Начальная девятка. Малый образ



В соощущении НАДЗОР. Верность – к счастью. Воля действует правильно.

 

Девятка вторая

Соощущение приближения2. Счастье. Отсутствует неценное.

Девятка вторая. Малый образ

Соощущение НАДЗОРА. Счастье. Нет ничего, где нет Ценности. Нет еще Послушности судьбе.

 

Шестерка третья

Сладость в НАДЗОРЕ. Отсутствует, откуда Ценности. Если будешь в этом осторожен, бдителен, тогда отсутствие неприятностей.

Шестерка третья. Малый образ

Наслаждение НАДЗОРОМ. Положение не соответствует. Если остерегаешься этого, неприятности не будут длиться.

 

Шестерка четвертая

НАДЗОР на пределе. Отсутствие неприятностей.

Шестерка четвертая. Малый образ

Предельный НАДЗОР. Отсутствие неприятностей. Положение соответствует.

 

Шестерка пятая

Знание НАДЗОРА, приближения. Большому государю так должно. Счастье.

Шестерка пятая. Малый образ

Должное для великого государя. Это определяется как равновесие в движении.

 

Верхняя шестерка

Щедрость в НАДЗОРЕ, НАДЗОР в щедрости. Счастье. Отсутствие неприятностей.

Верхняя шестерка. Малый образ

Счастье от щедрости в НАДЗОРЕ. Воля находится внутри.

 

19 | Толкование Чэн И

НАДЗОР. «Объяснение последовательности знаков» гласит: «Если возникает дело, то оно может стать великим, поэтому обстоятельства принимаются знаком НАДЗОР, приближение». НАДЗОР – это способность приблизить великое, то есть увеличение, приближение. Знак БРОЖЕНИЕ, 18, – это дела. Раз есть дела, то может появиться нечто великое, поэтому и принимается знаком НАДЗОР.

Хань Бо говорит: «Предприятие, которое может быть великим, рождается из дел. 2 ян в самом низу только начинают расти и вырастают великими, поэтому и возникает образ приближения. С точки зрения 2 знаков, на Водоеме есть Земля. Получается, что Земля соприкасается с Водоемом – это образ берега. Земля близко подходит к Воде, приближается к Воде, поэтому появляется понятие приближения, то есть НАДЗОРА. Среди сущностей Поднебесной нет ничего большего, чем Земля и Вода, которые подают пример приближения всем остальным. Когда Земля соприкасается с Водой – это знак СБЛИЖЕНИЕ, 8. А когда Водоем соприкасается с Землей – это знак НАДЗОР. НАДЗОР – это приближение к народу, приближение к делам, любого типа посещения, подход к делу».

 

19 | Привязанные слова

 

 

НАДЗОР. В великом Замысле – Воплощение. Ценность – в Верности. Дойдешь до восьмого месяца – будет несчастье.

 

19 | ПС Исходный смысл

НАДЗОР означает подход, продвижение, следовательно, нависание, давление на вещи. 2 ян вторгаются в область инь и растут, давят на инь снизу, поэтому возникает понятие НАДЗОРА, подхода. Этот знак соответствует Силе дыхания двенадцатого месяца3 в круговороте года. С точки зрения 2 составляющих знаков, внизу Водоем, Радость, наверху Земля, Послушность. Девятка вторая, будучи твердой, находится посредине, в равновесии, наверху в созвучии с мягкой Пятеркой. Поэтому гадающему говорится о Воплощении Замысла и Ценности в Верности правде.

Однако когда наступит восьмой месяц, тогда может быть несчастье. Это выражение указывает на восьмой месяц, если считать от знака ВОЗВРАТ, 24 (с 1 нижним янским уровнем, который соответствует одиннадцатому месяцу), и до знака УХОД, 334, который соответствует шестому месяцу года и состоит из знаков Небо и Гора (2 инь занимают Начальный и второй уровни): инь растет и ян убегает в это время. Можно еще сказать: восьмой месяц – это срединный месяц лета, направляющий месяц года, из знаков Книги Перемен это – ОБЗОР, 20, противоположный знаку НАДЗОР (2 янских уровня сверху). На основании этих измышлений гадающему выносится предостережение.

 

19 | ПС Толкование Чэн И

Если говорить о знаке с точки зрения его качества, то он полон великого Воплощения и правды. 2 ян только-только начинают рост. Это время, когда Путь янской Силы дыхания идет к наполнению. Мудрый человек предвидит возможности развития и заранее делает предостережение: «Хотя ян только начал расти, но дойдет до восьмого месяца, и тогда начнется Путь его истощения». Путь истощения ян понимается как несчастье.

Предостережение мудрецов в том, что необходимо заботиться о будущем развитии сущности, когда она только начинает расти. Тогда ты сможешь предотвратить момент переполненности. Это поможет в Воплощении Замыслов долгих, вечных дел. Если же начинаешь остерегаться после того, как уже наступил упадок, тогда Ценности от этого не будет.

