилась. К несчастью.

 

Шестерка вторая

Препятствия из камня. Не закончишь дня. В Верности – счастье.

Шестерка вторая. Малый образ

Не закончишь дня. Верность – к счастью, так как есть равновесие и правда.

 

Шестерка третья

Вглядываешься в ДОВОЛЬСТВЕ, сожаление. Помедлишь – будет сожаление.

Шестерка третья. Малый образ

Смотришь в ДОВОЛЬСТВЕ. Наличие сожаления. Положение не соответствует.

 

Девятка четвертая

Исходишь из ДОВОЛЬСТВА. Обретаешь великое владение, не допускаешь сомнений. Друзья приходят, как волосы за шпилькой, – все вместе.

Девятка четвертая. Малый образ

Исходишь из ДОВОЛЬСТВА. В большом – наличие обретения. Воля направлена на большие действия.

 

Шестерка пятая

От Верности болезнь. В постоянстве не умрешь.

Шестерка пятая. Малый образ

В Шестерке пятой Верность – к недугу, потому что опирается на твердость. В длительности нет смерти. В срединности воля еще не исчезла.

 

Верхняя шестерка

ДОВОЛЬСТВО во мраке. В завершении – наличие ошибки. Отсутствие неприятностей.

Верхняя шестерка. Малый образ

Омраченность в ДОВОЛЬСТВЕ находится наверху. Разве может она долго длиться?

 

16 | Толкование Чэн И

ДОВОЛЬСТВО. «Объяснение последовательности знаков» гласит: «После того как овладел великим и способен пребывать в СКРОМНОСТИ, обязательно наступит ДОВОЛЬСТВО. Поэтому обстоятельства принимаются знаком ДОВОЛЬСТВО». Толкование указывает, что знак ДОВОЛЬСТВО наследует значение2 предыдущих знаков БОЛЬШОЕ ВЛАДЕНИЕ, 14, и СКРОМНОСТЬ, 15. Если ВЛАДЕНИЕ твое велико, а ты при этом способен быть смиренным, тогда будут ДОВОЛЬСТВО и радость.

Слово «довольство» обладает значением радости, удовольствия от пребывания в спокойной слаженности. Знак состоит из знака Гром наверху и знака Земля внизу – это образы внутренней Послушности и внешней Подвижности, или Послушного Движения. Мы видим, что дается образ того, как пребываешь в Движении, будучи ладным и Послушным, через это и получаешь ДОВОЛЬСТВО.

Девятка четвертая является хозяином движения Грома, это единственный янский уровень. Вверху и внизу множество инь объединяются в созвучии с ним. Кроме того, Земля Послушно держит Девятку четвертую на себе, поэтому и возникает значение ладного ДОВОЛЬСТВА.

Если говорить с точки зрения значения образов, то здесь Гром поднимается над Землей, таким образом, Движение происходит из Земли, и повсюду над Землей разносится звук Грома, который сообщает ощущение ладного довольства, поэтому и возникает ДОВОЛЬСТВО.

 

16 | Привязанные слова

 

 

ДОВОЛЬСТВО. Ценность – в учреждении областей влияния, введении войск.

 

16 | ПС Исходный смысл

ДОВОЛЬСТВО – это спокойная радость. Если человек в сердце рад, он естественно созвучен тому, что наверху. Девятка четвертая – 1 ян, и внизу есть созвучие с ней. Поэтому ее воля обретает способность действовать. Кроме того, Земля встречается с Громом и тем самым в Послушности Движется. Такое состояние является ДОВОЛЬСТВОМ, и в гадании говорится, что Ценно определять государя и применять войска.

 

16 | ПС Толкование Чэн И

ДОВОЛЬСТВО: Послушность и Движение. Знак говорит, что следует учреждать области влияния князей и ввести войска, ведь учреждение областей ответственности князей ставит защиту и успокаивает Поднебесную. Если владетельные князья ладят в Послушании, тогда 10000 сущностей радостно, довольно подчиняются. Если поднимаются войска и сердца множества людей при этом довольны и настроены слаженно, тогда они Послушно следуют и у них будут подвиги. Поэтому на Пути радостного ДОВОЛЬСТВА говорится о Ценности учреждения областей ответственности князей и движении войск.

Кроме того, наверху Движение, а внизу Послушность, это значит, что владетельные князья Послушны правителю, а множество людей в войсках Послушны приказам. Государь управляет 10 000 уделами, собирает множество людей, и если между ним и подданными нет лада и радости, то он не будет способен заставить подчиняться и следовать ему.

 

16 | ПС Сводные толкования

Кун Инда говорит:

«Называется ДОВОЛЬСТВОМ, потому что берет образ спокойного Движения в естественном Послушании, когда в Движении не идешь против масс людей и массы довольны тобой, поэтому и называется ДОВОЛЬСТВО. Поскольку находишься в Движении, когда люди Послушно следуют за тобой, то Ценно учреждать области влияния, для чего можно выводить войска».

 

Цю Фуго говорит:

«В знаке ЗАТРУДНЕНИЕ, 3, есть Гром, но нет знака Земля. Там также говорится об учреждении областей влияния, но не говорится о движении войск. В СКРОМНОСТИ, 15, есть знак Земля, но нет знака Гром, поэтому говорится о введении войск, но не говорится об учреждении княжеских областей влияния. Здесь же объединяются знаки Гром и Земля, поэтому используются оба высказывания».

 

16 | Объяснение устройства знака

 

 

/ 1 / ДОВОЛЬСТВО. Твердость в созвучии, а воля движется. Послушность в Движении – ДОВОЛЬСТВО.

 

16 | ОУ / 1 Исходный смысл

Название знака объясняется с точки зрения 2 тел знака и их качеств Духа.

