СУДЬБЫ ПРАВОСЛАВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ



"Круглый стол" журнала "МОСКВА". Ответы митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского ИОАННА

 

Каковы причины все новых и новых разногласий в Православной Церкви?

 

ЦЕРКОВЬ, по свидетельству Священного Писания, есть "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3: 15). Православная Церковь есть тело Христово, Богочеловеческий организм, в каждой клеточке своей пронизанный благодатию Божией, содержимый в бытии недомыслимым промышлением Господним. С этой точки зрения в Церкви нет и не может быть разногласий. Истина полная и абсолютная находится в вечном согласии с Самой Собой. К сожалению, мы часто забываем об этом - мистическом - основании церковной жизни, от чего, кстати, и происходят многие искушения, соблазны и нестроения в среде православного народа. В нашем разговоре такое напоминание необходимо хотя бы для того, чтобы ввести его в канонически и догматически выверенные границы.

Что касается Церкви как земной, человеческой организации, то тут, слов нет, проблем хоть отбавляй. Но этого не надо пугаться. Пусть кто-нибудь попробует назвать в двухтысячелетней истории Церкви Христовой хоть одну эпоху, один период, когда ее не обуревали бы расколы и ереси, гонения и мятежи. "В мире будете иметь скорбь; - предрек нам, христианам, Господь, предупреждая, что враг спасения человеческого, сатана, приложит все усилия, дабы помешать церковному миру и благолепию, - но мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16: 33).

Русская Православная Церковь пережила период беспрецедентных гонений. Не удалась крупнейшая в человеческой истории попытка уничтожить Православие силой. Теперь его пытаются уничтожить хитростью, подлостью и лестью. И в этом новом дьявольском порыве соединились "соловьи перестройки" и "глашатаи гласности", тиражирующие со страниц газет и экранов телевизоров гнуснейшие пороки; "учителя", "чудотворцы" и "пророки" бесчисленных ересей и сект, заполонивших всю страну, представители неправославных конфессий, пытающиеся использовать наше нынешнее положение в своих корыстных целях... Да мало ли их еще, желающих погреть руки на чужой беде!

Есть, к сожалению, и внутренние причины неурядиц. Не секрет, что в советское время богоборческие власти пытались проводить целенаправленную "селекцию" духовенства. В первые десятилетия существования "государства рабочих и крестьян" эта политика проводилась простейшим способом: с помощью расстрелов. Потом методы стали тоньше и изощреннее. Сегодня мы пожинаем плоды этого многолетнего давления. Чего греха таить: не всякий священник ревностен и благочестив, обладает необходимым духовным опытом и желанием послужить Богу на ниве нелегкого (ох, нелегкого!) пастырского служения.

Сложно складываются наши отношения с Зарубежной Церковью. Любому мало-мальски грамотному в канонических вопросах наблюдателю ясно, как день, что с этой стороны нет никаких препятствий для воссоединения. И оно несомненно произойдет, скоро произойдет, несмотря ни на какие попытки его осложнить или сорвать. Надо только сознавать, что наименее болезненный путь к нему - это путь взаимной терпимости и любви. Дорога, усеянная ультиматумами, требованиями, взаимными претензиями и перебранками, ведет в тупик. Как мы не можем понять, как не боимся - ведь Господь на Страшном и нелицеприятном Суде Своем истяжет от нас: блюли ли мы мир и единство величайшей святыни нашей, спасительницы нашей - Церкви Христовой? Что-то ответим ему тогда: "Недосуг было, политика одолела..."? Стыдно, ей-Богу!

Несомненно, есть силы, и весьма влиятельные, заинтересованные в сохранении такого положения вещей. В мутной воде - сами понимаете... Примеров, к сожалению, немало.

Какие угрозы Православию Вы видите в обозримом будущем?

Главная и самая страшная внутренняя угроза - гордыня человеческая, наше своеволие и высокоумие, тщеславие и самолюбие, отсекающие от человека благодать Божию, живительную и врачующую. Премилосердный Господь никогда не оставит нас - мы сами покидаем Его, всей своей жизнью дерзко заявляя: "Сами во всем разберемся, сами со всем управимся, сами все устроим". Вот и устроили, глядите да радуйтесь - результаты, как говорится, налицо.

Надо понять, что в Церковь, к Богу нельзя приходить с "инспекционной целью" - как, мол, там дела, чего хорошего? Основанием истинной, живой веры (что есть дар бесценный, поверьте!) может стать лишь покаянное, смиренное обращение за помощью к Тому, Кто сказал: "Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя..." (Пс. 49: 15). "Даждь Ми, сыне, твое сердце" (Притч. 23: 26), - обращается Господь ко всем нам словами Священного Писания. В Церковь можно войти лишь преклонив свою горделивую выю под ярмо послушания Заповедям Божиим.

Это, кстати, для многих является камнем преткновения. Часто бывает, что на словах ратуют за Православие, но когда доходит до дела, не обретают в себе сил сломить гордыню. А ведь в этом суть. Православие не есть голое учение, оно есть прежде всего подвижничество. Путь возрастания духовного, путь прозрения и внутреннего озарения есть прежде всего путь борьбы со своими "страстьми и похотьми", путь болезненного очищения сердца от многочисленных пагубных страстей, свивших в нем, по нашему нерадению, свое ядовитое гнездо. Здесь - труд, пот, слезы. Здесь являет человек свою действительную - не показную - готовность взять крест и следовать за Христом. Если устоим на этом пути - ничто не страшно: никакие силы, никакое коварство, никакая власть. Ибо таковых - ревнующих о спасении и делами свидетельствующих свою ревность - хранит Господь, говоря: "У вас же власы главные изочтены суть" (Мф. 10: 30).

