И О ТРАДИЦИИ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ НЕГО



В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ЧАДА! Слово Божие в Священном Писании говорит о пьянстве как о страшном пороке и грехе. "Не смотри на вино, предостерегает Премудрый, оно ужалит, как аспид" (Притч. 23:31-32). По словам святого апостола Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: "Не обманывайтесь: ...ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (I Кор. 6:9-10).

Сегодня вряд ли нужно пояснять, сколь злободневна и болезненна это проблема для многострадальной России. Разрушенные семьи и брошенные дети, страшные преступления, неумолимая нравственная деградация и, главное, множество загубленных душ - таковы сатанинские плоды жестокой страсти винопития.

Борьба с таким пороком - дело трудное, и без помощи Божией нелегко страждущей душе высвободиться из губительных оков. В связи с этим сегодня нам настоятельно необходимо разъяснение - каковы благодатные, церковные меры борьбы с подобным злом. Только пламенная молитва верующего человека может снискать заступление и благодать Божию, которая крепче, нежели самая сильная воля, и являет собой необоримую силу в борьбе с грехом пьянства. Обрести спасительную помощь может только глубоко верующий человек, имеющий в душе надежду на эту помощь и страх Божий. Вера в Бога лежит в основе исцеления от любого недуга, в том числе и от пьянства. Из глубины веков звучат для нас слова Спасителя, обращенные к больной женщине: "Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя" (Мф. 9:22).

Личные усилия молящегося Русская Православная Церковь всегда поддерживала могучей силой церковной благодати. Традиционно в России при храмах создавались общества и братства трезвости, которые ставили своей целью помочь человеку в лоне Церкви Христовой, в ее Таинствах обрести спасение от этого зла. При этом средства в борьбе с пьянством были различны: прежде всего, литургическая и домашняя молитва, совместное служение молебнов Божией Матери, мученику Вонифатию и другим угодникам Божиим, постоянное слушание и чтение Слова Божия дома и в храме.

Но самым важным, как и в борьбе со всяким грехом, было очищение души через Таинство Покаяния и Причастие.

Таинство Покаяния называется "духовной врачебницей" и является вторым крещением. В нем врачуются духовные болезни человека, снимаются нечистоты души, и христианин получает разрешение грехов, которые влекут человека вниз, притупляют его ум, сердце и совесть, ослепляют его духовный взор, обессиливают его христианскую волю, уничтожают живую связь с Церковью и Господом Богом. Облегченный от бремени грехов, человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути. Искреннее покаяние является источником и необходимым условием истинного исцеления от порока пьянства...

Первые церковные общества трезвости появились в 1858 году. Позднее, в 1889 году, Указом Святейшего Синода духовенству было официально предложено заняться организацией таких обществ. Этот призыв не остался без внимания, и по всей России стали возникать церковные братства, ставящие своей задачей борьбу с пьянством. Каждое имело свой устав, утвержденный местным архиереем. При вступлении в них каждый новый член давал на Кресте и Евангелии Господу нашему Спасителю Иисусу Христу торжественное обещание для спасения своей души и благого примера другим не употреблять никаких спиртных напитков.

В одних случаях желающий стать членом общества давал устный обет трезвости, а в других - собственноручно писал заявление такого, например, содержания: "Я, нижеподписавшийся, чистосердечно и неизменно вступаю в члены Христианского Общества Трезвости и Воздержания с условием строгого подчинения всем правилам и постановлениям онаго"; или: "Помоги мне, Господи, силою Креста и Евангелия в продолжение (время обозначает он) не употреблять никаких спиртных напитков для спасения своей души и благого примера другим в этом же отношении".

В общества трезвости людей принимали на разные сроки: от шести месяцев до года и на всю жизнь. В церковно-приходских братствах прием происходил обычно в торжественной обстановке. На собрании вновь принятый получал образ местного святого, во имя которого и было учреждено это общество. Затем имя трезвенника поминалось "о здравии" в праздники на ектенье. За нарушение данного обещания и устава виновные подвергались выговору; в некоторых обществах - денежному штрафу, а в случае повторных нарушений таких членов исключали из общества. Нарушение обета, однако, встречалось довольно редко.

30 августа 1898 года в Санкт-Петербурге было открыто Александро-Невское Общество трезвости при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала. В первый же день открытия этого общества его членами стали 151 человек. Для них два раза в неделю устраивались просветительские чтения в читальне при библиотеке "Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви". По воскресным дням служился молебен святому благоверному великому князю Александру Невскому. С целью наблюдения за тем, как исполняют данное обещание трезвенники, и сообщения им тех или иных сведений об обществе из среды трезвенников избирались особые наблюдатели в количестве 35 человек. Выбранные лица собирались один раз в неделю, по четвергам, для информирования учредителя общества Александра Рождественского о состоянии дел.

