ЛЮБОВЬ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ СЛЕПОЙ...



С митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским

беседует заместитель главного редактора
газеты "День" Владимир Бондаренко

 

Владыко, как Вы определяете в современной России роль Православной Церкви?

 

ЕЙ НЕОБХОДИМО занять первенствующее место. Это, поверьте, не пустые претензии - на данном этапе нашей жизни, в нынешнее тяжкое время Церковь осталась единственным связующим звеном между народом и его богатейшим культурным и духовным достоянием. Ведь именно Церковь все десять столетий отечественной истории прошла бок о бок со своими духовными чадами, разделяя их горести и скорби, утешая и вразумляя, давая силы и мужество. Православие у нас легло в основу не только личной жизни, но и общественной, и государственной. Так что Русская Православная Церковь должна по праву занимать первое место в современных условиях нашего бытия, чтобы нравственно, благодатно действовать на сердца и умы людей, одухотворять, сообщать живой духовный опыт, ибо жизнь церковная - не форма, а реальность бытия, реальность жизни "в Бозе", радость восстановления богообщения, добровольного исполнения Божиих заповедей.

Но всевозможные экуменисты, расплодившиеся сегодня сверх всякой меры, утверждают, что истинная духовность достижима лишь в будущей "объединенной" Церкви, "преодолевшей" "однобокость" существующих исповеданий.

Такой экуменизм - не только пустая трата времени, но и несомненно вредоносное начинание, губительное для спасения человеческого. Самим словом "экуменизм" пользуются достаточно давно, однако, раньше, до революции, скажем, в него вкладывали совершенно иной смысл. Православие при том понимании не уходило сквозь решето пустой говорильни и не растворялось в "общих" мнениях, а только свидетельствовало перед инославными чистоту своей жизни, церковного вероучения и как бы говорило: "Если вы хотите приобщиться этой духовности - вот вам истоки жизни, к ним припадайте и утоляйте жажду. Но иного пути быть не может".

Вне Православия истины нет! Это неоднократно подтверждало соборное самосознание Церкви Христовой на вселенских соборах. Там недвусмысленно осуждены все те лжеучения, которые сегодня, через тысячу лет, пытаются подать как "новое слово" в религиозной мысли...

Главнейшая заповедь Христа есть заповедь о любви - к Богу и ближнему. Поэтому мы должны по-христиански, с любовью и благожелательностью относиться к представителям иных религиозных воззрений. Но любовь не должна быть слепой, она ни в коем случае не должна покрывать ересь, лжеучение, говорить, что это темное, когда "это" светлое, и наоборот. Ни в коем случае!

Таким образом, я различаю ложный, пагубный экуменизм от экуменизма дозволенного, благословленного Церковью. Дозволен же только тот, который понимается как свидетельствование об истине Православия, с желанием всех приобщить к его животворным святыням. Вот на Всемирном Совете Церквей, на всех этих бесчисленных конференциях и собраниях католики, баптисты и другие говорят: "Давайте будем в любви жить, соединения искать. Пусть хоть и разница у нас во взглядах - догматических и прочих, но все-таки основное - любовь. Знай заповедь!".

Лукавят - заповедь заповедью, но какой ценой? Еще полторы тысячи лет назад величайший святой, "уста Христовы" - Иоанн Златоуст говорил, что благочестивая жизнь сама по себе не принесет нам пользы и спасения, если при этом нарушаются догматы Православия.

Владыко, благодатные возможности Православия со всей полнотой могут раскрываться лишь в православном государстве. Скажите, можем ли мы мечтать о таком государственном устройстве, в котором Православие обрело бы статус государственной религии?

Вводить "сверху" Православие как государственную религию не стоит! Вера есть состояние души, горение сердца - это надо заслужить, вымолить, тут никакие "оргмероприятия" не помогут. Однако, первенствующее значение, Русской Православной Церкви предоставить, конечно же, необходимо. Это будет всего лишь признанием очевидного положения вещей: ведь и корни, и ствол, и ветви древа нашего народного бытия основаны на Православии. На нем - если мы хотим оставаться русскими в том понимании этого слова, которое сложилось за тысячу лет нашей истории, - должна быть основана и светская, культурная жизнь общества, и, главным образом, религиозная. Каждый русский человек должен бы быть православным, если он хочет Богу угодить.

Но заставить, скажем, правителей стать православными нельзя. В вере ведь нет насилия - от каждого требуется свободное произволение. Очень было бы, конечно, хорошо, если б наше государство управлялось православным правителем. Пусть это будет монарх - царь, или император, или кто-то другой, но пусть он будет сугубо православным и хранит русскую соборность как основу государственности.

Соборность же, с этой точки зрения, в том, что существует духовная взаимосвязь народа и его возглавителя. Народ возвещает свою добрую волю, призывает из своей среды человека, выражающего свои чаяния, а Церковь освящает такой союз, придавая власти черты религиозного служения, подвига благочестия.

А как, кстати, Вы относитесь к идее восстановления монархии в России?

Я с некоторым страхом рассматриваю эту возможность. Мое мировоззрение сегодня апокалипсично. Приближается кончина века, весь ход событий в мире свидетельствует о приближении "человека греха, сына погибели, противящегося и превозносящегося выше всякой святыни", по словам апостола Павла, то есть, приближается тот, кого мы, христиане, называем антихристом.

В этих условиях надо быть особо бдительными, дабы не дать увлечь себя лукавыми посулами и ложной благонамеренностью. Да, государством должен править помазанник Божий, монарх. Но не станет ли призванный впопыхах, без должного духовного разумения и соборного рассмотрения царь тем, от кого предостерегает нас апостол, о котором сказано в Апокалипсисе? Таковы мои опасения, но они не отменяют того очевидного факта, что для пользы России необходимо, чтобы Русское государство возглавил человек глубоко верующий, православный, пребывающий в духовном единстве с народом, составляющий с народным телом одно целое.

Мне думается, что Православие должно не только возглавлять нашу жизнь, но и стать ведущей идеей русского патриотического движения. Для меня русский патриотизм и Православие - вещи неразделимые. А как Вы относитесь к современному патриотическому движению?

С осторожностью. Оно ведь очень неоднородно: есть в его среде действительно чистый жертвенный патриотизм, а есть и... Сегодня патриотам приходится действовать в очень сложной обстановке. Судите сами: в смутные времена, когда Москва была уже занята поляками, Новгород - шведами, когда самому существованию Русского государства и Православия угрожала опасность, что спасло Россию?

Клич Русской Православной Церкви в лице святого патриарха Гермогена нашел отклик в сердцах людей, объединил их, поднял на борьбу с врагами Отечества! А почему? Потому что духовный уровень народного сознания был очень высок. Народ был верующим, православным. Когда святейший патриарх открыл перед ним всю опасность положения, указал бездну, на краю которой оказалась Святая Русь, понимание беды, осознание потребности действия пришли сразу, быстро, без раздумий и колебаний.

Народ восстал на защиту веры и с Божией помощью одолел врага. А сейчас в патриотических силах все перемешано: одни православные, другие нет... Не хочу никого обижать, но имейте в виду: не будет толку, пока патриотическое делание не осенится благодатью Божией, необоримой и всепобеждающей. Как говорит народная пословица: "Без Бога - ни до порога".

