По времени возникновения выделяют несколько поколений прав человека. 8 страница



Законность обычно понимается как строгое и неуклонное соблюдение и выполнение законов всеми субъектами права. При этом нередко в ряду этих субъектов особо выделяются государственные органы и должностные лица. И с этим стоит согласиться, так как от них прежде всего и зависит состояние законности. Поэтому законность предстает и в качестве принципа организации и деятельности государственного механизма, метода осуществления государственной власти.

В требованиях законности воплощаются важные начала современной правовой жизни. Одним из таких требований является равенство людей перед законом. Говоря о равноправии людей, стоит обратиться к противоречиям правового развития. Одно из них - формально-юридическое равенство людей и их действительное неравенство. Право представляет систему государственно-властных велений общего характера. Адресуются же они разным, фактически неравным людям. Это диалектическое противоречие является определяющим в правовом развитии. Однако оно не остается неизменным. Так, в рабовладельческом и феодальном обществах работник (раб, крепостной крестьянин) находился в личной зависимости от своего работодателя (рабовладельца, феодала). В таких условиях не могло быть юридического равенства рабовладельца и раба, феодала и крепостного. Буржуазные производственные отношения не знают личной зависимости работника от работодателя, поэтому равенство людей перед законом является примечательной особенностью нового времени, становления гражданского общества и правового государства. Конституция РФ устанавливает: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств" (ст. 19). Такое юридическое равенство не упрощает, а наоборот, усложняет противоречивость правового развития. Видную роль в разрешении этой противоречивости играет правовая политика современного государства. Одной из необходимых составляющих этой политики является признание и защита естественных прав человека. В России официально признаны естественные права человека и гражданина (право на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; право на свободу передвижения и др.). Принимаются меры по обеспечению этих прав, а это способствует цивилизованному разрешению противоречия между формально-юридическим равенством людей и их действительным неравенством. Отражается такая практика и на правопреемственности, сочетающей в себе внутреннюю и внешнюю заданность правового развития. Внутренняя заданность представляет собой связь между разными этапами развития конкретной национальной правовой системы. Внешняя заданность предстает как восприятие той или иной страной зарубежного правового опыта. Вопрос о правопреемственности не являлся актуальным для советского правоведения. Рассуждали обычно так: буржуазное право является эксплуататорским, а право при социализме становится антиэксплуататорским, поэтому между ними не может быть преемственности. Таким образом, происходило игнорирование преемственности как необходимого момента диалектического закона отрицания отрицания. И здесь уместно сказать о следующем. Без человека право развиваться и функционировать не может. Но не менее значимо следующее. Человеческий опыт убедительно свидетельствует о том, что сущностные характеристики человека почти не меняются. Задача воспитания нового человека, сформулированная Коммунистической партией Советского Союза, оказалась невыполненной. Советскому человеку, несмотря на его чрезмерную политизированность и идеологизированность, остались присущи все качества человека вообще.

Ведя разговор о правовой государственности и правах человека, нельзя не учитывать тот факт, что государство и право друг без друга существовать не могут. Их целесообразно представлять в качестве обладающих относительной самостоятельностью по отношению друг к другу компонентов целостного образования. Это позволит избежать малопродуктивного стремления обосновать первичность или приоритет одного из них.

