Свойство богатства – текучесть



 

Богатство аще течет, не прилагайтесь сердцем [1193]. Если видишь, что иной чрез меру богат, не почитай жизнь его блаженной. Если отовсюду и из неисчерпаемых источников текут к тебе деньги, не допускай до себя их обилия. Богатство аще течет. Подивись сему речению! Свойство богатства – текучесть. Быстрее потока протекает оно мимо владеющих им и обыкновенно переменяет их одно за другим. Как река, стремящаяся с высоты, приближается к стоящим на берегу, но вдруг коснулась и в ту же минуту удалилась, так и выгоды богатства весьма быстро появляются и ускользают, имея обычай переходить от одного к другому. Это поле сегодня принадлежит одному, завтра будет принадлежать другому, а чрез несколько времени еще новому владельцу. Посмотри на дома в городе; сколько уже принимали они наименований со времени своего существования, называясь по имени то того, то другого владетеля! И золото, постоянно утекая из рук владеющего им, переходит к другому, а от другого к третьему. Скорее можешь удержать воду, сжатую в руке, нежели надолго сохранить у себя богатство. Посему прекрасно сказано: богатство аще течет, не прилагайтесь сердцем. Не пристращайся к нему душой своей, но извлекай из него пользу; не люби его чрез меру и как одному из благ не дивись ему, но употребляй его в служение как орудие.

Потом Псалмопевец ко всему сказанному присовокупляет изречение, не собственными своими словами, но как слышал его от Бога. Ибо говорит: (12) Единою глагола Бог, двоя сия слышах. И никто не смущайся, будто бы в сказанном есть странность, а именно: как Бог говорил однажды, а пророк слышал это два раза? Ибо возможно однажды сказать так, чтобы в сказанном однажды заключалось многое. Один человек, встретившись с другим однажды, о многом переговорил с ним, и выслушавший его речи может сказать: однажды он говорил со мною, но сказал многое. Таков же смысл и теперь сказанного: «Однажды было мне Божие явление, но два предмета, о которых говорил мне Бог». Пророк не сказал: об одном глагола Бог, но двоя сия слышах: в таком случае оказалось бы, что речь заключает в себе противоречие.

Итак, что же это за двоя, слышанные пророком? Зане держава Божия (13) и Твоя, Господи, милость. Я слышал, говорит пророк, что Бог силен на суде и что Он же милостив. Посему не уповайте на неправду, не прилагайтесь к богатству, не избирайте суеты, не носите с собою растленного судилища души. Зная, что крепок Владыка наш, бойтесь крепости Его и не отчаивайтесь в Его человеколюбии. Для того, чтобы не делать неправды, хорош страх, а для того, чтобы, поползнувшись однажды на грех, не вознерадеть о себе по безнадежности, хороша надежда на милость. Ибо держава Божия, и от Него же милость.

 

Воздаяние

 

Яко Ты воздаси комуждо по делом его. Ибо еюже мерою мерите, возмерится вам (Лк. 6:38). Оскорбил ты брата? И себе ожидай равного. Грабил ты низших, бил бедных, срамил укоризнами, клеветал, лгал, посягал на чужое брачное ложе, нарушал клятву, прелагал пределы отцов (Притч. 22:28), налагал руки на имущество сирот, оскорблял вдовиц, настоящее удовольствие предпочитал обетованным благам? Ожидай воздаяния за это. Ибо еже сеет каждый, тожде и пожнет (Гал. 6:7). Впрочем, если и доброе что сделано тобою, то и за это ожидай многократно большего воздаяния. Яко Ты воздаси комуждо по делом его. Во всю жизнь свою памятуя сие изречение, возможешь избежать многих грехов, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

 

Беседа на псалом сто четырнадцатый

 

1. Заранее заняв сей священный храм мучеников, и с половины ночи умилостивляя песнопениями Бога мучеников, вы терпели до сего полудня, ожидая нашего прихода. Посему вам, которые честь мучеников и служение Богу предпочитаете сну и упокоению, награда готова. Но если и мне должно оправдывать себя в замедлении и в том, что надолго оставил вас, скажу причину этого. Все время настоящего дня употребил я на то, чтобы устроить другую сей равночестную церковь Божию, отделенную от вас немалым расстоянием[1194]. Итак, поелику Господь даровал мне – и им служение исполнить, и вашу любовь не обмануть, то воздайте со мною благодарение Благодетелю, Который эту видимую немощь моего тела подкрепляет Своей невидимой силой. Но, чтобы не огорчить вас, удерживая долго, кратко побеседую из псалма, который застал я вас поющими, и, по мере сил своих напитав души ваши словом утешения, отпущу, чтобы каждый из вас занялся попечением о теле своем.

