Благодать и человечество Христа



 

5. Излияся благодать во устнах Твоих: сего ради благослови Тя Бог во век. В Евангелии написано, что дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Его (Лк. 4:22). Посему псалом, чтобы яснее представить множество благодати в словах Господа нашего, выразительно говорит: излияся благодать во устнах Твоих. По неистощимости благодати в слове, благослови Тя, сказано, Бог во век. Очевидно, что сие должно относить к человечеству, так как оно преспевает премудростию и возрастом и благодатию (Лк. 2:52). Относительно к одному человечеству разумеем, что благодать дана Ему, как награда за Его доблести. Подобное сему выражается в словах: (8) возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих. Близко к сему и написанное Павлом к филиппийцам: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе (Флп. 2:8, 9). Из сего видно, что сие говорится о Спасителе как о человеке. Или, поелику Церковь – Тело Господне и Господь – Глава Церкви, и как служители небесного слова, по сказанному выше, суть устне Христовы (например, Павел имел глаголющего в себе Христа (2 Кор. 13:3), а то же имеет и всякий подобный Павлу по добродетели), так и все мы, верующие, каждый сам по себе, составляем прочие члены Тела Христова, то не погрешит, кто благословение, данное Церкви, отнесет к Самому Господу.

Посему слова: благослови Тя Бог значат: «Члены Твои и Тело Твое исполнил Бог Своими благами во век, то есть до бесконечности».

(4) Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне. (5) Красотою Твоею и добротою Твоею. Думаем, что сие в переносном смысле относится к живому Слову Божию, чтобы Оно соединилось с плотию, к Слову, Которое действенно и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным (Евр. 4:12). Ибо бедро есть символ родотворной силы. Сказано: сии души, яже изыдоша из чресл Иакова (Быт. 46:26). Посему Господь наш Иисус Христос как есть жизнь, путь, хлеб, виноградная лоза, истинный свет и именуется другими многими именами, так есть и меч, который отсекает страстную часть души и убивает похотливые движения.

 

Воплощение – величайшее доказательство силы Божией

 

Потом, поскольку Бог Слово имел вступить в соединение с немощию плоти, то весьма кстати присовокуплено: Сильне. Ибо это – величайшее доказательство силы, что Бог возмог быть в человеческом естестве. Силу Слова‑Бога не столько доказывает создание неба, земли, моря, воздуха, произведение величайших стихий и все, что ни представим премирного и преисподнего, сколько Домостроительство вочеловечения и снисхождение к уничиженному и немощному человечеству. Красотою Твоею и добротою Твоею. Красота отлична от доброты. Красивым называется то, что в свое время пришло в полную свою зрелость. Так прекрасна пшеница, когда поспела для жатвы. Прекрасен плод виноградный, когда он с течением годовых времен, [переварив в себе соки][1146], достиг зрелости и стал годен для вкушения [1147]. А доброта есть стройность в сложении членов, производящая собою привлекательность. Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею, то есть при исполнении времен, и добротою Твоею, то есть созерцаемым и умопредставляемым Божеством. Ибо Оно действительно есть доброта, превышающая все разумение человеческое и все силы человеческие и созерцаемая одним умом. Познали доброту Его ученики его, которым Он наедине раскрывал значение притч. Видели доброту Его Петр и сыны Громовы на горе [Фавор], видели доброту, которая была светлее светлости солнечной, и удостоились узреть очами предначатие славного Его пришествия.

И наляцы, и успевай, и царствуй. «То есть, начав попечение Свое о человеках Воплощением, соделай сие попечение усильным, непрерывным и неослабным. Это проложит путь и доставит успех проповеди и всех покорит Твоему царству». Да не удивляет же нас, что говорится повелительно: успевай, по обыкновению Писания, которое всегда так выражает желания. Да будет воля Твоя вместо – буди. Да приидет Царствие Твое вместо – прииди.

