Разнообразны литературные формы эссе, среди них: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово.



 

Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.

 

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. В эссе могут чередоваться полемичные высказывания, вопросы, рассуждения, зарисовки, воспоминания.

 

Эссе преследует художественно-эстетические и познавательно-практические задачи.

 

 

Интервью в печатном издании. Технология и поведение интервьюера

 

Интервью – буквально «взгляд между» - обмен взглядами между людьми, обсуждающими тему, которая интересует обоих. Беседа, которая имеет структуру и цель.

Любое интервью имеет два уровня: уровень фактов и уровень смысла. Если нет фактов, то это не журналистский текст. Всегда существует несколько вариантов интерпретации фактов. Респондент в ходе интервью может сам себе противоречить. Текст интервью не является заранее заданным текстом, он рождается одновременно с его интерпретацией.

 

Этапы подготовки интервью:

· Определение темы с обоснованием предмета беседы и формулированием задач

· Планирование интервью таким образом, чтобы оно отвечало вашим задачам (спланировать ход беседы)

· Проведение самого интервью

· Расшифровка – перевод устного текста в письменный, транскрибирование. При расшифровке часть смыслов теряется.

· Анализ и проверка фактов

· Написание текста интервью

· ВИЗИРОВАНИЕ!

Виды вопросов

· Вводные вопросы (установление контакта)

· Проясняющие вопросы

· Конкретизирующие вопросы (уход от абстрактных рассуждений)

· Прямые вопросы «в лоб»

· Структурирующие вопросы

· Молчание, паузы

· Вопросы интерпретации

 

Журналист должен добиваться недвусмысленности высказываний. Задача интервьюера состоит в том, чтобы удерживать проблему в фокусе интервью, но при этом рассматривать её с разных точек зрения и в контексте.

 

Требования к интервьюеру:

· знания по теме интервью

· структурирование (вводит цель интервью, определяет рамки беседы, заканчивает интервью)

· ясность (задает ясные, простые, короткие и понятные вопросы, говорит отчетливо)

· мягкость (позволяет собеседнику закончить мысль, дает возможность говорить в своем собственном ритме, ЖУРНАЛИСТ ДОБРОДУШЕН)

· чуткость (способность к эмпатии)

· открытость (слушает собеседника с неослабевающим вниманием, открыт новым аспектам темы, которые может ввести собеседник)

· критичность (не нужно принимать на веру все то, что говорит собеседник)

· хорошая память

· способность к интерпретации смыслов

 

 

Информационное и аналитическое интервью

 

Информационное интервью

Выделение жанра «интервью» произошло в результате того, что в ряде публикаций, в ходе создания которых был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в

вопросно-ответной форме, то есть в форме интервью. В том случае, когда автор ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал.

Информационное интервью является самым динамичным среди видов интервью.
Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их вполне достаточно для сбора фактических сведений. Однако журналисты прибегают и к другим, для более тонкой проработки сюжета, вопросам, уточняющим или фильтрующим сведения.

Информационное интервью ставит перед собой цель лишь проинформировать

читателя о предмете авторского интереса, но не проанализировать этот

предмет.

«Знакомьтесь: Павел Бородин.

- Ваше любимое блюдо?

- Рыба.

- Ваш любимый алкогольный напиток?

- Водка.

- Наличие дачи?

- Нет».

 

 

Аналитическое интервью

Жанр интервью является результатом «закрепленности» в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью. Как известно, сам по себе этот метод не относится к теоретическим методам. Очевидно, по этой причине и жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования.

При этом как бы остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и

аналитических. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи. Это значит, что использование

данного метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Лишь в случае яркой проявленности в тексте «хода» применения этого метода он может определять форму такой публикации как диалогическую, вопросно-ответную.

Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: кто? что? где? когда?, то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и т. д. Роль автора аналитического интервью заключается, прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет сам интервьюируемый. С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации.

« - Николай, вы где-то проговорились, что собираетесь подкопить денег,

   а лет через пять бросите своих российских поклонниц и махнете на

   Запад, чтобы предаться опере. Это правда?

- Ой, слушайте, смешно! Я не отрицаю, что мое материальное положение

   очень изменилось и дало мне возможность ездить за границу, брать

   уроки у известных мастеров. А все остальное неправда…»

 

Обзор и обозрение

 

Обзор СМИ

Этот жанр весьма схож с жанром рецензии, поскольку представляет собой одну из форм рецензирования. Однако объект его изучения значительно более узкий — это газеты и журналы.

 

Обозрение

Это один из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определёнными временными и географическими рамками. Обозрение дает читателю богатую, разностороннюю картину окружающей действительности, раскрывает связи между явлениями общественной жизни, указывает на тенденцию их развития.

Исследователи жанров журналистики отмечают следующие особенности обозрения:

· обозреватель оперирует не отдельным фактом, не отдельным событием, а более или менее широкой совокупностью фактов, событий, ситуаций, явлений, процессов, сторон общественной жизни. Это набор не случайных, а тщательно отобранных фактов, из которых складывается правдивая картина действительности в ее определенном аспекте (политика, промышленность, сельское хозяйство, культура и т. д.);

· каждый отдельный факт, событие, явление рассматривается автором не самостоятельно, а как элемент целого.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 107; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