ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ - ЗАЛОГ СПАСЕНИЯ РОССИИ



Ответ на письмо из Канады

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Уважаемый г-н Веймарн!

Благодарю Вас за письмо. Я рад, что мои статьи вызывают столь живой и заинтересованный отклик в Русском Зарубежье. Это особенно отрадно потому, что до сих пор мне ни разу не удалось получить хоть какой-нибудь отзыв на них со стороны иерархов Русской Зарубежной Церкви, несмотря на то, что я предпринимал (публично и в частном порядке) неоднократные попытки связаться с ними.

Должен сказать Вам сразу и совершенно определенно, что не могу разделить Вашей уверенности в том, что мы являемся полными единомышленниками. "При создавшихся условиях нет места для дипломатии", - пишете Вы, поэтому и я позволю себе, не стесняясь, высказаться по затронутым Вами вопросам.

К сожалению, складывается впечатление, что Вы плохо информированы о том, что происходит в России. Иначе Вы бы не предлагали, например, прославить отца Иоанна Кронштадтского, которому вот уже два года по всей России служат молебны после его канонизации на архиерейском соборе 1991 года. Может быть, не стоило бы заострять внимание на этой детали, если бы не та безапелляционность и уверенность, с которой Вы беретесь судить о наших делах.

Я хочу сразу оговориться, что ни минуты не сомневаюсь в Вашей благонамеренности, в искренней любви к России, поэтому прошу Вас принять мои дальнейшие слова не в качестве полемических тезисов, а как архипастырское увещевание, на которое я имею право и по сану, и по своему иерархическому положению, да и просто в силу преклонного возраста. Знаю, что Вы тоже далеко не мальчик - и не нуждаетесь в бесцеремонных поучениях. Тем не менее покорнейше прошу терпеливо выслушать меня, тем более, что в Вашем лице я сегодня имею возможность обратиться к Русскому Зарубежью, в котором - я знаю - многие разделяют высказанные Вами мнения.

Вы критикуете Патриарха. Сегодня это общая болезнь: всякий берется судить и рядить направо и налево, зачастую мало зная существо дела, о котором говорит.

Я хочу напомнить Вам несколько очевидных истин. Патриархия есть единственная канонически безупречная форма устроения Русской Церкви. Патриаршество есть тот "столп крепости", на котором в тяжелые времена смут и волнений держались не только церковное благочиние и управление, но и вся Россия. Так произошло в конце XVI - начале XVII века, когда Господу было угодно даровать России патриарха незадолго до начала Смутного времени, так случилось и в ХХ столетии, когда восстановление патриаршества буквально накануне масштабных антицерковных гонений позволило сохранить неискаженными православные святыни русской духовности.

Именно патриархи удерживали церковный корабль на плаву все эти страшные годы. И именно поэтому мы сегодня стоим на пороге чуда - чуда воскресения Святой Руси, когда, казалось бы, десятилетия богоборческого террора должны были искоренить и самую память о ней!

"Минувшие десятилетия принесли нашему народу страдания невыносимой тяжести, - сказал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в прошлом году в день памяти преподобного Сергия Радонежского. - Миллионы людей - от Царской Семьи до крестьян, от святителей Божиих до простых монахов - приняли страдальческую кончину. На долю остальных выпало духовное унижение, несвобода, горечь нравственного компромисса и самое тяжелое страдание - страдание души, сознательно ввергшей себя в пучины зла...

Мы знаем, что недостойны. Мы каемся перед Господом... И от всего сердца нашего мы молим: Господи, дай нам силы обновиться и очиститься! Дай нам ревность духовную в служении Тебе и людям Твоим!...

Сегодня Церкви тоже нелегко. Жизнь бросает ей новые и новые вызовы. Но как и прежде, непоколебимой остается вера наша, неослабной - ревность по Бозе, неохладевающей - любовь ко Христу.

При всей нашей греховности, при всем недостоинстве нашем мы знаем, что Милосердный Господь через нас, немощных, совершает Силу Свою. "Ныне нам нужно обновиться духом ума нашего" (Еф. 4: 23) и с новым усилием, с новым упованием на помощь Божию идти на проповедь Евангелия всему нашему страждущему народу.

Русская Православная Церковь обнимает собой людей разных национальностей, разного образовательного уровня, разного имущественного положения, разных возрастов, культур, политических взглядов и гражданства. Сегодня она должна сделаться "всем для всех", "чтобы спасти, - как говорил апостол Павел, - по крайней мере некоторых" (I Кор. 9: 22).

Мы молимся Пастыреначальнику Господу, дабы в нынешнем мятущемся обществе Церковь наша осталась столпом веры, столпом благочестия, столпом нравственности. Да не сломит нас, пастырей и чад церковных, искушение властью и мирским могуществом. Да не послужим мы сиюминутным политическим интересам. Да обратим слова мира и любви к людям, разделенным баррикадами вражды".

Скажите мне: Вы знакомы с этим выступлением Его Святейшества? Какой благонамеренный русский человек не подпишется под этими словами? Чего же еще нужно, чтобы вы, наши соотечественники, там, за рубежом, поняли наконец, что Русский Патриарх (независимо от личных качеств) - это символ национально-религиозного единства России, олицетворение ее духовной мощи, непрерывности ее исторического преемства, ее великого прошлого и не менее великого будущего? Только царь - Помазанник Божий, может сравниться с Патриархом по своей значимости для державного строительства Святой Руси.

Но сегодня у нас нет царя. И патриарший престол остался единственным мистическим центром, объединяющим вокруг себя Россию "земную" и "небесную", страждущую и торжествующую. Это ныне - единственная точка опоры для грядущего Русского Воскресения. Убойтесь - каждый, посягающий на нее, будет держать перед Богом ответ как святотатец и кощунник!

Можно сколько угодно ссылаться в свое оправдание на "экуменическую деятельность Московской Патриархии во Всемирном Совете Церквей" (которая на деле давно уже не оказывает никакого влияния на наши внутрицерковные дела), на печально знаменитую "речь перед раввинами" (которая была фактически дезавуирована на ближайшем же архиерейском соборе), на... Да мало ли на что?! Все это ни в коем случае не отменяет главного: всякое посягательство на Патриарха есть сегодня в конце-концов посягательство на Россию, ее духовность, государственность, церковное и народное единство.

Оторванность от современной русской жизни оказывает свое неизбежное влияние и на Ваш анализ нынешнего положения нашей Церкви. По-Вашему, она разодрана большевиками на три части: Отечественную (Московский Патриархат), Зарубежную (т.н. Карловацкую) и Катакомбную (наследницу той части верующих, которые ушли в катакомбы во время антицерковных гонений 20-х и 30-х годов). Давайте разберемся по порядку.