Каждому члену при вступлении выдавался особый "священный лист трезвости" как видимый знак его принадлежности к обществу трезвости. Помимо прочего, желающий получить спасительное исцеление имел ряд обязанностей, за исполнение которых он отвечал перед Богом и своей совестью. Во-первых, во все продолжение времени зарока он должен был хранить безусловную трезвость, не нарушая своего обещания никакими предлогами вроде изнеможения, нездоровья, усталости, крестин, свадеб и т. п. К своему зароку трезвенник должен был относиться как к своему религиозному долгу, к делу святому, благому и богоугодному.

Вот еще некоторые примеры обязанностей члена общества:

"Трезвенник обязуется чаще посещать храм Божий и непременно раз в год причащаться Святых Таин.

Каждый должен наблюдать друг за другом и немедленно объявлять священнику об уклонениях от трезвости того или иного члена.

Всегда помни, - гласило наставление, - что больше и строже людей наблюдает за нами наша совесть, которая страшно мучит нас за грехи, тайно содеянные. Самое же строгое наблюдение принадлежит Всеведущему Богу, от Которого ничего не скроешь, ничего не утаишь, а за тайные грехи получишь только еще больше осуждения. Когда на тебя найдет помысел или желание пьянства, то читай Св. Евангелие или молитву Иисусову. Припоминай также в этом случае всю пагубность и вредность пьянства. Видишь крест на церкви - думай так: Господи, Ты распялся за нас на этом кресте, за наши грехи пострадал - как оскорблю Тебя грешным пьянством! Плакать надо, а не пьянствовать. Видишь землю - думай: и я когда-нибудь в нее пойду, умру и меня будут судить за грехи мои, а за пьянство горше осудят.

Утром, вставши от сна, и вечером, отходя ко сну, целуй крест свой и вспоминай обещание. Всякий, нарушивший данное обещание, исключается из членов Александро-Невского Общества трезвости. Впрочем, если отпавший окажет раскаяние и сожаление о своем поступке, то после согласия всех членов общества может быть снова принят в него".

Всякий трезвенник должен был брать из библиотеки при Воскресенской церкви духовные книги для чтения, в воскресные и праздничные дни посещать храм Божий, и особенно всенощные бдения, после которых при общенародном пении служился молебен Спасителю, Божией Матери или Александру Невскому.

"Всегда держи в памяти слова апостола Павла о том, что мы должны "друг друга тяготы нести". Видишь, что твой брат трезвенник в нужде, горе, помоги ему деньгами, советом, помоги всем, чем можешь", - гласило одно из правил Общества. - Будут над тобой смеяться, злословить, что ты записался в трезвенники, переноси это кротко, больше в таких случаях молчи, помня всегда, что того, кого "гонят и преследуют на земле", ожидает "великая мзда на небесах". Во всяком недоуменном случае обращайся за советом к священнику".

Трезвенник должен был также воздерживаться от сквернословия и добрыми словами уговаривать родных и знакомых тоже бросить пьяную жизнь и записаться в члены братства.

Почему столь подробно мы остановились на формах деятельности Санкт-Петербургского Общества трезвости? Зачем перечислили их с такой полнотой и ясностью? Дело в том, что ныне многие мнят избавиться от страсти винопития новомодными способами. Потому повторю еще раз: молитва и пост, воздержание и покаяние - действия, совершаемые в строгом соответствии с многовековой православной практикой - единственно приемлемы для церковного врачевания порока пьянства. На такие - и только такие способы борьбы благословляет Русская Православная Церковь тех, кто решил порвать с губительной страстью.

Нынче многие пытаются совладать со своими пороками, применяя иные средства - медицинские и психотерапевтические. Не вдаваясь в их обсуждение, скажу лишь, что такие методы есть принадлежность человеческого умения и не имеют благодатной церковной силы. Благословение же Церкви, Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II как ее первоиерарха, мое - как правящего архиерея Санкт-Петербургской епархии принадлежит лишь тем способам, которые низводят в душу страждущего грешника Божественную благодать, небесным, невещественным огнем попаляя терние грехов человеческих. И дай нам Бог всем соделаться причастниками этого негасимого духовного огня! Аминь.

 

О "СВИДЕТЕЛЯХ ИЕГОВЫ"

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ" составляют одну из самых распространенных и опасных антихристианских сект. Их учение представляет из себя пеструю смесь религиозных и политических элементов, в которой активно используется христианская терминология и само Имя Христово, лукаво скрывая за этим свое гибельное антицерковное содержание.