Ни единый волос не упадет с головы таковых воинов Христовых без Божиего на то соизволения - бережет Господь верных Своих, искушая скорбями, очищая, как золото в горниле. Доколе останутся в народе русском подвижники (а это не дело "избранных" - удел каждого верующего), будет нерушимо стоять и русское Православие.

С точки зрения внешних опасностей главная угроза таится в стремлении мощных международных сил создать единую мировую псевдорелигию, растворив в ней истины Православия. Все это происходит в рамках давнего масонского плана по созданию мировой наднациональной власти - сверхправительства, общие контуры которого уже проступают в многочисленных международных организациях.

Такое развитие событий таит в себе угрозу не только для России - это угроза всему человечеству, ибо в случае осуществления дьявольского плана спасительная искра христианства в большинстве стран будет погашена окончательно.

Короче говоря, если называть вещи своими именами - наибольшую опасность для Православной Церкви представляет бешено ведущаяся сегодня подготовка к пришествию антихриста. Но не будем унывать, вспомним обетования Божии: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16: 18).

Какие изменения в умонастроениях прихожан Вы замечаете?

Народ прозревает. Пусть не все и не сразу, но люди все же начинают осмысливать свою веру как жизнь, а не как "убеждение". Одновременно происходит и разделение - отдаляются от Церкви те, для кого Православие было модным прикрытием каких-то корыстных целей. Впрочем, надо оговориться, что такое прозрение - лишь начало. Эти ростки всенародного подвижничества и исповедничества нужно умело и благоговейно растить и холить, защищать и хранить. Все еще впереди, главное - не унывать, не терять надежды и веры.

Каковы сегодня взаимоотношения Церкви с властями? Какими они, по Вашему мнению, должны быть?

Сегодня взаимоотношения власти и Церкви достаточно корректны. Открытое давление со стороны властей нынче отсутствует, никто не указывает нам, что делать, как говорить, кого рукополагать. Прямое вмешательство во внутрицерковные дела со стороны государства ушло в прошлое.

Что касается того, каковы должны бы быть отношения Церкви и властей, то до идеала в этом вопросе далеко. Мы мыслим себе эти отношения тесными, глубокими, добрыми. Но, похоже, нынешняя власть всецело сосредоточилась на вопросах сугубо земных, плотских - экономика, политика, а зачастую откровенная борьба за "теплое местечко" поставлены в центр всей деятельности. Обращения Церкви у государственной власти не всегда находят должную поддержку; отсутствует понятие о нуждах России как целостного духовного организма.

Отношения Церкви и государства на деле есть отношения двух властей - светской и духовной. Всякая власть от Бога, и потому - пока управление государством не будет осознано как религиозное служение, как "Божие тягло" - не ждите добра. "Симфонии властей", то есть их гармоничного взаимного сочетания, не получится. Тем более бесплодно нынешнее модное поветрие, считающее верхом совершенства теорию "разделения властей" на исполнительную, законодательную и судебную при полном отсутствии централизованного контроля. Разделение не может нести в себе доброе начало, в нем "генетически" заложены семена конфликтов и ссор. Другой вопрос, что и единство не принесет добра, если оно искусственное, механическое, внешнее. Основой единства должна быть духовная общность, и здесь роль Церкви незаменима. Дай нам, Господи, уразуметь это как можно скорее...

Да, действительно, духовного разумения нам сегодня не хватает. Общество переживает период разброда и смут. Не коснулось ли это состояние Церкви? Не переживает ли она сегодня, как и весь русский народ, некоторую растерянность?

Нет, растерянности нет. Есть другое - не преодоленные еще до конца последствия семидесятилетнего пленения. Семьдесят лет Церковь распинали и гнали с такой ненавистью и изощренной жестокостью, что несколько последних лет относительного покоя - срок далеко не достаточный, чтобы полностью выздороветь.

Надо сказать, что для Церкви такая ситуация не нова. Она неоднократно встречается в мировой истории, так что духовный опыт Православия позволяет избрать наиболее эффективные пути врачевания. Другое дело, что это врачевание производится не знакомыми миру духовными, благодатными средствами, а не привычными административными мерами: приказами, инструкциями, силовым давлением. Тут главное - вылечить человеческую душу, пробудить и очистить совесть.

Но сумела ли Церковь сохраниться в своей благодатной полноте без повреждений и искажений?

Безусловно сумела. Пусть не смущают нас видимые нестроения в церковной жизни. Это - дела человеческие, а спасительная сила Церкви есть сила Божия, не зависящая от наших с вами достоинств и недостатков. Если Церковь - больница для души, то в ней неизбежно находятся больные. А болезнь души нашей - грех, ее доступность страстям, или, говоря языком светским, наше нравственное несовершенство и приверженность к порокам. Весь вопрос заключается в том, на что больше обращать внимания? То ли на болезненные явления - раны да язвы, то ли на результаты лечения. А результаты эти налицо - сегодня даже у самого закоренелого атеиста не повернется язык отрицать, что именно Церковь на протяжении веков была главным хранилищем нравственной чистоты. Свидетели тому - бесчисленные святые подвижники, просиявшие на Руси благодатными дарованиями и праведностью жития.

Нет, порча не коснулась Церкви. Благодать действует в ней по-прежнему; трудность в том, что не все способны воспринять ее действие. Беда наша, что у людей отмирает чувство духовного восприятия мира. О таковых говорил Господь: "Очи имеют, и не видят, уши имеют, и не слышат" (Иез. 12: 2). Горько...

Отвергая истины Церкви, мы совершаем самоубийство духовное, гораздо более страшное, нежели телесная смерть, ибо лишаем себя не этой временной жизни, но жизни вечной, блаженной, полной высшего смысла и духовного торжества, святой радости, о которых, живя в грешном мире, не можем составить себе понятия!

