Начальная шестерка. Малый образ



СКРОМНОСТЬЮ скромен государь, принижая, сам себя пасет.

 

Шестерка вторая

Воспевается СКРОМНОСТЬ. В Верности – счастье.

Шестерка вторая. Малый образ

Воспевают СКРОМНОСТЬ. В Верности – счастье. В срединности сердца обретаешь.

 

Девятка третья

В трудах смиряйся, правитель. Обязательно будет конец. Счастье.

Девятка третья. Малый образ

В СКРОМНОСТИ трудится государь. И множество людей служат ему.

 

Шестерка четвертая

Ни в чем нет не-Ценного. Действуешь в смирении.

Шестерка четвертая. Малый образ

Отсутствует, откуда не было бы Ценности. СКРОМНОСТЬ – в уступчивости. Не идешь наперекор установлениям.

 

Шестерка пятая

Не разбогатеешь от своего соседа. Ценность – в применении нападений и наказаний. Ничего нет, в чем нет Ценности.

Шестерка пятая. Малый образ

Ценность – в применении вооруженного вторжения. Исправительный поход против тех, кто не подчиняется.

 

Верхняя шестерка

Воспевание СКРОМНОСТИ. Ценность – в применении выведения войска. Исправительный поход на страны и города.

Верхняя шестерка. Малый образ

Воспевание СКРОМНОСТИ. Волей еще не овладели. Можно применять введение войска, исправительный поход в селения и город страны.

 

15 | Толкование Чэн И

СКРОМНОСТЬ. «Объяснение последовательности знаков» гласит: «Если ВЛАДЕЕШЬ БОЛЬШИМ, то нельзя переполнять, добавлять к нему, потому и принимается знаком СКРОМНОСТЬ». Если ВЛАДЕНИЕ, 14, пришло к великому, то нельзя приводить к дальнейшему наполнению и прибавлению и потому необходимо делать убавление с помощью СКРОМНОСТИ. Поэтому после знака БОЛЬШОЕ ВЛАДЕНИЕ идет знак СКРОМНОСТЬ. С точки зрения знака, Земля наверху, Гора внизу. Внутри Земли есть Гора, тело Земли приниженное и находится наверху, а Гора высокая и великая, располагается под Землей, и это есть образ СКРОМНОСТИ. Тем самым восхваляется высокое качество Духа, которое принижает самое себя, и в этом есть смысл СКРОМНОСТИ.

 

15 | Привязанные слова

 

 

СКРОМНОСТЬ. Воплощение. Правителю (мудрецу) – наличие окончания.

 

15 | ПС Исходный смысл

Владеешь, будучи скромным, но не пребываешь в зависимости от своего владения. Остановка Горы внутри и Послушность Земли вовне – вот что значит СКРОМНОСТЬ. Ведь Гора предельно высока, а Земля предельно низка. Это означает, что нужно останавливать, сдерживать себя внутри и при этом быть Послушным внешним обстоятельствам. Таков образ СКРОМНОСТИ. Если гадающий обладает такими качествами, тогда будет ему исполнение, проходимость и наличие конца. «Наличие конца» означает, что сначала ты сгибаешь себя, а потом распрямляешься.

 

15 | ПС Толкование Чэн И

СКРОМНОСТЬ – это Путь наличия Воплощения. Обладаешь большой Силой духа, но не настаиваешь на своем – вот это называется СКРОМНОСТЬ. Человек пребывает в себе в Неподвижности Духа и Послушности обстоятельствам. Куда бы он ни пошел, всюду встречает Воплощение задуманного.

Правителю – наличие конца, окончания дела. Воля правителя сохраняется в радости быть скромным и Послушным. Постигаешь закон, значит, приемлешь судьбу, поэтому радуешься Небу и не соперничаешь. Внутри наполнен, поэтому отступаешь, уступаешь и не гордишься. Спокойно пребываешь в СКРОМНОСТИ и до конца дела не меняешься.

Сам себя принижаешь, а люди еще больше почитают тебя. Сам себя затеняешь, омрачаешь, а Сила духа только прибавляет света и явленности. Вот это называется «правителю (мудрецу) – наличие окончания».

Маленький человек постоянно стремится соперничать, в маленьком человеке всегда есть желание, которое обязательно побуждает его соперничать, поэтому он не способен спокойно действовать и твердо удерживать. В этом случае никогда не достигнет наличия конца. Если же человек обладает мало-мальской Силой духа, то должен подчинять свои желания.

 

15 | ПС Сводные толкования

Фэн И говорит:

«1 ян и 5 инь определяют образ знака. Когда 1 ян находится на Верхнем или нижнем уровне, это знаки ОБДИРАНИЕ, 23, и ВОЗВРАТ, 24, которые описывают убывание и рост янской Силы дыхания. Когда янский уровень находится посредине, то есть на втором или пятом положении, – это знаки ВОЙСКО, 7, и СБЛИЖЕНИЕ, 8, которые описывают поведение множества людей, толпы. Что же касается 1 ян на третьем или четвертом уровнях, которые находятся на границе 2 тел и соответствуют середине 6 уровней всего знака, то получаем знак СКРОМНОСТЬ через отступление вниз и знак ДОВОЛЬСТВО, 16, через переход уровня снизу вверх. Так следует понимать образы, созерцая уровни знака».

 

15 | ПС Замечание Ли Гуанди

Толкование «Объяснение устройства знака» исходит из названия знака, но не рассматривает значение Девятки третьей. На самом деле Тройка является хозяином знака, поскольку Чжоу-гун в словах к третьему уровню намеренно повторяет слова из «Объяснения устройства знака». Тройка создает весь знак, наполняет его смыслом. И слова господина Фэна помогают понять это.

 

15 | Объяснение устройства знака

 

 

/ 1 / СКРОМНОСТЬ. Воплощение. Небесный Путь помогает внизу, а в свете ясность. На Земном Пути приниженность, и высшее действует.

 

15 | ОУ / 1 Исходный смысл

Говорится, что в СКРОМНОСТИ обязательно будет Воплощение.