Происхождение государства и права базируется на единых предпосылках, связанных с переходом человечества от присваивающей экономики к производящей, разделением людей на классы. Вместе появившись, государство и право друг без друга развиваться и функционировать не могут. Это общий ход взаимодействия государства и права, знающий разные проявления. Так, тоталитарное государство стремится превратить право в средство, инструмент защиты своих интересов. В современных условиях центром взаимодействия государства и права становится человек. Именно права, свободы, законные интересы человека и гражданина, их реализация выступают тем оселком, на котором проверяется состоятельность этого взаимодействия. Примечательно и следующее. Происходит сближение закономерностей взаимодействия государства и права внутри страны с закономерностями их взаимодействия на международной арене. Это обусловлено рядом обстоятельств, среди которых особо выделяются глобальные проблемы современности. Эти проблемы (охрана окружающей среды, борьба с эпидемиями, терроризмом, предотвращение ядерной войны и др.) лежат в основе сближения внутригосударственного и международного права. Такое сближение содействует формированию правового государства в нашей стране. Об этом свидетельствует, в частности, установление взаимной ответственности гражданина и государства. Согласно теории этот принцип должен соблюдаться как гражданином, так и государством. Однако в силу низкого качества российской правовой жизни это происходит отнюдь не всегда. Поэтому актуальной задачей являются развитие правовой культуры личности и российского общества, преодоление правового нигилизма.

Взаимодействие государства и права отличается многоплановостью; в связи с этим, изучая это взаимодействие, нужно прибегать к разным научным подходам. Один из них - системный. На базе системного подхода государство предстает частью политической системы общества, а право - звеном правовой системы общества. При этом государство и право сами выступают в качестве сложных системных образований, характеризуемых механизмом государства и системой права.

Существует широкое и узкое понимание политической системы общества, но при любой ее трактовке нельзя не учитывать следующее. Ведущую роль в формировании, развитии и функционировании политической системы общества играет государство. В связи с этим подчеркнем: государство в отличие от политических партий, других организаций, осуществляющих политическую деятельность, является универсальной политической организацией. Оно распространяет свое влияние на всех, кто находится на его территории, решает экономические, социальные, политические и иные вопросы жизни общества. Государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством внутри страны и независимостью на международной арене. От государства исходят в конечном счете все правовые нормы, регулирующие разнообразные общественные отношения. В число таковых входят и политические отношения.

Основным элементом правовой системы общества выступает право. Такое мнение позволяет не смешивать его с другими правовыми явлениями, в частности с правосознанием. Несомненно, правосознание занимает видное место в правовой системе общества, но оно не входит в содержание права, а представляет собой отношение людей к праву. По этой причине, включая правосознание в содержание права, мы лишаем его формальной определенности, размываем границы между правомерным и неправомерным, законным и незаконным поведением людей.

Политическая и правовая системы в определенной степени являются самодостаточными образованиями, но они связаны с экономической, социальной, духовной сферами жизни общества. Политическая и правовая системы не могут обойтись и друг без друга. Довольно четко это проявляется во взаимодействии механизма государства и системы права.

Механизм государства - это система таких образований, которые материализуют государственную власть и оказывают воздействие на общество. К ним прежде всего относятся первичные государственные органы, обладающие законодательными, исполнительными, судебными властными полномочиями. Связь этих органов с правом очевидна. Органы законодательной власти издают законы, их исполнением занимаются органы исполнительной власти. Суды осуществляют правосудие.

Будучи частью правовой системы общества, система права складывается из правовых норм. Этим нормам присуща как интеграция, так и дифференциация. Единство правовых норм обеспечивается рядом оснований. Одним из них выступает единая государственная воля, воплощенная в нормах права. Внутригосударственное право обычно выражает волю определенного суверенного государства. Деление правовых норм на определенные виды тоже осуществляется по разным основаниям. Так, современное российское право делится на публичное и частное. Публичное право связано с общегосударственным интересом, а частное - с частным интересом. Такое деление обусловлено новыми координатами развития современной России, которых не знал Советский Союз. Советское право не делилось на публичное и частное.

Среди необходимых условий успешного формирования правового государства следует особо выделить становление гражданского общества. Россия находится на первом этапе этого сложного, многогранного процесса. В стране существуют частная, государственная и муниципальная формы собственности, развивается современная рыночная экономика. В правовом регулировании экономических отношений все значимее становится правовое дозволение, неразрывно связанное с экономической свободой.

