Начальная девятка. Малый образ



Служащему есть наличие изменений. Следуешь правде – счастье. Выходишь из врат, соединяешься с тем, у кого есть заслуги, – не совершаешь ошибок, не теряешь.

 

Шестерка вторая

Привяжешься к малому дитяти, потеряешь бывалого мужа.

Шестерка вторая. Малый образ

Свяжешься с малым дитятей. Не соединишь их вместе.

 

Шестерка третья

Привяжешься к зрелому мужу, потеряешь маленького сына. В СЛЕДОВАНИИ имеешь стремление – обретешь. Ценность – в сохранении Верности.

Шестерка третья. Малый образ

Привяжешься к зрелому мужу, волю оставляешь внизу.

 

Девятка четвертая

В СЛЕДОВАНИИ – наличие обретения, добычи. В Верности – несчастье. С наличием доверия пребываешь на Пути. Если есть ясность, то какие неприятности?

Девятка четвертая. Малый образ

Следование есть добыча, значение этого – несчастье. Есть доверие – находишься на Пути. Ясность в достижении, успех.

 

Девятка пятая

Доверие к празднеству. Счастье.

Девятка пятая. Малый образ

Доверие к Радости. Счастье. Место правильное и срединное.

 

Верхняя шестерка

Привяжешь, присоединишь крепко. Тогда последуешь, запутывая. Правитель применяет приношение в западных горах.

Верхняя шестерка. Малый образ

Крепко привяжешься. Наверху истощение.

 

17 | Толкование Чэн И

СЛЕДОВАНИЕ. «Объяснение последовательности знаков» гласит: «Если возникают радость и ДОВОЛЬСТВО люди обязательно последуют за тобой. Поэтому знак СЛЕДОВАНИЕ принимает обстоятельства знака ДОВОЛЬСТВО». Знак состоит из знаков Водоем наверху и Гром внизу. Водоем – это Радость, а Гром – это Движение. Следовательно, Движешься в Радости, Радуешься от Движения – таковы значения СЛЕДОВАНИЯ. Также знак говорит, что женщина следует за человеком: младшая женщина следует за старшим мужчиной. Так получается значение СЛЕДОВАНИЯ. Гром возбуждается, поднимается внутри Водоема, влага следует за Движением. Таков образ СЛЕДОВАНИЯ.

Кроме того, есть объяснение с точки зрения превращения уровней знака. Верхний уровень знака Небо приходит, то есть опускается вниз, и располагается на нижнем уровне знака Земля. Начальный уровень знака Земля уходит, то есть поднимается вверх, и располагается наверху знака Небо. Ян движется вниз в область инь, и инь радостно следует. Это также дает значение СЛЕДОВАНИЯ.

Правило – общее для всех знаков Книги Перемен: название знака получается из отношений между обоими малыми знаками. Также учитывается возможное движение уровней, что как раз видно на примере знака СЛЕДОВАНИЕ.

 

17 | Привязанные слова

 

 

СЛЕДОВАНИЕ. В Замысле – Воплощение. Ценность Верности. Отсутствие неприятностей.

 

17 | ПС Исходный смысл

СЛЕДОВАНИЕ – это подчинение, послушание. Знак образуется из знака ИСТОЩЕНИЕ, 47, за счет того, что Девятка вторая приходит, спускается сверху и располагается на Начальном уровне, а также из знака ПРОКУСЫВАНИЕ, 21, Верхняя Девятка которого приходит и располагается на пятом уровне, и из знака ЕЩЕ НЕ СПРАВИЛИСЬ, 64, в котором присутствуют оба вышеназванных изменения. Все эти изменения означают, что твердость приходит и следует за мягкостью.

Если говорить с точки зрения 2 тел, то Движение в Радости также указывает на значение СЛЕДОВАНИЯ: сам способен СЛЕДОВАТЬ за другими сущностями и сущности приходят, чтобы СЛЕДОВАТЬ за тобой. Взаимодействие 2 тел знака также говорит о легкости проникновения, поэтому в гадании присутствуют слова: в Замысле – Воплощение, однако обязательно следует сохранять Верность, и тогда будет Ценность, обретешь отсутствие неприятностей. В трактате «Летописи Весен и Осеней» говорится: «Если есть эти 4 качества Духа, то СЛЕДОВАНИЕ происходит естественно и отсутствие неприятностей обеспечено. Если нет этих 4 качеств Духа, то откуда возьмется СЛЕДОВАНИЕ?»

 

17 | ПС Толкование Чэн И

На Пути СЛЕДОВАНИЯ можно прийти к великому Воплощению. На Пути государя множество людей за ним следуют. Когда за ним следуют люди, он выбирает тех, с кем делать какие-то определенные дела, то есть ему самому есть за кем следовать. Все это значение СЛЕДОВАНИЯ: обретаешь свой Путь, так можешь прийти к великому Воплощению.

Когда государь следует добру, тогда слуги принимают повеление в сердце свое. Те, кто учится (то есть молодые люди), в делах следуют старшим. Это также есть СЛЕДОВАНИЕ, подчинение. На Пути СЛЕДОВАНИЯ Ценность состоит в сохранении Верности правде. Если в СЛЕДОВАНИИ держишься своей правды, то сможешь добиться великого Воплощения и отсутствия неприятностей. Если же потеряешь свою правду, тогда будут неприятности. Откуда тогда быть Воплощению?

 

17 | ПС Сводные толкования

Ши Цзе говорит:

«Значение знака СЛЕДОВАНИЕ состоит в том, что если можешь следовать – следуй. Но при этом, если есть только усилие СЛЕДОВАНИЯ, а нет правильного Пути, откуда тогда быть Воплощению? Поэтому отдельно говорится о величии Замысла и Ценности Верности».

 

17 | ПС Замечание Ли Гуанди

Если говорить с точки зрения 2 тел, то знак Гром с твердым янским Дыханием располагается под мягким знаком Водоем. С точки зрения черт знака, твердые уровни идут вниз под мягкие уровни в знаках, и слова к первому уровню гласят, что знатные располагаются ниже безродных. Это качество, которым обладали правители Яо и Шунь, которые ставили себя ниже своего народа, сами пахали, спали на соломенных подстилках, чуждались роскоши. В этом самое высокое значение этого знака. Поэтому в словах говорится: «В Замысле – Воплощение».

Еще говорится: «Ценность Верности. Отсутствие неприятностей». Чтобы достичь этого в СЛЕДОВАНИИ, то, за чем следуешь, обязательно должно быть правильным. Однако главная мысль этого знака состоит в том, что я сам следую за другим человеком. А то, что другие сущности следуют за мной, это уже производное, необязательное значение.

