ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ      «СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ» 7 страница



Тот факт, что социальная педагогика выделилась из педаго­гики, означает, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваю­тся они в определенном, специфическом аспекте. Очевидно, что специфика этой новой области педагогических знаний отраже­на в слове «социальная».

Понятием «социальный» (от лат. 8ос1а11з — общий, обще­ственный), как известно, объединяется все то, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения и взаимодействия. В таком случае, если педагогика — это на­ука о воспитании и образовании подрастающего поколения,

53


I


55


т. е. детей и молодежи, то социальная педагогика особо выде­ляет в процессах воспитания и образования те аспекты и явле­ния, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе. Этот процесс «вхождения» ребенка в обще­ство, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок) называ­ют социализацией.

Социализация ребенка — процесс длительный и очень слож­ный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом эта­пе своего развития вырабатывает определенную систему соци­альных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и пра­вила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, что­бы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом об­ществе, стать его полноправным членом. Для этого общество в той или инойЦюрме всегда оказывает целенаправленное воздей­ствие на личность, осуществляемое через воспитание и образо­вание. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Поэтому суммарный ре­зультат таких целенаправленных и стихийных влияний не все­гда предсказуем и не всегда отвечает интересам общества.

По своему устройству общество представляет собой многооб­разие различных взаимосвязанных и взаимодействующих соци­ альных институтов — исторически сложившихся форм орга­низации и регулирования общественной жизни людей. Имен­но через них и происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения.

Образование
Общество
Однако роль различных социальных институтов в социали­зации ребенка неодинакова. Одни из них оказывают стихийное влияние на ребенка в процессе его развития и социального ста­новления, другие же выполняют функцию целенаправленного воздействия на формирование его личности, К таким соци­альным институтам, которые можно с полным правом назвать институтами социализации, относятся семья, образование, культура и религия.

Ребенок

Культура
Семья
Семья является главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, при­обретает нравственные умения и навыки, воспринимает опре­деленные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе. Другой социальный институт, имеющий такое же важное значение для успешной социализации ребенка, как и семья, это— образование. Через образование ребенок также приобщается

54


к ценностям, господствующим в данном обществе. Приобретая в процессе образования знания, он не только развивается, но и адаптируется к жизни в обществе.

Культура — это именно тот социальный институт, который вбирает в себя все созданные человечеством материальные и духовные ценности. Говоря о роли культуры в социализации ребенка, мы следуем словам выдающегося ученого, представи­теля русской религиозной философии Павла Александровича Флоренского (1882-1937), который утверждал, что «культура — это среда, растящая и питающая личность». И в этом смыс­ле трудно переоценить то влияние, которое оказывает на ребен­ка в процессе его становления и развития культура: литерату­ра, музыка, живопись, средства массовой информации и мно­гое другое.

Религия как социальный институт представляет собой слож­ное общественное явление, целостную систему особых представ­лений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих. Вечные нравственные ценности, кото­рые проповедует церковь (любовь и забота о ближнем, чест­ность, терпение и пр.), религиозные праздники и традиции, религиозная музыка и др. могут оказывать большое влияние на усвоение ребенком моральных норм общества, правил поведе­ния в нем. Поэтому для ребенка религия может играть важную роль в процессе его социализации.

Схематично путь вхождения ребенка в общество через основ­ные институты социализации можно представить следующим образом:

 

Религия

 

Исторически значение различных социальных институтов в социализации ребенка изменяется. На разных этапах развития общества те или иные институты играют то большее, то мень­шее значение. Наглядно это можно проиллюстрировать на при­мере развития нашей страны на протяжении XX века, которое условно разделяется на три этапа: досоветский, советский и постсоветский.

В досоветский период особенно сильное влияние на нрав­ственное становление ребенка и его интеграцию в общество ока­зывали семья и религия.