 

16 | ОУ / 1 Толкование Чэн И

Выражение «твердость в созвучии» говорит о том, что янской Четверке созвучно множество инь. Это значит, что твердость обретает созвучие со множеством сущностей. Выражение «воля движется» указывает на то, что движение воли ян направлено вверх. Движение наверху, а внизу – Послушное следование, именно поэтому воля обретает осуществление в движении. Выражение «Послушность через Движение, ДОВОЛЬСТВО» говорит о Движении знака Гром и Послушности знака Земля.

Об этом можно сказать: осуществляешь Движение и Послушен закону; Послушен закону и Движешься, поэтому и ДОВОЛЬСТВО.

 

16 | ОУ / 1 Сводные толкования

Ху Бинвэнь говорит:

«Создавая множество стран, собирая множество людей, Двигайся Послушно законам устройства мира, иначе сердца людей не будут в слаженной радости и Послушности. Послушность и Движение соединяются в ДОВОЛЬСТВЕ».

 

16 | ОУ / 1 Замечание Ли Гуанди

В «Объяснении устройства знака» сначала говорится о внутреннем знаке, а потом – о внешнем. Так, например, в знаке ТЯЖБА, 6, говорится: «Опасность и Напряженность», то есть внутреннее состояние описывается Опасностью, а внешнее – Напряженностью. В МАЛОМ НАКОПЛЕНИИ, 9, говорится: «Напряженность и Плавность». Это означает, что, находясь в Напряженности, способен к плавному Проникновению, то есть Воплощению.

В БОЛЬШОМ ВЛАДЕНИИ, 14, говорится: «Твердая Напряженность и просвещенная Ясность». Слово «посредством», «с помощью» означает, что основное внимание уделяется первому, нижнему знаку. Так, например, в знаке ОБЩЕЕ В ЧЕЛОВЕКЕ, 13, говорится: «Просвещенная Ясность через Напряженность». Основной смысл содержится в словах «просвещенная Ясность».

В данном знаке говорится: «Послушность в Движении», то есть основное значение лежит на знаке «Послушность». Если же внимание переносится на второй знак, то меняется и само построение фразы. Например, в знаке ВОЗВРАТ, 24, говорится: «В Движении, но через Послушность».

 

/ 2 / В ДОВОЛЬСТВЕ Послушность через Движение. В Послушности осуществляется Движение, поэтому Небо и Земля следуют этому. А что уж говорить об установлении княжеств и выведении войск?

 

16 | ОУ / 2 Исходный смысл

Слова к знаку объясняются с помощью качества Духа знака.

 

16 | ОУ / 2 Толкование Чэн И

Слова «Объяснения устройства знака» «в ДОВОЛЬСТВЕ Послушность через Движение» означают, что Небо и Земля действуют этим способом. А что уж говорить об установлении областей влияния и движении войск? Разве могут они не подчиниться, не быть Послушными этой силе? Путь Неба и Земли, закон устройства 10000 сущностей – это предельная Послушность. Великий человек не противопоставляется этому и в Прежнем небе, и в Последующем небе, он не идет против закона, а послушен ему.

 

16 | ОУ / 2 Сводные толкования

У Юэфэн говорит:

«Если ты Послушен в Движении, то в действиях у тебя не возникнет затруднений. Выражение „обретаешь свой народ“ означает, что овладеваешь его умом, поэтому в ДОВОЛЬСТВЕ Ценность от установления областей правления. Помощь приходит в большом количестве, и Поднебесная Послушно следует этому, поэтому в ДОВОЛЬСТВЕ также Ценность от движения войск».

 

/ 3 / Небо и Земля Послушностью движутся, поэтому солнце и луна не совершают ошибок, а в 4 временах нет чрезмерности. Человек мудрости Послушностью Движется, поэтому наказания и порицания ясны и народ повинуется. Воистину велико значение времени ДОВОЛЬСТВА!

 

16 | ОУ / 3 Исходный смысл

Предельно выражается и восхваляется величие Послушности.

 

16 | ОУ / 3 Толкование Чэн И

Снова подробно говорится о Пути Послушного Движения в круговороте Неба и Земли. В Послушном Движении солнце и луна не совершают ошибок в размеренности и 4 времени не допускают огрехов. Мудрый человек в Послушном Движении отстраивает и направляет стремление народа к добру. В ясной простоте наказаний и порицаний 10000 людей подчиняются высшему правителю. Так объясняется Путь Послушания в ДОВОЛЬСТВЕ.

При этом в конце высказывания добавляется выражение восхищения, поскольку сложно переоценить действие качества ДОВОЛЬСТВА. Значение этого времени велико. Такое восхваление дается в 12 знаках, при этом в знаках ДОВОЛЬСТВО, СЛЕДОВАНИЕ, 17, УХОД, 33, СТОЛКНОВЕНИЕ, 44, СТРАНСТВИЯ, 56, говорится о «значении времени».

В знаках ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ, 29, РАЗЛАД, 38, НЕПРОХОДИМОСТЬ, 39, говорится о «применении времени». В знаках ПИТАНИЕ, 27, БОЛЬШОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ, 28, ОСВОБОЖДЕНИЕ, 40, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, 49, просто говорится: «Велико время». Но все высказывания говорят о величии этого времени.

 

16 | ОУ / 3 Сводные толкования

Сян Аньши говорит:

«Знаки ДОВОЛЬСТВО, СЛЕДОВАНИЕ, УХОД, СТОЛКНОВЕНИЕ, СТРАНСТВИЯ говорят о простых делах, которые играют важную роль в жизни, поэтому говорится: „Велико значение времени!“ для того, чтобы человек мог уделить внимание этому. Знаки ДВОЙНАЯ ОПАСНОСТЬ, РАЗЛАД, НЕПРОХОДИМОСТЬ описывают нехорошие дела, но мудрые люди в нужное время применяют их для выравнивания Пути, поэтому говорится: „Применение этого времени велико есть!“ Знаки ПИТАНИЕ, БОЛЬШОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ и ПРЕОБРАЗОВАНИЕ описывают большие изменения в больших делах, поэтому просто говорится: „Это время велико есть!“ Мудрые люди, давая такие пояснения, привлекали внимание людей к тонким деталям».