 

17 | Объяснение устройства знака

 

 

/ 1 / СЛЕДОВАНИЕ. Твердость приходит под мягкость. Движение в Радость – СЛЕДОВАНИЕ.

 

17 | ОУ / 1 Исходный смысл

Название знака объясняется через изменения и Силу духа знака.

 

17 | ОУ / 1 Сводные толкования

Кун Инда говорит:

«Слово „твердость“ указывает на знак Гром, Движение, толчок, слово „мягкость“ указывает на знак Водоем, Радость, проводимость. Гром, Движение, находится под Водоемом, проводимостью, следовательно, твердость приходит и оказывается ниже мягкости, Гром Движется, а Водоем Радуется. Если способен поместить себя ниже людей, то твои действия вызовут удовольствие и радость и так все сущности будут следовать тебе, подчиняясь».

 

Ху Юнь говорит:

«Движение начинается с толчка, и природа его тверда. Проводимость приводит к Радости, и природа ее – мягкость. Здесь толчок находится под проводимостью, таким образом, твердость приходит и оказывается ниже мягкости. Это подобно мудрому и просвещенному государю. Обладая предельно твердой Силой духа, он достигает положения власти, но снисходит к своим слугам и ставит себя ниже народа, который с Радостью следует наградам и наказаниям, подчиняется указам и приказам».

 

Ван Фэн говорит:

«Если верх способен поставить себя ниже низа, тогда низ будет следовать верху. Когда знатность способна поместить себя ниже простого люда, тогда он будет следовать за знатностью. Значение СЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что твердость помещает себя ниже мягкости».

 

Ван Чжунчуань говорит:

«Обычно янская твердость не находится ниже других сущностей. Здесь же она обретает значение СЛЕДОВАНИЯ, подчинения и располагает себя ниже иньской мягкости. Таким образом, она способна, будучи наверху, поместить себя на низкое положение, будучи знатной, она способна поместить себя ниже безродного. Разве вещи смогут не подчиняться ей? Слова говорят: „Движение в Радость“. Если таким образом происходит Движение, тогда сущности не могут не Радоваться. А когда другой не может не Радоваться, тогда он не может не следовать, не подчиняться».

 

Цзян Тишэн говорит:

«„Толкование Чэн И“ говорит о Радости в Движении и Движении в Радость, что в обоих случаях обозначает СЛЕДОВАНИЕ. Но в„Изречениях по родам Чжу Си“ есть такое указание: „Можно говорить: «Движение в Радость», но не следует говорить: «Радость в Движении», поскольку Сила духа знака выражается изнутри вовне“».

 

/ 2 / В великом Воплощении Верность. Отсутствие неприятностей, и Поднебесная следует времени.

 

17 | ОУ / 2 Исходный смысл

Здесь слово «следует» имеет значение «соответствия», «сообразности».

 

17 | ОУ / 2 Толкование Чэн И

Знак выражает значение СЛЕДОВАНИЯ, поскольку твердость приходит и располагается ниже мягкости, так выражаются Движение и Радость. Имеется в виду, что Верхняя Девятка знака НЕБО приходит вниз и занимаетуровень Начальной Шестерки знака ЗЕМЛЯ, которая в свою очередь уходит вверх и условно занимает Верхний уровень знака НЕБО, то есть они меняются местами. Когда янская твердость приходит вниз в иньскую мягкость, то оказывается ниже низа, тем самым знатность оказывается ниже безродности. Если ты способен к этому, то все вещи радуются, следуя тебе. Так происходит Движение внизу и Радость наверху, это и есть СЛЕДОВАНИЕ, подчинение. В таких обстоятельствах возможно великое Воплощение и обретение правды, что приведет тебя к отсутствию неприятностей.

Если же не способен к Воплощению и обретению правды, тогда не сможешь идти по Пути СЛЕДОВАНИЯ. Разве сможешь в этом случае заставить Поднебесную следовать и подчиняться тебе? Поднебесная подчиняется и следует качеству времени, поэтому и говорится: «Поднебесная следует времени».

 

17 | ОУ / 2 Сводные толкования

Кун Инда говорит:

«Слова „В великом Воплощении Верность. Отсутствие неприятностей, и Поднебесная следует времени“ означают, что СЛЕДОВАНИЕ осуществляется по правильному Пути. Если же в великом Воплощении нет Верности, тогда будут неприятности, а СЛЕДОВАНИЕ и подчинение будет пороку и глупости».

 

Цяо Чжунхэ говорит:

«Твердость ниже мягкости, ян следует за инь, это значит, что я следую за вещами, и тогда вещи сами следуют за мной, и в этом движении нет никого, кто не радовался бы. Так происходит великое Воплощение на правильном Пути. Если человек имеет такое сознание, то может ли Поднебесная не следовать ему?»

 

/ 3 / Время СЛЕДОВАНИЯ в значении своем велико есть!

 

17 | ОУ / 3 Исходный смысл

Величие значения СЛЕДОВАНИЯ проявляется в его стремлении принизить собственную значимость.

 

17 | ОУ / 3 Толкование Чэн И

Путь государя состоит в том, что он движется, следуя времени, подчиняется должному и соответствует Переменам. Но при этом он не может опираться только на образцы. Он должен глубоко проникать в сущность Пути, знать мельчайшие Перемены и правильно соизмерять вещи. Как раз это и означает, что значение СЛЕДОВАНИЯ времени воистину велико. То есть это восхваление имеет двойной смысл. Первый – это то, что значение времени СЛЕДОВАНИЯ воистину велико, а второй – это то, что высоко ценится способность следовать качеству времени.

 

17 | Большой образ

 

 

Внутри Водоема есть Гром. СЛЕДОВАНИЕ. Государь тем самым в преддверии затемнения, последнего дня луны всходит на пир для отдыха.

 

17 | БО Исходный смысл

Гром таится внутри Водоема. В согласии со временем отдыхаешь и пребываешь в покое, бездействии.

 

17 | БО Толкование Чэн И

Гром внутри Водоема. Водоем вслед за Громом приходит в возбуждение. Таков образ СЛЕДОВАНИЯ. Благородный государь взирает на этот образ и использует его, чтобы следовать должному в соответствии с качеством времени. Все 10000 сущностей ведут себя так же, применяя предельную ясность с тем, чтобы приблизиться к пониманию этого.

Благородный государь, наблюдая затемнение луны, всходит на пир для отдыха. Это значит, что государь в течение светлой части дня без отдыха напрягает себя, но когда приближаются сумерки и тьма, тогда он входит внутрь своего жилища и отдыхает, успокаивая свое тело на пиру. Ведь движение и покой следуют требованиям времени и подчиняются тому, что должно. В «Книге обрядов» говорится: «Государь в течение светлой части дня не пребывает внутри, а ночью не пребывает вовне». Таков Путь СЛЕДОВАНИЯ времени.

