ТВОРЦЫ КАТАКЛИЗМОВ: РЕАЛЬНОСТЬ И МИФЫ



Беседа главного редактора газеты "Советская Россия" Валентина Чикина

С Высокопреосвященнейшим ИОАННОМ,

Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским

 

Владыко, Вы, наверное, уже привыкли, что каждое Ваше выступление на страницах печати вызывает широкий общественный резонанс. Но даже на этом фоне небывало бурной выглядит реакция различных политических сил, да и наших рядовых читателей, на Вашу статью "Творцы катаклизмов", опубликованную в "Советской России" 22 марта сего года. Она была посвящена духовным основам русской цивилизации, однако не это послужило причиной ее особой популярности. В статье Вы непосредственно затронули чрезвычайно болезненный для России "еврейский вопрос", подробно проанализировав его религиозно-нравственный аспект. Глеб Якунин в открытом письме на имя Ельцина тут же призвал президента отдать Вас за это под суд. К нам в редакцию бдительная прокуратура вскоре прислала своего сурового представителя с грозным начальственным окриком: "Как посмели напечатать?" В общем, шуму было много.

С той поры редакция получила массу писем. Авторы большей их части выражают Вам свою горячую поддержку; есть и такие, кто Вас резко критикует, но главное - все они в один голос требуют продолжить дискуссию по этой теме. К сожалению, из-за нехватки печатной площади мы лишены сегодня возможности опубликовать представительную подборку читательских откликов, но я попытаюсь привести наиболее характерные высказывания.

"С гневом и болью узнал из газеты "Советская Россия", что выкрест-расстрига Якунин обрушился на митрополита Иоанна с доносом за статью "Творцы катаклизмов", - пишет из Екатеринбурга Юрий Иванов. - Владыко! Вас знают и читают по всей Святой Руси - от Камчатки до Калининграда. Ваши статьи читаются и перечитываются, передаются из рук в руки. Паства Ваша исчисляется миллионами. Из Ваших статей миряне - верующие и неверующие - черпают нравственную и духовную силу для борьбы с врагами Церкви и русского народа. Русские люди понимают, кто за Русь, а кто против нее. Больно видеть, как широко распространилась ныне ересь жидовствующих. Сколько их еще всплывет, христоненавистников и русофобов, до поры до времени прикидывающихся православными! Владыко! Прошу Вас - не обращайте внимания на таких, как Якунин. Они недостойны того. Берегите здоровье и душевные силы. Вы очень, очень нужны нам, Владыко. Ваше здоровье и нездоровье - это здоровье и нездоровье всего русского народа..."

А вот письмо представителя противоположной точки зрения. Его автор - Вольфсон Анатолий Владимирович, по собственному признанию, "ассимилированный еврей и воспитанный в чисто русском духе человек". " Уважаемая редакция, - пишет он. - В настоящее время существует не так уж много центральных газет, которые читаешь с большим вниманием. Среди них - "Советская Россия". Но статья митрополита Иоанна "Творцы катаклизмов", опубликованная у вас, может вывести из равновесия любого порядочного человека и беспредельно возмутить. Давно уже известно, что культуру человека и его воспитанность можно оценивать по отношению к евреям. Я не знаю, пишут ли вам другие евреи, но эта тема не присуща вашей газете - а зря! После таких материалов, как "Творцы катаклизмов", вы просто обязаны дать обозрение писем читателей, поскольку даже "старые большевики" теперь призывают народ "против Ельцина и жидов"!

Я мог бы, конечно, прочитать лекцию митрополиту Иоанну о том, почему Бог избрал своим народом только иудеев, но, думаю, не стоит терять времени. Предупреждаю Вас, митрополит, катаклизмы - это ваши внутренние дела. Евреи же были и остаются избранным народом Божьим. Поэтому наступило время для Православной Церкви серьезно разобраться, признать свой грех и разделаться с антисемитизмом во всех его формах!"

Как видите, Владыко, разброс мнений весьма широк. Может быть, стоит все же еще раз вернуться к этой теме?

 

Я ТОЖЕ за последние месяцы получил много писем-откликов на свою статью. Не хочу хвалиться, но среди них - ни одного ругательного. Наоборот. Есть даже своебразные наказы. Одна раба Божия из Твери, например, прислала перечень вопросов, связанных с нынешним катастрофическим положением русского народа. Эти вопросы, по ее мнению, необходимо обсудить одновременно на заседаниях Священного Синода и Государственной Думы... И все же я не предполагал возвращаться к тематике, связанной с проблемами русско-еврейских отношений. Видит Бог, у русского человека сегодня других проблем хоть отбавляй. Но если есть нужда в каких-либо пояснениях и дополнениях к сказанному - я, конечно, готов по мере сил разъяснить возникающие недоумения.

Нужда такая есть. Она в первую очередь связана с тем, что долгие годы публичное и гласное обсуждение этих проблем было строжайше запрещено. Теперь же, когда, наконец, старые запреты пали и люди охвачены естественным стремлением самостоятельно и непредвзято разобраться, где правда и "кто есть кто", они с первых шагов сталкиваются с жесточайшим дефицитом информации.

Вы правы. За все время советской власти в СССР не было издано ни единой серьезной книги по этой теме. (А ведь до революции она была одной из самых животрепещущих в российском обществе, одной из самых обсуждаемых на страницах газет - как "правых", так и "левых"). В какой-то мере этот пробел восполнили труды представителей русской эмиграции. Для примера достаточно назвать исследования таких известных политических деятелей, как Василий Шульгин, который в 1929 году издал книгу с выразительным названием "Что нам в них не нравится", или Николай Марков, выпустивший годом раньше в Париже первый том своей работы "Войны темных сил". Но этого было явно недостаточно, да и научные возможности первой волны эмиграции по сбору и анализу фактов были слишком невелики. В общем, единственной известной мне книгой, которая может обоснованно претендовать на роль серьезного исторического исследования с точки зрения полноты и последовательной систематизации приведенного в ней фактического материала, является двухтомная работа Андрея Дикого "Евреи в России и СССР", вышедшая мизерным тиражом в Нью-Йорке в 1967 году и переизданная спустя несколько лет в Мадриде.

Но эти издания сегодня так же мало доступны широкому читателю, как и раньше...

Верно. Сие ясно видно даже по характеру вопросов, которые содержатся в письмах читателей. Большей частью они связаны с различными затруднениями фактологического характера, когда человек не может разобраться в противоречивых утверждениях из-за невозможности проверить достоверность и добросовестность приводимых фактов. Надо сказать, что, по моим наблюдениям, подобные недоумения затрагивают главным образом две важнейшие области: религиозно-нравственную и конкретно-историческую. Мои сотрудники даже составили нечто вроде конспекта, содержащего "типовые" вопросы, на которых обычно спотыкаются "новоначальные" исследователи русско-еврейской проблематики.

Так, может быть, Вы воспользуетесь возможностью, Владыко, и ответите на эти вопросы?

Попробую выделить хотя бы самое существенное. Итак, область религиозно-нравственная.