Мир и порядок в Поднебесной никогда не устанавливаются навечно и в какой-то момент сменяются периодом смуты. Предостережения против разрухи имеют смысл тогда, когда порядок еще не достиг полноты. Сохранить мир и покой возможно, только предпринимая предупреждающие шаги. Если же не делать этого, то рождаются гордость и расточительство, в радости становишься слишком распущенным, и тогда разрушаются установления точных понятий. Когда забываешь о ростках беды и смуты, тогда вторгаются распутство и несдержанность. Так начинается приход смуты.

 

19 | ПС Сводные толкования

Чжан Ши говорит:

«Слова „наличие несчастья“ относятся к переменам в уровнях. Мы видим, что рост ян доходит до Двойки, именно поэтому дается предостережение, ведь ян еще не прошел средину, не достиг крепости, поэтому предостережение дается как раз вовремя. Значение этих слов такое же, как в словах „ступишь на иней, а будет твердый лед“. То же самое говорится и на третьем уровне знака СОГЛАСОВАННОСТЬ, 11: „Без ровного не бывает уклона, без ухода не бывает возврата“. В этом есть предостережение о том, чтобы не уходить из состояния равновесия, средины».

 

Чжан Цзюнь говорит:

«Ян доходит до предела в Девятке5, а малый инь рождается в Восьмерке. Инь соотносится с луной по своему значению. Инь достигает зрелости в Шестерке, а малый ян возвращается в Семерке. Предел ян соотносится с солнцем».

 

Ван Иньлинь говорит:

«В понимании слов „в восьмом месяце – несчастье“ есть 3 разных подхода. Первый говорит, что эти слова указывают на время действия знака НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ, 12, – от знака Чоу (Бык, второй знак двенадцатеричного цикла) до знака Шэнь (Обезьяна, девятый знак двенадцатеричного цикла). Второй говорит, что это время действия знака УХОД, 33, – от Цзы (Крыса, первый знак) до знака Вэй (Коза, восьмой знак). И третий подход утверждает, что это время действия знака ОБЗОР, 20, – от Инь (Тигр, третий знак двенадцатеричного цикла) до знака Ю (Петух, десятый знак). В „Исходном смысле“ одновременно рассматриваются второй и третий подходы.

Интересно, что в знаке ВОЗВРАТ, 24, используется похожее выражение „7 дней“ по поводу которого также существуют 3 точки зрения. Первая говорит, что Сила духа этого знака возникает в знаке ДОВЕРИЕ К ВНУТРЕННЕМУ, 61, который соответствует 6 дням из указанных 7. Вторая точка зрения считает, что знак ВОЗВРАТ с единственной янской чертой на первом уровне происходит из 6 черт знака ЗЕМЛЯ, в котором 1 – седьмая – черта меняется на ян. Так появляются 7 черт ил и „7 дней“.

Третий подход говорит, что от знака СТОЛКНОВЕНИЕ, 44, указывающего на пятый месяц года с единственной иньской чертой на первом уровне, до одиннадцатого месяца, когда рождается 1 ян знака ВОЗВРАТ, проходит как раз 7 единиц цикла. В „Исходном смысле“ как раз рассматривается та точка зрения, когда знак СТОЛКНОВЕНИЕ доходит до знака ВОЗВРАТ».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«Мы видим, что разные школы по-разному трактуют знак НАДЗОР. Объясняют его как „близкое“ и объясняют его как „великое“. В обоих случаях берется только значение слова: сверху вглядываться вниз, но не указывается, что с помощью мягкости вглядываешься в твердость. В „Исходном смысле“ говорится, что продвигаясь, нависаешь над бездной. Образ бездны возникает потому, что находясь над ней, вглядываешься сверху в ее глубину. Таким образом, получается, что НАДЗОР (или вглядывание, приближение) описывает обстоятельства, когда твердость приближается и давит на нависающую мягкость.

Знак ВОЗВРАТ, 24, – это предел развития инь и начало прихода ян. А знак НАДЗОР – это развитие Силы дыхания ян уже до 2 уровней, когда они начинают давить на инь. Поэтому в знаке ВОЗВРАТ есть указание на Воплощение, а в знаке НАДЗОР есть указание на великое Воплощение. При этом в знаке ВОЗВРАТ не говорится о Ценности в Верности, поскольку ВОЗВРАТ – лишь малый росток Начального ян. В знаке НАДЗОР 2 ян растут, набирая силу и вторгаясь в область инь. В результате легко могут возникнуть несдержанность, развязность. Поэтому дается предостережение».

 

19 | Объяснение устройства знака

 

 

/ 1 / НАДЗОР. Твердость проникает и растет.

 

19 | ОУ / 1 Исходный смысл

Название знака объясняется через тело знака.