Что ж было пето вами? Следующее: (1) Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего. Не всякому можно сказать: возлюбих, а только тому, кто уже совершен, вышел из рабского страха и принял дух сыноположения (ср. Рим. 8:15). К слову возлюбих не присовокуплено, кого именно возлюбил, подразумевается же: Бога всяческих. Ибо достолюбезное в собственном смысле есть Бог, так как, по определению, то достолюбезное, чего все желают. А Бог есть благо, первое и совершеннейшее из благ. Итак, возлюбил я Самого Бога и с радостью принял за Него страдания. Какие же то страдания, пророк описывает несколько ниже: болезни смертныя, беды адовы, скорбь, болезнь – все это казалось ему достолюбезным по любви к Богу и по упованию того, что соблюдается понесшим страдания за благочестие. Не против воли, не насильственно и не по принуждению вытерпел я подвиги, говорит пророк, но с какоюто любовью и расположением переносил труды, почему могу сказать: зане Тебе ради умерщвляемся весь день (Пс. 43:23). И кажется, что сие равносильно апостольскому слову и сказано с тем же расположением, с каким и апостол говорит: кто ны разлучит от любве Божия? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8:35). Итак, возлюбих все сие, зная, что переношу беды за благочестие и имею зрителем и подвигоположником Владыку всяческих. Яко услышит Господь глас моления моего. Так и каждый из нас может исполнить трудное в заповедях, когда жизнь свою, как пред зрителем, открывает пред Богом всяческих.

2. (2) Яко приклони ухо Свое мне. Пророк сказал: приклони, не для того, чтобы составил ты какое‑нибудь чувственное понятие о Боге, будто бы имеет Он уши и приклоняет их по причине тихого голоса, как делаем мы, приближая слух свой к говорящим слабо, чтобы вблизи услышать [1195] произносимое. Напротив того, он сказал приклони, чтобы показать собственную свою немощь, то есть: «снизойди по человеколюбию ко мне, лежащему на земле, как человеколюбивый врач, приклоняя слух свой к больному, который от великого изнеможения не может говорить внятно, вблизи узнает нужды страждущего». Итак, приклони ухо Свое мне. Божий слух для ощущения не имеет нужды в голосе. Бог и по движениям сердца умеет узнавать просимое. Или не слышишь, что Моисей, который ничего не говорит, но в неизрекаемых своих воздыханиях молит Господа, услышан был Господом, и Он сказал Моисею: что вопиеши ко Мне? (Исх. 14:15). Бог умеет услышать и праведную кровь (ср. Быт. 4:10), у которой нет языка, нет голоса, проникающего воздух. Явление же праведных дел пред Господом есть велегласие.

И во дни моя призову. Мы, один день помолившись или один час, и то немного, поскорбев о своих грехах, отлагаем попечение, как будто сделали уже нечто равноценное [1196] своей греховности. Но святой пророк объявляет, что он приносит исповедание, измеряемое продолжительностью всей своей жизни. Ибо говорит: во вся дни моя призову. Потом, чтобы ты не подумал, будто бы призвал он Бога, потому что благоденствовал в сей жизни и все дела его текли благоуспешно, описывает величие бедствий, в которых не забывал он имени Божия.