 

15 | ОУ / 1 Толкование Чэн И

Помощь должна обозначать границы – таково ясное понимание СКРОМНОСТИ, того, как СКРОМНОСТЬ способна Воплощать. Путь Неба с помощью своей Силы дыхания внизу создает границу, поэтому способен преобразовывать и питать 10000 сущностей. Путь Неба – это ясность света. Выражение «граница внизу» означает, что Небо соединяется с низом. Путь Земли состоит в том, что она пребывает в приниженном состоянии, поэтому ее Сила дыхания движется вверх, к соединению с Небом, поэтому через принижение и движение вниз происходит Воплощение.

 

15 | ОУ / 1 Сводные толкования

Сян Аньши говорит:

«Путь Неба заключается в помощи низу. Путь Земли заключается в приниженности. В знаке СКРОМНОСТЬ действует Девятка третья знака Небо, которая находится в нижнем знаке, таким образом, знак Небо помогает внизу, и появляется ясность света. Знак Земля располагается низко и поднимается вверх, растет. Получается, что качество приниженности действует вверху, поэтому оно также способно помогать. Таково значение знака СКРОМНОСТЬ.

Слова „ясность света“ объясняют слово „Воплощение“. Если говорить с точки зрения человеческих дел, это означает, что власть в своих действиях должна основываться на свете, и тогда Небо будет помогать внизу, а свет будет прояснять. Низы в своих действиях не должны совершать ошибок, и тогда Земля в своей приниженности будет двигаться вверх. Будучи скромным внизу, в конце обязательно возвысишься в ясности света, и обязательно будет наличие завершения. Если ты убавляешь и наполняешь внизу, то в СКРОМНОСТИ обязательно придешь к богатству и ясности завершения».

 

Цю Фуго говорит:

«В тех знаках, где 1 ян является хозяином, „Объяснение устройства знака“ говорит с точки зрения твердости. В знаке ВОЗВРАТ, 24, говорится: „Обращение к твердости“. В знаке ДОВОЛЬСТВО, 16, говорится: „Созвучие с твердостью“. В знаках ВОЙСКО, 7, и СБЛИЖЕНИЕ, 8, говорится: „Равновесие в твердости“. В знаке ОБДИРАНИЕ, 23, говорится: „Меняется в твердость“.

В знаке СКРОМНОСТЬ Девятка третья является хозяином, но в„Объяснении устройства знака“ не говорится о твердости, потому что СКРОМНОСТЬ не применяет свою твердость. Если применяешь твердость, значит, не способен к СКРОМНОСТИ. Тройка имеет твердость, но не применяется, так возникает значение знака СКРОМНОСТЬ».

 

Цай Юань говорит:

«Внизу ян наводит порядок, применяя ясность света, – так действует знак Гора. Гора обладает образом ясности света, поэтому в„Объяснении устройства знака“ о Горе говорится: „На ее Пути ясность света“. Это значит, что единственный ян в знаке Гора играет главную роль и инь не способен подавить его, поэтому говорится о ясности света и о приниженности в движении вверх – это слова о знаке Земля».

 

/ 2 / На Пути Небес в убавлении и прибавлении добавляют СКРОМНОСТЬЮ, на Пути Земли – наполнение в изменении, а текучесть – в СКРОМНОСТИ. На Пути духов и богов вред от наполнения, а благополучие – от СКРОМНОСТИ. На Пути человеческом зло от наполнения, а добро – от СКРОМНОСТИ. СКРОМНОСТЬ возвышенна и создает свет, и в этом случае низкое не способно нарушать, тем самым правитель завершает.

 

15 | ОУ / 2 Исходный смысл

Слово «изменение» говорит о разрушении привычного. Слово «текучесть» говорит о том, что нечто собирается водно. Если человек способен к СКРОМНОСТИ, тогда он пребывает в возвышенном положении и его Сила духа еще больше наполняется светом. В своем поведении он принижает себя, но люди не могут превзойти его, поэтому говорится, что «правитель имеет завершение».

 

15 | ОУ / 2 Толкование Чэн И

Первое высказывание говорит с точки зрения движения Небес: наполнение приводит к ущербу, а СКРОМНОСТЬ приводит к прибавлению. Силы дыхания инь и ян, свет солнца и луны, наполнившись до предела, переворачиваются в свои противоположности, и Гора превращается в яму.

Второе высказывание говорит о Пути Земли: если принижаешь себя внизу, сдерживаешь свою силу, тогда она течет потоком и наполняется. На Пути духов и богов созидание и превращение приводят к заполнению и начинают наносить вред Поднебесной, а СКРОМНОСТЬ убавляет и дает благосостояние.

В человеческих делах самое болезненное и злое происходит от переполнения, от потери срединности, а добро – от СКРОМНОСТИ и уступчивости. СКРОМНОСТЬ – это предельная Сила духа из всех человеческих качеств, поэтому мудрецы предостерегают от наполнения и побуждают к СКРОМНОСТИ.

СКРОМНОСТЬ представляет собой приниженность и уступчивость, этот Путь велик и возвышен, светел и ясен. Внешне ты принижаешь себя, но твоя внутренняя сила возрастает. Ничего нельзя добавить к этому, поэтому нельзя нарушить и превзойти. Государь (правитель), предельно искренний в своей СКРОМНОСТИ, пребывает в постоянстве и неизменности, поэтому способен к окончанию.

 

15 | ОУ / 2 Сводные толкования

Цуй Цзин говорит:

«Если солнце достигло зенита, значит, будет клониться к закату, если луна полна, значит, начнет убывать. Убавляют от того, что избыточно, и прибавляют к тому, что обладает недостаточностью. Таков Путь Неба.

Высокий берег создает долину, глубокая долина создает холм – так происходят изменения через наполнение. Если в потоке СКРОМНОСТИ происходит наполнение, то это Путь Земли. Хозяин семьи украшает ворота красным цветом и тем самым ставит преграду от бесов. Так же и СКРОМНОСТЬ действует против переполнения. Наполнение приближает ущерб, а СКРОМНОСТЬ приносит прибыль – таков Путь человека».