 

19 | ОУ / 1 Сводные толкования

Ван Иньлинь говорит:

«В трактате „Канон иньской Матрицы“ говорится: „Небо и Земля действуют на своем Пути, инь и ян преобладают“. В знаке НАДЗОР говорится: „Твердость проникает и растет“, а в знаке УХОД, 33, говорится: „Твердость занимает надлежащее положение“ Когда ян в знаке НАДЗОР растет, тогда получается знак СОГЛАСОВАННОСТЬ, 11. Когда инь в знаке УХОД продолжает возрастать, тогда получается знак НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ, 12. Слово „проникает“ указывает на постепенное просачивание, и воистину глубок смысл предостережения великих людей!»

 

Чжан Цинцзы говорит:

«В знаке ВОЗВРАТ, 24, рождается 1 ян. Он продолжает расти, и так получается знак НАДЗОР. Поэтому и говорится: „Твердость постепенно продвигается и растет“. В знаке УХОД, 33, Сила дыхания проявляет себя противоположным образом знаку НАДЗОР, о чем и говорится: „Твердость проникает и растет“. При этом в знаке УХОД не говорится: „Мягкость проникает и растет“ а только говорится: „В малом – Ценность в Верности, проникает и растет“ потому что Перемены не созданы для замыслов маленьких людей».

 

/ 2 / Радость Послушности. Твердость находится в равновесии и в созвучии.

 

19 | ОУ / 2 Исходный смысл

Снова через качество Духа знака и тело знака объясняется добрая сторона этого знака.

 

19 | ОУ / 2 Замечание Ли Гуанди

Все эти слова: «Твердость проникает и растет. Радость Послушности. Твердость находится в равновесии и в созвучии» объясняют название знака. Выражение «твердость проникает и растет» означает, что только на янском Пути возможно Воплощение. Если есть Сила духа Радости и Послушности, тогда человеческие сердца действуют слаженно. Если «твердость находится в равновесии и в созвучии», тогда верхи и низы соединяются и движения их воли едины. Получается, что Сила духа питает Поднебесную и есть возможность осуществлять НАДЗОР, или подход, другими словами.

Поэтому Конфуций говорит: «НАДЗОР – это великое». Если бы было просто сказано: «НАДЗОР», то было бы значение управления и подавления маленьких людей и в словах к уровням знака было бы много непонятных мест, поскольку все уровни имеют благоприятное предсказание.

 

/ 3 / Через великое Воплощается правда – это и есть Путь Неба.

 

19 | ОУ / 3 Исходный смысл

Это предсказание уместно в данном случае, когда твердость возрастает и появляется совершенство.

 

19 | ОУ / 3 Толкование Чэн И

Проникновение – это постепенное просачивание, продвижение внутрь. 2 ян растут внизу и постепенно продвигаются вверх. Внизу знак Водоем, наверху знак Земля. Это Радость и Послушность в ладу. Твердость обретает срединный Путь, созвучие и помощь. Так появляется способность к Воплощению великого и обретению правды. Это и есть Путь Неба. Преобразуешь и питаешь Поднебесную своей работой, не отдыхая, в этом есть твердость и правда, лад и Послушность. Наблюдаешь за людьми, осуществляешь НАДЗОР за делами, за Поднебесной, и нет ничего, в чем не было бы великого Воплощения и обретения правды. Знак Водоем – это Радость, а Радость ведет к ладу. В знаке ПРОРЫВ, 43, в «Объяснении устройства знака» говорится: «Прорываешься и приходишь кладу».

 

/ 4 / Доходишь до восьмого месяца, будет несчастье. Убывает и не длится.

 

19 | ОУ / 4 Исходный смысл

Несмотря на бесконечное движение Небесного круга, государь должен знать, чего нужно остерегаться.

 

19 | ОУ / 4 Толкование Чэн И

В знаке НАДЗОР ян рождается снизу и доходит до 2 уровней. Ян начинает постепенно наполняться, обретать силу, поэтому мудрый человек предупреждает: «Несмотря на то что ян только начинает расти, когда-нибудь он дойдет до восьмого месяца и начнет убавляться, тогда будет несчастье». Выражение «восьмой месяц» указывает на то, что ян начинает рождаться в знаке ВОЗВРАТ, 24, а от знака ВОЗВРАТ до знака УХОД, 33, проходит 8 шагов, то есть лун, и от первого часа суток Цзы время проходит до вечернего часа Вэй (восьмой знак). Но при этом говорится, что «убывание не длится долго», поскольку Силы дыхания инь и ян, убывание и рост движутся по кругу, и в этом нельзя ничего изменить.

Если говорить с точки зрения человеческих дел, то ян – это государь, инь – это маленький человек, и когда Путь государя только начинает расти, нужно помнить об этом. Мудрые люди дают полное предостережение о законе возникновения несчастий, чтобы все были готовы к этому, чтобы никогда не доходили до предела наполнения. Тогда можно будет избежать несчастий.

