В большинстве субъектов Российской Федерации, где институт уполномоченного по правам человека отсутствует, при главах регионов созданы комиссии по правам человека. 24 страница



Устав ООН - это международный договор, а потому он является юридически обязывающим правовым актом. Все государства - члены Организации Объединенных Наций должны добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу ООН обязательства, включая обязательства поощрять и уважать права человека, и сотрудничать с Организацией Объединенных Наций и другими государствами для достижения этой цели. Вот почему уже на начальном этапе своего существования ООН приступила к решению задачи по кодификации гуманитарных стандартов и защите прав человека.

Подготовительная комиссия ООН, заседание которой состоялось вскоре после закрытия конференции в Сан-Франциско, рекомендовала Экономическому и Социальному Совету учредить на своей первой сессии Комиссию по поощрению прав человека, как это предусматривалось ст. 68 Устава ООН ("Экономический и Социальный Совет создает комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека, а также такие другие комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций").

В начале 1946 г. ЭКОСОС учредил Комиссию по правам человека в качестве основного директивного правозащитного органа системы ООН. Под председательством Элеоноры Рузвельт (защитницы прав человека и вдовы бывшего президента США Франклина Рузвельта) Комиссия занялась определением основных прав и свобод.

В январе 1946 г. на своей первой сессии Генеральная Ассамблея ООН рассмотрела проект декларации основных прав человека и свобод и передала данный проект Экономическому и Социальному Совету для представления его на рассмотрение Комиссии по правам человека "при разработке международного билля о правах человека". В начале 1947 г. на первой сессии Комиссия поручила своим экспертам разработку "предварительного проекта международного билля о правах человека", после чего работа была продолжена в рамках специального редакционного комитета.

Относительно формы билля о правах высказывались различные точки зрения. Редакционный комитет в конечном счете решил составить два документа: один - в форме декларации, в которой излагались бы общие принципы или нормы прав человека, а другой - в форме международного договора. Поэтому Комитет вначале представил Комиссии проект статей международной декларации прав человека и проект статей конвенции о правах человека.

В конце 1947 г. Комиссия решила, что термин "международный билль о правах человека" должен относиться ко всем разрабатываемым документам, и поэтому создала три рабочие группы: а) по декларации; б) по пакту; в) по мерам по их осуществлению.

Комиссия на сессии, проходившей с 24 мая по 15 июня 1948 г., пересмотрела проект декларации с учетом замечаний правительств. Однако она не имела времени для рассмотрения пакта или вопроса об осуществлении. Поэтому текст только данной декларации был представлен через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблее на ее сессии, проходившей в Париже.

Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека в качестве первого из числа намечавшихся правовых актов.

Всеобщая декларация прав человека разрабатывалась и принималась в непростых политических условиях. В ее создании принимали участие представители государств, которые придерживались в ряде отношений противоположных взглядов на природу прав человека.

Наиболее острые дебаты развернулись между представителями социалистических и западных стран по поводу содержания прав человека, которые предполагалось включить в текст Всеобщей декларации.

Западные страны, основываясь на признании приоритетности индивидуальных прав как абсолютных и присущих каждому человеку в отличие от социально-экономических (теория двух поколений прав человека), настаивали на ограничении содержания Декларации фиксацией гражданско-политических прав по аналогии с французским и американским конституционным законодательством. Советские представители указывали на необходимость использования "конституционного опыта всех стран", в том числе и социалистических, на неразрывность гражданско-политических и социально-экономических прав, предоставление которых человеку во всей полноте является доказательством их уважения и соблюдения в целом. Поскольку большинство представителей развивающихся стран поддержали эту позицию, то ряд социально-экономических прав (таких как право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение) был включен в текст Декларации.

Острые дискуссии разгорелись вокруг предложения советских представителей о дополнении статей о правах человека гарантиями со стороны государств. В частности, ст. 19, провозглашающую право на свободу убеждений и свободное их выражение, предлагалось сформулировать следующим образом: "С целью обеспечения права на свободное выражение мнений значительных слоев населения, а также для их организации государство оказывает им содействие и помощь материальными средствами (помещениями, печатными машинами.), необходимыми для изданий демократических органов печати" <1>.

--------------------------------

<1> Мовчан А.В. Международная защита прав человека. М., 1982. С. 23.

 

Западные страны отвергли этот проект, ссылаясь на то, что предоставление государством помощи может оказаться формой давления на общественное мнение. В целом западные представители возражали против включения каких-либо гарантий со стороны государств, мотивируя это тем, что Декларация призвана зафиксировать только права человека.