 

У Чэн говорит:

«Основное внимание в этих восхвалениях уделяется слову „время“ при этом, когда говорится о значении времени, внимание переносится на слово „значение“. Когда говорится „применение времени“, внимание переносится на слово „применение“».

 

Цай Цин говорит:

«О времени говорится и в других знаках Перемен, а не только в перечисленных выше. Если есть время, тогда есть его значение, а если есть значение, тогда его можно применять. Когда просто говорится о времени, то значение и применение содержатся внутри него. Если говорится о величии значения времени, не может быть так, чтобы этому времени не было применения. Если говорится о применении времени, не может быть так, чтобы в нем не было особого значения».

 

.

 

16 | Большой образ

 

 

Гром выходит из Земли – таково вдохновение ДОВОЛЬСТВА. Правители древности, глядя на эти образы, создавали музыку и восхваляли Силу духа, и совершали приношения верховному владыке с тем, чтобы быть в согласии с предками и патриархами.

 

16 | БО Исходный смысл

Гром выходит, Земля вдохновляется. Это есть предельное выражение лада. Прежние правители брали этот голос, это созвучие за образец в создании музыки. Выражение «восхваляли Силу духа» указывает на то, что они от полноты своей делали приношения высшему владыке.

 

16 | БО Толкование Чэн И

Гром – это янская Сила дыхания, которая, взметнувшись, выходит наружу. Инь и ян согласуются друг в друге, и так образуется голос. Ян начинает действовать внутри Земли, неподвижной и приниженной, и так происходит Движение, оно поднимается от Земли, и от этого толчка раздается Гром. Так неподвижность и застой приходят к вдохновленному развитию, раскрытию, согласованности, проходимости, ладу и ДОВОЛЬСТВУ. Так действует знак ДОВОЛЬСТВО.

Земля Послушна, а Гром развивает, приводит в Движение. Значит, ладная Послушность накапливается внутри и выходит наружу в звуке. Так же появляется музыка из души. Правители древности наблюдали, как Гром выходит из Земли и воодушевляет ее, из-за чего в ладном согласии возникает голос, звук.

Создавая звуки музыки, правители восхваляли Силу духа и признавали заслуги. В полноте своего воодушевления они совершали приношения высшему владыке, с тем чтобы поддерживать связь с предками и патриархами. Если подношение верховному владыке разделяется одновременно с предками в храме, это есть крайняя степень полноты приношения и обряда.

 

16 | БО Сводные толкования

Сюнь Шуан говорит:

«Мудрые люди руководствовались ДОВОЛЬСТВОМ и использовали ограничения в создании музыки. Тем самым они питали правду и избавлялись от порока. Если музыка полна слаженности, уравновешенности, она может заставить человека чувствовать природу духов и богов. А что уж говорить о природе человека?»

 

Чжэн Канчэн говорит:

«Вдохновение – это Движение. Гром движется над Землей, и 10000 сущностей через это испытывают удовлетворение. Что касается музыки, то она передает знаковые узоры культуры, упорядоченность мира. Музыка проявляет свою силу и в ежедневной жизни, и в обрядах, и на войне, и в миру. Она воплощает Силу духа и организует общество.

Когда делаешь приношение Небесному владыке и соединяешься с предками, то даешь им возможность пользоваться плодами твоих заслуг. Поэтому в Каноне Почтительности говорится: „В предместье делаешь приношение Владыке общинных алтарей для того, чтобы соединиться с Небом. В Храме предков делаешь приношение Вэнь-вану в Пресветлом зале для того, чтобы соединиться с высшим владыкой“».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«В качестве образа берется звук Грома, Гром – это голос музыки. Смысл знака ДОВОЛЬСТВО – это слаженность. В этой связке Гром возникает, выходя из Земли, и совершает работу по преобразованию. Он возбуждает своим звуком, призывая к слаженному взаимодействию между Небом и Землей. Музыка поднимает Силу духа, призывая к подвигам и совершенствованию Силы духа».

 

16 | Начальная шестерка

 

 

Воспевание ДОВОЛЬСТВА. Несчастье.

 

16 | НШ Исходный смысл

Иньская мягкость указывает на маленького человека. Но наверху у него есть сильная поддержка. Поэтому он пробует управлять тем, что ему не соответствует, и начинает себя воспевать. Это, безусловно, Путь несчастья, поэтому и предсказание такое. Название знака – ДОВОЛЬСТВО и радость, однако знак говорит о радости множества людей. На этом уровне человек радуется от самого себя, поэтому есть различение счастья и несчастья.

 

16 | НШ Толкование Чэн И

Начальная Шестерка – иньская мягкость находится внизу. Четверка – хозяин ДОВОЛЬСТВА – находится в созвучии с ней. На этом же уровне нет ни срединности, ни правды2. Следовательно, маленький человек пребывает в ДОВОЛЬСТВЕ, при этом ему еще и благодетельствуют сверху. Конечно же, его самомнение наполняется до предела, он не справляется со своим ДОВОЛЬСТВОМ, вплоть до того, что начинает петь, воспевать ДОВОЛЬСТВО, скорее – самодовольство. Если человек пребывает в таком безответственном видении, конечно, он навлечет несчастье.

 

16 | НШ Сводные толкования

Ши Цзе говорит:

«Четверка является хозяином ДОВОЛЬСТВА. Начальная черта пребывает с ней во взаимном созвучии, это значит, что маленький человек способен осуществлять свою волю. Конечно же, он доводит до предела свои настроения и желания и поэтому неизбежно приходит к несчастью. Выражается это в пении голосом, что есть крайняя степень выражения ДОВОЛЬСТВА».

 

Су Ши говорит:

«Четверка делает знак ДОВОЛЬСТВО. Начальная Шестерка находится с ней в согласии, поэтому и говорится, что она поет от радости. Это означает, что она полностью полагается на силу другого, сама в себе силы не имея. Конечно же, в таком случае придешь к несчастью».