 

19 | ОУ / 4 Сводные толкования

Кун Инда говорит:

«В таком знаке, где растет ян, лучше постоянно напоминать: „По прошествии 8 лун наличие несчастья“ Но этот знак называется НАДЗОР, и его значение – наполнение величием, достижение полноты величия, поэтому в этом знаке подобное предостережение особенно важно. В общем, закон для всех знаков одинаков: когда рост ян доходит до конца, обязательно будет несчастье».

 

Лу Чжэньци говорит:

«Солнце – это образ ян, луна – это образ инь. Восьмерка – это число малого инь, Семерка – это число малого ян6. Поэтому говорится, что срок прихода инь определяется как восьмая луна. Если же говорится о сроке прихода ян, то говорится: „7 дней“, то есть „7 солнц“».

 

19 | ОУ / 4 Замечание Ли Гуанди

Рассуждение о «8 лунах» и «7 солнцах» – очень меткое. Число ян достигает полноты в Девятке, после чего отступает, и рождается малый инь Восьмерки. Число инь полностью исчерпывается в Шестерке, после чего происходит продвижение вперед и рождается Семерка малого инь. Семерка и Восьмерка – это числа начала рождения инь и ян.

 

19 | Большой образ

 

 

Над Водоемом есть Земля, НАДЗОР. Государь тем самым поучает думать неистощимо, принимает и охраняет народ без границ.

 

19 | БО Исходный смысл

Земля надзирает сверху за Водоемом. Верх надзирает за низом. Оба участвуют в деле НАДЗОРА: тот, кто учит неистощимо, воплощает знак Водоем, а тот, кто вмещает без границ, воплощает знак Земля.

 

19 | БО Толкование Чэн И

Над Водоемом есть Земля. Земля – это берег Водоема, это граница с водой. Берег нависает над водой, как будто надзирая за ней. При этом берега, Земля вмещают воду. Подобно этому благородный государь осуществляет НАДЗОР за народом, поучая его думать неистощимо, вмещает его в своем сердце и ведет его. Слово «неистощимо» указывает на предельную искренность. Надзирает за народом и тем самым сохраняет его. Отсутствие границ указывает на широкое и безграничное. Способность вмещать есть качество широкого и великого, поэтому отсутствует истощение, отсутствуют ограничения.

 

19 | БО Сводные толкования

Ван Би говорит:

«На Пути взаимного НАДЗОРА нет ничего лучше, чем Радостная Послушность. Не применяешь опустошающее ограничение, а обретаешь искреннее отношение сущностей. Потому и сущности не противоречат тебе. Тем самым благородный государь поучает думать неистощимо, неисчерпаемо. Он вмещает, охраняя народ без границ».

 

Лю Му говорит:

«Берег выше, чем Водоем, он, нависая над водой, надзирает за Водоемом».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«Не просто говорится „поучает“, а говорится „поучает думать“. Смысл этого заключается в том, что Водоем глубок. Не просто говорится „охраняет народ“ а говорится „вмещая, охраняет народ“. Потому что способность государя соизмерять и определять верное количество велика, подобно вместимости Земли.

Если смысл знака объяснять с точки зрения иньских и янских уровней, то великое (2 ян) надзирает за малым (4 инь). Если говорить с точки зрения Земли и Водоема, то высокое надзирает за низким».

 

Цай Цин говорит:

«Когда государь обучает народ думать, то народ склоняется перед государем. Слово „Верность (преданность)“ состоит из понятий „средина“ и „сердце“ это и указывает на внутреннюю работу думания.

Еще говорится: „Обременяешь его трудами, ведешь его, ограничиваешь его, выпрямляешь его, понуждаешь его владеть собой и подчиняться, возбуждаешь его Силу духа. Так благородный государь учит думать без границ. Для государя весь народ является его земляками и родственниками, все его братья, все связаны между собой. Необходимо, чтобы все радовались и пользовались этой заслугой. В этом можно видеть, как благородный государь вмещает народ без границ“».

 

19 | БО Замечание Ли Гуанди

 

ЕНАДЗОР – это великое. Водоем наполнен до краев и вот-вот сравняется с Землей. Это и есть значение великого. Государь без ограничений учит думать, неистощимо. Он вмещает, охраняя без границ, так как благо, даримое правителем, велико, глубока его проницаемость и продолжает расширяться.

 

19 | Начальная девятка

 

 

Всеобщий НАДЗОР. В Верности – счастье.

 

19 | НД Исходный смысл

В знаке только 2 ян, к которым примыкают 4 инь, поэтому на янских уровнях дается образ всеобщего приближения, приближения всех инь к целостности ян. Начальная Девятка – твердая и владеет правдой, поэтому говорится о счастье в Верности.