Не нашла поддержки и инициатива советских представителей отразить в Декларации связь прав человека с проблемой государственного суверенитета. Западные страны считали, что указанное предложение является отражением господствующей в Советском Союзе теории о подчинении личности государству, противоречащей абсолютному характеру прав человека. Западные страны не согласились и с предложением советских представителей о включении в Декларацию статьи о праве наций и народов на самоопределение.

С другой стороны, из-за негативной позиции социалистических стран, поддерживаемых некоторыми латиноамериканскими государствами, в текст Декларации не было включено право на петиции к властям государства, гражданином которого он является или в котором он проживает, либо к Организации Объединенных Наций, содержавшееся в проекте Комиссии по правам человека. Советский Союз, Мексика и ряд других стран считали, что право на петиции в ООН нарушает принцип национального суверенитета и противоречит уставному положению о невмешательстве во внутренние дела государств.

Таким образом, текст Всеобщей декларации - результат непростого согласования идеологических позиций, в первую очередь бывших союзников по антигитлеровской коалиции.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией".

Важнейшие нормы, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и позднее юридически закрепленные в Международных пактах о правах человека 1966 г., полностью согласуются и подтверждают основополагающую идею французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека, с одной стороны, утверждается, что "признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира", а с другой - "пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества".

Сорок восемь государств проголосовали за Декларацию, восемь воздержались, причем никто не голосовал против. В заявлении после голосования Председатель Генеральной Ассамблеи указал, что принятие Декларации "явилось выдающимся достижением, шагом вперед в великом эволюционном процессе".

Действительно, это был первый случай, когда организованное сообщество наций приняло декларацию о правах человека и основных свободах. Документ опирался на авторитетное мнение Организации Объединенных Наций в целом. Миллионам людей - мужчинам, женщинам и детям во всем мире - он продолжает быть источником помощи, руководства и вдохновения.

Декларация состоит из преамбулы и 30 статей, в которых излагаются основные права человека и свободы, на которые имеют право все мужчины и женщины в мире без какого бы то ни было различия. В ст. 1 излагаются философские постулаты, на которых основана Декларация. Статья гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

Статья определяет, таким образом, основные посылки Декларации:

1) что право на свободу и равенство является неотъемлемым правом человека, которого он не может быть лишен;

2) что, поскольку человек имеет разум и совесть, он отличается от других существ на Земле и поэтому имеет право на определенные права и свободы, которыми не пользуются другие существа.

В ст. 2 излагается основной принцип равенства и отсутствия дискриминации в отношении пользования правами человека и основными свободами "без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения".

В ст. 3, где закреплено первое из основных положений Декларации, провозглашается право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность - право, которое имеет жизненно важное значение для пользования всеми другими правами. Эта статья является вводной статьей к ст. ст. 4 - 21, в которых излагаются другие гражданские и политические права, включая свободу от рабства и подневольного состояния; свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания; право на признание повсюду правосубъектности; право на эффективное восстановление в правах; свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; право на справедливое и гласное разбирательство независимым и беспристрастным судом; право считаться невиновным, пока виновность не будет установлена; свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища или корреспонденции; свободу передвижений и выбора местожительства, право на убежище; право на гражданство; право вступать в брак и основывать семью; право владеть имуществом; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений и их выражения; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право принимать участие в управлении страной и право равного доступа к государственной службе.

Статья 22, второе основное положение Декларации, предваряет ст. ст. 23 - 27, в которых излагаются экономические, социальные и культурные права, на которые имеет право каждый человек как "член общества". В статье эти права характеризуются как необходимые для поддержания достоинства человека и для свободного развития его личности и указывается, что они должны быть осуществлены "через посредство национальных усилий и международного сотрудничества". В то же время в ней говорится об ограничениях в отношении этого осуществления, степень которого зависит от ресурсов каждого государства.

Экономические, социальные и культурные права, признаваемые в ст. ст. 22 - 27, включают право на социальное обеспечение, право на труд, право на равную оплату за равный труд, право на отдых и досуг, право на жизненный уровень, необходимые для поддержания здоровья и благосостояния, право на образование, право на участие в культурной жизни общества.

В заключительных статьях (ст. ст. 28 - 30) признается, что каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, и подчеркиваются обязанности каждого человека перед обществом.

Статья 29 специально указывает, что "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе", и добавляет, что осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30 предупреждает, что никакое государство, группа лиц или отдельное лицо не могут претендовать на право в соответствии с этой Декларацией "заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации".

Всеобщая декларация прав человека, рассматриваемая "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства", стала критерием для определения степени уважения и соблюдения международных норм, касающихся прав человека во всем мире.

