Различие подходов в духовном окормлении



 

Братия мои, отцы и чада. Подобно тому как с каждого из вас требуется (127) работа на его послушании, так и я, со своей стороны, обязан представлять вам оглашения. О, если бы я мог давать вам оглашения настолько широкие и разнообразные по содержанию, чтобы они, благодатию Христовой, удовлетворяли всех, подходили каждому! Ибо многие между вами, братия мои, нуждаются то в призыве, то в утешении, то в поддержке, <287> другие в напоминании, иные в исправлении, а некоторые в обличении, следующие в наказании, кое‑кто в снисхождении, другие в строгости и несколько лиц в бесчестии и унижении. Как много различных характеров, такими же разнообразными должны быть и приемы поучения: какой прием одному помогает, другому он, быть может, вреден; от чего одному польза, то другого губит; одно и то же самое слово одного назидает, а другого случается, что и растлевает. Ввиду этого мое послушание не легко, напротив, оно на самом деле тяжко и трудновыполнимо. Но я с помощью молитв нашего отца[1020] все‑таки буду отправлять его и, пока держится во мне дыхание, не позволю себе вознерадеть о нем, а буду трудиться и подвизаться в том, чтобы своим господам и отцам напоминать нужное.

<288> По благоволению Божию, вы все – в числе спасающихся (ср. 2 Кор. 2:15), все пришли сюда для того, чтобы спастись, и у всех вас нет никакой другой задачи, как только достичь спасения. Но так как диавол противодействует всякому доброму делу, то многие из нас искушаются, хотя это нам нежелательно: одних он, привлекая сюда для содействия природную юношескую возбудимость, распаляет сладострастием, других же поборает любоначалием, из‑за которого и сам ниспал с неба, иных повергает в нерадение, связывает вялостью и ведет, куда и как ему угодно, расслабляет их неверием и, охватывая самочинием, приводит их к тому, чтобы делать безумства. Да и зачем перечислять подробно все то, посредством чего он старается повалить нас (128) и за что он принимается ежедневно, ожидая нашей погибели? Господь Бог, сказавший морю: молчи, престани (Мк. 4:39), запретит ему и изгонит его далеко от нас. Но это может быть тогда, если мы станем сами собою и будем постоянно взирать на цель нашего сюда прихода, <289> ибо мы при свидетеле Боге дали обещание выдерживать до самой смерти всякие притеснения и угнетения.

 

Дела тьмы и дела Божиии

 

Посему вы все отбросьте все, что только у кого есть: унывающие – свое уныние, любоначальные – любоначалие, вялые – вялость, любосластные – любосластие, гордые – гордость, тщеславные – тщеславие, бесстыжие – бесстыдство, бесчинники – бесчиние, болтуны – болтливость, щеголи – щегольство, плотолюбцы – плотолюбие, печалящиеся – свою неразумную, неосновательную печаль, если кто завидует, пусть бросит свою зависть, кто соперничает – соперничество, кто препирается – распри, кто бездельничает – безделье; все это и подобное – дела тьмы, различные виды зла, хотения и выдумки лукавого. Дела же нашего Бога суть: мир, кротость, смирение, послушание, независтливость, <290> труд, прилежание, бодрость, любовь, вера, надежда, благочиние, молитва. Все это дела света, доблести, праведности, преуспеяния святых.

 

Рабство устроил грех

 

Аще кая добродетель и аще кая похвала (Флп. 4:8), прошу вас ради любви к Господу, очнитесь, вы, замершие в этих страстях; пробудитесь, спящие в таких помехах ко спасению! Если мы желаем хорошей жизни и видеть дни благие, то обратим внимание на слова: уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и (Пс. 33:15). Где очи Господни, (129) как только не на боящияся Его (Пс. 32:18), и где, наоборот, разгневанное лице Господне, как не на творящия злая, еже потребити от земли память их (Пс. 33:17)? Весь дальнейший конец псалма, если мы отнесемся к нему со вниманием, <291> дает нам прекрасное наставление. Ну об этом так.

 

Больше услуживать, чем пользоваться услугами других

 

В настоящие дни у нас немало братьев болеют, потому что теперь стоит нездоровое время. Те из нас, кто здоров, пусть помогают больным, а больные пусть принимают как спасительное и терпеливо несут наказание Господне, а также пусть с благодарностью относятся к уходу за ними. А когда оправятся от болезни, то пусть не ходят самовольно попусту туда‑сюда, но становятся на свою работу. Ибо у нас нет рабов, которые исполняли мы это дело (ибо рабство устроил грех, и апостол допустил его лишь живущим по‑мирскому), но мы сами себе рабы и господа, сами прислуживаем и сами же пользуемся услугами. Посему каждый должен стараться, чтобы больше чем пользоваться услугами других в неподходящее время. Господь знает каждого из <292> его дело и его послушание, какого он происхождения, кем был раньше, как жил в миру и как живет теперь, как понуждает себя, какое терпение обнаруживает, с кем зачислен, которым стоит в ряду, кто его там ближайшие товарищи, с кем он ест, вращается и спит, какая у него одежда и обувь. И сообразно со всем этим Строгий Весовщик, Праведный Уравнитель воздаст, по Писанию, коемуждо по делом его (Рим. 2:6). Посему никто да не унывает, никто ни о чем другом да не думает, кроме того, о чем нужно думать, ибо мы и теперь стоим пред лицом Божиим, а потом и предстанем пред Его страшным и ужасным судилищем, когда будем давать Ему ответ за все прожитое, (130) ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 41

<293> О том, чтобы вооружать себя добродетелями для схваток с врагом

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!