 

17 | БО Сводные толкования

Яо Синь говорит:

«Затемнение – это мрак. Гром – это янская Сила дыхания. Весной и летом он действует проявлено. Сейчас же он находится внутри Водоема, и это описывает время осени и зимы. Когда благородному государю выпадает этот образ, значит, он выходит на свет дня и делает дела. Когда время приближается к мраку и тьме, он отступает и возвращается к себе для отдыха».

 

Изречения по родам Чжу Си

Если говорится, что Гром Движется, почему не говорится, что государь Движется вместе с ним, а говорится, что он отдыхает на пиру? Причина этого в том, что знак Гром внизу, а Водоем – наверху. Таким образом, это образ того, что Гром вошел внутрь Земли и скрывается до поры до времени в укрытии, поэтому благородный государь в преддверии тьмы входит на пир для отдыха.

 

17 | Начальная девятка

 

В службе есть изменения1. В Верности – счастье. Выйдешь за ворота, свяжешься с имеющим заслугу.

 

17 | НД Исходный смысл

Уровень говорит о СЛЕДОВАНИИ за кем-то. Начальная Девятка в твердости является хозяином знака Гром. Возможность следовать появляется потому, что есть куда отклоняться, есть возможность изменений. Если при этом ты связываешься с правильным, тогда счастье, поэтому говорится: «В Верности – счастье». Когда же ты способен «выйти за ворота», то есть за пределы личных интересов, тогда обязательно будут заслуги. Таков образ.

 

17 | НД Толкование Чэн И

Начальная Девятка, действуя во времена СЛЕДОВАНИЯ, находится в теле знака Гром, Подвижность, возбуждение. К тому же она является хозяином Движения. Следовательно, есть чему следовать. Основное действие чиновника – в том, чтобы удерживать, сохранять Верность. Если у чиновника есть чему СЛЕДОВАТЬ, тогда обязательно в службе будут изменения. Поэтому говорится: «В службе есть изменения. В Верности – счастье». Если то, чему он следует, основывается на правде, тогда счастье. Если есть изменения, но нет правды, тогда движение ошибочно.

Если выйдя за ворота, связываешься с чем-то внешним, тогда имеешь заслуги. Выходишь за ворота, имеешь заслуги. Если людское сердце выходит вовне, руководствуясь родственной любовью, то, значит, обретает достоинство, правду. Выражение «выйти за ворота» говорит как раз о некорыстном чувстве, не связанном личностными предпочтениями. Если ты соединяешься с людьми не из корыстных, личных побуждений, тогда обязательно будут заслуги, и это значит, что ты умеешь правильно СЛЕДОВАТЬ.

 

17 | НД Сводные толкования

Кун Инда говорит:

«Тот, кто управляет человеческим сердцем, называется „чиновник“, поэтому говорится о службе. Это слово „гуань“ также обозначает и орган чувств. Следовательно, речь идет об изменении на уровне чувств. У Начальной Девятки нет правильного созвучия с четвертым уровнем. Следовательно, нет никаких связей, которые бы опутывали ее, уводили в сторону. Поэтому говорится: „Если можно следовать – следуй“.

Воля, которой ты владеешь, способна к изменениям. Если эти изменения основываются на правде, тогда можно следовать. Поэтому и „в Верности счастье“. Это значит, что когда видишь доброго человека, тогда устремляешься за ним. Тем самым выходишь за ворота и, соединяясь с ним, обретаешь заслугу. Ищи добрых, чтобы меняться правильно».

 

Фан Цяо говорит:

«Выражение„выйдешь за ворота, свяжешься с имеющим заслугу“ означает, что сначала выбираешь, с кем соединяться, а уж потом соединяешься».

 

Ши Цзе говорит:

«Ян находится под 2 инь, тем самым твердость находится под мягкостью. Кто же сможет не последовать за этим? Выходишь за ворота, а люди следуют за тобой. Этот уровень является главой, хозяином знака. Если меняешься и обретаешь правду, тогда будет счастье. А если нет правды, праведности, тогда будет несчастье, неудача».

 

Чжан Цинцзы говорит:

«Понятие „служба“ указывает на того, кто управляет, то есть на хозяина знака. В начале СЛЕДОВАНИЯ твердость приходит вниз под мягкость, и она является хозяином Грома, возбуждения. Гром – это Движение, толчок. Он указывает на то, что на том уровне присутствует возможность изменения, так появляется образ изменения и Движения.

СЛЕДУЯ времени, движешься и не можешь сохранить свою беспристрастность, непричастность. Поэтому должен измениться, и если в этом СЛЕДУЕШЬ правде, тогда будет счастье. Выходишь за ворота и вступаешь в отношения, то есть соединяешься с людьми вовне. Следовательно, достигаешь правильности в СЛЕДОВАНИИ, когда на тебя не влияют корыстные, частные пристрастия, тем самым наличие заслуг и отсутствие потерь».

 

Юй Фань говорит:

«Шесть уровней знака СЛЕДОВАНИЕ в основном рассматривают через действие взаимного сближения и взаимного СЛЕДОВАНИЯ, но не берут это значение из созвучия, взаимного отклика. Начальная Девятка в теле знака Гром – это твердый уровень. В теле Грома твердый уровень является хозяином, он и есть чиновник, который несет службу. Чиновник обладает Верностью, выдержкой и при этом находится в обстоятельствах СЛЕДОВАНИЯ, то есть он вынужден сохранять постоянство и одновременно СЛЕДОВАТЬ изменениям. Откуда берутся эти изменения? Они происходят из самого течения переменчивого времени, поэтому и служащий, подчиняясь вышестоящим, должен забыть о самом себе,„выйти за ворота“, поэтому говорится „в службе есть изменения“.

Начальная Девятка является управляющим уровнем, создающим знак. Хозяин не может следовать за людьми, поэтому не говорится „следование“, а говорится „соединение, вступление в отношения“. Здесь эти отношения могут означать привязанность, поскольку Начальная Девятка связана с Шестеркой второй, Шестеркой третьей, Верхней Шестеркой, обладающими мягкой природой. Поэтому везде на этих уровнях говорится о привязанности».

 

17 | НД Замечание Ли Гуанди

Ян является хозяином инь, поэтому он и называется «чиновник». Чиновник на службе – это тот, кто управляет, управленец. Поэтому фраза может звучать как «управляющему – наличие изменений». Когда инь следует за хозяином, это правильно. Изменения же начинаются потому, что твердость находится ниже мягкости. В этих обстоятельствах нужно следовать. Когда ты следуешь, меняешься и не теряешь своей правды, тогда можешь обрести счастье. Тогда, выйдя за ворота, соединишься с наличием заслуг.