С этой точки зрения необходимо, чтобы патриотическое движение возглавляли или по крайней мере приблизились к нему иерархи Русской Православной Церкви. Насколько я знаю, мы, например, готовы, чтобы иерархи подняли свой голос в защиту России. Это в годы коммунистического владычества проповеди были запрещены, а сейчас все можно, но много ли у нас найдется проповедников на Руси? Проповедь - это ведь великое дело.

Опять обращаю ваше внимание на то, что не все сегодня способны воспринять сердцем истины вероучения. А без этого - главного - не придет и понимание сегодняшнего нашего положения. Без твердой церковной опоры даже проповедь добра можно обратить во зло. Сегодня много тому примеров.

Разрушители пытаются замаскироваться. Они, вроде, вам только добра желают: землю хотите - вот вам земля, заводы и фабрики - тоже раздадим. А на деле цель совершенно иная - стать во главу угла, захватить инициативу, получить власть. Как только это достигнуто, благие намерения отбрасываются. Тут и очнешься, да поздно - дело сделано. Вот в чем беда. Так что надо внимательно следить, чтобы проповедь наша в патриотической среде не была использована как прикрытие для людей неблагонамеренных.

Но должна же как-то Русская Православная Церковь бороться за души людей?

Она и не прекращает этой борьбы ни на мгновенье, но в данном случае наиболее мощное орудие - проповедь положительная, увещевательная, а не обличительная. Научимся выполнять заповеди Божии, хранить чистоту православного вероучения - и в остальном Господь поможет.

Надеяться же только на свои силы нельзя. Ни предсказать хода событий, ни гарантировать себя от ошибок и падений мы сами не можем. Так и в оценке людей бывает - есть такие, которые лишь прикидываются благочестивыми, а сами... Не зря же Господь предупреждал о хищных волках в овечьих шкурах. А сразу и не узнаешь.

По плодам, конечно, становится понятно, кто есть кто, но бывают плоды скорые, а бывает, что времени много надо, чтобы они созрели, показали себя. Поэтому Церковь не спешит со специальной проповедью "для патриотов". Для нас главное - сохранить в своей пастве тех, кто действительно стремится к благодатной духовной жизни, готов ревностно хранить чистоту Православия и подвизаться против грехов и страстей. Это основа, а дальше трудно предсказать, время покажет.

Нынешняя культура заражена сатанизмом. Демократическая печать вовсю пропагандирует насилие, рынок завален порнолитературой, даже специальные премии учреждают. В основе великой русской культуры, целомудренной и чистой, всегда лежала православная вера. Должна ли, на Ваш взгляд, Церковь сегодня резко и недвусмысленно выразить неприятие того разгула бесовщины, который захлестнул нашу жизнь?

То, о чем Вы говорите - часть широко задуманного плана по борьбе с Православием и Россией. Это одна из тех стрел, что направлены в Церковь. Мы, конечно, должны всеми силами пробуждать умы и сердца людей: пусть видят, в какое смрадное болото их пытаются затянуть. Оборотная сторона этой вакханалии безнравственности и разврата - духовная агрессия, развязанная сегодня против русского народа.

Людям без конца навязывается ложная духовность. Возьмите, например, эти псевдохристианские проповеди на стадионах и в концертных залах. Православный народ туда, конечно, не идет. Идет молодежь, еще не обретшая точки опоры, еще ищущая свою дорогу к храму веры.

На чем ее пытаются "купить"? Вход бесплатный, музыка современная, проповедь необременительная, Евангелие - бери даром и т.п. Во всем игра. От пришедших не требуют ни самоотвержения, ни крестоношения. Говорят: "Бог вас любит больше, чем вы сами себя любите, поэтому стоит вам поверить в прощение грехов - и они тут же будут прощены". Понимаете, легкость какая! В то время как проповедь истинного христианства, Иоанном Крестителем, например, начиналась с призыва к покаянию, что есть тяжкий и неизбежный внутренний труд: "Покайтесь и веруйте во Евангелие. Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" (Мрк. 1: 15; Мф. 3: 2). Покайтесь. А это не быстрый и не легкий процесс - он долгий и кропотливый.

Человек должен пройти путем борьбы со своими нравственными несовершенствами, со страстями и похотями нашего растленного естества. А тот, кто думает, как бы полегче проскочить, тот и склоняется к заокеанским проповедникам. Эта духовная зараза очень опасна. Я писал об этом мэру Собчаку в открытом письме, и что же? Оно получило резонанс по всей стране, много благодарных откликов, а петербургские демократы в газетах написали, что, дескать, митрополит выступает с призывами к коммунистическим методам! В газетах напечатали, но сами палец о палец не ударили, чтобы исправить положение.

Владыко, каково Ваше отношение к участию Церкви в политической жизни? Надо ли священникам баллотироваться в Верховный Совет, идти на митинги?

Церковь вне политики, но политика неизбежно влияет на церковную жизнь, Скажем, антицерковные гонения - это ведь явление политическое. К политической ситуации приходится неизбежно приноравливаться, но всему есть предел: политику безнравственную, предательскую, разрушительную Церковь никогда не благословит.

Вот сейчас на Украине произошел раскол в церковной среде, а почему? Потому, что политиканы, стоящие у власти, стремятся национализировать Церковь. Стремление порочное, такая политика отвергает сам дух христианского вероучения. Но дружить с властями - дело прибыльное, поэтому нашлись среди церковнослужителей стороннники такого подхода, вот и произошел раскол.

Люди, называющие себя христианами, забыли, что Церковь по природе своей едина. Она - святая, соборная - единственная во всем мире не ограничивается ни границами, ни народностями. Все члены Церкви таинственно и прочно связаны друг с другом единством любви и веры во Христа. Горе тому, кто дерзнет посягать на это единство!

Мешает политика и нашим взаимоотношениям с зарубежной частью Русской Православной Церкви. После революции они складывались очень непросто. Конечно, не каждый способен на мученичество за веру, но осуждать эмигрировавшее духовенство за то, что они покинули Родину, вряд ли можно. Да и многомиллионное русское рассеяние надо было окормлять. Но это же не отменяет того факта, что уехавшие за рубеж пастыри оставили свою паству в руках богоборческих властей. И именно оставшаяся в России часть духовенства взяла на свои плечи тяжкий груз ответственности за жизнь Церкви.

С Божией помощью мы прошли сквозь "огонь и воду" невероятных гонений, сохранились сами и сохранили свою паству, сберегли и приумножили духовные сокровища русского Православия. На крови мучеников и исповедников созидалась - исподволь, незаметно для постороннего взгляда - Русь новая, очищенная огнем страданий и скорбей, неодолимая в своей стойкости и верности святыням. Да, были нестроения, были расколы и провокации НКВД, были и потери, но главное - мы сберегли паству, сберегли веру.

Во время Великой Отечественной войны даже отъявленным христоненавистникам стало ясно: без опоры на вековые религиозно-национальные ценности победы не видать. Тогда скрепя сердце власти дозволили вновь свободно открывать церкви. Тогда вернулись из ссылок и лагерей епископы и пастыри, чтобы из пепла возродить церковную жизнь на поруганной Руси. Потом были опять гонения - хрущевские - и новые испытания, новые скорби...

