ЗНАЧЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ПРИВОДИМЫХ СЛОВ, ВЫРАЖЕНИЙ В ИСЛАМЕ.



Адат (араб. обычай) – обычное мусульманское право в отличие от официального права - шариата, способствует сохранению родоплеменных отношений и пережитков.

Аллах – Единый, Единственный и Всемогущий Бог религии Ислама, Аллах не имеет конкретного образа и не может быть изображен. Ему поклоняются, повсюду совершая колено поклонение, произнося определенные молитвы, выражая тем самым свою благодарность и покорность.

Аят (араб. знамение Аллаха, иногда переводится как стих) – наименьшая самостоятельная часть Корана.

Воспитание - формирование характера,  каких- либо качеств личности путем целенаправленного систематического воздействия.

 

Ваххабиты – Последователи религиозно-политического движения в Аравии. Одни из представителей "салафитского" направления в Исламе. Основатель - Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб. Призывал очистить Ислам от нововведений, давая вопросам единобожия собственную интерпретацию, зачастую пренебрегая мнением ученых. В последнее время они начали себя называть также и салафитами. В наше время ваххабитами именуются те люди, которые искажают истинный смысл Корана и хадисов, переводя и толкуя их по своему усмотрению. Ваххабиты — это те, которые, сойдя с пути Аллаха, находятся в заблуждении, и которых можно охарактеризовать следующими словами - сами встали на путь заблуждения и других толкают на этот путь.

Джадидизм (араб. новый метод) – новометодное реформаторское течение, среди российских мусульман распространилось в начале ХХ века.

Джихад (араб. усилие, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама) – одна из главных обязанностей мусульманской общины. Пepвоначально под джихадом подразумевались главным образом военные действия мусульманскoго гocyдарства. Это значение стало основным для не мусульман и получило у них название «священная война» (у ряда мусульманских народов - газават). Позднее понятие джихад наполняется новым содержанием: появились представления о высшей форме джихада - духовном внутреннем усовершенствовании мусульманина на пути к Аллаху.

Иджтихад (араб. выносить самостоятельное решение) – способность и право компетентного факиха (правоведа) выносить собственное решение по важным вопросам религиозной и общественной жизни на основе Корана и Сунны и руководствуясь основными методами фикха (исламского законодательного права). Безошибочным в принципе считается иджтихад, являющийся решением всей мусульманской общины. Нa практике ее представителями признавались авторитетные законоведы.

Имам (араб. стоять впереди, предводительствовать) – предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины.

Ислам (араб. предание себя Аллаху, покорность) – одна из мировых религий. Ислам возник в Аравии в начале VII в. Вероучение изложено в Коране, содержание которого, по преданию, было сообщено в соответствии с божественной волей Пророку Мухаммадy. В Исламе 7 догматов веры: вера в единого Бога; вера в ангелов; вера в святые книги; вера в посланников Аллаха; вера в конец света, Рай и Ад; вера в предопределение; вера в воскресение мертвых. Наряду с признанием догматов мусульманин должен признавать "5столпов Ислама".

 1. Признание символа веры (шахада): "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Божий".

2. Ежедневная пятикратная молитва (намаз).

3. Пост в месяц Рамадан (ураза).

4. Обязательная благотворительность (закят).

5. Паломничество в Мекку (хадж).

Кафир – неверный  неверующий. Обозначение всех не мусульман, отвергающих веру в Аллаха. Согласно исламскому вероучению к кафирам не относятся представители монотеистических религий: христиане и иудеи.

Коран – священная книга мусульман, представляющая собой собрание "божественных откровений" , которые были ниспосланы Пророку Мухаммаду. Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, которые расположены в порядке убывания длины, за исключением первой суры, "фатиха". Коран для всех мусульман является главным источником вероучения. Содержит культовые, этические, юридические и хозяйственные наставления, правила, запреты и повеления.

Куфр – неверие  Непризнание ислама или отход от ислама.

Мазхаб (араб. путь следования) – религиозно-правовая школа в суннитском исламе. В настоящее время общепризнанными являются 4 мазхаба: Ханафитский, Маликитский, Шафиитский, Ханбалитский. Названия получили по именам своих создателей. На территории России распространены два мазхаба: ханифитский (Поволжье) и шафиитский (Северный Кавказ).

Мечеть (араб. место поклонения) – культовое здание в исламе, где совершаются богослужения и произносятся проповеди. Противоположная входу стена мечети, как правило, ориентирована в сторону Мекки. На внутренних стенах мечетей нет украшений, кроме орнамента и выдержек из Корана.

Муджахид (араб. борец за веру, за святое дело, участник священной войны - джихада) – термин, используемый для обозначения лиц, участвующих в социальных, национально-освободительных, религиозных движениях. Вооруженные формирования муджахид, как правило, имеют иррегулярный характер, придерживаются тактики     партизанских и диверсионно-террористических действий.

