МИЛОСЕРДИЕ И ИСЦЕЛЯЮЩАЯ СИЛА ВЕРЫ



Ко врачам в дни празднования 50-летия

Снятия блокады Ленинграда

 

ЕСЛИ ПО СВЕТСКИМ ОБЫЧАЯМ умерших почитают минутой молчания, то, согласно православной вере, мы поем им: "Вечная память". Да будет же вечная память - всем, кто положил душу свою за Отечество, за родных и близких, за весь наш город...

В тяжелые годы блокады не покладая рук участвовали в деле милосердия все медицинские работники. Но милосердие к страждущим являла в годину скорби и Русская Православная Церковь - в лице своих иерархов, духовенства и простого верующего люда. В те дни, служа в Лавре, переносил все тяготы голодного времени, поддерживая, чем мог, свою паству и митрополит Ленинградский и Новгородский, будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий (Симанский). Для поднятия сил - и физических, и духовных - служились перед чудотворными иконами молебны, возносились прошения к Богу: о защите своего народа, об облегчении тягот и о победе над врагом. Пастыри несли людям слово наставления и утешения и, страдая так же, как и все, находили в себе силы для милосердия.

Что же такое - милосердие? Это - живой источник, исходящий от Вечности, которую мы называем Бог - Бог милосердия, Бог, Который есть любовь. Ради любви возникает милосердие. Во имя любви Бог сотворил мир, во имя любви создал человека - для того, чтобы тот, живя в Эдеме, совершенствовался духовно и наследовал жизнь вечную. Даже после того, как Адам нарушил единственную данную ему заповедь и пал, соблазненный врагом, когда в естество человеческое вошла смерть, когда ум, сердце и воля в человеке перестали согласовываться, все далее отдаляясь от Бога - Господь и тут явил Милосердие Свое. Ибо "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). В те дни, когда благочестие оскудело в народе настолько, что потребовалось Самому Христу вочеловечиться на земле - Он и тогда пришел не для того, чтобы судить мир, "но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мрк. 10:45).

Потому что Божие милосердие - это не человеческое милосердие, где милость являют только к ближним и любимым людям. В Евангелии сказано, что Господь "дождит и согревает" равно и праведных, и грешных.

Чего же хочет от людей Господь? Только любви. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим" (Мф. 22:37). "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22:39). В этих двух заповедях - вся наша с вами жизнь, какой она должна быть. Но исполнить эти заповеди не очень просто. Для того, чтобы в человеке воссияла любовь, требуется прежде всего очищение души - от страстей и похотей. Полное очищение - при принятии даров Святого Духа или плодов Духа Святаго. А для этого необходимо покаяние. Говоря словами апостола Павла, "уклонись от зла и сотвори благо". Нельзя вливать драгоценные благовония в грязный сосуд. Мы должны тщательно очистить сосуд своей души, и уже одно стремление к такому очищению будет первым шагом в восхождении человека на круги и дела милосердия.

Понятие "милосердие" происходит от двух слов: "милость" и "сердце". Это - милующее сердце, милостивое сердце. А что такое милующее сердце? Это, по определению преподобного отца Исаака Сирина, "возгорание сердца человека о всем творении - о человеках, о птице, о животных, о демонах даже и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого горения - умиляется сердце его, и не может он вынести или слышать или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины нашей и учиняющих вред ежечасно со слезами приносит молитву, какая без меры возбуждается в сердце по уподоблению во всем Богу". Вот какое милосердие имеет милующее сердце! Это - дар воистину Божий. Сердце, способное печалиться даже над падшим ангелом, может быть только у человека, любящего Господа всей душой. Оно не может не сострадать такому прекрасному Божиему творению, которое было создано первым пред Богом и которое, возгордившись, лишив себя возможности покаяния, гибнет безвозвратно. Милующее сердце не видит в человеке зла, грех оно воспринимает не как неотъемлемую часть души, а как внедряемое в нее извне зло, и потому милующий человек старается всеми силами души помочь и лицам нравственным, и грешникам. За всех он молится.