 

19 | НД Толкование Чэн И

Иероглиф «всеобщность» намекает на всеобщность чувств. В то время как ян возрастает, его трогает, касается инь. Четвертый уровень находится в созвучии с Начальным, поэтому между ними устанавливается соответствие чувств. По сравнению с другими знаками Книги Перемен это взаимное ощущение, созвучие знака НАДЗОР действует более сильно. Четверка близка к положению государя, а Начальная Девятка обретает правильное положение, поэтому с Четверкой находит созвучие чувств. Тем самым правильный Путь соответствует наличию веры, которая способна управлять движениями воли, направлять их в верное русло. Это, конечно, Путь счастья. В других же знаках не уделяется такого большого внимания правильности и неправильности положения Начального и Верхнего уровней.

Но в любом случае слова «в Верности – счастье» всегда указывают на счастье от правильности своего положения в мире. Это значит, что владение правдой дает счастье. Что уж говорить, если к тому же есть Верность и крепость удержания? В этом случае счастье будет сопутствовать тебе в любых делах.

 

19 | НД Сводные толкования

Ли Шуньчэнь говорит:

«Гора и Водоем проводят Силу дыхания ян и инь. Таким образом, когда над Горой есть Водоем, так появляется знак СООЩУЩЕНИЕ, 31. А вот когда над Водоемом есть Земля, то понятие со-ощущения, всеобщности используется на Начальном и втором уровнях. Это также означает, что Силы дыхания инь и ян друг друга ощущают, чувствуют».

 

19 | Начальная девятка. Малый образ

 

 

В соощущении НАДЗОР. Верность – к счастью. Воля действует правильно.

 

19 | НД.МО Толкование Чэн И

Выражение «Верность – к счастью» указывает на то, что воля Начальной Девятки действует правильно. Она располагается на янском уровне и, кроме того, находится в созвучии с правильностью Четверки. Поэтому воля ее правильна.

 

19 | НД.МО Сводные толкования

У Юэфэн говорит:

«У уровня есть удержание правды и есть действие правды. Начальная Девятка надзирает за начальной правдой, так же как в знаке ЗАТРУДНЕНИЕ, 3».

 

19 | Девятка вторая

 

 

Соощущение приближения. Счастье. Отсутствует не-Ценное.

 

19 | Д2 Исходный смысл

Твердость владеет срединой и обладает силой продвигаться вверх. Поэтому в гадании счастье и отсутствие не-Ценного.

 

19 | Д2 Толкование Чэн И

Ян на втором уровне постепенно наполняется. Его трогают чувства Шестерки пятой, которая указывает на уравновешенного, мягкого государя. Поскольку есть созвучие, мы можем говорить о соединении и родственности, поэтому существует доверие в поручениях. Доверие в поручениях означает, что есть управление движением воли. В таких обстоятельствах действительно приближаешься к счастью и нет ничего, в чем не было бы Ценности. Счастье является определенным. Кроме того, если действуешь в этом состоянии, то нет ничего, откуда не приходит Ценность.

 

19 | Д2 Сводные толкования

Цай Цин говорит:

«Начальная Девятка через твердость обретает правду и тем самым – счастье. Девятка вторая через твердость и срединность пребывает в счастье. Твердая срединность, следовательно, дает Верность, о которой даже не нужно говорить. Сохранение равновесия в твердости – это самый естественный способ творить добро».

 

19 | Девятка вторая. Малый образ

 

 

Соощущение НАДЗОРА. Счастье. Нет ничего, где нет Ценности. Нет еще послушности судьбе.

 

19 | Д2.МО Толкование Чэн И

Слова «еще нет» означают, что нет резкости. У Мэн-цзы спросили, как побудить царство Ци завоевать царство Янь. Тот ответил: «Еще нет». Девятка вторая и Шестерка пятая действуют сообща в созвучии в деле НАДЗОРА, так как Сила духа срединности является главенствующей. В этом созвучии самое главное – это искренность сердца, а не следование приказам сверху. Поэтому говорится о счастье и отсутствии не-Ценного. Пятерка находится в теле Послушности знака Земля, а Двойка – в теле Радости знака Водоем. Но второй уровень еще далек от Радости.

 

19 | Д2.МО Замечание Ли Гуанди

Путь государя главенствует, такова воля Неба. При этом в «Привязанных словах» говорится: «В восьмом месяце будет несчастье». А в «Объяснении устройства знака» добавляется, что «убывание не длится долго». Благородный государь способен пустоту удерживать подобно наполненности. Это и называется великим Воплощением и правильным Путем Неба, когда Послушен Пути, а не судьбе. Двойка представляет собой хозяина, управляющего твердостью, то есть хозяина всего знака. Это соответствует смыслу, данному в «Объяснении устройства знака».

Воля Неба всегда заключается в закономерностях убывания и роста. Этого достаточно. Во время роста, возрастания ян нет Послушности судьбе. И когда нет Послушности судьбе, понимаешь, что наполнение не будет длиться долго и продвижение нельзя удержать. Когда начинается убывание, тогда воля твоя направляется на судьбу с тем, чтобы сущности не могли истощиться. Таким образом, в уходе обязательно будет возврат. Великие значения Перемен полностью исчерпываются этим.

