Небесные тела – неодушевленные



 

(14) Сей путь их соблазн им. Домостроитель наш Бог останавливает нас на пути порока, полагая нам претыкания и препятствия, чтобы мы, оставив неразумную жизнь, по сих во устех своих благоволили, сердцем веруя в правду, усты же исповедуя во спасение (Рим. 10:10). Павел гнал и разорял Церковь Христову, продолжал идти путем лукавым, но по сих во устех своих благоволи, возвещая в сонмищах, яко сей есть Христос (Деян. 9:22).

9. (15) Яко овцы во аде положи [1179], смерть упасет я. Людей скотоподобных и приложившихся скотом несмысленным, как овец, не имеющих ни разумения, ни силы защитить себя, похищающий в плен, как враг, вверг уже в собственную свою ограду и пасти их поручил смерти, потому что смерть пасла человеков от Адама и во время жительства по Закону Моисееву, пока не пришел истинный Пастырь, Который положил душу Свою за овец и потом, воскресив их с Собою и изведя из темницы адской в утро воскресения, предал пасти их правым, то есть святым Ангелам.

И обладают ими правии заутра. Ибо к каждому из верных приставлен Ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного. Таким образом: правии обладают ими, по освобождении их от самого горького рабства, и обладают по достижении ими утра, то есть по пришествии их к Востоку света. Рассмотри всю связь употребленных в Писании речений. Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным. Кто по своему устроению сподоблен чести, но, по причине живущего в нем греха, не сознает сам себя, тот приложися скотом несмысленным. Потом, когда он, соделав себя чуждым Божия Слова, стал бессловесным, враг, похитив его, как овцу, не имеющую пастыря, положил во аде и отдал пасти смерти. Посему избавленный из ада и освобожденный от лукавого пастыря говорит: Господь пасет мя (Пс. 22:1): пасет не смерть, но жизнь, не падение, но восстание, не ложь, но истина.

И помощь их обетшает во аде. Пророк говорит сие о смерти, которая при всех своих пособиях не могла удержать пасомых ею против Того, Кто низложил имущаго державу смерти. Все пособия ее стали ветхи и бессильны. Тогда окажется ничтожною и помощь людей, прельщенных умом, которые высоко думают о своем богатстве, и славе, и власти. Во аде обетшает, когда обнаружится их бессилие. Или, может быть, помощь праведных, искупленных Господом, прострется до ада. Ибо они не прияша обетования, Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут предварившие нас (Евр. 11:39, 40).

(16) Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя. Ясно пророчествует о сошествии во ад Господа, Который вместе с другими душами избавил и душу самого пророка, чтобы она не оставалась во аде.

10. (17) Не убойся, егда разбогатеет человек или егда умножится слава дому его. Не убойся, – говорит пророк, – егда разбогатеет человек. И сия проповедь необходима живущим по вселенной, земнородным и сынам человеческим, вкупе богатым и убогим. Не убойся, егда разбогатеет человек. Когда видишь, говорит пророк, что неправедный богат, а праведный беден, не убойся сам в себе. Не смущайся мыслью, будто уже вовсе нет Божия Промысла, наблюдающего за делами человеческими, или хотя и есть Божий надзор, но Он не простирается до мест земных, чтобы приникать и в наши дела. А если бы Промысл уделял каждому, что ему подобает, то были бы богаты праведные, которые умеют пользоваться богатством, и бедны порочные, которые обращают богатство в орудие своей порочности. Итак, поскольку между языками и земнородными многие думают подобным сему образом и из видимой неправильности [1180]в разделе житейских благ заключают, что мир оставлен без Промысла, то к ним обращает речь псалом, успокаивая невежественное волнение их мыслей, как и в начале их же призывал к слушанию наставлений. Или, может быть, пророк простирает речь и к одному собственно лицу бедного, говоря: не убойся, егда разбогатеет человек. Ибо бедные имеют особенную нужду в утешении, чтобы не устрашиться сильных. Богатому, говорит пророк, нет никакой пользы в богатстве, когда он умирает, потому что не может взять его с собою, и из наслаждения богатством получил он ту только выгоду, что душа его в сей жизни была ублажаема ласкателями.

Внегда же умрети, – говорит пророк, – не возмет всего этого изобилия, а едва возьмет одежду для прикрытия своего срама, и ту, если угодно будет слугам, наряжающим его к погребению. Счастлив он, если получит в удел немного земли, которую из жалости дадут ему погребающие, и те сделают для него это из уважения к общему человеческому естеству, не ему принося дар, но оказывая честь человечеству. Посему не малодушествуй, смотря на настоящее, но ожидай той блаженной и нескончаемой жизни, ибо тогда увидишь, что праведнику служат во благо и нищета, и бесславие, и лишение наслаждений. И не смущайся, видя, что ныне мнимые блага разделяются как бы неправедно. Ибо услышишь, как будет сказано богатому: восприял еси благая твоя во животе твоем; а бедному, что он принял злая в жизни своей (Лк. 16:25). Почему справедливо один утешается, а другой страждет (Лк. 16:25).