Для начала - маленькая статистическая справка. Если все приходы Русской Православной Церкви в России и за рубежом принять за сто процентов, то 99 процентов общин находятся на территории бывшего СССР. В свою очередь, 99 процентов из них входит в юрисдикцию Московского Патриархата. Около одного процента составляют приходы Русской Православной Зарубежной Церкви, примерно 0,5 процента ее "свободные" приходы в России. "Катакомбная" церковь насчитывает по всей стране несколько сотен приверженцев.

Эта справка необходима для того, чтобы реально оценивать ситуацию.

Теперь о "большевистских кознях". Спору нет, именно ЧК-ОГПУ-НКВД приложил в свое время огромные усилия, чтобы расколоть Русскую Церковь. Им удалось это сделать в 1927 году, когда декларация митрополита Сергия о лояльности к советской власти стала поводом для административного отделения Зарубежной Церкви от ее "подсоветской" части. Но любому здравомыслящему исследователю сегодня ясно, что эта декларация была всего лишь закономерным продолжением той линии, которую вынужден (!) был проводить Святейший Патриарх Тихон - это во-первых; а во-вторых, если мы действительно хотим найти отправную точку этого печального процесса церковно-государственных компромиссов, то смотреть нужно глубже и искать раньше - в 1917 году, например.

Именно тогда, в Обращении Святейшего Синода к народу по поводу февральской революции уже были заложены все основные положения "сергианства". Беззаконная "революционная" власть была признана "властью от Бога", на нее призывалось "благословение Божие" (вместо анафематствования, согласно чину Торжества Православия, как "дерзнувшей противу помазанника на бунт и крамолу"). Народ призвали подчиниться этой власти "не за страх, а за совесть", потом разрешили войска от присяги Государю, приносимой на Кресте и Евангелии перед Самим Господом Богом, благословили новую присягу временщикам и благодарственные молебны за масонов и революционеров - "благоверных временных правителей"!

Надо ли продолжать? Знаменательно, что под этим Обращением стоят подписи всех будущих "глав юрисдикций" Русской Церкви - высокопреосвященнейших Тихона (Белавина), Сергия (Страгородского), Антония (Храповицкого) и других. Говорю это не во осуждение, а для того, чтобы мы сообща признали свою вину за произошедшее и сообща нашли выход из сложившегося положения. А он есть, и дорога к нему - твердое и неразрывное церковное единство!

Сегодня ему угрожают не большевики и не коммунисты. Искусственно вызванные церковные расколы - будь то на Украине, в Молдавии или Эстонии - лелеют и пестуют самые что ни на есть "демократические" режимы. Кстати, почему Вы не говорите ничего об этих расколах, точнее - этих диверсиях против Русской Церкви, к которым (к великому нашему сожалению) присоединился и Синод Зарубежной Церкви, благословив открытие в России "параллельных" приходов?

Что из этого получилось - общеизвестно. Скандальная слава таких "свободных" приходов достигла сегодня апогея. А ведь ситуация была предельно ясна с самого начала. Правила церковной дисциплины весьма строги, и мы посильно стараемся их поддерживать. Те клирики, которые не удовлетворяют этим правилам, подвергаются наказаниям и каноническим прещениям. Вы, принимая таковых в свои ряды, дали возможность (простите за резкое слово) пьяницам и блудникам изображать из себя страстотерпцев и свободолюбцев, гонимых за "правду Божию". Не хочу обвинять за глаза и скопом, но некоторые конкретные имена у всех на слуху.

И чего вы таким образом добились? Создали на территории России шесть десятков приходов, которые теперь разругались даже с вашим Зарубежным Синодом и уже вообще никому не подчиняются? Кто измерит соблазн, нанесенный этими деяниями православной пастве?

Еще несколько лет назад авторитет Зарубежной Церкви в России был очень высок. Мы все прекрасно понимали, что ее голос, обличающий советское богоборчество, есть инструмент духовного врачевания наших церковных ошибок, недостатков и прегрешений, а не орудие раскола. Подавляющая часть духовной литературы издавалась у вас. Вы в значительной мере сохранили и уберегли от тли церковные корни русской державной государственности. Никто не в силах оспорить этого.

Но есть принципиальная разница между святой обязанностью Церкви обличать зло и бесцеремонным вмешательством в чужие дела. Первое - всегда благотворно, второе же есть плод гордыни, высокоумия и тщеславия. Вы преступили запретную грань, вторглись в область недопустимую для насильственного вторжения - и потеряли в несколько лет весь свой авторитет, копившийся десятилетиями. Жаль!

То же можно сказать и о так называемой Катакомбной Церкви. Если бы Вы знали, с каким количеством "самосвятов" приходилось нам встречаться! Я вообще сомневаюсь, существует ли у них хоть какая-то преемственность рукоположений. Скорее всего - нет. Да и можно ли именовать Церковью сообщество нескольких сотен людей, упорно не желающих ни с кем вступать в общение и признающих "истинно православными" только самих себя?

Что касается конкретных советов, которые Вы даете (о рукоположении новых иерархов, об отречении от экуменизма, о признании прославления Царственных Мучеников), то неужели Вы всерьез считаете, что Вам, отделенным от России тысячами километров и многими десятилетиями эмиграции, оттуда виднее, как надо управлять огромным и сложным организмом Русской Церкви?

Вряд ли кто-нибудь может упрекнуть меня в приверженности к экуменизму. Но ревность о чистоте и полноте святоотеческого исповедания не имеет ничего общего с непредсказуемостью в церковной политике. На зиму назначен архиерейский собор - на нем, Бог даст, соборне и решим, как поступить, чтобы ложно понятый экуменизм не грозил святыням Православия. Спокойно, чинно и без лишних страстей. Если не сможем сразу решить радикально, после еще подправим. Но без скандала!

То же относится и к прославлению Царской Семьи. Вопрос об этом поставлен давно. Комиссия по прославлению работает, и нет никаких оснований считать, что эта работа будет бесплодной. Тем более, что в Екатеринбургской епархии Царственные Мученики уже признаны местночтимыми святыми. Ненужная истерика вокруг этого вопроса только мешает делу, никак не продвигая его.

В послании Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи говорится:

"С сугубой молитвой и с особой болью в сердце мы воспоминаем скорбную годовщину... Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании.

И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад - усопших и ныне живущих - приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!

Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора.

Ныне, отрекаясь от грехов прошлого, мы должны понять: благие цели должны достигаться достойными средствами. Созидая и обновляя жизнь народа, нельзя идти по пути беззакония и безнравственности. Совершая любое дело, даже самое доброе и полезное, нельзя приносить в жертву человеческую жизнь и свободу, чье-либо доброе имя, нравственные нормы и нормы закона...

Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знамением единства. Пусть нынешняя скорбная дата соединит нас в молитве с Русской Зарубежной Православной Церковью, возродить духовное общение с которой в верности духу Христову мы искренне стремимся"...

Неужели не ясно, что главное - совершилось?! Принесено покаяние в грехе цареубийства, и страшное преступление сие не тяготит более соборную совесть народа русского. Это ли не принципиальный важнейший шаг в деле духовного оздоровления России? Это ли не веха на пути восстановления исторической преемственности русской жизни, разорванного страшными социальными катаклизмами ХХ века?

Каков же главный вывод из всего сказанного выше? Он прост и неоспорим: единство Церкви - залог спасения России! Надо сделать все для того, чтобы уврачевать язвы расколов и управить народ церковный "во всяком благочестии и чистоте", в "житии мирном и непорочном". Но единственный путь к этому - смирить свою гордыню, отказаться от взаимных претензий, предварительных условий, бессмысленных упреков - и, наконец, не на словах, а на деле озаботиться державным строительством Святой Руси. Перед Богом все равны, и со всех нас равно спросится за нерадение в этом святом деле, за глупую, порочную, губительную амбициозность, мешающую Русскому Возрождению.

Простите за нелицеприятный тон.

Храни Вас Бог!

 

ТВОРЦЫ КАТАКЛИЗМОВ

 

МИР ПРОХОДИТ, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек" (I Ин. 2: 17); "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3: 16); "Всякий верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его" (Рим. 10: 11- 12). Так свидетельствует миру христианство, утверждая любовь как основу мироздания, нравственную ответственность человека перед Законом Божиим и равенство всех перед этим законом.

Тем не менее обвинения в "антисемитизме", "мракобесии" и "черносотенстве" стали почему-то уделом каждого, кто пытается с христианских позиций разобраться в сложных и болезненных вопросах межнациональных и межконфессиальных отношений. На них не стоило бы обращать никакого внимания, если бы таким образом не блокировалось широкое, свободное и гласное обсуждение проблем, имеющих для русской жизни принципиальное, судьбоносное значение. Лишь поняв это, мы сумеем найти приемлемую, конструктивную форму дискуссии и сделать ее результативной и плодотворной, безусловно отвергнув порочную практику навешивания на оппонентов разного рода ярлыков.

Это тем более необходимо, что в пылу полемики зачастую совершенно теряется начальный смысл понятий. Так, например, произошло с названием "черносотенец". Те, кто употребляют его в виде бранной клички, очевидно и не подозревают, что оно имеет многовековую и весьма достойную историю.

Впервые словосочетание "черная сотня" появляется в русских летописях XII века. Долгое время на Руси общество делилось на два разряда лиц - "служилых людей" и "черных". Черные люди, называвшиеся иначе "земскими", объединяли в своих рядах ремесленных горожан и свободных хлебопашцев, в отличие от служилых, чья жизнь была неразрывно связана с государственной службой. Соответственно "черные сотни" представляли из себя форму местной самоорганизации земских людей, чьим трудом и ратным героизмом из века в век мужала и крепла Россия.

 

ЖИЗНЬ ВСЯКОГО НАРОДА, всякого человеческого сообщества зиждется на единстве мировоззрения, определяющего моральные, этические и религиозно-нравственные нормы поведения. Жизнь личная и семейная, общественная и государственная в равной степени зависят от того, что признается людьми допустимым, а что нет, что почитается за благо, а что - за зло, какой смысл полагается в человеческом бытии и какова его высшая, вечная, непреходящая цель.

На протяжении всей истории человечества именно религия являлась тем нравственно-организующим, скрепляющим началом, которое объединяло народы вокруг идеалов, придавало крепость национальным государствам и единообразие национальному характеру. Различия в быте, психологии, семейном укладе и исторической судьбе народов и стран коренятся прежде всего в области религиозной, духовной.

Понятно, что столкновения противоречивых, порой взаимоисключающих религиозных вероучений, содержащих "разноименный" духовный заряд, не могли обойтись без потрясений. Подавляющее большинство войн имело в истории характер религиозный, а такие глобальные военные противостояния, как, например, вооруженная борьба ислама и христианства, длились, то затухая, то вспыхивая вновь, на протяжении многих веков.

Но ни одно из подобных столкновений ни по ожесточенности борьбы, ни по масштабам, ни по своим последствиям не может сравниться с религиозной войной, вот уже два тысячелетия упорно и непрерывно ведущейся иудаизмом против Церкви Христовой. Духовные начала двух сторон совершенно противоположны и непримиримы. Дело в том, что иудаизм не имеет, в христианском понимании, никакого положительного религиозного содержания. С того момента, как иудеи распяли Мессию, Иисуса Христа, Сына Божиего, Которого они должны бы были принять с благоговением и любовью, ибо именно им Бог доверил знание о том, что Христос придет спасти человека от греха, - с этого момента основой иудаизма стало воинствующее антихристианство.

Отсюда - все сложности русско-еврейских отношений, ибо Святая Русь веками сознавала себя как защитницу и главную хранительницу христианских святынь, равно в области духовной и государственной. Рассуждая о русской истории, говоря о причинах помрачения религиозного самосознания русских людей, приведшего к гибели православную российскую государственность, невозможно избежать обсуждения этого вопроса. Тема давно назрела, надо лишь подойти к ней без ненависти и злобы, раздражения и лукавства - с искренним желанием понять...

Во-первых, следует четко уяснить себе, что нам предстоит проблема духовная, проблема межрелигиозных, но вовсе не межнациональных отношений. Церковь не делит и никогда не делила своих чад по национальному признаку. В сонме православных святых лик подвижников-евреев (начиная с апостолов) занимает свое место наряду с угодниками Божиими, призванными благодатию Его из среды иных народов, - безо всякого различия. Смешение понятий религиозных и национальных частично имеет свое оправдание в том, что именно религия определяет национальный характер народа в целом, однако ставить здесь знак равенства было бы опрометчиво.

Это, кстати, хорошо понимали в дореволюционной России. Следствием подобного понимания и явился тот факт, что Император Всероссийский не разделял своих подданных по национальной принадлежности. У него не было подданных татар, якутов или лезгинов - нет! Были подданные православного, мусульманского или иудейского вероисповедания. Если бы из этого понимания были сделаны своевременные и правильные выводы, мы, возможно, избежали бы многих скорбей и тягот...

Во-вторых, необходимо осознать, что суть проблемы заключается в непримиримом противоречии двух религиозных мировоззрений, соответственно определяющих идеалы народного бытия, нравственные нормы и понимание смысла жизни. Противостояние это обостряется тем, что в самосознании обоих народов чрезвычайно сильны идеи избранничества, мессианства, особого служения.