6. Истины ради и кротости и правды: и наставит Тя дивно десница Твоя. Опять слово употребляет подобный прежнему оборот речи, будто бы это, то есть успевать и царствовать, Господь приемлет в награду за истину и кротость и правду. Должно же разуметь сие так: «…поелику у людей все превращено ложью, то, чтобы посеять истину, царствуй над человеками, над которыми царствует грех, ибо Ты – Истина. Кротости ради – чтобы Твоим примером все были приведены к справедливости и благости». Посему‑то Господь сказал: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29). Доказательство же кротости представил в Своих делах: укоряемый – молчал, ударяемый – терпел. И наставит Тя дивно десница Твоя – не столп облачный, не огненное озарение, но Сама десница Твоя [будет Твоим путеводством][1148].

(6) Стрелы Твоя изощрены, Сильне. Изощренные стрелы Сильного – это меткие слова, которые, достигая до сердца слушателей, поражают и уязвляют чувствительные души. Ибо сказано: словеса мудрых, якоже остны воловии (Еккл. 12:11). Посему и Псалмопевец, молясь некогда об избавлении его от современных коварных людей, в уврачевание языка льстива просит изощренных стрел Сильнаго. Но просит также и углей пустынных (Пс. 119:4), чтобы кого, по окаменению сердец, не касаются стрелы слова, для тех готово было мучение, которое и назвал углями пустынными. Для тех, которые сами себя лишили Бога, необходимо уготовление пустынных углей. Ныне же стрелы Твоя изощрены. Сими стрелами уязвляются души, восприявшие веру и распаленные сильной любовью к Богу. Они говорят подобно невесте: уязвлена есмь любовию аз (Песн. 2:5). Неисповедимая же и неизреченная доброта Слова – это красота премудрости и зрак Божий во образе Его. Посему блаженны любозрители истинной доброты. Как привязанные к ней любовью и воспламеня в себе любовь небесную и блаженную, они забывают родных и друзей, забывают свой дом и имение, не помнят даже о телесной потребности есть и пить, но преданы единой и чистой любви. Под изощренными стрелами можешь разуметь и посланных сеять Евангелие по всей вселенной; они по своей изощренности сияли праведными делами и неощутительно [1149]проникали в души поучаемых. Сии‑то стрелы, посланные повсюду, приуготовили народы к тому, что они пали к стопам Христовым. Но мне кажется, что с большей последовательностью мыслей восстановится речь чрез перестановку слов, так что выйдет следующий смысл: наляцы, и успевай, и царствуй, и наставит Тя дивно десница Твоя, и людие под Тобою падут, потому что стрелы Твоя изощрены в сердцы враг Царевых. Ни один богоборец, и кичливый, и гордый не падает ниц пред Богом, но падают те, которые приняли послушание веры. Стрелы же, падшие в сердце прежде бывших врагов Царевых, влекут их к желанию истины, влекут их ко Господу, чтобы бывшие врагами Богу примирились с Ним по научении.

 

Жезл Божий

 

7. (7) Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. (8) Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих. Поскольку пророк много уже сказал относительно человечества во Христе, то возводит теперь слово свое к высоте славы Единородного. Престол Твой, Боже, – говорит он, – в век века, то есть Царство Твое за пределами веков и упреждает собою всякую мысль. И весьма кстати, по покорении народов, пророк воспевает великолепие Царства Божия. Жезл правости, жезл царствия Твоего. Для того пророк и дал Ему собственное Его именование, ясно назвав Богом: престол Твой, Боже. Жезл Божий есть жезл вразумляющий. Но, вразумляя, ведет за собою суды правые, а не уклоняющиеся от правды. Посемужезл царствия Его и называется жезлом правости. Аще оставят сынове Его закон Мой, и в судьбах Моих не пойдут: посещу жезлом беззакония их (Пс. 88:31, 33). Видишь ли праведный суд Божий? Не на всякого употребляется жезл, но только на грешников. Но жезл сей называется и жезлом утешения. Ибо сказано: жезл Твой и палица Твоя, та Мя утешиста (Пс. 22:4). Он называется также и жезлом сокрушения: упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я (Пс. 2:9). Но перстное и бренное сокрушается ко благу пасомых, так как предается во измождение плоти, да дух спасется (1 Кор. 5:5).

8. Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих. Поскольку прообразовательное помазание должно было указывать на то, что самые архиереи и цари служили также прообразованием, то плоть Господня была помазана истинным помазанием, сошествием на нее Святого Духа [1150], Который именуется елеем радости. Господь же помазан паче причастник Своих, то есть более всех людей, причастных Христу. Ибо им дается некоторое частичное общение Духа, на Сына же Божия сошедший Дух Святой, как говорит Иоанн, пребысть на Нем (Ин. 1:32). Прекрасно Дух именуется елеем радости. Ибо один из плодов, возращаемых Духом Святым, есть радость. Поскольку же слово о Спасителе у пророка касается вместе и Божественного естества, и Домостроительства Вочеловечения, то, опять обращая взоры на человечество Бога, говорит: возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, желая тем сказать: «Прочие люди трудами, подвигами, внимательностью достигают нередко расположения к добру и отвращения от зла, а в Тебе есть естественное сродство с добром и отчуждение от беззакония». Но и нам, если захотим, нетрудно приобресть любовь к правде и ненависть к беззаконию. Ибо на пользу Бог даровал разумной душе все способности: как способность любить, так и способность ненавидеть, чтобы, управляемые разумом, любили мы добродетель и ненавидели порок. Бывают же случаи, когда похвально оказывать ненависть. Не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я (Пс. 138:21, 22).

9. (9) Смирна и стакти и касиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя. (10) Дщери царей в чести Твоей. Пророческое слово, нисходя по порядку и описав предварительно дела Домостроительства, при озарении Духа, открывающего пророку сокровенное, доходит наконец до страданий. Сказано: смирна и стакти и касиа от риз Твоих. Что смирна есть символ погребения, научает нас евангелист Иоанн, сказывая, что Иосиф Аримафейский при погребении употребил смирну и алоэ (Ин. 19:39). А стакти есть тончайший вид смирны. При выжимании сего благовонного вещества, что бывает в нем жидкого, отделяется в стакти, а что остается густого, называется смирной. Посему и благоухание Христово благоухает, как смирна, по причине Его страданий, и как стакти, потому что Он не недвижим и не бездействен оставался в продолжение трех дней и трех ночей, но нисходил во ад ради Домостроительства воскресения, чтобы исполнить все, что Ему надлежало. Благоухает же касией, потому что касия есть весьма тонкая и благовонная кора, облекающая собою древесный ствол. И можно думать, что пророческое слово именем касии глубокомысленно и премудро указало нам на крестное страдание, воспринятое в благодеяние всей твари. Посему видишь смирну – по причине погребения, стакти – по причине сошествия во ад (ибо каждая ее капля стремится вниз), и касию – по причине Домостроительства, совершенного Плотию на Кресте.

По сей‑то причине говорит пророк: возвеселиша Тя дщери царей в чести Твоей. Но какие же это дщери царей, как не благородные, великие и царственные души? Познав Христа по нисхождению Его к человечеству, они возвеселиша Его в чести Его, в истинной вере и совершенной любви, прославляя Его Божество. О благоуханиях же сих, то есть о притчевом слове и об устроении учений, пророк говорит, что они не скудны были на ризах Христовых, но разносились по всем зданиям. Ибо под тяжестями разумеет огромны дома, а тем, что они были построены из слоновой кости, как думаю, показывает богатство любви Христовой к миру.

 

Догматы

 

Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Пророк говорит уже о Церкви, о которой узнаем из Песни Песней (Песн. 6:8), что едина есть совершенная голубица Христова, которая приемлет на десную страну Христову соделавшихся известными по своим добрым делам, различая их от людей негодных, как пастырь различает овец от козлищ (см. Мф. 25:32). Итак, предстоит царица, то есть душа, сочетанная с Женихом‑Словом, не обладаемая грехом, но соделавшаяся причастницей Царства Христова, предстоит одесную Спасителя в ризах позлащенных, то есть великолепно и священнолепно украшающая себя учениями духовными, сотканными и преиспещренными. Поскольку догматы – не одного рода, но различны и многообразны, объемлют собою учения естественные, нравственные и таинственные, то псалом говорит, что ризы невесты преиспещрены.