Зная это, может ли православная Церковь равнодушно взирать, как гибнут люди, становясь жертвой пагубных заблуждений, искушений и соблазнов? А наша современная жизнь просто переполнена ими. Враг спасения человеческого, сатана, ведая, что спасение возможно лишь в лоне Церкви Христовой, применяет все способы, напрягает все свои силы, чтобы отвратить людей от Церкви, не допустить обращения. Идет беспрерывное духовное противоборство, сражение за человеческие души. Потому-то Церковь земная называется Церковью воинствующей.

Но есть люди, сомневающиеся в том, что Церковь имеет ответы на все вопросы. Что может она предложить современному человеку?

Церковь прежде всего предлагает всем нам задуматься над своей жизнью, увидеть, как далека она от того, чем должна бы быть, увидеть наши неисправности в области религиозно-нравственной, осознать свою неспособность собственными силами управить наше житье-бытье в чистоте и непорочности, обратиться к Богу с покаянием и мольбой о помощи и получить, наконец, эту помощь, этот драгоценный опыт живой веры, дающий силы к исправлению и духовному возрастанию.

Церковь беспрестанно свидетельствует миру о своей готовности врачевать его недуги. Беда в том, что не все внемлют этому свидетельству. Да и немудрено - тот поток нравственных нечистот, который льется на современного человека с экранов телевизоров, из радиоприемников и со страниц газет, способен помрачить самое здравое мировоззрение. Ведь что происходит? Последовательно и методично нашему народу внушают, что какие бы то ни было этические и моральные нормы есть смешной пережиток "проклятого прошлого".

Итог всего этого - расплодившиеся молодежные банды, рост преступности, наркомания и пьянство, детская проституция, бесчисленные группировки полубезумных "рокеров", "панков", "металлистов" и откровенных сатанистов. Это что - нормально? Это - плоды нашей долгожданной свободы?

А Церковь в такой страшной ситуации оказывается практически немой. Вы спрашиваете, что она может предложить? Она может предложить людям идеалы любви к Отечеству и патриотизма вместо глумливого современного лозунга "Родина там, где хорошо!", идеалы семейной верности и взаимной ответственности на основах религиозной нравственности, понимающей семейную жизнь как сослужение супругов в делах благочестия и праведности - вместо разнузданной похоти и бессмысленного, болезненного столкновения самолюбий в домашних ссорах и склоках. Она может предложить радость осмысленного бытия, имеющего твердую нравственную основу и ясную цель, легко различающего добро от зла, обладающего ясными этическими нормами поведения, всем понятными и четко обоснованными, и еще многим-многим другим, чего в безумии нынешнего смутного времени мы лишили сами себя, погнавшись за призраками заморских "благ", поверив обману лукавых вождей.

Так вот, создается впечатление, что есть силы, заинтересованные в том, чтобы сократить до минимума способность православной Церкви донести до людей свои целительные истины. Нам практически заказан вход на телевидение, на радио, на страницы крупных газет. Показать в кадре красивые облачения священников за богослужением, передать запись песнопений - пожалуйста, но - не больше. Посмотрите, у нас на телевидении до сих пор нет ни о д н о й серьезной православной программы. Равноправие равноправием, но надо же и с реальностью немного считаться: ведь подавляющее большинство верующих в России по-прежнему составляют православные.

То же и в системе радиовещания. Хотя здесь Петербург представляет, как ни странно, приятное исключение. Два раза в месяц выходит в эфир программа "Колокола" - единственная, которая не стесняется открыто заявлять свою православную направленность. Да много ли это - два раза в месяц по полчаса? Рок-беснование в день больше занимает!

В общем, Православной Церкви есть что предложить современному человеку. Лишь бы не мешали - я уж не говорю о помощи...

Но многих смущают строгие церковные правила. Например, посты. Зачем они нужны и обязательны ли для современного человека? Многие рассуждают примерно так: "Почему мои отношения с Господом должны зависеть от того, ем ли я по пятницам колбасу?"

От колбасы ваши отношения с Богом зависеть, конечно, не должны. Равно как не должны они (в идеале) зависеть от чего бы то ни было вообще. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим" (Мф. 22: 37), - взывает к нам Слово Божие, и эта любовь, действительно, ни от чего зависеть не может. Это - чувство пламенное и всепобеждающее, попирающее "чин естества" и дающее человеку силы печалиться и молиться за весь мир, любить всех, не разделяя злых от добрых, ненавидя грех, страсть, но не человека, ибо он - даже во глубине нравственного падения - есть образ Божий.

Это - идеал. А если мы с вами задумаемся, как его достигнуть, то церковные правила, в том числе и посты, предстанут пред нами совсем в другом свете. Нам надо избавиться от греха, очистить свое сердце. Но грех - это болезнь человеческого естества. Когда болеет ваше тело и врач прописывает вам определенные лекарства, строгую диету и режим дня, вы ведь не удивляетесь, зная, что это - для вашей же пользы.

Так и в Церкви. Все ее установления имеют единственную цель - помочь человеку, облегчить ему путь духовного возрождения, очищения от скверны страстей и пороков. При этой болезни тоже нужен строгий режим. Но так как грех, развившись, поразил в человеке и тело и душу (скажем, тщеславие - страсть душевная, а чревоугодие - телесная), то и в лечении равно нуждаются душа и тело.

Вот пост и врачует их. Неверно думать, что он заключается лишь в воздержании от пищи. Это только малая его часть. Настоящий пост состоит в воздержании от зла - в поступках, мыслях, желаниях и чувствах. Ограничения в еде - лишь подспорье в этом деле.

