По времени возникновения выделяют несколько поколений прав человека. 3 страница



--------------------------------

<*> Статья, содержащая те права, которые согласно соответствующему акту не подлежат никаким ограничениям.

<**> Учитывается текст Конвенции и Дополнительных протоколов, практика Европейского суда по правам человека в данном случае не принята во внимание.

<***> В Хартии основных прав Евросоюза содержится одно общее для всех статей положение об ограничении прав и свобод человека, которое должно в каждом конкретном случае толковаться судебным органом (п. 1 ст. 52). Но в любом случае органы контроля должны оценивать законность и пропорциональность ограничений.

 

§ 3. Права человека четвертого поколения

 

Если в вопросе о классификации прав человека по "генерационному" признаку на два поколения позиции ученых в основном совпадают, то этого нельзя сказать относительно их подразделения на третье и четвертое поколения.

Так, ряд экспертов отнес к правам третьего поколения такие, по их мнению, коллективные права, как право на мир, на развитие, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества и даже право на коммуникации <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996. С. 442 - 443.

 

Другие авторы, признавая существование коллективных прав, выделяют в качестве четвертого поколения либо права, связанные с клонированием и другими открытиями в области биологии <1>, либо права, проистекающие из прав на информацию и информационные технологии <2>.

--------------------------------

<1> См.: Джонсон Г. Разработка Всеобщей декларации прав человека // Всеобщая декларация прав человека. 45-я годовщина. М., 1994. С. 37 - 48.

<2> См.: Кассэн Р. Всеобщая декларация прав человека // Там же. С. 17.

 

Таким образом, некоторые из новых прав (например, коммуникационные права) отнесены либо к третьему, либо к четвертому поколению.

Постановка вопроса о новых правах человека вполне обоснованна, но при условии уточнения характера и перечней соответствующих прав.

Очевидно, к правам третьего поколения (коллективные права) было бы более логично относить не право на мир и не право на развитие и т.д., которые признаны за каждым человеком, а такие, как, например, права народов; права национальных меньшинств; права трудящихся; права ребенка; права женщин; права беженцев; права жертв вооруженных конфликтов; права инвалидов; права лиц, лишенных свободы; права лиц, приговоренных к смертной казни, и т.д. Права такого рода являются коллективными и отражают специфику правового статуса отдельных групп лиц и действительно являются правами солидарности.

Что же касается прав четвертого поколения, - это права, необходимость защиты которых обнаружилась в условиях научно-технического прогресса.

Если это так, то в перечень таковых необходимо включать права, которые подлежат защите не только в условиях прогресса в области медицины, биомедицины и коммуникаций, но и в условиях прогресса (и это еще более важно) в области промышленных технологий.

Основное право, требующее защиты в условиях прогресса промышленных технологий, - это право на благоприятную окружающую среду.

Истоки международного признания данного права датируются первым десятилетием XX в., когда стали заключаться первые договоры, направленные на защиту живой природы (например, Конвенция об охране птиц, полезных для земледелия, 1902 г.).

До Стокгольмской конференции 1972 г. по защите окружающей среды развитие международного экологического права шло в основном по данному пути. Наиболее характерные договоры того периода - Международная конвенция о регулировании китобойного промысла (Вашингтон, 1946 г.) и ее Протокол 1956 г.

Значительными шагами на пути признания указанного права стали первые всемирные конвенции по проблеме нефтяного загрязнения. Примечательно, что первые конвенции, предусматривавшие аварийные работы и возмещение ущерба от загрязнения нефтью, были разработаны в качестве прямой реакции на первую в мире крупную аварию нефтяного танкера - крушение либерийского нефтяного танкера "Торри Кэньон" (Torrey Canyon) у берегов Юго-Западной Англии в 1967 г.

Международная конвенция 1969 г. о действиях в морях за пределами территориальных вод в случае ущерба от загрязнения нефтью уполномочила прибрежные государства на аварийные работы за пределами территориальных вод. Последовавшие за ней Международная конвенция 1969 г. о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный в результате загрязнения нефтью, и Международная конвенция об учреждении международного фонда возмещения ущерба от загрязнения нефтью (Брюссель, 1971 г.) обеспечили основу для требований о возмещении ущерба к владельцам и командованию нефтяных танкеров, подкрепив ее созданием международного компенсационного фонда.