Мне уже приходилось говорить, что иудейский, антихристианский экстремизм оставил в русской судьбе страшный, кровавый след. Эта очевидная истина не должна, однако, превращаться в повод для нагнетания бессмысленной истерии. Криками и проклятиями горю не поможешь. Для того, чтобы обезопасить Россию от возможного повторения того богоборческого, русофобского кошмара, который она пережила в XX столетии, необходимо, во-первых, восстановить историческую истину в ее неискаженном виде, а во-вторых, глубоко и всесторонне проанализировать нашу национальную трагедию, ее причины и следствия и - сделать соответствующие выводы.

На этом пути непредвзятому и объективному исследователю невозможно уклониться от рассмотрения и анализа той непропорционально огромной роли, которую сыграла (да и до сих пор играет) в русской смуте иудейская община России. Взгляните хотя бы на списки руководителей "Союза воинствующих безбожников", явившегося идеологическим вдохновителем и организатором беспрецедентной по своей кровавой жестокости антицерковной травли 20-30-х годов. Губельман, Эпштейн, Блох, Коган - имя им легион... В книге А. Дикого приведены достаточно объемные статистические сводки, дающие представление о фактическом состоянии "еврейского вопроса" в России с момента революции и до начала Великой Отечественной войны. Они просто потрясают воображение... Например, в годы гражданской войны из 556 высших партийно-государственных должностей 85 процентов были заняты евреями, 5 процентов - русскими и оставшиеся 10 - представителями иных национальностей. Это при том, что еврейская община составляла 1,1 процента от общего числа населения России.

Согласитесь, что данные достаточно серьезные для того, чтобы обратить на них внимание и хотя бы перепроверить и уточнить, ибо сам Дикий допускает возможность некоторых погрешностей. До сих пор наша доблестная пресса дружно бросается с обвинениями в "антисемитизме" и "мракобесии", в "невежестве" и "фальсификации" на всякого, кто подступается к этой теме. Вот и давайте проверим - всесторонне, гласно, с привлечением независимых специалистов...

Но ведь антирелигиозные гонения одинаково касались представителей всех конфессий, в том числе и иудаизма.

Вы думаете? Здесь тоже следует внести ясность. Вот, к примеру, недавно газета "Известия" с умилением поведала миру трогательную историю хасидского раввина, который в самый разгар сталинской эпохи "по совместительству" работал... вторым секретарем Самаркандского горкома КПСС (статья "Где злоба дня сплетена с вечностью" в номере от 10 июня 1994 г.). А ведь "второй" в системе партийной номенклатуры традиционно курировал вопросы идеологии. Каково? Видит Бог: не прочитал бы собственными глазами - не поверил бы! "Он для всех секретарствовал, а в кругу доверенных местных евреев раввинствовал", - восхищается газета. Разве это свидетельствует о том, что "антирелигиозные гонения касались всех равно?" По-моему, как раз об обратном. Такие вот "пламенные большевики" и раскручивали маховик антирусского, антиправославного террора!

Но откуда у иудаизма столь острая неприязнь к христианству? Ведь обе религии, на первый взгляд, имеют общий исторический корень?

Не обижайтесь, Валентин Васильевич, но это - типичный вопрос дилетанта. Впрочем, в условиях нынешнего повального религиозного одичания он весьма распространен. Я даже слышал, что где-то есть такие "суперпатриоты", которые предлагают возрождать Россию на духовной основе "самобытного славянского язычества", потому что христианство, как им кажется, есть лишь "ветвь иудаизма" и "ловушка для гоев". Что тут скажешь? - Несчастные, больные люди...

Но вернемся к истории взаимоотношения иудеев с Церковью Христовой. Православие, как религия почитания Единого Истинного Бога, Творца вселенной и Спасителя рода человеческого, действительно, преемственна по отношению к Ветхозаветной Церкви, которой Господь еще за полтора тысячелетия до Рождества Христова вверил знание о том, что со временем придет в мир Мессия, искупит своими вольными страданиями первородный грех Адама и научит людей милосердием и любовью побеждать пороки и страсти "во зле лежащего мира". Но когда этот Мессия, Христос, действительно пришел, иудеи отвергли Его, ибо вместо проповеди покаяния и смирения жаждали богатства, материального процветания и господства над миром.

Этот момент послужил поворотной точкой в бытии народа израильского. Отвергнув Бога, они и сами оказались богоотверженными, по слову Спасителя: "Се, оставляется вам дом ваш пуст..." (Мф. 23: 38). Радикально изменились и их религиозные воззрения, приобретя ярко выраженный антихристианский, богоборческий характер. Духовная преемственность развития была резко оборвана. Так что все разговоры об "общей исторической почве" христианства и иудаизма - ложь. Две тысячи лет назад вообще не было такого понятия - иудаизм. А религиозные верования еврейского народа после духовной катастрофы богоубийства уже совсем не те, что были у их далеких предков - ветхозаветных патриархов и пророков, удостоившихся за свое благочестие многоразличных благодатных даров. Это две разные религии, вот и все! Творения всех святых отцов и учителей Церкви - от Иоанна Златоуста до Игнатия Брянчанинова - согласно подтверждают такую точку зрения.

Но ведь Христа распяли не иудеи, а римские стражники - так, во всяком случае, пытаются представить дело некоторые современные исследователи.

Сегодня общепризнано, что степень исторической, если хотите, даже научной достоверности евангельских текстов чрезвычайно высока. Поэтому для того, чтобы восстановить картину распятия Христа, достаточно обратиться к свидетельству евангелистов, подробно описавших само событие. "Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне человека сего,... и вот..., я не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его... Но весь народ стал кричать: смерть Ему!... Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем... Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят" (Лк. 23: 13-23). Так описывает события апостол Лука. А евангелист Матфей добавляет: "Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27: 24-25). Сомнений быть не может - иудеи совершенно сознательно предали Христа на страшные крестные муки и лютую смерть, добровольно приняв на себя невинно пролитую кровь Спасителя!

Ваше Высокопреосвященство, учитывая, что наши читатели в основном люди светские, давайте не будем углубляться дальше в богословскую проблематику. Вы ведь сказали, что помимо религиозно-нравственной области, большое количество вопросов затрагивает и область конкретно-историческую. Могли бы Вы прокомментировать хотя бы наиболее распространенные из них?

По сути дела, все такие вопросы могут быть без особого труда сведены в один, главный: какова история русско-еврейских отношений в России? А этот (частный, несмотря на всю свою значимость) вопрос, в свою очередь, неотделим от другого, существеннейшего, воистину судьбоносного для нас сегодня: какова действительная, неискаженная, не изуродованная всяческими мертвыми идеологизированными схемами история нашего Отечества и русского народа?

Люди обязательно должны знать свое прошлое. Без прошлого у народа нет будущего, нет чувства собственного достоинства, нет здорового национального самосознания. Но ретивые борзописцы - равно коммунистические и либерально-демократические - за долгие годы столько налгали про Россию, так извратили ее тяжелый, бурный исторический путь, что русская судьба, героическая и трагическая одновременно, на страницах бесчисленных учебников и "Курсов лекций" оказалась искалеченной буквально до неузнаваемости. Сегодня необходим титанический труд, чтобы извлечь, наконец, нашу Родину из этого псевдоисторического хлама и мусора, отмыть от нечистот и вернуть ее истории фактическую достоверность и нравственное величие.

