Добро и зло переходят от одного к другому



 

Если мы так будем вести себя, будем сливаться и соединяться между собою (121) союзом любви, то и сами будем преуспевать все больше и больше, и Бог прославится в нашем деле и о нашем житии заговорят в значительной части вселенной. Никто, прошу вас, да не своевольничает и не самочинствует, ибо горе, сказано, иже мудри в себе самих и пред собою разумни (Ис. 5:21), никто пусть не ленится и не валяется на боку, чтобы ему не услышать: иди ко мравию, о лениве (Притч. 6:6); никто да не колеблется и не двоится в своих мыслях, дабы и ему не услышать: муж двоедушен неустроен во всех путех своих (Иак. 1:8). Но будьте все проворны, устремляйтесь постоянно к исполнению заповедей Божиих, будьте чистосердечны и непреткновенны посредством исповедания своих тайных помышлений, <273> не подпадайте под иго тщеславия, не завлекайтесь скверными сластями и не увлекайтесь собственными похотями. Ибо такой человек подобен морскому волнению – как и это, он движется, вздувается и не имеет ни устойчивости, ни опоры в сердце своем.

 

Соединяться в союзе любви

 

От всего этого вы все должны освободиться. Приобретайте же себе и собирайте в своих драгоценных душах богатства и сокровища из того, что похвально и что лучше, для того чтобы достигнуть Царства Небесного. Ведь все, что каждый из вас делает ежедневно похвального или заслуживающего порицания, проходит, ибо все сменяется, подобно тому как течет река, и от вчерашнего сегодня не остается даже и следа. Страдает ли кто ради заповеди, изнуряется, плачет, терпит, напрягается, болезнует сердцем, скучает, тоскует или иногда подвергается выговору или чему‑либо иному – все это он терпит только на один час или мимоходом, тотчас же все это пробегает, а претерпевший остается на веки веков для мздовоздаяния. <274> И наоборот, кто предается удовольствиям, смеется, наслаждается, бесчинствует, дает себе во всем полную свободу, занимается шутками, бездельничает, не подчиняется, бесстыдничает, хвастается, завидует, соперничает, гневается, бесится, (122) не доверяет, проделывает дурные вещи, ослушничает, высокомерничает, ленится и подобное тому, тот, кроме того что и теперь не извлечет из этого для себя никакой пользы, еще заготовляет себе беспощадное осуждение в день мздовоздаяния и праведного Суда Божия.

 

Что нужно для различения добра и зла

 

Посему, братия сравним и взвесим то и другое – возьмем для себя добродетель, а зла будем избегать, ибо оно приносит горе и давит человека. Ибо если мы не будем различать так вещи, то не можем видеть правильно, различать добро и зло. Но так как, по благодати Христовой, мы уже получили правильное зрение, то бежим от тьмы, приблизимся к свету и все остальное время нашей привременной жизни закончим в благоугождении Богу, да улучим вместе со всеми святыми, от века благоугодившими Ему, <275> обетованных нам благ во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава со Всесвятым Его Отцом и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 38

<276> О том, что мои ничтожные оглашения, по благодати Христовой, обычно приносят душам нашим много пользы

 

Проступки монахов

 

Братия мои и отцы. Для чего, спрошу я вас, устраивается оглашение? Неужели только для того, чтобы временно прочесть его и потешить ваш слух или чтобы вы из расположения ко мне или с целью благодарности выразили мне похвалу? Нет, никоим образом, не для этого, чада мои, но для того, чтобы вы воспринимали, что вам говорится, и чтобы благодатию Христовой и при содействии молитв нашего отца в вас вселялась сила и приносила некоторый плод. Но я очень часто и за многими из вас замечаю, <277> что с окончанием чтения в них тотчас же исчезает то, о чем была речь, так что от сказанного у них обыкновенно не остается никакого следа. Ибо только что мы выйдем с чтения, как уже тотчас же впадаем в те же самые проступки, (123) что и раньше. Один не вовремя заводит беседы, другой тотчас же принимается расспрашивать новости, иной – роптать, этот лениво идет к ожидающей его работе, тот начинает клеветать и поднимать распри, кто – порицать, кто скрываться по уголкам монастыря, а кто, в то время как солнце взошло уже высоко, еле только еще поднимается с постели и принимается за свою урочную работу. Я уже обойду молчанием, как некоторые ленятся, бросают работать, дремлют, опускают руки, еле двигают ногами и вяло сгибают свое тело.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!