 

17 | Начальная девятка. Малый образ

 

 

Служащему есть наличие изменений. Следуешь правде – счастье. Выходишь из врат, соединяешься с тем, у кого есть заслуги, – не совершаешь ошибок, не теряешь.

 

17 | НД.МО Толкование Чэн И

Если есть СЛЕДОВАНИЕ закону изменений, значит, есть в твоем СЛЕДОВАНИИ обретение правды, и это дает счастье. Если то, чему ты СЛЕДУЕШЬ, неправильно, тогда будут сожаления и стыд. Выходишь из врат и соединяешься с нужным человеком, не поддаваясь своим корыстным устремлениям. То, с чем ты соединяешься, должно быть правильным. Если оно правильное, тогда не будет ошибок, но только заслуги.

 

17 | НД.МО Сводные толкования

Юй Фань говорит:

«Янский уровень в знаке Гром является главным, ему не нужно СЛЕДОВАТЬ за людьми, поскольку ян не СЛЕДУЕТ за инь. При этом если правильное СЛЕДУЕТ за правильным, это то, что должно быть на Пути СЛЕДОВАНИЯ».

 

17 | Шестерка вторая

 

 

Привяжешься к малому дитяти, потеряешь бывалого мужа2.

 

17 | Ш2 Исходный смысл

Под этим уровнем находится Начальный янский уровень. Девятка пятая устанавливает правильный отклик со вторым уровнем, однако она далеко. 2 мягких уровня – второй и третий – не способны сами себя держать и нуждаются в поддержке. Поэтому второй уровень хочет установить привязанность к первому уровню, отказываясь от правильных отношений с пятым уровнем. Очевидно, что возникнут несчастье и стыд. Не стоит даже отдельно упоминать об этом.

 

17 | Ш2 Толкование Чэн И

Двойка находится в созвучии с Пятеркой, но при этом сближается с Начальной Девяткой. Качество ее – слишком мягкое, поэтому не способна крепко держать свою привязанность. Поэтому дается предостережение: «Если привяжешься к малому дитяти, то потеряешь зрелого мужа». На ребенка, сына, указывает Начальная Девятка. Кроме того, знак Гром сам служит указанием на старшего сына. Пятерка в правильном созвучии находится наверху – это зрелый муж, правитель. Если Шестерка вторая привязана к Начальной Девятке, тогда она утрачивает отношения с Девяткой пятой и так теряет зрелого мужа. Конечно, беда от этого будет большая. Двойка обладает равновесным и правильным качеством Духа. Но следует сдерживать свои привязанности и понимать, что главнее. В этом суть предостережения.

 

17 | Шестерка вторая. Малый образ

 

 

Свяжешься с малым дитятей. Не соединишь их вместе.

 

17 | Ш2.МО Толкование Чэн И

Когда человек СЛЕДУЕТ за правильным, он отдаляется от порока. Если же СЛЕДУЕТ за неправильным, то идет против правды. Не бывает так, чтобы он СЛЕДОВАЛ одновременно и за тем, и за другим. Если же Двойка стремится СЛЕДОВАТЬ за Начальным уровнем, тогда теряет Пятерку, упускает соединение с ней. Поэтому здесь дается предостережение о том, что человек, СЛЕДУЯ за правдой, должен сосредоточиться на ней.

 

17 | Ш2.МО Замечание Ли Гуанди

Девятка пятая и Шестерка вторая находятся в созвучии. В знаках СБЛИЖЕНИЕ, 8, СОБИРАНИЕ, 45, говорится: «Счастье». В знаке ОБЩЕЕ В ЧЕЛОВЕКЕ, 13, на уровне Двойки говорится: «Досада», а в знаке СЛЕДОВАНИЕ говорится: «Привяжешься к малому дитяти». Отсюда вытекают досада, стыд. Это происходит потому, что меняется смысл знака, который в свою очередь определяется тем, что твердость находится под мягкостью и мягкость стремится к ней. Поэтому искажается действие мягкости и становится понятно, что нельзя связываться с малым.

 

17 | Шестерка третья

 

 

Привяжешься к зрелому мужу, потеряешь маленького сына. В СЛЕДОВАНИИ имеешь стремление – обретешь. Ценность – в сохранении Верности.

 

17 | Ш3 Исходный смысл

Здесь зрелый муж, бывалый муж указывает на Девятку четвертую. «Малый сын» по-прежнему относится к Девятке Начальной. Тройка уже отошла от первого уровня, поэтому «потеряла маленького сына». Она склоняется к четвертому твердому уровню, то есть «обретает зрелого мужа».

Четверка, обладая качеством твердости, должна принимать на себя обязанности и сама СЛЕДОВАТЬ за Пятеркой, служить правителю. СЛЕДУЯ за Четверкой, Тройка обязательно обретет то, к чему стремится. Но поскольку у нее нет срединности, равновесия, то возникает опасность соблазниться и впасть в крайности. Поэтому особо оговаривается, что Ценно сохранять Верность и быть выдержанным.

 

17 | Ш3 Толкование Чэн И

Выражение «зрелый, бывалый муж» указывает на Девятку четвертую. «Малый сын» – на Начальную. Когда янский уровень находится выше, то это говорит о бывалом муже. Если же янский уровень пребывает ниже, то это означает малый сын. Тройка привязывается к Четверке, примыкает к ней. Ведь иньская мягкость не может сама по себе пребывать в устойчивости. Напротив, она по-родственному привязывается к тому, к чему близка. Наверху привязывается к Четверке, поэтому теряет интерес к Начальной Девятке. Она бросает Начальную и следует за тем, кто вверху.

Если же ты следуешь за кем-то в движении вверх, тогда достигнешь добра. Это подобно тому, как во мраке идешь за светом. И наоборот, если в делах подчиняешься доброму, значит, следуешь вверх. Если же начинаешь следовать плохому, бросаешь свет и устремляешься во мрак, значит, предпочитаешь движение вниз.

У Девятки четвертой отсутствует созвучие с первым уровнем, поэтому нет никого, кто СЛЕДУЕТ за ней. Поэтому она предпочитает того, кто рядом, и вступает во взаимодействие стройкой, которая сама СЛЕДУЕТ за ней. Поэтому Тройка СЛЕДУЕТ за Четверкой и обязательно достигнет того, к чему стремится. Ведь если человек СЛЕДУЕТ тому, кто наверху, то тот наверху отвечает ему, начинает с ним общаться и взаимодействовать, поэтому и становится возможным достижение того, к чему стремишься. Кроме того, всегда если ты к чему-то стремишься, то можно его обрести.

Здесь как раз дается предостережение: необходимо сохранять Верность, потому что Путь СЛЕДОВАНИЯ не всегда радостен, и маленький человек под влиянием минуты может свернуть в сторону, тогда, конечно, не справится с обстоятельствами и не достигнет желаемого. Поэтому говорится «Ценно сохранять Верность», что означает Верность идеалам.

