Общее добро расходится на каждого, а каждого – на всех



 

Так терпите же и дальше, чада мои, подвизайтесь и понуждайте себя превосходить друг друга добродетелями, но без всякой зависти, ибо, по божественному укладу нашего жития, общее добро расходится по отдельным лицами добро отдельного лица, наоборот, по всем остальным братьям. Станем же так делать не прямо с этого оглашения, а будем начинать ежедневно, с каждого утра: такое учение и заповедь мы приняли от своих отцов, ибо добро не пребывает в одном состоянии, да и вообще всякий желающий спастись может переходить лишь из силы в силу (ср. Пс. 83:8). <351> И если мы отнесемся к сказанному вдумчиво и со вниманием, если до самой смерти не позволим себе расслабнуть, соревнуя друг другу таким добрым соревнованием, то – будьте уверены – пред нами откроются врата, нас воспримет рай, примут лики мучеников, дадут жилище дворы праведников, бесчисленные ангельские чины возликуют с нами неизреченной радостью пред лицом Иисуса Христа, (156) Господа нашего, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 49

<352> О благодарении и благочинии

 

Братия мои, отцы и чада. Сзывая вас на оглашение, я очень желаю сказать вам богатое и разнообразное по содержанию слово, дабы, подобно богатому хозяину, предложить вам роскошную трапезу, которая могла бы вполне напитать ваши святые души. Но так как я беден, то и могу предложить вам всего только немного хлеба с водой – настоящее свое ничтожное слово. Прошу вас, примите его, а то, чего в нем недостает, пусть уже заменит, с вашего снисхождения, избыток моей ревности.

<353> Итак, я весьма радуюсь и ликую, видя, что вы преуспеваете в жизни по Богу, живете единодушно и переносите все злострадания, бывающие при послушании. Радуюсь также и тому, что мы в таком большом числе собрались, как бы в новом раю, в этом общежитии во имя Господа Бога нашего и стремимся не как‑нибудь и как случится, но твердо и боголепно идти вослед нашим блаженным отцам, не расходимся в мыслях, не самоугодничаем по своим желаниям, не разъединяемся плотскими связями, не разделяемся личной собственностью, но сочетаемся и соединяемся в едином общем духе для единого воистину желания и для единого стремления – служить и благоугождать Господу. Все это – дар Божий, благодать Богородицы, благодеяния наших великих покровителей – Предтечи и Богослова[1037], а также, с другой стороны, и ваше собственное дело, потому что вы сами так благорассудили, окрылились Божественным стремлением, оторвались от мира <354> и своим доблестным рвением возлетели как бы на самое небо.

 

Блаженны родители и родственники монахов

 

(157) Блаженно ваше рвение, еще блаженнее – ваше с Божиим содействием отправление сюда и всеблаженна ваша настоящая здесь жизнь! Я прибавлю еще: блаженны ваши и родители, и утробы, носившие вас. И в этих моих словах нет ничего неверного, ибо, по Писанию, они [родители] приобрели в вашем лице племя в Сионе и южики во Иерусалиме (Ис. 31:9). Ведь им немалая радость за вас, когда они слышат и узнают, как хорошо вы живете в великом, добродетельном и терпеливом своем послушании; вами, затем, как священными начатками, освящаются их чресла, и вообще нет ни одной семьи, где бы не умилялись и не просвещались даже при одном только воспоминании о своем таком родственнике. <355> Раз вы обладаете таким великим благом и дарованием, – я уже не упоминаю здесь о блаженстве будущей жизни и неизреченном мздовоздаянии, – то как мне, смиренному и грешному, да не радоваться? И как мне после этого не хотеть стараться о том, чтобы всяким делом и словом возбуждать в вас рвение сохранять то, что собрали и создали ваши святые души? Вследствие всего этого я радуюсь и веселюсь.

 

Искреннее доверие к игумену – твердый камень

 

Но насколько велика у меня радость, настолько же одновременно велики у меня страх и трепет, чтобы из‑за моих великих прегрешений не случилось какое‑либо замешательство, могущее разрушить все, что вы утвердили и стяжали со многими усилиями, трудами и подвигами. И я опасаюсь как за все наше братство, так и за каждого из вас в отдельности, чтобы кто‑нибудь не стал самовольничать, не ослабел бы в подвиге, <356> не поскользнулся бы с твердого – при терпении – камня искреннего доверия к игумену, не принял бы как‑нибудь в себя многоголового змия, хитрого и изворотливого на обольщение различными грехами, различными способами и при помощи различных извинений и предлогов. Ибо он очень искусен, этот изобретатель греха, сеятель зла, горький обманщик, бунтовщик против Бога, изменник Ангелам, ниспавший с неба, прокравшийся в рай вор, обманувший (о, безрассудство) нашего праотца Адама, с тех пор и доселе многими и различными способами (158) разбивающий человеческий род на неверные и безбожные языки и племена и разделяющий даже самый христианский род, ибо он, братия, не перестает завлекать его, с одной стороны, в скверные ереси, а с другой – в беззаконные и гнусные деяния, которые ведут в самую погибель. Он и нас старается подстрелить, ранить и умертвить стрелами греха. <357> Вы отлично знаете из Отеческого предания, какую непрерывную борьбу и войну ведет он на наш святой полк и на доблестных подвижников, знаете, что падение монаха для отпавших с ним сил – славная победа и великий трофей[1038].

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!