Только Богочеловек Иисус Христос – Искупитель



 

4. Посему (8) не даст Богу измены [1172] за ся (9) и цену избавления души своея. Итак, не брата ищи для своего искупления, но того, кто превосходит тебя естеством, не простого человека, но Богочеловека Иисуса Христа, Который один может дать Богу измену за всех нас, потому что Его предположи Бог очищение верою в крови Его (Рим. 3:25). Моисей был брат израильтянам, однако же не мог искупить их. Как же искупит человек обыкновенный? Пророк говорит сперва утвердительно: брат не избавит, а потом с силою присовокупляет вопросительно: избавит ли человек? Моисей не освободил народа от греха, но только умолил Бога не карать за грех. Он и за себя не мог дать измены, когда впал в прегрешение, и после столь многих и великих чудес и знамений, какие видел, произнес слово сомнения: послушайте мене, непокоривии: еда из камене сего изведем вам воду? Почему и Господь за сие слово рече к Моисею и Аарону: понеже не веровасте Мне, освятити Мя пред сынми Израильтескими, сего ради не введете вы сонма сего в землю, юже дах им (Чис. 20:10, 12). Посему не даст Богу измены за ся. Ибо что может человек найти столько ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления наших душ, – это святая и многоценная кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас. Почему мы и куплени ценою [1173] (1 Кор. 6:20). Итак, если брат не избавит, избавит ли человек? Если человек не может избавить нас, то Искупивший нас – не человек. Посему если Господь наш пожил с нами в подобии плоти греха, то не почитай Его за сие простым человеком, не признавая в Нем силы Божества. Он не имел нужды давать Богу измены за Ся и избавлять собственную душу, потому что греха не сотвори, ни обретеся лесть в устех Его (1 Пет. 2:22). Итак, никто не может выкупить сам себя, пока не приидет Возвращающий пленение людий (Пс. 13:8), не сребром, не дарами, как написано у Исаии (52:3), но Своею кровью. Он нас, которые не братья Ему, но стали врагами чрез свои грехопадения, Он – не простой человек, но Бог, по даровании нам свободы, нарицает и братьями Своими. Ибо сказано: возвещу имя Твое братии Моей (Евр. 2:12). Посему Искупивший нас, если обратим мысль на Его [Божественное] естество, не брат нам и не человек. Если же возьмем во внимание благодатное Его снисхождение к нам, то и братьями нас называет, и нисходит к человечеству Тот, Кто не даст Богу измены за Ся, но даст измену за весь мир, ибо не имеет нужды в очищении, но Сам есть очищение. Таков бо нам подобаше Архиерей: преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник и вышше небес бывый: Иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своих гресехжертвы приносити, потом же о людских невежествиих (Евр. 7:26, 27; 9:7).

Потом пророк говорит: и утрудися в век (10) и жив будет до конца. Самоисточная Жизнь, Сила, неутомимое Естество утруждался в сем веке, когда утруждся от пути, седяше на источнице (Ин. 4:6).