 

Лю Му говорит:

«Если ведешь себя скромно, принижаешь свои заслуги, то имя твое восхваляется и становится более известным. Такой Путь называется Путем просвещения, света и ясности. В облике – приниженность и уступчивость, а в движениях воли – твердость и правда. Если будешь таким, то никто не сможет превзойти тебя».

 

Изречения по родам Чжу Си

Небесный Путь состоит из смены холода и жары, смены дня и ночи. Земной Путь заключается во внешнем облике Земли, высоком и низком, глубоком и ровном. Путь духов и богов определяет счастье и вред. Таким образом возникают основы созидания и преобразования: каждый из Путей отвечает за что-то одно.

Почему СКРОМНОСТЬ так ценится в Поднебесной? Потому что внутри Великого предела, у самых истоков мироздания нет никакого различия между сущностями. Если какое-то дело созидается в трудах, то оно является достоянием всеобщего Духа.

Высоту СКРОМНОСТИ и приниженности нельзя превзойти. Если, пребывая на положении власти, ведешь себя скромно, тогда твой Путь озаряется светом. Если, будучи приниженным, ведешь себя скромно, тогда тебя нельзя превзойти в Силе духа. Эти высказывания говорят о противопоставлении власти и приниженности. Но человек, обладающий властью, также может быть скромным. Здесь нет однозначного деления на правду и неправду.

 

Цай Цин говорит:

«Солнце, достигнув середины дня, клонится к закату. Луна доходит до полнолуния и начинает убывать. В этом проявляется Путь Небес: невозможно прибавлять к тому, что достигло предела и начинает убывать. Так же и на Пути человека: наполненность переходит во вред, а добро коренится в СКРОМНОСТИ».

 

15 | Большой образ

 

 

Внутри Земли есть Гора. СКРОМНОСТЬ. Государь тем самым отнимает у многого и прибавляет малому, достигая равновесия вещей, поровну раздает, дарует.

 

15 | БО Исходный смысл

Через принижение накапливают высокое – таков образ СКРОМНОСТИ. Отнимают у многого, прибавляют малому, тем самым должным образом уравновешивают вещи. Другой смысл СКРОМНОСТИ – в том, что благородный государь справедлив в своих дарах: он убавляет у высокого и прибавляет низкому, устанавливая равенство без предпочтений.

 

15 | БО Толкование Чэн И

Тело Земли принижено и находится внизу. Гора высокая, а находится ниже Земли. Вовне находится то, что должно быть приниженно, а внутри таится образ высокого величия. Это и есть смирение, СКРОМНОСТЬ. Не говорится, что Гора находится внутри Земли, а говорится, что внутри Земли есть Гора. Сначала называется то, что ниже и должно находиться внизу, а затем называется возвышенное. Если сказать, что возвышенное, высокое накапливается внутри приниженного и низкого, то такое расположение слов будет иметь некрасивый смысл.

Глядя на эти образы, государь убавляет у многого и прибавляет малому, достигая равновесия вещей, и поровну раздает свою милость. Государь взирает на образ СКРОМНОСТИ и видит, что внутри Земли находится Гора, значит, высокое способно принижаться, а низкое способно возвышать его и возвышаться само. Он видит, как принижается высокое и поднимается низкое, и осознает, как следует убавлять от избыточного и прибавлять недостаточному. Он действует в делах, отнимая там, где много, и прибавляя туда, где мало. Он уравновешивает избыточность и восполняет недостаточность с тем, чтобы милость Неба изливалась на все предметы его внимания.

 

15 | БО Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

Выражение «отнимаешь у многого, прибавляешь малому» означает, что, приходя вниз, понимаешь, как нужно делить поровну и правильно. Это не значит простой уход вниз, это, кроме того, еще и понимание основных закономерностей. Многие люди видят в себе высокое, но сложно увидеть в себе низкое, только СКРОМНОСТЬ помогает в том, чтобы, принижая себя, достигать равенства.

 

Фэн И говорит:

«„Большой образ“ уточняет смысл знаков Книги Перемен. Когда убавляешь у многого и прибавляешь малому, уравновешиваешь вещи, раздавая поровну, восполняя недостатки у тех, кто ниже, и сглаживая излишки утех, кто выше. „Большой образ“ описывает продвижение Силы духа СКРОМНОСТИ государя в мире, в котором он правит. В словах к знаку и на 6 уровнях знака нет этого смысла».

 

Цай Цин говорит:

«Принижая себя, накапливаешь высокое – это есть образ СКРОМНОСТИ. „Большой образ“ и „Исходный смысл“ говорят, что Гора предельно высока, а Земля предельно низка, поэтому Гора и умаляет свою высоту перед Землей. В этом есть значение управления Горой: она высока, но способна принизить себя. С другой стороны, Земля хотя и низка, но способна накапливать Силу духа, поэтому способна управлять высоким. Следовательно, на внутреннем знаке есть наполнение, а вовне есть ущерб».

 

Ян Цисинь говорит:

«Человек склонен самовозвеличиваться и гордиться в сердце своем, редко бывает так, чтобы человек искренне принижал себя. Если не убавляешь, а прибавляешь, значит, помещаешь себя слишком высоко, а других людей слишком низко, поэтому между тобой и сущностями нет равенства. Если принижаешь себя, тогда сущности вокруг тебя начинают гордиться собой, следовательно, ты не будешь способен управлять ими.

Если янская сила чрезмерна, тогда нужно увеличивать СКРОМНОСТЬ, в приниженности и уступчивости быть Послушным. Если же янской силы мало, тогда не нужно продолжать и продвигать это качество. Если у многого убавляется, очевидно, что его избыточность не проявляется. Если прибавляется малому, тогда людям не видна его недостаточность. Сущности и я, действуя, обретают поровну: таково воздействие СКРОМНОСТИ государя».

 

15 | БО Замечание Ли Гуанди

Толкователи обычно толкуют с точки зрения Горы, а господин Фэн предлагает толкование сточки зрения Земли, и это толкование – прекрасное дополнение.

 

15 | Начальная шестерка

 

 

Смиряйся в смирении, правитель. Применяй переход через большой поток. Счастье.

