Неудачный или удачный исход борьбы



 

<324> Сегодня у нас речь будет о том, что настоящая жизнь – время состязаний, время скорбей и трудов, и не мгновенных и не кратковременных, как можно это подумать, но постоянных, многолетних, кончающихся лишь с этой жизнью. Неудачный или удачный исход в этой борьбе касается не мелочных, ничтожных и человеческих вещей, но божественных и небесных. Ибо если мы путем напряженного терпения, непреклонной твердости и соблюдения божественных заповедей достигнем удачи, то наследуем Царство Небесное, бессмертие, вечную жизнь, неизреченные, неслыханные и недомыслимые наслаждения вечными благами, а если (чего да не будет) вследствие нерадения, лености, привязанности и любви к настоящей жизни и гибнущим и губящим удовольствиям потерпим неудачу, <325> то получим вместо этого вечное мучение, бесконечный позор, стояние ошуюю, слыша те страшные и нестерпимые слова Судии всех и Владыки Бога: (144) идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (Мф. 25:41). Но, чада и братия, ни в коем случае не допустим себя услышать это и не подвергнемся тому горестному и неописуемому отделению от святых и праведных, когда их примут в неизглаголанную радость, в неизреченный свет и для неистощимого наслаждения (ибо они, как сказано, возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом – Мф. 8:11), а нас с демонами поведут в огонь неугасаемый, к червю неусыпающему (Мк. 9:44–48), на скрежет зубов, в хаос, в невыносимый тартар, к неразрешимым оковам, в темнейшие подземелья, и это не на коротенькое какое‑нибудь время, не на год один <326> или не на сто, тысячу, даже не на десять тысяч лет, – нет, наказанию не будет конца, как думают оригенисты, но оно, по определению Божию, будет постоянным, неизменным и вечным.

 

Вечность мучений

 

И где тогда, как спрашивают святые, найти брата, или мать, или отца, которые избавили бы нас от наказания? Их тогда никак не найти: брат, сказано, не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея (Пс. 48:8–9). Я же, со своей стороны, спрошу и еще: где тогда, братия мои, окажется лень лентяев (я начну с малого и потом поднимусь до более важного), нерадение нерадивцев, прекословие прекословящих, ослушание ослушников, гордость гордых, дерзость дерзких, самовольство самочинников, чревоугодие чревоугодников, бесстыдство бесстыдников, горячность мстителей, искуснейшие самооправдания лжецов, <327> а особенно – где тогда будет отречение отступников от данных при свидетеле Боге обетов (145) и от своего послушания, каковыми являются все те, которые попрали Сына Божия и кровь Его завета скверной возомнили (см. Евр. 10:29) и решили, что нет ни смерти, ни Воскресения, ни Суда, ни мздовоздаяния, которые, оторвавшись от общения во Святом Духе и лишившись Его (как пишет в одном месте Василий Великий[1030]), подобно заблудшим овцам, носятся туда и сюда по утесам и пропастям собственного любосластия и которые, наконец, не довольствуются еще тем, что стали добычей диких зверей, но стремятся совсем к окончательной погибели, не слушая ни призыва от меня, ничтожного, ни устрашающей и указывающей им лучший исход угрозы; даже более: один из таких начал <328> действовать прямо по‑иудейски (Гал. 2:14)[1031] и привлекает нас к мирскому суду. Пощади же, пощади нас, Господи, от такой бесчувственности, бесстыдства и омрачения!