10. (11) Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. (12) И возжелает Царь доброты твоея, зане Той есть Господь твой, и поклонятся [1151] Ему. Призывает Церковь к слышанию и исполнению заповедуемого и, называя ее дщерью, сим наименованием вводит в свойство с Собою, как бы по любви присвояя ей право быть чадом. Слыши, дщи, и виждь. Словом виждь учит ее иметь ум, приобученный к созерцанию. «Обозри тварь и, воспользовавшись порядком, в ней видимым, восходи таким образом к созерцанию Творца. Потом, смиряя ей высокую выю гордыни, говорит: приклони ухо твое. Не прибегай к языческим вымыслам, но прими смиренное слово евангельского учения. Приклони ухо твое к преподаваемым в нем наставлениям, чтобы забыть те дурные обычаи и отеческие учения. Посему забуди люди твоя и дом отца твоего. Ибо всякий творяй грех от диавола есть (1 Ин. 3:8). Отринь учения демонские, забудь жертвы, ночные ликования, басни, разжигающие на блудодеяние и на всякую нечистоту. Для того наименовал Я тебя Своею дочерью, чтобы ты возненавидела прежнего отца своего, который родил тебя на погибель. Если забвением сгладишь с себя пятна лукавых учений, то, возвратив себе собственную свою красоту, окажешься вожделенной для Жениха и Царя. Зане Той есть Господь твой – и поклонятся Ему». Словами: Той есть Господь твой, пророк показывает необходимость повиновения. Поклонятся же Ему все твари. Ибо о имени Иисуса Христа всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Флп. 2:10).

(13) И дщи Тирова с дары, лицу твоему помолятся богатии людстии. Кажется, что в Хананейской стране идолопоклонству предавались с особенным усердием. А главный город Хананеи – Тир. Посему пророческое слово, убеждая Церковь к повиновению, говорит, что и дщи Тирова придет некогда с дарами. И лицу твоему богатии людстии поклонятся с дары. Не сказал: «тебе поклонятся с дары», но – лицу твоему. Ибо не Церковь приемлет поклонение, но глава Церкви – Христос, Которое Писание наименовало Лицом.

11. (14) Вся слава дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена. (15) Приведутся Царю девы в след ея. Поелику она очистилась от лукавства древних учений, повинуясь наставлению, забыв люди своя и дом отца своего, то Дух Святой описывает ее качества. И поскольку видит сокровенную ее чистоту, то говорит: вся слава дщери Царевы, то есть Христовой невесты, которая чрез сыноположение стала уж дщерию Царя, внутрь. Псалом убеждает нас вступить во внутреннейшие тайны славы церковной, потому что красота невесты есть внутренняя. Ибо кто благоукрашает себя для Отца, видящего в тайне (Мф. 6:4), и молится, и все делает не напоказ людям, но чтобы только быть видимым Единому Богу, тот имеет всю славу внутрь, как и дщерь Царева. Посему и рясны златыя, которыми она одеяна и преиспещрена, также внутрь. Ничего не ищи в наружном золоте или в телесном преиспещрении, но представь себе одеяние, достойное украшать созданного по образу Творца, как говорит апостол: совлекшеся ветхаго человека и облекшеся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго (Кол. 3:9, 10). И кто облекся (Кол. 3:12) во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, долготерпение, кротость, тот облечен внутренне, украшен по внутреннему человеку. И Господом Иисусом советует облечься Павел (Рим. 13:14) не по внешнему человеку, но так, чтобы ум наш покрывало памятование о Боге. И думаю, что тогда изготовляется ткань духовной одежды, когда к назидательному слову присовокупляются и дела, с ним сообразные. Как, в основу вплетая уток[1152] ткут одежду для тела, так, когда за предваряющим словом следуют сообразные с ним дела, уготовляется сим благолепная одежда душе, имеющей вполне и словом и делом добродетельную жизнь. А рясны [1153] привешивают к одежде; и их должно понимать также в духовном смысле, почему и называются они златыми. Поелику слово обширнее дела, то оно составляет как бы некие рясны, которые спущены вниз с ткани деятельности. За невестою же Господней следуют некоторые души, не приявшие к себе семян чуждого учения; и они‑то приведутся к Царю, сопровождая невесту. Да слышат же давшие Господу обет девства, что девы приведутся к Царю, но девы, которые близки к Церкви, следуют за нею, а не уклоняются от церковного благочиния!