Важным признаком гражданского общества является политический и идеологический плюрализм. Россия стремится к этому. У нас существуют разные политические партии, идет процесс становления современной партийной системы, отсутствует официальная государственная идеология.

Примечательной особенностью гражданского общества является его открытость. Российское общество становится все более открытым. Об этом, в частности, свидетельствуют его довольно активные действия, связанные с решением глобальных проблем современности.

В гражданском обществе функционирует легитимная и демократическая власть. Такой характер власти трудно представить без соответствующего правового порядка формирования властных структур. В России проводится последовательная работа по совершенствованию избирательной системы. Немаловажно и следующее. Органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти. В стране появились новые формы общественного контроля за деятельностью властных структур. В частности, работают российская и региональные общественные палаты.

Гражданское общество знает сильную социальную политику. Для достижения этого России предстоит пройти немалый путь. Однако меры по обновлению социальной деятельности свидетельствуют об определенных подвижках в этой сфере.

Гражданское общество не может функционировать без свободы слова и печати, независимых СМИ. И здесь Россия не стоит на месте. Несмотря на все трудности, в российском обществе утверждаются свобода слова и печати, независимость СМИ.

 

§ 3. Социальное государство и права человека

 

Проблема прав человека является сложной и многоплановой, имеет множество аспектов. В рамках гуманитарного знания она связана с теорией естественного права, принципами правового государства, представлениями о гражданском обществе, либерально-демократическими доктринами. Одним из аспектов рассмотрения данной проблемы является сформировавшаяся в конце XIX - начале XX в. теория социального государства, которая нашла свое конституционное закрепление в ст. 7 Конституции РФ.

Большинство исследователей - и зарубежных, и российских - связывают появление идей о формировании социального государства с теориями Т. Гоббса и Дж. Локка, являвшимися результатом осмысления Английской буржуазной революции 1648 г. и Славной революции 1688 г. Дж. Локк как выразитель политического компромисса, осуществленного в ходе Славной революции, основу политических договоров и политики видел в консенсусе, в согласовании интересов индивидов, отводя государству функцию охраны собственности и свободы договоров <1>. В свою очередь, Ж.-Ж. Руссо считал одной из задач государства устранение несправедливого и нестерпимого для общества деления людей на богачей и нищих, но не настаивал на устранении богатства вообще и тем более богатых <2>.

--------------------------------

<1> См.: Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч.: В 3 т. М., 1998. Т. 3. С. 306.

<2> См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М., 1990.

 

Теоретики XIX в. трансформировали идеи XVII - XVIII вв. в соответствии с новыми историческими условиями, в результате чего в политической теории возник ряд новых концепций: либерализм с его апологией частной собственности, индивидуализма, конкуренции, рынка и "минимального государства"; утопический социализм в разных модификациях, введший термин "социализм" в противоположность индивидуализму; марксизм, с иных теоретико-методологических позиций осмысливший теории предшественников и современников.

Теория социального государства (welfare stat, или государства благоденствия) появилась в общественно-политической мысли Германии в 80-е гг. XIX в. и получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г., наделившей граждан социальными правами (на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности). Однако сам термин "социальное государство" впервые в мировой конституционной практике был закреплен в ст. ст. 20 и 28 Основного Закона ФРГ от 23 мая 1949 г. <1>.

--------------------------------

<1> Конституции зарубежных государств. М., 1997.

 

Среди российских и зарубежных авторов нет единства в объяснении причин становления социального государства.

Ряд ученых считают, что такое государство возникло как ответ на ряд социальных явлений: индустриализацию и переход к промышленному обществу, резко снизившему роль традиционных институтов (гильдий, цехов, семьи), оказывавших социальную помощь; современную бюрократию, развитие которой сделало возможным всеобъемлющее социальное обеспечение; демократию, поскольку введение всеобщего избирательного права привело к коллективному финансированию рисков и расходованию средств на социальное обеспечение; интересы рабочего класса, ибо социальное государство сужает рамки действия рынка, выводя некоторые общественные сферы, прежде всего образование и здравоохранение, за рамки действия рынка; капитализм, поскольку рыночная экономика требует определенной заботы о тех, кто проигрывает в борьбе за выживание <1>.