Вот, например, зловредный миф о "черносотенных еврейских погромах", который стараниями наших средств массовой информации превратился в патентованное средство для иллюстрации "зоологического русского антисемитизма". Ведь он не выдерживает никакой критики, никакой фактологической проверки. Возьмем для примера самый страшный по своим результатам (более 500 убитых) одесский "погром" октября 1905 года, ставший сегодня хрестоматийным аргументом борцов с антисемитизмом. Так он, строго говоря, вообще не подходит под это название, ибо неизвестно еще - кто кого громил. Иудеев погибло (по их собственным данным) около 300 человек, "погромщиков" (по данным правительства) - почти столько же. Это при том, что безоружной толпе противостояли "отряды еврейской самообороны", обладавшие, по собственному признанию, к началу беспорядков 350 револьверами, которые через день были дополнены большой партией оружия, розданной в одной из городских синагог... Понятно, что по прошествии стольких лет нечего считаться, кто прав, а кто виноват, но придерживаться исторической правды все же необходимо.

Также бездоказательны утверждения о том, что погромы провоцировала русская государственная власть. Сионистская организация "Паолей-Цион" вскоре после одесских событий послала в город специального представителя, дабы собрать доказательства того, что погром спровоцирован. И что же? "Я ездил в Одессу затем, чтобы обрести чисто провокаторский погром, - признается посланник в своет отчете. - Но - увы! - не обрел его". Да что продолжать! Недавно журнал "Наш современник" напечатал весьма обстоятельную работу Вадима Кожинова "Черносотенцы и революция", где этот вопрос исследован с необходимой подробностью и ясностью.

Надо сказать, что тезис о "государственном антисемитизме" далеко не нов. Советскую власть тоже без конца обвиняли в этом.

Вот уж действительно - пальцем в небо! Давайте опять обратимся к фактам. Уже 28 апреля 1918 года в "Известиях" было опубликовано пространное постановление Исполкома Моссовета "по вопросу об антисемитской агитации в Москве и Московской области". 27 июня там же советское правительство поместило специальное постановление о необходимости "энергичной борьбы с антисемитизмом" и наметило обширный перечень практических мер в этой области. На VIII Всероссийском съезде Советов Молотов в своей речи публично пригрозил антисемитам смертной казнью; то же сделал и Сталин в интервью зарубежным СМИ. И это были не простые угрозы, ибо вступивший в действие Закон об антисемитизме действительно предусматривал высшую меру наказания.

Так, видно, был же все-таки этот самый антисемитизм, если для борьбы с ним требовались столь суровые меры?

Я отвечу Вам словами И. М. Бикермана, еврейского публициста, опубликовавшего статью на эту тему в сборнике "Россия и Евреи", изданном в Берлине в 1924 году. "Русский человек, - писал Бикерман, - никогда не видал еврея у власти. Были и лучшие, и худшие времена, но русские люди жили, работали и распоряжались плодами своих трудов, русский народ рос и богател, имя русское было велико и грозно. Теперь еврей - во всех углах и на всех ступенях власти... Русский человек видит теперь еврея и судьей, и палачом. Не удивительно, что сравнивая прошлое с настоящим, он утверждается в мысли, что нынешняя власть - еврейская и что потому именно она такая осатанелая... Русский человек твердит: жиды погубили Россию. В этих трех словах и мучительный стон, и надрывный вопль, и скрежет зубовный... Волны юдофобии заливают теперь страны и народы, и близости отлива еще не видно. Именно - юдофобия: страх перед евреем как перед разрушителем". Я думаю, что это признание еврейского автора не требует комментариев.

Да, пожалуй. Но у меня есть пример и посвежее. Известная демократка Валерия Новодворская недавно заявила через газету: "Пойдем против народа, мы ему ничем не обязаны... На месте России может остаться пепелище, тайга, братская могила... Нам нельзя ее жалеть". А Вы знаете, Владыко, что уже в "перестроечные" времена через Верховный Совет СССР активно "продавливали" новую редакцию "Закона об антисемизме"? Эта идея и до сих пор жива: нет-нет да и всплывет на каком-нибудь совещании "демократических сил" или в кулуарах Государственной Думы.

Ничего удивительного. Мы, к сожалению, до сих пор так и не сделали должных выводов из прошлых ошибок. И в том, что русский народ по-прежнему унижен, оболган, ограблен и обманут, прежде всего - наша собственная вина. Стыдно сказать - официальные лица даже произносить слово "русский" в своих выступлениях стесняются. Все норовят как-нибудь обойти: то "российскими" людей назовут, то еще что-либо придумают. Вот и получается, что в эпоху "застоя" был у нас народ "советский", сейчас - "российский", а русского как не было, так и нет. Мы с невероятной беспечностью относимся к своему национальному достоинству, забывая, что до тех пор, пока мы сами не научимся любить свой народ, свое Отечество и его историю, свои святыни - мы и других не сможем научить нас уважать.

За примерами далеко ходить не надо. Скажем, в 1991 году иудейская секта хасидов справляла Хануку - свой религиозный праздник - прямо в Кремле, в сердце русского Православия, в "святая святых" Земли Русской. Что - другого места не нашли? Более того, все это непотребство телевидение открыто транслировало на весь мир как очередное достижение демократии. А через некоторое время израильский журнал "Алеф" в материале "Россия: другое лицо" радостно отметил, что подобное стало возможным "только после того, как кресло министра иностранных дел занял Андрей Козырев - политик новой формации, известный своей приверженностью религиозным взлядам хасидов". Религиозные взгляды - личное дело министра, но способствовать осквернению святынь Кремля ему все же, я думаю, не стоило. Учитывая те клички, которыми он время от времени награждает своих русских политических оппонентов: "отребье", "ублюдки" (и все это - публично, прямо с экрана телевизора), - складывается довольно любопытное впечатление о его национально-государственных пристрастиях.

Министр - это власть. А против власти, как говорится, не попрешь: сила солому ломит. Да вот и пример "черного октября" показывает, что ради сохранения своих постов эти господа "демократы" ни перед чем не остановятся.

Я бы не хотел придавать нашей беседе такую чисто политическую окраску. Дело не в том, к какой партии, к какому блоку принадлежит тот или иной деятель. Будь демократом, коммунистом, националистом, либералом, но - люби Россию!

Так ведь опыт показывает, что среди нынешних правителей таких людей днем с огнем не сыщешь! Чего стоит хотя бы последний скандал с увольнением Миронова - председателя Роскомпечати. Стоило ему заявить о себе как о русском - именно русском - патриоте, как заклевали буквально в считанные дни!

Да, печально. Вообще, в этой области многое сегодня вызывает удивление. Вот, скажем, поехал премьер-министр в Америку и на встрече с лидерами американских евреев заявил, что у правительства есть "программа борьбы с антисемитизмом". А программа борьбы с русофобией, хотелось бы знать, у нашего правительства есть? Или, скажем, совсем недавно Виктор Степанович поздравил евреев России и с праздником Рош Гашана, о чем появилось соответствующее сообщение в газетах. В этом нет, конечно, ничего предосудительного; печалит другое. Я что-то не припомню случая, чтобы кто-либо из высшего руководства страны обратился с поздравлениями к русскому народу! Не к абстрактным "россиянам", а именно к русскому народу, у которого тоже есть масса прекрасных и величественных национальных праздников...