 

15 | НШ Исходный смысл

Мягкость находится внизу – это предельное смирение. Так должен вести себя правитель. Так он сможет пройти2 через трудности. При таком поведении разве есть что-либо, с чем бы не справился правитель? Если гадающий обладает такими качествами, то полезно ему переходить через реку, преодолевать препятствия.

 

15 | НШ Толкование Чэн И

Начальная Шестерка пребывает в мягкой Послушности, в смирении и СКРОМНОСТИ. Кроме того, находится внизу всего знака. Это значит предельное принижение себя. Поэтому слово «смирение» повторяется дважды: если смирился, то еще смири и свое смирение. Кто может быть таким? Только правитель (мудрец), благородный и чистый человек. Если ты пребываешь в предельном смирении, то все придут к тебе и объединятся вокруг тебя. Впереди тебя ожидают трудности, но не будет от них вреда и разрушения. А что же говорить, если ты находишься в спокойном состоянии?

Так что на Начальном уровне располагаешься в СКРОМНОСТИ и с мягкостью находишься внизу. Будучи скромным, не совершаешь проступков. Поскольку проступки, по большей части, имеют основание в чрезмерности. Мягкий уровень, который находится внизу, говорит о том, что проявляешь себя в предельном смирении, поэтому говорится «смиренное смирение». Здесь никаких ошибок не увидишь.

 

15 | НШ Сводные толкования

Сюнь Шуан говорит:

«Начальная Шестерка находится в самом низу, поэтому и говорится „смиренное смирение“».

 

Ху Игуй говорит:

«Переход через реку требует неторопливости и внимательности. На этом уровне не ценится скорость. Поэтому применяй Путь смиренного смирения для пересечения большого потока. Когда в смирении отступаешь и пребываешь позади, когда не соперничаешь за то, чтобы оказаться впереди, естественно, из 10000 раз и одного не ошибешься. Поэтому обещано счастье».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«Знак СКРОМНОСТЬ управляется Девяткой третьей. Слова к третьему уровню повторяют слова ко всему знаку: „Правителю (мудрецу) – наличие окончания“. Начальный уровень также говорит о мудром правителе. Почему так? Янская Тройка находится на верхнем уровне нижнего знака. Это означает, что в стараниях и трудах способен быть смиренным. Это качества радетельного правителя.

Начальная Шестерка находится в самом низу низа. Это указывает на смирение, которое еще усилено смирением. Находишься внизу, будучи правителем. Наверху в обществе есть почтение, власть и свет, а внизу есть только унижение. К тому же, когда находишься внизу, нельзя допускать ошибок. Поэтому говорится о наличии конца, то есть о способности окончить дело правильно. Также говорится: „Ценность – в применении перехода через большой поток, к счастью“. Это значит действуешь и справляешься с трудностями».

 

15 | Начальная шестерка. Малый образ

 

 

СКРОМНОСТЬЮ скромен государь, принижая, сам себя пасет.

 

15 | НШ.МО Толкование Чэн И

Выражение «СКРОМНОСТЬЮ скромен» указывает на предельную, двойную СКРОМНОСТЬ, когда государь в СКРОМНОСТИ и принижении на Пути «сам себя пасет», то есть сам справляется со своей жизнью, отказываясь от помощи слуг. В «Книге песен» говорится: «Сам себя пасет – и спускается вниз».

 

15 | НШ.МО Сводные толкования

Кун Инда говорит:

«Слово „пасти“ означает„питать“ и поясняет значение выражения „СКРОМНОСТЬЮ скромен государь“. Государь, постоянно пребывая в СКРОМНОСТИ, сам питает свою Силу духа».

 

Ван Чжунчуань говорит:

«СКРОМНОСТЬ – это Сила духа принижения. Начальный уровень – это приниженное место. Но здесь еще нет основания, еще нет достаточной Силы духа для предельной приниженности. Здесь приниженность – это способ питания самого себя».

 

Чжан Ши говорит:

«Выражение „принижая, сам себя пасет“ подобно тому, как пастух пасет коров и баранов, заставляя их подчиняться ему, означает, что только тогда можно проявлять настоящую СКРОМНОСТЬ. Людям свойственно думать, что кичливость и горделивость питают Силу дыхания, но это не так».

 

Юй Фань говорит:

«После слов к уровню „Смиряйся в смирении, правитель“ идет точка, а в „Малом образе“ уточняется, что государь и дальше питает Силу дыхания СКРОМНОСТИ. Скромная СКРОМНОСТЬ – это есть Сила духа государя. Если человек не способен быть скромным в СКРОМНОСТИ, значит, он не способен быть государем».

 

15 | Шестерка вторая

 

 

Воспевается СКРОМНОСТЬ. В Верности – счастье.

 

15 | Ш2 Исходный смысл

Мягкая Послушность, уравновешенная и правильная. Конечно, о таком смирении услышат все в Поднебесной. В правильности-то, в соответствии качества и положения и есть счастье. Поэтому гадающему дается такое предсказание.

 

15 | Ш2 Толкование Чэн И

Двойка мягкая, послушная, пребывает в равновесии. Конечно же, это Сила духа смирения накапливается внутри. Когда Сила духа переполняет тебя изнутри, то проявляется вовне. Конечно же, она проявляется в известности, в голосе, звуке, цвете и свете. Поэтому и говорится: «Воспевается СКРОМНОСТЬ».

Пребываешь в равновесии, владеешь правдой. Конечно, это Сила духа срединной правды. Поэтому и говорится: «В Верности – счастье». Это означает, что необходимо сохранять Верность, выдержку и тогда будет счастье. Шестерка вторая занимает срединное положение, поэтому Верность присуща ее природе.

 

15 | Ш2 Сводные толкования

Су Ши говорит:

«Самец поет, а самочка откликается. Инь и ян вторят друг другу, ян запевает, а инь подхватывает, вот это и означает„воспевание“. Будучи смиренным, смиряешь себя перед твердостью третьего уровня. Шестерка вторая является его соседом, а Верхняя Девятка служит ему парой. Поэтому все они пребывают в ладу и хором воспевают СКРОМНОСТЬ».