Воины, ведущие джихад, согласно исламским канонам, в случае гибели становятся шахидами, то есть святыми, мучениками, павшими за веру, и удостаиваются вечного блаженства.

Муджтахид – наиболее авторитетный законовед (факих), имеющий право выносить самостоятельное суждение (иджтихад) по религиозным и правовым вопросам.

Мулла[4] - персидское название для знатоков религиозных наук и служителей мусульманского культа. Отечественный аналог муллы – имам.

Муслим (араб. предавший себя Аллаху) – мусульманин.

Мухаммад (Магомед) – основатель ислама, посланник Аллаха, "печать Пророков", то есть главный и последний Пророк истинной веры.

Мюридизм – термин для обозначения религиозно-мистического направления в исламе, получившего распространение на Северном Кавказе.

Религия – это взаимоотношения между Богом и человеком. Вместе с наличием определенных отличий различных вероисповеданий, духовные основы жизни людей практически всех вероисповеданий включают в себя три главных принципа поведения.

Первый из них – молитва. С психологической точки зрения молитва - это формирование человеком установки на принятие исходящих от Бога добра (благодати); на принятие Его содействия в воплощении добра в своем поведении.

Второй принцип – милосердие, жертвенность. Относиться к другим людям так, как Бог относится к человеку. Быть свободным проводником Божественной благодати и милости.

Третий принцип – пост, разумное самоограничение

в духовной, психической и физической сферах. Духовный пост - это воздержание от самолюбивых и властолюбивых безнравственных действий. Умственный пост- подчинение умственной деятельности высоким нравственным требованиям, воздержание от односторонней деятельности ума, бесплодной и бесконечной игры понятий и представлений без пользы для ближнего и для дела Божия. Физический пост - воздержание от чувственных наслаждений неуправляемых и неумеренных сознанием ума властью духа.

Эти три основных принципа одновременно являются основными особенностями религиозного человека.

Салафиты (предшественники) – в его обычном значении применимо к любому времени, на смену которому приходит другое поколение. Идентично слову "прежде". Устоявшееся терминологическое значение данного слова затрагивает только три первых поколения исламского сообщества. Обосновывается это изречением Пророком Мухаммадом: "Лучшие люди - моё поколение, затем - те, что придут им на смену, а затем – те, которые придут на смену предшествующим".

Сунна (араб. путь, пример, образец) – поступки и высказывания Пророка Мухаммада, один из источников правил общественной жизни и толкования Корана, религиозного культа и права. Сунна зафиксирована в хадисах и повествует о современниках Мухаммада и о его решениях по различным вопросам религии и устройства жизни общины.

Суннизм – одно из направлений ислама. Его приверженцы называют себя людьми сунны. Подавляющее большинство мусульман мира являются суннитами: В области теологии сунна не признает возможность посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммада, отрицает идею об особой природе Али и особом праве его потомков на имамат, руководство общиной.

Суфизм – мусульманский мистицизм, путь духовного учения религиозного братства, проповедующий духовное очищение, борьбу с сокрытыми душевными пороками и совершенствование духовно-нравственного воспитания.

Умма (араб. народ) – мусульманская община, общность всех мусульман.

Факих (араб. понимать, знать) – знаток мусульманского права.

Хадж – паломничество в Мекку, одна из главных обязанностей каждого мусульманина (-хаджи – приставка к имени мусульманина, совершившего хадж, т.е., его статус).

Хадис – рассказ о поступках и высказываниях Мухаммада и его сподвижников.

Хиджра (араб.: переселение, оставление) – мусульманское летоисчисление, ведущееся по лунному календарю. Началом его считается переселение Пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году новой эры. Двенадцать месяцев образуют лунный год (354 дня), каждый третий год – високосный (355 дней).

Шариат (араб. правильный путь к цели) – комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в Рай.

Шейх (араб. становиться старым, старейшина):

1. Титул главы племени в Аравии.

2. Почетное звание крупных религиозных авторитетов, знатоков религиозных дисциплин, известных своим благочестием.

 

Шииты – приверженцы различных течений в Исламе, признающих Али ибн Абу Талиба и его потомков единственными законными халифами, религиозными руководителями и духовными наставниками. Группы шиитов живут в Турции, Сирии, Иран, Ирак, Ливан, Пакистан и др. История Шиитов восходит к самому раннему периоду истории Ислама, когда после смерти Пророка часть мусульман предложили на пост халифа кандидатуру Али ибн Абу Талиба. Но сам Али и его сторонники признали законность халифата Абу Бакра. Али стал только 4-м халифом. После трагической гибели Али радикально настроенные сторонники призывали его сына Хасана ибн Али возглавить Халифат и начать борьбу с правителем Сирии Муавией ибн Абу Суфьян, который к тому времени оказался единственным реальным кандидатом на власть.

