Очерк, фельетон, памфлет - основные признаки, разновидности, стилистические особенности



 

Очерк

- Это главный художественно-публицистический газетный жанр, включающий в себя все функции СМК (средств массовой коммуникации) с преобладающей функцией воспитания. - Этот жанр занимает как бы промежуточное место между журналистикой и литературой. Его с успехом используют и газетчики, и писатели.

- Это пограничный жанр, находящийся между исследованием и рассказом.

- Основан на жизненном факте.

- От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходивших в жизни с реальным местом, временем и человеком.

Документальная основа

· Конкретность фактов;

· Все действительные герои;

· Невыдуманные обстоятельства их отношений, т.е. героев.

Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением. Предметом очерка является не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек, как субъект действия.

Виды очерка:

а) путевые

б) событийные

в) портретные

г) проблемные

Между героем очерка и аудиторией устанавливается прямая связь, которая может продолжаться многие годы.

 

Фельетон

Это один из сатирических жанров, задача которого — обличение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Как и другие художественно-публицистические жанры, фельетон сочетает в себе понятийные и образно-выразительные средства.

Фельетон, как один из распространённых газетных жанров сатиры, использовался журналистами для борьбы с пережитками, которые мешали общественной жизни.

Документальный фельетон написан по реальным материалам и чаще всего имеет конкретный адрес критики. В таком случае, он называется адресным.

Проблемным фельетоном называется тот, где нет подлинных действующих лиц, герои вымышлены, но в его центре – общественно значимая проблема, то есть явления или типы бытуют в нашей жизни. Он – безадресный фельетон.

Виды фельетонов:

- фельетон-статья

- фельетон-корреспонденция

- фельетон-очерк

- фельетон-зарисовка

- фельетон-жалоба

- фельетон-заявление

- фельетон-пьеса

- фельетон-скетч

 

Памфлет

Памфлет – произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое – злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения.

Его назначение — вести огонь по системе взглядов, вскрыть существенное в политике врага, в его идеологической концепции, в его методах действия. Этот жанр отличается «убийственной» иронией, едким сарказмом, разящим идейных противников.

В какой-то мере памфлет напоминает фельетон. Но между ними есть существенное различие.

Качества, позволяющие памфлету быть острым сатирическим оружием в руках журналиста, выковываются им с помощью разных методов художественно-публицистического осмысления тех фактов, которые становятся его достоянием. К таким методам исследователи данного жанра относят прежде всего гротеск, гиперболу, иронию, сарказм. Владение этими методами на уровне, достаточном для написания хорошего памфлета, требует не только довольно основательной практической работы в журналистике, но и литературного таланта, а также хорошего знания той сферы деятельности, которая отображается в памфлете.

 

Очерк как жанр

 

Очерк – пограничный жанр между исследованием и рассказом.

- основа – жизненный факт

От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей

        Документальная основа очерка:

           - конкретность фактов

           - действительные герои

           - невыдуманные обстоятельства их отношений

Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений. Предмет очерка не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.

 

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто в ущерб художественности.
Типичные черты современного очерка:

1. Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай.

 2. Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего.

 3. Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).

 4. Характеры в очерке «рисуются» путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов.

 

Виды очерка:

· Описательные – путевые, событийные

· Сюжетные – портретные, проблемные

 

Родоначальники отечественного очерка: В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехов («Остров Сахалин»), Г.И. Успенский («Разорение»), М.Горький, М.Кольцов, Б.Полевой, К.Симонов, А. Аграновский.

 

Специфика очерка:

· Отражение более или менее длительного временного процесса

· Соединяются репортажное и исследовательское начало

· Интенсивность применения художественного метода в создании публикации очеркового плана в каждом конкретном случае может быть очень разной

· Один полюс очеркового спектра может быть представлен тестами сугубо документальными, основанными на конкретных фактах, противоположный же – текстами, которые примыкают к художественному творчеству

Портретный очерк.

· Предмет – личность

· Задача – показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования; раскрыть характер героя, художественный анализ личности героя, опирающийся на исследование разных её сторон: нравственной, интеллектуальной, творческой

· Нужно произвести отбор личностных характеристик, которые важны для вас как для автора и для данного человека как для героя

Пример: Максим Горький «Лев Толстой»

 

Проблемный очерк.

· Предмет изображения – проблемная ситуация

· Сходен с аналитической статьей – доминирует исследовательское начало. Это осмысление реальной проблемы образными категориями

· Автор выясняет причины возникновения проблемы и пытается определить её дальнейшее развитие, выявить пути

· Не всякая проблема тянет на проблемный очерк. Если это старая проблема, то лучше действительно писать проблемный очерк, найти новое в старом

· Очерк легко отличить от статьи. В проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется в «голом виде», т.е. в статистических закономерностях, обобщенных суждениях, выводах, что свойственно статье как жанру. Мы берем не 300 человек, а одного, и говорим о нем, о его жизни.

 

Путевой очерк.

· Авантюрность сюжета

· Описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия

· Сюжет отражает последовательность событий

Пример:  Пушкин «Путешествие в Арзрум», Гончаров «Фрегат Паллада».

 

 

Эссе в журналистике

 

Эссе (фр. Essai – опыт) – жанр философско-эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто-индивидуальную позицию автора с непринужденным подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Истоки:

· Основатель жанра – французский философ-гуманист Мишель Монтень, написавший в 16 веке свою книгу «Опыты»

· В отечественной журналистике пионером жанра эссе становится журнал «Зритель», в 18 веке приступивший к публикации сообщений личного, даже интимного характера о событиях, пережитых автором.

· Эссеисты: А.Жид, П.Валери, А.Камю, Ж.-П.Сартр, Л.Толстой («Исповедь»)

 

На страницах эссе, по мнению одного из исследователей, «герой-автор и читатель «пожимают друг другу руку», встречаются лицом к лицу. Это попытка сразу, с первых же строк найти новую форму разговора с читателем»

 

Особенности эссе:

· Персонификация (авторское «Я»), субъективность

· Затемнение смысла, смысловые ловушки для читателя

· Монологи драматического персонажа

· Эссе – продукт двух очевидно противоположных авторских намерений – описать реальность такой, какая она есть, и навязать свой взгляд

· Риторика эссе заставляет читателя участвовать в глобальном опыте, где сама реальность воспринимается как литературная, она включает его в контекст, по поводу которого автор намерен что-то сказать, при этом в контекст вовлечен и сам автор

Структура (особенности композиции):

· Прерывистость

· Отступление

· Изменчивость

· Наложение

 

Выделяются различные виды эссе. Например, художественно-критическое или литературно-критическое. В таком эссе автор имеет дело не c жизнью, а c ее отображением в произведениях музыки, живопиcи, литературы. Форма эccе задаетcя cамими произведениями иcкуccтва. Через анализ произведения автор предлагает cвой взгляд на мир, и вcе cредcтва выразительноcти жанра направлены на то, чтобы донеcти этот взгляд до читателя.

 

Другой вид эссе – философское. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке. Яркие примеры философских эссе – тексты Жан–Поль Сартра («Что такое литература?»), Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии») и др.

 

Автобиографическое, личностное эссе. В таком эссе автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления. 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 833; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