 

15 | Шестерка вторая. Малый образ

 

 

Воспевают СКРОМНОСТЬ. В Верности – счастье. В срединности сердца обретаешь.

 

15 | Ш2.МО Толкование Чэн И

Двойка, обладая Силой духа СКРОМНОСТИ, с помощью предельной искренности накапливает внутреннюю силу и поэтому обретает известность. В середине сердца, следовательно, обретаешь, а не нужно особо стараться.

 

15 | Девятка третья

 

 

В трудах смиряйся, правитель. Обязательно будет конец. Счастье.

 

15 | Д3 Исходный смысл

Мы дошли до единственного янского уровня, который находится наверху нижнего знака. Твердый, а владеет правдой. Верхи и низы к нему сходятся. Имеет в трудах наработку, а способен смириться. Труден этот Путь для человека. Поэтому его усилия обязательно приведут к концу. И придя к концу, человек обретет счастье. Если гадающий таков, то данное предсказание для него.

 

15 | Д3 Толкование Чэн И

Тройка, обладающая Силой духа янской твердости, находится в нижнем теле. Множество инь сходятся к ней, тянутся к этому месту. Поскольку этот уровень есть верх низа, то следует понимать таким образом, что государь поручил тебе дело и все люди (народ) следуют за тобой в его исполнении. Это есть в трудах и подвигах, заслугах, когда сохраняешь Силу духа СКРОМНОСТИ и смирения. Поэтому говорится: «В трудах смиряйся».

Примером для такого поведения служит Чжоу-гун, его Дух был такой, что мог принять на себя ответственность за все дела Поднебесной. Он занимал высокое положение, был владыкой, но в смиренной почтительности соблюдал себя, вел себя так, как будто страшился чего-то. Делал дела, но в трудах смирялся. Если так поступать, то обязательно обретешь завершение дел, и от этого будет счастье.

СКРОМНОСТЬ и смирение на высокой должности – это редкое явление. А уж что говорить, если ты трудами своими, собственными усилиями достиг высокого положения? Конечно, все знают о том, что хорошо быть скромным. Все знают, но забывают об этом. Стремишься быть скромным до конца и не можешь, не выходит. Сердце быстро забывает об этом усилии.

Только настоящий правитель способен сохранять покой и действовать скромно, проявляя Послушность обстоятельствам. Это естественное для него поведение, которое может пребывать постоянно, поэтому и говорится, что он доходит до конца. Доходить до самого конца в этом, не бросать посредине, стараться все время, вот тогда действительно обретешь счастье, когда все получится.

Девятка третья – твердая, пребывает на правильном положении, поэтому способна не бросать смирение до конца. На этом уровне Сила духа проявлена во всей полноте.

 

15 | Д3 Сводные толкования

Ван Би говорит:

«Когда находишься на пределе нижнего тела и в действиях своих удерживаешь положение, то влияние 1 ян правильно распределяется для всех уровней знака. Множество инь сходятся к этому ян. Почитаемый правитель никогда не осмеливается идти впереди. Наверху он принимает, внизу встречает. В трудах СКРОМНОСТИ действует без устали и без лени, отсюда и счастье».

 

Ван Чжунчуань говорит:

«Знак СКРОМНОСТЬ образуется именно на этом уровне. Поэтому и говорится, что только правитель способен идти до конца. Девятка третья действительно указывает на это».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«Вэнь-ван в словах к знаку указал: „СКРОМНОСТЬ исполняет, правитель владеет до конца“ Чжоу-гун в словах к третьему уровню знаком „счастье“ заменил знак „исполнение“ и добавил еще один иероглиф „лао“ —„в трудах“. В самой по себе СКРОМНОСТИ нет трудности, а вот в трудах, в напряжении быть скромным очень трудно.

Девятка третья находится на высоком положении, но место ее внизу. Поэтому говорится, что пребываешь в трудах, но способен быть скромным. На третьем уровне знака НЕБО тоже говорится о правителе, а на третьем уровне знака ЗЕМЛЯ говорится о наличии окончания.

Таким образом, третий уровень знака СКРОМНОСТЬ соединяет в себе гадательные слова знаков НЕБО и ЗЕМЛЯ. „Труды“ – это слова „до конца дня Напряжен-Напряжен“ знака НЕБО. А СКРОМНОСТЬ – это слова „затаи красоту своего узора“ знака ЗЕМЛЯ».

 

15 | Девятка третья. Малый образ

 

 

В СКРОМНОСТИ трудится государь. И множество людей служат ему.

 

5 | Д3.МО Толкование Чэн И

Если, трудясь, государь способен быть скромным, то народ будет естественным образом повиноваться ему. В «Привязанных словах» говорится: «Трудится, но не гордится. Имеет заслуги, но не выставляет свою Силу духа напоказ». Такова высшая мощь правителя. Такой правитель собственной наработкой управляет людьми, и они подчиняются ему.

Сила духа выражается в полноте, а обряд выражается в почтительности. СКРОМНОСТЬ – это проявление почтительности с тем, чтобы сохранить свое правильное место в обществе. Если есть труды, усилия, но нет кичливости и гордыни, если есть наработка, но не считаешь ее достаточной для полноты Силы духа, это как раз и есть предельное проявление мощи и широты Силы духа. С помощью наработки в трудах смиряешь себя и становишься способен поставить себя ниже других людей.

Выражение «Сила духа выражается в полноте, а обряд выражается в почтительности» означает, что Сила духа приводит к предельной наполненности жизни, а когда проявляешь себя в обряде, то это выражается в предельной почтительности. Это и определяется как СКРОМНОСТЬ. Ибо СКРОМНОСТЬ – это есть выражение почтительности для удержания своего места.

Выражение почтительности – это плавное проникновение с помощью удержания своего места. Таким образом, находясь высоко, не подвергаешься опасности и, наполняясь, не переполняешься. Поэтому способен закончить счастьем.

Государь, действуя СКРОМНОСТЬЮ, обретает постоянство в своих действиях. Он действует не ради сохранения своего места, а просто осуществляет свой Путь, свое предназначение. Путь СКРОМНОСТИ – это добро, благо. Разве может поистине благородный государь осуществлять добро и давать благо по приказу? Сама причина подобного приказа – это и есть добро.