 

Когда мы уязвимы для диавола

 

В отличие от них, мы, чада, приидите, поклонимся и припадем… пред Господем, сотворшим нас (Пс. 94:6), и, как подобает братолюбцам, будем усердно молиться и молиться за таких людей, прося об обращении и возвращении, присовокупляя к молитвам, что нужно, и за себя и прося прощения за свои допущенные по нерадению ошибки, устремимся к усовершенствованию себя. Что бы мы ни говорили, все‑таки мы вот на ристалище, защищены оградой и находимся под руководством пастыря, хотя и слеповатого. Сатана нас не поймал, противник нами не овладел, лютый зверь не тащит нас <329> зубами за шею и не бьет по бокам нашей души своим хвостом, ибо, как овцы Христовы, мы находимся внутри ограды. Но стоит нам лишь заболеть, захромать, появятся у нас черви (146) или вообще случится что‑нибудь другое, как он уже совне придумывает и злоумышляет, иский кого поглотити (1 Пет. 5:8), кто сам как‑нибудь выскочит из‑за ограды или кого можно увлечь чрез какое‑либо тайное отверстие помысла, или чрез боковую дверку, или даже проломив духовную ограду.

 

Чему радуются святые

 

Так вот, будем смотреть за этим и не будем пребывать в неведении о замыслах его[1032], и каждый по своей силе и в вверенном ему послушании пусть устремляется и стремится в будущем все вперед, преуспевая в смирении, послушании, откровении помыслов, сокрушении, молитве, слезах, непорочности и во всяком добром деле, являя себя избранным Христовым сосудом и сыном света (Деян. 9:15; 1 Фес. 5:5).

<330> Да, да, чада мои, прошу, молю, напоминаю, умоляю: еще немного‑немного – и скоро наступит час и придет время нашей радости, избавления, веселия, свободы, венцов, наград. Ведь и сами святые, а особенно наши сподвижники, то есть принадлежащие к [иноческому] чину[1033], взирая на наши преуспеяния с небесной высоты, радуются и услаждаются этим (ибо каждый лик праведников любит своих подвижников больше, чем других), стараясь об увеличении и умножении новых членов в своем деле, чтобы им устроить как можно большее собрание сликовствующих, воспевая Блаженную и Святую Троицу, ибо Ей подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 46

<331> О том, чтобы легко переносить подвиг нашего благого послушания

 

Похвала монахам

 

Отцы мои, братия и чада. Вы только что очистились и просветились славословиями и молитвами. Посему можно подумать, не становится ли мое слабое оглашение (147) после этого уже излишним? Никоим образом. Исполняя заведенный обычай, я и теперь обращаюсь к вам с поучением, и теперь хочу побеседовать с вами, ибо это необходимо для вас, чада мои возлюбленные; вы – самые дорогие мои уды, утроба моя, я уже не знаю, с чем еще более драгоценным для меня и сравнить вас; еще лучше сказать – чада Божии (Ин. 1:12), <332> сыны света (Лк. 16:8), избранный народ Господень (Чис. 11:29)[1034], собрание благочестивых, воинство вышнего Царства, Церковь Христова, ангельский лик, истинный язык свят, царское священие (1 Пет. 2:9), у которого общественный строй – небесный (Флп. 3:20), а не земной, жизнь – не в плоти, а сверх плоти, дело не какое‑либо гибнущее, преходящее и тленное, но всецело духовное, спасительное и вечное, одежда – по внешности убогая, но зато совнутри рясны златыми, красотою добродетелей одеяна и преиспещрена (Пс. 44:14), наконец, наследие и удел – не золото с серебром и драгоценными камнями, не дорогая одежда, а также не обладание таким‑то и таким‑то количеством земли и имений или множеством многочисленных стад <333> крупного и мелкого скота или тому подобными вещами (что все скоро разрушается и гибнет), но – Сам Господь, Царство Небесное, недра Авраамовы, бессмертие и блаженство, сладостный рай и все другое, что, по Писанию, око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, именно – блага, яже уготова Бог (1 Кор. 2:9) всем благоугодившим Ему от века.