(16) Приведутся же девы в веселии ирадовании, введутся в храм Царев. Не те, которые по принуждению соблюдали девство, не те, которые по скорби или по нужде вступили в честную жизнь, но которые в веселии и радовании услаждаются таковым преуспеянием, те приведутся к Царю и введутся не в какое‑нибудь обыкновенное место, но в храм Царев. Ибо сии священные сосуды, которых не осквернило человеческое употребление, будут внесены во святая святых, и дано им будет право иметь доступ в самое святилище, которого не будут попирать ноги нечистые. А как важно быть введенным в храм Царев, показывает пророк, когда молится о себе и говорит: едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его (Пс. 26:4).

12. (17) Вместо отец твоих быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли. Поскольку выше повелено забыть люди и дом отца, то теперь, в награду за послушание, вместо отец получает сыновей, и сыновей, украшенных такими достоинствами, что они поставляются князьями по всей земли. Кто же сии сыны Царевы? Это сыны Евангелия, которые возобладали всей землей. Ибо сказано: во всю землю изыде вещание их (Рим. 10:18). И: сядут на двоюнадесяте престолу, судяше обеманадесяте коленома Израилевома (Мф. 19:28). А если кто‑либо под отцами невесты разумеет [ветхозаветных] патриархов, то и в таком случае речь не обходит апостолов. Ибо вместо патриархов родились у ней сыны во Христе, творящие дела Авраамовы, которые признаются равночестными патриархам, потому что совершили подобные им дела, за которые и отцы удостоились великих почестей. Святые же суть князи всея земли, по родству с добродетелью, так как добродетель, по самому существу своему, дает первенство, как Иакову дала власть над Исавом. Ибо сказано: буди господин брату твоему (Быт. 27:29). Посему те, которые соделались равночестными отцам и подвижничеством добродетели приобрели над всеми превосходство, суть сыны невесты Христовой и матерью своей поставляются князи по всей земли. Смотри же, как велика власть Царицы, – это власть рукополагать князей по всей земле.

(18) Помяну имя Твое во венком роде и роде; сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века. В заключение всего речь предлагается как бы от лица самой Церкви: помяну имя Твое во всяком роде и роде. Какое же это поминовение Церкви? Это – исповедание народов.

 

Беседа на псалом сорок пятый

 

1. (1) В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом. Мне кажется, что сей псалом заключает в себе пророчество о событиях при кончине [мира]. Сию кончину зная, и Павел говорит: та же кончина, егда предаст Царство Богу и Отцу (1 Кор. 15:24). Или, поелику дела наши приводят нас к концу, и каждое дело к концу, ему свойственному, доброе – к блаженству, а злое – к вечному осуждению, наставления же, преподанные Духом в сем псалме, послушных приводят к доброму концу, то по сей причине псалом надписан: в конец, то есть по отношению учений к блаженному концу человеческой жизни.

О сынах Кореовых. И сей псалом сказан сынам Кореовым, которых Дух Святой не разделяет, потому что они, как бы единодушно и единогласно, в совершенном согласии друг с другом, произносили пророческие глаголы и ни один из них не пророчествовал ничего особенного пред прочими, но всем дано было равное пророческое дарование, по причине равного у одного с другим расположения к добру.

Псалом же сказывается о тайных, то есть о неизреченном и о сокровенном втайне. Разобрав же порознь [каждое] выражение псалма, узнаешь и сокровенный смысл слов, и то, что не всякому можно простирать взор в Божественные тайны, а только способному соделаться таким стройным органом обетования, чтобы вместо Псалтири душа его приводилась в движение действием на нее Святого Духа.

 

Прибежище наше в Боге

 