 

Ван Иньлинь говорит:

«Воспевание СКРОМНОСТИ приводит к счастью, воспевание ДОВОЛЬСТВА приводит к несчастью. Воспевание – это когда наружу выходит голос сердца».

 

Гун Хуань говорит:

«ДОВОЛЬСТВО находится в самом начале. Это есть перевернутый облик Верхней Шестерки предыдущего знака СКРОМНОСТЬ. Поэтому в Верхней Шестерке знака СКРОМНОСТЬ говорится: „Воспевание СКРОМНОСТИ“ а в Начальной Шестерке знака ДОВОЛЬСТВО говорится: „Воспевание ДОВОЛЬСТВА“. Верхняя Шестерка СКРОМНОСТИ находится в созвучии с Девяткой третьей, поэтому говорится: „Воспеваешь свое смирение“. И Начальная Шестерка знака ДОВОЛЬСТВО находится в созвучии с Девяткой четвертой, поэтому не справляется со своим ДОВОЛЬСТВОМ и воспевает самое себя. Если в смирении воспевание – тогда счастье. А если в ДОВОЛЬСТВЕ воспевание – тогда несчастье».

 

16 | Начальная шестерка. Малый образ

 

 

Начальная Шестерка. Восхваление ДОВОЛЬСТВА. Воля истощилась. К несчастью.

 

16 | НШ.МО Исходный смысл

Истощение означает, что переполнен и самодоволен до предела.

 

16 | НШ.МО Толкование Чэн И

Указание на Начальную Шестерку подчеркивает, что иньская мягкость располагается внизу. Ее воля истощена, поэтому требуется восхваление ДОВОЛЬСТВА. Поэтому обязательно возгордишься, станешь распущенным, и это приведет к несчастью.

 

16 | НШ.МО Сводные толкования

Ян Цзянь говорит:

«Уровень находится внизу. По его природе у него еще есть силы и нет истощения, но так как начинаешь петь от удовольствия, то это истощит твою волю».

 

Чжао Жумэй говорит:

«Уровень в самом начале, его время не сочетается с истощением, слишком рано для этого. Но так как спешишь и соперничаешь, то воля твоя стремится к истощению, поэтому сам на себя навлекаешь несчастье».

 

16 | Шестерка вторая

 

 

Препятствия из камня. Не закончишь дня. В Верности – счастье.

 

16 | Ш2 Исходный смысл

ДОВОЛЬСТВО управляет радостью. Однако легко впасть в увлечение людьми, растечься в общении, что может привести к огорчению. В знаке только этот срединный уровень занимает правильное положение. Мы видим, что и верх и низ совсем утопают в ДОВОЛЬСТВЕ и только этот один уровень способен через равновесие и правду сдерживать себя. Поэтому возникает образ сильного ограничения, будто из камня. Его Сила духа полна спокойствия, мира, прочности и крепости. Думает он ясно и тщательно, не ожидает окончания дня, вглядываясь в мельчайшее. В толковании «Большого Учения» говорится: «Пребывая в покое, способен обдумывать будущее. После этого способен и достигать задуманного». Если сознание задающего вопрос правильно и если он обладает должной Верностью, тогда ему будет счастье.

 

16 | Ш2 Толкование Чэн И

На Пути пребывания в ДОВОЛЬСТВЕ нельзя отпускать себя, иначе потеряешь правду. Шестерка вторая единственная находится в равновесии на срединном положении и в правде. Кроме того, у нее нет созвучия с пятым уровнем. Это образ того, как ты сам себя сдерживаешь. Во времена ДОВОЛЬСТВА только она способна с помощью уравновешенной правды сдерживать себя и сохранять устойчивость под влиянием внешних беспокойств. Тем самым Шестерка вторая сдерживает себя так же прочно, как каменная преграда.

Человек, пребывающий в ДОВОЛЬСТВЕ, радуется в сердце, поэтому склоняется к бездействию, упивается своими привязанностями и не способен завершить свои дела. Если же ты способен сдерживать себя с помощью срединной правды, крепкой, будто камень, то действуешь быстро и не ждешь конца дня. Поэтому говорится, что в Верности правде будет счастье. Здесь говорится, что нельзя длить состояние ДОВОЛЬСТВА долго – до конца дня, иначе погрязнешь в расслабленности.

О Двойке можно сказать: видя мельчайшее, действуешь, то есть можешь прозреть Духом тонкости будущего развития. Государь наверху не слышит клеветы и искажений от этого уровня. Те, кто внизу, не досаждают ему. Это как раз происходит потому, что он знает мельчайшее. Счастье этого уровня заключается в том, что ты видишь тончайшие проявления движений, видишь то, что еще не видно другим. Так же и государь, видя мельчайшие движения, действует сразу, не дожидаясь окончания дня.

В словах к уровню говорится: «Препятствия из камня. Не закончишь дня. В Верности – счастье». Это можно понимать следующим образом: если положение твое прочно, как камень, зачем тебе ждать окончания дня для того, чтобы действовать? Государь, зная мельчайшее, знает и проявленное; зная мягкое, знает и твердое. Государь ничто в Поднебесной не оставляет без своего внимания, видит все, и в этом проявляется его чудесный Дух. Такое качество государя делает так, что наверху не возникает ложь, а внизу нет суеты и досаждения, так как государь знает мельчайшее. Если же он не будет знать этого, тогда погрязнет в избыточности, в сложности дел, потеряет способность закончить. Тогда наверху учтивая послушность превратится в лесть, а внизу слаженность превратится в навязчивость и досаждение.

Когда говорится о мельчайшем, то имеется в виду мельчайшее начало движений. Это основа проявленного в будущем счастья и несчастья. Поэтому только на этом уровне говорится о счастье: его начало видится прежде, чем проявление. Так разве может оно привести к несчастью? Государь в ясной мудрости видит основу дела в мельчайшем и тончайшем, поэтому способен быть прочным, как камень. В удержании своем он не сомневается, сохраняет ясность и видит мельчайшее в движениях. Разве будет он ждать окончания дня? Когда государь обладает таким качеством Духа, то множество людей на него взирают снизу вверх, поэтому и говорится, что 10000 мужей на него смотрят с ожиданием.