Я говорю об этом столь подробно, ибо непонимание всех сложностей ситуации в России и - что греха таить - желание выглядеть "самыми православными", непричастными к тем компромиссам, на которые приходилось подневольно идти ради пользы дела, толкнуло (да и до сих пор толкает, к сожалению) определенную часть иерархов Зарубежной церкви на позиции непримиримого отторжения, самозамкнутости, огульного обличительства.

Меньше всего мне хотелось бы сейчас бередить старые раны. Мир и единство - вот что необходимо сегодня как воздух. А этому мешают политиканы "от Церкви". В области межцерковных отношений явно просматривается злонамеренное воздействие некоей "третьей силы", главная задача которой - не допустить окончательного внутрицерковного примирения. Любыми силами раздувать мятеж - вот ее тактика действия.

А рецепт примирения прост. Надо всего-навсего смириться с реальностью. Все совершают ошибки, и я не говорю, что их не было на нашем пути. И митрополит Сергий, декларация которого в 1927 году стала поводом для разделения, не всегда был прав. Но он был искренен в главном - в желании среди гонений, предательств и провокаций спасти Церковь, сохранить ее...

Говорят об агентах КГБ в церковной среде, о том, что церковная жизнь и до сих пор не свободна.

На вопросы об агентах госбезопасности я уже устал отвечать. Конечно, они были. А в вашей, журналистской среде, разве не было? Они всюду проникали. Но в Церкви их деятельность сводилась до минимума. Церковь живет жизнью таинственной, благодатной, мистической, она есть богочеловеческий организм, и никакая агентура - будь то КГБ или ЦРУ - не в силах отменить этого спасительного факта.

Обвинения в поголовном сотрудничестве епископата с КГБ - либо следствие полного невежества, либо сознательная провокация. Разве можно так обвинять? Что значит сотрудничество? Добровольное содействие. Но его-то как раз и не было. Было прямое насилие над иерархами. Например, приказ: не причащать детей. Я, конечно, не соглашался, но приказа-то никто не отменял! Если даже меня не наказали, то наказали другого пастыря, рядом - для устрашения. О каком же сотрудничестве может идти речь?

Другой вопрос - "контакт". От него просто невозможно было отказаться. Куда деться - убежать за границу? Но бросать Отечество - это преступление величайшее, это значит бросить свою паству на разгром, на съедение волкам. Самому "спастись" в одиночку и потом из-за тысячи километров давать советы и распоряжения?

Досадно, что эти вопросы становятся камнем преткновения для здорового понимания современного положения дел в Русской Церкви.

Московский патриархат упрекают в том, что он не спешит канонизировать царскую семью, как Зарубежная Церковь.

От нашей канонизации Государю святости не прибавится. А по существу вопрос далеко не простой - ведь речь идет о монархе, с этим связано очень многое. Мы должны все тщательно исследовать.

Царь и народ едины. Единство это закреплено церковным таинством миропомазания, венчания на царство. Связь эту нельзя разрывать безнаказанно. Надо выяснить - как, почему, при каких обстоятельствах произошло отречение? Какие последствия имело? Как было воспринято народом? Не послужило ли тому, что открылись ворота для революции? Тут же нужно говорить и о Распутине. Какова его действительная роль? Все надо изучить, а это требует времени. Комиссии по канонизации, куда я вхожу, как раз и поручено провести необходимую подготовительную работу.

Надо сказать, что вопросы большей частью касаются личности самого Государя. Что касается его семьи, то здесь дело проще - они невинные страдальцы, мученики. Если церковно-историческое исследование, документы и материалы покажут нам то же самое и в отношении царя, тогда будет стоять вопрос о канонизации. Мы просто обязаны провести тщательные и добросовестные изыскания.

Вопрос мученичества далеко не так прост, как кажется с первого взгляда. Элементы мученичества есть в жизни каждого благочестивого человека. Постоянная борьба со своими страстями, стремление победить в себе грех возводят человека к усиленному внутреннему деланию. Это и есть христианское подвижничество - подвиг внутренней борьбы.

Доброделание, стремление к любви, борение "со страстями и похотями" (если это будет угодно Господу) могут закончиться и телесным, так сказать, "реальным" мученичеством. Но и оно спасительно и достохвально лишь тогда, когда человек осознанно идет на муки из любви к Богу, когда он полон сознания, что ни смерть, ни страдания не могут ослабить его верность Богу. С этой точки зрения необходимо рассмотреть и жизненный путь последнего русского императора. Выяснить, была ли его несомненно мученическая кончина продолжением всего жизненного пути.

В любом случае представить себе зрелище более жалкое, чем наши нынешние правители, вряд ли возможно. Не усматриваете ли Вы в появлении таких лидеров, как меченные Богом Горбачев, Ельцин, печального знамения?

Кем они мечены, это неизвестно. Правда, в народе говорят - "Мишка меченый". Может, и не очень культурно, да замолчать не заставишь. Но это, как говорится, "дело житейское", а я хочу остановить ваше внимание на книге пророка Даниила, написанной две с половиной тысячи лет назад. Так вот в ней написано, что явится "князь" Михаил и время пришествия его будет очень тяжелым. Не зря говорят, что если Господь хочет наказать человека, Он лишает его разума, а наказывая народ, отымает разумных и добрых правителей.

Значит, Вы считаете, что Господь Бог наказывает нас таким образом?

Да. Мы ведь по-настоящему не изменились, уроков из страшного прошлого не извлекли, искреннего, действенного покаяния не приносим. Мало того, что не каемся сами, так еще и ближних своих совращаем. Все это следствие той безмерной "свободы", которая обернулась в России разгулом богохульства и безнравственности.

Сегодня можно все! Но ведь это безумие. Появляются, понимаете, какие-то общества сатанистов - давай их регистрировать официально, сексуалистов каких-нибудь - тоже... Ни в чем зла не видим, а это само по себе порок величайший, слепота духовная. Сознательно пропагандируется вседозволенность, а куда это ведет - известно. Читайте Достоевского, "Бесов"...

Не есть ли такая политика часть какого-то всемирного заговора против России?

Совершенно верно. Согласен с этим.

И тот же референдум о продаже земли. Я не против того, чтобы земля перешла крестьянам в вечное пользование, но у них нет миллионов на ее покупку! Землю скупят иностранцы: немцы, французы, израильтяне.

В том-то и проблема. Надо землю дать людям бесплатно, но дать для того, чтобы человек пользовался этой землей, а не для того, чтобы ею спекулировать. Если этого не сделать - богатые получат преимущество: они все скупят, а остальным как быть? Опасность существенная - скупят землю иноземцы и будут ее использовать ради своей корысти, либо вообще не будут на ней ни сеять, ни пахать.

Если наш русский человек, русский пахарь, действительно живущий матушкой Россией, не получит ее бесплатно, купить он ее не сможет. Откуда взять деньги? Я не знаю, кто сейчас, не лукавя, может накопить хотя бы тысяч тридцать.