Исповестся Тебе, егда благосотвориши ему. О перстном человеке, который благами почитает только преимущества сей жизни – богатство, здравие, могущество, о нем говорит пророк, что исповестся Богу, когда будет ему благосотворено, а в несчастиях изрыгнет он всякую хулу. Ибо пророк, оставив бедного, обращает уже речь к Богу, в обвинение богатства включая и то, что богатый только в счастье благодарит Бога, а при горестных обстоятельствах не бывает благодарным. Подобное сему и диавол приводит в обвинение Иова, что не туне Иов чтит Господа (Иов. 1:10), но имеет награду за благочестие – богатство и прочее. Почему для показания добродетели сего мужа Бог лишил его всего, что он имел, чтобы из всего явствовала благодарность сего человека Богу.

11. (20) Внидеши [1181] даже до рода отец его. Думаю, что сие говорится о грешнике, который столько знает Бога, сколько предано ему обычаем отцов его, силою же собственного мышления ничего не приобретает и не присовокупляет в себе к познанию истины. Столько, говорит пророк, приближаешься Ты, Боже, и такое в нем о Тебе понятие, какое было в роде отец его. И здесь пророк изображает великую недеятельность разумения, совершенную оземленность и плотолюбие человека, который погряз в богатстве и роскоши, имеет ум, подавленный житейскими заботами. Посему даже до века не узрит света. Ибо вверившиеся руководству слепых учителей сами себя лишили наслаждения светом. Но слова: внидеши даже до рода отец его – имеют еще и другой смысл, а именно: Ты наказываешь не тех только, которые предаются порочной жизни и учениям, хотя отеческим, но чуждым благочестия, но подвергаешь взысканию и тех, которые были виновниками превратных учений. И сие значит сказанное: внидеши даже до рода отец его. Ибо виновен не только имеющий худые понятия о Боге, но и тот, кто довел других до сей погибели. А таковы те, которые наследовали грех предков и, утвердив его в себе давним обычаем, сделали неизгладимым. Даже до века не узрит света. Ибо препровождаются они во тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом (Мф. 8:12), и подвергаются сему по праведному суду Божию, потому что в жизни сей ради худых своих дел ненавидели свет.

(21) Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им. Это голос сожалеющего. Человек малым чим умаленный от Ангел (Пс. 8:6), о котором и Соломон говорит: велика вещь человек, и драгая муж творяй милость (Притч. 20:6), сей человек, оттого что не сознал своего достоинства, но покорился плотским страстям, приложися скотом несмысленным и уподобися им!

 

Беседа на псалом пятьдесят девятый [1182]

 

1. Когда смотрю на ваше усердие слушать и на немощь сил своих, приходит на мысль изображение уже подросшего младенца, который еще не отнят от груди и тревожит матерний сосец, иссушенный болезнью. Мать знает, что у нее пересохли источники молока, но, привлекаемая и обеспокоенная младенцем, дает ему сосцы, не с намерением напитать его, но чтобы прекратить его плач. Так, хотя и мои силы иссушены долговременными и различными телесными недугами, однако же готовы предложить вам если не наслаждение значительное, то некоторое удовлетворение, потому что преизбыток вашей любви удовольствуется и тем, если одним моим гласом утолится ваше влечение ко мне. Посему да слышит мое вещание Церковь Божия и да научится говорить то, что недавно мы произносили: (13) даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо. Таким образом смысл псалма не позволяет, может быть, мне и отговариваться болезнью, если скорбь уготовляет помощь, а не предлогом служит к немощи. Итак, тем, которые отринуты были за грехи и потом опять приняты по человеколюбию Божию, прилично говорить: (3) Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси и ущедрил еси нас. Лучше же сказать, поскольку слово по естественному ходу мысли коснулось смысла псалма, то коснемся несколько его истолкования.

