Художественно-публицистические жанры



 

Особенность художественно-публицистических жанров заключается в образном отображении действительности, моделировании ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Важно эстетическое удовольствие. Публицистичность выражается, прежде всего, в присутствии документальности, пафоса.

Как правило, жанр выбирается самим авторов. Это может быть:

 

Ø        Зарисовка – небольшой по объему жанр – в нем отсутствует сюжет.

- отсутствует проблема

- зарисовка показывает цепь картин, ассоциаций

- образность преобладает над информативностью

- не обязательна композиционная завершенность

- виды зарисовки: пейзажная, ассоциативная, портретная

 

Ø        Очерк – пограничный жанр между исследованием и рассказом.

- основа – жизненный факт

От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей

        Документальная основа очерка:

           - конкретность фактов

           - действительные герои

           - невыдуманные обстоятельства их отношений

       Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений. Предмет очерка не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.

 

Ø        Эссе – жанр философско-эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто-индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

- нет строго заданных жанровых канонов

- это продукт двух очевидно противоположных авторских намерений – описать действительность такой, какая она есть, и навязать свой взгляд

- структура эссе: прерывистость, изменчивость, наложение, отступление

 

Ø        Фельетон – сатирический жанр художественной публицистики, в котором сущность отрицательных явлений и ситуаций раскрывается путем инверсии, ассоциативной разработки текста

- фельетон: документальный (написан по реальным материалам и чаще всего имеет конкретный адрес критики) и проблемный (нет подлинных действующих лиц, герои вымышлены, но в центре – общественно-значимая проблема, бытующая в нашей жизни)

- виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон-корреспонденция, ф.-очерк, ф.-зарисовка, ф.-жалоба, ф.-заявление, ф.-пьеса и т.д.

- важным элементом фельетона является ирония.

 

Ø        Памфлет – произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика, гневная экспрессивность, а публицистическое – злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели)

- памфлет привязан ко времени (через сто лет читать его не интересно).

 

 

Аналитические жанры

 

К аналитическим жанрам относят корреспонденцию, комментарий, статью, рецензию, обзор печати, письмо, обозрение. Они имеют более широкие временные границы, в них содержится изучение и анализ системы фактов, ситуаций, обобщения и выводы.

В сфере аналитических жанров эффективность обеспечивается масштабностью взгляда на сущность жизненных явлений, комплексным подходом к анализу проблем действительности, расширением тематики за счет обозрений по широкому кругу вопросов, интересующих аудиторию.

 

Логическая схема текста

Основная мысль: тема + признак

Констатирующий тезис 1

Констатирующий тезис 2

Констатирующий тезис 3

Второстепенные элементы общего содержания

Иллюстрация к тезису 1

Иллюстрация к тезису 2

Иллюстрация к тезису 3

 

http://media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=1371&chapter_num=11 - КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНАЛ. ЖАНРОВ (если нужно будет)

 

 

 27. Новость в СМИ: параметры и структура

Роль газеты – находить свежую информацию на темы, представляющие интерес для общества, и по возможности быстро и точно передавать её читателям взвешенно и правдиво.

Новость – это нечто свежее, о чём люди прежде не слышали, либо новая информация, приносящая новый смысл в предмет. Иными словами, новость – это информация, не известная целевой аудитории.

Новость должна представлять общественный интерес.

При характеристике новостей важно учитывать контекст. Контекст – это обстановка в определённом ареале распространения газеты, связанная с темой и событием помогающая оценить его необычность.

Сообщение в выпуске новостей обязано исключать побочную информацию, способную вызвать негативные общественные последствия. (напр. Уведомление о готовящихся беспорядках с указанием места и времени)

Разновидностью новости является сенсация. Сенсация – это волнующее всех событие, производящее сильное впечатление.

 

Новости являются неким стержнем всех СМИ. Именно по новостям определяется качество СМИ. Новости, как и другие программы, измеряются рейтингами. Максимальное удачно оформить свои новости стараются все.

Новости зависят:

· От интересов аудитории

· От интересов рекламодателей

Новость – это любое сообщение о событии, которое произошло или стало достоянием гласности за предшествующие 24 часа и может иметь важные последствия.

 

Новость должна:

· Иметь своего главного героя (не только сухие цифры, факты)

· Быть наполнена драматизмом, борьбой интересов (в основе – конфликт)

· Должна содержать какое-нибудь активное действие, приковывающее внимание зрителя.

· Обладать новизной или отклоняться от общепринятых норм

· Быть возможность привязать её к другим событиям.

· Быть не оскорбительной и не ранить чужие чувства

 

 

 28. Информация (заметка) - основные признаки, разновидности, стилистические особенности

Простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый факт. Является основным жанром в информационных агентствах и на лентах новостей Интернет СМИ. В печатной периодике заметка – главный носитель новостной информации.

 

Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты).

 

Для написания заметки следует ответить на 5 основных вопросов (формула «5w» в английской журналистике): Кто, Что, Где, Когда и Почему. Ответ на эти вопросы дает сжатое представление о событии.

 

Наиболее часто для написания заметки журналисты используют прямой информационный лид. Например, «Открытие фотовыставки «Мой Петербург» состоялось 25 октября в библиотеке ТюмГУ». Заметку также часто начинают с лида-цитаты (журналист начинает текст со слов известного лица, непосредственно связанного с событием), лида «немедленная идентификация» (герой новости известное лицо, которое совершает какие-либо действия), лида-вопроса (в данном случае дальнейший текст обязательно должен содержать ответ на поставленный в лиде вопрос).

 

Примечания:

 

1.Заметка никогда не начинается с цифры, начинать с цифры (Например, «25 октября в библиотеке СПбГУ состоялось открытие фотовыставки «Мой Петербург») – совершать стилистическую ошибку. Лишь только в том случае, когда делается акцент на дате или времени происшествия, можно начинать материал с цифры.

 

2.Имя человека – героя публикации, участника события, эксперта и т.п. – пишется всегда перед фамилией.

 

3Заметка не должна содержать более шести цифр, так как человеческий мозг может усвоить, запомнить только это небольшое число цифр, остальные останутся за гранью усваиваемости.

 

Виды заметки:

 

Хроника – информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется в подборках, которые уже имеют заголовок.

 

Заметка – информационное сообщение, имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями.

 

Расширенная заметка – информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие мини-вывода.

 

 

 29. Отчет, репортаж - основные признаки, стилистические особенности

Репортаж

 

Жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца.В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. По сути дела, репортаж – это поэтапное фиксирование автором результатов своего наблюдения. Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события.

 

Основные признаки жанра:

 

1.   Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).

 

2.   Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).

 

3.   Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).

 

Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа). Репортаж – жанр фабульный, текст пишется обязательно от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах.

 

Виды репортажа.

 

Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид.

 

Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д.

 

Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.

 

Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Задача автора – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат.

 

 

Отчет

 

Отчет выделяется как отдельный жанр на основании предмета отображения. Он представляет собой развернутое информационное сообщение о событии сферы слухоговорения (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), т.е. о том событии, на котором совершается большой обмен информацией.

 

В отчете должны быть изложены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета – точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст.

 

Виды отчета.

 

Прямой информационный отчет – воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы.

 

Аналитический отчет – рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков.

 

Тематический отчет – нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему.

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!