Когда наступит бесконечный день



 

(118) Посему никто из нас да не дремлет, да не спит, не храпит, не возвращается назад, не медлит, <266> не ропщет, не приостанавливается, не отстает на этом небесном ристалище, где раздает венцы Сам Бог и где так много наград. Но все всегда и везде пользуйтесь всем, чтобы достигнуть себе великой награды. Писец пусть да не устает за своей перепиской, канонарх да не ослабевает вострублять, подпевать и воодушевлять божественные хоры[1014], лампадчик пусть внимательно засвечает и заправляет хорошенько священные светильники; келарь, повар и трапезарь: первый пусть с великим вниманием, радушием, любовью и разбором (ибо один человек такой, а другой – иной) выдает кому что нужно, второй же, варя пищу и жарясь на огне, пусть старается приготовить братьям пищу как можно лучше и вкуснее, а третий, когда он раскладывает развешенный на равные порции хлеб, пусть остерегается, <267> чтобы более мягкий и более черствый и негодный хлеб распределять не как попало, но различать между высшими, средними и последними (то же нужно делать и со всем: с маслинами, орехами, зеленью, ложками, кубками) и не оставлять без внимания нужд самого последнего брата, как будто Сам Господь вместо них принимает твои услуги, как учит божественный и великий отец наш Василий[1015].

 

Увещание к усердию

 

По тому, что только что сказано было об этих послушаниях, вы, занятые остальными послушаниями, уже сами догадывайтесь насчет себя и так поступайте, и прежде всех вы, эконом и помощник эконома, а впрочем, еще раньше вас – тот, кто несет вторые послушания[1016]: старший пресвитер, старший благочинный, старший каллиграф, главный заведующий одеждою, и особенно последний, ибо в его служении много мучения. Смотри, Лукиан, какое служение тебе доверено! Да прославится чрез него в тебе Бог! К этим нужно причислить также старших огородника и сапожника. <268> И у этого подвиг не мал. (119) Смотри, Феодосий, при каком послушании ты состоишь! Возвесели в нем своего Владыку Господа! А ты куда укрываешься от нас, старший больничник? Разве тебе не известно, что, если ты разумно отправляешь свое служение, то ты выше всех остальных подвижников? Ибо если уже велик тот, кто хворает и с благодарностью переносит свою болезнь, то чего же достоин тот, кто как пред Богом и расторопно прислуживает ему? Смотри же ты со своими помощниками, как вы ухаживаете за больными, насколько вы возгораетесь их жаром, как разделяете вы их страдания, уныние и отчаяние. Они надеются только на Бога да на вас. Далее, перестилайте, так сказать, постоянно постельные подстилки, подавайте все нужное без замедления и вовремя. Приготовляйте мази, пластыри, микстуры и другие лекарства, кому что нужно, а также пищу, питье, постель и все другое. Если вы будете творить и исполнять слышанное, то блаженны вы и наречетесь сынами Божиими (см. Мф. 5:7).

<269> Так вот насколько велики, дивны, славны и святы ваши послушания. И кто их исполняет надлежащим образом, пергаментщик ли, или сапожник, или рыболов удочкой, привратник, горшечник, цепной мастер, сыромятник (он особенно), плотник, рыбак снастями (я не опускаю отметить даже способ занятия), живописец (особенно кто пишет божественные и поклоняемые лики), корзинщик, заведующий вином (он также особенно), полевой сторож (он – тоже особенно), скотник (он – опять особенно), ткач (и он – особенно), седельник или кто‑либо иной, – то он треблажен. Все – блаженны, все – работники Божии, все – возделыватели райского наслаждения. Господь мой и Бог, по молитве нашего отца, точно так же и всех вас да сохранит в исполнении Его животворящих заповедей, ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение с Отцом и Всесвятым и Животворящим (120) Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 37

<270> О том, чтобы нам быть не медленными, но легкими на исполнение заповедей Божиих

 

Мученичество похвального послушания

 

Отцы мои, братия и чада. Я всегда благодарю за вас моего Бога, особенно в последнее время, когда я увидел, как вы проявляли свое рвение во всем, особенно же как вы предавали себя на добровольное бесчестие: одного из вас связывали, на другого надевали оковы, иного привязывали за шею веревкой и так водили пред всей братией, еще иного ставили впереди без пояса или еще как‑то иначе[1017]. И я теперь убежден, что мое окаянство есть единственное для вас препятствие, <271> ибо ничто другое уже не мешает вам проявлять доблести отцов наших. Что я могу еще прибавить к этому? Одно: именно, что я, ввиду такой вашей твердости и вашего добродетельного жития, недостоин называться ни вашим отцом, ни учителем, ни руководителем. Я только уже молюсь, чтобы из‑за моего окаянства у вас не вышло никакой остановки, но чтобы вы с мужеством, законно (2 Тим. 2:5) мучились над всяким духовным делом в мученичестве похвального послушания. Каждый, по Писанию, имеет свое дарование, один – одно, другой – другое (Рим. 12:6). Так и вы, братия мои, делитесь между собой своими успехами и радуйтесь преуспеянию других. Один из вас, быть может, легко переносит бесчестие, другой побеждает своим трудолюбием, иной берет верх в молчании, следующий превосходит совершенством своего послушания, но при всем этом вы все считайте все это общим достоянием. Добро переходит от одного к другому, точно так же, как и зло. Посему радуйтесь и сорадуйтесь друг другу, и в чем кто имеет дарование, пусть к тому и стремится, <272> избегая тщеславия и преуспеяние брата считая больше собственного.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!