Кроме того (и это очень важно), соблюдая посты, человек свидетельствует о своем признании благодатности и спасительности церковных правил. Господь как бы говорит человеку: "Ты пал столь низко, что сам даже не способен понять, что нужно делать, чтобы возродить свое былое духовное богатство. Я, милосердствуя о немощи твоей, помогу тебе. Я дам тебе спасительные правила, и если ты будешь стремиться выполнять их, ты тем самым засвидетельствуешь свое желание спастись. Тогда Я помогу тебе и дам тебе опытно познать благодатную силу церковных установлений".

Любой церковный человек засвидетельствует вам на собственном опыте целительное действие церковной дисциплины. Важно начать - смирить свой гордый разум, не желающий признавать, что есть нечто, недоступное его пониманию. Здесь человеку предстоит труд внутренней душевной борьбы, тяжкий труд, ибо придется сражаться с врагами не внешними, но внутренними - гордостию, высокоумием, своеволием, сомнением. Кто победит - получит награду бесценную: сокровище живой, опытной, осмысленной веры, просветляющей и преображающей всю жизнь человека. Все в наших руках. Важно сделать правильный выбор.

Но сделать его не так-то просто. Сегодня русское общество опять на распутье. На Ваш взгляд, какое будущее ждет наших детей?

Я отвечу Вам словами поэтического пророчества знаменитого старца Серафима Вырицкого (1865-1949). В 1939 году, в разгар антицерковного террора, он записал:

 

Пройдет гроза над русскою землею.

Народу русскому Господь грехи простит,

И Крест святой Божественной красою

На Божьих храмах снова заблестит.

Утихнут грозные невзгоды,

Своих врагов Россия победит,

И имя русского, великого народа,

Как гром, по всей вселенной прогремит.

 

От всей души верую, что сбудется это пророчество. Народ наш жив и способен к возрождению. Русского человека не сломили те страшные испытания, что выпали на его долю за последние восемь десятилетий. Надо только извлечь из горького прошлого правильные уроки, вернуть нашу жизнь в то историческое русло, каким текла она многие столетия, превратив крохотную Московию в величайшую державу мира, соделав народ наш народом-богоносцем, хранителем святынь религиозной нравственности,

их чистоты и полноты, ревностным блюстителем Заповедей Божиих в жизни государства и общества, семьи и отдельной личности. Господь не оставит нас Своей милостью, лишь бы мы не оставили Его.

СМИРЕНИЕ НЕ ЕСТЬ БЕЗВОЛИЕ

Ответы на вопросы газеты "Вера" (Сыктывкар)

 

Владыко, сегодня зачастую в церковных общинах каждый имеет свое мнение о происходящем в стране. В какой мере разномыслие допустимо в приходской жизни, и где граница, за которой оно становится уже нетерпимым?

 

НЫНЕШНЯЯ СМУТА неизбежно отражается и на Церкви как на сообществе верующих. Тут важно помнить, что чистота веры, ее догматическая и нравственная, святоотеческая полнота и неповрежденность - это те святыни, на пороге которых должно замирать всяческое разномыслие, если мы не хотим оказаться отторгнутыми от спасительной благодати Божией. Если человек будет проводить благочестивую, трезвенную, молитвенную жизнь, Господь непременно дарует ему и потребное разумение во всех житейских делах - включая сюда и политические проблемы. Корень дела - личное благочестие. Будем подвизаться по мере сил, и никому не удастся нарушить наше благодатное соборное единство.

Что касается существующих сегодня в среде верующих разногласий по вопросам мирским, светским - их необходимо терпеть как искушение, как вражеский соблазн, покрывая братской любовью и смиренным вразумлением.

"Несть бо власть, аще не от Бога" (Рим. 13: 1), - сказал апостол Павел во времена языческих правителей. Ныне мы также живем в языческом государстве. Мы еще не забыли, что наша страна некогда была христианской. Правомерно ли сейчас говорить о том, что эта власть от Бога? Как следует православному христианину относиться к нынешней светской власти? Что в ней безоговорочно принимать, с чем мириться, что отвергать?

Безоговорочно принимать верующий человек может лишь то, что соответствует церковному вероучению, что не противоречит его христианской совести. Глас Божий звучит в душе у любого из нас, надо лишь прислушаться и следовать его поучениям. К сожалению, такая христианская область "безоговорочно приемлемого" в нашей современной жизни чрезвычайно мала. "Мир лежит во зле" (1 Ин. 5: 19), - это изречение Священного Писания сегодня верно как никогда. Так что каждому, желающему спастись, следует быть чрезвычайно осторожным и бдительным, дабы не принять в сердце свое "волка вместо пастыря".

Мириться, а говоря точнее - смиряться, надо во всех случаях, когда обстоятельства не требуют от нас прямого попрания заповеди. Можешь исправить зло - исправь. Но если чувствуешь, что это тебе не по силам - смирись, плача перед Богом, и Господь зачтет тебе твое благое намерение за самое дело.

В то же время надо твердо помнить, что истинное христианское смирение не имеет ничего общего с безволием, соглашательством, попустительством злу. Смирение христианина заканчивается там, где возникает опасность попрания святынь веры, осквернения заповедей Божиих, угроза благодатному устроению жизни. На протяжении десяти веков в подобных случаях святая ревность по Бозе подвигала наших предков на доблестные подвиги - как ратные, так и гражданские. Но все непременно надобно делать с разумом, опасаясь порывов страсти, которая и благое дело может обратить во зло.

Что касается власти - то она всегда от Бога, ибо Он - единственный источник власти во вселенной. Разница в том, что одна власть - по воле Божией, а другая - по попущению, для наказания и вразумления осуетившихся людей. Какая власть нынче, судите сами...