Как же, на Ваш взгляд, можно выйти из этого периода разрухи?

Надо объединиться и противостать этому. А то мы сейчас находимся в положении людей, молча наблюдающих за действием мощного насоса, выкачивающего из России все - лес, газ, нефть, все наши богатства. Все это уплывает на Запад, а нам что остается? Из нас вытягивают последние соки. При таком богатстве русской земли мы впали в крайнюю нищету! Надо отойти в сторону, защититься от этого грабежа.

Так вы за изоляцию России?

Да, разумная изоляция нужна России как лекарственное средство.

Не думаете ли Вы, что в нынешних условиях нам требуется авторитарный режим - сильная власть, которая остановила бы эту разруху?

Я думаю, без сомнения, нужен человек, который сумел бы, горя любовью к России, объединить все здоровые силы общества. И нужно было бы принять все меры, чтобы ему не мешали. Но где его найти?

Владыко, а согласились бы Вы участвовать в подобной деятельности? Благословить ее?

На дело воссоздания Святой Руси никакого специального благословения не надо. Вы и так имеете его - внутри себя.

Я НЕ ПОЛИТИК, Я - ПАСТЫРЬ

Ответы на вопросы газеты "Московские новости", на которых она настаивала, но не решилась напечатать

 

В своей книге о церковных расколах в Русской Церкви Вы пишете, что самое тяжелое для Церкви - это раскол. На сегодняшний день Вы своим авторитетом и жесткой позицией волей или неволей становитесь духовным вождем нового намечающегося раскола. Часть приходов Вашей епархии не поминает Вас, часть - Патриарха. Тревожит ли Вас создавшееся положение?

 

МЕНЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ тревожит тот очевидный факт, что в последнее время некоторыми средствами массовой информации приложено немало усилий, чтобы навязать Русской Церкви раскол, для которого в действительности нет никаких оснований. Кому-то очень не нравится, что, несмотря на сложнейшую обстановку в стране, Церковь продолжает в подавляющей своей части оставаться единым духовным организмом.

Я никогда не являлся, не являюсь и не буду являться "духовным вождем намечающегося раскола". Церковные расколы, по сути самого этого явления, могут происходить только по вопросам, имеющим каноническое или догматическое значение. И только тогда, когда эти вопросы приобретают для внутрицерковной благодатной жизни принципиальный, решающий характер. Возможен, правда, еще один вариант - раскол как следствие мощного давления государственной, светской власти, но хотелось бы верить, что сегодня он неактуален.

Так вот - жизнь Русской Церкви, как и всего народа, изобилует ныне проблемами, сложностями и нестроениями, но ни одно из этих явлений не содержит само по себе оснований для раскола. Более того, если нам не будут мешать, если в жизнь Церкви не будут вмешиваться амбициозные политики и некомпетентные журналисты, религиозная жизнь России нормализуется естественным путем, причем довольно быстро.

Что касается "непоминающих" приходов, могу Вам сказать - возношение имен правящего архиерея и Патриарха совершается в Санкт-Петербурге в полном соответствии с канонической и дисциплинарной практикой Церкви. Просто кому-то очень хочется выдать желаемое за действительное.

В середине 70-х годов в отчете заместителя председателя Совета по делам религии В. Фурова перед Политбюро Вы попали в третий разряд русского епископата - как "неблагонадежный". Чем можно объяснить, что сегодня Вас широко публикует газета коммунистов "Советская Россия"?

Тем, что другие газеты этого не делают. Я не политик, я - пастырь, поэтому политическая позиция издания не имеет для меня принципиального значения. Наша пресс-служба обращалась с предложениями о сотрудничестве во многие редакции. Если, скажем, Ваша газета готова публиковать мои статьи без купюр и редактирования, я, со своей стороны, не вижу препятствий для этого.

Вообще разумный человек должен смотреть не на то, где напечатано, а на то, что именно. Ведь главное, согласитесь, все же содержание. Попытки представить меня чуть ли не коммунистом, право, ничего, кроме улыбки, вызвать не могут. Истина остается истиной независимо от того, напечатана она на страницах газеты "Московские новости" или газеты "День". Священное Писание говорит: "Свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1: 5).

Церковные расколы на Украине, в Суздале, в Ногинске терзают церковь. Новый устав Русской Церкви 1988 года предусматривает создание Церковного суда. Почему же за эти пять лет он так и не создан?

О расколах я уже говорил. Те, о которых Вы упомянули, не есть результат чисто религиозных расхождений - они в значительной мере спровоцированы политическими интригами и сторонним влиянием. Чем, скажите, помог бы Церковный суд решению украинских проблем, если там раскольников поддерживает президент Украины? Он что, подчинился бы решению такого суда? Суд, как инструмент правового решения конфликтных ситуаций, хорошо работает в условиях стабильного общества. В том состоянии хаоса, в котором пребывает сегодня страна, он почти бессилен.

Как член Синодальной комиссии по канонизации святых, Вы обосновали канонизацию императора Николая II и его семьи.

Однако на поместном соборе Русской Православной Церкви 3 сентября 1918 года было принято постановление "О порядке прославления святых к местному почитанию", в котором значилось: "Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его".

Располагает ли Комиссия свидетельствами о чудесах, совершенных по молитвам императора Николая II или членов его семьи?

То, что я "обосновал" канонизацию Государя Императора Николая II и Его Семьи, я узнал впервые из газет, чему был немало удивлен. Вы же сами только что процитировали документ, в котором сказано, что для прославления угодника Божия нужно не "обоснование" иерархов, но народное почитание и дар чудотворения. Сбором такого рода фактов и занимается Комиссия, хотя этим, конечно, ее работа не ограничивается. На одном из последних заседаний, в частности, рассматривались исторические справки, такие как: "Православный взгляд на государственную деятельность Императора Николая II", "Император Николай II и Православная Церковь", "Церковное осмысление акта отречения Императора Николая II от престола" и другие. Дело канонизации Государя и Его Семьи чрезвычайно деликатное, в обществе существует множество сторонников и противников прославления, так что не стоит нагнетать страсти, предвосхищая выводы Комиссии. Скажу одно - недостатка в материалах и свидетельствах мы не ощущаем.

За конкретными фактами Вы могли бы обратиться туда, где Николай II с семьей уже почитается в качестве местночтимого святого - например, в Екатеринбургскую епархию, к владыке Мелхиседеку. Вообще, надо сказать, ажиотаж вокруг этого вопроса настораживает. Здесь, к сожалению, тоже кроется политический подтекст, ибо убийство последнего русского Царя и его близких носило, похоже, ярко выраженный символический характер. Убивая Николая II - убивали русскую православную государственность как таковую, желая как бы подвести черту под многовековой христианской традицией Руси. Сегодня чрезвычайно важно разобраться в этом деле, ибо если мы хотим выжить как народ, как самостоятельная духовная, соборная общность, как независимое государство - мы должны любой ценой восстановить историческую преемственность русской жизни, прерванную большевиками в 1917 году. Но то, что мистический аспект Екатеринбургского злодеяния становится достоянием общественного мнения - устраивает, видимо, далеко не всех.

