В ПАМЯТЬ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ОТЦА



ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

ВСЕЧЕСТНЫЕ ОТЦЫ, братия и сестры! Возлюбленные чада мои!

Сегодня Святая Церковь Православная празднует знаменательную дату, предлагая нам для назидания славное житие и чудеса великого Кронштадтского пастыря. Воистину велик пред Богом незабвенный отец Иоанн - при жизни всероссийский молитвенник и печальник, а ныне - наш небесный заступник, дерзновенный пред Богом ходатай и покровитель Санкт-Петербурга. Чудесами прославившийся по всему миру, стяжавший славу и почитание даже у народов неправославных и нехристианских, своим дивным житием и Богодухновенными писаниями святой праведный отец Иоанн и ныне назидает нас, грешных, понуждая деятельно и неленостно трудиться над спасением души.

Родился отец Иоанн 19 октября (ст. ст.) 1829 года в семье бедного, глубоко верующего причетника села Суры Пинежского уезда Архангельской епархии. Маленький Иоанн рос тихим, ласковым мальчиком, любившим богослужение и природу. Когда ему было шесть лет, он сподобился явления Ангела-Хранителя, который сказал мальчику, что Господь Бог поручил ему (Ангелу) охранять Иоанна в течение всей жизни.

Девяти лет он поступил в Архангельское приходское училище, по окончании его - в семинарию. Закончив семинарию, в числе лучших учеников был зачислен в Петербургскую Духовную Академию. В 1855 году он окончил курс Академии. К тому времени открылось священническое место в Кронштадтском Андреевском соборе. Когда, после рукоположения, отец Иоанн впервые вошел в собор, он был поражен тем, что, еще будучи семинаристом, видел этот храм во сне.

С той поры имя отца Иоанна для миллионов русских православных людей неразрывно связалось с Кронштадтом. Со временем собор превратился в место паломничества бесчисленного множества страждущих и болящих, жаждущих утешения и исцеления по молитвам святого пастыря. В 1882 году для приема паломников был даже основан специальный Странноприимный дом, который всегда переполняли приезжие.

Преизобильно излил Премилосердный Господь всесильную благодать Свою на смиренного Кронштадтского подвижника. Пребывая в миру телом, он сердцем жил на небесах, скрывая от людского взора подвиги благочестия. Всю жизнь прожив с супругой как с сестрой, нося по временам вериги, благотворя без меры, до полного самозабвения, до нищеты, отец Иоанн стяжал неисповедимую высоту духовную, благодатные дары дерзновенной ко Господу молитвы, исцеления, прозорливости и несокрушимой, всепобеждающей веры.

"Истинно говорю вам, - поучал некогда Господь Своих учеников, - если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17: 20). Вера отца Иоанна действительно двигала горы. По его молитве отверзались небеса, прекращая губительную засуху, заканчивались страшные эпидемии, воскресали мертвые, исцелялись безнадежно больные, изгонялись бесы, вразумлялись и приходили к вере закоренелые безбожники-атеисты.

Велика была любовь народа к своему ревностному пастырю. Современники свидетельствуют, что даже на далеком Сахалине простые крестьяне и охотники держали в красном углу рядом с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы портрет отца Иоанна.

Поражает обилие чудес, проистекавших от его молитв. Когда после революции, в тяжелых условиях эмиграции, ревнители памяти святого решили собрать для потомков свидетельства его чудес, они за считанные месяцы обрели материал, составивший два полновесных тома. Известны случаи, когда отец Иоанн исцелял смертельно больных (а то и воскрешал мертвых) буквально на глазах у изумленных врачей. Однажды, когда это произошло в присутствии целой врачебной комиссии, медики предложили батюшке опубликовать об этом сообщение, скрепленное их собственноручными подписями, но смиренный подвижник отказался.

Безумную ненависть вызывал отец Иоанн в среде богоборцев и христоненавистников. Еще при жизни лживая печать изливала на него потоки клеветы, а после революции даже самое имя его было запрещено к упоминанию. Богоборческие власти разорили и разграбили все места, связанные с житием преславного праведника, надеясь стереть память о нем в душе народной. Но почитание отца Иоанна пережило все испытания и гонения. В который раз Господь посрамил порывы сатаны. Русская Православная Церковь прославила великого старца в числе угодников Божиих, и ныне мы ликуем духовно, назидаясь его дивными деяниями и обращаясь к нему за помощью и поддержкой.

Пламенное слово отца Иоанна доныне воинствует против лжи и беззакония нашего лукавого времени. Сколь злободневно и вразумляюще звучат сегодня его пророческие слова:

"Откуда эта анархия, эти забастовки, разбои, убийства, хищения, эта общественная безнравственность, этот царящий разврат, это огульное пьянство? От неверия, от безбожия... Нынешнее состояние России служит тому явным доказательством. Как хитер и лукав сатана! Чтобы погубить Россию, он раздул в ней безверие и разврат через злонамеренных писателей и учителей...