 

17 | Ш3 Сводные толкования

Юй Фан говорит:

«Инь следует за ян: Тройка наверху не имеет отклика, следовательно, привязывается к расположенной выше нее Четверке, поэтому привязывается к зрелому мужу и теряет малое дитя».

 

Ван Би объясняет:

«Хотя Тройка и находится в теле нижнего знака, но не может опереться на Начальную Девятку, поскольку между Начальной и третьей есть второй мягкий уровень. Поэтому Тройка оставляет Начальную и привязывается к Четверке. Это означает, что ее воля направлена на зрелого мужа. Четверка также не имеет созвучия, поэтому чиста в своем СЛЕДОВАНИИ за государем, и таким образом обретает то, к чему стремится. Поэтому говорится: „В СЛЕДОВАНИИ обретается наличие стремления“. Если привязываешься к человеку, разве можно делать это необдуманно? Поэтому говорится: „Ценность – в сохранении Верности“».

 

Лу Сишэн говорит:

«Тройка СЛЕДУЕТ, не имея правильного соответствия, то есть, будучи мягкой, располагается на твердом уровне. Поэтому для нее ценным качеством является послушность в СЛЕДОВАНИИ за твердостью ян».

 

17 | Шестерка третья. Малый образ

 

 

Привяжешься к зрелому мужу, волю оставляешь внизу.

 

17 | Ш3.МО Толкование Чэн И

Оставляешь собственные предпочтения позади и следуешь за тем, кто впереди, за верхом – это означает, что оставляешь униженное и подчиняешься высокому. Для СЛЕДОВАНИЯ это хорошее действие.

 

17 | Ш3.МО Сводные толкования

Хуан Чуньяо говорит:

«Когда человек что-либо предпочитает, а от чего-то отказывается, значит, он действует, исходя из своей воли. Если воля мягкой Тройки оставляет свою связь с твердым Начальным уровнем, значит, она направлена на связь с твердостью Четверки.

Двойка также является мягкой, но она обладает срединностью и поэтому ясно видит свое положение и объект СЛЕДОВАНИЯ. У Тройки нет срединности, поэтому она может потеряться из-за личной привязанности».

 

17 | Ш3.МО Замечание Ли Гуанди

Значение знака в целом складывается из того, что и в верхнем, и нижнем знаках твердость находится ниже мягкости. Нигде нет твердости, которая спускалась бы вниз. Что касается мягкости, то она должна выбирать твердость наверху и СЛЕДОВАТЬ за ней. Этот уровень, будучи мягким, следует за твердостью Четверки. Несмотря на то что твердость находится ниже мягкости, всеобщий и постоянный закон: ян запевает, а инь СЛЕДУЕТ за ним, соблюдается в целом знаке. Поэтому мудрый человек радуется такому движению воли.

 

17 | Девятка четвертая

 

 

В СЛЕДОВАНИИ – наличие обретения, добычи. В Верности – несчастье. С наличием доверия пребываешь на Пути. Если есть ясность, то какие неприятности?

 

17 | Д4 Исходный смысл

Девятка четвертая – твердая, находится на нижнем уровне верхнего знака, обладает одинаковым качеством Духа с пятым уровнем, поэтому гадание говорит о том, что в СЛЕДОВАНИИ будет обретение. Однако ее твердость оказывает излишнее давление снизу на пятый уровень, поэтому ее Верность может привести к несчастью. В этом случае только с наличием доверия обретешь ясность видения и понимания правды. Тогда может быть отсутствие неприятностей. Если гадающий несет на себе какие-то служебные обязанности, то он должен очень хорошо подумать на этот счет, потому что предостережение очень точное и глубокое.

С другой стороны, Девятка четвертая, обладая качеством янской твердости, находится на самой высшей служебной должности. Если при этом в СЛЕДОВАНИИ она получает обретение, даже если она действует правильно, все равно это приведет к несчастью. Несчастье в том, что наличие обретения означает овладение сердцами людей Поднебесной, но множество сердец могут искренне СЛЕДОВАТЬ только за государем. Если же человеческие сердца СЛЕДУЮТ за тобой, то это Путь опасный и сомнительный. Что же следует предпринять, оказавшись в таких обстоятельствах? Только искренностью и доверием к Пути правителя сможешь достичь ясности и избежать неприятностей.

Мудрые советники древности усилия своей Силы духа направляли на народ, и народ следовал за ними, поэтому все совершали подвиги для государя и приносили мир в свою страну. Все, что они делали, всегда обретало правду на Пути именно потому, что они сохраняли искренность внутри. Только их ясная мудрость позволяла им справляться с неровностями Пути руководителя. Подданные верили в них, а верхи не сомневались в их преданности. Занимая высшее положение, они не вызывали сомнений в себе, обладая большой силой, они не впадали в грех захвата власти. Если не обладаешь мудростью и великой одаренностью, то вряд ли сможешь это сделать. Если нет у тебя ясной мудрости, разве сможешь справиться с этим?

 

17 | Д4 Сводные толкования

Юй Фань говорит:

«Здесь речь идет об обретении Тройки».

 

Ван Би говорит.

«Четверка располагается в начале знака Водоем, Радость, внизу опирается на 2 иньскихуровня. Тройка стремится привязать ее к себе. Если не отталкиваешь эти отношения, тогда обретешь. Поэтому и говорится: „В СЛЕДОВАНИИ – наличие обретения“. Уровень располагается на месте сановника, слуги, но действует слишком твердо, захватывая преданность своего народа, и тем самым теряет Путь слуги. Поэтому и говорится: „В Верности – несчастье“. Мы видим, что Четверка нарушает общие установления, однако же если в сердце она сохраняет искренность преданности и веры, пребывая на этом Пути, то тогда обретает ясность, совершает подвиги и отторгает неприятности».

 

Го Юн говорит:

«О Шестерке третьей говорится, что она обретет то, к чему стремится, поскольку следует за кем-то, кто выше нее. О Девятке четвертой говорится, что она получает добычу, поскольку люди следуют за ней. Но чиновник, обладающий большой властью, становится подозрителен для государя, ведь Поднебесная начинает подчиняться слуге. Если слуга продолжает выказывать Верность своей силе, тогда, конечно, будет несчастье. Если же он будет осуществлять Путь управления с предельной искренностью, тогда сумеет развеять подозрения и, следовательно, избежит неприятностей».

 

Сю Цзи говорит:

«Шестерка третья и Девятка четвертая друг к другу тянутся. В Тройке говорится о наличии обретения. Обретение – это Четверка. В Четверке говорится о наличии добычи, добыча – это Тройка».