О властях апостол Павел пишет: "Темже потреба повиноваться не токмо за гнев, но и за совесть" (Рим. 13:5). Святой Иоанн Златоуст разъясняет это место так: "Ты должен повиноваться... потому, что начальник, как охранитель мира и гражданского благоустройства, есть величайший твой благодетель... Как только упразднишь начальство, все рассыплется; не устоят ни города, ни селения, ни домы... все ниспровергнется от того, что сильнейшие поглотят слабе йших"...

Но что мы видим сегодня: как раз при нынешних властителях все и рассыпается. Очевидно, что наша страна, которую мы всегда чаяли видеть телом Святой Руси, уходит из-под ног - в который раз! Власть предержащие не выполняют возложенных на них обязанностей по сохранению страны, мира, ее лица, нашей безопасности. Как можем и должны мы, православные граждане, соотносить сегодняшнюю реальность со словами апостола?

Очевидно, что "за совесть" можно повиноваться только тому, чьи действия и поступки не противоречат этой самой совести. С христианской точки зрения власть - дело священное, ибо она есть религиозное служение, одно из многочисленных духовных деланий, церковных послушаний, дарованных Богом человеку для спасения души. При таком положении вещей повиновение власти есть повиновение Богу. К сожалению, в действительности так бывает редко.

Нынешняя власть уж во всяком случае под такое определение не подходит. Значит, здесь следует подходить не с точки зрения веры, а с позиции простого здравого смысла. Какие-то упорядочивающие, конструктивные функции есть и у нынешней власти. Их необходимо поддержать. Что же касается разрушения, развала, раскола страны - всякий честный человек должен воспротивиться этому безумию. Мы прежде всего сами виноваты в том, что своим равнодушием и безучастием позволяем разнокалиберным политическим авантюристам уродовать нашу жизнь.

Объектом государственности в нашей северной республике является финно-угорский народ коми. Видимо, этот факт способствует тому, что миссионерские устремления некоторых финно-угорских стран направлены сегодня на уничтожение дела епископа Стефана Пермского, на разделение коми народа с его историческим Православием, переориентацию его на протестантские конфессии. Народ Коми республики пытаются заново крестить - должно быть, для этого в столице республики построен самый крупный храм баптистов в Европейской части страны. Православная катехизация крайне затруднена, нет ни одного священника, который мог бы проповедывать и принимать исповеди на коми языке. А между тем протестанты широко используют местные национальные особенности. Создается впечатление, что Западу нужны не только нефть с газом, которыми богата республика, но и души людей. Среди верующих все чаще слышатся разговоры о том, что в Коми пора восстановить епархию с епископом во главе, без этого православного возрождения не будет. Просим у Вас, как у постоянного члена Священного Синода, совета и наставления.

Вся Россия целиком, а не только ваша республика, подвергается сегодня жесточайшей духовной агрессии со стороны антиправославных ересей и сект. И противостоять ей надо в первую очередь силой веры и ревности о Святом Православии. Корень дела не в тех или иных организационных мероприятиях, а в личном благочестии, в личном жизненном подвиге, которые только и могут остановить этот сатанинский натиск.

Конечно, важно иметь возможность проповедывать на родном языке, важно, чтобы административное устроение Церкви было бы наилучшим образом приспособлено к нуждам народа церковного, но в конечном итоге это дело второстепенное. Часто, к сожалению, получается так: думая о великом и всеобщем, мы упускаем то малое и частное, что каждый из нас способен сделать сегодня, сейчас, даже без особого напряжения сил.

Если же говорить конкретно, то учреждение новой епархии не такой простой вопрос, чтобы о нем можно было рассуждать без предварительного всестороннего рассмотрения дела. Я верую, что мы можем возродить Святую Русь, вернуть нашей жизни былое благолепие и благонравие. Но только если каждый из нас поймет, что этот вопрос есть одновременно вопрос и е г о л и ч н о г о с п а с е н и я. Бог не без милости: покаемся - простит, вымолим - дарует. Да будет на все Его святая воля! Аминь.

 

ПРОБЛЕМЫ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ

Беседа главного редактора газеты "Аль-Кодс"

доктора Шаабана Хафеза Шаабана

с Его Высокопреосвященством,

митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном

 

Ваше Высокопреосвященство, одной из "горячих точек" на нашей планете сегодня является Иерусалим. Проблемы этого города уникальны, как уникален он сам, ибо там находятся святыни как христиан, так и мусульман. В то же время Израиль, аннексировавший Иерусалим, после войны 1967 года, проводит политику "сионизации", "иудизации" города, постепенно вытесняя оттуда как христиан, так и мусульман. Какова точка зрения Русской Православной Церкви на эти проблемы?

 

Я НЕ ЯВЛЯЮСЬ специалистом в области внешней политики, и мне трудно судить о специфически политических аспектах этого вопроса. О его сложности и болезненности говорит тот факт, что уже более сорока лет ближневосточная проблема является одной из самых острых в международных отношениях. Что же касается религиозной стороны вопроса, то нынешнее положение вызывает безусловную озабоченность. Достаточно вспомнить имевшее место в 1992 году осквернение иерусалимских христианских святынь - тогда было совершено осквернение Храма Гроба Господня: разбита дарохранительница со Святыми Дарами, вырван "с корнем" Святой Крест, веками стоявший на Голгофе, разбита священная утварь из двух алтарей Голгофы. Глумлению (причем, не впервые) подвергся также образ Пречистой Божией Матери.

Подобных примеров можно - увы! - привести множество. Еще раньше в Горненской обители Иерусалима были убиты две русские православные монахини, среди бела дня совершено хулиганское нападение на православного Иерусалимского Патриарха Диодора I. Судить о том, кто конкретно планировал и осуществлял эти акции, я не могу в силу отсутствия информации, но совершенно очевидно, что таким образом христоненавистники пытаются запугать православных.