Здесь, пожалуй, мы приближаемся к пониманию главной причины многих катаклизмов, потрясавших русскую жизнь на протяжении веков. "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мрк. 10: 45), - засвидетельствовал Христос, проходя Свой крестный путь. Жертвенность и самоотвержение стали основополагающими заповедями христианской нравственности. В полном соответствии с нею русское самосознание всегда воспринимало свое избранничество как обязанность послужить ближним своим. Русский народ сознавал свою задачу народа-богоносца в том, чтобы служить хранителем истин веры, давая возможность любому желающему припасть к этому источнику живой воды, приснотекущему в жизнь вечную и блаженную.

Иное понимание избранничества предполагает иудаизм. "Евреи приятнее Богу нежели ангелы", "как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете", - учит Талмуд. Это вероучение основывается на том утверждении, что иудеи Самим Богом избраны для господства и должны всемерно стремиться к достижению этой цели. Отсюда проистекает еще одно фундаментальное положение иудаизма, гласящее, что иудей не имеет никаких нравственных обязательств перед иноверцем. Понятия справедливости и милосердия, честности и благодарности, с этой точки зрения, неприменимы к христианину или мусульманину, ибо они, строго говоря, не могут даже считаться людьми... Сатанинские истоки такой непомерной гордыни обличил сам Господь Иисус Христос, прямо сказавший искушавшим Его иудеям: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Ин. 8: 44).

Итак: православное понимание своего избранничества есть понимание обязанности служить ближнему своему.

Избранничество же иудея есть избранничество на господство над окружающими людьми.

Понятно, что соприкосновение столь разительно отличающихся взглядов на жизнь и на свое место в ней не могло не вызывать явлений болезненных, разрушительных, катастрофичных. Русская история - лучшее тому подтверждение.

Иудейские купеческие колонии появились на русских землях в эпоху расцвета Киевской Руси, поддерживавшей оживленные торговые связи с богатой Византией на востоке и христианскими государствами Западной Европы. Но уже в 1069 году произошел первый конфликт, в результате которого они надолго потеряли право селиться в России.

Летопись Нестора так описывает случившееся: "Киевляне же... жидов многих побили... за то, что сии... христианом вред чинили". Когда же мятеж закончился свержением князя Святополка, покровительствовавшего иноверцам, и вместо него "приял Владимир престол со удовольствием всего народа", тогда "просили его всенародно о управе на жидов, что... при Святополке имели великую свободу и власть, через что многие купцы и ремесленники разорилися; они же многих прельстили... Владимир же отвечал им: " ...Для того немедленно созову князей на совет".

И вскоре послал всех звать по Киеву. Когда же князи съехались на совет у Выдобича, по долгом рассуждении установили закон таков: "Ныне из всея Руския земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впусчать...".

На протяжении многих веков русская государственная власть строго следила за выполнением этого решения. Ересь "жидовствующих", занесенная иудеями в Новгород в конце XV века и серьезно осложнившая церковную и государственную жизнь на целых тридцать лет, только усилила подозрительность. Российские самодержцы хорошо запомнили преподанный им урок.

"Жидам ездити в Россию с торгами не пригоже, - говорил Иоанн Грозный, - для того, что от них многия лиха делаются, что отравные зельи привозили в Россию и христиан от христианства отводили". То, что во время Смуты начала XVII века за Лжедмитрия II выдавал себя ловкий авантюрист еврейского происхождения, лишь подтвердило правильность опасений.

"Хочу видеть у себя, - говорил Петр I, - лучше народы магометанской и языческой веры, нежели жидов: они - плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю его". Несмотря на это, иудеи все же проникали на территорию империи, так что уже Екатерина I в своем указе "О высылке жидов из России", вышедшем 26 апреля 1727 года, повелела "тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно, и впредь их ни под каким образом в Россию не впускать и того предостерегать во всех местах накрепко".

Государыня Елизавета Петровна высказалась по этому поводу еще определеннее: "Жиды в нашей империи под разными видами жительство продолжают, от чего не иного какого плода, но токмо, яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно... Оных ни под каким видом в нашу империю ни для чего не впускать, разве кто из них захочет быть в христианской вере... таковых крестя, жить им позволить...".

Последнее высказывание Государыни особенно примечательно, ибо подтверждает отсутствие националистической подоплеки в действиях русской власти: иудей, принимавший Православие (аще таковой находился), обладал совершенно теми же правами, что и любой другой российский подданный. Более того, когда в состав России в конце XVIII века в результате так называемых "разделов Польши" вошли земли с проживающими на них иудеями, общим числом около миллиона душ, русское правительство приняло все меры для обеспечения их равноправия. Указом Екатерины II от 1791 года они были уравнены в правах с купцами, ремесленниками и мещанами тех городов и местечек, в которых проживали на момент присоединения к Российской империи.

Повелением Александра I в 1802 году был даже образован специальный "комитет о благоустройстве евреев". Но как только выяснилось, что его деятельность клонится к тому, чтобы разработать перечень мер, направленных на смягчение религиозно-бытовой обособленности иудейских общин, - кагалы (органы местного самоуправления иудеев) заняли по отношению к комитету резко отрицательную позицию. На всех иудеев был наложен ими специальный "процентный сбор, необходимый для устранения намерения правительства относительно евреев". Проще говоря, путем специального тайного налога были собраны огромные суммы для подкупа чиновников и приостановления "неблагоприятного" развития событий, что и было сделано. О влиянии иудеев говорит также тот факт, что по их "просьбам" (обильно, разумеется, подкрепленным деньгами), в результате интриг от деятельности комитета был устранен Г. Р. Державин, знаменитый русский поэт, занимавший тогда место министра юстиции.

Быстро растущая финансовая и политическая мощь иудейской диаспоры в Европе вызвала серьезную озабоченность многих христианских правительств. Она особенно усилилась после того, как по всему континенту в 1848 году прокатилась судорога революций, слишком похожих друг на друга, чтобы быть случайными, слишком хорошо скоординированных, чтобы быть стихийными, слишком ясно выразивших свой антихристианский характер, чтобы это могло остаться незамеченным. Эта волна разбилась о подножие трона Императора Всероссийского, но стало ясно, что разрушительный процесс, набиравший силу со времен Великой французской революции, перешел в новое качество.

"Миром управляют совсем не те, кого считают правителями люди, не знающие, что творится за кулисами", - предупреждал Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, лидер Консервативной партии Англии, премьер-министр Великобритании в 1868-м и 1874-1880-х годах. "Существует политическая сила, редко упоминаемая, - говорил он, - я имею в виду тайные общества. Невозможно скрыть, а потому и бесполезно отрицать, что значительная часть Европы покрыта сетью этих тайных обществ подобно тому, как поверхность земного шара покрыта сейчас сетью железных дорог... Они... стремятся к уничтожению всех церковных установлений", - констатировал Дизраэли, возмущаясь, что "почтенные граждане Англии, столь бережливые и религиозные, аплодируют маневрам тех, кто нападает на собственность и на Иисуса Христа, видя в этом прогресс либерализма".