На почве безверия, слабодушия, малодушия, безнравственности совершается распадение государства. Без насаждения веры и страха Божия в населении России она не может устоять. Скорее с покаянием к Богу! Скорее к твердому и непоколебимому пристанищу веры и Церкви!"

И еще возглашал святой старец, прозирая наши беды и напасти на десятилетия вперед: "Вера слову Божию, слову истины исчезла и заменена верою в разум человеческий, печать в большинстве изолгалась - для нее не стало ничего святого и досточтимого, кроме своего лукавого пера, нередко пропитанного ядом клеветы и насмешки. Не стало повиновения детей родителям, учащихся - учащим... Браки поруганы, семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякий политиканствует... все желают автономии... Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям... Враги России готовят разложение государства.

Правды нигде не стало, и Отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за нас? Нет - полно глумиться над Богом, полно попирать его святые законы. Он скоро придет, но придет судить мир и воздать каждому по делам... Человек, именующийся христианином, одумайся, возвратись к вере, к здравому смыслу, к Слову Божию..." "Горе тебе - лукавый, непокорный, неблагодарный человек! Все бедствия нынешние, постигшие Россию, постигли ее из-за тебя! Но смотри, скоро наступит и день твоего праведного, страшного воздаяния вечного. Трясись, трепещи, человек, недостойный этого великого имени и скоро жди праведного суда Божия".

Произнесенные много лет назад, разящие слова отца Иоанна обращены к нам, сегодняшним, - обличая наши пороки и указывая путь освобождения от греховного плена:

"Мы никого не гнали и не гоним, предоставляя каждому неправославному и иноверцу жить по своей вере, а нас гонят и преследуют всячески... А в нынешнее время искренне верующие терпят гонения не только от иноверцев, но и от своих, отвергшихся своей веры и не верующих ни во что".

"Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Отчего же, столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, Царство Русское ныне так расслабело, обессилело, уничижилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры..."

"Обратись к Богу, Россия, - пламенно взывал отец Иоанн, - согрешившая пред Ним больше, тягчае всех народов земных - обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели. Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себя неоцененное жизненное сокровище - Веру Православную с Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей..."

"Возвратись, Россия, - вопиет святой подвижник, - к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к святой Церкви - матери своей - и будешь победоносна и славна, как и в старое верующее время. Полно надеяться на свой кичливый, омраченный разум. Борись со всяким злом данным тебе от Бога оружием святой веры, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью твоих сынов".

Горе нам, если мы и сегодня не прислушаемся к этим предостережениям великого Кронштадтского старца! Не бывать тогда возрожденной Святой Руси, а нам всем - строго отвечать перед нелицеприятным Божиим Судом за то, что презрели свое служение народа-богоносца, предали святыни веры и малодушно уклонились от брани духовной. Да не будет сего!

Братия и сестры! Возлюбленные! Возопием велегласно ко святому праведному отцу Иоанну искренней, сердечной и горячей молитвой: "Святый отче Иоанне, моли Бога о нас! Испроси нам дерзновенно у щедрого Бога дух ревности о Богоугождении, дух трезвенного внимания, видения грехов и страстей своих, покаяния и умиления! Да не погибнем в пустыне маловерия и малодушия нашего, но сподобимся утолять жажду духовную из источников воды живой, истекающих в стенах Церкви Православной - нашего единственного и надежного прибежища от мятежей лукавого и суетного мира. Буди нам помощником верным и заступником сильным, вразуми и научи нас на всякое добро, во славу Божию, для спасения душ наших!" Аминь.

 

О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

ВСЕЧЕСТНЫЕ ОТЦЫ, братия и сестры, возлюбленные чада мои!

Возрадуемся о грядущем посте, уготовимся ко трудам и подвигам на ниве Божией - ниве благодатной и тучной, спасительной и животворящей! Возрадуемся - ибо в милосердии и снисхождении Своем Сам Господь указал нам пост в средство для врачевания души и очищения сердца от скверны греховной, терзающей человека сластолюбием и невоздержанием, похотью и потаканием плоти. Возрадуемся, ибо хоть и труден, и скорбен наш земной путь - велика его конечная награда за порогом вечности. "Возсияла весна постная, цвет покаяния", - так свидетельствует о духовном значении Великого поста Святая Церковь в своих молитвенных воззваниях.