 

19 | Шестерка третья

 

 

Сладость в НАДЗОРЕ. Отсутствует, откуда Ценности. Если будешь в этом осторожен, бдителен, тогда отсутствие неприятностей.

 

19 | Ш3 Исходный смысл

Иньская мягкость, в которой нет равновесия и правды, находится на верху нижнего знака, то есть она в Радости знака Водоем приближается к людям 2 нижних янских черт. Конечно, в таком гадании ни в чем не будет Ценности. Однако если можешь огорчиться, увидев неправильность своего положения, и поменять его, тогда будет отсутствие неприятностей. Глубокий смысл этого предостережения в том, чтобы воспитывать человечность вне иньской сладости.

 

19 | Ш3 Толкование Чэн И

Тройка находится на верху низа. Здесь говорится о НАДЗОРЕ за человеком, потому что третий и четвертый уровни в знаке соответствуют положению человека7. Это уровень иньской мягкости находится в теле знака Радость. Кроме того, располагается не посредине и занимает неуместную, неправильную позицию. Поэтому говорится именно о сладкой радости в НАДЗОРЕ за человеком. Сверху НАДЗИРАЕШЬ за низом с ощущением сладкой радости, через что сильно сдаешь в Силе духа. Конечно, ниоткуда не будет Ценности.

Уровень находится сверху над 2 ян. Ян только что вырос и продвигается наверх, поэтому нет покоя, обуревает беспокойство, которое еще больше усиливается от нарастания радости. Но если же в этих обстоятельствах помнишь об опасности и в страхе тревожишься о Силе духа, если можешь сохранять честность и удерживать правду, если в предельной искренности наводишь порядок в себе, тогда будет отсутствие неприятностей. Ведь порок чрезмерной радостности возникает из самого себя. Если способен огорчаться, тогда исправишь его. Тогда откуда будут тебе неприятности?

 

19 | Ш3 Сводные толкования

Су Ши говорит:

«Когда с радостью принимаешь, это определяется как сладость, наслаждение».

 

Ху Бинвэнь говорит:

«В „Объяснении устройства знака“ говорится только, что твердостью НАДЗИРАЕШЬ за мягкостью, а на уровнях, кроме Начального и второго, еще указывается, что сверху НАДЗИРАЕШЬ за низом. Тройка в теле знака Водоем едет на 2 ян, поэтому и появляется образ наслаждения в теле Радости. В данном случае это радость от НАДЗОРА над людьми, приближения. В знаке МЕРА, 60, на уровне Девятки пятой также говорится о сладости, но уже с точки зрения срединности (средний уровень в верхнем знаке) и правды (янский уровень на янском положении).

В знаке МЕРА сладость ограничения ведет к счастью и отсутствию не-Ценного, то есть ограничение – это противоположность радости. Излишнюю радость выравнивают с помощью огорчения, заботы. Если способен огорчиться и изменить себя, тогда отсутствие неприятностей».

 

19 | Ш3 Замечание Ли Гуанди

В знаке НАДЗОР приближение есть значение увеличения, то есть наполнения силы, поэтому можно говорить о стремлении наполнить свой Дух силой и величием. Именно это стремление сообщает смысл уровням и словам к знаку. Начальный и второй уровни как раз этой наполненностью Силы духа трогают, ощущают людей, вызывают сопереживание. Поэтому и говорится о «всеобщности» и «соощущении». Эти 2 янских уровня еще не достигли предела Радости знака Водоем, поэтому действуют, вызывают сопереживание с людьми через ограничение и огорчение.

Шестерка третья уже достигла предела Радости, поэтому способна управлять ею, но в ней нет равновесия и правды. Она не сдержанна в чувствах, пребывая на положении силы. Откуда же у нее будут Ценности? Когда Радость достигает предела, тогда рождается огорчение. Если огорчился, значит, смог уразуметь, что нет Радости на позиции силы. В этом случае неприятности отступят. Таким образом, мы видим, что этот уровень и третий уровень знака МЕРА похожи между собой, поскольку оба находятся в теле знака Водоем, Радость.

 

19 | Шестерка третья. Малый образ

 

 

Наслаждение НАДЗОРОМ. Положение не соответствует. Если остерегаешься этого, неприятности не будут длиться.

 

19 | Ш3.МО Толкование Чэн И

Человек иньский, мягкий располагается на месте, у которого нет равновесия и правды. Тройка находится наверху нижнего знака. Кроме того, она опирается на 2 ян, что тоже неправильно. Если способен быть настороженным и тревожиться об этом, тогда постараешься измениться, и неприятности не продлятся долго.

 

19 | Ш3.МО Сводные толкования

Ли Цзянь говорит:

«У Шестерки третьей нет равновесия и нет правды. Она располагается на неуместном положении. Хотя она и радуется этому месту, но не может справиться с осуществлением НАДЗОРА. Если она будет знать об этом заранее, то постарается исправить себя, тогда неприятности не продлятся долго».

