По времени возникновения выделяют несколько поколений прав человека. 4 страница



--------------------------------

<1> Potter V.R. Bioethics: the Sciense of Survival // Perspectives in Biology and Medcine. 1970. 14 (1). P. 127 - 153. Позднее эта работа стала первой главой его книги "Биоэтика - мост в будущее": Potter V.R. Bioethics: Bridge to the Future. Englewood Cliffs (NJ), Prentice Hall, 1971.

 

Каждый из элементов концепции соматических прав заслуживает отдельного рассмотрения, мы ограничимся лишь рассмотрением вопросов, какие международные организации участвуют в развитии соматических прав и какие важные международные документы созданы в этой сфере.

Международно-правовое регулирование отдельных аспектов концепции соматических прав человека происходит в рамках таких международных организаций, как ООН, Организация ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) и Совет Европы. В системе ООН можно отметить процесс обсуждения и принятия документов в сфере соматических прав, в частности в Резолюции ЭКОСОС 2001/39 "Генетическая конфиденциальность и недискриминация" от 26 июля 2004 г., Резолюции Комиссии по правам человека 2003/69 "Права человека и биоэтика" от 25 апреля 2003 г. Особо стоит отметить процесс обсуждения (с 2001 г.) проекта международной Конвенции ООН против клонирования человека в рамках Шестого комитета (юридический) Генеральной Ассамблеи ООН. В результате отсутствия консенсуса среди государств в 2005 г. была принята не конвенция, а Декларация ООН о клонировании человека <1>, притом что 84 члена ООН проголосовали "за" и 34 - "против" <2>. Камнем преткновения между государствами - членами ООН является вопрос о том, следует ли запретить все виды клонирования человеческих клеток, в том числе и терапевтическое клонирование, или только клонирование в целях воспроизводства человека. США и ряд других стран выступают за полный запрет на клонирование человека, ему противостоит блок государств (преимущественно страны Европы), выступающий за частичный запрет на клонирование, предлагая разрешить клонирование в терапевтических целях.

--------------------------------

<1> См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 59/280 от 8 августа 2005 г. Подробнее об обсуждении проекта Международной конвенции против клонирования человека в целях воспроизводств см. www.un.org/russian/documen/convents/cloning.

<2> Белоруссия, Бельгия, Бразилия, Болгария, Камбоджа, Канада, Китай, Куба, Кипр, Чешская Республика, КНДР, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Габон, Исландия, Индия, Ямайка, Япония, Лаос, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сингапур, Испания, Швеция, Таиланд, Тонга и Великобритания.

 

Согласно положениям Декларации о клонировании человека 2005 г. государства - члены ООН призывают государства:

- принять все меры, необходимые для соответствующей защиты человеческой жизни в процессе применения биологических наук;

- запретить все формы клонирования людей в такой мере, в какой они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни;

- принять меры, необходимые для запрещения использования методов генной инженерии, которые могут противоречить человеческому достоинству;

- принять меры для предотвращения эксплуатации женщин в процессе применения биологических наук.

Согласно п. (e) указанной Декларации государства - члены ООН призывают безотлагательно принять и осуществить национальные законы для обеспечения выполнения указанных мер.

ЮНЕСКО также занимает активную позицию по международно-правовому регулированию некоторых аспектов соматических прав человека и биоэтики. Программа ЮНЕСКО по биоэтике была основана в 1993 г., а с 2002 г. она является одним из приоритетных направлений деятельности ЮНЕСКО. В рамках Программы функционируют два совещательных органа: Международный комитет по биоэтике (МКБ), состоящий из 36 независимых экспертов <1>, которые следят за тем, чтобы при проведении научных исследований оставался незыблемым принцип уважения достоинства каждого человека и его прав, и Межправительственный комитет по биоэтике (МПКБ), состоящий из представителей 36 стран - членов ЮНЕСКО (Россия избрана до 2011 г.), которые встречаются как минимум раз в два года с целью проведения анализа рекомендаций МКБ. МПКБ уведомляет МКБ о своих решениях и представляет их, а также предложения по реализации решений на рассмотрение Генеральному директору ЮНЕСКО для последующей передачи государствам-членам, Исполнительному комитету и Генеральной конференции.

--------------------------------

<1> От России на 2008 - 2011 гг. избрана д.м.н., профессор, руководитель клинического отдела НИИЭМ им. Пастера О.И. Кубарь.