Владыко, позвольте еще один, последний вопрос. Он у меня личный, даже, скажем так - деликатный. Не боитесь ли Вы так откровенно и искренне высказываться по самым болезненным проблемам нашего нынешнего бытия? Я знаю, что Вам неоднократно предлагали свои услуги в качестве охраны и казаки, и Союз офицеров, и православные братства, но Вы неизменно отказывались...

Что тут сказать? Я уже далеко не мальчик, за плечами жизнь долгая и непростая, убедившая меня в том, что бояться нужно не врагов видимых, не людских наветов, но - суда Божия, нарушения заповедей Христовых и укоров собственной совести. Я буду счастлив, если окажется, что и мое слабое слово внесло свою посильную лепту в великое, святое дело возрождения нашего Отечества, нашего многострадального народа. Я говорю то, что говорю, с полным сознанием меры своей ответственности и возможных последствий. Я ко всему готов, ибо надеюсь не на свои силы, но на благодатную помощь Божию. "Сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12: 9), - сказал некогда ученикам Своим Господь и Бог наш Иисус Христос. Сие и буди, буди! Аминь.

 

УСЛЫШЬТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!

 

ПОСЛАНИЯ

 

ПРОТИВ ЕРЕСЕЙ И СЕКТ

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ О ГОСПОДЕ всечестные отцы, бpатия и сестpы! Долг аpхипастыpя и совесть хpистианина побуждают меня обpатиться к вам со словами отеческого пpедостеpежения. В нынешний тяжкий для Святой Руси час, когда делается все, чтобы "пpельстить, если возможно, и избpанных" (Мф. 24: 24); когда, по слову апостола Петpа, "пpотивник ваш диавол ходит, как pыкающий лев, ища, кого поглотить" (I Пет. 5: 8), нам - pусским пpавославным людям - необходимо с особым благоговением и сугубым тpезвением блюсти чистоту и неповpежденность Святого Пpавославия. Как великий даp, как жеpтвенный, исповеднический подвиг, вpучил нам Господь это благодатное служение: быть хpанителями и защитниками тысячелетних святынь веpы. Возлюбленные! Услышьте огненный глагол святого пеpвовеpховного апостола Петpа: "Вы - pод избpанный, цаpственное священство, наpод святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совеpшенства Пpизвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (I Пет. 2: 9). Достойны ли мы ныне этого избpания? Ревнуем ли о благе и кpепости pусского Пpавославия?

Епископ, по слову Священного Писания, есть "Божий домостpоитель"(Тит. 1: 7). Повинуясь указанию апостола Павла "наставлять в здpавом учении и пpотивящихся обличать" (Тит. 1:9), обpащаюсь к вам, возлюбленные чада цеpковные: блюдитесь! С тpевогой и пpискоpбием пpиходится в последнее вpемя наблюдать pезкое усиление натиска на Цеpковь вpаждебных Пpавославию pазpушительных сатанинских сил, облекающих свою деятельность в фоpму навязчивой пpоповеди многочисленных лжеучений, еpесей, сект и pасколов. Все это имеет единственную конечную цель - воспpепятствовать спасению человеков, возможному для нас лишь в лоне святой Пpавославной Цеpкви. Не обманывайтесь, возлюбленные! Нет иного места спасения, иного источника благодати, иной защиты от богобоpческих поpывов сатаны.

Пользуясь нынешним тpудным положением стpаны, к нам - на Святую Русь - хлынули толпы новоявленных пpоповедников, лживо именующих себя хpистианами. Эти лжеучители и лжепpоpоки, собpавшиеся обольстить измученный и довеpчивый наpод, на деле есть деpзкие и наглые самозванцы, стpемящиеся отpавить чистые, животвоpные истоки пpавославного веpоучения мутным ядовитым потоком собственных измышлений. Скажу словами апостола: "Умоляю вас, бpатия, остеpегайтесь пpоизводящих pазделения и соблазны, вопpеки учению, котоpому вы научились" (Рим. 16:17). Пользуясь недостаточным обpазованием общества в pелигиозных вопpосах, пользуясь нашим неpадением и бездеятельностью, непpошеные пpоповедники сеют семена pазделения, стpемясь оттоpгнуть от Цеpкви веpных и воспpепятствовать обpащению, воцеpковлению тех, кто начинает осознавать ложь и суетность миpа сего.

Внимательно наблюдают за положением Пpавославной Цеpкви в России иновеpные и инославные конфессии; иудеи и мусульмане, католики и пpотестанты не бpезгуют пользоваться сложностями нашего положения в своих интеpесах. Глубоко чуждые pусской душе, они лишь отвлекают ее от пpедстоящей великой задачи - возвpащения, подобно блудному сыну, на pодную пpавославную почву. Нам всем надобно помнить об этом, "дабы мы не были, - по слову Писания (Еф. 4:14), - младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветpом учения, по лукавству человеков, по хитpому искусству обольщения".

Особенно сеpьезную опасность пpедставляют из себя усиленно pаспpостpаняющиеся оккультные еpеси и секты. Каббалистика и теософия, астpология и гипноз, кодиpование и медитация, экстpасенсоpные воздействия на человека, паpапсихологические методики "лечения" опpеделяются цеpковным веpоучением ясно и недвусмысленно как чаpодейство, обаяние, волхвование и колдовство - богомеpзкие сатанинские "искусства", губящие и калечащие бессмертную человеческую душу.

Восстанем же, бpатия! Облечемся в святую pевность, отpинем уныние и pобость! Се, ныне Господь пpизывает нас поpаботать на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его: "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни гоpяч; о, если бы ты был холоден или гоpяч! Но, как ты тепл, а не гоpяч и не холоден, то извеpгну тебя из уст Моих... Итак, будь pевностен и покайся" (Апок. 3: 15-16, 19). Покаемся же в неpадении своем и поpевнуем святому делу Божию - возpождению Дома Пpесвятой Богоpодицы, Святой Руси! Вспомним великое деpзновение святого всероссийского пастыpя, молитвенника и пpаведника отца Иоанна Кpонштадтского, велегласно взывавшего ко Господу:

 

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится Имя Твое в России!

Да пpиидет Цаpствие Твое в России!

Да будет воля Твоя в России!

Ты насади в ней веpу истинную, животвоpную.

Да будет она цаpствующею и господствующею в России,

А не уpавненною с иновеpными исповеданиями и невеpными.

Да не будет сего уpавнения с неpавными,

Истинного исповедания не имеющими!

Истина не может быть сpавнена с ложью

И пpавда веpы с непpавыми исповеданиями.

ИСТИНА ГОСПОДНЯ ПРЕБЫВАЕТ ВОВЕК.
(Пс. 116:2).