Будучи сам крещеным евреем, Дизраэли мог не бояться столь модных сегодня обвинений в "антисемитизме", и поэтому еще в 1846 году предупреждал, что готовящаяся "мощная революция развивается полностью под еврейским руководством".

Вскоре после смерти лорда Биконсфилда, последовавшей в 1881 году, его опасения получили новое документальное подтверждение. Некто Джон Редклиф опубликовал в Англии "Обозрение политико-исторических событий за последнее десятилетие", в которое он включил попавшую к нему запись выступления иудейского раввина на одном из религиозных собраний.

"Христианская Церковь - один из опаснейших наших врагов, - сказал раввин, - и мы должны упорно трудиться, чтобы ослабить ее влияние. Мы должны сколько возможно стараться привить к умам, преданным христианской религии, идеи свободомыслия, скептицизма, раскола, вызвать религиозные препирательства и споры в многочисленных ответвлениях и сектах христианства. Будем действовать логически, начнем с унижения и умаления качеств их священнослужителей; объявим им открытую войну, вызовем подозрение к их набожности, благочестию и поведению хотя бы орудиями осмеяния и издевательства...

Сколько уже веков ученые наши упорно и отважно борются с крестом, и ничто до сего времени не заставило их отступить. Народ наш постепенно возвышается и власть его с каждым днем увеличивается... Восемнадцать веков принадлежали врагам нашим, но век настоящий и будущее должны нам принадлежать - нам, народу Израиля, и это будет так...

Каждая война, каждая революция, каждое политическое или религиозное потрясение в христианском мире приближают нас к тому моменту, когда высшая цель наша будет достигнута нами...[2]

 

Подвигаясь таким образом шаг за шагом вперед по начертанному пути и соблюдая свойственные нам стойкость и твердость, мы оттесним христиан и уничтожим их влияние. Уже мы будем диктовать миру, во что он должен верить, что чтить и что проклинать. Может быть, некоторые личности и восстанут против нас..., но покорные и невежественные массы будут нас слушать и держать нашу сторону. Раз мы будем хозяевами прессы, от нас будет зависеть внушать те или иные понятия о чести, добродетели, прямоте характера... Мы с корнем вырвем веру и поклонение тому, что до сих пор боготворилось христианами; увлечение страстьми будет в наших руках орудием, которым мы уничтожим все, что еще возбуждает благоговение христиан...

Только этим путем сможем мы во всякое время поднять массы и направить их к саморазрушению, к революциям, т. е. к любой из тех катастроф, которые все более и более приближают нас к достижению нашей конечной цели - царствовать на земле..."

Каждый сам может решить, насколько точно политическая история XX века подтвердила справедливость этих слов. Не предопределяя никаких выводов, все же отмечу, что актуальность серьезного осмысления данной темы представляется несомненной. Мы начали великое дело Русского Возрождения. Перед Богом и собственной совестью мы обязаны довести его до конца. "Никто, - говорит Господь, - возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лк. 9: 62).

Механизм провоцирования и разжигания смуты, столь откровенно описанный в речи иудейского раввина, был запущен во всю мощь уже во время первой русской революции 1905-1907 годов. Даже беглый обзор русской жизни того времени показывает, что никаких "объективных" (а особенно - столь любимых историками-материалистами хозяйственных, экономических) причин для беспорядков не было.

Судите сами.

Финансовое состояние России было чуть ли не самым устойчивым в мире. Рубль свободно конвертировался, его золотое содержание росло даже во время войны с Японией. Сама эта война прошла для внутренней жизни империи практически незаметно - налоги выросли всего на 5 %. В то время как либеральная пресса не уставала обличать "реакционное самодержавие" во всех смертных грехах, личные доходы граждан - рабочих, служащих и крестьян - выросли за двадцать лет почти в шесть раз. За то же время вдвое увеличилась протяженность железных дорог, удвоился и сбор хлеба. Русские товары на Дальнем Востоке вытесняли японские и английские в силу своей дешевизны и традиционно высокого качества.

И все же революция грянула... Стоит, пожалуй, еще раз сказать, что главные причины всех русских бед нам надо искать в самих себе. Что никакие злоумышленники не смогли бы раскачать русскую государственность, если бы мы сами не ослабили ее, подточив духовные основы державной мощи России. Что значительная часть чиновной администрации давно уже тяготела к либеральной западной псевдокультуре, несовместимой с истинами Православия. Что интеллигенция в своем огромном большинстве была прямо враждебна Церкви, придерживаясь откровенно атеистических или спиритически-оккультных воззрений. Что молодежь, лишенная здорового духовного развития, легко попадала в сети экстремистских организаций, прикрывавших звонкой фразеологией заурядный политический терроризм...

Можно еще долго перечислять внутренние причины, соделавшие русский колосс столь чувствительным к революционным бациллам. И все же первый натиск смуты, поддержанной всею мощью международных антихристианских организаций, был отбит. Ни назойливая антиправительственная пропаганда прессы, ни призыв к самым низменным инстинктам толпы, ни беспрецедентный террор (начиная с 1905 года и до подавления революции, ежедневно погибало от 10 до 18 человек - в большинстве своем государственных служащих), ни обильные иностранные вливания (один лишь Яков Шифф, глава иудейского финансового лобби в США, потратил миллионы долларов на помощь Японии и революционную пропаганду среди русских солдат)[3] не сломили Русь.

Ибо несмотря ни на что, в народной толще вера оказалась еще слишком крепкой. И наряду с теми, кто бездумно поддался лукавым призывам и принял участие в беспорядках, под хоругвями и крестами выступили люди, считавшие своим священным долгом защитить устои веры и основы православной русской государственности.

При первых же раскатах революционного грома власть, тронутая тленом либерализма и безволия, растерялась. Полиция исчезла с улиц, а кое-где даже губернаторы поспешили приветствовать "прогрессивные перемены". Именно тогда, видя, что власть недееспособна, народ смог взять дело спасения Отчизны в свои руки. В 1905 году массы выходят на улицы. С одной стороны, действуют боевики террористических организаций, агитаторы леворадикальных партий и уголовные элементы, с другой - возмущенные ревнители порядка и спокойствия. В октябре 1905 года почти во всех городах происходят столкновения.

Тогда на волне противостояния смуте стали быстро развиваться и расти православно-патриотические партии и организации. Русское Собрание и Союз Михаила Архангела, Союз Русского Народа и Монархическая партия, другие общественные союзы и объединения встают на пути дальнейших потрясений. И революция - отступает...