 

16 | Ш2 Сводные толкования

Ван Чжунчуань говорит:

«В делах человеческих, пребывая в состоянии ДОВОЛЬСТВА, радость сердца приводит к тому, что начинаешь зависеть от своих сердечных привязанностей и не можешь отказаться от них. И только государь, который знает мельчайшее, отдает себе отчет в том, что радость и ДОВОЛЬСТВО обязательно обернутся досадой, то есть приведут к тому, что будут досаждать и создавать помехи. Государь способен различать эти настроения и быстро уходить от них. Нужно ли ему дожидаться окончания дня? Так во времена ДОВОЛЬСТВА он обретает счастье».

 

Цю Фуго говорит:

«Интересно, что в знаке ДОВОЛЬСТВО благоприятными являются те уровни, в которых отсутствуют связность и созвучие. Например, Начальный уровень находится в созвучии с четвертым, а третий и пятый иньские уровни притягиваются к четвертому, поэтому тоже связаны с ним, и на всех этих уровнях говорится о том, что опутан связями, повязан и потому несчастье, сожаление и недуг.

Только Шестерка вторая, иньская и спокойная, срединная и правильная, не имеет связи с Четверкой, стоит отдельно среди множества инь, в ней нет иньского замедления и ощущения зависимости от своих привязанностей. Она обладает качеством покоя, которое помогает ей крепко себя держать. Поэтому она способна видеть мельчайшее и не ждать того мгновения, когда сущность уже развилась и стала заметной. Так как ты пребываешь в правде, потому создаешь, действуешь в покое и не теряешь своей правды, то достигнешь счастья».

 

16 | Шестерка вторая. Малый образ

 

 

Не закончишь дня. Верность – к счастью, так как есть равновесие и правда.

 

16 | Ш2.МО Толкование Чэн И

Выражение «не закончишь дня» означает, что способен решить дело еще до наступления вечера. В таком деле нужны Верность и выдержка, поэтому говорится о счастье, Силе духа равновесия и правды. Равновесие и правда дают способность быть верным, умение различать и делать правильный выбор, действовать быстро. Говорится, что Шестерка вторая располагается на Пути удовлетворения. В этом глубина поучений.

 

16 | Ш2.МО Сводные толкования

Хуан Чуньяо говорит:

«Равновесие и правда означают ограничение».

 

16 | Шестерка третья

 

 

Вглядываешься в ДОВОЛЬСТВЕ, сожаление. Помедлишь – будет сожаление.

 

16 | Ш3 Исходный смысл

Вглядываться – это смотреть вверх. Инь не имеет равновесия и правды, к тому же располагается близко к четвертому уровню. Четвертый твердый уровень – хозяин знака, поэтому Шестерка третья смотрит вверх на Девятку. Находясь в нижнем знаке, она погрязла, утонула в ДОВОЛЬСТВЕ. Конечно, обязательно будут сожаления, на что есть даже двойное указание. Поэтому особенно выделяется то, что необходимо быть быстрым, а не медлить, не зависать в уже имеющемся сожалении. Если медлить в этом сожалении, то обязательно еще будет сожаление.

 

16 | Ш3 Толкование Чэн И

Шестерка третья – это инь, который располагается на янском положении. Нет правды, нет средины – таковы качества этого человека. Если ты без равновесия и правды пребываешь в ДОВОЛЬСТВЕ, то обязательно будет сожаление. Вглядываешься в ДОВОЛЬСТВЕ, смотришь вверх, то есть смотришь с ожиданием на Четверку. Однако же ты не обладаешь ни равновесием, ни правдой, которые были бы полезны Четверке, поэтому ждет тебя сожаление.

Четверка является хозяином ДОВОЛЬСТВА, и если в приближении к ней медлишь и не продвигаешься вперед, тогда тебя могут отбросить и отказаться от общения с тобой, что вызовет сожаление. Поскольку выбираешь неправильное поведение, в отступлении и наступлении будут сожаления и стыд. Лучше просто пребывать в себе и действовать вовне с правильным настроем. Государь, пребывая в себе, обладает Путем и с помощью обряда управляет сердцем. Хотя он и пребывает в ДОВОЛЬСТВЕ, не теряет средины и правды, значит, избегнет сожалений.

 

16 | Ш3 Сводные толкования

Го Чжунсяо говорит:

«Пребываешь на Пути ДОВОЛЬСТВА. Здесь предостережение в том, что ты не можешь стоять сам, без поддержки сверху. Поэтому в ожидании вглядываешься вверх, смотришь и радуешься вышестоящему. При этом, конечно же, у тебя нет прочности, как у камня, и ты в медлительности, в сомнениях чего-то ждешь. Поэтому у тебя нет возможности не ждать окончания дня».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«Двойка равновесная и владеет правдой, с мягкостью пребывая на мягком положении. Тройка – тоже мягкая, но у нее нет ни равновесия, ни правды, поэтому и уставилась в ДОВОЛЬСТВЕ. По своим качествам она противоположна прочности камня. Шестерка третья обладает мягкой Силой дыхания, но положение ее все же янское, поэтому она способна иметь сожаления в принципе. Однако же мы видим, что действия в этих сожалениях должны быть быстрыми. Если будет медлительность в сожалениях, тогда уж точно будут сожаления».

 

16 | Шестерка третья. Малый образ

 

 

Смотришь в ДОВОЛЬСТВЕ. Наличие сожаления. Положение не соответствует.

 

16 | Ш3.МО Толкование Чэн И

Так как располагаешь себя не соответственно положению, то теряешь равновесие и правду. И тем самым в продвижении и в отступлении будет сожаление.