 

15 | ДЗ.МО Сводные толкования

У Чэн говорит:

«Выражение „множество людей служат ему“ означает, что сможешь закончить и будет счастье».

 

Юй Янь говорит:

«В словах к уровню после „СКРОМНОСТЬ в трудах“ стоит точка. В „Малом образе“ Конфуций добавляет еще два слова: „Благородный государь“. Выражение „в СКРОМНОСТИ трудится государь“ описывает Силу духа государя. Никто, кроме государя, не способен себя вести таким образом».

 

15 | Шестерка четвертая

 

 

Ни в чем нет не-Ценного. Действуешь в смирении.

 

15 | Ш4 Исходный смысл

Четверка – мягкая, соответствует своему положению, значит, достигает правды. Следовательно, находится наверху, а способна принижать себя. Конечно, в таком состоянии ниоткуда не будет не-Ценного. Однако уровень находится над Девяткой третьей, поэтому дается предостережение в том, что должен действовать в еще большем смирении и скромности. В этом смысл уровня.

 

15 | Ш4 Толкование Чэн И

Четверка пребывает в верхнем теле, очень близко подбираясь к положению государя Шестерки пятой, который, к тому же, смиренной мягкостью пребывает в себе. Девятка третья обладает великими заслугами Духа и старается в выполнении поручений для Верхних уровней, поэтому множество людей собирается вокруг нее.

Шестерка четвертая находится в верхнем знаке, поэтому должна с почтением и смирением служить Духу государя. Приниженность четвертого уровня знака СКРОМНОСТЬ говорит о смирении слуги. Слуга должен действовать, поэтому говорится: «Действуй в смирении», тогда во всем будет Ценность от смирения. Смирение действует так, будто сам человек создает нечто руками. На этом положении много страхов и опасений, поэтому только СКРОМНОСТЬ поможет тебе избежать крутых поворотов судьбы.

 

15 | Ш4 Сводные толкования

Лян Инь говорит:

«Шестерка четвертая – мягкая, а добивается правды (поскольку иньская черта находится на иньском уровне). Наверху, а способна быть внизу (поскольку занимает нижнее положение в верхнем знаке). Можно с уверенностью назвать ее смиренной. Нет ничего, в чем нет Ценности. Однако она находится очень близко к государю и стоит выше способного слуги. Поэтому ей дается предостережение, что она должна развивать и распространять свое смирение.

В миру слуги человеческие должны обладать мягкостью, сохранять приверженность правде и не соперничать с другими сущностями. Но бывает, что чиновник омрачится закономерностями исполнения дел и в словах допустит ошибку. В этом случае у него нет заслуг, а жалование получает. Нет правильного поведения, а пользуется своим именем. Это однозначно Путь утраты смирения. Нельзя такого допускать».

 

15 | Ш4 Замечание Ли Гуанди

Нет ничего, в чем не было бы Ценности на Пути распространения смирения. Господин Лян делает 2 суждения из слов к уровням: об утверждении СКРОМНОСТИ и о потери СКРОМНОСТИ. Господин Чэн И в своем толковании дает только одну фразу, поэтому его толкование мы считаем более соответствующим исходному тексту.

 

15 | Шестерка четвертая. Малый образ

 

 

Отсутствует, откуда не было бы Ценности. СКРОМНОСТЬ – в уступчивости. Не идешь наперекор установлениям.

 

15 | Ш4.МО Исходный смысл

Это означает, что не совершаешь ошибок.

 

15 | Ш4.МО Толкование Чэн И

СКРОМНОСТЬ простого человека должна соответствовать установлениям, которые нельзя нарушать. Так, например, на уровне Шестерки пятой говорится: «Ценность – в применении нападений и наказаний», это действие государя, а на уровне Четверки, близкой к государю, на которую опирается государь, говорится, что только в действиях через осуществлен ие СКРОМНОСТИ, через понимание установлений получишь Ценность и исполнение Пути.

 

15 | Ш4.МО Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

Выражение «не нарушаешь установлений» означает, что не идешь против правил. Выражение «действуешь в СКРОМНОСТИ» означает, что соответствуешь закону и не допускаешь избыточности.

 

15 | Шестерка пятая

 

 

Не разбогатеешь от своего соседа. Ценность – в применении нападений и наказаний. Ничего нет, в чем нет Ценности.

 

15 | Ш5 Исходный смысл

Мягкость пребывает на положении власти, наверху, а способна смиряться, поэтому и говорится: «Не богатеет». Она ведет за собой множество людей, но похоже, что есть не подчинившиеся закону. Поэтому говорится, что Ценно исправлять и наказывать. Другие дела также будут успешны, и не будет ничего, что не принесло бы Ценности. Если человек обладает такой Силой духа, то это гадание для него.

 

15 | Ш5 Толкование Чэн И

Богатство – это обстоятельства, когда к тебе притягивается множество добра. Только человек способный, обладающий сильным Духом, способен собирать вокруг себя людей. Пятерка – это положение власти государя, который, сохраняя смирение и Послушность, принимает тех, кто ниже его. С таким отношением люди сами к нему сходятся толпами.

Нет богатства, а способен иметь от своих соседей, от близких. Нет богатства, а обладает родственностью к людям. Будучи правителем человеческим, способен сохранять смиренную Послушность Поднебесной, поэтому все сердца сходятся к нему.

Но предназначение государя не может ограничиваться смирением и мягкостью, в нем должно быть еще и устрашение оружием, с помощью которого он способен при необходимости подчинить, поэтому говорится о Ценности применения вторжений и завоеваний. Они несут в себе возможности внушения, исправления. В этом Путь государя выражается в полной мере. В таком случае, конечно же, не будет ничего, не приносящего Ценности. Таким образом, Пятерка проявляет мягкость смирения и способы устрашения.