Особенно ярко дела милосердия проявлялись у первых христиан, которые только из любви к своему Создателю и Творцу распространяли Божественное Слово среди тогдашнего мира. Они несли эту любовь сквозь мучения и казни, сквозь злословия и гонения, они с радостью умирали за эту любовь, молясь Господу не только о ближних, но и о врагах своих. В любых обстоятельствах: и на свободе, и в заключении - они посвящали себя служению ближнему: и праведнику, и падшему... В середине третьего века в карфагенских землях вспыхнула эпидемия моровой язвы. Люди умирали на улицах и в домах, и никто не брался хоронить их, боясь заразиться смертельной болезнью. Тогда епископ Киприан обратился к верующим, призывая их очистить город от трупов, очистить совершенно. И христиане отозвались на этот призыв. Многие от прикосновения к умершим заболевали и предавали Богу душу, но другие продолжали очищать город, являя пример настоящей христианской любви и милосердия.

...Любой врач хорошо знает, насколько успешное лечение больного зависит от его внутреннего настроя. Но если даже и неверующим знакомы поразительные результаты сильного желания человека выздороветь, то насколько несравнимо целительнее оказывается у христиан сила веры! Эта исцеляющая вера черпает свои силы непосредственно в источнике жизни вечной - в Боге. И Сам Господь наш Иисус Христос явил миру чудеса такого исцеления - "по вере вашей" (Мф. 9:29). Однажды, когда Господь находился в некоем доме - принесли к нему расслабленного. Из-за невозможности приступить ко Христу, четыре сопровождающих разобрали кровлю и опустили больного на носилках прямо в дом. И по вере тех, кто принес болящего, Господь исцелил его. В другой раз, когда Христос говорил с народом, к нему прикоснулась женщина, которая двенадцать лет страдала кровотечением и истощила все свои сбереженния на врачей, не сумевших ей помочь. Она прикоснулась к Нему, потому что всей душой верила: это спасет ее. Христос тотчас же почувствовал настрой души этой несчастной и сказал: "Дщерь! Вера твоя спасла тебя: иди в мире, и будь здорова от болезни твоей" (Мрк. 5:34).

Есть в мире и другая форма исцеляющей веры - когда болящий обращается за поддержкой к священнику. В этом случае верующий молится не только сам, но и через пресвитера церковного. А пресвитеры, зная заповедь Христову: "Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте" (Мф. 10:8), - приходили к больному, неся спасительное слово, молитву и помазание. "Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю" (Ин. 14:14), - говорил Господь, и с верой в непреложное Слово Божие они шли к постели больного и исцеляли его. Но какое же спасительное слово несли ученики Христовы болящим? Это - слово о покаянии.

Церковь учит, что обычно болезнь тела есть лишь следствие болезни души, поэтому главное лекарство для больного - это "дух сокрушен", это искреннее раскаяние в совершенных грехах и намерение исправиться. О первопричине телесных болезней говорил Сам Христос. Исцеляя страждущих, Он напутствовал их такими словами: "Иди и больше не греши!" Или: "Чадо! Прощаются тебе грехи твои" (Мрк. 2:5).

Многих мирян нередко смущает то обстоятельство, что люди, которые веруют в Бога, тем не менее подвергаются и скорбям, и болезням - и не только взрослые, но и дети. Но удивляет ли нас, когда родители наказывают ребенка за проступки, предлагая ему подумать, что плохого он сделал (так Церковь предлагает покаяние или запрещает ему что-либо, ограждая от опасности; так Господь ограждает с помощью немощи и праведников Своих). Впрочем, бывают болезни, которые попускаются человеку и не за грехи, и не во ограждение от больших бед, но лишь во славу Божию. Так в Евангелии повествуется о слепорожденном человеке, о котором ученики спрашивали Христа: "Кто согрешил, он или родители его?" (Ин. 9:2). "Не согрешил ни он, ни родители его, - отвечал Иисус, - но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин. 9:3). И помазал Господь очи слепого, сказав: "Пойди, умойся в купальне Силоам" (Ин. 9:7). Сопровождаемый апостолами и народом, тот пошел к купальне, умылся и - прозрел. И в этом явила себя Слава Божия.