На втором этапе возрастает роль образования и культуры. Провозглашение приоритетов общественного воспитания перед семейным переместил центр тяжести воспитания с семьи на школу. Литература, кино, живопись, музыка целенаправлен­но выполняли социально значимые задачи пропаганды и фор­мирования у детей и молодежи коммунистических идеалов, а такой важный институт социализации, как религия, вслед­ствие репрессирования церкви фактически перестал играть в жизни общества какую-либо существенную роль.

В постсоветский период по-прежнему сохраняется важная роль образования в социализации ребенка. Наряду с этим начи­нает возрастать значение семьи и религии. Зато значительно изменяется роль культуры, деидеологизация которой привела к тому, что ее воздействие на личность ребенка стало приобре­тать в большей степени стихийный, спонтанный характер.

Если социальные институты успешно справляются со своими задачами, то процесс социализации ребенка происходит «есте­ственным путем». Однако в этом процессе могут происходить «сбои», причина которых заключена или в самом ребенке, или в социальном институте, который не выполняет задачи целе­направленного влияния на формирование личности. Например, для ребенка слепого и глухого с рождения или с существенны­ми отклонениями в умственном развитии процесс социализа­ции более трудный, чем для здорового ребенка, а ребенок, у которого родители — алкоголики, испытывает негативное вли­яние с их стороны, что также значительно усложняет процесс его социализации. И в том и другом случае ребенку потребуется специальная помощь.

Итак, вернемся к объекту и предмету социальной педагоги­ки. Их мы будем определять в сравнении с педагогикой, из ко­торой выделилась эта новая научная отрасль. Мы помним, что объектом изучения педагогики является ребенок, а предметом исследования — закономерности воспитания и образования

56


ребенка. Тогда объектом изучения социальной педагогики тоже является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности социализации ребенка.

По сравнению с педагогикой ее предмет несколько сужается в том смысле, что в таких сложных, многогранных социальных явлениях, как воспитание и образование, выделяются только те аспекты, которые непосредственно связаны с процессом соци­ализации ребенка. Но в то же время предметом специального изучения социальной педагогики становятся такие процессы и явления, которые традиционно изучаются другой наукой -социологией. Именно эта наука исследует общество и соци­альные отношения в нем, пытается выяснить, как люди взаи­модействуют между собой, почему они объединяются в те или иные группы, как возникают социальные связи и многие дру­гие вопросы социальной жизни общества. Социальная педаго­гика начинает исследовать эти проблемы в несколько ином, отвечающем ее научным задачам ракурсе.

Таким образом, социальная педагогика фактически является междисциплинарной областью научных исследований. Она рождается из педагогики, пользуется ее богатейшим историчес­ким наследием, использует педагогические методы и средства. С другой стороны, поскольку явление социализации как часть общества и общественных отношений изучается социологией, социальная педагогика использует и некоторые социологичес­кие теории, некоторые методы и средства, используемые в со­циологии. Но при этом социальная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы, средства и технологии. Ус­ловно взаимодействие социальной педагогики с педагогикой и социологией как областями научных знаний можно изобразить следующим образом:

57


Следует также помнить, что социальная педагогика вбирает в себя и многое из того, что исследуется другими науками о че­ловеке (философией, психологией, медициной и др.).

Особенности развития социальной педагогики в России

Любая наука «вырастает» из конкретной реальной действи­тельности, является ее отражением, систематизирует знания о ней. Однако научные, теоретические знания не могут разви­ваться сами по себе, в отрыве от практической деятельности, поэтому наука и практическая деятельность неразрывно связа­ны между собой. Более того, именно практика является источ­ником любой науки. С другой стороны, любая практическая деятельность тем эффективнее, чем больше она основывается на достижениях науки. Теория, являясь основой для практичес­кой деятельности, дает возможность ее направлять, преобразо­вывать и совершенствовать. Это означает, что теоретические исследования должны непременно идти рука об руку с развити­ем практической деятельности.