 

16 | Ш3.МО Сводные толкования

Ван Шэньцзы говорит:

«Смысл этого уровня противоположен смыслу Шестерки второй. Выражение „смотришь в ДОВОЛЬСТВЕ“ указывает на слабость положения. Это противоположно смыслу Шестерки второй, которая „крепче, чем камень“3, следовательно, не способен ограничить себя подобно камню, замедляешься и не можешь закончить дела дня. Таково отсутствие равновесия и правды».

 

16 | Девятка четвертая

 

 

Исходишь из ДОВОЛЬСТВА. Обретаешь великое владение, не допускаешь сомнений. Друзья приходят, как волосы за шпилькой, – все вместе.

 

16 | Д4 Исходный смысл

Именно Девятка четвертая создает смысл знака ДОВОЛЬСТВО, поэтому и образ у нее такой. Предсказание говорит, что в большом владении обретешь, или обретешь великое владение.

Однако необходимо быть предельно искренним, оставить сомнения, тогда друзья соединятся и последуют за тобой все вместе. Таким образом, в связи с этим и возникает предостережение. Слово «шпилька» означает «собирать», кроме того, означает скорость.

 

16 | Д4 Толкование Чэн И

Девятка четвертая является хозяином движения ДОВОЛЬСТВА. Она приходит в Движение, и множество инь радостно Послушны ей. Это и есть значение ДОВОЛЬСТВА. Четверка – это положение большого сановника. Даже Шестерка пятая, государь, Послушна ей. Янская твердость позволяет ей отвечать за обязанности вышестоящих, отсюда и возникает ДОВОЛЬСТВО. Поэтому и говорится: «вытекает ДОВОЛЬСТВО», «возникает ДОВОЛЬСТВО», «исходит ДОВОЛЬСТВО». Выражение «в большом владении обретешь» говорит о том, что большие движения начинаются по твоей воле и это приводит к тому, что в Поднебесной возникает ДОВОЛЬСТВО.

Конечно, в таких обстоятельствах нельзя сомневаться. Друзья приходят скопом. Четверка пребывает на положении большого сановника, который принимает на себя ответственность за мягкого и слабого государя. Когда же берешь на себя обязанности по управлению Поднебесной, неизбежно возникают страхи и сомнения.

Кроме того, нет никого внизу с подобной тебе Силой духа, ведь это единственная янская черта. Если ты действуешь в предельной искренности и не допускаешь сомнений и раздумий, тогда друзья скопом сами приходят к тебе. Если желаешь добиться предельной веры верхов и низов, то к этому приводит только предельная искренность. Если доходишь до конца в своей предельной искренности, то в каких бедах и задачах не будет тебе поддержки? «Скопом», «все вместе» означает «собираться» и обозначается через образ шпильки, с помощью которой собирают волосы.

Четверка – янская твердость, которая находится близко к мягкому государю, поэтому она давит на него и единолично держит власть над ДОВОЛЬСТВОМ. Мудрые люди считают это предостережением в том, чтобы сохранять предельную искренность и отсутствие сомнений. Если ты отдаешь себе отчет, что ДОВОЛЬСТВО – это Путь слаженной Послушности, и если при этом не теряешь правильности действий чиновника, слуги, и если ты становишься единоличным хозяином ДОВОЛЬСТВА, то никому не будет вреда от того, что тебе поручают дела Поднебесной. Тогда наступает время для того, чтобы обрести великое и пребывать в ДОВОЛЬСТВЕ.

 

16 | Д4 Сводные толкования

Хоу Синго говорит:

«Этот уровень является хозяином ДОВОЛЬСТВА. Вокруг него собираются множество инь и, следовательно, обретают свое довольное положение. Воля твердая, сердце прямое, в воле не допускается сомнение, поэтому множество сущностей и полагаются на него. Друзья подчиняются, в большом количестве соединяясь с ним. Это подобно тому, как волосы прочно скрепляют в прическу крепкой шпилькой».

 

Гэн Наньчжун говорит:

«Девятка четвертая является хозяином знака Гром. Если говорить с точки зрения образов, то 10000 сущностей – все они получают ДОВОЛЬСТВО от Грома. Если говорить с точки зрения уровня, то ДОВОЛЬСТВО всех 5 иньских черт зависит от 1 ян Четверки. Поэтому говорится, что „во владении обретешь“ или „обретаешь великое владение“.

При этом нельзя сомневаться. Только так ты сможешь соединить в равновесии силы и спокойно пребывать наверху с множеством других людей. Это подобно шпильке, которая соединяет волосы и делает устойчивым головной убор. Если сомневаешься в себе, тогда в людях происходят разногласия. Мы не слыхали, чтобы кто-либо добивался успеха, пребывая в сомнениях по поводу своих дел».

 

Лян Инь говорит:

«Выражение „исходишь из ДОВОЛЬСТВА“ говорит о том, что лад и ДОВОЛЬСТВО в человеческом сердце возникают и исходят из закономерностей устройства Четверки: находишься в области, близкой к государю; будучи твердым, способен к мягкости; множество инь тебе подчиняются и льнут к тебе. Такие обстоятельства и называются „обретаешь великое владение“. Если люди радостно Послушны тебе, тогда нужно быть открытым, искренним в сердце, нужно распространять на Пути справедливость, широко смотреть на вещи и следить, чтобы не возникало личной корысти. Тогда все людские сердца тебе с радостью подчинятся. Поэтому говорится: „Не сомневайся, друзья придут скопом, как волосы за шпилькой“».

 

Цай Цин говорит:

«Девятка четвертая, исходя из ДОВОЛЬСТВА, обретает великое владение. При этом обязательно следует воспринимать это как предостережение, поскольку „великое владение“ означает также и большую ответственность, с которой трудно справиться собственными силами. Но не стоит сомневаться: друзья (единомышленники) придут к тебе во множестве и поддержат тебя. С древних времен люди, обладающие мудростью и ясностью ума, занимали положение главного чиновника, советника. Мудрые люди дали эти обещания и предостережения, вложив в них очень глубокий смысл».