Иеговизм имеет два направления: ильинское (русского происхождения) и руссельско-руттерфордовское (американского происхождения), которое и составляет основу секты "Свидетелей Иеговы". Оно возникло в 1872 году в результате раскола другой секты - адвентистов - и возглавлялось последовательно Ч. Русселем и судьей Руттерфордом, отчего и получило свое второе название. Центр организации, возглавляемой "президентом общества свидетелей Иеговы", находится в городе Бруклине, США.

В основе вероучения иеговистов лежит искаженное толкование книг Священного Писания, приспособленное и подогнанное для обоснования его антихристианских, антицерковных аспектов. Присваивая себе наименование "истинных христиан", сектанты отвергают учение Святой Церкви, называя церковную иерархию "составной частью мира сатаны", а саму Церковь - "коварной организацией дьявола". Отвергая все основные догматы христианства, сектанты не признают Божественности Иисуса Христа, Сына Божия, отрицают спасительное значение Его искупительной жертвы, бессмертие человеческой души, загробную жизнь, телесное воскресение и Царствие небесное.

Спекулируя на естественном стремлении человека посильно облегчить свой тесный и скорбный земной путь ко спасению, иеговисты извратили христианское учение о спасении души, обещая своим последователям "рай на земле", построенный по образцу современного западного "общества потребления". Более того, в этом земном раю иеговисты, "ограниченное количество лиц", избранных якобы Самим Богом, "будут господствовать над неограниченным числом лиц, живущих на земле".

"Свидетели Иеговы" утверждают, что все человечество будто бы делится на два неравных лагеря - последователей секты, "войско Божие", и на сатанистов - всех остальных людей, "войско дьявола". Они утверждают, что скоро придет время, когда Иегова открыто объявит войну сатане. В результате этой войны все существующие государства погибнут (в том числе и Россия), а на их месте будет воздвигнуто единое всемирное государство, во главе которого встанет общее для всех "божественное" сверхправительство. Вслед за этим настанет якобы "тысячелетнее царство мира и справедливости".

Несмотря на то, что сектанты при этом пользуются христианской терминологией и широко цитируют Священное Писание, их учение не имеет ничего общего с христианством и грозит каждому, принявшему его, неминуемой духовной катастрофой. Хотя иеговисты усиленно подчеркивают, что их учение является как бы новым откровением Бога-Иеговы, в действительности оно имеет очень древние корни, будучи тесно связанным с верованиями иудаизма.

Еще более двух с половиной тысяч лет назад, со времен вавилонского пленения, иудейские книжники и фарисеи распространяли среди еврейского народа ложные чаяния, что грядущий Мессия-Христос явится в виде царя-завоевателя, который возвратит весь свой народ на земли Палестины, вернет ему блеск и могущество, восстановит Иерусалимский храм, покорит ему все народы мира и, воскресив из мертвых всех "праведников", будет царствовать с ними тысячу лет. Эти чаяния вместе с принявшими христианство евреями проникли в христианскую среду, активно распространялись уже во II-V веках по Рождестве Христовом и были осуждены Православной Церковью как еретические и гибельные для спасения души человеческой.

Сохранившись, тем не менее, на Западе, они начали свое новое широкое распространение в Европе со второй половины XIX века, а сейчас, пользуясь тяжелым положением обессиленной России, пытаются соблазнить паству Русской Православной Церкви. В целом не будет преувеличением сказать, что движение "свидетелей Иеговы" представляет собой аппарат пропаганды идей иудаизма среди христианских народов.

Если же говорить о духовных первоосновах этого тяжкого заблуждения, то главным из них является человеческая гордыня - и проистекающие из нее высокоумие, своенравие, тщеславие и превозношение. Наша духовная леность, неверие и суетность закрывают нам пути приобретения блаженного, благодатного церковного опыта, лучше и яснее всяких слов подтверждающего истинность святого Православия. Человек, не желающий внутренне трудиться, стремящийся приблизиться к Истине без труда, путем легким и широким, становится скорой добычей для лжеучений, подобных тому, что несет в себе секта "Свидетелей Иеговы".

Возлюбленные! Блюдитесь, чтобы духовное расслабление и леность не свили себе гнезда в вашем сердце - и Господь Всемогущий, Милостивый и Долготерпеливый подаст вам во время благопотребное Свою благодатную помощь, охранит вас от всех напастей и введет по успению в блаженное и вечное Царствие Свое. Аминь.