Фетва – в исламском праве называется постановление, касающееся разъяснения какой-либо религиозно-правовой проблемы, а также ответ на вопрос религиозного характера, который дает компетентный человек, именуемый муфтием.

Фикх - свод законов и правил выведенный на основе Корана и Сунны, а также используя единогласно мнение ученых и по средствам альтернативно правовым методам в основу которых положена систематизация мусульманского права.

 

Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения

1. Конституция Российской Федерации - М: ЦИК РФ, 2003.

2. Акаев В. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: миф и реальность // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 3. С. 122-130.

3. Батумский М.А. Россия и ислам: В 3 т. - М.: Прогресс-Традиция,2003.

4. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. - М: РАГС, 2000.

5. Газиева Г., Мальков С. Мусульманская умма в современном российском обществе. - М: СМР, 2003.

6. Гайнутдин Р., Муртазин М. В молитве спасение. М: ДУМЕР, 2001.

7. Гайнутдин Р. Любовь к Отечеству - часть веры российских мусульман // Патриот Отечества. - 2003. -С. 2-4.

8. Гайнутдин Р. Мусульмане в России: кто они? // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - № 6. - С. 135-149.

9. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2003.

10. Ислам: Краткий справочник. - М.: Наука, 1983.

11. Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Под ред. И.П.Добаева. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2002:

12. Ислам и политика. - М: Крафт, 2002.

13. Ислам и мусульмане в России. - М.: КДТ, 1994.

14.  Коупленд Н. Психология и солдат. - 2-е изд. - М: Военное издательство, 1991. - С. 16-17.

15. Кудрявцев А. "Ваххабизм": проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе / Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 3. - С. 115-122.

16. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне. 1-е изд. - М: Ибрагим Бин-Абдуль-Азиз-Аль-Ибрагим, 1999.

17. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. - М.: Гендальф, 1998.

18. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М.: Гендальф, 2001.

19. Мельков С.А. Исламский фактор и военная политика России. - М.: ВУ, 2001.

20. Мельков С.А. Ислам и война 1/ Религия и право.- 2000. № 2. - С. 18-19.

21. Методические рекомендации по работе с военнослужащими-мусульманами. Учебно-методическое пособие. Сост. С.А.Григорян, С.А.Мельков, А.Н.Перенджиев. - М., 2005.

22. Мозговой С.А. Проблемы регулирования права военнослужащих и призывников на свободу совести и вероисповедания 1/ Религиоведение. -2001.- №1. -С.116-126.

23. Муфтий Равиль Гайнутдин. Ислам, вера, милосердие, терпимость. - М.: СМР, 1997.

24. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и основы мусульманского правовой культуры в России. - М.: ИГП РАН, 1997.

25. Трифонов Е.В.Трифонов И.Е.Психология профессиональной деятельности: Словарь. - СПБ.,1998.

26. Экономическое и финансовое управление мусульманскими религиозными организациями: реалии и перспективы: Материалы 4-го Всероссийского семинара руководителей духовных управлений мусульман. - М.:СМР, 2001.

27. Харун Яхья.Ислам проклинает террор. -Астана: Классик-М, 2002.


[1] Охранная грамота.

[2] Данное право серьезно нарушено, и в особенности со времени взятия Константинополя (1453 год), когда Софийский собор был первым из храмов христианских обращен в мечеть.

[3] Праздники в Исламе отмечаются в исламе по лунному календарю.

[4] В Исламе нет церковной иерархии, каждый в ответе только за себя.
"Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству..." (Сахих Бухари).

И право отпускать грехи принадлежит только Всевышнему.
Сами пророки не учили иерархии среди верующих, даже наоборот они призывали к ликвидации всякой сословности и равенству всех людей перед Богом.
Отличие может быть только в степени учености людей (то есть в знаниях). Муфтий, Шейх, кадий, улем – это понятия степени учености, типа "профессор" или "академик".
То есть, института священничества в Исламе нет. В хадисах однозначно говорится только о Пророке, Сподвижниках и Алимах.

Алим это не священник, а учёный. Его статус такой же, как и у профессора или академика.

Относительно Духовных управлений – это организации, которые объединяют мусульман. Так же призваны обеспечивать контроль государства над верующими.

Муфтий. Человек который имеет знания об Исламе, ученную степень, поясняет, разъясняет религиозные вопросы касательно применения шариата, религии. Заключает фетвы. В России – как правило, региональный, руководитель, возглавляющий не менее трех мусульманских общин.

Имам – есть несколько значений:

1. Титул верховного правителя у мусульман, опять же выбирается по знаниям (получивший богословское образование), набожности и.т.д.

2. Настоятель мечети, руководящий богослужением, коллективной молитвой. (В основном назначаться муфтием, так же может быть любой мусульманин по Выбору верующих).

Кади – религиозный судья, осуществляющий судопроизводство на основе шариата.

Улем – ученый.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 524; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!