В период с 1972 по 1992 г. произошел бурный рост числа и разнообразия актов международного экологического права. В большой мере этот процесс происходил благодаря Стокгольмской конференции по вопросам защиты окружающей среды. В знаменитой Декларации, принятой Конференцией (Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, 1972), провозглашен План мероприятий по охране окружающей среды из 109 пунктов; также была принята резолюция, рекомендовавшая ООН организационное и финансовое исполнение этого плана. В соответствии с принятыми рекомендациями была учреждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в Найроби.

Развитие информационных технологий привело к необходимости международного признания права на защиту при автоматизированной обработке данных.

В регионе Совета Европы соответствующая Конвенция (Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных) была принята 28 января 1981 г. (пересмотрена 15 июня 1999 г.).

В соответствии с указанной Конвенцией персональные данные, проходящие автоматическую обработку, должны быть получены и обработаны добросовестным и законным образом; должны накапливаться для точно определенных и законных целей и не использоваться в противоречии с этими целями; должны быть адекватными, относящимися к делу и не быть избыточными применительно к целям, для которых они накапливаются; должны быть точными и в случае необходимости обновляться; должны храниться в такой форме, которая позволяет идентифицировать субъектов данных не дольше, чем этого требует цель, для которой эти данные накапливаются.

Персональные данные о национальной принадлежности, политических взглядах либо религиозных или иных убеждениях, а равно персональные данные, касающиеся здоровья или сексуальной жизни, могут подвергаться автоматической обработке только в тех случаях, когда национальное право предусматривает надлежащие гарантии. Это же правило применяется к персональным данным, касающимся судимости.

Конвенция обязала государства предоставить любому лицу право:

- быть осведомленным о существовании автоматизированной базы персональных данных, о ее главных целях, а также о контролере базы данных, его месте жительства либо юридическом адресе;

- периодически и без излишних затрат времени или средств обращаться с запросом о том, накапливаются ли в автоматизированной базе данных касающиеся его персональные данные, и получать информацию о таких данных в доступной форме;

- требовать уточнения или уничтожения таких данных, если они были обработаны с нарушением положений национального права, реализующих основные принципы, изложенные в ст. ст. 5 и 6 настоящей Конвенции;

- прибегнуть к судебной защите нарушенного права, если его запрос либо требование о предоставлении информации, уточнении или уничтожении данных не были удовлетворены.

Наиболее значимым международно-правовым актом универсального характера, посвященным защите прав человека в связи с прогрессом в области генной инженерии и биомедицины, является Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации, принятая в 1964 г., а затем неоднократно подвергавшаяся переработке. Ее последняя редакция датирована 2000 г.

Тем не менее она не является юридически обязывающим документом и лишь провозгласила некоторые рекомендательные нормы и принципы.

Комитетом министров Совета Европы 19 ноября 1996 г. принята Конвенция о правах человека и биомедицине <1>, которой на договорном уровне признано право на человеческое достоинство в условиях прогресса в указанной области научно-технического прогресса.

--------------------------------

<1> 24 января 2002 г. в Страсбурге подписан Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины относительно трансплантации органов и тканей человека (ETS N 186). Протокол не вступил в силу. Российская Федерация Протокол не ратифицировала.

 

Конвенция установила общее правило: вмешательство в сферу здоровья может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо дало на это свое добровольное и осознанное согласие (за исключением чрезвычайных ситуаций).

Это лицо заранее получает соответствующую информацию о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках.

Соответствующее лицо может в любой момент беспрепятственно отозвать свое согласие (данное положение конкретизировано в целом ряде статей Конвенции).

Статьями 13, 14 и 18 Конвенции установлено право на генетическую идентичность.

Статья 13: "Вмешательство, имеющее своей целью изменить геном человека, может быть предпринято лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только в том случае, если оно не направлено на внесение изменений в геном наследственности".

Статья 14: "Не допускается использование медицинских способов оказания помощи продолжению рода с целью выбора пола ребенка, за исключением случаев, когда это делается с тем, чтобы избежать тяжелой наследственной болезни, связанной с полом".

Статья 18: "Если закон разрешает проводить исследования на эмбрионах in vitro, он обеспечивает надлежащую защиту эмбриона. Создание эмбрионов человека для целей исследования запрещается".