Более того, делается все, чтобы изолировать христиан и предотвратить распространение нашей святой веры. Еще в 1991 году наша печать ("Комсомольская правда", например) писала о том, что советские евреи, принявшие православие в СССР и эмигрировавшие затем в Израиль, подвергаются там серьезным гонениям. Один из них, назвавшийся Владимиром, сказал тогда буквально следующее: "Поскольку Израильское государство немедленно лишит меня гражданства, если узнает, что в 1986 году я был крещен в Русской Православной Церкви в Москве, то мне приходится вести такой образ жизни, чтобы скрывать свою истинную веру". Безусловно, иудейский религиозный экстремизм таит в себе серьезную угрозу миру и является одним из главных факторов, препятствующих урегулированию ближневосточного кризиса.

Вы упомянули о евреях, эмигрирующих из СССР (а теперь из России) в Израиль. Знаете ли Вы, что этот поток эмигрантов, увеличивающий население Израиля и распаляющий его агрессивные устремления, создает для его соседей массу проблем? Тем более, что они заселяют наши земли, на которых издавна жили предки палестинцев, чей шестимиллионный народ был подвержен сионистами безжалостному геноциду. Почему Россия не хочет ограничить эмиграцию евреев?

Это вопрос государственной политики, а не церковной, и его лучше было бы задать какому-нибудь компетентному государственному деятелю. Я со своей стороны могу лишь сказать, что искусственное ограничение права на выезд из России неприемлемо в качестве инструмента решения этой проблемы. Тем более, что русско-еврейские отношения складывались и складываются весьма непросто. Слишком глубокий кровоточащий след оставил в русской истории еврейский экстремизм. Сейчас в русском национальном самосознании происходит осмысление этого факта. Поэтому эмиграцию той части еврейской общины в России, которая считает для себя неприемлемыми новые реальности, надо признать вполне естественным процессом.

ОСТАНОВИМ СМУТУ!

Беседа главного редактора газеты "Советская Россия" Валентина Чикина с Высокопреосвященнейшим Иоанном, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским

 

Ваше Высокопреосвященство, мне часто приходится ездить по России, выступать перед самыми разными аудиториями - и по возрасту, и по социальному составу, и по политическим воззрениям. Кроме того, я регулярно знакомлюсь с обширной читательской почтой. Все это позволяет мне сделать уверенный вывод о том, что роль Русской Православной Церкви в нашей жизни становится все более существенной. Думаю, что во многом это связано именно с Вашими усилиями по духовному, православно-патриотическому просвещению общества, возрождению русского национального самосознания; с церковной проповедью милосердия и любви, праведности и благочестия.

В нашем раздираемом смутой обществе сегодня существует немало сил, которые были бы не прочь изобразить Церковь как свою политическую союзницу. Достаточно указать на то, какие усилия прилагает для этого наш правящий режим. Вы, Владыко, - несмотря на свою ясную гражданскую, патриотическую позицию - до последнего времени отвергали все предложения связать свое имя с какой бы то ни было политической силой. Вы всегда были выше этого. Но вот совсем недавно Вы откликнулись на нашу просьбу и благословили инициативу известных политиков, журналистов, деятелей культуры, объявивших о создании широкого общественного движения "Согласие во имя России". Впервые церковный иерарх столь высокого ранга "вмешался в политику", да еще на стороне "левоцентристской оппозиции". Создан прецедент. Каковы причины Вашего решения? Не боитесь ли Вы обвинений в политиканстве?

 

НИКАКИХ ОБВИНЕНИЙ я не боюсь. Важно сохранить свою совесть чистой перед нелицеприятным судом Божиим, а людская молва меня не страшит - она скоротечна, легкомысленна и опрометчива. Что же касается моего "вмешательства в политику", то здесь необходимо внести ясность, дабы избежать возможных недоразумений. Я по-прежнему свободен от каких бы то ни было партийных пристрастий. Многим это не по нутру. Средства массовой информации уже не раз объявляли меня то коммунистом, то националистом, то (как только язык повернулся!) даже фашистом и чуть ли не погромщиком. В том нет ничего удивительного, ибо в нынешней растерзанной России далеко не всем приятны строгие слова церковного вразумления и отеческого архипастырского обличения. Люди с черной душой стремятся избегнуть обличительного света Истины Христовой и церковной благодати. Зло вообще не терпит правды и всегда пытается унизить и оклеветать ее. Но мы не должны отчаиваться. В Священном Писании Господь сказал: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах..." (Мф. 5: 11).

Я считаю необходимым подчеркнуть, что не различаю "правых" и "левых", "либералов" и "сторонников жесткой власти". Я стремлюсь лишь, по мере сил, отличать людей благонамеренных, болеющих сердцем за поруганную Родину, - от злонамеренных разрушителей, которые довели мою несчастную страну и мой добросердечный доверчивый народ до той срамоты, в которой они ныне оказались. Будучи вне политики, Церковь не может тем не менее пребывать вне общества, вне жизни, делая вид, что не замечает того шабаша, который устроили на Руси христоненавистники, растлители и сатанисты разных мастей. Так вот: я не благословлял "оппозицию" как таковую, ибо я не политик. Зато я с радостью благословил благие намерения людей, обратившихся ко мне с просьбой о поддержке и помощи. После того, как мне сказали: "Владыко, Россия гибнет. Благословите нас, мы желаем приложить все возможные усилия, дабы остановить этот чудовищный процесс и возродить наше общее Отечество в силе и славе его былого величия", - хорош бы был я, русский православный архиерей, отказав в таком благословении.