 

Гун Хуань говорит:

«В знаке СЛЕДОВАНИЕ смыслы уровней создаются из того, как инь следует за ян. Поскольку ни у Тройки, ни у Четверки нет правильного созвучия, они сближаются друг с другом и устанавливают отношения СЛЕДОВАНИЯ. При этом Шестерка третья следует за ян, который выше нее, и это правильно. А Девятка четвертая следует за инь, который располагается ниже нее. Если она будет настаивать на этом СЛЕДОВАНИИ, тогда притянет несчастье. Если же в сердце сумеет установить искренность, то будет видеть ясно, как отклонить несчастье. Откуда же тогда будут неприятности?»

 

17 | Девятка четвертая. Малый образ

 

 

Следование есть добыча, значение этого – несчастье. Есть доверие – находишься на Пути. Ясность в достижении, успех.

 

17 | Д4.МО Толкование Чэн И

Находишься на месте, близком к государю, поэтому получаешь добычу. Это значит, что обязательно будет несчастье. Но если способен обладать доверием и находиться на Пути, тогда будет отсутствие неприятностей. Должно быть усилие ясного понимания.

 

17 | Д4.МО Сводные толкования

Юань Шу говорит:

«Здесь несчастье – закономерно, поскольку добыча может затуманить твое чувство,^“. Но в доверии к высшему, к Пятерке, обретаешь свой Путь, тогда будет отсутствие неприятностей».

 

17 | Д4.МО Замечание Ли Гуанди

Значение знака состоит в том, что твердость находится ниже мягкости. Здесь, на четвертом уровне, твердость способна действовать мягко. Таким образом, пребываешь в области, близкой к государю. Он призовет тебя на прием, это может быть опасно для высшего чиновника, поэтому говорится о несчастье.

 

17 | Девятка пятая

 

 

Доверие к празднеству. Счастье.

 

17 | Д5 Исходный смысл

Девятка пятая – янская твердость, равновесная и правильная. Внизу есть созвучие с таким же равновесным и правильным уровнем, поэтому доверие приведет к добру, что будет отмечено празднеством. Если гадающий таков, счастье ему обеспечено.

Девятка пятая находится на положении власти, достигает правды, равновесна и наполненна. Тем самым внутри она сохраняет искренность в следовании к добру. Конечно, счастье здесь очевидно. Счастье – это и есть добро, празднество. Получается, что, с точки зрения государя, который устанавливает связь с простыми людьми, Путь СЛЕДОВАНИЯ – к счастью. Здесь можно просто пребывать в постоянстве СЛЕДОВАНИЯ добру, и этого будет достаточно.

 

17 | Д5 Сводные толкования

Ян Ваньли говорит:

«Девятка пятая – янская твердость, пребывает в знаке Водоем, Радость, находится в равновесии и правде, являясь хозяином СЛЕДОВАНИЯ радости. Так мудрый государь в предельной искренности радуется добру в Поднебесной. Может ли быть большее счастье? Доверие – это искренность, празднование – это благо, добро».

 

Ван Иньлинь говорит:

«Вера государю – источник порядка. Девятка пятая СЛЕДОВАНИЯ говорит: „Доверие к празднеству. Счастье“. Вера в маленького человека – это механизм смуты».

 

17 | Девятка пятая. Малый образ

 

 

Доверие – к Радости. Счастье. Место правильное и срединное.

 

17 | Д5.МО Толкование Чэн И

Уровень находится на правильном и срединном месте, следует по Пути правды и равновесия. На таком благородном положении должно быть доверие, оно принесет Радость знака Водоем. В этом случае счастье само собой разумеется. То, чему доверяешь, это Шестерка вторая, и созвучие между вами вызывает Радость. В СЛЕДОВАНИИ обретаешь равновесие середины, и в этом добро.

 

17 | Д5.МО Замечание Ли Гуанди

В обстоятельствах СЛЕДОВАНИЯ располагаешься на месте власти и обладаешь Силой духа правды и равновесия, поэтому то, чему ты следуешь, это добро. На Начальном и пятом уровнях говорится о счастье. Но у Пятерки счастья больше, потому что она правильная срединная.

 

17 | Верхняя шестерка

 

 

Привяжешь, присоединишь крепко. Тогда последуешь, запутывая. Правитель применяет приношение в западных горах3.

 

17 | ВШ Исходный смысл

Данный уровень располагается на пределе СЛЕДОВАНИЯ. Несмотря на то что СЛЕДОВАНИЕ завершается, привязанность не отпускает, нет расслабления. При этом в крайней точке СЛЕДОВАНИЯ, на пределе искреннего намерения есть возможность сообщиться с ясностью Духа. «Сообщиться», «установить сообщение» – значит Воплотить. «Сообщиться» также означает принести жертву, совершить обряд. Поэтому говорится о правителе, который применяет приношение в западных горах и тем самым обретает внутренний смысл происходящего, что, конечно же, принесет счастье.

 

17 | ВШ Толкование Чэн И

Верхняя Шестерка в мягкой Послушности пребывает на пределе СЛЕДОВАНИЯ. Предел указывает на особенно крепкую привязанность. Если ты находишься на пределе привязанности, значит, удерживаешь и связываешь, тогда и сам начинаешь подчиняться тем, кого связал, то есть попадаешь в зависимость. Это говорит о прочном окончании СЛЕДОВАНИЯ.

Правитель применяет приношение в западных горах, это также говорит о пределе СЛЕДОВАНИЯ. Западные горы – это горы Цзишань, откуда пошло правление династии Чжоу. Если уровень располагается на верхнем пределе СЛЕДОВАНИЯ, это, конечно, говорит об избыточности. Но если он обретает СЛЕДОВАНИЕ людей, то также обретает прочное СЛЕДОВАНИЕ добру и тем самым приносит добро всей Поднебесной. Если обряд жертвоприношения совершать в менее значимом месте, то это может привести к ошибкам.

 

17 | ВШ Сводные толкования

Люй Цзуцянь говорит:

«Привязанность и удержание такие сильные, что не можешь отпустить, развязать. Это предел СЛЕДОВАНИЯ. Это такое же связывание, как и в известном стихотворении „Белый жеребец“ из „Книги песен“: „Связываешь путами, будто хочешь навечно удержать при этом дворе“. Эти слова соответствуют значению этого уровня».

 

Сян Аньши говорит:

«В Девятке третьей знака БОЛЬШОЕ ВЛАДЕНИЕ, 14, князь применяет приношение для Сына Неба. В Верхней Шестерке знака СЛЕДОВАНИЕ правитель применяет приношение в западных горах. В Шестерке второй знака ПРИБАВЛЕНИЕ, 42, правитель применяет приношение владыки. В Шестерке четвертой знака РОСТ, 46, правитель применяет приношение в горах Цзишань. В этих 4 выражениях используется одно и то же слово „применение“. И только в знаке ПРИБАВЛЕНИЕ используется иероглиф „приношение“ который немного отличается от„применения“».