Таким образом, в настоящее время происходит становление института защиты прав человека четвертого поколения. При этом в отличие от права на благоприятную окружающую среду, уже признанного на универсальном уровне, коммуникативные права и права, связанные с прогрессом в области генной инженерии и биомедицины, признаются и подлежат защите пока что в рамках некоторых региональных правозащитных систем.

 

§ 4. Новое поколение прав человека:

соматические права человека

 

История развития концепции прав человека говорит нам о том, что появление каждого нового поколения прав человека обусловлено определенными коренными изменениями в обществе, сменой мировоззренческих установок. Одним из главных достижений второй половины XX в. стало развитие науки, техники и производства. Однако научно-технический прогресс имеет свои положительные и отрицательные стороны.

С одной стороны, развитие науки и техники принесло улучшение уровня жизни, новые рабочие места, но, с другой стороны, достижения медицины, генетики, биологии и химии поставили общество в качественно иное состояние. Появилась реальная возможность не только улучшать мир вокруг, но изменить самого себя, весь человеческий род. Человек получил возможность прекращать свою жизнь или жизнь родных ему людей (эвтаназия, аборт по причине предрасположенности зачатого к болезням), участвовать в выборе пола, как своего, так и зачинаемого ребенка. Работодатель на основании генетических данных, свидетельствующих о болезни потенциального работника, может отказать в приеме на работу.

Люди одного пола могут вступать в брак и усыновлять ребенка либо благодаря репродуктивным технологиям иметь своего ребенка. Для поддержания жизни человека, для обновления и омоложения организма можно использовать стволовые клетки, наиболее простым способом их изыскания являются человеческие эмбрионы. В ближайшем будущем наука позволит клонировать человека и появление двух генетически идентичных, но душевно различных людей приведет к целому комплексу проблем, в том числе и правовых. Изучение генома человека стало причиной того, что некоторые ученые позволяют себе делать заявления об обнаружении "гена преступности", наличие которого напрямую ведет к генетической дискриминации, хотя человек с подобным геном может прожить всю жизнь и не совершить ни одного преступления, а может и вывести в будущем вакцину против СПИДа. Деление человеческих генов на "плохие" и "хорошие" является поводом к выведению "идеальных людей". Перечисленные примеры - капля в море сравнительно с надвигающейся на нас будущей неизвестностью <1>. Между тем нельзя забывать, что наука - это лишь одно из средств постижения мира, которое в настоящее время пользуется наибольшей популярностью. Однако сами ученые отмечают пределы научного познания; так, отделив "ген преступности", можно нарушить всю генетическую систему человека.

--------------------------------

<1> Подробнее об этой проблеме см.: Барбур И. Этика в век технологии. М., 2001; Биология и культура. М., 2004; Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. М., 2004; Гнатик Е.Н. Человек и его перспективы в свете антропогенетики: философский анализ. М., 2005.

 

Применительно к сказанному право как система норм и институтов должно предохранять общество от разрушения его многовековых основ. Так, например, законодательное разрешение однополой семье иметь ребенка влечет за собой нарушение права ребенка на разнополых родителей, являющихся основой его гармоничного развития. Семья в настоящее время продолжает являться основой общества, и правовые нормы, устанавливаемые государством, не должны способствовать "размытию" традиционного понятия семьи.

Все вышеперечисленные примеры свидетельствуют о том, что в настоящее время можно выделить и обособить группу таких прав человека, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в "праве" человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его "реставрацию", изменять функциональные возможности организма. Права эти, имеющие сугубо личностный характер, можно определить как соматические (от греч. soma - тело). Под соматическими правами следует понимать признанную обществом и государством возможность определенного поведения, выражающуюся в полномочиях по распоряжению человеком своим телом. То есть это соматические притязания, получившие признание общества и правовое закрепление. Формы правового закрепления и наименования данных прав могут быть различны, возможно установление определенных правовых ограничений на их использование, главное здесь - принципиальное признание права. Исчерпывающий перечень соматических притязаний человека и основанных на них соматических прав составить достаточно сложно. Приведем классификацию соматических прав, разработанную М.А. Лавриком <1>:

--------------------------------

<1> См.: Лаврик М.А. К теории соматических прав человека // Сибирский юридический вестник. 2005. N 3. С. 24 - 25.