 

Важным практическим результатом реализации Программы явилось принятие Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека в 1997 г. на 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. В 2003 г. была принята Декларация о генетических данных человека <1>, а в 2005 г. - Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека <2>, которая носит подлинно новаторский характер, в особенности ее положения, касающиеся социальной ответственности, доступа к качественным медицинским услугам, неприкосновенности и конфиденциальности частной жизни, совместного использования благ <3>.

--------------------------------

<1> См.: Солнцев А.М. Декларация о генетических данных человека (перевод, предисловие) // Международное право - International Law. 2004. N 3 (19). С. 239 - 271.

<2> Резолюция 36, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее 33-й сессии "Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека" от 19 октября 2005 г. // Московский журнал международного права. 2006. N 2 (62). С. 259 - 272.

<3> См.: Володин В.П. Комментарий к материалам Тридцать третьей сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 2005 г. // Там же. С. 256.

 

Совет Европы (СЕ) - региональная международная организация, объединяющая 46 государств Европы. Регулирование соматических прав человека осуществляется СЕ в различных формах: путем принятия рекомендаций Комитетом министров СЕ и Парламентской ассамблеей СЕ (ПАСЕ), путем принятия международных конвенций, а также в судебном порядке - путем принятия решений Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ).

В рамках Совета министров СЕ принято более 25 рекомендаций по таким вопросам, как создание банков пуповинной крови, торговля человеческими органами, вопрос ксенотрансплантологии, защита медицинских данных и т.д. и около 20 рекомендаций ПАСЕ по таким вопросам, как биотехнологии и интеллектуальная собственность, защита генома человека, стволовые клетки, психиатрия и права человека и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Texts of the Council of Europe on Bioethical Matters. V. I - II. Strasbourg, July 2004.

 

Важно отметить, что единственным обязательным документом в сфере международно-правового регулирования соматических прав является Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (далее - Конвенция о правах человека и биомедицине), принятая в г. Овьедо 4 апреля 1997 г. <1> с тремя Протоколами: Дополнительный протокол, касающийся запрещения клонирования человеческих существ (Париж, 12 января 1998 г.) <2>, Дополнительный протокол относительно трансплантации органов и тканей человека (Страсбург, 24 января 2002 г.) <3> и Дополнительный протокол в области биомедицинских исследований (Страсбург, 25 января 2005 г.) <4>. Все указанные документы вступили в юридическую силу.

--------------------------------

<1> Конвенция вступила в силу 1 декабря 1999 г. На 1 октября 2008 г. Конвенцию ратифицировали 22 государства.

<2> Протокол вступил в силу 1 марта 2001 г. На 1 октября 2008 г. Протокол ратифицировали 17 государств.

<3> Протокол вступил в силу 1 мая 2006 г. На 1 октября 2008 г. Протокол ратифицировали восемь государств.

<4> Протокол вступил в силу 1 сентября 2007 г. На 1 октября 2008 г. Протокол ратифицировали пять государств.

 

В соответствии с Конвенцией о правах человека и биомедицине государства-участники обязуются защищать достоинство и индивидуальность каждого человеческого существа, гарантировать каждому уважение целостности и неприкосновенности его личности и соблюдение других прав и основных свобод при использовании достижений биологии и медицины. Среди прав и свобод человека, которые защищает Конвенция, необходимо отметить прежде всего следующие: право на выбор вмешательства или невмешательства в сферу своего здоровья; данное вмешательство возможно только при свободном и осознанном согласии человека, основанном на информированности (ст. 5); право каждого на уважение его частной жизни в сфере, касающейся сведений о его здоровье (п. 1 ст. 10); право каждого на ознакомление с любой собранной информацией о состоянии его здоровья (п. 2 ст. 10); запрет дискриминации личности на основании ее генетических особенностей (ст. 11); запрет на использование вспомогательных репродуктивных технологий в целях выбора пола будущего ребенка, исключением являются случаи их использования для предотвращения тяжелого заболевания, наследуемого вместе с полом (ст. 14); право лиц, выступающих в качестве испытуемых, на информацию о своих правах и гарантиях своей защиты (ст. 16); запрет создания эмбрионов человека в исследовательских целях (п. 2 ст. 18); запрет на использование тела человека и частей его тела для извлечения финансовой выгоды (ст. 21); право каждого на судебную защиту в случае нарушения прав, признанных Конвенцией (ст. 23).

Для контроля за выполнением государствами-участниками положений Конвенции, внесения поправок и применения Конвенции в соответствии с последними достижениями науки в 1977 г. был создан Руководящий комитет по биоэтике (CDBI).