В последние годы печать определенного направления уделяет много внимания "Протоколам Сионских мудрецов". Как Вы относитесь к Бернскому процессу 1934 года, во время которого было доказано, что "Протоколы" - фальшивка? Известно ли Вам, что именно "Протоколы" стали основанием для уничтожения фашистами миллионов невинных людей?

Я благодарен Вам за то, что Вы затронули этот вопрос. В нем действительно пора разобраться. Жаль только, что конструктивное, ответственное обсуждение проблемы подменяется большей частью истерической полемикой и наклеиванием на оппонентов разнообразных политических и идеологических ярлыков.

Итак, давайте по порядку. В Вашем вопросе я усматриваю намек на то, что в своей статье "Битва за Россию" я процитировал некоторые места из "Протоколов". Действительно, есть разные точки зрения на происхождение этих текстов, но на мой взгляд, важно не то, кем они были составлены, а то, что вся история ХХ века с пугающей точностью соответствует амбициям, заданным в этом документе.

Что касается Бернского суда, то я позволю себе предположить, что Вы сами с его материалами не знакомы, иначе Вы не датировали бы 1934 годом процесс, решение по которому на самом деле было вынесено 14 мая 1936 года. Впрочем, в этом нет ничего удивительного - до последнего времени все, что связано с "Протоколами", находилось (а кое-что и сейчас находится) в спецхранах. Так вот - в течение двух лет суд в Берне действительно рассматривал вопрос о происхождении "Протоколов". В 1934 году советские власти даже посылали туда фотокопии четырех страниц редкого гектографированного издания этих текстов, хранившегося тогда в собрании Пашуканиса в Рукописном отделе Государственной библиотеки имени Ленина.

По результатам суда, признавшего "Протоколы" фальшивкой, была подана апелляция, и апелляционный суд в Цюрихе 1 ноября 1937 года признал несостоятельными утверждения о подложности документа. Надо сказать, что оба суда - в Берне и в Цюрихе - были явно небеспристрастными. Для установления истины необходимы серьезные, комплексные, профессиональные исследования в области истории, текстологии, религиоведения, политологии и многих других дисциплин.

В таком направлении делаются лишь первые, робкие шаги. Интересен, например, доклад доктора филологических наук Бегунова Юрия Константиновича - ведущего научного сотрудника Российской Академии Наук - прочитанный им в январе сего года на конгрессе в Петербурге.

Впрочем, некоторые предварительные результаты исследований уже есть. Напрмер, версию о фальсификации "Протоколов" царской охранкой уже сейчас можно считать практически несостоятельной - в ней слишком много очевидных нелепостей.

Что касается утверждения о том, будто "Протоколы" стали основанием для уничтожения фашистами миллионов невинных людей, то оно для меня ново. Этот аргумент рассчитан на эмоциональное, а не рациональное разумное восприятие и не имеет под собой достаточных оснований. Разве что предположить, что массовый геноцид, развязанный нацистами против народов России, являлся одним из элементов осуществления плана, описанного "Протоколами", - там ведь предсказаны разрушительные мировые войны.

Если же речь идет о преследовании по национальному признаку - евреев ли, цыган, русских или поляков - то они были обусловлены не "Протоколами", а расовой и идеологической доктриной нацизма. При этом не надо упрощать вопрос - в основание этой доктрины были положены самые разные элементы: от философии Фридриха Ницше до культурологических исследований Хьюстона Стюарта Чемберлена. Если Альфред Розенберг, главный идеолог германского фашизма, в своих работах ссылается на "Протоколы", это еще не повод для того, чтобы делать какие-либо выводы. Он ссылается и на Маркса, и на Достоевского...

Вы известный историк Церкви. Почему сегодня обстановка в духовных школах России не только не оздоровилась, но даже ухудшилась?

А почему Вы так уверенно утверждаете, что она ухудшилась? В последние годы открылось множество новых духовных школ. Естественно, подготовить квалифицированные педагогические кадры для такого количества семинарий - задача очень не простая. Особенно, если учитывать, что преподавание там требует не только знаний и высокого профессионального мастерства, но и обширного духовного опыта. А это сейчас - редкость. Сложностей, конечно, много, но я не вижу причин драматизировать ситуацию. Бог даст - со временем все образуется. Главное - заниматься делом, а не посыпать голову пеплом, ужасаясь обилию проблем.

Современникам свойственно преувеличивать значение событий, происходящих у них на глазах. Кризисные явления в Церкви, как и во всех областях нашей жизни, налицо, однако надо здраво оценивать ситуацию. Святая Православная Церковь существует на протяжении двадцати веков, и все это время она находится в непрестанном борении с силами тьмы, стремящимися воспрепятствовать спасению рода человеческого. Отсюда и все нестроения церковной жизни. Главное, что мы по-прежнему нерушимо храним догматическую, каноническую и нравственную чистоту Православия. Доколе свет веры сияет в Земле Русской, Господь не попустит ее полного уничтожения.

Каковы, на Ваш взгляд, пути выхода из церковного кризиса? Что необходимо сделать, чтобы Русская Церковь вновь стала "светом мира" и солью нашего общества?

Церковь никогда и не переставала ими быть. Другое дело, что нельзя силой заставить человека приобщиться к духовным сокровищам веры. Каждый из нас одарен свободной волей, и даже Всемогущий Бог не нарушает этой свободы. Так что каждый решает сам, каким путем ему идти, но зато уж потом полностью несет ответственность за последствия своего выбора. Конечно, страшные плоды семидесятилетнего государственного богоборчества дают о себе знать. Общество пребывает в состоянии прискорбного духовного варварства, и это, увы, ограничивает возможности благодатного церковного воздействия.

Для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему, надо прежде всего этого захотеть. Ощутить, прочувствовать свое нынешнее убожество и всеми силами души возжаждать исправления. Желание это следует доказать переменой жизни - прежде всего, жизни личной. Вопрос личного благочестия, личного подвижничества - ключевой вопрос для будущего России. Наконец, надо создать соответствующие условия в общественной и государственной жизни. Пресечь разнузданную пропаганду разврата, насилия и вседозволенности, заполнившую средства массовой информации. Изменить законодательство, позволяющее сегодня многочисленным сектантам, экстрасенсам, парапсихологам - лжепророкам, лжеучителям и шарлатанам беспрепятственно калечить души людей. Причем, деньги на эту духовную агрессию против России поступают из-за рубежа.

Закон должен защищать свободу совести, а не свободу быть бессовестным. Никто не призывает притеснять традиционные религиозные конфессии - ислам, например, - которые имеют в России исторически сложившийся круг своих приверженцев. Но те религиозные группировки, чье учение содержит элементы, разрушающие семейный, общественный, государственный строй Руси, чье существование поддерживается валютными инъекциями из-за рубежа, чья практика оскорбляет общепринятые нормы общественной морали и нравственности - такие секты не имеют права на существование. И это должно быть законодательно закреплено.

Главное же - повторю еще раз - заключается в том, что каждый из нас должен строить свою жизнь по Закону Божию, закону совершенной праведности и любви. Неудачи, падения - врачевать покаянием. И веровать слову Священного Писания, что "верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести" (I Кор. 10: 13).