 

Хэ Кай говорит:

«Слово „шпилька“ означает „собирать“, что указывает на действие шпильки, потому что она собирает волосы. В древнем тексте „Рассуждение о соли и железе“ есть упоминание о том, как божественный правитель Юй усмирял потоп, „отбросив шпильки“ или „не глядя на шпильки“. Это выражение означает, что работал в поте лица и не думал о том, чтобы надевать сложные парадные облачения».

 

16 | Девятка четвертая. Малый образ

 

 

Исходишь из ДОВОЛЬСТВА. В большом – наличие обретения. Воля направлена на большие действия.

 

16 | Д4.МО Толкование Чэн И

Девятка четвертая – это единственный янский уровень. В ДОВОЛЬСТВЕ он исходит из самого себя и приходит в Поднебесную с радостью и удовлетворением. Поэтому и возникает понятие «обретение великого». Это означает, что воля действует в великих поступках.

 

16 | Д4.МО Сводные толкования

Цяо Чжунхэ говорит:

«Твердость в созвучии с мягкостью множества инь. Множество инь делают эту волю крепкой, поэтому она и обретает великое действие».

 

16 | Шестерка пятая

 

 

От Верности – болезнь. В постоянстве не умрешь.

 

16 | Ш5 Исходный смысл

Во время ДОВОЛЬСТВА, будучи мягким, пребываешь на возвышенном месте. Конечно, в таких обстоятельствах сложно не погрязнуть в ДОВОЛЬСТВЕ. Так как едешь на твердости Девятки четвертой, то множество людей не стремятся к тебе, поэтому твоя власть сопряжена с опасностью, поэтому говорится: «От Верности – болезнь». Но при этом на данном уровне обретаешь свободу, поэтому одновременно появляется образ, говорящий: «не умрешь», то есть жить будешь долго.

 

16 | Ш5 Толкование Чэн И

Шестерка пятая, будучи мягкой, пребывает на положении государя. Во время ДОВОЛЬСТВА она погрязает, тонет в ДОВОЛЬСТВЕ, поэтому она не способна стоять самостоятельно. Носитель власти – это тот, к кому сходятся множество людей, но уровень с такими качествами – Девятка четвертая, ведь она обретает поддержку народа, а не пятый уровень государя, который в мягкости своей, нерешительности, сомнениях не способен управлять. Такой государь находится под большим влиянием стоящего ниже сановника. На этом уровне удерживать власть можно только Верностью.

Если тебя контролируют нижестоящие, то это указывает на болезни и страдания. Когда государь мягкий, его власть потеряна, однако положение не утрачено, поэтому говорится: «От Верности – болезнь. В постоянстве не умрешь». Говорится, что есть Верность и наличие болезни. Это означает, что постоянно болеешь, отклоняясь от Пути, но не умираешь.

В древности были такие правители, которые увлекались ДОВОЛЬСТВОМ и забывали о стране. На четвертом уровне не говорится о потере правды, так как Пятерка сильно давит на нее. Природа Четверки такова, что она избегает ошибок и потерь, поэтому на четвертом уровне говорится о значительных делах, когда большой чиновник принимает на себя ответственность за Поднебесную. А на пятом уровне говорится о мягкой Послушности, которая пребывает на положении власти и не способна стоять сама, поэтому теряет возможность управления.

В знаке НЕЗРЕЛОСТЬ, 4, на уровне Пятерки также располагается мягкость инь, но там есть созвучие с янской Двойкой, там счастье, а здесь болезнь. Слова к уровням отличаются, поскольку в НЕЗРЕЛОСТИ отрока питаешься от людей – и это естественно. А когда ты погряз в ДОВОЛЬСТВЕ и делаешь ошибки, то это Путь опасности и погибели. Поэтому в НЕЗРЕЛОСТИ есть взаимное созвучие с теми, кто обладает ответственностью, а в ДОВОЛЬСТВЕ есть взаимное давление, поскольку сердца всех наверху и внизу сходятся к четвертому уровню.

 

16 | Ш5 Сводные толкования

Ван Чжунчуань говорит:

«Во времена избыточного ДОВОЛЬСТВА желания, связанные с заносчивостью и распущенностью, могут привести к смерти. Однако едешь на силе четвертого твердого уровня, следовательно, получаешь поддержку, поэтому обретаешь постоянные болезни, но не умираешь. Если нет законов, сдерживающих ДОВОЛЬСТВО, то обязательно возникнут болезни. Вот так и понимаешь, что рождение возникает в бедах и огорчениях, а смерть проистекает из спокойного ДОВОЛЬСТВА.

В лице Девятки четвертой Шестерка пятая получает такого законника, который сдерживает ее, действует против ее привязанностей, не допускает распущенности в радости, поэтому Шестерка пятая избегает смерти, хотя и подвержена болезням. Когда во время ДОВОЛЬСТВА с помощью правды удерживаешь сам себя, то это качество Шестерки второй. Когда же во время ДОВОЛЬСТВА тебя ограничивают в ДОВОЛЬСТВЕ, то это уровень Шестерки пятой. Только на втором и пятом уровнях в ДОВОЛЬСТВЕ не используется слово „довольство“».

 

Хэ Кай говорит:

«Шестерка пятая – мягкость, которая пребывает на положении власти. Во время ДОВОЛЬСТВА легко можно погрязнуть в нем, поэтому обязательно возникнут какие-то ссоры, соперничество, страхи и тревоги, и это подобно постоянной болезни тела. Но, обретая постоянство, не умираешь. Имеется в виду, что постоянство, Верность рождаются как раз из этих огорчений и бед».

 

16 | Шестерка пятая. Малый образ

 

 

В Шестерке пятой Верность – к недугу, потому что опирается на твердость. В длительности нет смерти. В срединности воля еще не исчезла.

 

16 | Ш5.MO Толкование Чэн И

Поскольку уровень опирается на твердость, то он подгоняется и побуждается твердостью. «В длительности нет смерти», поскольку уровень находится в равновесии и место власти не утрачено.