5. Иже не узрит пагубы, (11) егда увидит премудрыя умирающия. Ибо Отец не даст преподобному Своему видети истления (Пс. 15:10), когда будут умирать хвалящиеся упраздняемой мудростью. А если угодно разуметь сии слова и о праведных людях, то вспомни Иова, который говорит: человек раждается на труд (Иов. 5:7); также апостола: паче всех их потрудихся (1 Кор. 15:10) и: в трудех множае (2 Кор. 11:23). Итак, кто потрудился в веке сем, жив будет до конца. А кто живет в роскоши и во всяком распутстве, по изнеженности облекается в порфиру и виссон, веселится на вся дни светло (Лк. 16:19) и избегает того, чтобы трудиться ради добродетели, тот не утрудился в сем веке и не будет жив в будущем, но издали станет взирать на жизнь, мучимый в пламени пещном. Но кто выдержал тысячи подвигов ради добродетели и для приобретения ее с избытком испытал себя в трудах, тот жив будет до конца, как много потрудившийся в скорбях Лазарь, как преутружденный в борьбе с противником Иов. Ибо сказано: тамо претружденнии почиша (Иов. 3:17). Посему и Господь призывает к успокоению труждающихся и обремененных (Мф. 11:28). Почему же трудящиеся в добрых делах называются обремененными? Потому что ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти [1174] своя (Пс. 125:6), полные плодов, которые возданы [1175]им по мере посеянного. Посему обремененными называются те, которые, поелику сеяли о благословении, о благословениих и пожинают (2 Кор. 9:6) и заготовляют себе с вечным веселием урожай духовных плодов. Кто избавлен Богом, давшим за него измену, тот утрудился в веке сем, а потом жив будет до конца. Он и не узрит пагубы, егда увидит премудрыя умирающия. Кто путь тесный и многотрудный предпочел пути гладкому и беззаботному, тот, во время Божия посещения, когда не уверовавшие словесам Божиим и ходившие по желаниям суетного своего сердца отведены будут на вечную казнь, не узрит вечной пагубы, непрекращающегося злострадания. А мудрыми пророк называет или сильных в хитрости, о которых говорит Иеремия, что мудри суть, еже творити злая, благо же творити не познаша (Иер. 4:22), или разумеет под мудрыми и учеников князей века сего престающих (1 Кор. 2:6), которые, глаголющеся быти мудри, объюродеша (Рим. 1:22). Почему премудрость мира сего буйство у Бога есть (1 Кор. 3:19). И поскольку сия премудрость делает глупыми, то Бог говорит, что Он погубит премудрость премудрых и разум разумных отвергнет (1 Кор. 1:19; Ис. 29:14). Поэтому правдоподобие лжеименного знания причиняет смерть доверяющимся ему. И таковой смерти не узрит искупленный Тем, Кто благоволил буйством проповеди спасти верующих.

 

Дом и гроб

 

6. Вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое. (12) И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях. Выше Псалмопевец назвал родовым именем – мудрыми – и их же теперь подразделительно называет безумными и несмысленными. И очевидно, что мудрыми их назвал, воспользовавшись именем, какое сами давали себе по самомнению. Как и богами называет тех, которые по природе не боги, следуя в этом обыкновению обольщенных, так и мудрыми назвал безумных и несмысленных. Можно же различить по понятию безумного и несмысленного. Безумен, кто лишен благоразумия и не имеет проницательности в делах обыкновенных и человеческих. Так в общем употреблении называются благоразумными, которые в житейских делах различают полезное и вредное, почему и в Евангелии сказано: яко сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть (Лк. 16:8). Ибо они не вообще мудрейши, но только в том отношении, как проводить эту плотскую жизнь; они называются также строителями неправедными за благоразумие в устроении собственной жизни. В том же значении мудры и змеи, которые устрояют себе норы и в опасных случаях всеми мерами избегают ударов в голову. Несмысленным же называется тот, кто не имеет преимущественного для человека. А это – познание Бога Отца, признание Слова, сущего в начале у Бога, и просвещение, подаваемое от Святого Духа. Такой ум имеют те, которые могут сказать с Павлом: мы же ум Христов имамы (1 Кор. 2:16). Впрочем, по словоупотреблению Писания, слова безумный и несмысленный взаимозаменяемы: безбожного называет оно безумным, говоря: рече безумен в сердцы своем: несть Бог (Пс. 13:1); и опять вредное для жизни именует несмысленным, как апостол выражается о впадающих в похоти несмысленны и вреждающия (1 Тим. 6:9). Таким образом, безумный и несмысленный стремятся к одному общему концу – к погибели. Но может иной сказать, что безумным называется живущий по‑язычески, а несмысленным – ограничивающий жизнь, по‑иудейски, одним хранением Закона. Ибо такому безумному, по причине его безбожия, сказал Бог: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк. 12:20). А плотский Израиль назван несмысленным у пророка, который говорит: и бяше Ефрем яко голубь безумный[1176], Египта моляше и во Ассирианы отыдоша (Ос. 7:11). Посему, когда они все вообще сокрушились от собственного своего неведения, мы, чуждые, делаемся наследниками их богатства. Ибо наши стали заповеди, наши – пророки, наши – патриархи, все от века жившие праведные; нам оставили богатство свое погибшие в безумии своем. Их‑то жилища, то есть безумного и несмысленного, суть гроби во век. У кого жизнь наполнена мертвыми делами по причине всякого греха, у тех жилища – во век гроби.