Когда мы говорим о социальной педагогике, мы тоже долж­ны четко различать две ее взаимосвязанные стороны — научно-теоретические знания в этой области и собственно социально-педагогическую деятельность, т. е. непосредственную работу социального педагога с конкретным ребенком или группой де­тей, с той или иной конкретной средой, в которой живет и раз­вивается ребенок и которая способствует или препятствует его социализации. Иначе говоря, необходимо различать соци­альную педагогику как науку и как сферу практической дея­ тельности, которые неразрывно связаны между собой.

Кроме того, социальная педагогика может выступать в каче­стве учебной дисциплины. Учебная дисциплина — это предмет, изучаемый в общеобразовательных или профессиональных учебных заведениях. Учебная дисциплина исходит из соответ­ствующей области науки, в ней обычно находят отражение фак­ты и явления, которые доподлинно известны науке. Хотя не исключается изложение и дискуссионных вопросов, являю­щихся предметом спора ученых, их разных точек зрения на тот или иной объект исследования.

В России развитие социальной педагогики — и как области научного знания, и как сферы профессиональной практической деятельности, и как учебной дисциплины — имеет свои особен­ности.                                                                                     58


С одной стороны, в отечественной науке и педагогической практике истоки и предпосылки выделения социальной педа­гогики в самостоятельную область знания можно найти еще в трудах и практической деятельности таких классиков педаго­гики, как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и многие другие. Осо­бое значение для становления социальной педагогики имел тот этап в развитии отечественной педагогической науки, который приходится на 20-30-е годы нашего столетия. В это тяжелое время деятельность таких выдающихся педагогов, как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский, была на­правлена прежде всего на помощь «выбитым из социальной колеи детям», т. е. по сути они были именно социальными пе­дагогами, а деятельность организованных ими и многими дру­гими педагогами детских опытных станций, коммун и других учреждений стала практическим воплощением социальной пе­дагогики.

Однако эволюционное развитие социальной педагогики в России не состоялось. Сначала произошел значительный раз­рыв между новой, советской педагогикой и тем, что было накоп­лено педагогикой в дореволюционный период, когда печально известный тезис «весь мир насилья мы разрушим до основа­нья.. .» был распространен и на педагогику. Высказывание вид­ного педагога 20-30-х годов А. П. Пинкевича о том, что необ­ходимо забыть все, написанное в области педагогики до револю­ции, было поддержано многими педагогами-марксистами. За­тем, начиная с конца 30-х годов, когда в стране была провозг­лашена победа социализма, возникла и прочно укрепилась тен­денция замалчивания социальных проблем, которые стали рас­сматриваться как отдельные, легко искоренимые «пережитки прошлого», что также не способствовало развитию социальной педагогики.

В результате, как уже отмечалось ранее, в 1990 г. социальная педагогика была введена императивно, «сверху». Это привело к тому, что научная и практическая сферы социальной педаго­гики начали развиваться одновременно и в отрыве друг от дру­га: практика не могла опереться на научные знания, так как науки еще фактически не было, а науке нечего было осмыслять, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться.

Отразилось это и на становлении социальной педагогики как учебного предмета, которое также происходило одновременно со становлением области практической социально-педагогичес­кой деятельности и развитием науки. Несформированность и

59


той, и другой обусловили то, что учебный предмет «Социальная педагогика» и сегодня еще включает много спорных, дискусси­онных вопросов, различных точек зрения относительно сущно­сти тех или иных категорий и понятий, даже самого предмета социальной педагогики.

Эти объективные обстоятельства являются факторами, тор­мозящими развитие социальной педагогики как науки. Одна­ко потребности практики так остры и злободневны, что этой областью науки стали заниматься многие научные коллективы: Центр социальной педагогики Российской академии образова­ния (РАО), Академия социального образования, научные кол­лективы педагогических университетов в Москве, Санкт-Петер­бурге, Екатеринбурге, Омске и других городах. Созданы и ак­тивно работают, решая теоретические и прикладные вопросы социальной педагогики, различные общественные объединения и государственные учреждения.