Типичными пунктами программ правых партий (которые с "легкой" руки советской исторической "науки" до сих пор представляются человеку, мало сведущему в этом вопросе, некими зловещими организациями) были следующие требования (на примере Русского Собрания):

- Православная Церковь должна сохранить в России господствующее положение... Голос ее должен быть выслушиваем законодательной властью в важнейших государственных вопросах.

- Царское Самодержавие должно основываться на постоянном единении Царя с народом.

- Племенные вопросы в России должны разрешаться сообразно готовности отдельной народности служить России... в достижении общегосударственных задач... Все попытки к расчленению России под каким бы то ни было видом не должны быть допускаемы.

- Верховным мерилом деятельности государственного управления... должно быть народное благо, причем государство, открывая достаточно простора для местного самоуправления, должно блюсти, чтобы это самоуправление нигде не клонилось к ущербу русских народных интересов - религиозных, умственных, хозяйственных, правовых и политических.

Это была платформа, которая смогла тогда сплотить здоровые силы русского общества. Но творцы революции быстро учли все свои ошибки: когда через десять лет на Россию накатила новая революционная волна, православно-патриотические группы были искусно разобщены и противопоставлены друг другу (вспомним намерение богоборцев соделать человеческие страсти главным орудием достижения своих целей), высшие эшелоны власти парализованы масонским политическим заговором, а многократно усиленная Думой пропагандистская антиправительственная кампания беспрепятственно подорвала народное доверие к Государю и его министрам... Так готовился 1917 год.

 

НЕСЛУЧАЙНЫЕ БЕСЕДЫ

 

"БУДЬ ВЕРЕН ДО СМЕРТИ..."
Интервью газете "Народная правда"

 

Владыко Иоанн, не удивляет ли Вас, что светские газеты начали интересоваться вопросами о роли Церкви в современных условиях?

 

НЕТ, НЕ УДИВЛЯЕТ. Вот Ваша газета, к примеру, называется "Народная правда". Само название говорит о том, что вы признаете - народу нужна истина. Это, кстати, главная особенность русского характера - стремление к истине, к правде. Русский человек все готов ради этого перенести, любые подвиги совершить. А где же истину искать, как не в Церкви? Православная Церковь смело свидетельствует о том, что она обладает полнотой Божественной Истины. Нет такого вопроса в жизни человека, на который отказалась бы отвечать Церковь, лишь бы человек спрашивал со смирением, в надежде на помощь Божию. А самонадеянный гордец ничего в Церкви не поймет. В упор будет смотреть - и не увидит. Чудеса будет наблюдать - и не заметит... Так что если кто искренне правды взыскует, тому прямая дорога в Храм.

В Вашем лице Церковь заговорила после долгого молчания громко и властно. Почему же ни одна демократическая газета не опубликовала Вашей программной, несомненно исторической статьи "Тайна беззакония"?

Мы предложили статью "Советской России", и она согласилась на публикацию. В другие газеты с этой статьей не обращались. Надо сказать, что у Церкви весьма печальный опыт общения с современной прессой. Многие наши обращения в печать, даже со стороны Священного Синода, были отвергнуты. Скажем, ни одна газета не опубликовала обращения Синода к российским журналистам, в котором православные архиереи призывали средства массовой информации остановить разжигание антицерковной кампании, основанной на непроверенных, а зачастую откровенно вымышленных фактах. Ведь доходило до нелепостей: то какие-то коварные политические замыслы Церкви приписывали, то чуть не весь епископат в сотрудничестве с КГБ обвиняли! Хоть плачь, хоть смейся! Доказательств нет, знания церковной жизни нет, а берутся быть судьями. За всем этим стоит явное желание внести в Церковь смуту, ослабить ее в нынешний судьбоносный для России час.

Мне лично тоже пришлось столкнуться с капризами прессы. Написал открытое письмо мэру города - Анатолию Собчаку, отдал в "Вечерний Петербург". Обещали напечатать. Не тут-то было! Подержали и вернули назад - стиль не подходит. Ну что тут сделаешь - послал в "Советскую Россию", спасибо, там напечатали. Потом и у Вас опубликовали. Хотя это совсем не значит, что газеты мы выбираем по каким-то политическим мотивам - где нас печатают, туда и отдаем.

А может, одна из причин замалчивания Ваших статей в том, что Вы поставили вопрос не столько о мелких антихристианских сектах, которыми ныне пруд пруди, сколько о реальных планах завоевания мирового господства, нашего духовного закабаления, о гибельности западного пути для России?

Вот-вот, именно этой правды кое-кто ох как боится! Слушал я недавно по радио передачу - в пух и прах разносил автор православное духовенство, патриарха не пожалел - лягнул, ну, и мне, грешному, досталось. За то, что по Сахарову панихиды служить запретил. А как их служить, когда он церковным человеком-то никогда не был, да и христианином, похоже, тоже? Да и жена его была против совершения христианского обряда. Но это так, к слову. Если не по делу ругают, значит, хотят этим гвалтом заглушить что-то важное. Что же? Да то, что сегодня под шумок западный мир Россию без войны завоевывает, а наши нынешние власти не желают видеть этой опасности.

Загляните в учебники по истории. На протяжении столетий Запад пытался поработить русский народ. Ничем не брезговал. Ослабла Русь в боях с татарским нашествием - крестоносцы тут как тут. И ведь не только земли домогались, стремились самую душу народа убить. Люто ненавидели Православие, с храмами и священниками обходились стократ хуже татар.

А Смута XVII века? Кто виновник? Кто рвал на части Русскую Державу, осквернял церкви Божии, глумился над вековыми святынями народными? Шведы да поляки, достойные представители "просвещенной" Европы. Да что далеко ходить - откуда начинались обе мировые войны? С Запада. А какую преследовали цель? Как ни крути, оба раза главный удар пришелся на Россию, значит, шибко она кому-то мешает. Порабощение Руси - мечом ли, лукавством, - вот конечная цель "цивилизованного" мира, точнее: тайных сил, уже господствующих там и рвущихся к господству здесь.

Впрочем, сейчас, похоже, и меча не надо. После развала Союза те силы, что пытались сокрушить Россию военной мощью, получили возможность делать это свободно и открыто, на "законном" основании. Ведь что страшно - стремятся изменить умы и нравы русских людей. Здесь прямое богоборчество, ибо повсюду насаждается культ "золотого тельца". А Священное Писание учит: сребролюбие - начало всех бед, мать всех грехов и страстей.

Можно ли сказать, что темные силы, уже давным-давно старающиеся завладеть нашей Родиной, сейчас почти победили?