 

16 | Ш5.MO Сводные толкования

Ян Ши говорит:

«Если нет способности к твердой крепости во время ДОВОЛЬСТВА, то обязательно увлечешься ДОВОЛЬСТВОМ и забудешь о мере. Мудрец Мэн-цзы говорил, что страна может разрушиться, если внутри страны нет людей, которые не довольны законом, а снаружи нет угрозы от вражеских стран. Шестерка пятая, опирающаяся на твердость, как раз и указывает на то, что в законах есть противоречия, есть противники внутри и вовне страны. Это и называется недугом. Равновесие еще не потеряно, но опираешься на твердость, и в этом угроза потери равновесия. Но равновесие способно длиться и не умирать, поэтому и говорится: „В длительности нет смерти“».

 

Чжэн Жусе говорит:

«На уровнях Двойки и Пятерки не используется слово „довольство“ в отличие от других уровней. Двойка – неподвижная и темная, она явно не испытывает удовлетворения. Пятерка опирается на твердость, поэтому не осмеливается позволить себе удовлетворения. Так же и человек, борясь с какой-то сложной болезнью, способен долго жить, опираясь на запреты и предостережения».

 

Ху Бинвэнь  говорит:

«Человеку очень легко погрязнуть в ДОВОЛЬСТВЕ. Например Шестерка вторая, мягкая, равновесная и праведная, действует не до конца дня и уходит от ДОВОЛЬСТВА, то есть справляется с ним. Шестерка пятая, мягкая и неправедная, неизбежно погрязнет в ДОВОЛЬСТВЕ, но при этом не погибнет, потому что ее равновесие не утрачено. Шестерка пятая в равновесии своем способна длить свою жизнь, и это все. На Начальном уровне говорится о воспевании, на третьем уровне говорится о вглядывании, на Верхнем – об омраченности. В них нет равновесия, и это не есть Путь жизни».

 

16 | Верхняя шестерка

 

 

ДОВОЛЬСТВО во мраке. В завершении – наличие ошибки. Отсутствие неприятностей.

 

16 | ВШ Исходный смысл

Иньская мягкость располагается на пределе ДОВОЛЬСТВА – это и есть образ омраченности в ДОВОЛЬСТВЕ. Шестерка находится в теле Подвижности, поэтому имеет место завершение дел. При этом появляется предупреждение и возможности ошибки. Если гадающий получает такое предостережение, тогда он сможет исправить ошибку и у него не будет беды. Поэтому этот уровень – широкие врата, ведущие к исправлению и добру.

 

16 | ВШ Толкование Чэн И

Мягкая Верхняя Шестерка не обладает Силой духа равновесия. Это время соответствует пределу ДОВОЛЬСТВА, и государь в это время должен особенно опасаться и бдить. А что уж говорить об иньской мягкости? Она погрязла в распущенности ДОВОЛЬСТВА, в омраченном заблуждении, не знает Пути назад, и это есть окончание ДОВОЛЬСТВА, поэтому говорится, что омраченность уже создалась. Если же ты сумеешь измениться, тогда может быть отсутствие неприятностей.

Следовательно, в конце ДОВОЛЬСТВА как раз есть способность к изменению, исправлению. Если человек способен исправлять ошибки, тогда он может прийти к отсутствию беды. Мудрые люди этими словами побуждают к добру в тот момент, когда омраченность уже завершена. Поэтому больше не говорится о несчастье от омрачения, а говорится о том, что изменишься – и не будет беды.

 

16 | ВШ Сводные толкования

Ван Иньлинь говорит:

«В омраченности от ДОВОЛЬСТВА стараешься и приходишь к исправлению. Тогда раскрываются врата, через которые сможешь прийти к добру. Если омраченность достигла предела и ты стараешься без отдыха исправить ее, то вновь обретешь механизм продвижения к добру».

 

16 | Верхняя шестерка. Малый образ

 

 

Омраченность в ДОВОЛЬСТВЕ находится наверху. Разве может она долго длиться?

 

16 | ВШ.МО Толкование Чэн И

Омраченность ДОВОЛЬСТВОМ приходит к своему пределу, поэтому нужно ждать неприятностей. Разве можешь сохранить себя в этом? Необходимо меняться.

 

16 | ВШ.МО Сводные толкования

Ху Юнь говорит:

«Этот уровень говорит о том, что в радости и ДОВОЛЬСТВЕ ты уже перешел все границы, твое состояние полно тревоги и неспокойствия, это говорит об омраченности твоей природы, когда не знаешь, как остановиться. Разве можно долго длить это состояние? Если можешь исправиться, тогда можешь избежать неприятностей».

 

Ван Шэньцзы говорит:

«ДОВОЛЬСТВО доходит до крайней степени, которую нельзя долго длить. Следует исправиться как можно быстрее».

Выражения «в Верности – болезнь» и «в завершении – наличие ошибки» похожи на голову и хвост, на начало и конец. Если человек, погрязнув в ДОВОЛЬСТВЕ и радости, не способен сдерживать себя в желаниях пищи и питья, движения и покоя, то, конечно, он встал на Путь, который ведет к смерти. Если ты потакаешь и распущен в своих желаниях, то в конечном счете заболеешь и привлечешь собственную погибель. Если же пребываешь долгое время в болезни, ты начинаешь переживать и тревожиться, остерегаться крайностей и развлечений. Тогда не умрешь. Но если все больше и больше погружаешься в ДОВОЛЬСТВО, если в омраченности не осознаешь этого, то опасность от такой жизни возникнет вновь.

Если же однажды поменяешь свои привычки и начнешь сдерживать себя в питье и пище, начнешь быть осторожным в своих движениях, тогда можешь вернуться к закону добра своей природы и судьбы. Поэтому на уровне Пятерки не говорится об отсутствии неприятностей, а наверху говорится. Окончание знака как раз дает предостережение от омраченности в ДОВОЛЬСТВЕ.

 

16 | Примеры гаданий

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!