 

ОБРАЩЕНИЯ

 

ДРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДАМ

К казакам юга России

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Господа казаки! Мир вам и Божие благословение. Уже не первый раз слышу я от представителей казачества горькие слова о церковных нестроениях и соблазнах, происходящих у вас, и просьбы высказаться по этому поводу. Благо Отечества и народа русского неотложно требует всемерного укрепления единства. Потому ныне более не нахожу возможным молчать и медлить и, возложив упование на Господа, намереваюсь внести свой посильный вклад в умиротворение духовных смут и искушений, терзающих православный люд.

Гопода казаки! Вы говорите, что озабочены расколом, вносимым в вашу среду существованием приходов, вышедших из юрисдикции Русской Православной Церкви и перешедших в административное подчинение Зарубежной, так называемой Карловацкой Церкви.

Вы говорите, что причинами перехода является молчание Русской Церкви перед лицом предательства своры честолюбцев и стяжателей, разоривших и распродавших Россию; нерешительность церковных иерархов в борьбе с духовным и физическим развратом, насаждаемым в стране по указке мировых богоборческих, русоненавистнических сил; соглашательство с властями, потакающими душителям России, и опасность возрождающейся ереси жидовствующих, вносимой в Церковь многочисленными священниками еврейского происхождения.

Обвинения эти тяжелы, и сомнения ваши небезосновательны. Что же делать? Отложить раздражение и гнев, уныние, малодушие, отчаяние и, собравшись с духом, рассудить неторопливо и разумно, в соответствии с тысячелетним опытом Церкви и реальными условиями сегодняшнего дня.

Начнем же, благословясь...

Итак, первое: допустим ли переход из одной юрисдикции в другую? "Мы ведь никуда не уходим, - говорят "карловчане", - мы остаемся в России. Но мы отказываемся подчиняться иерархии, которая раньше сотрудничала с КГБ, а теперь молчаливо взирает на русский погром, учиненный на Святой Руси святотатцами-русофобами".

Я не буду пускаться в высокоумные объяснения, доказывающие каноническую несостоятельность подобного поведения. Их, поверьте, немало, но они ничего не говорят сердцу простого русского человека, с горечью и скорбью взирающего на всеобщий развал и разброд, царящий ныне на Святой Руси.

Скажу вам, казаки, просто и прямо - без уверток: тот, кто уходит из Русской Православной Церкви (какими бы благовидными предлогами он ни пытался оправдаться), бросает свою мать, вскормившую его млеком церковной благодати, сообщившую ему дары Святаго Духа, сберегшую для него сокровища живого, опытного благочестия, несмотря на гонения и расстрелы, пытки, тюрьмы и лагеря.

Теперь же, когда святой Матери-Церкви особенно тяжело, когда на нее (зная ее решающую роль в сохранении жизнеспособности нашего народа) ополчились все силы ада, вся земная мерзость и мразь, весь огромный, веками отработанный аппарат мировых закулисных центров, - вы, вместо того, чтобы помочь ей в смертельной борьбе, бросаете ее да еще норовите побольнее запустить камень осуждения, клеветы и злословия.

Покажите мне хоть один достоверный документ, говорящий о сотрудничестве церковных иерархов с КГБ! Назовите хоть один церковный канон, позволяющий покидать своего епископа, доколе он исповедует спасительные истины Православия! Человеческие же слабости есть у всех, и они не могут являться основанием для разрыва.

Твой пастырь - недостойный человек? Грош тебе цена, если это заставляет тебя "менять юрисдикцию", а попросту говоря, бежать от трудностей исповедничества. Ты обличаешь сам себя, обнажая отсутствие духовного опыта, маловерие, уныние и малодушие. Борись за веру, насмерть стой за правду Божию, за церковное благочиние - и Господь не оставит тебя Своей помощью, подаст силы в борьбе и в конце концов дарует победу.

Как легко и просто во всем винить иерархов! Главное - сам всегда остаешься чист и прав... Одумайтесь - хранителем благочестия в Православной Церкви является весь народ церковный, и никто не сможет избежать своей доли ответственности на Страшном Суде Христовом! Архиереи не с неба падают, и еще святитель Игнатий Брянчанинов (сто сорок лет назад) говорил, что бессмысленно винить духовенство в падении нравов и оскудении благочестия, если нет должного благонравия в самом народе.

Глянем-ка на себя - как мы живем? И достойны ли мы, по убожеству нашей нынешней духовной жизни, чего-либо лучшего, чем то, что мы имеем? Святую Русь не воскресишь, "бегая" из юрисдикции в юрисдикцию. Ее надо заслужить верой и верностью, вымолить, выплакать, выстрадать - слезами, потом и кровью омывая свои грехи.