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола 1998 г. к Конвенции о правах человека и биомедицине "О запрете клонирования человеческих существ" любое вмешательство, нацеленное на создание человеческого существа, генетически идентичного другому человеческому существу, живому или умершему, запрещено.

Дополнительный протокол 2002 г. к Конвенции о правах человека и биомедицине применяется к трансплантации органов и тканей человека, осуществляемой в лечебных целях, а также положения Дополнительного протокола 2002 г., применимые к тканям, применяются к клеткам, включая кровообразующие зародышевые клетки. Целью данного Дополнительного протокола являются определение и защита прав доноров органов и тканей, как живых, так и умерших, а также лиц, которым осуществляется пересадка органов и тканей человеческого происхождения. Дополнительный протокол 2002 г. состоит из преамбулы и 11 глав: цели и сфера применения; общие положения; удаление органов и тканей у живого лица; удаление органа и ткани у умерших лиц; имплантация органа или ткани, удаленных в целях, отличных от целей пожертвования для имплантации; запрещение извлечения финансовой выгоды; конфиденциальность; нарушения положений Протокола; сотрудничество сторон; связь между настоящим Протоколом и Конвенцией, пересмотр Протокола и заключительные положения.

Дополнительный протокол 2005 г. к Конвенции о правах человека и биомедицине напрямую продолжает тему, начатую Нюрнбергским кодексом 1947 г. Целью этого акта являются определение и гарантирование основополагающих прав в сфере биомедицинских исследований, в частности, тех лиц, которые принимают участие в таких исследованиях <1>.

--------------------------------

<1> Как отмечается в пояснительном докладе к Протоколу 2005 г., "биомедицинские исследования являются мощным средством на службе здоровью человека. Свобода проведения исследований важна как сама по себе, так и в силу практической пользы, которую она приносит в области здравоохранения. В то же время необходима постоянная защита участников исследований. Участники жертвуют своим временем и могут подвергаться рискам и трудностям в ходе исследований. Следует уделять особое внимание защите их прав и недопущению злоупотребления их альтруизмом" (conventions.coe. int/Treaty/RUS/Reports/Html/195.htm). Подробнее о Протоколе см. также: Юдин Б.Г. Этическое и правовое регулирование биомедицинских исследований: новый документ Совета Европы // Медицинское право. 2005. N 2; Тарасьянц Е.В. Международно-правовые аспекты защиты прав человека при проведении биомедицинских исследований // Московский журнал международного права. 2008. N 2 (70). С. 62 - 81; Крылова Н.Е. Некоторые этико-правовые вопросы проведения биомедицинских исследований на человеке // Государство и право. 2007. N 4. С. 32 - 39.

 

В решениях Европейского суда по правам человека, многие из которых обладают силой прецедента, будучи обязательными для дальнейших сходных решений, часто затрагиваются вопросы защиты соматических прав <1>. Например, дело "Зет (Z) против Финляндии" (25.02.1997), дело "Серинг (Soering) против Великобритании" (07.07.1989), дело "Винтерверп (Winterwerp) против Нидерландов" (24.10.1979), дело "Во (Vo) против Франции" <2> (08.07.2004) и другие дела.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Дашян М. Биоэтика права в решениях Европейского суда по правам человека // Бизнес-адвокат. 2004. N 13.

<2> Во против Франции // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2004. N 12; Case Vo v. France, judgment 08.07.2004. N 53924/00 // Reports of Judgments and Decisions 2004-VIII. Судьи проголосовали следующим образом: 14 - "за", 3 - "против" (судьи: г-н Ресс (Германия), г-жа Муларони (Сан-Марино) и г-жа Стражничка (Словакия). См. также: Pichon Jakob. Does the Unborn Child Have a Right to Life? The Insufficient Answer of the European Court of Human Rights in the Judgment Vo v. France // 7 German Law Journal No. 4 (1 April 2006).

 

Остановимся подробнее на деле "Во против Франции". Суть дела состоит в следующем. В гинекологическое отделение больницы поступили две пациентки с одинаковыми фамилиями. Перепутав их, врач произвел в отношении заявительницы, пришедшей на обследование по беременности, действия, предназначенные для удаления контрацептивной спирали. Это привело к разрыву амниотического мешка и необходимости проведения аборта по медицинским показаниям. Кассационный суд Франции отказался квалифицировать как непредумышленное убийство действия врача, которые - по его небрежности или неосторожности - привели к смерти в утробе матери человеческого плода, хотя еще не жизнеспособного, но уже близкого к тому, чтобы стать таковым. Суд также отказался признать плод в утробе матери человеческим существом, пользующимся защитой уголовного права. Заявительница утверждала, что положение, при котором отсутствует защита еще не появившегося на свет ребенка со стороны уголовного права Франции, является недопустимым и образует нарушение ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. ЕСПЧ не принял расширенного толкования права на жизнь неродившегося ребенка.