"ДА НЕ СМУЩАЕТСЯ СЕРДЦЕ ВАШЕ..."

Интервью газете "Правда"

 

Ваше Высокопреосвященство! Сегодня общество расслаивается (одни за президента, другие за съезд, одни за рынок, другие против и т.д.). Этот процесс коснулся и верующих. В то же время Церковь всегда призывала народ к единству, являясь по своей природе соборным, объединяющим началом. Есть ли у нас нынче шанс преодолеть разобщенность и какова может быть в этом роль русского Православия?

 

РАССЛОЕНИЕ и противостояние, раздирающие сегодня общество, нагнетаются искусственно и злонамеренно. Внутренняя смута делает народ бессильным, разобщенность благонамеренных людей позволяет хозяйничать на Руси стяжателям и властолюбцам, которые в ослеплении страстей легко становятся послушными орудиями сил, от века враждебных России и Православию.

Пользуясь средствами массовой информации (особенно электронными) как орудием психологического террора, архитекторы смуты пытаются достигнуть сразу нескольких целей. Во-первых, не допустить осознания обществом единства своих стратегических интересов. Если разобраться спокойно, без крика, выяснится, что интересы практически всех слоев населения, социальных, национальных и религиозных групп могут быть гармонично учтены и реализованы, когда в основание государственной политики будут положены исторически проверенные, веками опробованные, традиционные принципы русской духовности, государственности и хозяйственного уклада.

Нас постоянно стараются заставить все сломать и начать новую постройку на пепелище. Так было после революции семнадцатого года, так происходит и теперь. Неужели не ясно, что таким образом просто пытаются реализовать программу по ослаблению, разрушению, уничтожению России? Чтобы она удалась, необходимо дезориентировать общество, лишить его твердого мировоззренческого, религиозно-нравственного фундамента, заставить людей жить в искусственном, иллюзорном, фантастическом мире мнимых противоречий и проблем, создаваемом с помощью жесткого информационного прессинга и идеологического программирования. Это - главная цель "промывания мозгов", осуществляемого сегодня телевидением и радиовещанием.

Во-вторых, целью современной информационной политики является разрушение традиционных нравственных, моральных, религиозных ценностей, лежащих в основании русского национального самосознания. Сформированные Православием за десять веков русской истории, они становятся непреодолимой преградой на пути всяческих лукавых "реформаторов", на пути лихорадочных попыток включить Россию в процесс формирования мировой наднациональной государственности, а говоря проще - грядущей всемирной диктатуры (под флагом ли ООН, НАТО или другим каким, не имеет значения).

Наконец, третья цель "идеологов перестройки" сугубо практическая. Она заключается в том, чтобы всей мощью информационного потока воспрепятствовать приходу к власти в России национально ориентированных, независимых от внешнего давления, конструктивных и благонамеренных сил. Но ведь таких сил большинство. Тех, которые "за Россию" (на деле, а не словах), гораздо больше, чем тех, которые "против". Поэтому в ход идут обман, угрозы, подкуп, клевета...

Наша главная задача сегодня - распознать друг в друге союзников, соратников, соработников на ниве Божией, в великом деле русского возрождения. Как только мы объединимся на почве практических, реальных интересов России, свергнув с себя коросту пропагандистской шелухи и идеологической зауми, все сразу станет на свои места. Крикливая, но немногочисленная группка сторонников "мирового сообщества" потеряет возможность калечить нашу жизнь тогда, когда мы поймем и ощутим свое единство, осознаем ясно и твердо, что в основании этого единства лежат не финансовые и спекулятивные интересы, но наши многовековые святыни и духовные, общественные, семейные ценности.

Что касается существующих сегодня в среде верующих разногласий по вопросам мирским, светским - это не беда. Они не мешают Церкви быть хранилищем духовной самобытности русского народа, вдохновителем русской жизни и гарантом ее преемственности. Лучше было бы, конечно, если бы расхождений не было, но - всему свое время. Пока же их необходимо терпеть как искушение, как сатанинский соблазн, покрывая братской любовью и смиренным вразумлением.

Но хватит ли у нас сегодня сил, чтобы вернуть Россию на путь ее закономерного исторического развития? Может быть, последние восемьдесят лет нашей истории сделали это невозможным? Согласитесь, для того, чтобы опорой нашего бытия стали исторические, традиционные ценности русской жизни, в общественном сознании должны произойти очень серьезные изменения.

Вопросы закономерные, но пугаться не следует. Первым делом надо сказать, что восстановление исторической преемственности нашей жизни вовсе не означает возврата в прошлое. Что было - то прошло. Можно жалеть об ушедшей юности, но нельзя ее вернуть. А вот сохранить при всем том свою духовную, культурную, интеллектуальную индивидуальность не только можно, но и должно. Сегодня мы просто обязаны взять все лучшее из нашего огромного, уникального исторического опыта и практически воплотить это в жизнь.

Сколько горя и скорби, сколько величия и подвига в нашем прошлом - как далеком, так и недавнем! Страданием народа и его терпением, самопожертвованием и мужеством русских людей мы - их потомки - не вправе пренебречь. Благоговейно чтя доставшиеся нам духовные сокровища, следует вложить их в дело построения великой России, в дело возрождения Святой Руси. Не будет нам оправдания и прощения, если мы не воспользуемся предоставляющейся возможностью. Это будет означать, что мы предали десятки поколений собственных предков, презрели их многовековой великий труд по созданию Державы, по воплощению в жизнь высочайших идеалов Православия.

Некогда Господь сказал Каину, лукавому братоубийце: "Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли" (Быт. 4: 10). Если мы сегодня дрогнем, отречемся и отступим, кровь русских ратников, пролитая в боях за Русь со времен Владимира Крестителя и до сего дня, возопиет ко Господу об отмщении нам - малодушным и маловерным себялюбцам!

Кроме всего прочего, сложности, ждущие нас на этом пути, сильно преувеличены. Разрушить основы русской духовности так и не удалось. Их сумели исказить, спрятать от народа, завалить разнородным идеологическим мусором, но - не более того. Судите сами. Даже большевики, гнавшие Церковь с безумной яростью, в конце концов "канонизировали" так называемый "моральный кодекс строителя коммунизма", который по сути является уродливым бездуховным слепком с Евангельских заповедей. Слишком глубоко в соборной душе народа коренятся христианские ценности. Это, кстати, понимают и сегодняшние лидеры. Не зря ведь, одной рукой благословляя вседозволенность, разврат и культ извращенного насилия, они пытаются в другой держать свечку, изображая из себя верующих христиан.

Для начала нам нужно сделать очень простые вещи. Прекратить вакханалию безнравственности и аморализма, пресечь официально санкционированное растление целого народа и положить в основание своей деятельности (во всех областях - от экономики до политики) естественные, общепризнанные нормы морали и нравственности. Думаете, мало? Попробуйте начать! Необходимо понять - финансы, промышленность, сельское хозяйство есть области несомненно важные, но... Начало всех начал, основа основ жизни любого общества, любого народа - его мировоззрение, включающее в себя понятия религиозно-нравственные, морально-этические. Именно оно определяет понимание добра и зла, говорит, "что можно" и "что нельзя", формирует стереотипы мышления и поведения. Здесь - корень всего, и мы обязаны очистить это "место святое" от всякой гадости и нечисти, обязаны вернуть людям ясное, четкое понимание смысла существования, воодушевленное вечными ценностями, а не погоней за долларами и безудержным, звериным индивидуализмом...