С 1948 г. она являлась и правомерно по-прежнему является наиболее важной и всеобъемлющей из всех деклараций Организации Объединенных Наций, а также основным источником, вдохновляющим национальные и международные усилия, направленные на поощрение и защиту прав человека и основных свобод. В ней определено направление всей последующей деятельности в гуманитарной области, и она представляет собой философскую основу для многих других, имеющих обязательную и юридически обязательную силу международных актов, направленных на защиту провозглашенных ею прав и свобод.

В Воззвании, принятом Международной конференцией по правам человека, состоявшейся в Иране в 1968 г. (Тегеранская конференция), было заявлено, что "Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества".

Тегеранская конференция подтвердила свою веру в принципы Всеобщей декларации прав человека и настоятельно призвала все народы и правительства "отдать все силы делу осуществления этих принципов и удвоить свои усилия в целях обеспечения всем людям жизни, отвечающей требованиям свободы и достоинства и содействующей расцвету физических, умственных и духовных способностей человека и его социальному благосостоянию".

В последние годы при подготовке международных документов в области прав человека в органах Организации Объединенных Наций усиливается тенденция к включению ссылок не только на Всеобщую декларацию прав человека, но и на другие международные документы о правах человека. Например, это касается Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов в 1974 г., Декларации об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества 1975 г. и Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений в 1981 г.

Международные пакты о правах человека. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила Комиссии по правам человека подготовить в первоочередном порядке проект пакта о правах человека и проект мер по его осуществлению. В 1949 г. Комиссия рассмотрела текст проекта пакта, а в следующем году пересмотрела первые 18 статей на основе замечаний, полученных от правительств. В 1950 г. Генеральная Ассамблея заявила, что "пользование гражданскими и политическими свободами и обладание правами экономическими, социальными и правами в области культуры связаны между собой и взаимно обусловливаются". Затем Ассамблея постановила включить в пакт о правах человека права экономические, социальные и права в области культуры, а также определенное признание равенства мужчины и женщины в отношении этих прав, как это указано в Уставе ООН.

В 1951 г. Комиссия по правам человека составила 14 статей об экономических, социальных и культурных правах на основе предложений правительств и мнений специализированных учреждений. Она также сформулировала 10 статей о мерах по осуществлению этих прав, в соответствии с которыми государства - участники пакта должны представлять периодические доклады.

После продолжительных прений на своей сессии в 1951 г. Генеральная Ассамблея поручила Комиссии "выработать проекты двух пактов о правах человека, в одном из которых должны содержаться гражданские и политические права, а в другом - права экономические и социальные и права в области культуры". Ассамблея подчеркнула, что оба пакта должны включать как можно больше аналогичных положений, а также должны включать статью, предусматривающую, что "все народы имеют право на самоопределение".

Комиссия завершила разработку проектов двух пактов на своих девятой и десятой сессиях.

Генеральная Ассамблея рассмотрела проекты пактов в 1954 г. и постановила предать проекты пактов возможно более широкой гласности, с тем чтобы правительства могли детально изучить их и чтобы общественное мнение о них могло свободно выявляться. Она рекомендовала, чтобы Третий комитет приступил к постатейному обсуждению текстов на своей сессии в 1955 г. Хотя постатейное обсуждение началось в намеченный срок, разработка пактов была завершена лишь в 1966 г. Таким образом, в 1966 г. была завершена разработка двух международных пактов о правах человека (вместо одного, как предполагалось первоначально): Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах.

Кроме того, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах предусмотрел механизм для рассмотрения сообщений от отдельных лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте.

Преамбула и ст. ст. 1, 3 и 5 двух пактов почти идентичны.

В преамбуле к каждому Пакту указывается на обязательство государств в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций поощрять права человека и напоминается о том, что каждый отдельный человек должен добиваться поощрения и соблюдения этих прав, и признается, что, согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.

В ст. 1 обоих пактов провозглашается, что право на самоопределение является всеобщим, и содержится призыв ко всем государствам поощрять осуществление этого права и уважать его. В обоих пактах говорится, что "все народы имеют право на самоопределение", и добавляется, что "в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие".

В ст. 3 обоих пактов подтверждается равное для мужчин и женщин право пользования всеми правами человека и предписывается государствам осуществлять этот принцип на практике.

Статья 5 обоих пактов предусматривает гарантии от нарушения или необоснованного ограничения какого-либо права человека или какой-либо из основных свобод, а также от неправильного толкования какого-либо положения Пакта с целью оправдания нарушения какого-либо права или свободы в большей степени, чем это предусматривается в пактах. Она также препятствует ограничению государствами уже существующих прав на их территории под тем предлогом, что в Пакте не признаются такие права или признаются в меньшем объеме.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!