 

17 | Верхняя шестерка. Малый образ

 

 

Крепко привяжешься. Наверху истощение.

 

17 | ВШ.МО Исходный смысл

Слово «истощение» означает предел.

 

17 | ВШ.МО Толкование Чэн И

СЛЕДОВАНИЕ здесь становится чрезмерным, это подобно тому, что ты привязан к чему-то крепко и этой связью удерживаешь. Это и есть истощение до предела на Пути СЛЕДОВАНИЯ. Выражение «наверху истощение» указывает на избыточное возвышение себя: когда человек отказывается от мира и уходит от людей, и в этом никогда не возвращается.

На иньских чертах знака (Двойке и Тройке) говорится о связи. Когда же дело доходит до шестого уровня, то говорится: «Крепко привязан», то есть удерживаешься связью. Конфуций уделяет этой привязанности особое внимание, потому что общее правило таково, что Верхнюю Шестерку нелегко привязать.

 

17 | ВШ.МО Замечание Ли Гуанди

Первый уровень знака – твердый, к тому же располагается под 2 мягкими уровнями. Твердость Девятки пятой также находится под верхней мягкой чертой. В Девятке пятой доверие и благо объясняются через созвучие с Шестеркой второй. Но в Верхней Шестерке удержание и связывание объясняются не имеющими логического основания доводами. Но мы считаем, что значение Верхнего уровня напрямую зависит от Девятки пятой под ним. Так возникает значение «Ценит одаренных людей». Также обстоит дело и со знаками БОЛЬШОЕ ВЛАДЕНИЕ, 14, ПИТАНИЕ, 27, и ЖЕРТВЕННИК, 50.

Девятка пятая близка к Верхней Шестерке и поддерживает ее. Поэтому появляется значение сближения с неправильным. В знаках БОЛЬШОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ, 28, СООЩУЩЕНИЕ, 31, ПРОРЫВ, 43, ПРОВОДИМОСТЬ, 58, дело обстоит именно так, поскольку сближение Девятки пятой и Верхней Шестерки происходит по частным интересам, то есть неправильно.

И только в этом знаке, несмотря на то, что верхнее тело знака также Водоем, Девятка пятая и Верхняя Шестерка находятся в отношениях СЛЕДОВАНИЯ друг другу. В этом нет ничего неправильного. Поэтому в Девятке пятой говорится: «Доверие к празднеству», тем самым отличается от слов знака ПРОВОДИМОСТЬ: «Доверие к разорению».

Кроме того, в Верхней Шестерке не говорится ничего о том, что «Привяжешься к малому дитяти», и не говорится: «Привяжешься к зрелому мужу», а говорится только: «Удерживаешь и привязываешь».

Внизу говорится, что правитель применяет приношение в горах Цзишань, в западных горах. Поэтому через приношение привязываются к правителю. В словах к уровням трижды встречается выражение: «Правитель применяет жертвоприношение». Имеется в виду именно приношение высшему владыке гор и потоков. Одаренный человек порождается горами и потоками. Высший владыка является посредником между духами и одаренными людьми, поэтому его действия совершенно необходимы, он является хозяином данных обстоятельств.

Кроме того, только правитель способен справиться с сердцами людей и вести их за собой. Поэтому и одаренные люди СЛЕДУЮТ за правителем. Во времена СЛЕДОВАНИЯ привязывание и удержание играют главную роль, но не уход. Эти же слова используются и в знаке БРОЖЕНИЕ, 18, там также ценятся высокие, но нет указания на служение одаренных. В каждом случае свой смысл и значение.

 

17 | Общие выводы

 

Ван Чжунчуань говорит:

«В уровнях знака СЛЕДОВАНИЕ половина инь, а половина – ян. Ян по качеству твердый, он обладает тем, что позволяет ему СЛЕДОВАТЬ, но при этом нет чем привязываться, то есть личной заинтересованности. Таковы Начальная Девятка, Девятка четвертая и Девятка пятая. На Начальном уровне говорится о наличии изменений, на четвертом говорится о наличии обретения, а на пятом говорится „доверие к празднеству“. И это все говорит о том, что есть, кому СЛЕДОВАТЬ, и нет привязанностей.

Когда же проявляется качество СЛЕДОВАНИЯ мягкости, тогда не избежать привязанности. Таковы Шестерка вторая, Шестерка третья и Верхняя Шестерка. На втором уровне говорится: „Привяжешься к малому дитяти, потеряешь зрелого мужа“. На третьем уровне наоборот: „Привяжешься к зрелому мужу, потеряешь малое дитя“. Наверху говорится: „Удерживаешь и привязываешь“. Таким образом, в равной степени не избежать наличия привязанности».

 

17 | Примеры гаданий

 

 

Гадание на получение кредита

 

ГАДАТЕЛЬ. Такасима, известный японский гадатель, эпоха Мэйдзи (1868–1912).

 

ВОПРОС. Некий господин несколько раз пробовал получить кредит в банке, но все время получал отказ. Поэтому он попросил гадателя разъяснить ему эту ситуацию. Был получен знак СЛЕДОВАНИЕ без переменных уровней.

 

 

СУЖДЕНИЕ. Гадатель предположил, что причина отказов заключается в том, что у задающего вопрос нет правильно составленного заявления, в документах не представлена убедительная причина для получения денег.

 

СПОСОБ ТОЛКОВАНИЯ. Толкование образов знака.

 

РАЗБОР. В знаке СЛЕДОВАНИЕ наверху знак Водоем, который означает внешнее выражение, а внизу – знак Гром,

Подвижность. В данном случае нижний знак представляет собой человека, берущего кредит, а внешний знак подразумевает того, к кому обращаются, то есть банк. То, что нижний знак представлен знаком Гром, Подвижность, как раз и указывает на постоянное движение задающего вопрос, то есть на многочисленные попытки получить кредит.

Рот банка (верхняя иньская черта) направлен в противоположную сторону от человека, задающего вопрос. Это означает неспособность договориться. Следует «развернуть» знак Водоем в свою сторону, чтобы «рот» был направлен на нижний знак. Нужно заставить банк «открыться» в свою сторону. Значит, знак СЛЕДОВАНИЕ, составленный образами Водоема и Грома, должен превратиться в знак ПРИБАВЛЕНИЕ, 42, составленный образами Ветра и Грома. Внешний знак Водоем переворачивается и превращается в знак Ветер.