Нет, это неверно. Русских людей обманули (это несложно, мы - народ доверчивый), но не всех, есть и здоровая часть общества. Кроме того, на страже духовного здоровья народа и его исторической памяти стоит Русская Православная Церковь. И ведь как жестоко ее за это гнали! Враги русского Православия превзошли своей лютостью всех прежних гонителей, истребив за время своего семидесятилетнего владычества больше христиан, чем за все предыдущие века. Но вот чудо Божие: кровь новомучеников Российских служит семенем для новых подвижников и исповедников, и врата ада не могут одолеть Церкви Русской, как и обещал Господь Иисус Христос.

Что же касается гибели России, то пророчества русских святых говорят не о ней, а о грядущем воскресении Святой Руси во всей своей силе и славе. Обогащенные страшным опытом прошлого, мы обязаны в будущем избежать роковых ошибок. Поэтому Церковь всех русских людей призывает к духовной бдительности, ведь именно потеря духовного стержня привела Россию к трагедии в ХХ веке.

Сейчас, во времена смуты и хаоса, многие православные пастыри молчат, не высказывая своего мнения о происходящем в стране. Как Вы думаете, почему?

Причин несколько. Во-первых, значительная часть духовенства все еще не освободилась от страха перед властями. Многие не без оснований считают, что нынешнее положение - лишь шаг на пути к новым антицерковным гонениям, а "свобода" нужна только для того, чтобы выявить наиболее активных и деятельных.

Во-вторых, мы долго избегали обличительного тона (хотя обличать грехи и заблуждения мира - святая обязанность Церкви), ибо старались (да и сейчас стараемся) соблюсти корректность, лояльность по отношению к существующей власти. Многовековой церковный опыт свидетельствует нам, что увещевания и любовные вразумления часто приносят пользы больше, чем прямое и беспощадное обличение. Священное Писание учит нас: "Не обличай злых, да не возненавидят тебе. Обличения бо нечестивому - раны ему" (Притч. 9: 8,7). Оружием церковного обличения нужно пользоваться осторожно и разумно. Мы надеялись, что власть поймет свои ошибки в области духовной, религиозно-нравственной, что она действительно желает преображения России. Но...

В-третьих, "свобода слова", о которой столько сейчас говорят, имеет у нас, оказывается, некоторые особенности. Это прежде всего - свобода заткнуть рот и забросать грязью того, кто смеет самостоятельно и независимо высказывать свои убеждения, в том числе религиозные. Ведь что получается? Стоит высказать мысль о величии судьбы русского народа-богоносца, и ты уже шовинист, националист и чуть ли не фашист. А если рискнешь покритиковать власти, тут же окажешься "люмпеном" и "красно-коричневым".

Я в своем открытом письме к Анатолию Собчаку высказал несколько критических замечаний. Боже мой, что тут началось! В городе не осталось ни одной крупной газеты, которая бы не плюнула в мою сторону, не опубликовала бы статьи, критикующей Православную Церковь: "Мы видим разительное сходство между Русской Православной Церковью и КПСС", "в послании петербургского владыки полыхают отблески средневековых костров" и тому подобная ерунда. Можно лишь руками развести - сумасшедший дом, ей-Богу! Поэтому рядовой батюшка сто раз подумает, прежде чем рот раскрыть. Но есть, надо сказать, настоящие православные пастыри - ревностные, благочестивые и безбоязненные. Выступают они и в печати. Другое дело, что пробиться таким священникам на страницы крупных центральных газет почти невозможно. Они и не стремятся к этому - проповедуют в храмах, пестуют свою приходскую паству, по мере сил миссионерствуют и благотворят. Словом - забот множество.

Но не кажется ли Вам, что молчание Церкви подрывает ее авторитет в глазах народа?

В какой-то степени это справедливо. Искусственно создается ложное впечатление, что для Церкви безразлично происходящее в стране. Но ведь это не так! Также нельзя забывать, что само русское общество сегодня лишено единства. Поэтому любые неоправданно резкие слова могут дестабилизировать обстановку. Церковь же, по завету Спасителя, превыше всего ценит мир. "В мире место Божие", - поучает нас Церковь. Так что иногда стоит задуматься: а что даст в сложившейся ситуации очередное громогласное заявление?

Что же лично Вас побуждает столь откровенно высказывать свои мысли?

Я чувствую необходимость предупредить людей об опасности, грозящей нам со стороны тех лиц, сил и учений, которые разрушают единство народа, Церкви и государства. Как же мы не можем понять, что все эти бесчисленные партии и политические группировки придуманы для того, чтобы запутать людей, сбить их с толку и обмануть! Народ, объединенный общим пониманием смысла своего существования, общими понятиями о добре и зле, общими религиозно-нравственными воззрениями - непобедим и страшен для врагов.

"Разделяй и властвуй" - этому коварному приему уже много веков от роду. Главное для богоборческих, разрушительных сил - отсечь народ от его духовных вождей, от пастырей, знающих опасности и умеющих их преодолевать. Ослепить народ, а зрячих - запугать или уничтожить, вот принцип действия предтеч антихристовых, готовящих установление всемирной антихристианской диктатуры. Их оружие - ложь, их покровитель - дьявол, ненавистник рода человеческого, отец всякой лжи и неправды.

У нас есть единственный путь спасения - путь объединения вокруг наших вековых святынь, путь возрождения русской соборности и державности, путь духовного прозрения и очищения. Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, значит, сумеем возродить и Святую Русь. Отступимся - Россия погибнет.

Цель осуществления "тайны беззакония" кроется в разрушении державности. Скажите, почему именно Православная Церковь на протяжении всей русской истории являлась хранилищем державного духа народа? Не иссяк ли сейчас этот дух?

Церковь всегда была не столько хранилищем, сколько источником державного духа. Само понятие державности - церковного происхождения. Державность - это государственное самосознание народа, принявшего на себя церковное послушание "удерживающего", то есть готового стоять насмерть на пути рвущегося в мир сатанинского зла. Это понятие ввел в обиход апостол Павел во втором своем послании к христианской общине Солунян. Державность предполагает государственное воплощение нравственно-религиозного идеала, построение государства, признающего своей целью не столько земное, плотское преуспеяние граждан, сколько создание наилучших условий для спасения души, для творения добра и пресечения зла.

Разрушить державность - значит разрушить Закон Божий, установить сатанинское беззаконие - в какие бы "правовые" одежды оно ни рядилось. Согласитесь - в любом обществе, если оно желает избежать кровавого хаоса, должен существовать закон. В фундаменте любого законодательства лежит закон нравственный, определяющий, что есть зло и что добро. Зло должно быть осуждено и наказано, добро взято под защиту и поставлено в пример. Этот-то нравственный закон и есть Закон Божий, лежащий в основе державности. О нем каждому из нас свидетельствует совесть. Беда лишь в том, что наша многоразличная греховность заглушает голос совести, притупляет ее. Поэтому в своей максимальной полноте и ясности Закон Божий содержится в церковном вероучении, и Церковь не устает нам напоминать о нем, заботясь о том, чтобы понимание, где добро, а где зло, не пресеклось среди людей. Зло ведь часто стремится замаскироваться под добро...