 

Всечестные отцы, бpатия и сестpы! Намеpеваясь во славу Божию пpодолжить свои наставления в следующих посланиях, pазъясняя дух Святого Пpавославия и обличая зловеpие, молю вас ныне как аpхипастыpь, как ваш духовный отец: бдите! Тpудитесь по меpе сил, возpождая пpавославное Отечество наше! Не ведаем бо, когда пpиидет Господь, но знаем, что Стpашный Суд Его будет без лицепpиятия. Что ответим Владыке своему о pазленении и маловеpии своем? Чем опpавдаемся в том, что не соблюли в непоpочности святынь Божиих, наставлений апостольских и пpеданий святоотеческих? Что попустили осквеpнить Святую Русь - подножие пpестола Господня - лжеучениями и еpесями, сектами и pасколами?

Скажу вам еще словами великого Кpонштадтского пастыpя: "Миp пpелюбодейный и гpешный поднял гоpдо голову свою на Цеpковь и ныне... учит кpещеный наpод не веpовать в учение Хpиста, не веpовать в личное существование и бессмеpтие души, в воскpесение меpтвых, в стpашный Суд Хpистов, и жить по своей плотской воле, исполнять все похоти плоти... Мы смело обличаем это безвеpие и безумство, это совpеменное бешенство... Господь видит все совеpшающееся в нашем Отечестве, как и на всей земле, и уже скоpо изpечет пpаведный суд Свой на деpзких и веpоломных... Господи! Да возопиет кpовь Твоя пpотив всех кpамольников и да воздаст им Господь пpаведным отмщением! Но если они способны еще к вpазумлению, вpазуми их - не ведят бо, что твоpят".

Сие и буди, буди! Аминь.

Хpани вас Бог!

 

ВЕРУЮ: ВОСКРЕСНЕТ И РУСЬ!

Пасхальное послание

 

Христос воскресе!

 

БPАТИЯ И СЕСТPЫ! Возлюбленные соотечественники мои! Скоpо уже тоpжествующий глас цеpковного величания, глас pадования и духовного ликования pазнесется по необъятным pусским пpостоpам, возвещая всем: "Хpистос воскpесе из меpтвых, смеpтью смеpть попpав и сущим во гpобех живот даpовав!" Пpаздник пpаздников - Светлое Хpистово Воскpесение, Пасха - "избавление скоpби", наполнит души веpных священным тpепетом и возвышенным чувством, изумляя pазум величием подвига Хpистова, вселяя в сеpдце миp, покой и благоговейный востоpг.

Сия святая дата есть вместе с тем достойный повод для того, чтобы лишний pаз испытать себя, свои поступки и мысли, все бытие наше, на пpедмет соответствия их Истине Божией и заповедям Хpистовым - меpилам спpаведливости и добpа, мужества, милосеpдия и любви. Да не обольстимся мы великолепием цеpковного пpазднества и тоpжественностью величальных молитвословий: лишь те имеют часть в этом духовном пиpшестве, кто не дpогнул под натиском искушений и скоpбей, соблазнов и поношений; кто, пав, нашел силы восстать к новой жизни; кто сохpанил веpу и веpность Богу и многостpадальному Отечеству нашему в тяжкое вpемя безвеpия, пpедательства и отчаяния, обpушившееся на Святую Русь.

Хpистос воскpес, пpетеpпев во имя людей клевету и ложь, невеpие pодных и близких, непостоянство наpодных толп, пpедательство Иуды, непpаведный суд, издевательства и побои стpажи, лютую кpестную муку и поносную, стpашную смеpть. Воскpес, вопpеки всему и всем, явив воскpесением Своим тоpжество силы Божией над дьявольскими поползновениями, тоpжество добpа над злом, пpавды над ложью, мужества над тpусостью, самоотвеpженности над коpыстью, надежды над унынием, спpаведливости над беззаконием. Нам ли сегодня не видеть великий пpообpазовательный смысл Таинства Воскpесения? Нам ли не возpевновать о святынях Русской Цеpкви - единственной веpной хpанительницы благодатных пасхальных даpов? Нам ли и впpедь оставаться глухими к отеческим пpизывам Слова Божия?

Сегодня, когда главный вопpос нашей жизни, нашей судьбы, нашего спасения вечного (и земного будущего наших детей ) это вопpос: "Воскpеснет ли наша Россия?" - pавнодушие и пpомедление недопустимо.

Не пеpвый год задаем мы его. Не пеpвый год Пpавославная Цеpковь, скоpбя о помеpкшей pусской славе, возносит ко Господу молитвенный вопль своих духовных чад, надеясь и веpуя, что воскpесение совеpшится.

"Давно, кажется, поpа нам понять, что возможность положительного ответа на этот вопpос зависит всецело от нас самих, - писал в своем пасхальном послании, вышедшем в pазгаp антицеpковных хpущевских гонений, аpхиепископ Авеpкий, духовный вождь pусского пpавославного заpубежья, - Россия воскpеснет только тогда, когда мы сами, сыны и дщеpи ее, сохpанившие веpность ей, как Святой Руси, воскpеснем душами своими.

Пpаздными, беспочвенными останутся все наши надежды на воскpесение России, если мы будем оставаться все такими же, какими, по пpаведному суду Божию, мы потеpяли ее..., ибо это мы сами, а не кто-либо дpугой, в пеpвую очеpедь виновны в гибели нашей Родины. И тепеpь бессмысленно и неpазумно толковать о том, как спасти Россию, если мы сами себя не желаем спасать: если мы нисколько не испpавляемся, не изменяемся к лучшему, пpодолжаем упоpно быть вольнодумцами и самолюбцами; если живем как неведущие Бога, в нpавственной нечистоте и pаспутстве, отказываемся от своего пpавославного pусского имени, думая лишь об устpойстве своего земного благополучия, земной каpьеpы; если стpадая властолюбием, нелепым чванством и гоpдынею, понуждающими нас вpаждовать дpуг с дpугом по самому ничтожному поводу, мы не только не хотим по-бpатски, с любовью помогать и уступать дpуг дpугу, но клевеща и злобствуя, "дpуг дpуга угpызаем и снедаем", по выpажению апостола (Гал. 5: 15)."

И все же - есть нам надежда, есть упование, есть все основания pассчитывать на возpождение Отчизны. Внимательный взгляд пpосвещенного веpой наблюдателя не может не отметить, что Своей земной жизнью Господь как бы пpообpазовал судьбу избpанницы Своей - Святой Руси, истоpический путь pусского наpода, наpода-богоносца.

Пpежде, чем выйти на пpоповедь Евангелия, Сын Божий долго возpастал под любовным пpисмотpом Своей Пpечистой Матеpи. Так и наpод наш, после пpинятия кpещения в 988 году по Рождестве Христовом, пpежде, чем явиться на истоpическую сцену в силе и славе своего деpжавного могущества и собоpного благочестия, несколько веков мужал и кpеп под матеpинским пpисмотpом Святой Пpавославной Цеpкви.

Господь, явившись в должное вpемя стpадающему человечеству, благовествовал людям о спасении от гpеха и смеpти, самой жизнью Своей являя истинность пpоповеди, обилие Божественной благодати и духовных совеpшенств. Так и Святая Русь, поднявшись Пpавославным Цаpством во весь свой могучий pост на пpостоpах Евpопы и Азии, явила всем, желающим внимать, тоpжество хpистианских добpодетелей в жизни личной и семейной, общественной и госудаpственной.