Кроме того, тот прецедент, о котором Вы упомянули, для меня имеет совершенно иное значение. Впервые лидеры влиятельной политической группировки прямо обратились за благословением и духовной поддержкой к церковному иерарху. И это нас всех ко многому обязывает. Хотя я не такой наивный человек, чтобы не понимать всей сложности существующего расклада сил, приписывая себе какую-то особую роль. Кроме того, события "черного октября", когда Церковь была цинично использована в качестве ширмы политиканами, ведшими под прикрытием переговоров в Даниловом монастыре подготовку крупномасштабной провокации, всех нас кое-чему научили. Так что надо сказать ясно: архиерейское благословение дается на самоотверженный, жертвенный труд во имя спасения погибающего Отечества, на объединение всех здоровых сил общества, на прекращение смуты, на духовное подвижничество - но не политические игрища, закулисные махинации и борьбу за кресла.

Сегодня главное - найти почву для объединения, не дать втравить себя в очередную кровавую "разборку", обеспечить эволюционное, предсказуемое развитие событий в стране. Я думаю, что это единственно возможный путь, по которому должны совместно пойти все - и правительство, и парламент, и оппозиция, и "партия власти". Никогда никого нельзя обвинять огульно, скопом. Я убежден, что подавляющее большинство политиков, где бы они ни находились - в структурах исполнительной, законодательной или судебной власти - смогут договориться, если сумеют изолировать себя от пагубного влияния экстремизма.

Это верно, и все же нельзя закрывать глаза на то, что политики, как и общество в целом, сегодня сильно разобщены. У каждого свой взгляд на причины нынешней драмы, свой рецепт по выходу из кризиса, свой круг последователей. С одной стороны, это создает благоприятную почву для компромиссов, ибо наиболее здравомыслящие и дальновидные начинают понимать, что в сложившихся условиях в одиночку с общей бедой не справится никто, что альтернативой широкому патриотическому объединению может быть лишь хаос, углубление смуты, бесконечная череда "преторианских" дворцовых переворотов. Но с другой стороны, всегда остается соблазн подчеркнуть собственную исключительность и значимость. Какова, на Ваш взгляд, должна быть объединительная платформа?

Нас должна сплотить в первую очередь опасность всеобщей гибели, связанная с нарастанием тенденций распада тысячелетней державной государственности России. Мы должны объединиться на основе наших многовековых святынь, нравственных и гражданских ценностей, верности лучшим традициям русской истории и культуры.

К сожалению, некоторые нынешние реформаторы-экстремисты, унаследовавшие худшие черты террористического "большевистского" самосознания, уже стоившего России невероятных жертв, ведут дело к созданию в нашей стремительно нищающей стране чудовищной по своему цинизму системы власти - коррумпированной и бесконтрольной, скрывающей за псевдодемо-кратической риторикой полное презрение к закону и целенаправленное стремление к диктатуре. Их безудержное, безрассудное и безответственное экспериментирование поставило нашу Родину на грань государственной, экономической, политической и духовной катастрофы.

Но всевластию политиканов, безжалостно искалечивших Россию под демагогическим лозунгом "Реформы - любой ценой", должен быть положен конец. Страшной ценой амбициозных устремлений кучки властолюбцев не должна стать гибель страны. Предотвратить же ее можно исключительно на пути ответственного и тщательного поиска путей общенационального примирения, мобилизации всех здравых общественных сил, готовых во имя Отечества подняться над своими сиюминутными корыстными интересами.

Основой такого объединения должна стать всесторонняя и целостная патриотическая идеология, призванная возродить в обществе попранное чувство национального достоинства, очистить массовое сознание от наследия сословной и классовой вражды, государственного и религиозного нигилизма, бездуховности и безнравственности. Безусловными приоритетами в этом святом деле воссоздания Великой России как здорового соборного организма, ответственного субъекта международного сообщества и важнейшего гаранта геополитического равновесия на планете являются: восстановление исторической преемственности ее развития; воссоединение искусственно расчлененного русского народа и воссоздание соборного триединства великороссов, белорусов и малороссов; укрепление тех нравственно-религиозных основ, которые из века в век вдохновляли наших доблестных предков на труды во благо любимого Отечества.

Кроме того, сегодня жизненно необходимо выявить и поддержать ответственного и авторитетного политического лидера, который сумеет сплотить нацию, гармонично и конструктивно объединив усилия всех, кто искренне болеет за судьбу страны. Только такой лидер сможет стать реальным гарантом национального согласия, обуздать растущий хаос в экономике и беспредел в политике, решительно и властно введя жизнь общества в строгие правовые рамки, исключив насилие из арсенала политической борьбы, встав "над схваткой" в роли миротворца и беспристрастного судьи, а не провокатора и поджигателя.

Надо, наконец, понять, что все мы оказались перед лицом беспрецедентного исторического вызова, грозящего России хаосом развала и сползанием в пропасть исторического небытия. Надо отдать себе отчет в грандиозной сложности задач возрождения, стоящих перед раздираемым смутой обществом. Дай нам, Господи, терпения, мужества и веры, необходимых на этом тяжелом пути...

Патриотическую идеологическую платформу, которая стала бы фундаментом для совместных действий всех здоровых сил, оппозиция пытается выработать вот уже несколько лет и неизменно терпит неудачу. А кончается все это тем, что основные ее идеи в конце концов перехватывают и используют наши политические оппоненты. Могли бы Вы, Владыко, указать хотя бы общие черты идеологии российского возрождения, способной, на Ваш взгляд, дать нам всем тот необходимый творческий, объединительный импульс, которого так не хватает сегодня России?