 

15 | Ш5 Сводные толкования

Ян Ваньли говорит:

«Пятерка, будучи государем, занимает положение власти, вмещает в себе предельную Силу духа, которая воплощается в смиренной мягкости. При этом она скромна и не хвастает своим богатством, знатностью и мощью. Во всем знаке СКРОМНОСТЬ этот уровень выражает полноту Силы духа СКРОМНОСТИ. Если ты обладаешь этой полнотой, тогда слуги и соседи действуют для тебя с вдохновением, разве возможно, что откуда-то не будет Ценности? Применение вторжений и оружия указывает на величие этого уровня».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«Шестерка пятая – это единственный уровень, в словах к которому отсутствует слово „скромность“. Отдельно говорится о Ценности применения вторжений и оружия. Ценность применения оружия возникает из-за того, что на этом уровне нет богатства. Шестерка пятая – пустая. Ее способность вмещать и пребывать в равновесии указывает на ее смирение.

Выражение „не разбогатеешь от своего соседа“ говорит о том, что среди множества подданных есть те, которые не подчиняются ей. Если есть такие неподчиняющиеся до необходимо их наказывать».

 

15 | Шестерка пятая. Малый образ

 

 

Ценность – в применении вооруженного вторжения. Исправительный поход против тех, кто не подчиняется.

 

15 | Ш5.МО Толкование Чэн И

Исправительный поход предпринимается против тех, кто не способен подчиниться главной, скромной и просвещенной Силе духа. Если кто-то не способен подчиниться просвещенности и СКРОМНОСТИ, то каким еще образом можно навести порядок в Поднебесной, кроме как исправительным походом?

 

15 | Ш5.МО Сводные толкования

Хэ Кай говорит:

«Здесь говорится о необходимости отправиться в исправительный поход против тех, кто не подчинился. Тем самым объясняется, как нужно применять СКРОМНОСТЬ, смирение в военном исправительном походе».

 

15 | Верхняя шестерка

 

 

Воспевание СКРОМНОСТИ. Ценность – в применении выведения войска. Исправительный поход на страны и города.

 

15 | ВШ Исходный смысл

СКРОМНОСТЬ, смирение в своем предельном выражении, обретает известность, поэтому люди славят и воспевают ее. В таком состоянии человек притягивает к себе людей, поэтому следует применять движение войска для наилучшего управления. Однако качество этого уровня – мягкость, особой силы у него нет, поэтому говорится о наведении порядка только в собственных селениях, в пределах границ своей страны.

 

15 | ВШ Толкование Чэн И

Шестерка – мягкая, располагается на пределе мягкой Послушности знака Земля и на пределе смирения. Дойдя до предела смирения, находишься уже слишком высоко. Становишься известен повсюду, все тебя воспевают, поэтому дальше не можешь продолжать смирение себя. Об этом говорится: «Воспевание СКРОМНОСТИ».

При этом, когда люди начинают действовать вокруг тебя, необходимо уравновешивать собственную твердость и мягкость. Этот уровень – предельное выражение СКРОМНОСТИ, здесь она уже может превратиться в свою противоположность.

Поэтому возникает ошибка, для исправления которой нужно использовать оружие.

«Страны и города» – это собственные земли, то, чем ты обладаешь. Введение войска говорит о применении твердости оружия. Выражение «исправительный поход на страны и города» говорит о том, что сам исправляешь свои корыстные отклонения.

 

15 | ВШ Сводные толкования

Ян Ши говорит:

«И в действиях государя случаются ошибки. В этом случае государь должен быть требователен к самому себе, поэтому говорится: „Ценность – в применении выведения войска. Исправительный поход на страны и города“. Выражение „исправительный поход“ указывает на исправление всего своекорыстного, исправление самого себя. Способность справиться со своей собственной корыстью – это редкое умение».

 

Чжу Чжэнь говорит:

«Выражение „исправительный поход на страны и города“ не означает указания на внешний завоевательный поход. Это указание на то, что в первую очередь нужно справиться с собой. Если правитель справляется с собственной неправдой, значит, он проявляет искренность. Если он искренен, тогда все сущности созвучны с ним и откликаются ему. Если есть тот, кто не откликается, значит, искренность правителя не была полной».

 

Изречения по родам Чжу Си

Вопрос: почему СКРОМНОСТЬ, смирение подразумевает, что с людьми нет соперничества?

Ответ: обратите внимание, что 2 верхних уровня говорят о Ценности применения завоеваний и вторжений, о Ценности применения движений войска. Лао-цзы говорит, что большое государство не снисходит к маленькому государству, поэтому присоединяет его к себе.

Еще говорится, что на войне следует печалиться о победах, а не радоваться им. Поэтому смирение само по себе предполагает возможность применения войска. При этом нельзя забывать о необходимости отступления на один шаг и о наличии страха в походах. Вот в чем смысл этих слов.

 

Хэ Кай говорит:

«Когда ты применяешь исправительный поход только в границах собственного надела и не осмеливаешься вторгаться вовне, то это образ смирения».

 

15 | Верхняя шестерка. Малый образ

 

 

Воспевание СКРОМНОСТИ. Волей еще не овладели. Можно применять введение войска, исправительный поход в селения и город страны.

 

15 | ВШ.МО Исходный смысл

Это уровень иньской мягкости, который к тому же не владеет весом в знаке. У него недостаточно способностей и силы. Поэтому и говорится: «Волей еще не овладели». Но дело доходит до введения войск, поскольку таким образом также возможно исправить свою корысть, частное волеустремление.

 

15 | ВШ.МО Толкование Чэн И

СКРОМНОСТЬ достигла предела, дойдя до Верхнего уровня. Ее воспевают, призывают к ней, поскольку своей воли в стремлении к СКРОМНОСТИ недостаточно. Поэтому не сможешь справляться. СКРОМНОСТЬ дошла до предела и стала чрезмерной. Здесь необходимо с помощью твердости и оружия в самом себе исправлять корысть. Об этом и говорится: «Можно применять введение войска, исправительный поход в селения и город страны».

 

15 | ВШ.МО Сводные толкования

Сян Аньши говорит:

«На уровне Шестерки второй говорится о воспевании СКРОМНОСТИ, что в „Образах“ объясняется через равновесие сердца. На уровне Верхней Шестерки слово „воспевание“ объясняется через образ воли. Образ Начальной Шестерки знака ДОВОЛЬСТВО, 16, вновь объясняет воспевание ДОВОЛЬСТВА через волю. Следовательно, слово„воспевание“ всегда подразумевает участие воли.