(2) Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело. Всякий человек имеет нужду в великой помощи, потому что, по немощи, естественно в нем находящейся, с ним случается много горестного и трудного. Посему, ища убежища от всех бедствий, как бы удаляясь в безопасное место или, по причине неприятельского нашествия, укрываясь на какой‑то острой вершине горы, окруженной крепкой стеной, прибегает он к Богу, только пребывание в Нем признавая для себя упокоением. Но хотя все согласны в том, что прибежище наше в Боге, однако же враг вводит людей во многие заблуждения и затруднения при избрании спасителя. Ибо уловляет их в засаду, как неприятель, и уловленных опять обольщает мыслью прибегать к нему, как к хранителю; потому людям предстоит двоякое бедствие: или быть насильственно взятыми в плен, или погибнуть от обольщения. От сего неверные прибегают к демонам и идолам, утратив ведение истинного Бога, по причине произведенного в них диаволом смешения [1154] понятий. Да и знающие Бога погрешают в различении вещей, поступая невежественно при прошении себе полезного, одного прося как блага, хотя то часто не служит им на пользу, и от другого уклоняясь как от зла, хотя это принесло бы им иногда и много пользы. Например: болен ли кто? Избегая тягостей болезни, молится он о здоровье. Потерял ли деньги? Скорбит об утрате. Но часто и болезнь полезна, когда она вразумит грешника, и здоровье вредно, когда пользующемуся им послужит пособием ко греху. Так и деньги иным обратились в средство к распутству, а нищета уцеломудрила многих имевших худые стремления. Итак, не убегай, чего не должно, и не прибегай, к кому не должно. Но пусть будет у тебя одно избегаемое – грех и одно прибежище в несчастиях – Бог. Не полагайтесь на князей, не превозноситесь неверным богатством, не гордитесь телесной силой, не гонитесь за блеском человеческой славы. Ничто это не спасает; все это временно, все обманчиво; одно прибежище – Бог. Проклят человек, иже надеется на человека (Иер. 17:5) или на что‑либо человеческое.

2. Итак, Бог нам прибежище и сила. Кто может сказать: вся могу о укрепляющем мя Христе (Флп. 4:13), для того Бог есть сила. Хотя многие говорят: Бог нам прибежище и: Господи, прибежище был еси нам (Пс. 89:2), но очень немногие говорят сие с таким же расположением, как и пророк. Ибо немногие не восхищаются ничем человеческим, но во всем зависят от Бога, Им дышат, в Нем имеют надежду и уверенность. И самые дела обличают нас, когда в скорбях скорее прибегаем ко всему прочему, только не к Богу. Больно у тебя дитя? Ищешь ворожею или вешающего на шеи невинным младенцам пустые надписи или, наконец, идешь ко врачу и за лекарствами, пренебрегши Того, Кто может спасти. Возмутил тебя сон?

Бежишь к толкователю снов. Устрашился ты врага? Ищешь заступника в ком‑нибудь из людей. Вообще при всякой нужде обличаешь сам себя, что на словах называешь Бога прибежищем, а на деле домогаешься помощи от бесполезного и суетного. Но праведнику истинная помощь – Бог. Как военачальник, имея храбрых воинов, всегда готов вспомоществовать изнемогшим, так и Бог – наш помощник и споборник всякого сражающегося против козней диавола (ср. Еф. 6:11) и посылает служебных духов к требующим спасения (ср. Евр. 1:14).

Скорбь же постигает всякого праведника, по причине избранной им жизни. Ибо уклоняющийся от пути широкого и пространного, идущий же путем скорбным и тесным обретается скорбями. Живо изобразил сию истину пророк, сказав: в скорбех обретших ны зело. Как одушевленные животные, уловляют нас скорби, производя в нас терпение, чрез терпение же искусство, а чрез искусство – упование. Посему и апостол говорит: многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14:22). И: многи скорби праведным (Пс. 33:20). Но кто мужественно и невозмутимо претерпел искушение скорбью, тот скажет: во всех сих препобеждаем за Возлюбльшаго ны (Рим. 8:37), и столько далек от того, чтобы отказываться от скорбей, страшиться их, что, напротив того, множество несчастий обращает в повод к похвальбе, говоря: не точию же, но и хвалимся в скорбех (Рим. 5:3).

3. (3) Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская. Пророк показывает великую твердость упования на Христа. Даже если все станет вверх дном, если смятенная земля перевернется, если горы, оставив свои основания, сдвинутся на середину моря, мы не убоимся, потому что Бога имеем прибежищем, и силою, и помощником в скорбех обретших ны зело. У кого сердце столько бесстрашно, у кого помыслы столько невозмутимы, чтобы при таком смятении устремляться мыслью к Богу и, по упованию на Него, не поражаться ничем происходящим? А мы не выносим и человеческого гнева. Если бросается на нас или собака, или другой какой зверь, не к Богу, помощнику нашему в скорбях, возводим взоры, но, приходя в ужас, обращаемся к себе самим.