Рассмотренное дело затрагивает важное измерение права человека на жизнь: с какого момента начинается жизнь, с какого момента необходимо защищать жизнь <1>? С момента зачатия, с пятого месяца после зачатия, с момента рождения и перерезания пуповины, с момента получения свидетельства о рождении? В ряде международных актов этот вопрос не уточняется. Исключением является Американская конвенция о правах человека 1969 г., где в ст. 4 п. 1 говорится: "Каждый человек имеет право на уважение его жизни. Это право защищается законом и, как правило, с момента зачатия". В ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод безотносительно момента появления у человека права на жизнь лишь констатируется: "Право каждого лица на жизнь охраняется законом". То же самое положение можно встретить в Африканской хартии прав человека и народов 1981 г. К каким негативным последствиям могут привести такие недомолвки, показало Постановление по делу "Во против Франции", когда в практике Европейского суда впервые был поставлен вопрос о наделении еще не родившихся детей, т.е. человеческих плодов в утробе матери, всеми правами человека, гарантируемыми Конвенцией, но большинство судей ответили на него отрицательно.

--------------------------------

<1> Подробнее по этому вопросу см.: Романовский Г.Б. Юридическое определение момента возникновения права на жизнь // Государство и право. 2007. N 11.

 

Правовые проблемы, связанные со сменой пола, также обсуждаются в ЕСПЧ. Так, была рассмотрена жалоба от заявительницы из России, обжаловавшей действия властей (органов Минздрава), отказавших ей в выдаче нового паспорта перед операцией по смене пола <1>. До 1 января 1994 г. смена документов не составляла больших сложностей. В Институте психиатрии претенденты на смену пола проходили обследование, и компетентная комиссия давала заключение о необходимости операции тому или иному пациенту и рекомендовала смену паспорта. С этой бумагой пациент до операции обращался в ЗАГС по месту жительства, где вносились исправления в свидетельство о рождении, на основании чего выписывался новый паспорт. Как указано в материалах, приложенных к жалобе, с 1 января 1994 г. некоей "инструкцией" в России наложен запрет на смену паспортов транссексуалам до принятия соответствующего внутреннего закона о коррекции пола. В Украине же такой закон существует с 6 мая 1993 г. Вот и устремляются желающие поменять пол, а заодно паспорт и гражданство россияне в соседнюю страну. В случае обратившейся в Страсбург заявительницы операция была проведена полулегально и некачественно в украинской клинике, а в России ей было отказано в медицинской и правовой помощи. Жалоба была признана неприемлемой ratione temporis, т.е. события имели место до ратификации Россией Европейской конвенции. Однако в сходном случае "Ботелла против Франции" Суд признал вину Франции (решение от 25 марта 1992 г.) ввиду нарушения ст. 8 Европейской конвенции (право на частную жизнь).

--------------------------------

<1> Цит. по книге судьи в ЕСПЧ от России: Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. М., 2002. С. 441.

 

Следует подчеркнуть, что не только государства вовлечены в процесс обсуждения актуальных вопросов биоэтики, но и мировые религии. Как отмечал профессор Ю.Е. Карлов, в современных международных отношениях все определеннее проявляет себя религиозный фактор, связанный с непосредственным участием в мировой политике различных религиозных объединений и организаций. Религиозно-правовые и морально-этические принципы мировых религий объективно укрепляют тенденцию к универсализации современного международного права <1>. Так, например, на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, где четко изложено мнение Русской Православной Церкви по вопросам клонирования, суррогатного материнства, трансплантологии и т.д. <2>. Также мировые религии официально выразили свое отрицательное отношение по вопросу клонирования человека <3>.

--------------------------------

<1> См.: Карлов Ю.Е. Религия и международное право // Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2005. С. 572 - 574.

<2> Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. С текстом Концепции можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Московского патриархата: www.mospat.ru. Подробнее о самой Концепции см.: О социальной концепции русского православия / Под ред. М.П. Мчедлова. М., 2002. Также см.: Православие и проблемы биоэтики. М., 2001.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!