И для врача, исцеляющего душу, и для больного, чья душа изъедена язвами грехов и страстей, вера - начало и средство исцеления. Для того, чтобы вернуть здоровье, необходимо соединиться с источником жизни, со Вседержителем и душ, и телес наших. Без этого, даже если тело и исцелится с помощью известных медицине лекарственных средств, - душе мало пользы. Дай Бог, чтобы врачи ХХ века смотрели на больного, как целители первых веков христианства, заботясь не только о его теле, но и о душе. Помните: дела милосердия включают в себя силу от Источника Милосердия, Которым является Господь наш Иисус Христос.

 

ВРАЧЕВАНИЕ НЕДУГОВ –

ДЕЛО БЛАГОЕ И БОГОУГОДНОЕ

Напутствие газете "Мединформ. Санкт-Петербург"

 

БРАТИЯ И СЕСТРЫ! Приветствуя выход в свет нового медицинского издания, я от всей души желаю, чтобы оно усердно и успешно служило благородному делу народного здравоохранения, находящемуся ныне - увы! - в состоянии прискорбного забвения и упадка. Сегодня вполне очевидно: для того, чтобы в полной мере соответствовать своему высокому призванию, российская медицина неизбежно должна опираться на твердый фундамент религиозной нравственности и христианского милосердия.

С момента грехопадения первого человека душа его сделалась доступна разрушительным страстям, а тело - многочисленным и тягостным болезням. Милосердствуя о Своем падшем творении, Человеколюбец Бог даровал нам средства врачевания и выздоровления. Врачебницей духовной, больницей для уязвленной грехом, многострастной души человеческой Он соделал Святую Церковь, через Таинства которой, как через некие божественные лекарства, Сам врачует и воссозидает в нас Свой искаженный образ, возводя человека на высоту утраченного богоподобия. "Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отъидеши", - ежедневно слышит увещевающий глас Церкви всякий кающийся перед Таинством исповеди.

В то же время для исцеления телесных недугов щедро разлил Господь в окружающем нас мире целебные средства, предоставив человеку самому познавать их и пользоваться ими по мере разумения для облегчения своих многочисленных немощей. Так родилась медицина - наука и искусство врачевания - дело весьма необходимое, благое и богоугодное. "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22:39), - поучает нас заповедь Христова, и ярким проявлением такой любви, сострадательной и милосердной, всегда служило стремление врача облегчить страдания и скорби больного, а если можно - то и вовсе избавить человека от них.

Все, сотворенное Богом, "добро зело": Господь есть Творец добра и правды, но не зла и гибели. Грех вошел в мир в результате злоупотребления человеком своей свободной волей, в результате ложного нравственного выбора, последствия которого столь хорошо знакомы каждому из нас. Грех растлил нашу природу, научив человека даже благие дарования Божии обращать на службу своим беззаконным страстям. Увы, не избежала такого искажения и область медицины. Знания, обретенные для спасения человека, используются ныне во всем мире для легализованного детоубийства (аборты), для попыток научиться контролировать поведение человека, сделав из него послушного робота ("военная психиатрия"), для создания страшных, смертоносных видов оружия.

И все же я верю, что русские врачи сегодня, как и ранее - в течение всей славной истории отечественной медицины - воодушевлены на поприще своего благородного труда высокими идеалами милосердия и человеколюбия, жертвенности, сострадания и любви. В тяжелое, смутное время нынешнего всероссийского хаоса и разорения ваш нелегкий труд как никогда нужен и важен для страны и народа. Помните о высоте и святости своего предназначения, трудитесь в соответствии с велениями совести и христианской нравственности - и Господь Всемогущий подаст вам силы, знания, умение, а в блаженной вечности вознаградит паче, нежели способно представить себе жалкое человеческое воображение. Сие и буди, буди! Аминь.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!