2. История предлагаемого псалма, буквально по его надписанию, доселе не отыскана ни в одном из Богодухновенных сказаний. Впрочем, прилежные испытатели Писания найдут нечто сходное с сей историей во Второй книге Царств, в которой написано: и порази Давид Адраазара, сына Раава, царя Сувска, идущу ему поставити руку свою на реце Евфрате. И предвзя Давид от него тысящу колесниц и седмь тысящ конник и двадесять тысящ мужей пешцев, и разруши Давид вся колесницы, и остави себе от них сто колесниц (2 Цар. 8:3, 4). И немного ниже сего говорится: и царствова Давид над всем Израилем, и бе Давид творяй суд и правду, и Иоав, сын Саруин, над воинствы (2 Цар. 8:15). И немного далее: и послаша сынове Аммони, и наяша Сирию Роовлю и Сирию Сувску, двадесять тысящ мужей. И виде Иоав, яко бысть на него противное лице брани, и избра от всех сынов Израилевых, и устрои противу Сириан. И видеша раби Адраазаровы, яко падоша пред Израилем, и пребегоша ко Израилю, и работаша им (2 Цар. 10:6, 9, 19). С сей исторической выпиской находим согласным и надписание псалма, за исключением того, что временем сего столпописания означено то, в которое Давид сделался наиболее славен и знаменит своими воинскими доблестями.

Поэтому достойно исследования, почему он начинает сетованием и плачем, когда надлежало радоваться и благодушествовать по причине своих успехов, ибо иные речения приличны торжествующим, иные печальным. Победы же бывают поводом к всенародному торжеству не только для воинов, но и для земледельцев, купцов, ремесленников, для всех пользующихся благами мира. Итак, почему же говорит: Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, – а между тем Бог соделал их победителями? Каким образом низложил тех, которых столько усилил, умножив у них оружие, колесницы, коней, подданных, сделав их данницей целую страну, всю Аравию, Финикию и Месопотамию? Любопытно узнать, не выражают ли слова сии какой‑нибудь неблагодарности. Давид разбил сперва Адраазара, царя Сувского, взял у него тысячу колесниц, семь тысяч пешцев; потом поработил царя Сирийского, который помогал побежденному Адраазару, сделал его своим данником, в одно мгновение времени побил у него двадцать две тысячи; и третью одержал победу, когда сынов Аммоновых, ополчившихся пред враты града, победил его военачальник Иоав, который, разделив свои силы на две части, одних встретил спереди, а других одолел, зашедши в тыл. Почему же среди таких доблестных подвигов пророк выражается так печально и уныло, говоря: Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался, и ущедрил еси нас?

 

Человеческая изменчивость

 

Хотя временем сего столпописания было время успехов, однако же значение написанного относится к концу, а под концом разумеется, что произойдет при скончании веков. Посему говорит, что псалом написан о изменитися хотящих. Вообще же можно разуметь о всем роде человеческом, так как польза псалма простирается на всех. Ибо изменяющиеся и изменишися хотящие суть те, которые ни тела не сохраняют в одинаковом состоянии, ни в расположении своем не бывают всегда тверды, но изменяются в теле с переменою возрастов и переменяют мысли, соображаясь с различными обстоятельствами. Ибо мы инаковы, когда еще дети, инаковы, когда уже юноши, иными делаемся, возмужав, и опять совершенно изменяемся, состарившись. А также мы инаковы при радостном состоянии дел и иными делаемся, находясь в горестном стечении обстоятельств; мы инаковы, когда больны, и инаковы, когда здоровы; инаковы во время брачного торжества, инаковы во время сетования. Или, поскольку не сказано: «о изменяемых», но: о изменитися хотящих; а сие выражение имеет вид пророчества, потому что указывает на будущее время, то под изменитися хотящими приличнее разуметь тех, которые, оставив привычку отцов к суетному, будут приводить жизнь свою в соответствие с евангельской строгостью. Посему псалом написан не о тогдашних иудеях, но о нас, изменитися хотящих, о нас, которые многобожие обмениваем на благочестие и идольское заблуждение на познание Сотворившего нас, которые вместо беззаконного сластолюбия избираем законное целомудрие и свирели, хоры, пьянство заменяем псалмопением, постом и молитвой. Итак, если кто скажет, что псалом сей написан о нас, тот не погрешит против истины. Посему и словеса Божия (Рим. 3:2) суть наши и в Церкви Божией, как богониспосланные дары, читаются при каждом собрании, составляя как бы некоторую духовную пищу, подаваемую от Духа.

Но псалом сей написан и в столпописание, то есть его не должно слушать небрежно. Не давай же словам псалма, напечатлев их в памяти на краткое время, потом путаться и исчезать [1183], как написанное на веществе скорогибнущем вскоре начинает исчезать, но храни их написанными в душе твоей, как на столпе, то есть неизменными, твердыми, навсегда укорененными в памяти.

А если иудей будет исключать нас, говоря, что псалом писан не о нас, то пристыдим его написанным в том же псалме, объяснив ему нераздельность призвания и то, как оно сводит далеких между собою, созывает дальних и многих делает единым чрез веру во Христа. Сказано: (9) Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий; и Ефрема наименовал, и Иуду присовокупил, и Моава причислил; грозит наступить на Идумею и вместе благовествует о покорности всех: (10) Мне иноплеменницы покоришася.