 

1) право на смерть;

2) права человека относительно его органов и тканей;

3) сексуальные права человека (возможность искать, получать и передавать информацию, касающуюся сексуальности, сексуальное образование, выбор партнера, возможность решать, быть человеку сексуально активным или нет, самостоятельно решать вопрос о добровольных сексуальных контактах, вступлении в брак; право на легализацию проституции; оборот порнографической продукции и правовое регулирование положения сексуальных меньшинств);

4) репродуктивные права человека (позитивного характера: искусственное оплодотворение; негативного характера: аборт, стерилизация, контрацепция) <1>;

--------------------------------

<1> См.: Рашидханова Д.К. Репродуктивные права личности: сущность и правовая природа // Социальное и пенсионное право. 2007. N 4.

 

5) право на перемену пола;

6) право на клонирование как всего организма, так и отдельных органов;

7) право на употребление наркотиков и психотропных веществ.

Теоретическая разработка соматических прав человека началась в рамках конституционного права (В.И. Крусс, М.А. Лаврик) <1>, теории права и философии права (А.И. Ковлер, О.Э. Старовойтова) <2>. В международном праве данная категория прав обычно обозначается как "защита прав человека в сфере биоэтики", "права человека и развитие биологии и медицины" (А.Х. Абашидзе и А.М. Солнцев, А.И. Йорыш, С.И. Глушкова) <3>.

--------------------------------

<1> См.: Крусс В.И. Личностные (соматические) права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000. N 10. С. 43 - 50; Лаврик М.А. Права человека: новации в понимании и юридической фиксации // Электронный журнал "Российское право в Интернете". 2005 (03); Он же. Правое Тело. Соматические права человека: взгляд из Сибири. Иркутск, 2007; Он же. Гарантии конституционных прав человека: соматический аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02. Иркутск, 2006.

<2> См.: Старовойтова О.Э. Юридический механизм реализации и защиты соматических прав человека и гражданина в Российской Федерации (историко-правовой и теоретический анализ): Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. СПб., 2006; Она же. Соматические права и генетический риск // Конституционное общество и проблемы совершенствования законодательства: Сборник научных трудов. СПб., 2007. С. 58 - 62; Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. М., 2002 (гл. 14. Личностные права: есть ли пределы?).

<3> См.: Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Нюрнбергский кодекс и дальнейшее международно-правовое регулирование вопросов биоэтики // Российский ежегодник международного права. 2006. СПб., 2007. С. 122 - 133; Глушкова С.И. Права человека в России: Учебное пособие. М., 2005. С. 363 - 391; Йорыш А.И. Правовые и этические проблемы клонирования человека // Государство и право. 1998. N 11.

 

Поколение соматических прав человека представляет собой единую систему прав, имеющих ряд концептуальных отличий от других категорий прав. Как отмечает основоположник теории соматических прав профессор В.И. Крусс <1>, природа соматических прав крайне своеобразна: здесь человек не только претендует на радикальное изменение первородной телесной целостности, но также выдвигает определенные претензии обществу. Своеобразен и предмет правовых притязаний: будучи лишь отчасти материальным, он вместе с тем принципиально определен персональными характеристиками правообладателя <2>. Все это дает возможность говорить о формировании нового поколения прав человека, отличающегося от трех известных поколений (личные и политические; социально-экономические и культурные права; права солидарности).

--------------------------------

<1> Крусс Владимир Иванович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории права юридического факультета Тверского государственного университета.

<2> См.: Сланов О.Т., Цалиев А.М. Право на телесную, физическую свободу человека в контексте теории соматических прав // Право и политика. 2008. N 2. С. 400 - 403.

 

Для уяснения становления и развития теории соматических прав человека необходимо отметить, что утверждение этой теории происходило параллельно с развитием биоэтики, которая оказала большое влияние на указанные права. Впервые термин "биоэтика" появился в научной литературе в 1970 г. в статье американского онколога Ванна Ренсселера Поттера под названием "Биоэтика: наука выживания" <1>. Биоэтика - сравнительно новая дисциплина, соединяющая в себе биологические знания и познание системы человеческих ценностей, это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Иными словами, биоэтика способна совместить и сопоставить право и мораль, поставить ограничения для развития соматических прав. Взаимосвязь соматических прав и биоэтики нашла свое отражение в правовых актах.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!