Увещание к правильному слушанию



 

Этого не должно чада мои, никоим образом, дабы нам не пришлось услышать: сии людие устны своими Меня благословляют, сердцем же своим они далеки от Меня, всуе же чтут Мя (Мф. 15:8–9). Но если нам придется услышать <278> спасительное слово путем ли оглашения или из чтения Боговдохновенного Писания, когда бы это ни случилось, пусть наше сердце тронется страхом Божиим, любовью к Богу, желанием к преуспеянию, стремлением к исполнению Его святых заповедей, дабы нам удостоиться Его Царства; да сподобимся же все мы достигнуть его благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 39

<279> О том, что тем, кто бежит успешно, назначены венцы правды

 

Духовное состязание и награды

 

Братия мои, отцы и чада. Я обязан (ах, если бы также и мог, я, скудный и ничтожный!) умащать вас на предстоящие состязания и воодушевлять вас в доблестных надеждах. Настоящее жалкое и слабое оглашение является исполнением этой обязанности. Так выслушайте же и сегодня мое воззвание к вам, воспряньте и, исполнившись рвения, совершайте свой духовный бег. Ибо вы воистину состязаетесь в беге (124) у Владыки Бога и бежите не так, как земные бегуны, которые в одно мгновение <280> пробегают короткий и строго определенный путь в обе стороны[1018]; ваш бег направляется от земли к небу, тянется на много‑много стадий и в течение долгих лет. Он происходит не в уголке какого‑либо города, в присутствии такого количества зрителей, которое легко пересчитать, но по всей вселенной и пред лицом бесчисленных по их множеству ангельских чинов и всех святых и праведных. И когда вы победите, то вам дают венец и награды не тленные, какие дает тленный царь, но нетленные и неприступные, сообразно с тем, как нетленен и Сам Раздаятель, Вышний Царь всего. Наконец, и радость победы здесь не бывает смешана с печалью, она не продолжается, как земная, всего лишь несколько дней и снова, как та, не исчезает, нет, эта радость без примеси печали и скорби, и она не будет иметь конца вовеки.

Ввиду всего этого блаженны вы уже за одно то, что, возложив на себя святой образ, вы выступили на наше ристалище. <281> Но окончательно так назвать вас можно будет тогда, когда вы с наступлением вашей смерти закончите свой бег и вас увенчает Христос, Бог наш, в будущей несказанной и бессмертной жизни. Посему, возлюбленные, пусть каждый из вас старается бежать и приобретать отличия добродетели, прорываясь и перескакивая чрез встречающиеся диавольские искушения, запасаясь силой, терпением и твердостью, не оглядываясь с любопытством по сторонам, но напрягая себя к тому, чтобы добежать до конца ристалища, чтобы при этом не захромать и не повернуть назад от встречи с врагом. Не струсьте из‑за того, что длинен путь и много для него нужно времени. Распорядитель состязаний, Бог, даровал каждому из нас Ангела, он проведет с нами состязания и всюду и всегда защитит нас от врагов.

 

Что значит побеждать в духовном состязании

 

С самого же первого дня своего прибытия сюда и доныне вы бежали все успешно. Если некоторые из вас и попадали, (125) то те снова подняты, <282> кто было заленился, те опять воодушевлены, и кто ослабел, те укреплены. Для того чтобы напрягать себя и бежать, нужно, чтобы человек, подобно коням и птицам, хотел этого и готов был это сделать, особенно же в состязаниях за труднодостижимые и удивительные награды, хотя бы при этом кто телесно и был хром или лишен одной ноги, был совсем безногим и даже хотя бы совсем не сходил с постели. Это великий дар Божий. Бегите и дальше, прошу вас, не тише прежнего, но еще стремительнее, соревнуя друг другу в этом доблестном состязании.

 

Общее свойство бегущих в духовном состязании

 

Бежать же здесь впереди прочих – это значит быть более смиренномудрым, а обгонять и побеждать других это быть более послушным, благоговейным, безропотным, усердным в псалмопении, любящим тишину, трудолюбивым, ревностным, откровенным, стыдливым, независтливым, отцелюбивым и отличаться другими проявлениями добродетели, душевными и телесными. <283> Вот, бегите по пути этих добродетелей и посредством их возвышайтесь из силы в силу и с земли на небо, и блажен тот, кто бежит не жалея себя, потому что Владыка Бог на том Страшном Судилище увенчает и восхвалит его особенным образом.

 

Любовь – венец добродетели

 

Наконец, общим свойством (то κοινον ιδίωμα), которое должно отличать вас, состязующихся в беге, а лучше – учеников Великого Царя, пусть будет любовь (ή αγάπη). И пребывая в любви, принимайте с удовольствием отличия и предпочтения, какие даются некоторым из вас при назначении их на послушания, работы, при вручении им какого‑либо полномочия или должности. Да не будет между вами зависти, соперничество да будет изгнано и раздражительность и всякая дурная вещь высланы вон, отличие ближнего считайте своим и радуйтесь преуспеяниям других[1019]. Ибо в этом состоит успешный бег и служение Богу (126) и таким путем побеждают обыкновенно, <284> хотя бы при этом у победителя и не было ничего другого, потому что любовь – венец добродетели (ή αγάπη το μέγα κλέος τών αρετών), а раздражение из‑за того, что такого‑то предпочли мне в том или другом деле, для этого или иного послушания, дурно, опасно и признак качеств, добродетели противоположных. Ни в коем случае не позволяйте себе таких мыслей и речей, что мне‑де следует против такого‑то иметь больше льгот или что я‑де живу здесь дольше, чем тот, и должен стоять его выше. Это, братия, неправильно. Поэтому избегайте, прошу вас, этих диавольских хитростей, ненавистных отцам нашим возмущений и осмеиваемого святыми самовольства, удержите же, сохраняйте, приобретайте и созидайте то, что добро, что почтенно, что подобает святым, что относится к братолюбию, смиренномудрию, унижению, по примеру Господа нашего Иисуса Христа, избравшего бедную и уничиженную участь, ведя себя невинно, незлобиво и чистосердечно, как агнцы Христовы, <285> как избранный Господень народ (Чис. 16:3), не делая ничего против заповеданного. А если это и случится, то посредством наказаний снова исправляйтесь и, таким образом, в день воздаяния услышите желанный глас: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25:34). Да сподобимся мы все достигнуть его – благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему слава и держава со Всесвятым Его Отцом и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 40

<286> О том, чтобы нам отбросить всякое уныние и пробудиться для духовной работы

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!