Некоторые утверждают, что преимущественная опора на русские православные традиции может вызвать в нашем многонациональном, разноконфессиональном обществе усиление внутренней напряженности.

Мнение совершенно безосновательное. "Агрессивный русский национализм", "русский фашизм" - это все идеологические ярлыки, миражи, за которыми не стоит никакой реальности. Русский народ изначально формировался как духовная общность, для которой этническая принадлежность не была главной. История России не знает внутренних межнациональных войн, понятие национального превосходства глубоко чуждо русскому мировоззрению. Русский подвиг есть подвиг верности родным святыням, русский гений есть гений веры, жертвенного служения, милосердия и сострадания. Нелепо думать, что опора на эти качества народного характера может "усилить напряженность". Наоборот - это единственно возможный путь гармонизации нашей жизни.

Что касается межконфессиональных, межрелигиозных отношений, то здесь картина тоже недвусмысленна и ясна. Никогда никому русский человек не мешал веровать по-своему. Но он так же никогда не допускал, чтобы чужие вмешивались в его религиозную жизнь. А что творится в этой области сегодня? Как саранча, налетели на Русь разномастные проповедники, пророки, вероучители, "контактеры", экстрасенсы, парапсихологи и прочая публика того же сорта. В стране богатейшей христианской культуры, где весть о Христе прозвучала более тысячи лет назад, они бубнят что-то о "просвещении" и "миссионерстве", как будто попали к первобытным дикарям!

Мало того, усиленно внедряемые в нашу жизнь ереси и секты несут в себе страшный разрушительный заряд и в области государственного строительства. Отказ от службы в армии, от каких-либо общественных обязательств вообще, отрицание самого института семьи, нравственное и телесное извращенчество - вот плоды потакания "нетрадиционным" религиозным культам в России. Поспрашивайте священников, иноков в монастырях - бедные родители криком кричат, молят: помогите вернуть сына (дочь) к жизни. Под влиянием сектантов люди уходят из дома, бросают жен и детей, попадают в психбольницы, вешаются, стреляются, травятся...

Ко мне пишут: "Владыка, помогите, мы куда ни обратимся, нам всюду говорят, что теперь свобода совести и все это разрешено и законно". А что я могу ответить? Дико - но ведь факт, действительно все нынче разрешено. Только это не свобода совести, а свобода бессовестности, свобода конфессионального совращения, растления и душеубийства. Хоть десять законов издайте, а все равно, как было это беззаконием, так и останется.

Вот вам загадка на сообразительность: если запретить зарубежным "доброхотам" финансировать подобные организации и группы псевдорелигиозного толка, долго ли они выживут в России самостоятельно? То-то же... Ну и смекайте, кому выгодно такое положение вещей.

Для того, чтобы хоть как-то исправить дело, необходимо восстановить управляемость общества, укрепить государственную власть. Сегодня, в условиях жесткого противостояния законодателей и сторонников президента, это практически невозможно. Говорят, что выход - в принятии новой Конституции, в которой должны быть учтены интересы всех общественных сил, в том числе и Церкви. Каким Вам видится путь возможного выхода из этого кризиса?

Политическая механика находится вне сферы моей компетенции. Могу высказать лишь свои соображения, касающиеся духовной стороны вопроса. Существующие проблемы невозможно решить путем формальной перекройки существующих властных структур. Должно измениться государственное мировоззрение в целом, тогда и весь государственный механизм, работающий ныне вразнос, начнет, наконец, плодотворную созидательную работу.

15 мая этого года в вашей газете была опубликована статья Руслана Хасбулатова под названием "Заглянем в истоки Отечества". С точки зрения исторической она далеко не бесспорна, но дело не в этом. Пожалуй, впервые со времен начала "перестройки" политический лидер такого масштаба заявил: "В головы россиян буквально вколачивается идея о том, что в России нет ничего поучительного за всю ее тысячелетнюю историю... Весь позитивный опыт предлагают нам искать исключительно в Европе и США... Стало какой-то расхожей фразой утверждение, что вся история России сводится к рабству, тысячелетнему тоталитаризму. Подобное суждение ... несет определенную идейно-политическую нагрузку и по сути является новой идеологией лжедемократов".

Политика, говорят, дело грязное. Возможно, что и эти утверждения являются для Председателя Верховного Совета лишь очередным тактическим ходом. Но если это не так, если это осознанная и продуманная позиция (во что хотелось бы верить), то можно сказать, что лишь на таком пути возможно нахождение столь желанного всеми общенационального согласия, реален выход из кризиса и освобождение от химер самоубийственных псевдореформ.

Но ведь настоящие, созидательные реформы все же жизненно необходимы. Причем, это должны быть реформы всесторонние, комплексные, глубокие и обоснованные. В этом, похоже, не сомневается сегодня никто. Расходятся, и очень существенно, в понимании самой "обоснованности", "глубины" и "всесторонности". Благо страны каждый мыслит по-своему. Где же выход? Где тот общий знаменатель,который позволит прекратить распри и междоусобия?

Частично мы уже касались этого вопроса, когда говорили, что подавляющее большинство "противоречий" современной русской жизни искусственно создаются и поддерживаются на потребу тем, кто боится возрождения русского единства, которое положит конец вакханалии предательства, коррупции и бездуховности, царящих ныне.

Сегодня в первую очередь необходимо озаботиться, чтобы сделать достоянием общественного сознания истинные интересы России, на которые и должна ориентироваться стратегическая линия развития страны. Надо ясно и недвусмысленно определить - какие цели мы себе ставим? Образно говоря, начиная постройку, нужно знать, что будем строить: храм Божий, жилище для человека или хлев для скотины. Осознанная и честно провозглашенная цель определит средства, методы и сроки ее достижения.

Сегодняшний хаос общественного сознания в значительной мере обусловлен тем, что нам все время лгут. Говорят одно, подразумевая другое. Провозглашают одни приоритеты, на деле добиваясь иных. Имитируют движение в одну сторону, реально продвигаясь в другую. Надо отдавать себе отчет: проводимая последние годы политика жестко предполагает денационализацию русского сознания и российской государственности, утрату нашей религиозной и культурной индивидуальности, "унификацию" русской жизни согласно "общемировым" стандартам и превращение страны в один из плацдармов создания "нового мирового порядка", т. е. единого масонского мирового сверхгосударства.

С этой точки зрения все проводимые реформы вполне последовательны, продуманны и целенаправленны. Их следствия - та неизбежная цена, которую нам придется платить за "вхождение в мировое сообщество", ибо в нем высокий жизненный уровень предусмотрен далеко не для всех. Такова реальность. Поэтому, не обращая внимания на пропагандистскую шумиху, мы должны решить для себя - устраивает ли нас такое будущее? Если да, продолжаем двигаться дальше в том же направлении. Нет - надо сменить курс. Если новый курс будет соответствовать нашему тысячелетнему историческому опыту, он станет "аккумулятором" действительно общенародных интересов и это все почувствуют очень скоро. Вот вам и "общий знаменатель", вокруг которого возможно объединение всех здоровых сил общества.