(4) Восшумеша и смятошася воды их. Пророк сказал о смятении земли и преложении гор, теперь говорит и о колебании и превращении моря от падения гор в средину пучины. Восшумеша и смятошася воды их, очевидно, воды морские. Наибольшее возмущение в водах производят самые горы, не водруженные в море, но собственным своим колебанием производящие сильное волнение в водах. Посему, когда земля придет в смятение, воды морские восшумят и закипят от самых глубин, горы начнут прелагаться и оставаться в великом смятении от преизбытка силы Господней, тогда, говорит пророк, сердце наше пребудет бесстрашным, потому что имеет несомненную и твердую надежду на Бога.

Смятошася горы крепостию Его. Можешь понимать это изречение и в переносном значении, именуя горами тех, которые высоко думают о своем величии, а не знают крепости Божией, ставят себя выше Божия ведения и потом бывают побеждены посланниками Божиими, с силою и премудростию проповедующими слово премудрости, и, сознав свою нищету, устрашаются Господа и смиряются пред крепостию Его. Или, может быть, князи века сего и отцы гибнущей мудрости называются горами, приходящими в смятение от той крепости Христовой, какую Христос показал в крестном подвиге над имеющим державу смерти. Ибо, как мужественный подвижник, совлек и преоборол начала и власти, и изведе в позор дерзновением, победив их на древе (Кол. 2:15).

 

Град Божий

 

4. (5) Речная устремления веселят град Божий. Морские воды, сильно возмущенные ветрами, восшумеша и смятошася; но речная устремления, протекающие без шума и безмолвно наводняющие достойных принятия, веселят град Божий. Праведник и ныне пьет воду живую, и обильнее испиет ее впоследствии, когда будет вписан в гражданство во граде Божием. Но ныне пьет он в зерцале и в гадании, по малому постижению Божественных умозрений, а тогда вдруг примет в себя полноводную реку, которая весь град Божий может наводнить веселием. Какая же это будет река Божия, как не Дух Святой, пребывающий по мере веры в достойных и уверовавших во Христа? Ибо Он говорит: веруяй в Мя, реки от чрева его истекут (Ин. 7:38); и еще: если кто пиет от воды, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный (Ин. 4:14).

Итак, сия река веселит всякий вообще град Божий, хотя или Церковь имеющих жительство на небесех, или всякую разумную тварь, от сил премирных до человеческих душ, надобно разуметь под именем града, веселящегося от излияния Святого Духа. Ибо, по определению некоторых, город есть собрание живущих оседло и управляемых законом. Но такое же определение города приличествует и горнему Иерусалиму, небесному граду. Ибо и там собрание первородных, на небесех написанных; собрание живущих оседло, по неподвижности пребывания святых, наконец, собрание, управляемое небесным законом. Посему‑то для человеческого естества невозможно познать порядок оного жительства и все благоустройство его. Это те самые, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2:9); кроме сего знаем, что там тьмы Ангелов, и торжество святых, и Церковь первородных на небесех написанных (Евр. 12:23). О сем граде говорит Давид: преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Пс. 86:3). Бог сему граду дает обетование чрез Исаию: положу тя в радость вечную, веселие родом родов; и не будет ни сокрушение, ни бедность в пределех твоих: но прозовется спасение забрала твоя (Ис. 60:15, 18). Посему, возводя душевные очи, достойно горнего ищи познаний о граде Божием. Но кто представит в мыслях чтолибо достойное тамошнего блаженства, которое веселит река Божия, емуже художник и содетель Бог (Евр. 11:10)?

Освятил есть селение Свое Вышний. Может быть, пророк здесь разумеет Богоносную Плоть, освященную единением с Богом, почему под селением Вышнего понимай явление Бога во плоти.