Что касается того, не иссяк ли державный дух в русском народе, нет, не иссяк. Поэтому и стремятся уничтожить Россию силы зла. Боятся...

Дух не иссяк, но, по Вашей мысли, "необходимо вернуть человеку понимание истинного смысла его существования". Как?

Ну, должны же люди понимать, зачем они живут? Ведь человек - не животное бессмысленное. Выйдите на улицу и спросите сто человек подряд: в чем смысл жизни? Многие ли сумеют внятно ответить? А ведь ответ на этот вопрос определяет всю жизнь человека.

Смысл нашей жизни - спасение души. Жизнь не ограничена рамками рождения и смерти, душа человека бессмертна, а земное наше бытие - лишь экзамен, и от того, как мы сдадим его, сложится и наша судьба в вечности. Неверующим трудно это понять. Да и истины церковного вероучения постигаются не логикой рассудка, но опытом любви, не головой, а сердцем. Это каждому доступно, Господь каждого готов вразумить - надо лишь войти в Церковь и принять предлагаемое ею духовное врачевание. Ведь неверие - это болезнь души, а Церковь своего рода больница, где лечат не тело, но страждущую человеческую душу.

Как Вы считаете, нужно ли сейчас, в связи с нынешним беззаконием, объединение всех противостоящих распаду сил? Прекрасно понимаю, Вы не политик, стоите выше как "левых", так и "правых", но все же: будет ли Русская Православная Церковь молиться о победе русского духа?

Я действительно не политик, я - пастырь. Моя задача - обращать людей к добру и отвращать их от зла. С этой точки зрения объединение, конечно, необходимо. Молиться же о процветании и спасении Отечества Церковь никогда не переставала. Молимся мы и сейчас о том, чтобы государству народа русского были возвращены державная мощь и единство.

Но может ли молиться ныне Православная Церковь так, как когда-то молился за Русь святой преподобный Сергий Радонежский? Есть ли внутри Церкви такие силы?

Так я Вам об этом и толкую. Воистину - мир своего ищет: вы хотите, чтобы церковная молитва звучала как призывы на Красной площади в праздничный день? Из жития святых видно - молитвенный подвиг требует тишины и уединения, совершается в тайне, в удалении от мирской суеты. Именно так и молился преподобный Сергий. Так и ныне молятся православные подвижники, скрытые от людского любопытства в наших монастырях, в отшельничестве, в затворе.

Господь знает Своих верных рабов, и сила церковной молитвы никогда не иссякнет, ибо это сила не человеческая, но Божия.

Преподобный Сергий Радонежский много сделал для единства Святой Руси. Он был одним из тех, кто заложил прочное основание единого, целостного, "правового" русского государства. Православная Россия была чуть ли не единственным государством мира, где право открыто основывалось на Законе Божием, на религиозных, церковных ценностях. Понимание права возможно лишь как следствие понимания своего долга. "Человек есть олицетворенный долг", - говорили Святые Отцы. Определи свои обязанности перед Богом и людьми, тогда и права определишь верно. А права без обязанностей - верный путь к разрушению государства, общества, семьи и личности.

Скажу также и о возможных опасностях, подстерегающих нас на пути объединения страны. Сейчас надо быть очень осторожным, имея в виду, что под видом "объединительных" сил могут скрываться те, кому выгодно столкнуть русский народ в пропасть новой братоубийственной бойни.

Надо помнить, что злонамеренных людей, сознательно работающих над разрушением России, не так уж много. И они сильны лишь нашей слепотой, нашей слабостью и взаимными обидами.

Если русские люди сумеют преодолеть междоусобицы и распри, искусственно раздуваемые врагами нашего Отечества, - мы будем неодолимы. Поэтому объединяться мы должны миром, а не насильно. Применение силы допустимо и оправданно лишь тогда, когда нет иного пути предотвратить большое несчастье или обеспечить безопасность людей. Например, во избежание межнациональных конфликтов или при борьбе с обнаглевшей мафией.

Владыко! В последнее время произошло несколько зверских убийств православных священников. Стали жертвами неизвестных злодеев игумен Лазарь (Солнышко), отец Александр Мень. Не боитесь ли Вы такой участи?

Отвечу Вам словами царя-пророка Давида: "Аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси..." (Пс. 22: 4). С Богом ничего не страшно, а без Него все напрасно и бессмысленно. Если же сказать попроще, то есть хорошая русская пословица: "Волков бояться - в лес не ходить".

Есть ли что-то, кроме Господа Бога, что дает Вам силы противостоять нечисти? Кто Вас поддерживает?

Поддерживают те, кому дорог народ русский. Встречаю понимание и среди духовенства, и среди верующих, среди людей самых разных: рабочих и военных, интеллигенции и предпринимателей. Много молодежи, но и старики не отстают. В общем - жив русский народ, в его среде и ищу опоры, сочувствия и поддержки.

Что бы Вы хотели в завершение беседы сказать нашим читателям?

Напомнить слова великого русского святого, всероссийского молитвенника отца Иоанна Кронштадтского, сказанные больше восьмидесяти лет тому назад: "Россия мятется, страдает и мучится от кровавой внутренней борьбы, от неурожая земли и голода, от страшной во всем дороговизны, от безбожия, безначалия и крайнего упадка нравов. Судьба печальная, наводящая на мрачные думы... Если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония...

Да подумайте же вы, русский народ, трезво, здраво, к чему вы стремитесь? - К низвержению всякого общественного строя и уклада житейского, к хаосу общественному! Познайте вы, ведь это дьявольские, а не Божеские дела! Вы забыли Бога и оставили Его, и Он вас оставил Своим отеческим промыслом и отдал вас в руки собственного необузданного, дикого произвола: вы губите и себя и Россию. Опомнитесь, одумайтесь, придите в чувство ваших несмысленных деяний, покайтесь, исправьтесь... Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу за него положить...

Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры... Восстань же, русский человек! Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам, и России".

Звучит современно, не правда ли? Так вот - думайте, русские люди, думайте! Храните верность своему промыслительному призванию народа-богоносца. Слово Божие учит нас: "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Апок. 2: 10). Соображайте,

смотрите вокруг, учитесь отличать друзей от врагов, истину от лжи. Не дайте обмануть себя в который уже раз. Разве малую цену мы заплатили за свою доверчивость и неразумие? Помните: судьба Земли Русской - в ваших руках!

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!