Ибо говорит: (3) Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя. Под словом болезни у пророка в собственном смысле разумеются обыкновенные боли при чревоношении, когда чрево, угнетенное бременем, побуждает носимый плод к выходу вон, а потом детородные члены, сдавленные и натянутые во время чревоношения, сотрясениями и сжатиями жил причиняют рождающим самые острые боли и жестокие мучения. Сие понятие болезней он перенес и на болезни смертные, поражающие живое существо при разлучении души и тела. «Я претерпел, – говорит он, – не что‑нибудь довольно сносное, но испытывал даже самые болезни смертные и доведен был до опасности снизойти во ад». Сие ли одно терпел он, чем хвалится, или нередко терпел хотя то же, но невольно, тогда как вынужденное не заслуживает похвалы? Но смотри на великодушие подвижника. «Когда, – говорит он, – объяша мя болезни смертныя и беды адовы обретоша мя, тогда я не только не пал под тяжестью сих искушений, но даже добровольно подверг себя еще гораздо многочисленнейшим искушениям, как бы сам для себя добровольно изобретал скорби и болезни, а не против воли они постигали меня». Выше сказал: беды адовы обретоша мя; а здесь: скорбь и болезнь обретох. Так как в бедах оказался я неослабным при всех нападениях искусителя, то, чтобы показать преизбыток любви к Богу, приложил я скорбь к скорби и болезнь к болезни, не в надежде собственной силой противостать скорбному, но потому что призвал имя Господне. Подобно сему сказанное апостолом: во всех сих препобеждаем за Возлюбльшаго ны (Рим. 8:37). Побеждает тот, кто неослабно переносит приключающееся по необходимости; препобеждает же, кто в доказательство терпения самопроизвольно навлекает на себя болезни. Кто впал в какой‑нибудь смертный грех, тот должен говорить: объяша мя болезни смертныя, ибо сказано: всяк творяй грех от диавола рожден есть (1 Ин. 3:8). «Когда я был делателем греха, говорит Давид, и когда носила меня во чреве смерть, тогда обретен я был бедами адовыми. Чем же исцелил я себя? Тем, что обретох скорбь и болезнь покаяния; придумал для себя терзание покаяния, соразмерное тяжести греха, и таким образом дерзнул призвать имя Господне. Что же сказал я? (4) О Господи, избави душу мою, я содержусь в плену: Ты дай за меня выкуп и избави душу мою».

3. Милостив Господь и праведен. Писание с милосердием Божием везде соединяет правду, научая нас, что и милость Божия – не без суда и суд не без милости[1197]. Бог, и милуя, с рассуждением и мерою оказывает милосердие достойным, и судя, с пощадою нашей немощи производит суд, наказывая нас более по человеколюбию, нежели для воздаяния равным за равное. И Бог наш милует. Милосердие есть болезнование об угнетенных сверх меры их вины, ощущаемое сострадательными. Милосердуем о том, кто из великого богатства впал в крайнюю нищету, кто из крепкого телесного здоровья перешел в крайнее изнеможение, кто прежде восхищался красотою и свежестью своего тела, и потом поврежден обезображивающими болезнями. Поелику и мы некогда были славны в райском состоянии, а по причине падения стали бесславны и унижены, то Бог наш милует, видя, какими мы были и какими сделались. Посему и Адама призывал Он гласом милосердия, говоря: Адаме, где еси? (Быт. 3:9). Ибо не извещения требовал Всеведущий, но хотел, чтобы Адам размыслил, чем он был и чем стал. Где еси? То есть какому падению подвергся ты, будучи на такой высоте?

4. (5) Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя. Понимать ли это в естественном отношении: человеческая природа не могла бы существовать, если бы самые дети и грудные младенцы не были хранимы Господом, ибо каким образом они, носимые в материнской утробе, могли бы питаться или иметь движение, проводя жизнь в помещении столь тесном, не представляющем удобства к обращению, даже в темном и влажном месте, не имея возможности ни дышать, ни жить жизнью человеческой, но подобно рыбам плавая во влажности, если бы не поддерживало их Божие охранение? Потом, каким образом могли бы они хотя на малое время продолжать жизнь по выходе в место, для них непривычное, и охладившись воздухом после теплоты, какая была в матерней утробе, если бы не спасал их Бог? Итак, храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя. Или можешь понимать сии слова и так: поскольку я обратился, и стал как младенец, принял Царство Небесное, как дитя, и незлобием довел себя до детского смирения, то храняй младенцы Господь, как скоро смирихся, спасе мя.

5. (6) Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя. Сам себе предлагает утешительное слово добрый подвижник, говоря подобно Павлу: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды (2 Тим. 4:7, 8). То же говорит самому себе и пророк: поскольку ты достаточно уже прошел поприще жития сего, то обратися наконец в покой твой, яко Господь благодействова тя. Ибо вечный покой предстоит тем, которые в здешней жизни законно подвизались, – покой, не по заслуге дел воздаваемый, но по благодати великодаровитого Бога даруемый уповавшим на Него. Потом, не говоря еще о тамошних благах, но возвещая, как освободился от мирских тревог, благодарит за сие Освободителя душ, Который избавил его от многоразличного и тяжкого рабства страстям. Как же это?

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!