К сожалению, политика есть по преимуществу область действия страстей человеческих, область столкновения амбиций и вожделений, сфера господства властолюбия, тщеславия, гордыни. Политики терпят неудачу в выработке единой "идеологии возрождения" потому, что подходят к этому вопросу сугубо коньюнктурно, рассматривая такую идеологию как один из механизмов управления обществом, но не как результат глубоких, осмысленных, обоснованных и выстраданных убеждений. Каждый хочет иметь идеологию "под себя" и готов на любые искусственные манипуляции, лишь бы выделяться из общего ряда. Говорю об этом не во осуждение, но с печалью, ибо результатом именно такого подхода является нынешняя смута. Остается только ждать и надеяться, что с Божией помощью здравый смысл все же в итоге возобладает над амбициями. "Согласие во имя России" дает такую надежду.

Что же касается наличия идеологической платформы, пригодной для возрождения России, то она, конечно, есть. И что особенно важно - ее не надо специально придумывать и искусственно конструировать. Надо лишь воспользоваться тем гигантским духовным опытом, который русский народ накопил за время своего духовного бытия. Ведь сегодня уже вполне очевидно, что возрождающееся русское национальное самосознание по всем параметрам тяготеет к возможно более полному восстановлению исторической преемственности, прерванной в ХХ столетии целой серией разрушительных военных столкновений и мощных социальных катаклизмов.

Несмотря, однако, на катастрофичность русской истории, до сего дня из всех нестроений и смут Россия выходила еще более сильной, чем была прежде их начала. Такому течению событий в первую очередь способствовали уникальные духовные качества русского национально-религиозного самосознания.

В течение долгих столетий оно опиралось на три фундаментальных мировоззренческих архетипа. Первый из них - архетип державности - в массовом сознании традиционно формулировался в качестве ИДЕОЛОГИИ РУССКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА, предполагавшей убеждение во вселенской миротворческой роли российской государственности. В отличие от своего западноевропейского собрата русский империализм никогда не носил агрессивного и уж тем более милитаристского характера. Его основополагающий лозунг "Москва - третий Рим" постулировал понимание Империи, Державы как оптимальной государственной формы для духовного - религиозного и культурного - развития общества в соответствии с нравственными императивами христианского вероучения. При этом державная мощь государства рассматривалась не как самоцель, но лишь в качестве средства охраны и защиты традиционных ценностей и святынь народной жизни.

Второй архетип русского самосознания - архетип соборности - имеет форму ИДЕОЛОГИИ РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА. И опять же, в противоположность агрессивному европейскому национализму, на Руси эта идеология всегда носила консервативно-охранительный, миротворческий характер, отечески-покровительственный по отношению к малым народам, проживающим в России. В ее основу легло то безусловно справедливое утверждение, что именно русский народ (понимаемый в своей триединой соборной полноте совместно с малороссами и белорусами как духовная, а не только этническая общность) является главнейшим хранителем державного сознания, опорой российской государственности и ее надежным стражем.

Третий, самый главный, глубокий и древний архетип русского самосознания прочно связан с православной церковностью и мировоззренчески оформлен в ИДЕОЛОГИИ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО МЕССИАНИЗМА. Ее развитие стало естественным результатом того неизгладимого воздействия, которое оказала православная Церковь на весь строй русского бытия - личного, семейного, общественного и государственного. В основании такого мировоззрения лежит убеждение в том, что высший, промыслительный долг русского народа - "народа-богоносца" - заключается в обязанностях сохранить догматические и нравственные идеалы христианства и пронести их неоскверненными через все преграды, беды и напасти. Эта идеология, так же, как и первые две, носит ярко выраженный интравертивный, то есть неагрессивный, мирный характер.

Именно сии три мировоззренческих архетипа были сведены воедино в русском лозунге "Православие, Самодержавие, Народность", остававшимся официальным лозунгом России вплоть до революции 1917 года. Они же - в обновленной, современной форме - должны быть положены в основание новой, возрождающейся России, которая соединит в себе все то лучшее, что выработала русская жизнь как в древние времена, так и в недавнем прошлом...

Но сегодня многие понятия из тех, о которых Вы говорите, усиленно дискредитируются средствами массовой информации. В таких условиях почти невозможно консолидировать массовое сознание, все еще подверженное сильному влиянию телевизионного вранья!

Во-первых, я не настаиваю ни на каких определенных терминах: важна суть, а не названия. Во-вторых, настоящая идеология российского возрождения должна быть рассчитана на длительную перспективу. Надо уметь ждать, ведь для того, чтобы наше национальнное самосознание вернулось к своим естественным формам, необходимо время. Даже ветка дерева, придавленная тяжелым грузом, распрямляется не сразу. Уверенно можно сказать одно: процесс русского возрождения сегодня идет бурно, направление его определилось, и любая политическая сила, которая посмеет это игнорировать, обречена на исчезновение с российской авансцены уже в ближайшие годы.

Но ведь такой естественный процесс может быть прерван в любой момент. Разве страшный пример октябрьской бойни в Москве не подтверждает это?

Он подтверждает как раз обратное, ибо несмотря на "черный октябрь" и форсированное "промывание мозгов" перед декабрьскими выборами, их результаты подтвердили мощную национально-патриотическую подвижку, произошедшую в общественном мнении за последнее время. Я думаю, кстати, что инициатива основателей движения "Согласие во имя России" и есть в значительной мере результат всеобщей жгучей потребности объединить усилия с тем, чтобы не дать воспользоваться плодами этих процессов экстремистам и провокаторам. Дело ведь не в том, кто какое кресло займет, а в том, что начинают вырисовываться первые контуры действительно конструктивного взаимодействия очень не похожих друг на друга людей. Я во всяком случае приложу все усилия, чтобы это было именно так - ибо в том вижу возможность внести свою посильную лепту в умиротворение страждущей России, достижение столь желанного всеми национального согласия и гражданского мира.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!