--------------------------------

<1> См.: Торлопов В.А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы: Монография. СПб., 1999.

 

Другие видят причины становления социального государства, во-первых, в промышленной революции, разрушении традиционного уклада, развитии "дикого" капитализма, ужесточении эксплуатации, обеднении большинства населения, следствием чего являются обострение социального вопроса, придание ему политического звучания, возникновение рабочего движения. Во-вторых, классовая ограниченность правового государства потребовала дополнения его требованиями создания материальных условий для реализации свободы. Демократия остается формальной и превращается в олигархию без участия граждан в политике. Отсюда и вытекает требование социальной демократии, соединяющей политическую демократию с социальным равенством. Третья причина заключается в том, что социальное государство явилось и теоретическим, и практическим ответом не только на недостатки правового демократического государства в его либеральном варианте, но и на неудавшуюся попытку социализма обеспечить каждому человеку материальную свободу, социальную справедливость и равенство <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996. С. 223 - 225.

 

Английский социолог Дж. Кин, например, основную причину возникновения государства всеобщего благоденствия видит в том, что гражданские общества эпохи модерна превратились в общества наемного труда, что потребовало обеспечения практически полной занятости населения. Для реализации этого требования власть имущие и государство из страха перед общественными беспорядками, с учетом опыта экономических кризисов и мировых войн, предприняли попытки обеспечения работой на полный день всего мужского населения своих стран. С этой целью они проводили политику поощрения частного капитала, предоставления профсоюзам возможности участвовать в заключении коллективных договоров, в выработке государственной политики и удовлетворения некоторых социальных нужд граждан, прежде всего в здравоохранении и образовании <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кин Дж. Демократия и гражданское общество. М., 2001. С. 141 - 142.

 

Вторая проблема, которая обсуждается в исследованиях по социальному государству, - это его определение, выделение существенных признаков и принципов деятельности.

Ряд российских авторов полагает, что родоначальником термина "социальное государство" является Лоренц фон Штейн, определивший его как государство, которое поддерживает абсолютное равенство в правах для различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти <1>. Однако еще в 1832 г. в Германии вышла в свет книга Р. фон Моля "Наука полиции по началам юридического государства" (русский перевод 1871 г.). Под полицией Моль понимал связанную правом деятельность государства по содействию гражданам в достижении ими разумных и дозволенных целей, охраняя при этом их свободу путем принятия общих мер и создания учреждений, которыми может воспользоваться всякий <2>. В сущности речь идет об одном из самых ранних определений социального государства, которое, правда, еще скрыто под лозунгами правового государства классического либерализма.

--------------------------------

<1> См.: Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб., 1997. С. 82, 97.

<2> См.: Моль Р. Наука полиции по началам юридического государства. СПб., 1871.

 

В англосаксонской политической мысли употребляется термин "государство всеобщего благоденствия" (welfare stat). На русский язык слово "welfare" переводится и как "благоденствие", и как "благосостояние". Поэтому иногда русскоязычные авторы употребляют термин "государство всеобщего благосостояния". В западноевропейских источниках используется термин "социальное государство".

Хотя понятия "социальное государство" и "государство всеобщего благоденствия (благосостояния)" чаще всего употребляются как синонимы, предпринимаются попытки провести различия между ними по существу. Первое понятие, с точки зрения некоторых авторов, не только означает заботу государства о социальном обеспечении своих граждан, но и включает в себя структурное реформирование общества, в том числе экономики, обеспечение участия трудящихся в управлении производством и т.д. Второе понятие связывают с государственным предоставлением льгот и социального обеспечения, предназначенных для улучшения благосостояния граждан.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!