Казаки, вы воины. Так скажите мне, хорош ли тот солдат, который во время боя выбирает окоп по принципу "где посуше"? Хорош ли тот воин Христов, которого Небесный Военачальник поставил на брань лютую, брань духовную в одно место, велев ему: "Крепися и мужайся, не ужасайся, ниже убойся; яко с тобою Господь Бог твой во всех, аможе аще пойдеши" (Нав. 1:9), - а после сражения нашел этого воина невесть где лишь потому, что "там удобнее"?

Другой вопрос, который часто приходится слышать: "Почему молчит Церковь, не обличая царящие безобразия?"

Церковь не молчит. Она лишь избегает бессмысленной и вредной, крикливой истерики. Что пользы от огульного обличения, когда большая часть народа религиозно безграмотна, духовно обворована, даже не способна понять церковного вразумления? Ревность не по разуму, огульное обличительство способны лишь разъединить людей, противопоставить их друг другу, запалить смертельный костер очередной русской смуты, из которого нам уже не выйти, в котором сгорим все - правые и виноватые, поджигатели и тушители, верующие и атеисты.

Нужен не крик - нужна кропотливая трудоемкая работа по христианскому воспитанию народа, его духовному вразумлению. Разве не ведет именно такой работы огромное большинство нашего духовенства? Разве утеряна в Русской Церкви спасительная, врачующая благодать Божия? Разве наши храмы перестали быть лечебницами для изъязвленных грехом человеческих душ? Спасение души - вот главная цель человеческой жизни, и для ее достижения Церковь наша имеет все необходимое.

Наконец, третий вопрос: почему Церковь не борется с ересями, угрожающими чистоте Православного вероучения?

Сохранение полноты и целостности апостольского святоотеческого Православия - первейший долг Церкви, первейшая обязанность любого верующего человека. Покуда цело Божественное учение, сильна и необорима Церковь Русская. Поколеблемся в вере, смалодушничаем, поддадимся соблазнам - утеряем церковную благодать, лишимся спасения, погубим себя и Россию!

Русская Православная Церковь никогда не забывала этого, помнит и ныне, и вероучение Господа нашего Иисуса Христа содержит неповрежденно и верно. Любое уклонение, любая ошибка, на которые можно было бы указать как на пример, есть заблуждения того или иного человека, будь он мирянин или лицо духовного звания. Эти личные заблуждения не нарушают чистоты хранимого всей соборной полнотой Церкви исповедания. Вину отдельных личностей недопустимо переносить на всю Церковь!

Отдельно часто выделяют опасность, грозящую сегодня Церкви от усиления и развития ереси жидовствующих. Опасность такая есть. С этой ересью Церковь борется уже не одно столетие, и, поверьте, бывали и более трудные времена. Ведь пережили же! А почему? Потому что подходили к вопросу духовно, с потребным рассуждением и без крайностей.

Надо смотреть правде в глаза - нравится это кому-либо или не нравится - еврей-священник, так же, как и еврей-прихожанин, стал нередкой фигурой в Русской Церкви. И винить человека за факт рождения, за факт национальной принадлежности столь же противно церковным правилам и русским обычаям, сколь и отрицать серьезность проблемы, учитывая тот страшный след, что оставил еврейский религиозный экстремизм в русской судьбе.

Древо познается по плодам. Надо внимательно следить за его развитием и добрый плод всячески растить и холить, а негодный, гнилой - отсекать без ложной жалости и промедления. Так и только так можно обезопасить урожай, подготовить жатву своевременную и обильную. Кстати, нелишне заметить, что в Зарубежной Церкви проблема эта стоит, не в пример России, намного острее и болезненнее. Там, похоже, за урожаем не уследили - это знает всякий, мало-мальски знакомый с церковной жизнью зарубежья.

Господа казаки! На протяжении веков вы были защитниками целостности Отчизны и безмятежности Православия. Оставайтесь таковыми и впредь! Не дайте увлечь себя страстям осуждения и злословия, уныния и маловерия. Помните: враг рода человеческого, сатана, приложит все усилия, употребит все свои хитрости, все коварство, чтобы расколоть, обессилить Русскую Церковь раздорами и расколами, ссорами и перебранками! Не поддавайтесь ему. Помните слова святого первоверховного апостола Павла: "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились" (Рим. 16:17).

Дай нам, Господи, разум творить волю Твою и ходить путями заповедей Твоих! Избави от действия лести вражией, рождающей смуты и соблазны, мятежи и разделения! Управи нас в чистоте и целомудрии, непорочности и единении! Аминь. Храни вас Бог!

 

В ЕДИНСТВЕ - СИЛА


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!