 

19 | Ш3.МО Замечание Ли Гуанди

Мягкость не соответствует третьему уровню, а четвертому уровню соответствует, поэтому его Сила духа понимается как добрая и хорошая. Однако Тройка занимает высокое положение в знаке, она полна силы. Несмотря на то что ей нельзя наслаждаться, она испытывает наслаждение. Это происходит именно потому, что нет соответствия. Четверка располагается на своем месте и ощущает родственную близость с Тройкой. Поэтому Тройка заимствует ее силу и предсказание Тройки более благоприятно. Такой обмен возможен в знаках Книги Перемен.

 

19 | Шестерка четвертая

 

 

НАДЗОР на пределе. Отсутствие неприятностей.

 

19 | Ш4 Исходный смысл

Находишься на месте и владеешь этим положением. Внизу устанавливаешь созвучие с Начальной Девяткой. Это образ полного взаимного НАДЗОРА. В таком случае обязательно будет отсутствие неприятностей.

 

19 | Ш4 Исходный смысл

Четверка находится на нижнем уровне верха, близко примыкает к нижнему телу знака. Она плотно нависает над низом, приближаясь к низу. Так появляется образ полного НАДЗОРА. На Пути такого приближения ценишь то, что близко, поэтому в сближении достигаешь предела. Четверка занимает правильное положение, внизу соответствует твердости Начальной Девятки. Получается, что она находится близко от государя, удерживает правду и принимает на службу одаренных, то есть по-родственному обращается с подчиненными. Итог – отсутствие неприятностей через соответствие места.

 

19 | Ш4 Сводные толкования

Ван Чжунчуань говорит:

«Четверка вверху НАДЗИРАЕТ над низом, занимает самое близкое положение с нижним телом, что говорит о родственности, о„предельном НАДЗОРЕ“. Эти слова описывают отношения между верхним и нижним знаками. Конечно, нет большей близости, чем на этом уровне».

 

19 | Шестерка четвертая. Малый образ

 

 

Предельный НАДЗОР. Отсутствие неприятностей. Положение соответствует.

 

19 | Ш4.МО Толкование Чэн И

Четверка пребывает на месте, близком к государю, и принимает от него обязанности. Инь располагается на четвертом уровне, тем самым обретает свою правду. С Начальной чертой находится во взаимном соответствии и тем самым опускается ниже одаренных. Поэтому у нее отсутствие неприятностей.

 

19 | Ш4.МО Сводные толкования

Чжэн Жусе говорит:

«Этот уровень располагается на границе между верхом и низом. Это наилучшее положение для НАДЗОРА. Ведь, когда осуществляешь НАДЗОР за низом, только вред возникает от того, что находишься слишком далеко от него и нет сообщения. Четверка близка к низу и поэтому располагается на предельно подходящем месте. Поэтому отсутствие неприятностей».

 

19 | Шестерка пятая

 

 

Знание НАДЗОРА, приближения. Большому государю так должно. Счастье.

 

19 | Ш5 Исходный смысл

Мягкость находится посередине. Внизу в отклике с ней Девятка вторая. Поэтому государь сам не действует, но дает поручения людям. Это дело того, кто знает цель. Следовательно, большому государю именно так должно поступать – это Путь счастья.

 

19 | Ш5 Толкование Чэн И

Пятерка с качествами мягкости, срединности и Послушности знака Земля располагается на положении власти. Кроме того, находится в правильном отклике со вторым уровнем – сановником, твердым и равновесным. Таким образом, она может положиться на Двойку и дать ей поручение. В таких обстоятельствах наводишь порядок, не утомляясь, тем самым знаешь, как нависать, осуществлять НАДЗОР за нижними.

Если говорить о НАДЗОРЕ с точки зрения одной личности, то можно наблюдать за необъятной широтой Поднебесной, приблизить ее, беря на себя ответственность постепенно и планомерно, часть за частью, надел за наделом. Но разве возможно полностью охватить 10000 дел? Если берешь на себя все знание о Поднебесной, то разве сможешь справиться? На самом деле это будет незнание.

Только если ты будешь опираться на добрых и давать задание умным в Поднебесной, тогда не будет ничего неохваченного. Только так в этом знании не будет чрезмерности полномочий. Вот тогда можно сказать, что это знание великое. Созвучие Девятки второй говорит об одаренном человеке, способном, твердом и равновесном. Если даешь ему поручения, наблюдая сверху, вглядываясь, следя за ним, то, значит, управляешь Поднебесной в ясности знания. Это именно то, что должно делать великому государю. Само собой понятно, что будет счастье.

 

19 | Ш5 Сводные толкования

Ван Шэньцзы говорит:

«Срединность и неотклоняемость означают, что только наиболее мудрый правитель Поднебесной способен к чуткости, ясности ума и полноте знания. В этом проявляется полнота НАДЗОРА. Поэтому умение надзирать – это то, что есть должное для великого государя. Шестерка пятая через Путь мягкой срединности и равновесия наделяет полномочиями Девятку вторую – одаренного человека, обладающего равновесием в твердости. Сам государь не должен действовать в этих обстоятельствах, применяя свое знание. Собирать вокруг себя множество одаренных – это есть великое знание государя. Конечно, так должно быть государю, и тогда обретешь счастье».