Кто стал мертв грехопадениями, тот живет не в доме, но в гробе, потому что душа его омертвела. В доме живет нехитрый нравом и простосердечный Иаков, о котором написано, что бысть человек нелукав и благ, живый в дому (Быт. 25: 27). А во гробе живет совершенно порочный, который не полагает и основания к обращению от мертвых дел, но уподобляется гробу повапленому, который наружностью привлекает взоры, внутрьуду же полн костей мертвых и всякия нечистоты (Мф. 23:29). Посему, когда говорит такой человек, не слову Божию отверзает уста, но гортань его гроб отверст (Пс. 5:10). Если кто, веруя во Христа, не являет дел, сообразных с верою, тот, как внимающий дурным учениям и худо постигающий намерение Писания, сам себе высекает гробницу в камне.

7. Селения их в род и род, то есть гроби жилища их во век. Пророк, объясняя, какие гробы имеет в виду, и желая показать, что говорит о телах, в которых обитают души, омертвевшие от пороков, к слову гробы присовокупил селения их в род и род, потому что тела человеческие всегда называются селениями. Они же нарекают и имена своя на землях. Ибо имя нечестивого не вписывается в книге живых, не причисляется к Церкви первородных, почтенных на небесах (Евр. 12:23); напротив того, имена их остаются на земле, потому что сию преходящую и кратковременную жизнь предпочли они вечным селениям. Не видишь ли, что иные строят в городах площади и дома для телесных упражнений, воздвигают стены, сооружают водопроводы и что имена их даются этим земным зданиям? А некоторые, положив клеймо своего имени на конских табунах, вздумали тем и по жизни надолго продлить о себе память и, чтобы в самых гробах показать пышность, на гробницах начертали свои имена. Это те, которые мудрствуют земная и здешнюю славу, памятование людей почитают чем‑то достаточным для своего блаженства. И если видишь, что иной гордится лжеименным ведением, присоединяется к последователям каких‑нибудь негодных учений и вместо имени христианина называет себя по имени какого‑нибудь ересеначальника – Маркиона, или Валентина, или одного из появившихся ныне, то знай, что и такие люди нарекоша имена своя на землях, причислив себя к людям растленным и совершенно земным.

 

Драгоценность человека

 

8. (13) И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им. (14) Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят. Велика вещь человек, и драгая муж творяй милость (Притч. 20:6); его драгоценность заключается в устройстве его природы. Ибо что иное на земле сотворено по образу Создателя? Кому иному даны начальство и власть над всеми тварями, живущими на суше, в водах и в воздухе? Немного ниже он Ангельского чина (ср. Пс. 8:6), и то по причине соединения с земным телом. Но хотя Бог сотворил человека от земли (Быт. 2:7), а слуги Своя огнь палящ (Евр. 1:7), впрочем, и в человеках есть способность разумевать и познавать своего Творца и Зиждителя, ибо вдуну в лице, то есть вложил в человека нечто от собственной Своей благодати, чтобы человек по подобному познавал подобное. Впрочем, в таковой чести сый и тем самым, что создан по образу Творца, почтенный более неба, более солнца и сонмов звезд (ибо какое небо называется образом Бога Вышнего? Какой образ Творца имеют в себе солнце, или луна, или прочие звезды? Им даны тела неодушевленные и материальные, хотя и сияющие; у них нет ни разумения, ни произвольных движений, ни самовластной свободы; напротив того, они рабы надлежащей необходимости, по которой всегда неизменно вращаются около одного и того же), паче всего этого превознесенный честью, человек не разуме, но, перестав подражать Богу и уподобляться Создателю, соделавшись рабом плотских страстей, приложися скотом несмысленным и уподобися им. То как конь женонеистов ржет к жене искренняго своего (Иер. 5:8); то как хищный волк устремляется на чужое (Иез. 22:27), а иногда, чрез козни против брата своего, в лукавстве уподобляется лисице (Иез. 13:4). Но подлинно это высшая степень несмысленности и скотского неразумия, если созданный по образу Творца не сознает первоначального своего устройства, не хочет уразуметь всего Божия о нем Домостроительства и по оному заключать о собственном своем достоинстве, но до того забывает все это, что, отвергнув образ Небесного, восприемлет образ перстного. И чтобы он не пребыл во грехе, ради него Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин. 1:14), и до того смирило Себя, что явило послушание Свое даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:8). Если не помнишь первоначального своего происхождения, то составь понятие о своем достоинстве по возданной за тебя цене. Посмотри, что дано взамен тебя[1177], и познай свое достоинство [1178]. Ты куплен многоценною кровью Христовою: не будь же рабом греха, уразумей себе цену, чтобы не уподобиться скотом несмысленным.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!