И на сегодняшний день уже можно констатировать, что на­копилось достаточно много эмпирических и теоретических зна­ний, которые требуют осмысления и систематизации, позволя­ют выделить приоритетные научные направления, т. е. созда­ют условия для более интенсивного развития социальной педа­гогики, оформления ее как самостоятельной науки. Для даль­нейшего развития социальной педагогики необходимо также перечитать и переосмыслить с новых позиций труды отечествен­ных педагогов — как дореволюционного, так и советского пе­риодов, чтобы отыскать ее истоки, отвечающие культурным и историческим традициям нашего народа. Немаловажное значе­ние имеет и освоение зарубежного опыта с целью адаптации его применительно к нашей российской действительности.

Изолированность советского государства от «капиталисти­ческого мира» в течение 70 лет разрушила научные связи на­ших ученых с коллегами из многих стран, где социальная пе­дагогика все это время активно развивалась и где в настоящее время накоплен значительный научный потенциал в этой обла­сти знаний. Даже сегодня, когда «железный занавес» между Востоком и Западом разрушен, этот иностранный опыт для оте­чественных ученых остается пока малодоступным. Специаль­ной зарубежной литературы по социальной педагогике у нас практически нет. Если и встречаются единичные переводные издания, то они не могут дать полного, систематичного пред­ставления о самой науке. В результате российские ученые вы­нуждены порою «изобретать велосипед» вместо того, чтобы его совершенствовать.

60


Поэтому для становления и развития социальной педагоги­ки в России имеет большое значение опыт других стран, анализ тех проблем и трудностей, которые возникали в процессе раз­вития этой области научных знаний и практической деятельно­сти за рубежом, выявление самих истоков-причин возникнове­ния этой науки, ибо известно: отыщи всему начало и многое поймешь.

Из истории развития социальной педагогики за рубежом

Социальная педагогика выделилась из педагогики сравнитель­но недавно. Однако и сама педагогика оформилась в самостоя­тельную научную область только в XVII в. Связано это событие с именем выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменско-го (1592-1670) и его гениальным произведением «Великая ди­дактика», в котором был определен предмет исследования этой науки. Вместе с тем история педагогики уходит своими корня­ми в глубокую древность, потому что, не будучи самостоятельной наукой, педагогика на протяжении многих веков развивалась в рамках философии, которая с давних времен была известна как наука, занимающаяся исследованием проблем роли и места че­ловека в мире, смысла жизни, значения культуры и религии в нравственном становлении личности и т. п.

В этом смысле социальная педагогика — не моложе самой педагогики, поскольку она всегда присутствовала в педагогике как ее неотъемлемая составляющая, развивалась в ее русле и вместе с ней. Поэтому не случайно ученые, занимающиеся ис­следованием истории социальной педагогики, находят ее исто­ки и предпосылки в произведениях великих мыслителей фило­софии, в трактатах классиков педагогики всех времен и наро­дов.

Если рассматривать социальную педагогику таким образом, то в ее развитии можно выделить ряд периодов.

Первый — начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-пе­дагогической мысли. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность, возникают различные теории воспитания.

Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческо­му, а затем к феодальному, зарождение капиталистических

61


отношений выдвигали свои проблемы воспитания и защиты ребенка. Еще в античности были высказаны такие основопола­гающие социально-педагогические идеи, как идея о необходи­мости начинать воспитание с раннего возраста, учитывать при этом природу ребенка и влияние окружающей среды, опирать­ся на авторитет взрослых, прежде всего родителей и многие другие. Период Возрождения связан развитием гуманистичес­ких идей в воспитании ребенка. К этому времени относится и воплощение в реальную жизнь ряда таких идей, как, например, создание итальянским педагогом-гуманистом Витторино Да-Фельтре (1378-1446) одной из первых в истории школы интер­натного типа с характерным названием «Дом радости».


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!