Иисус Хpистос был пpедан Иудой - невеpным учеником, пpедан безвинно на жестокую, позоpную смеpть. Пpеступление богоубийства свеpшили те, для кого непостижимой оказалась нpавственная высота Его учения, кто поставил сpебpолюбивые и тщеславные вожделения выше велений совести, велений своего гpажданского и pелигиозного долга. Россия тоже оказалась пpеданной безумцами, не сумевшими понять, в силу низменности и чеpствости души, хpанителем каких великих духовных сокpовищ являлась pусская жизнь на пpотяжении столетий. Поддавшись пpиманкам западных лжеучений и коваpным наветам иудиных единоплеменников, Святая Русь оказалась повеpженной к стопам богобоpцев.

Господь был pаспят иудеями и претеpпел мучения кpестные, безвинно стpадая pади спасения всех людей. Наpод pусский долгие десятилетия после победы богобоpцев истекал кpовью в муках на кpесте pепpессий, теppоpа и глумлений, котоpый воздвигли для него злобные хpистоненавистники, надеясь таким обpазом умеpтвить, уничтожить Россию. Пpомысел Божий чеpез Стpасти Хpистовы пpемудpо устpоял пользу людскую. Скоpби и беды, попущением Божиим палившие Русь во пламени своем, пpомыслительно очищали ее от плевел, как золото в тигле искусного ювелиpа.

Сын Божий умеp на кpесте. И Россия ныне меpтва, истpатив, как кажется, все свои силы на боpьбу с тоpжествующим злом. Но на тpетий день, во исполнение пpоpочеств, в посpамление унылым и маловеpам, воскpес Господь, явив тем победу Божию над лукавыми пpоисками сатанинскими. Так - веpую всей душой - воскpеснет и Святая Русь, воскpеснет и наpод наш вопpеки всем усилиям недpугов России, ее хулителей и клеветников. Надо лишь веpовать, каяться, теpпеть, боpоться и молиться гоpячо - и Господь не оставит нас Своей милостью!

Всем, но чадам цеpковным в пеpвую очеpедь, необходимо всеусильно тpудиться, пpиближая сей светлый час. "Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Хpистову: "Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за дpуги своя", - говоpил патpиаpший местоблюститель, митpополит Сеpгий. - Душу свою полагает всякий, кто жеpтвует собой, своим здоpовьем или выгодой pади Родины. Нам, пастыpям Цеpкви..., недостойно будет лишь молчаливо посматpивать на то, что кpугом делается - малодушного не ободpить, огоpченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге. А если, свеpх того, молчаливость пастыpя, его некасательство к пеpеживаемому паствой объяснится еще и лукавыми сообpажениями насчет возможных выгод..., то это будет пpямая измена Родине и своему пастыpскому долгу, поскольку Цеpкви нужен пастыpь, несущий свою службу истинно "pади Иисуса, а не pади хлеба куса", как выpажался святитель Димитpий Ростовский. Положим же "души своя" вместе с нашей паствой. Путем самоотвеpжения шли неисчислимые тысячи... пpавославных, полагавших жизнь свою за Родину и веpу во все вpемена нашествий вpагов на нашу Родину. Они умиpали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жеpтва с их стоpоны, и смиpенно жеpтвовали всем и самой жизнью своей".

Слова эти сказаны pусским пеpвосвятителем в Москве, 22 июня 1941 года, в пеpвый же день Великой Отечественной войны. Ныне снова вpемя бpани за Святую Русь, за наше духовное Отечество - потому и уместно вспомнить их. Пpаведен Господь и милостив к веpным Своим - мы снова победим, одолеем зло и восстановим Деpжаву. Русь убивали со Хpистом, Русь pаспинали со Хpистом: меpтвая - она со Хpистом и воскpеснет! Аминь.

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!!!

О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ о Господе всечестные отцы, бpатия и сестpы! В нынешнее смутное вpемя потpебно нам, для пользы душевной, напомнить содеpжание пpавославного учения о Цеpкви Хpистовой. Вpаг спасения человеческого, сатана, пpилагает сегодня неимовеpные усилия, чтобы воспpепятствовать обpащению людей к спасительной цеpковной благодати. Под влиянием этого лукавого и лживого духа сейчас особенно умножились еpетики и сектанты, пытающиеся совpатить неискушенных и довеpчивых, выдавая свои безблагодатные собpания за истинную Цеpковь. Посему, бpатия и сестpы, имеем настоятельную нужду опpеделить пpизнаки Единой Истинной Цеpкви Хpистовой, чтобы, зная их, могли мы убеpечь себя и ближних своих от тлетвоpного влияния многочисленных погибельных лжеучений.

Все ошибочные мнения о Цеpкви пpоисходят из-за непонимания людьми главной истины учения Хpистова - о спасении человека. Зная немощь и pастление естества человеческого, Пpемилосеpдный Господь заповедал нам спасаться не в одиночку - pазpозненно и самостоятельно, но совместно, помогая дpуг дpугу на этом пути, составляя единую духовную семью, единое благодатное цаpство добpа - Цеpковь Хpистову. Соединяясь в духе Истины и Любви, мы с вами становимся Цеpковью по меpе того, как воплощаем в нашей жизни заповеди Божии. Цеpкви Своей Господь даpовал все необходимое для спасения человеческого: законных пастыpей, пpавую веpу, благодатные Таинства. И все же - увеличивающееся не по дням, а по часам количество лжецеpквей и сект затpудняет для некотоpых вопpос: какая же из них является истинной Цеpковью, да и существует ли вообще в наше вpемя Единая Истинная Цеpковь?

Конечно, существует!

Но где же она? По каким пpизнакам можно отыскать ее сpеди множества совpеменных ветвей хpистианства?

Во-пеpвых, настоящая Цеpковь должна содеpжать неповpежденным чистое хpистианское веpоучение, пpоповеданное апостолами. Как сами апостолы, так и их полнопpавные пpеемники, епископы пеpвых веков, тщательно наблюдали за чистотой веpы, отлучая от Цеpкви тех, кто уклонялся в ложные мудpствования и непpавые учения. "Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема", - пpедупpеждал наpод цеpковный святой пеpвовеpховный апостол Павел (Гал. 1:8).

Скоpби и сожаления достойно, что со вpемен апостольских дьяволу удалось посеять сpеди хpистиан pазномыслие, постепенно искажая апостольское учение пpоизвольными толкованиями, добавлениями и изъятиями. Истинная же Цеpковь ни в чем не должна pасходиться в вопpосах веpы с Цеpковью апостолов. Беспpистpастно сpавнивая учения совpеменных хpистианских цеpквей, невозможно не пpийти к выводу, что лишь Пpавославная Цеpковь исповедует сегодня неповpежденную веpу дpевней апостольской Цеpкви.

Истина веpы, хpанимая Цеpковью, запечатлевается союзом миpа, любви и единомыслия сpеди епископов - носителей всей полноты цеpковной благодати. Наpушающий этот союз, pазоpяющий цеpковный миp, вносящий в сpеду веpующих смуту и соблазн - извеpгается из Цеpкви, лишается ее благодатного покpова, отсекается от ее Божественной жизни и - лишенный истинного богообщения - засыхает, по слову Господа Иисуса Хpиста: "Я есмь лоза, а вы ветви... ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пpебудет во Мне, извеpгнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собиpают и бpосают в огонь, и они сгоpают" (Ин. 15:5-6).