Оглянитесь вокруг, возлюбленные - грядет пора, когда проснется от зимней спячки земля, готовясь, по велению Божию, к обильному и полезному плодоношению. Не так ли и человеческая душа должна очнуться от греховного, страстного забытья, стряхнуть суетное бремя земных, житейских попечений и при помощи покаяния да смирения всмотреться в себя: какие дары готовится она принести к светлому празднику весны - к Пасхе Господней? Будет ли то воздержание и кротость, милосердие и любовь, трезвение и исправление жизни? Или - густым и бесплодным бурьяном разрастется в ней пустоцвет ложного, внешнего благочестия, обильно всходящий на почве гордыни и тщеславия, гнева и лицемерия, лености и маловерия?

Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его. Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и страшная греховная порча проникла во весь человеческий род. С той самой поры диавол получил доступ к сердцу падшего человека. С той самой поры совершенное творение Божие - Адам, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, - стал подвержен страстям, в которых доныне, как в смоле адовой, кипят наши сердца, лишившиеся блаженного Богообщения.

Не потому ли Сам Господь Иисус Христос, придя в мир для спасения гибнущих грешников, начиная Свое служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, собственным примером напоминая нам о благотворности и обязательности поста? Не потому ли троекратным отвержением наветов вражиих явил Он нам образ духовной брани, неизбежной для каждого, стремящегося сочетать благой плод постнического воздержания с внутренним возрастанием духовным?

Однако для того, чтобы непреткновенно шествовать по узкому пути спасения, избегая широкой дороги, ведущей, по слову Спасителя, в погибель, должно ясно понимать, что не одним лишь воздержанием в пище и плотской жизни побеждается грех, но очищением сердца и ревностным стремлением к непорочной чистоте души. Во вспомоществовании этому святому стремлению, этой благодатной и благотворной ревности - главный смысл пощения. "Уклонись от зла и сотвори благо" (1 Пет. 3: 11), - эти слова Священного Писания должно в первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста.

К сожалению, возлюбленные, даже среди людей церковных встречаются ныне заблудшие и неразумные, не понимающие высокого духовного смысла Великого поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи. Увы нам, неразумным, и горе нам - лицемерным! Внемли себя, не ядущий мяса: не огорчил ли ты ближнего своего? не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения? Или - извергая мясо из трапезы своей, смиряя тело - ты нерадишь о собственной душе, медля извергнуть из сердца твоего гнев и лицемерие, сребролюбие и своенравие, высокоумие и самолюбие?

Грозно предупреждает нас Святая Церковь Православная, что не будет нам пользы от воздержания телесного, если не соединим мы его с воздержанием духовным - от зла, от страстей, от терзающего нас греха. "От брашен постящеся, душе моя, - слышим мы в великопостных молитвословиях, - и страстей не очистившися, всуе радуешься неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога" ("Тщетно ты радуешься, душа моя, воздержанию от пищи, тогда как от страстей ты не очищена: если не станет воздержание причиной исправления твоего, возненавидена будешь от Бога").

Впрочем, не устрашайтесь, возлюбленные братия и сестры! В помощь нам на пути спасения нашего и в дополнение к посту дана Господом верным чадам церковным искренняя сердечная молитва - верная спутница в наших трудах на ниве Божией. Не забывайте о ней, трудитесь в стяжании ее, и она укрепит, она утешит, она - отверзет двери глубокого и полного покаяния, она - послужит оправданием вашим на страшном и нелицеприятном Суде Христовом. Не унывайте от падений и уязвлений греховных! Да будет молитва ваша, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, "жалобой к Богу на насилующий нас грех". Стойте твердо в брани духовной и, совокупляя сию "священную сугубицу" - пост с молитвой, - веруйте без сомнения в свою победу над грехом и спасение вечное!

Чада! Великий пост - особое время в церковной жизни. Строгое время, прежде всего - к самому себе. Наши боголюбивые предки свято блюли все постные установления церковные. Даже самые нерадивые считали своим непременным долгом хотя бы раз в году, Великим постом, приступить к таинству Святого Причастия, назначив для себя прежде особые дни говения, в течение которых усугубляли воздержание и покаянные молитвы. Ныне видим мы, что наступили времена тяжкие, смутные, мятежные. Но чем бездуховнее становится окружающая жизнь, тем сильнее должны мы стремиться в Церковь, видя в ней ковчег спасения и больницу для души, залог богоугодного жития и любвеобильного, доброго пастыря...

Так возрадуемся же о посте, верные чада Православной Церкви Христовой! И простив от сердца врагам своим, испросивши смиренно прощения у всех обиженных нами, начнем созидать храмину нашей души в благолепии воздержания и целомудрия, кротости и незлобия, веры, верности и любви. Возрадуемся о Великом посте - ибо в завершении его сияет нам неземным светом радость Светлого Христова Воскресения! Аминь.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!