 

Солнце правды

 

5. (6) Бог посреде его, и не подвижится: поможет ему Бог утро заутра. И поелику Бог посреде града, то дарует ему непоколебимость, посылая ему помощь при первых восхождениях света. И горнему ли Иерусалиму или дольней Церкви, приличествует имя сего града – освятил есть в нем селение Свое Вышний. И чрез сие‑то селение, в котором вселился Бог, стал Он посреде града и даровал ему, да не подвижится. Бог же – посреде града, повсюду до пределов круга [1155] простирая равные лучи Своего промышления. Ибо чрез сие соблюдается правда Божия, всем уделяющая благость в одинаковой мере. Поможет ему Бог утро заутра. У нас утро производит чувственное солнце, когда появляется на нашем горизонте, а утро в душе производит Солнце правды (Мал. 4:2) восхождением умного света, производя день в приявшем Его. Ибо мы, человеки, во времена неведения были в ночи, но когда, расширив в себе владычественное в нас, восприимем в себя Сияние славы (Евр. 1:3) и озаримся вечным светом, тогда поможет ему Бог утро заутра. Когда соделаемся чадами света и ночь для нас окончится, а день приблизится (Рим. 13:12), тогда будем достойны и помощи Божией. Посему Бог помогает граду, собственным Своим восхождением и явлением производя для него утро. Ибо сказано: се человек, Восток имя Ему (Зах. 6:12). Посему в ком, по рассеянии тьмы неведения и лукавства, воссиявает умный свет, для того настает утро. Поелику же Свет пришел в мир, чтобы ходящий в Нем не спотыкался, то помощь Его доставляет утро. Или, может быть, поелику воскресение было в глубокое утро, то утро заутра поможет граду Бог, одержавший победу над смертью утром в третий день воскресения.

6. (7) Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой Вышний, подвижеся земля. Представь город, против которого злоумышляют ополчившиеся на него враги и между тем осаждают его многие народы и цари, скипетроносцы каждого из этих народов; потом представь военачальника, непобедимого по силе, который внезапно является на помощь городу, прекращает осаду, рассеивает сборище народов, обращает в бегство царей и производит сие единственно тем, что взывает к ним с силою, поражает сердца их крепостью голоса. Посему какое, вероятно, произойдет смятение гонимых народов и предавшихся бегству царей? Какой смешанный крик и непрекращающийся шум будет слышан во время их беспорядочного бегства? Все места наполняются бегущими от страха, отчего в городах и селах, где являются беглецы, начинается волнение. Пророк показывает, что такая же помощь подана граду Божию Спасителем, когда говорит: смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой Вышний, подвижеся земля.

(8) Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль. Пророк видел воплотившегося Бога, видел родившегося от Святой Девы Еммануила, еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф. 1:23), и потому пророчески взывает: Господь сил с нами, показывая, что это Тот, Который являлся святым пророкам и патриархам. Заступник наш, говорит, не иной Бог, отличный от Того, о Котором предали пророки, но Бог Иаковль, сказавший служителю Своему в откровении: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль.

7. (9) Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: (10) отъемля брани до конец земли. Тех, которые далеки от слова истины, слово призывает приблизиться чрез познание, говоря: приидите и видите. Ибо как для телесных очей великие расстояния делают неясным представление видимых предметов, а приближение смотрящих доставляет ясное познание видимого, так и при умственных созерцаниях не усвоившийся и не приблизившийся Богу посредством дел не может видеть дел Божиих чистыми очами ума. Посему сперва приидите, приблизьтесь, потом видите дела Божия, которые чудны и дивны и которыми, изумив народы, прежде враждебные и мятежные, привел их в тишину. Приидите, чада, послушайте Мене (Пс. 33:13); также: приидите вси труждающиися и обремененнии (Мф. 11:28). Это голос Отца, с распростертыми объятиями призывающего к Себе дотоле упорствовавших. Посему кто внял призванию, приблизился к Повелевающему, тот узрит все Умиротворившего Крестом, аще земная, аще ли небесная.

Лук сокрушит, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. Видишь ли миролюбие Господа Сил, потому что с Ним невидимые

Силы Ангельских воинств? Видишь ли вместе мужество и человеколюбие Воеводы Сил? Будучи Господом сил и имея все сонмы Ангельских Воинств, Он не уязвляет ни одного из противников, никого не низлагает, никого не касается, но сокрушает луки и оружия и щиты сожигает огнем. Сокрушает лук, чтобы с него не пускали уже разжженных стрел: ломает оружие, употребляемое в рукопашном бою, чтобы не могли получить ран те, на которых враг коварно нападает вблизи. И щиты сожжет огнем, лишая супостатов защиты и все обращая в благодеяние врагам.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!