Так вот каково наше общество, вот в чем состоит наше дело и таков наш дивный и добродетельный образ жизни, который понимают лишь люди не от мира сего, а не те, кои живут по‑мирскому, и который почитают лишь небесные, а не земные жители. (148) Посему‑то вы, имея единого Отца всех – Бога, своим городом – вышний Иерусалим, а согражданами – всех от века святых, по плоти являетесь без рода и без отечества. <334> Так что же после всего этого и удивительного, если мы здесь, в подвижнической жизни, где нас увлекают туда и сюда, мучают и заставляют нести всякие труды, а некоторые иногда даже и обижают, порицают, оговаривают и осмеивают, если мы здесь и бедствуем? Раз за все это нам возсияет правда и множество мира (Пс. 71:7), свет, жизнь, веселие неизглаголанное и радость жизни со святыми Ангелами, то я прошу вас и молю: укрепите свои души в терпении и утвердите все свои помышления в Господе, перенося и совершая все легко, в ожидании исполнения великих надежд, ведь наша коротенькая и быстротекущая жизнь все летит и летит, и мы приближаемся не к смерти, но к бесконечной жизни. Ведь раз вы добровольно умерли раньше отречением от мира, то смерть уже не возобладает над вами.

 

Увещание

 

Будем посему заниматься своими делами и заботами, и пусть каждый <335> сообразно со своим послушанием усердно старается выполнить свое дело – безупречно, по справедливости, представляя его непорочным мздовоздаятелю Богу; эконом, например, в управлении хозяйством, благочинный – в своих занятиях по делу наблюдения, обсуждения и разбирательства проступков братьев, келарь – в раздаче пищи, заведующий одеждой – в мытье, починке и справедливой выдаче, кому что нужно, сапожник (с его трудным занятием) – в кройке и изготовлении обуви, чтобы она была удобна для носки и не портила ноги. Точно так же повар должен смотреть за варкой овощей и зелени, а также и за печью, трапезарь за раскладкой хлеба, чтобы его порции были равного веса и т. п. (149) Да и во всяком другом послушании нужно стараться так делать: кожевники должны усердно выделывать кожу в достаточном количестве для потребностей братии, кузнецы тоже должны работать по совести, <336> исполнять что должно и не делать ничего сверх положенного, то же самое должны соблюдать пергаментщики и корзинщики, ибо Господь взирает на каждого человека с его делом – и на усердного, и на лентяя, и на неповоротливого, и на того, кто отговаривается от работы. Пусть обратят также на это побольше внимания переписчики, и не одни только они, а и ткачи, больничники, привратники, столяры, золотых дел мастера, портные, пекари, скотники, прислужники, надсмотрщики, будильщики, лампадчики, виноградари, огородники, имеющие высший и средний чин, рыбаки, церковники и все другие, малые и великие, служащие и пользующиеся услугами, больные и здоровые. Ибо Господь, как сказано, на все взирает и всем воздаст должную почесть в Царстве Небесном.

<337> Об этом вот постоянно необходимо напоминать вам. Теперь же я напомнил еще и потому, что подошли святые праздники, которые вместе с божественными радостью и веселием приносят нам (если не будем следить за собой) также и вред от лукавого – вследствие прекращения работ и отдыха. Но вы, как богомудрые, и теперь, и в будущем постарайтесь все сделать по‑Божьи и как следует, во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 47

<338> О том, что нам нужно подражать простосердечию детей ради ставшего для нас младенцем Христа

 

Божественное самоумаление

 

Братия мои, отцы и чада. Вот мы отпраздновали праздник (150) Рождества Христова и исполнили все, что подобало, порадовались и повеселились в божественных песнопениях и священных чтениях, и, по благодати Христовой, у нас не случилось неподобающего – даже всякие телесные утешения прошли все благочинно и с подобающей умеренностью. Вместе с этим мы также преподали <339> двадцати семи братьям святой образ, и посему была, по Писанию, на небе радость (Лк. 15:7). Ибо если она бывает даже при одном грешнике кающемся, то насколько же паче при таком количестве? Так‑то вот, по молитвам нашего отца, Господь дарует нам Свои богатые и великие милости. И чем же иным нам воздать Ему за то, яже воздаде (Пс. 115:3) нам, как не подражанием Ему? Но в чем же и как?

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!