В воле есть и огорчение, и радость, все это отражается в воспевании. В обстоятельствах ДОВОЛЬСТВА воля человека следует тому, что наверху, и поэтому достигает радости. В обстоятельствах СКРОМНОСТИ воля человека находится внизу и радуется тому, что не стремится наверх».

 

Гу Цзяцзе говорит:

«Верхний уровень воспевает СКРОМНОСТЬ. Это означает, что вовне есть похвала и известность, но, несмотря на это, в сердце есть смирение и отсутствует самодовольство. Это означает, что воля еще не воплотилась. Это как раз указывает на время СКРОМНОСТИ, на то время, когда смиряются».

 

Хэ Кай говорит:

«Воля еще не воплотилась, цель еще не достигнута. Это означает, что располагаешься на пределе СКРОМНОСТИ и твое место наверху не соответствует твоим ощущениям. Об этом есть замечательная пословица „Наполнение убавляет, а смирение прибавляет“».

 

15 | ВШ.МО Замечание Ли Гуанди

«Малый образ» Верхней Шестерки утверждает, что «воспевание СКРОМНОСТИ» указывает на волю, которая исходит из сердца. Но при этом человек сдерживает свои желания и избегает самодовольства и самодостаточности. Таким образом, выдвигать войско можно только для того, чтобы исправить непорядки в собственном поселении, поскольку от начала и до конца ты объят единственным желанием – исправить самого себя.

Так же и в знаке ОБЩЕЕ В ЧЕЛОВЕКЕ, 13, на Верхнем уровне говорится, что воля еще не воплощена, поскольку не можешь действовать в сознании большого единства, поэтому вынужден сдерживать себя и не доволен происходящим. Следовательно, на Верхнем уровне знака СКРОМНОСТЬ ты вынужден сдерживать свое сердце, поэтому не доходишь до предела и до истощения Силы духа СКРОМНОСТИ.

 

15 | Общие выводы

 

Ван Би говорит:

«Счастье и несчастье, сожаление и стыд рождаются из движения, а движение возникает из выгоды. Пища и питье обязательно приводят к ссоре, к тяжбе. Тяжба обязательно заставляет массы подниматься3.

Если же ты находишься в обстоятельствах без соперничества, но при этом осуществляешь военные действия, то, несмотря на потерю положения и отсутствие созвучия, не встречаешь несчастья и беды, сожаления и стыда. Потому что смирение все равно является главным, определяющим качеством, оно является светом. Когда ты смирен на любом уровне, вот это и есть вера».

 

Ху Игуй говорит:

«В знаке СКРОМНОСТЬ нижние 3 уровня говорят о счастье и отсутствии несчастья, а верхние 3 уровня – о Ценности и отсутствии вреда. Счастье и Ценность нигде больше в знаках Книги Перемен не встречаются в полном наборе, только в знаке СКРОМНОСТЬ, смирение».

 

15 | Примеры гаданий

 

 

Гадание на болезнь

 

ГАДАТЕЛЬ. Неизвестный китайский гадатель, XX век.

 

ВОПРОС. Человек обратился к гадателю с просьбой построить прогноз на исход болезни его друга, которому неожиданно стало плохо, но лечение не давало результатов.

Гадатель поручил своему ученику погадать на палочках тысячелистника. Был получен знак СКРОМНОСТЬ с Начальным переменным уровнем, который переходит в знак ПОРАЖЕНИЕ ЯСНОСТИ, 36.

 

 

СУЖДЕНИЕ. Знак СКРОМНОСТЬ представляет обстоятельства, в которых Гора погружается в Землю. А знак ПОРАЖЕНИЕ ЯСНОСТИ представляет собой обстоятельства, в которых Огонь сердца оказывается закрытым Почвой. На основании этого делается вывод, что состояние больного действительно опасно. Можно сказать, что этот человек долго не проживет.

 

СПОСОБ ТОЛКОВАНИЯ. Традиционное толкование образов знака.

 

РАЗБОР. Другой ученик гадателя предложил иное толкование знаков. Внимательно изучив медицинскую карту больного, он решил, что нельзя говорить определенно о летальном исходе, ведь больной был человек средних лет. Он, безусловно, ослабел во время болезни, но не окончательно потерял силы, поэтому еще может поправиться. Причина его болезни – отравление недоброкачественной пищей. Это видно в самом теле знака: как будто внутри чистого знака Земля произошел застой одного янского уровня. Ведь знак Земля означает живот, а единственный ян указывает на какое-то чуждое по своему качеству тело в животе.

В этой связи первый янский уровень производного знака ПОРАЖЕНИЕ ЯСНОСТИ как раз и указывает на то, что больному нужно принять очищающее лекарство, чтобы яд вышел из его тела. Однако диагноз был поставлен ошибочно, и лечение было неверным: живот прогревали, клали на него горячие полотенца, в результате болезнь обострилась. О неправильном диагнозе говорит знак ПОРАЖЕН НЕЯСНОСТИ, то есть сокрытие истины.

Кроме того, нахождение Огня под Землей в знаке ПОРАЖЕНИЕ ЯСНОСТИ говорит и о методе лечения: Огонь следует убирать, выводить из организма, но никак нельзя его использовать, то есть горячие полотенца – это ошибка.

 

СБЫВАЕМОСТЬ. Человек, задавший вопрос, быстро вернулся домой и сообщил о результатах гадания. Больному выписали слабительное, он прошел курс очищающих процедур и через несколько дней выздоровел. А того ученика, который погадал неправильно, все ругали, и ему было очень стыдно.

 

ЗАМЕЧАНИЕ. Почему ошибся первый ученик? Причина ошибки в том, что он не отнесся к ситуации с должным вниманием, не уделил внимания конкретным деталям и описанию данной истории болезни, а судил лишь по самым общим соответствиям естественных предметов и знаков. Кроме того, он не рассмотрел знак в качестве образа человеческого тела, что является важным приемом в гадании на болезнь и состояние здоровья.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!