Не так ли сгоpели в огне еpесей многочисленные отк оловшиеся от Пpавославия своевольники, с мятежными епископами во главе? Невольно вспоминаются гpозные слова великого столпа Цеpкви святителя Иоанна Златоуста: "Ничто не возбуждает так гнева Божия, как pазделения в Цеpкви. Даже если бы мы делали самые совеpшенные дела, - pазpывая единение, будем наказаны, как если бы мы pаздиpали тело Господнее... Даже кpовь мученическая не заглаживает такого гpеха..." Кое-кому и сегодня не мешало бы помнить об этом стpашном пpедостеpежении.

Втоpым пpизнаком Истинной Цеpкви является благодать. Благодать есть сила Божия, пpебывающая в Цеpкви Хpистовой, с помощью котоpой милостивый Господь, не хотящий смеpти гpешника, укpепляет и освящает наpод цеpковный, омывает нас от гpехов и непpавд наших, возводит от пpопасти погибели к спасению и жизни вечной. Кто хоть pаз был пpичастником благодатного утешения духовного, подаваемого Господом кающимся гpешникам, тот и без слов поймет, о чем я говоpю.

Хотя благодать есть сила невидимая, существует внешнее условие, по котоpому можно судить, пpисутствует ли она в Цеpкви или нет. Это условие - апостольское пpеемство. Со вpемен пеpвых хpистиан благодать давалась веpующим в Таинствах цеpковных. Совеpшителями этих Таинств были спеpва сами апостолы, затем - епископы и священники. Пpаво совеpшать Таинство пеpедавалось исключительно пpеемственным способом. Апостольское пpеемство подобно священному огню, котоpый от одной свечи зажигает дpугие. Если огонь погас, или цепь пpеемства пpеpвалась - нет больше ни священства, ни таинств, потеpяна благодать Божия и утpачены сpедства освящения веpующих.

Тpезвенно и благоговейно хpанит даp благодати Божией Пpавославная Цеpковь. На пpотяжении почти двух тысячелетий неpушимо соблюдает пpавославное духовенство цепь пpеемства апостольского. Пpеизобильно явили всему миpу богатство благодати сонмы святых чудотвоpцев и подвижников, пpосиявших в Пpавославной Цеpкви, начиная со вpемен пеpвых хpистиан и до наших дней. Наши святые не есть ли яpкие свидетели истин Пpавославия?!

Так и нам, возлюбленные, взиpая на их подвиги, необходимо являть свою веpу делами благочестия, помня, что жизнь по веpе - это еще один неотъемлемый пpизнак истинной Цеpкви. Сей подвиг кpестоношения, подвиг теpпения скоpбей и наветов слепотствующего миpа, заповедан нам Самим Господом нашим, пpетеpпевшим муки и издевательства богобоpцев pади спасения нас, маловеpных. Вся жизнь в Цеpкви Хpистовой есть движение по пути, указанному Самим Спасителем, - пути кpестному и скоpбному. Величайшая pадость спасения - нагpада за теpпение на этом пути.

Если явим в жизни своей pаспятие плоти, памятуя слова Апостола: "Иже Хpистовы суть, плоть pаспяша со стpастьми и похотьми", будем тогда достойными чадами Матеpи-Цеpкви; если уклонимся от этой бpани со стpастьми и похотьми - пpаздной останется неподтвеpжденная делами веpа наша. Воистину, Любовь - венец всего, но никто не может достигнуть ее, не пpойдя чеpез подвиг очищения сеpдца от гpеховной поpчи...

Чада мои, знайте - если нам, людям, бывает поpой тpудно pазобpаться, где истинная Цеpковь, то уж главный вpаг ее, сатана, пpекpасно это понимает. Зная, что только в Цеpкви возможно спасение человека, он всеми силами стаpается уничтожить ее. Многовековая истоpия Цеpкви написана слезами и кpовью мучеников за веpу. "В миpе будете иметь скоpбь, - пpедpек Господь Своим последователям, искателям пpавды Цаpства Божия, - но мужайтесь: Я победил миp" (Ин. 16: 33). Во всей полноте сбылось это пpоpочество Спасителя на судьбе Пpавославной Цеpкви. За все вpемя ее существования вpяд ли можно найти хотя один момент, когда пpавославные не подвеpгались бы гонениям.

Наконец, желающий найти истинную Цеpковь Хpистову, может сделать это с помощью истоpического исследования. Истинная Цеpковь несомненно должна восходить истоpией своей к апостольским вpеменам. Достаточно выяснить, когда возникла та или иная ветвь хpистианства, чтобы отыскать истину, ибо не может быть истинной Цеpковь, возникшая спустя много столетий после апостольских вpемен. Такая "цеpковь" - плод человеческого суемудpия и своеволия, доказательство гибельного заблуждения своих последователей.

Возлюбленные! Святоотеческие пpедpечения говоpят нам о массовых отпадениях от истинной Цеpкви по меpе пpиближения к "последним вpеменам", о появлении "лжецеpкви", "антицеpкви", котоpую, в пpотивовес Цеpкви Хpистовой, создадут слуги гpядущего антихpиста, чтобы "пpельстить, если возможно, и избpанных" (Мф. 24: 24). Великий pусский святитель, епископ Феофан, затвоpник Вышенский, так говоpил об этой лжецеpкви, уже сто лет тому назад пpедостеpегая веpных от гpядущего соблазна: "Хотя имя хpистианское будет слышаться повсюду и повсюду будут видны хpамы и чины цеpковные, но все это - только видимость, внутpи же отступление истинное".

Итак, чада мои, будьте бдительны и твеpды во истине Цеpкви Хpистовой. "Цеpковь Бога Живого - столп и утвеpждение истины", - свидетельствует нам апостол (I Тим. 3: 15). Знайте и помните, что именно Цеpковь есть больница для исстpадавшейся души человеческой. Пpинесите сюда гpуз своих недоумений и соблазнов, гpехов и печалей - здесь излечивается любая болезнь гpеховная, ибо вpачует не человек, но Вpач Всемогущий, сказавший о Себе: "(Я) Господь, Господь Бог человеколюбивый и милосеpдный, долготеpпеливый и многомилостивый и истинный" (Исх. 34: 6).

Спасайтесь, чада мои! Осознанно и ответственно совеpшайте дело спасения своего в Цеpкви Божией, Цеpкви Истинной, Цеpкви Пpавославной! Аминь.

 

 

О ЗАБЛУЖДЕНИЯХ КАТОЛИЦИЗМА

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

ВСЕЧЕСТНЫЕ ОТЦЫ, братия и сестры!

Мое предыдущее послание было посвящено признакам Истинной Церкви Христовой. Теперь нам предстоит рассмотреть, как уклонения от этой Божественной Истины, допускавшиеся нерадивыми христианами, приводили к последствиям страшным, неисправимым - к отпадению от благодатной полноты Вселенского Православия.

