Диавол и его война против монахов



 

Посему, чада и братия, молю, прошу вас, наставляю: [так как вы] опасно ходите (Еф. 5:15), будьте отовсюду защищены, вооружены с головы до ног, одеты во все доспехи, не давая ни малейшей возможности для его смертоносных нападений. А всего этого можно достигнуть лишь посредством благой доверчивости, непременного исповедания и полного откровения своих помыслов, смирения, нелицемерного послушания, выносливости и безустанного долготерпения. Еще и еще прошу и молю вас: ради Бога, ради будущего мздовоздаяния, ради той жизни и радости и для избежания противоположной участи, <358> то есть огня кромешного и [бесчисленного] множества[1039] мучений, потерпим еще несколько, побежим прямо вперед, доведем свой бег до конца, окажем стойкое сопротивление в борьбе, отправимся, поспешим, переплывем и достигнем берега этого великого моря настоящей жизни, (159) да через святую кончину получим неувядаемый венец правды, награду бессмертия, блаженное неизреченное упокоение вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, ибо Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 50 <359>

О том, чтобы подражать жизни святых мужей и доблестно исполнять свое послушание

 

Путешествие духовной жизни

 

Отцы мои, братия и чада. Подобно тому как совершающие длинное путешествие проходят одну местность за другой, меняют места своих остановок и где идут по гладкой и удобной дороге, а где – по неровной и трудной, точно так же и мы, проводя нынешнюю жизнь, переживаем час за часом, день за днем, встречаясь иногда с трудными и скорбными, а иногда, наоборот, с приятными и легкими обстоятельствами. И как путешественники не боятся продолжительности пути, <360> а также не останавливаются из‑за каких‑либо посторонних, благоприятных или неблагоприятных для них случайностей, но только думают о том, как бы кончить свой путь, так и нам во время нашего доблестного подвига в подвижническом житии и на этом благом, приводящем прямо к Богу и в Царство Небесное пути, если с нами по усмотрению Божию, допускающему все ради нашей пользы, случатся скорби, нельзя становиться вялыми, бросать дело и расслабевать каким бы то ни был образом, ибо это неестественно и не согласно со здравым разумом. Ведь если путешественники не бросают своего путешествия ради только малых и ничтожных благ века сего, то насколько же нужнее нам принимать и переносить все нетленные и вечные(160) чтобы добиться исполнения своих надежд! Поэтому, чада мои, еще мужественнее, еще тверже понесем все, что только с нами ни будет и ни случится, <361> – труды, изнурение, посты, бдения, выговоры, наказания, поклоны, коленопреклонения, жар, стужу, голод, жажду, убогость одежды и обуви, грязь лица и волос, положение самых последних в братстве по месту и почету, неустанность в работе и молитве и все другое, в чем проявляется наша подвижническая жизнь.

 

Увещание к усердию и мужеству

 

Вы блаженны и треблаженны за то, что переносите все это, вы святы и всесвяты за то, что трудитесь в духовных подвигах, славны и всеславны, что с удовольствием принимаете нашествия духовных и чувственных искушений, что в настоящее время особенно осязательно. Ведь кто же, в самом деле, как мы это часто повторяем, из всех с самого начала мира святых провел эту жизнь без усилий, без труда, без всяких искушений и духовных и чувственных скорбей? Нет никого. Возьмем ли мы великого между патриархами Авраама и последую за ним патриархов, пророков и учителей, <362> возьмем ли славу апостолов – Павла и бывших до и после него отцов, возьмем ли гордость монашества – Антония с раннейшими и позднейшими его преподобными, возьмем ли, наконец, первый венец мучеников Стефана со всеми после него пострадавшими Христа ради, – всюду мы найдем безмерные подвиги, ристания, борьбу, подвиги, состязания, мучения, кровоизлияния, терзания, пламя, жар, изгнания, лишения имущества; проидоша, сказано, в милотех [и] в козиях кожах, лишени, скорябще, озлоблени, ихже не бе достоин [весь] мир, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах (161) и в пропастех земных. И сии вси (Евр. 11:37–39) жили так, и иначе невозможно угодити Богу (ср. Евр. 11:6), ни совершить без труда длинного пути, ни одержать без состязания желанной победы. <363> И раз мы захотели той же участи, как и они, то можно ли нам достигнуть этого иначе, как только живя и проводя настоящую жизнь по их примеру?

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!