Каковы, на Ваш взгляд, главные опасности, подстерегающие нас на этом пути поиска мира и согласия? Нынешнее состояние России дает мало поводов для оптимизма. Вероятнее всего, путь к русскому возрождению будет тернистым и длительным, так что надо готовиться к нелегкой работе, и при этом необходимо ясно видеть главные препятствия, чтобы быть готовым их преодолевать.

Согласен с Вами - работа предстоит немалая. Но унывать не стоит, русская пословица не зря говорит: "Волков бояться - в лес не ходить".

Главная опасность, на мой взгляд, заключается в том, что и внутри страны, и, особенно, за рубежом есть силы, откровенно враждебные России, русскому народу, Православной Церкви. От них можно ожидать чего угодно - от попыток спровоцировать гражданскую войну до организации всех видов международного давления. Собственно, и то и другое уже пускалось в ход, но ожидаемых плодов пока не принесло, ибо на сегодняшний день сохраняется возможность восстановления самобытной, национально осмысленной русской государственности. Процессы распада еще не стали необратимыми и все, кто любит Россию, должны приложить максимум усилий, чтобы имеющиеся возможности полностью реализовать.

Для этого надо прежде всего сохранить мирный, плавный, эволюционный характер развития, направив ход этой эволюции в конструктивное русло. Надо быть реалистами - сегодня это важнее всего!

Серьезно осложняет дело утеря большей частью общества религиозно-национального самосознания. Если нет возможности пока восстановить его во всем объеме, необходимо очистить, высветлить такое сознание хотя бы в той части общественности, которая тяготеет к национальным, христианским, патриотическим идеалам. Короче, необходима идеология русского возрождения. Для ее создания нужно прежде всего понять умом, почувствовать сердцем и принять душой те живительные, благодатные духовные истины Православия, которые вдохновляли русскую жизнь на протяжении веков. Это невозможно без личного религиозного, церковного опыта. Поэтому воцерковление народного самосознания - непременное условие нашего возрождения.

Но сия область есть область личного духовного подвига, область глубоко интимная и таинственная, так что призывы и лозунги здесь не помогут. Хотя можно сказать вполне определенно - будущее России зависит от уровня личного благочестия каждого из нас. Господь говорит: "В чем застану, в том и сужу". Надо поставить себе задачу жить так, чтобы посещение Божие не застало нас врасплох, утопающими в страстях и пороках - тогда Бог дарует России былую чистоту, мощь и славу...

Ваше Высокопреосвященство, сегодня авторитетом Церкви стараются воспользоваться самые различные политические течения. Как Вы к этому относитесь?

Отрицательно. Тем более, что часто чувствую это на себе. Мое имя некоторые не прочь использовать в качестве политической дубины, громя оппонентов. Вот пример: стоило мне начать печататься на страницах "Советской России", нашлись желающие представить меня чуть ли не коммунистом. А на каком основании, позвольте спросить? Я печатаюсь там, где меня печатают. Попросили об интервью из "Независимой газеты" - пожалуйста! Захотели побеседовать журналисты "Дня" - милости просим! Это ведь вовсе не значит, что я разделяю политические позиции редакций этих газет. Другое дело, что невольно бросается в глаза: журналисты демократических изданий интересуются больше чем-нибудь "жареным", им скандал подавай, а вот место для серьезных, аналитических публикаций предоставить не спешат. Ведь казалось бы - чего проще: дай высказаться, а потом возрази, если не согласен.

А вот еще свежий пример. Недавно в интервью "Вечернему Петербургу" я критически отозвался о фактической стороне некоторых сюжетов программы "600 секунд" на церковные темы - там встречаются неточности и ошибки. Тут же нашлись желающие "вбить клин". "Доброжелатели" подхватили и понесли: "митрополит против программы, считает ее ненужной и вредной". Откуда взяли? Я такого не говорил. Лишь человек, полностью лишенный нравственной чуткости, может отрицать, что в лучших репортажах Невзорова звучит искренняя боль за поруганную Россию. Я не обязан во всем соглашаться с его политическими взглядами, но сегодня вообще не до взаимных претензий и сведения счетов. Все, кому дорога Русь, у кого болит душа за Отечество, должны вместе, дружно работать над его возрождением!

Единственное, против чего я безусловно выступаю самым решительным образом, так это против насилия и политического экстремизма, подталкивающих общество к новой революции, новой смуте. Хватит! Одну гражданскую войну мы уже пережили. К сожалению, сегодня заметны попытки деструктивных элементов "перехватить" патриотические лозунги, вырастить в среде патриотического движения силы, которые могли бы продолжить то же дело разрушения России, только с другого конца. Все это на руку самым злобным врагам Руси...

О "великой России" и "общенациональных интересах" нынче говорят многие. Могли бы Вы назвать партию или политическое движение, наиболее, с Вашей точки зрения, конструктивные и здравые?

Партийщина есть явление для русской жизни чуждое, принесенное извне, и в его рамках вообще невозможно здоровое, самобытное развитие России. Политические партии с различными, зачастую противостоящими друг другу идеологиями и программами являются, с точки зрения духовно-мировоззренческой, идеальным орудием разрушения единства народного самосознания. Народ не есть простая арифметическая сумма составляющих его индивидуумов, но соборная Личность со своей неповторимой индивидуальностью. Эта индивидуальность, ядром которой является религиозное (для России - православное) осмысление мира, должна сохраняться как святыня, как залог жизнеспособности народа, как искра Божия, дающая вечный смысл нашему бытию.

Теперь посудите сами: может ли существовать (не говоря уж о том, чтобы гармонично развиваться) личность, у которой отсутствует внутренняя цельность ума, воли и нравственного чувства? То-то же! Поэтому русский исторический опыт предусматривает иные, непартийные, соборные формы гармонизации общественных интересов. У нас все вздыхают: "Настоящие партии никак не складываются!" И не сложатся, потому что это явление для нас искусственное, нелепое, "как на корове седло", говоря языком пословицы. Нечего нам, русским людям, делиться на партии. Разобщенный, раздираемый партийными противоречиями, народ беззащитен и жалок, он легко становится объектом нечистоплотных идеологических манипуляций и духовной агрессии со стороны тех, кто пытается использовать эти настроения в своих корыстных целях.

Сказанное, конечно, не относится к рядовым партийцам. Людей надо любить независимо от того, к какой партии они принадлежат. Другое дело, что этого непросто добиться. Сие священное искусство достижимо лишь в рамках христианского духовного подвига, когда сердце человека очищается от страстей и он получает способность смотреть на мир покойно, благодарно и беззлобно. Дай нам Бог всем этому научиться.

Трудно сейчас русским людям, очень трудно, но причин для уныния и отчаяния нет. "Да не смущается сердце ваше и да не устрашается; веруйте в Бога, и в Меня веруйте" (Ин. 14: 27, 1), - говорит нам Христос, предостерегая от потери надежды. Услышим же Его увещевающий глас!

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!