3. Боже, отринул ны еси. Отринул еси нас, которые удаляемся от Тебя, по мере грехов своих; низложил еси скопища нашего лукавства, благодетельствуя нам тем, что приводит нас в немощь; разгневался еси, когда бехом естеством чада гнева (Еф. 2:3), упования не имуще и безбожни в мире (Еф. 2:12); ущедрил еси нас, когда Единородного Твоего предложил Ты в жертву умилостивления за грехи наши (Рим. 3:25), чтобы в крови Его нашли мы избавление (Еф. 1:7).

Но мы, облагодетельствованные Тобою, не познали бы сего, если бы не (5) напоил еси нас вином умиления. Вином называется слово, которым ожесточенное сердце приводится в чувство.

(6) Дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. Моисей на вратах израильтян полагал в знамение кровь овчую, а Ты дал нам знамение – самую кровь непорочного Агнца, закланного за грехи мира. И Иезекииль говорит, что дается знамение на лица. Сказано: идите вслед его, изсецыте и не пощадите и не помилуйте. Старца, и юношу, и младенцы, и деву, и жены избийте в потребление: а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся (Иез. 9:4–6).

(8) Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сикиму. Сикима, избранный участок земли, данный Иаковом Иосифу (Быт. 48:22), прообразует Завет, который, по‑видимому, дан был одному Израилю. Сей‑то избранный Завет, сие‑то наследие народа обращу в раздел и сделаю общим с прочими. А когда Завет будет разделен между всеми и польза сделается общей для всех облагодетельствованных Богом, тогда и юдоль жилищ размерится, то есть, вся вселенная, как бы по жребиям, разделена будет для селений на всяком месте. Тогда и далеких между собою приведет в соприкосновение Умиротворяющий, аще земная, аще ли небесная (Кол. 1:20), и средостение ограды Разоривый сотворит обоя едино (Еф. 2:14).

4. (9) Мой есть Галаад, и мой есть Манассий. Галаад есть потомок Манассии (1 Пар. 7:17). Сим показывается нисходящий от Бога последовательный ряд патриархов, от нихже Христос по плоти (Рим. 9:5). И Ефрем заступление главы Моея, Иуда царь Мой (Пс. 107:9). Расторженные части соединяет единомыслием.

(10) Моав коноб упования, или, как другой толковник говорит, коноб омовения[1184] или коноб беззаботности [1185], то есть человек отверженный, которому с угрозою сказано, что не взойдет в Церковь Господню, ибо не внидет Моавитин и Аммонитин до третьего и до десятого рода, и даже до века (Втор. 23:3). Впрочем, поскольку Крещение подает оставление грехов и должникам доставляет беззаботность, то пророк, указывая на избавление и на усвоение Богу через Крещение, говорит: Моав есть коноб омовения, или коноб беззаботности. Итак, все иноплеменницы покоришася, подклонившись под иго Христово. Посему‑то и на Идумею налагает (Пс. 107:10) сапог Свой. А сапог Божества есть Богоносная Плоть, посредством которой Оно снизошло к человекам.

В сей надежде, прославляя время пришествия Господня, пророк говорит: (11) Кто введет мя во град ограждения? И, может быть, разумеет Церковь, называя градом, потому что она есть собрание вселяющихся законно, и градом ограждения, по ограде веры. Почему один из толковников [1186] весьма удачно перевел: во град огражденный. Итак, кто даст мне видеть сие великое зрелище – Бога, пришедшего к человекам? На сие‑то указывают слова Господа: яко мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша (Мф. 13:17).

5. (13) Даждь нам помощь от скорби. Будем искать помощи не в крепости, не в благосостоянии плоти; пожелаем заступления не от кого‑либо из почитаемых знатными у людей. Не множеством денег, не превосходством силы, не высотою славы приобретается победа, напротив того, из преизбытка скорби Господь подаст помощь взыскующим Его. Таков был и Павел, который скорби ставил себе в похвалу, почему мог говорить: егда немоществую, тогда силен есмь (2 Кор. 12:10). Даждь и нам, Господи, помощь от скорби, ибо скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим. 5:3–5). Видишь, куда возводит тебя скорбь? К непостыдному упованию! Болен ли ты? Благодушествуй, потому что егоже любит Господь, наказует (Евр. 12:6). Беден ли ты? Веселись, потому что ожидают тебя Лазаревы блага. Терпишь ли бесчестие за имя Христово? Ты блажен, потому что бесчестие твое обратится в ангельскую славу.

Убедим себя, братия, во время искушения прибегать не к человеческим надеждам и не здесь, на земле, искать себе помощи, но совершать моления со слезами и воздыханиями, с прилежной молитвой, с напряженным бдением, ибо тот получает помощь от скорби, кто человеческую помощь презирает, как суетную, и утверждается в надежде на могущего спасти нас, утверждается же о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!