Интересно, что знак ПРИБАВЛЕНИЕ как раз и выражает понятие прибыли и указывает на получение кредита. Кроме того, знак ПРИБАВЛЕНИЕ схож со знаком Огонь, поскольку и у того, и у другого иньский уровень находится внутри, а ян его окружает. Знак Огонь означает Ясность, прояснение непонятных мест. Следовательно, необходимо четко и ясно составить заявку и затем уже направить ее в банк.

 

СБЫВАЕМОСТЬ. Человек, задавший вопрос, учел полученную информацию и поручил своим помощникам исправить ошибки. После того как был подготовлен новый пакет документов, этот человек действительно легко получил кредит.

 

Гадание на судьбу

 

ГАДАТЕЛЬ . Такасима, известный японский гадатель, эпоха Мэйдзи (1868–1912).

 

ВОПРОС. Будучи на отдыхе у моря, Такасима встретил своего друга по фамилии Ямамото, и между ними завязался спор о пользе Книги Перемен. Такасима высказал мнение, что ценность гаданий по Книге Перемен зависит от того, насколько сбываются предсказания, то есть от мастерства и знаний гадателя. Тогда господин Ямамото спросил; «Можно ли судьбу человека предсказать по Книге Перемен?» Такасима отвечал, что вполне возможно. Ямамото тут же попросил погадать на его собственную судьбу, точнее, на время его смерти. На это Такасима сказал, что нельзя просто так, без конкретного вопроса гадать на чью-либо жизнь. Но Ямамото настаивал и убедил Такасиму погадать.

В результате был получен знак САЕДОВАНИЕ, составленный образами Водоема и Грома, с Верхним переменным уровнем, переходящий в знак ОТСУТСТВИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЙ, 25.

 

 

Переменный уровень

Верхняя шестерка

Привяжешь, присоединишь крепко. Тогда последуешь, запутывая. Правитель применяет приношение в западных горах.

 

СУЖДЕНИЕ. Знак СЛЕДОВАНИЕ, составленный образами Водоема и Грома, по гадательной технике «Уроки Вэнь-вана» является знаком «возвращенных душ», что не очень хорошо при гадании на судьбу. Напрашивается вывод, что судьба вернулась на Небо, то есть человек может умереть в скором времени.

 

СПОСОБ ТОЛКОВАНИЯ. Традиционное толкование слов к знаку и переменному уровню.

 

РАЗБОР. Само положение Верхнего уровня говорит об истощении. Это означает, что достигнута высшая точка в прохождении судьбы. Слова к Верхнему уровню исходного знака: «Правитель применяет приношение в западных горах» можно рассматривать как указывающие на поминальное жертвоприношение, когда прах умершего переправляют в западные горы для захоронения. Смысл переменного знака ОТСУТСТВИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЙ, 25, также включает в себя понимание пустоты и тщетности этой жизни, что может указывать на ее конец.

Кроме того, знак Гром – это Дерево, а знак Водоем – это Металл. Он приходит в движение, в результате чего также появляется знак стихии Металла – знак Небо. Металл преодолевает Дерево, то есть самого господина Ямамото, и достигает расцвета осенью, поэтому делается суждение, что человек проживет только до осени.

В конечном счете Такасима сделал следующее суждение по этому знаку: «Ваша судьба доходит до самого пика в конце этого года. Боюсь, что Вы доживете только до осени. Возможно, что Ваши дети и внуки похоронят Вас в западных горах со всеми необходимыми обрядами». Господин Ямамото, услышав это, конечно, вышел из себя и отверг возможность своей скорой смерти: «Я крепкий человек, у меня хорошее здоровье. Мой возраст – намного младше Вашего. Почему же Вы говорите, что я не доживу до следующего года?»

Такасима изначально не хотел ввязываться в это гадание, но если уж он выбросил определенный знак, то должен был сделать предсказание в соответствии с полученным результатом, не лукавя. Конечно, ему было неприятно делать такое предсказание. Во-первых, он очень беспокоился, что мог дать ошибочное толкование. Во-вторых, речь шла о его друге и он сам не хотел, чтобы с его другом произошло то, что он ему нагадал.

 

СБЫВАЕМОСТЬ. Прошло некоторое время, и Такасима забыл об этом неприятном разговоре. Нов ноябре того же года неожиданно он получил письмо, где было сказано, что господин Ямамото весной попал под губительное воздействие ветра и заболел. Когда вернулся к себе домой, лечился, но лечение не дало результатов, и к концу года он умер.

 

ЗАМЕЧАНИЕ. Мы согласны с мнением мастера Такасимы о том, что не следует гадать о сроке человеческой жизни, не имея на то веского основания. В произведении Цзи Шаофэна, великого ученого династии Цин, под названием «Записки из травяной хижины об увиденных мелочах» есть описание одного случая. Некий гадатель по Книге Перемен получил предсказание, что должен умереть не своей смертью в определенный день. Когда наступил этот день, он закрылся у себя дома и не выходил оттуда в надежде избежать смертельной опасности. Но в этот день случилось землетрясение, и дом гадателя рухнул, погребя его под собой! Невольно задумаешься о том, способен ли кто-нибудь в полной мере познать глубину безбрежной шири Неба и Земли. Или, как принято говорить в России, пути Господни неисповедимы.

 

 

17 | Примечания

 

1 Возможный вариант перевода: «В службе – наличие ошибки» (примеч. пер.).

2 Я еще раз хочу подчеркнуть, что в знаке СЛЕДОВАНИЕ речь идет о разного рода привязанностях. Неприятности возникают из-за привязанности корыстного свойства. Мы часто ставим личностное выше разумного в принятии решений. Согласно логике Книги Перемен, такие решения не могут приносить удачу, они приносят разрушение замыслов (примеч. пер.).

3 С точки зрения государства Чжоу, на западе располагались священные горы Цзишань (примеч. пер.).

 

 

 

Знак 18. Брожение

 

 

Привязанные слова

БРОЖЕНИЕ. В Замысле – Воплощение. Ценность – в переправе через большой поток. До знака Цзя 3 дня и после знака Цзя 3 дня.

 

Объяснение устройства знака

/ 1 / Твердость наверху, а мягкость внизу. От Проникновения к Остановке – БРОЖЕНИЕ.

/ 2 / БРОЖЕНИЕ. Замысел, Воплощение – ив Поднебесной порядок. Ценность – в переходе через большой поток. В уходе – наличие дел. Перед знаком Цзя 3 дня, после знака Цзя 3 дня. Закончишь – и тогда наличие начала. Действие Неба.

 

Большой образ

Под Горой есть Ветер. БРОЖЕНИЕ. Благородный государь, глядя на этот образ, побуждает народы и воспитывает Силу духа.

 

Начальная шестерка

Исправляешь БРОЖЕНИЕ по отцу. Наличие сына. Патриарху – отсутствие неприятностей. Угроза, закончишь счастьем.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!