 

19 | Шестерка пятая. Малый образ

 

 

Должное для великого государя. Это определяется как равновесие в движении.

 

19 | Ш5.МО Толкование Чэн И

Когда Пути государя и сановников совпадают, это значит, что по своему разряду их Силы дыхания друг к другу притягиваются. Пятерка обладает Силой духа равновесия, поэтому способна, являясь одаренной сущностью, принять на себя ответственность и выполнять дело с твердостью и равновесием. Это дело должное для государя, который выполняет работу по НАДЗОРУ своей срединной Силой духа. Разве сможет государь, обладая качеством одаренности, но не имея соединения с людьми одинаковых с ним качеств Силы духа, выполнить свой долг?

 

19 | Ш5.МО Сводные толкования

Шэнь Гай говорит:

«Способен, потому что умеет в действиях быть уравновешенным, сохранять средину».

 

19 | Верхняя шестерка

 

 

Щедрость в НАДЗОРЕ, НАДЗОР в щедрости. Счастье. Отсутствие неприятностей.

 

19 | ВШ Исходный смысл

Находишься на самом верху знака, то есть пребываешь в окончании НАДЗОРА. Это щедрость в НАДЗОРЕ, поэтому на этом Пути счастье и отсутствие неприятностей. Таково предсказание гадающему.

 

19 | ВШ Толкование Чэн И

Верхняя Шестерка – это предел знака Земля, то есть это предельная Послушность. Уровень означает окончание знака НАД-30R Нет правильного созвучия с третьей Шестеркой. Однако в целом инь стремится к ян, поскольку все 4 инь стремятся к 2 ян. Предельная Послушность инь состоит в том, что ее воля направлена на следование 2 ян.

Если государь, занимая высшее положение, прислушивается к тем, кто находится у него в подчинении, то это указывает на одаренность государя как политика. Поэтому говорится «щедрость в НАДЗОРЕ». Такой подход означает достижение счастья и отсутствие неприятностей. Если не способен надзирать, не способен справляться со своей иньской мягкостью, тогда наличие неприятностей. Шестерка находится в конце НАДЗОРА. Если при этом у нее получается не впадать в избыточность мягкости, то она проявляет щедрость и полноту. Только так возможно достижение счастья на этом уровне.

 

19 | ВШ Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

Верхняя Шестерка означает щедрость НАДЗОРА. Щедрость НАДЗОРА означает накопление обязанностей, крайнюю степень ответственности, которая может привести к счастью только в полноте щедрости. В знаке НЕПОДВИЖНОСТЬ, 52, на уровне Верхней Девятки также говорится: «Щедрость в сдержанности или сдержанность в щедрости». В знаке ВОЗВРАТ, 24, только на пятом уровне говорится «в щедрости ВОЗВРАТ», поскольку Верхняя Шестерка описывает не очень хорошие обстоятельства.

 

Ян Цисинь говорит:

«Находишься на пределе НАДЗОРА, поэтому обладаешь мощным Путем. То есть думаешь неистощимо, вмещаешь и охраняешь безгранично. Твоя Сила духа – очень мощная, и нет вещей, которые ты не смог бы вместить в свое разумение. Путь длится долго, и на Пути преобразований нет ничего, что не обретает завершения».

 

19 | Верхняя шестерка. Малый образ

 

 

Счастье от щедрости в НАДЗОРЕ. Воля находится внутри.

 

19 | ВШ.МО Толкование Чэн И

Воля находится внутри – в созвучии ян Начального и второго уровней. Воля послушна твердому ян, поэтому есть искренняя широта щедрости. Очевидно, что будет счастье.

 

19 | ВШ.МО Сводные толкования

Чжан Чжэньюань говорит:

«Воля находится внутри. Это значит, что 10000 сущностей обладают единым телом. В таких обстоятельствах щедрость велика. Если же воля не будет направлена внутрь, то Сила духа будет мелкой и скудной».

 

19 | ВШ.МО Замечание Ли Гуанди

 

Здесь воля находится внутри. Это противоположно описанию Начального уровня в знаке СОГЛАСОВАННОСТЬ, 11, у которого воля находится вовне. Если говорить с точки зрения начальной черты, то вовне располагаются народы Поднебесной. Если говорить с точки зрения верхней черты, тогда это будет внутреннее.

Когда правитель народа Инь сам пахал поле и при этом брал на себя тяжесть управления Поднебесной, можно сказать, что воля его была вовне. Когда Яо и Шунь ожидали наступления старости и неустанно трудились в заботах о народе, можно сказать, что воля их была внутри.

 

19 | Примеры гаданий

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!