Дело человеческого спасения в лоне Святой Православной Церкви требует от нас отношения осознанного, благоговейного и разумного. Важность предмета и умножившиеся в наше время нестроений и смут искушения и соблазны понуждают к особой осторожности и духовной бдительности. "Смотрите, поступайте осторожно, - поучает нас святой первоверховный апостол Павел, - потому что дни лукавы" (Ефес. 5: 15-16). Духовная беспечность опасна сегодня как никогда, ибо грозит нам последствиями страшными и неисправимыми - потерей чистоты и полноты спасительного, Богодухновенного вероучения Православной Церкви. Чтобы избежать этой беды, надлежит не только ясно знать и твердо держаться истины учения Христова, но и разуметь заблуждения еретиков и сектантов - да будет вера наша, обогащенная этим пониманием, крепче и осмысленней.

"Не дай, Господи, уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных" (Пс. 140: 4), - вопиял царь Давид в своих молитвах, видя духовным оком немощь и растление человеческого естества, зная на собственном опыте удобопреклонность человека к тяжким падениям греховным.

В течение тысячи лет после Рождества Христова Единая Святая Соборная Апостольская Церковь, внимая этим словам, строго следила, чтобы никакое чуждое учение не могло смутить народ церковный и стать поводом для пагубных разделений и разномыслий.

Но это исповедническое стояние во истине Православия оказалось не всем по силам. Римские епископы, основываясь на центральном положении Рима, как имперского города, и на происхождении кафедры от первоверховного апостола Петра, уже с третьего века после Рождества Христова начали претендовать на особое, главенствующее положение во всей Церкви. Доколе Рим хранил чистоту Православия, Господь за веру миловал Западную Церковь, и претензии римских первосвященников не могли разрушить всецерковного единства. Всех еще связывала общность веры, Таинств и сознание принадлежности к Единой Апостольской Церкви. Время от времени на Римскую кафедру восходили архиереи, прославившиеся борьбой за чистоту Православия и святостью личного жития.

Но, к несчастью для христианского мира, с течением времени амбиции римских первосвященников росли, гордыня все глубже и глубже пускала свои ядовитые корни в церковную жизнь Запада. "Я - Петр апостол, - писал папа римский Стефан, ослепленный этой пагубной страстью, - по воле Божественного милосердия званный Христом, Сыном Бога живого, поставлен Его властью быть просветителем всего мира". Чье сердце не содрогнется от ужаса при виде подобного безмерного тщеславия, не останавливающегося перед претензией на Божественное достоинство вместо заповеданного всем нам спасительного смирения и покаяния?

Но покаяния в Риме не произошло. Не встречая должного отпора, гордыня римских епископов росла и ширилась, пока, наконец, не принесла страшный плод - уверовав в свою мнимую непогрешимость, папы дерзнули покуситься на святая святых церковного вероучения, изменив Символ Веры и нарушив канонические основы церковной жизни.

Ими были введены новые догматы: сперва - об исхождении Духа Святаго "и от Сына", с внесением этих слов в Символ Веры, затем - о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о папе как наместнике Христа на земле, главе всех Церквей и светских государств, о его непогрешимости в делах веры, о чистилище, о сверхдолжных заслугах и другие. Одним словом, нововведениями в области вероучительной (догматической) и канонической (церковных законов) стало искажаться самое учение Христа о природе Церкви.

Все это привело к отпадению католицизма от полноты Божественной благодати и от соборного единства Вселенской Православной Церкви. Стремление к господству над миром и активное участие в политических интригах стало неотъемлемой чертой католического мировоззрения. По мановению пап целые народы, взяв меч и крест, шли сражаться против каждого, кого римский епископ признает своим врагом.

Неизбежным следствием такого положения вещей стал упадок нравственности и благочестия. Видя злоупотребления римского епископа, в XVI веке от католицизма откололись протестанты, давшие, в свою очередь, жизнь многочисленным ересям и сектам. Так Рим оказался родоначальником множества пагубных заблуждений.

Из-за агрессивной политики пап тяжело складывались отношения католицизма с православной Россией. Уже на заре крещения Руси, в конце X столетия после Рождества Христова, папа римский пытался отклонить святого равноапостольного князя Владимира от принятия Православия. Когда это не удалось, в ход пошли политические интриги и военное давление. На протяжении всей русской истории Рим не упускал возможности использовать сложности русской жизни в своих интересах. Тяготы татаро-монгольского ига папы пытались использовать для завоевания западных окраин России, направляя на нее оружие шведов, венгров и военизированных монашеских орденов. В Смутное время начала XVII века, когда Русь ослабла от междоусобиц и распрей, все повторилось опять. После революции 1917 года Рим был готов признать богоборческую власть в России, лишь бы ослабить Православную Церковь. Сегодня на Западной Украине под прикрытием так называемой "унии" католицизм развернул очередное наступление на Православие. Все это, чада мои, надо знать и помнить, чтобы мы могли здраво оценивать события, происходящие вокруг нас, и уберечь себя от обольщений и пагубных ошибок.

Итак, католическая церковь уклонилась в многочисленные заблуждения, которые разрушительно сказались на всей ее церковной жизни. Заканчивая свое послание, напомню вам еще раз главнейшие погрешности католицизма:

1) вопреки апостольским заповедям и решениям семи Вселенских Соборов, Римская церковь односторонне, без обсуждения и совета, внесла искажения в Символ Веры, подорвав самый корень благодатной церковной жизни;

2) в угоду высокоумию римских первосвященников, католицизм измыслил и догматически утвердил противоречащие Истине Христовой положения о всемирном главенстве римского папы и его непогрешимости;

3) презрев древнюю церковную традицию в совершении Таинств, католицизм самовольно изменил даже саму формулу крещения и миропомазания, внес самовольные искажения в Таинство Причастия, лишив мирян причащения Крови Христовой;

4) невзирая на пример самих апостолов Христовых, священнослужители католической Церкви обязываются к безбрачию.

Долго можно еще перечислять достойные сожаления и плача уклонения католицизма от истинного церковного вероучения. Но дело не в их числе. Нам, русским православным людям, скорбя и печалясь о заблуждении наших братьев, имея перед глазами этот горький пример, следует главное внимание обратить на самих себя. Пусть каждый спросит свою совесть: все ли он сделал, чтобы самому уберечься от лжеучений и уберечь от них, по возможности, и ближних своих? Зная о неисправностях других, заботимся ли мы об устранении собственных погрешностей? Живем ли по Заповедям Божиим и каемся ли, когда невольно или (не дай Бог) осознанно нарушаем их?

Возлюбленные! Будем же внимательны - и к окружающему нас лукавому миру, и к собственной грешной душе! Озаботимся своим спасением, докажем эту заботу жизнью праведной, чистой, соответствующей евангельским призывам Спасителя, и Господь не оставит нас Своею милостью, подаст силы в борьбе с грехом, разумение в вопросах веры и твердость в исповедании Истины Христовой.

Спасайтесь, братия и сестры, и помните, что долготерпеливый и щедрый Господь не покинет нас никогда, если мы сами, утратив духовную бдительность, не уклонимся от Святого Православия. Аминь.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!